Экономика географическая характеристика сельского хозяйства и транспорта Восточно – Сибирского э

Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства и транспорта

Восточно-Сибирского экономического района.

1) Географическое положение, территория и административно-территориальный состав района. * Природно-ресурсный потенциал: сырьевые, минеральные, гидроресурсы района, их уникальность, количественная и качественная оценка; природные условия Восточной Сибири, влияние их на размещение производительных сил района. * Население и его национальный состав. Особенности воспроизводства населения и формирования трудовых ресурсов. * Место района в территориальном разделении труда РФ. * Межрайонное значение топливно-энергетических ресурсов. Сырьевая база и 2) специализация района в области промышленности. Формы территориальной организации промышленного производства. Перечень и краткая характеристика важнейших ТПК и промышленных узлов. Промышленность и проблемы экологии, основные направления их решения. * Развитие и размещение отраслей АПК: природные условия – важнейший фактор размещения отраслей сельского хозяйства северной и южной частей района. География перерабатывающих отраслей АПК (мясная, молочная и другие отрасли пищевой промышленности). * Роль транспортной системы в развитии производительных сил. Основные ее виды. Особенности развития транспорта в районе. * Проблемы и перспективы развития и размещения производительных сил района. Выравнивания уровня развития северной и южной частей района. Факторы, способствующие территориальным, структурным сдвигам.
Состав Респ.:
Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия. Красноярский кр., в т.ч. Таймырский (или Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский авт. окр., Иркутская обл., в т.ч. Усть-Ордынский Бурятский авт. окр., Читинская обл., в т.ч. Агинский Бурятский авт. окр.
ЭГП ВС
расположена вдали от наиболее развитых р-в страны, между ЗС и ДВ. Только на Ю. проходят ж/д (Транссибирская и Байкала-Амурская) и по Енисею в короткую навигацию обеспечивается связь с Сев. морским путем. Особенности географического положения и природно- климатических условий, а также слабая освоенность терр. затрудняют условия индустриального развития р-на.
Природные условия и ресурсы
Тысячекилометровые многоводные реки, бескрайняя тайга, горы и плоскогорья, низменные равнины тундры – такова разнообразная природа ВС. Территория р-на – 4,1 млн. км2. Климат – резко-континентальный, с большими амплитудами колебания температуры (очень холодная зима и жаркое лето). Почти четверть терр. лежит за Полярным кругом. Природные зоны сменяются в широтном направлении последовательно: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга (большая часть территории), на юге – встречаются участки лесостепей и степей. По запасам леса район занимает первое место в стране (лесоизбыточный).
Большую часть терр. занимает Вост.-Сиб. плоскогорье. Равнинные районы ВС на Ю. и В. окаймлены горами (Енисейский кряж, Саяны, Байкальская горная страна). Особенности геологической структуры (сочетание древних и более молодых горных пород) обусловливают разнообразие полезных ископаемых. Верхний ярус, находящейся здесь Сиб. платформы, представлен осадочными горными породами. С ними связано образование крупнейшего в Сиб. ка­менноугольного бассейна – Тунгусского. К осадочным породам прогибов на окраинах Сиб. платформы приурочены запасы бурого угля Канско-Ачинского и Ленского бассейнов. А с докембрийскими породами нижнего яруса Сиб. платформы связано образование Ангаро-Илимского и других крупных местор. жел. руд и золота. Крупное местор. нефти открыто в среднем течении р.Подкаменная Тунгусска (Эвенкия).
ВС обладает огромными запасами различных полезных ископаемых (уголь, медно-никелевые и полиметаллические руды, золото, слюда, графит). Условия разработки их чрезвычайно трудны из-за сурового климата и многолетней мерзлоты, мощность которой превышает местами 1000 м, и которая распространена практически на терр. всего р-на. В ВС находится озеро Байкал – уникальный природный объект, который содержит около 1/5 мировых запасов пресной воды. Это самое глубокое озеро в мире. Огромны гидроэнергоресурсы ВС. Самая полноводная река – Енисей. Крупнейшие ГЭС страны (Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская и другие) построены на этой реке и на одном из ее притоков – Ангаре.
Население ВС
– один из самых малозаселенных районов РФ. Численность населения (2000 г.) составляет 9,0 млн. чел., ср. плот.- 2 чел./км2, а в Эвенкийском и Таймырском авт. окр. этот показатель составляет всего 0,003–0,006 чел./км2.
Население живет на Ю., в основном в полосе, прилегающей к Транссибирской ж/д, у линии БАМ и у озера Байкал. Заселенность Предбайкалья выше, чем Забайкалья. Большая часть насел. сосредоточена в Красноярском кр. и Иркутской обл.. На огромных пространствах тундры и тайги насел. редкое, размещено "очагами" – по долинам рек и в межгорных котловинах.
Большинство насел. – русские. Кроме них живут буряты, тувинцы, хакасы, на севере – ненцы и эвенки (в основном проживающие в терр. своих нац.-терр. образований – в респ. и авт. окр.). Преобладает гор. насел. (71 %), т. к. большая часть терр. из-за природных условий неблагоприятна для проживания и развития с/х. Наиболее крупные города – Красноярск (ок. 900 тыс. чел.), Иркутск (ок. 600 тыс. чел.), Чита и Улан-Удэ (более 300 тыс. чел.).
Хозяйство
Отраслями специализации х-ва ВС являются эл.-энергетика, цв. металлургия, лесная и целл.-бум. пром.
ТЭК. Эл.-нергетика – отрасль специализации пром. р-на. Здесь работают крупнейшие в стране ГЭС, ГРЭС и ТЭЦ, использующие местные топливные и гидроэнергетические ресурсы. Наиболее мощные ТЭС в р-не – Назаровская (КАТЭК – Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс в Красноярский кр.), Читинская, Гусиноозерская ГРЭС (Бурятия), Норильская (Красноярский кр.) и Иркутская ТЭЦ. ТЭЦ Норильска работала ранее на угле, а теперь работает на природном газе, который подается по газопроводу от местор. Мессояха в 150 км от Дудинки (на границе ЗС и ВС).
Ряд крупнейших ГРЭС намечается еще построить на углях Канско-Ачинского бассейна, который протянулся на 800 км вдоль Транссибирской магистрали (от Канска до Ачинска). Стометровый пласт бурых углей залегает здесь близко к поверхности. Добыча ведется в крупных карьерах – открытым способом. Это энергетические угли, которые выгоднее сжигать на месте для пр-ва эл.-энергии на крупных ТЭС, чем транспортировать на большие расстояния.
ВС выделяется и крупнейшими в стране ГЭС, построенными на Енисее (Красноярская и Саяно-Шушенская мощн. свыше 6 млн. кВт) и на Ангаре (Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская). Все эл.-станции р-на объединены ЛЭП и подключены к энергосистеме ЗС.
На терр. р-на, в Иркутской области, открыто новое газоконденсатное местор.- Ковыткинское (доказанные запасы (по оценкам) – 869 млрд. м3 газа и 58 млн. т – конденсата). В 1997г. подписано соглашение об экспорте газа из этого местор. в Китай по газопроводу (проект разрабатывается с 1994 г.). Предполагаемая трасса газопровода пройдет параллельно железнодорожной магистрали Улан-Удэ-Улан-Батор- Пекин (длина 3364 км), затем до порта Жичжао (Китай), а далее – по дну Желтого моря в южно-корейский город Самхо (а затем в сжиженном виде газ будет закачиваться в танкеры и отправляться в Японию и на Тайвань).
Вырабатывая дешевую эл. энергию и располагая разнообразными сырьевыми ресурсами, район развивает энергоемкие пр-ва (цв. металлургия, целл.-бум. промышленность). Напр., предпр. по выплавке алюминия: Шелехово, Братск (Иркутская обл.), Красноярск, Саяногорск (Красноярский кр.). Сырье – местные нефелины. Комплексная их переработка с попутным получением цемента и соды делает пр-во алюминия в ВС самым дешевым. Саянский и Братский алюминиевые з-ды являются крупнейшими в мире.
Также в р-не добывают золото, серебро, молибден, вольфрам, никель, свинцово-цинковые руды. В некоторых р-нах на месте добычи создаются комб-ты. Напр., Норильский медно-никелевый комб. (на С.- за Полярным кругом), где попутно с выплавкой многих металлов производят хим. продукты и стройматериалы.
Нефтеперераб. и хим. пром. представлена предпр. в городах: Ачинск, Красноярск (Красноярский кр.), Ангарск, Усолье-Сибирское, Зима (все – Иркутская обл.) и др. Там получили развитие переработка нефти (на пути нефтепровода из ЗС – НПЗ в Ачинске и Ангарске), развито пр-во синт. аммиака, азотной кислоты, селитры (Усолье-Сибирское, Иркутская обл.), спиртов, смол, соды, пластмасс и др. Красноярский комплекс специализируется на хим. переработке древесины, пр-ве синт. каучука и волокон, шин, полимеров и минеральных удобрений. Хим. комб-ты работают на отходах целл.-бум. пром., на базе нефтепереработки, на местных ресурсах угля, используя дешевую эл. энергию ГРЭС и ГЭС. Воду дают реки ВС, так как многие пр-ва водоемкие.
Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целл.-бум. пром. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транс-ют к океану и далее – по Сев. мор. пути, а также – к Транссибирской ж/д и БАМу для отправки по ним леса в другие р-ны страны.
За Сев. Полярным кругом построен порт Игарка с лесопильным заводом. Основные же предприятия лесной пром. находятся в Красноярске, Лесосибирске (Красноярский кр.), Братске, Усть-Илимске (Иркутская обл.). Построен крупный Селенгинский целл.-картонный комб. (на р. Селенга, впадающей в Байкал). Необходимо однако отметить, что предпр. наносят значительный ущерб эколог. состоянию Байкальского региона, загрязняя окружающую среду отходами пр-ва.
Маш-ение обслуживает в основном потребности р-на. Крупными предпр. Маш-ного комплекса являются з-ды в Красноярске ("Сибтяжмаш", комбайновый и з-д тяжелых экскаваторов); в Иркутске (завод тяж. маш-ения). В Чите представлена автосборка.
АПК. С/х развито в основном на Ю. р-на. Жив-во специализируется на пр-ве мяса и шерсти, так как две трети с/х угодий составляют сенокосы и пастбища. Мясное скотоводство и мясошерстное овцеводство развиты в Читинской области, Бурятии и Туве. Ведущее место в земледелии принадлежит зерн. культурам. Возделывают яровую пшеницу, овес, ячмень, значительны посевы корм. культур, развиваются картофелеводство и овощеводство На С., в тундре, занимаются разведением оленей, в тайге – охотой.
Транспорт. Разработка природных богатств, развитие пром. сдерживаются малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транс. сетью – одна из самых низких в стране. Лишь на Ю. ВС проходит Транссибирская магистраль, проложенная еще на рубеже XIX и ХХвв. (Челябинск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Улан-Удэ-Чита-Владивосток). В 80-е годы была построена БАМ (общая ее протяженность – более 3 тыс. км). Магистраль берет начало от Усть-Кута (город в верхнем течении Лены), подходит к северной оконечности Байкала (Северобайкальск), преодолевает горные хребты Забайкалья через пробитые в скалах тоннели и заканчивается в Комсомольско-на- Амуре (на ДВ, Хабаровский кр.). Магистраль вместе с ранее построенными западным (Тайшет-Братск-Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре-Ванино) образует второй, более короткий по сравнению с Транссибом, путь к Тихому океану.
На севере района есть небольшая электрифицированная ж/д, которая связала Норильск с портом Дудника. Крупнейшей транс. артерией является р.Енисей. К З. от устья Енисея судоходство по Сев. мор. пути осуществляется даже зимой. Летом с помощью ледоколов проводятся суда и к В. от Енисея. Игарка и Дудника – лесоэкспортные порты.