Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Доходы бюджета, ихэкономические содержание и назначение
2. Классификация доходовбюджета
3. Функциональноеназначение и характеристика налоговых и неналоговых доходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Под государственным бюджетомпонимаются специфические денежные отношения, складывающиеся у государства сфизическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национальногодохода и частично национального богатства, в связи с образованием ииспользованием главного централизованного бюджетного фонда страны,предназначенного для финансирования экономики, социально-культурныхмероприятий, нужд обороны и государственного управления.
К основнымпринципам функционирования бюджетной системы относятся: единство бюджетнойсистемы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, атакже государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджетов;эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее илисовокупное покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета;адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Одним изнормативных актов, регулирующих учет и систематизацию информации о состояниибюджета, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляетсобой группировку доходов и расходов, источников финансирования дефицитовбюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечиваетсопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Цельюконтрольной работы является изучение экономического содержания и принциповорганизации доходов бюджета.
Задачамикурсовой работы является изучение доходов бюджета, их экономического содержанияи назначения; классификации доходов бюджета; функционального назначения ихарактеристики налоговых и неналоговых доходов бюджета.

1.Доходы бюджета, их экономические содержание и назначение
Под доходами бюджетапонимаются экономические отношения, складывающиеся у государства схозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи с формированиембюджетного фонда страны.
Доходы бюджета – денежные средства,поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии сзаконодательством в распоряжение органов власти.[1]
Доходыбюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащуюцентрализации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться наналоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений всоответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
В доходахбюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджетыдругих уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевогофинансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездныеперечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным закономо федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ обюджете на очередной финансовый год.
В составедоходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Денежныесредства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджетагосударственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России иликредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа,исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.
В составдоходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а такжебезвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджета учитываютсядоходы целевых бюджетных фондов (рис. 1.1).
/>

Рис. 1.1.Состав доходов бюджетов[2]
Закон обюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметрыразвития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляетсобой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходыбюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства ссубъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны.Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежейпредприятий, организаций и населения, а материально-вещественным воплощением –денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
С помощьюдоходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходыопосредствуют процесс их использования. Управление бюджетными ресурсами,сосредоточение их на ключевых направлениях экономического и социальногоразвития страны позволяет реализовать финансовую политику на всей территориистраны.
Внезависимости от уровня и направления воздействия процесс управления любойсистемой может быть разделен на отдельные этапы, представленные ихарактеризуемые определенным видом управленческой деятельности. Условнаяпоследовательность осуществления управленческих действия осуществленияуправленческих действий отражена на рис. 1.2.
/>
Рис. 1.2. Последовательность этапов процессауправления[3]
Поэкономическому содержанию источники доходов бюджета можно классифицироватьследующим образом:
— отхозяйственных субъектов;
— отгосударственного имущества и угодий;
— отгосударственной внешнеэкономической и другой деятельности;
— отличных доходов граждан и временно свободных денежных средств предприятий всехформ собственности.
Источникомдоходов бюджета от хозяйствующих субъектов могут служить части валовоговнутреннего продукта – прибыль и заработная плата, являющиеся налогообразующейбазой для исчисления ряда доходов бюджета.
2.Классификация доходов бюджета
Классификациядоходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы в соответствии с источниками их формирования, установленнымисоответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статейдоходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам ихполучения.
В составебюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы,подгруппы и статьи доходов.
I. Налоговые доходы:
— налог наприбыль (доход) организаций;
— налог надоходы от капитала;
— подоходный налог с физических лиц;
1) налогина товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы: налог на добавленнуюстоимость; акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видамминерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы; налог на покупкуиностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностраннойвалюте; налог с продаж; единый налог на совокупный доход для субъектов малогопредпринимательства — вмененный налог на доходы;
2) налогина имущество: налог на имущество физических лиц; налог на имуществоорганизаций; налог на недвижимость; налог на наследование или дарение;
3) платежина пользование природными ресурсами: платежи на пользование недрами; налог навоспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход отдобычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира иводными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологическийналог; земельный налог;
4) налогина внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: таможенная пошлина;таможенные сборы;
5) прочие налоги, пошлины и сборы: государственнаяпошлина; взносы в государственные фонды; дорожный налог; транспортный налог;налог на игорный бизнес; налог на рекламу;
II. Неналоговые доходы:
6) доходыот имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, илиот деятельности: доходы от использования имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности; дивиденды по акциям,принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося вгосударственной собственности; проценты, полученные от размещения в кредитныхорганизациях временно свободных средств бюджета; проценты, полученные отпредоставления бюджетных ссуд внутри страны; доходы от оказания услуг иликомпенсации затрат государства; перечисление прибыли Центрального банка РФ;платежи от государственных и муниципальных организаций; плата за выделение квотвылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностраннымюридическим лицам; прочие поступления от имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
7) доходыот продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности: поступления от приватизации организаций, находящихся вгосударственной собственности; поступления от продажи государствомпринадлежащих ему акций организаций; доходы от продажи квартир; доходы отпродажи государственных производственных и непроизводственных фондов,транспортных средств, другого оборудования; доходы от реализации конфискованного,бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственнуюи муниципальную собственность; доходы от реализации государственных запасов;доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальныхтрансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы;штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономическойдеятельности; прочие неналоговые доходы;
8)безвозмездные перечисления: от бюджетов других уровней; от государственныхвнебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональныхорганизаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
9) доходыцелевых бюджетных фондов: дорожные фонды; экологические фонды; фонд развитиятаможенной системы РФ; государственный фонд борьбы с преступностью; фондвоспроизводства минерально-сырьевой базы; целевой фонд Федеральной пограничнойслужбы РФ; целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Доходыбюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходыбюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично засоответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходамбюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующимибюджетами действующим законодательством; часть неналоговых доходов;безвозмездные перечисления.
Финансоваяпомощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета игосударственного внебюджетного фонда.
Регулирующиедоходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений отсобственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии сустановленными на определенный срок нормативами отчислений.
Нормативыотчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы,который передает собственные доходы, или который распределяет переданные емусобственные доходы бюджета другого уровня
3.Функциональное назначение и характеристика налоговых и неналоговых доходов
Кналоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы,а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве РоссийскойФедерации.
Попризнаку переложимости налоги могут быть классифицированы как прямые икосвенные налоги:
— прямыеналоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имуществаналогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы физических лиц, налоги снаследства и дарения);
— косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе ихпотребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенныепошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельноналог не уплачивается, покупатель может даже не догадываться о налоге, входящемв цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог,покупатель тем самым является его плательщиком.
Большинствоненалоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянногохарактера. В отличие от других доходов, неналоговые доходы бюджета не должныжестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, науровне поступлений предыдущего года. Одна из причин – наличие законодательныхактов, стимулирующих этот процесс.
Неналоговыедоходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной властиРоссийской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц.Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольныхплатежей. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность.Использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовыхактах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Переченьненалоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяетсябюджетной классификацией.
Далеебудет приведена сравнительная характеристика доходов бюджета Хабаровского краяза последние три года.
Данные об исполнении бюджета субъектаРФ представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1.Данные об исполнении бюджета Хабаровского края за 2002 – 2004 гг. тыс. руб. 2002 2003 2004 Доходы, всего 23444193 28994935 33908862 в т.ч.: Налоговые доходы 12863266 15459260 19341706 в т.ч.: Налоги на прибыль (доход), прирост капитала 8897867 10964994 13432764 Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы 878102 1387834 1823972 Налог на совокупный доход 252667 660725 Налог на имущество 1680417 1857331 1768733 Платежи за пользование природными ресурсами 749593 872287 1092793 Прочие налоги, сборы и пошлины 75109 124147 562719 Неналоговые доходы 690648 2071027 2149711 в т.ч.:
Доходы от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности или от деятельности государственных
и муниципальных организаций 582336 1903745 1933775 Доходы от продажи земли и нематериальных активов 2073 370 -370 Административные платежи и сборы 19588 22345 24027 Штрафные санкции, возмещение ущерба 64956 98250 125131 Прочие неналоговые доходы 21695 46317 67148 Безвозмездные перечисления 4 821 152 5 591 479 5 347 164 Доходы целевых бюджетных фондов 1966716 1485243 1099159 Расходы, всего 24368532 31316400 33125109 в т.ч.: Государственное управление и местное самоуправление 1553696 1956443 2704374 Судебная власть 34956 66994 85982 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 722003 884710 1014132 Промышленность, энергетика и строительство 2554882 3714482 2515002 Сельское хозяйство и рыболовство 371387 418321 469159
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,
гидрометеорология, картография и геодезия 14676 50715 107892 Транспорт, связь и информатика 260585 246439 281550 Развитие рыночной инфраструктуры 7638 8760 11710 Жилищно-коммунальное хозяйство 3229311 3681218 3534113 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 59251 267589 375204 Образование 4454589 5121828 6508230 Культура, искусство и кинематография 453775 596670 776148 Средства массовой информации 56976 92426 109771 Здравоохранение и физическая культура 2847386 3738192 4435753 Социальная политика 1840536 2555376 3149203 Обслуживание государственного долга и муниципального долга 32105 246419 482766 Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 14877 14877 14877 Дорожное хозяйство 354856 354859 400000 Прочие расходы 616013 1983299 5067891 Целевые бюджетные фонды 1956600 1470638 1081352 Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+) -924339 -2321465 -4284143 Источники внутреннего финансирования 924339 2321465 4284143
Доходыбюджета Хабаровского края в 2003 г. составили 123,7% по отношению к доходампредыдущего года и 116,9% в 2004 г.
В таблице 2.1. представлена структурадоходов бюджета.
Таблица 2.1
Структура доходов федеральногобюджета за 2002 – 2004 гг., % Годы 2002 2003 2004 Налоговые доходы 68,0 68,4 74,4 Неналоговые доходы 3,0 7,2 6,3 Безвозмездные перечисления 20,6 19,3 16,0 Доходы целевых бюджетных фондов 8,4 5,1 3,3
Изданных, приведенных в таблице видно, что большую часть доходов на протяжениитрех лет составляли налоговые доходы. Изменение величины налоговых доходов впериод 2002 – 2004 гг. представлено на рис. 2.1.
/>
Рис.2.1 Изменение величины налоговых доходов, тыс. руб
Вструктуре налоговых доходов наибольший удельный вес принадлежит налогу наприбыль и налогу на имущество.
Доляналога на прибыль в 2002 г. составила 69,2%, в 2003 г. увеличилась до 79,0%, нов 2004 г. снизилась до 69,4%.
Доляналога на имущество в структуре налоговых доходов бюджета субъекта РФ в течение2002 – 2003 гг. снижалась. В 2002 г. она составляла 13,1%, 2003 г. – 12,0%,2004 г. – 9,1%.
Изменениевеличины неналоговых доходов проиллюстрировано на рис 2.2.

/>
Рис.2.2 Изменение величины неналоговых доходов, тыс. руб
Вструктуре неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы отимущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или отдеятельности государственных и муниципальных организаций.
Долядоходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности в 2002 г. составляла 84,3%, 2003 – 91,9%, а в 2004 г. снизиласьдо 90,0%.
Запериод с 2002 по 2004 год налоговые доходы увеличились на 150,3%, неналоговыедоходы – 311,3%. Безвозмездные перечисления в 2004 г. составили 110,9% отуровня 2002 г. Доходы целевых бюджетных фондов составили 55,9% от уровня 2002г.
Наувеличение налоговых доходов повлияло, в первую очередь увеличение поступленийналога на прибыль (151,0% в 2004 г. по отношению к 2002 г.), налога на товары иуслуги, лицензионных и регистрационных сборов (207,7%).
Неналоговыедоходы в 2004 г. составили 311,3% по отношению к 2002 г. Наибольшее увеличениепроизошло по доходам от имущества находящегося в государственной имуниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальныхобразований (332,1% в 2004 г. по отношению к 2002 г.)
Доходыот штрафных санкций и возмещения ущерба увеличились в период с 2002 по 2004 г.на 60 175 тыс. руб. и составили 192,6%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законо бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметрыразвития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляетсобой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходыбюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства ссубъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Впроцессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь местосбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.
Планированиебюджетных доходов представляет собой комплексный и многофакторный процессразработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовыйгод и перспективу. Принципиальная схема данного процесса установлена Бюджетнымкодексов РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всехуровней бюджетной системы РФ.
Кведению субъектов РФ и органов местного самоуправления БК РФ относитустановление конкретного порядка формирования проектов бюджетов насоответствующей территории. Согласно БК РФ составление проектов бюджетов –исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органовисполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.Непосредственная работа по разработке бюджетного плана проводится Министерствомфинансов РФ, комитетами финансов субъектов РФ, финансовыми отделами органовместного самоуправления, налоговыми и таможенными органами.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабич А. М.,Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687с.
2. Бюджетнаясистема Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского.– М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
3. Галицкая С.В. Денежное обращение,финансы, кредит. – М.: Международные отношения, 2002. – 272 с.
4. Мысляева И. Н.Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 268 с.
5. Пшенникова Е. И.Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во С.-Петрб.Ун-та, 2002. – 266 с.
6. Сергеев Л.Государственные и территориальные финансы. – Калининград: Янтарный сказ, 2003.– 368 с.
7. Тедеев А.А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.:«Приор-издат», 2003. – 192 с.
8. Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2001. – 543 с.