Содержание
1. Экономическое содержание и функциибюджета государства
2. Аналитическая часть
Список используемой литературы
1. Экономическоесодержание и функции бюджета государства
В формировании и развитии экономической и социальнойструктуры общества большую роль играет государственное регулирование,осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Однимиз механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальнуюполитику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производитсянаправленное воздействие на образование и использование централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Основу финансовой базыгосударственного регулирования рыночной экономики составляет бюджет, состоящийиз бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всехуровней. Государственный бюджет — это счетный план государства, позволяющийконтролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей изаймов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласнобюджетной росписи расходов — с другой. Роспись государственных доходов ирасходов делается на определенный срок и утверждается в законодательномпорядке.
Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именноони определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства,концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределенызаконами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависятот качественных и количественных параметров совокупного дохода общества. Бездоходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих этих источникахсуществуют всегда. Данные потребности удовлетворяются через налоги, а при ихнедостаточности — через займы. Поэтому государственный бюджет представляетсобой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощьюперераспределения национального дохода и расходуемый государством дляосуществления своих функций.
Таким образом, все экономические проблемы в бюджетепредопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых икредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеютобъективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисныепроцессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых,важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношенийкак единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязанывсе основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, вбюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимойгосударством политике.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления. В бюджете ежегодно централизуется частьденежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средствараспределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функцийгосударства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственныепотребности, финансируются отдельные сферы деятельности — оборона, управление,охрана общественного порядка и безопасность государства, фундаментальнаянауками др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективныепотребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранениекультуру и искусство. С помощью государственного бюджета государственные властиполучают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществлениясоциальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государствомвозложенных на него функций. Государственный бюджет, являясь основнымфинансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическуювозможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размерынеобходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговуюполитику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходованиясредств, перераспределение национального дохода и внутреннего валовогопродукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятораэкономики. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическуюкатегорию, которая выражает определенные экономические отношения.
Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Еговозникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства.Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечениякак непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведенияэкономической и социальной политики. Как экономическая категория бюджетныеотношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, имприсуща денежная форма и основные функции финансов.
Существуют два метода формирования и использования бюджетныхсредств — собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит втом, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с однойстороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носятбезвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется ирасходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется ииспользуется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов,иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностраннымгосударствам. Бюджет РФ как финансовый план государства базируется напоказателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год.Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемамиобщественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системойи бюджетно-финансовой политикой государства.
Бюджет выполняет следующие задачи:
— перераспределение ВВП;
— государственное регулирование и стимулирование экономики;
— финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществлениясоциальной политики государства;
— контроль за образованием и использованием централизованныхфондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формированиеи использование централизованных фондов денежных средств по уровнямгосударственной и территориальной власти и управления. В развитых странах черезбюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджетагосударство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения,направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.Регулируя таким образом экономические отношения, государство способноцеленаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять илиослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса ипотребления. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные,проистекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета, использованиебюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездноми безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжениеорганов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФи органов местного самоуправления. Таким образом, экономическое содержаниедоходов бюджета определяется объектами денежных отношений, являющихсяисточниками формирования доходной базы бюджетной системы. Это валовойвнутренний продукт, части которого в форме прибыли и заработной платы выступаютисточником безвозмездного формирования (посредством налогового механизма)бюджетных доходов. Это национальное богатство, часть которого служит источникомбезвозмездного формирования бюджетных доходов посредством механизмовприватизации объектов государственной и муниципальной собственности, реализациизолотовалютных резервов. В процессе образования доходов бюджета происходитпринудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессеобщественного воспроизводства.
На этой основе возникают: финансовые взаимоотношения государствас налогоплательщиками. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам,объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем ониотличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходнойчасти бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность. Доходыбюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источникомналоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные врезультате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленнаястоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), накопления. Неналоговыедоходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самогогосударства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетнойсистемы. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяетсяконкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнемжизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах снизким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Черезбюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организациипроизводственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями илираспорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитныйхарактер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьямзатрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того,за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств поуровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды.Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основемогут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структурабюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане изависит, как и доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.Экономическая сущность бюджетных расходов по общественному назначению отражаетсостав выполняемых государством функций. В зависимости от роли в процессеобщественного воспроизводства бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные.
Бюджетная классификация — это обязательная группировкадоходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Бюджетнаяклассификация используется при планировании и исполнении бюджетов, веденииучета и составлении отчетности. На основе бюджетной классификацииобеспечивается: единообразие составления проектов бюджетов всех уровней,сопоставимость показателей, учет и контроль за поступлением доходов ирасходованием средств согласно утвержденным показателям. Для обработки данныхбюджетной классификации вычислительной техникой установлена система кодированияпоказателей. Главным группировочным признаком доходов являются источникиформирования, а у расходов — направления финансов на выполнение функций органовгосударственной власти и местного самоуправления.
Контрольная функция бюджета действует одновременно сраспределительной и предполагает возможность и обязательность государственногоконтроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Осуществляя этифункции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства.Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного игосударственного механизмов регулирования.
2. Аналитическая часть
Вариант 6
1. По данным таблицы 1рассчитать показатели:
— структуру расходовбюджета;
— удельный вес каждого изнаправлений расходов и общих расходов относительно ВВП;
— номинальные темпыприроста расходов бюджета и ВВП;
По результатам расчетовзаполнить таблицу 1.
2. Провести сравнительныйанализ рассчитанных показателей и их динамики за 2000-2003 гг., оценитьизменение расходов бюджета относительно ВВП.
3. Сформулировать выводыоб уровне развития национальной хозяйственной системы, измененияхгосударственного финансирования указанных направлений и о перспективахбюджетного финансирования. При любой оценке обосновать свою позицию.
Решение:
1. Рассчитаем структурурасходов бюджета, данные занесем в табл. 1. Для более наглядного представленияоб изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 1,построим диаграмму «Изменение структуры расходов бюджета».
— как видно из расчетов,все показатели (в количественном выражении) выросли, вместе с тем наблюдается иабсолютный прирост расходов бюджета в общей сумме расходов по сравнению с 2000г.: удельный вес расходов на государственное управление вырос с 1,7 до 2,46пунктов; расходы на судебную власть – с 0,4 до 0,8 %, расходы на международнуюдеятельность незначительно уменьшились – с 1,6 до 1,54%.
— если проанализироватьдинамику изменения удельных долей расходов бюджета по годам, то стоит отметитьрезкий рост всех исследуемых видов расходов в 2001 г., а затем их последующееснижение.
2. Рассчитаем удельныйвес каждого направления расходов и общих расходов относительно ВВП, данныезанесем в табл. 1. Для более наглядного представления об изменении структурырасходов, на основании расчетных данных таблицы 1, построим диаграмму«Структура расходов бюджета в ВВП».
— как видно из расчетов,все анализируемые расходы бюджета, невзирая на их количественное увеличение,имеют тенденцию к снижению в общем объеме ВВП, только удельный вес расходов насудебную власть статичен.
— удельный вес общихрасходов бюджета в ВВП достаточно резко уменьшается, доля общих расходов с 2000г. к 2003 г. уменьшилась в 2 раза – с 49,8% до 24,85%.
— несомненно, тенденция кснижению расходов бюджета (особенно расходов на содержание государственногоаппарата) с одновременным увеличением расходов на социальные нужды,инвестирование и т.д., заслуживает самых положительных оценок.
3. Рассчитаем номинальныеи реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП. Номинальные — в текущих ценахкаждого года, данные представим в табл. 1. Реальные – скорректированные сучетом уровня цен (инфляции), т.е. данные каждого года разделим насоответствующий индекс цен (табл. 1). Темп прироста рассчитаем как разницумежду соответствующим темпом роста и 100%, а темп роста рассчитаем по формуле Тр=(yi/yi-1)*100%;
— при расчете данных для2002 и 2003 гг. уровень инфляции будет считаться как сумма предыдущих уровней куровню цен 2000 г.
— Полученные данныепредставим в виде диаграммы:
— данные в сопоставимыхценах показывают, что в среднем темп прироста ВВП составляет 26,67% за год((19,41+30,84+29,77)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что ВВП составит13870,36 млрд. руб.;
— данные в сопоставимыхценах показывают, что в среднем темп прироста расходов бюджета составляет19,17% за год ((25,06+14,09+18,38)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, чторасходы бюджета составят 3243,8 млрд. руб.;
— общие расходы бюджетасохранят тенденцию к уменьшению своего удельного веса в общем объеме ВВП;
— также наблюдаетсятенденция к уменьшению и стабилизации уровня инфляции, что говорит о повышенииэффективности бюджетной политики государства;
— больший темп приростаВВП с одновременным замедлением прироста расходов говорит о повышенииблагосостояния, стабилизации политической и экономической ситуации в стране иповышении уровня развития национальной хозяйственной системы.
Таблица 1 — Сравнительныйанализ расходов бюджета в 2000 – 2003 годахСтатьи расходов бюджета 2000 г. 2001 г. млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % темп прироста в расходах в ВВП в расходах в ВВП номинал. реальн. Государственное управление 34 1,7 0,85 47 2,81 0,87 +38% +23,41% Судебная власть 8 0,4 0,2 11 0,65 0,2 +37% +22,75% Международная деятельность 32 1,6 0,8 37 2,21 0,69 +15% +3,21% Расходы бюджета 1992 100 49,8 1672 100 31,25 -17% -25,06% ВВП 4000 * 100 5350 * 100 +33% +19,41% Инфляция, % 18 * * 12 * * * *
Таблица 2 — Сравнительныйанализ расходов бюджета в 2000 – 2003 годахСтатьи расходов бюджета 2002 г. млрд. руб. уд. вес, % темп прироста в расходах в ВВП номинал. реальн. Государственное управление 52 2,46 0,67 +10% -0,08% Судебная власть 18 0,85 0,23 +63% +47,75% Международная деятельность 39 1,84 0,5 +5% -4,79% Расходы бюджета 2112 100 27,25 +26% +14,09% ВВП 7750 * 100 +44% +30,84% Инфляция, % 12 * * * * Статьи расходов бюджета 2003 г. млрд. руб. уд. вес, % темп прироста в расходах в ВВП номинал. реальн. Государственное управление 67 2,46 0,61 +28% +18,34% Судебная власть 22 0,8 0,2 +22% +12,26% Международная деятельность 42 1,54 0,38 +7% -1,09% Расходы бюджета 2722 100 24,85 +28% +18,38% ВВП 10950 * 100 41% +29,77% Инфляция, % 11 * * * *
Список используемойлитературы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации(по состоянию на 15.03.2004). – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004. – 187 с.
2. Бюджетная система России: Учебник длявузов \ Под. ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-540 с.
3. Бюджетная система РоссийскойФедерации: Учебник для вузов \ Под. ред. М.В.Романовского. — М.: Юрайт-М,2001.-615 с.
4. Годин А.М. Бюджет и бюджетная системаРФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2002. – 340 с.
5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансоваясистема Росссии: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001.-248 с.
6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма,. 2005. с. 672: ил.-(Классический университетский учебник).
7. Селезнев А. Государство и экономика//Экономист 2003 №10, С. 20-25