Гипероглавление:
Щв0ЖМт&№т№ю&»я«»,
г`осударвтевю.
■■■;
КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1.1. Экономика туризма и влияющие на нее факторы
Основные проблемы экономики туриндустрии.
Основные цели экономики туризма.
Лимитирующие факторы экономики туризма.
1.2. Определение и экономические характеристики туризма
Типы туризма.
Основные понятия.
Характерные особенности туриндустрии.
Туристский продукт.
Координация взаимодействия компонентов индустрии туризма.
Туристский кругооборот.
Классы обслуживания.
Туристские корпорации.
1.4. Туристские затраты
Затраты туриста — потребителя туристской продукции.
Факторы производства туристской продукции.
Альтернативные затраты на производство туристской продукции.
1.5. Туристский продукт
Виды турпродукта.
Туристский экспорт и импорт.
Валовой туристский продукт.
1.6. Туристское потребление (использование)
Л 7 — 7 — 7
Прогнозирование спроса на продукцию туриндустрии.
Структурный метод прогнозирования спроса.
I _ Т.Ы
Щ у _ /______
I ^
Метод экспертных оценок.
Метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности.
й.л
Ши 1111)
Контрольные вопросы
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ТУРИНДУСТРИИ
2.1. Системный подход в определении туризма
2.3. Типология туристских дестинации
2.4. Туристские потоки и модели их распределения в мировом масштабе
Закономерности туристских потоков.
Распределение потока граждан в Россию и из России по способам
2.5. Мотивация путешествий и основные виды туристских рынков
Мотивы туризма.
е = 1а, V,. = 1, п.
Туристский рынок и его особенности.
Факторы популяризации дестинаций.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
3.1. Социально-экономическое значение туризма
Основные понятия.
Экономическое значение иностранного туризма.
Социальные последствия туризма.
3.2. Коэффициент дохода от туризма (мультипликатор)
___________ . ^у-. ^1 -^_______ ,
_________ . ^у– ^1 `У^ч______ ,
3.3. Значение статистики туризма для планирования и оценки влияния туризма на экономику
Статистика туристских расходов.
Статистика прибытия в страну туристов.
3.4. Туризм как фактор экономического прогресса и развития
Тенденции развития современного туризма.
Контрольные вопросы
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
4.2. Основы организации предпринимательской деятельности
Основные понятия.
Система управления экономическими рисками.
Контроль предпринимательской деятельности.
Контрольные вопросы
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
5.1. Основные понятия индустрии гостеприимства
5.2. Классификация гостиниц
5.3. Современные тенденции развития предприятий средств размещения
I Контрольные вопросы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
6.1. Производственные фонды предприятий социально-культурного сервиса и туризма
6.2. Оценка основных фондов
6.5. Показатели использования основных производственных фондов
Ф = Ф + Ф — Ф *
фн Ш,
Т -па 10° ~ П
о —Я- ”
6.6. Использование лизинга в индустрии гостеприимства
Контрольные вопросы
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
7.1. Состав, структура и классификация оборотных средств
7.2. Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия
Формирование запасов на предприятиях индустрии туризма.
Управление дебиторской задолженностью.
Управление денежными активами.
Анализ движения денежных средств.
Определение оптимального уровня денежных средств.
Ат ~14Ск.ф.в`
р – 2
Контрольные вопросы
ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
8.1. Общая характеристика затрат
7 — 7 а- 7
пред~ д
8.2. Метод директ-костинг (Шгес1-со5{т§)
7 ■ `
8.3. Дифференциация издержек на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма
Дифференциация издержек графическим (статистическим) методом.
Дифференциация издержек методом наименьших квадратов.
= 1(*
7 С 7 V
пост` ~ 2>/ `
Контрольные вопросы
ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль».
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
9.3. Рыночные, или маркетинговые, методы формирования цен на продукцию (услуги)
Контрольные вопросы
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСф
И ТУРИЗМА
-»[11?.. ■
Расчет приведенных затрат по вариантам
10.2. Функция эффективности использования ресурсов
ту- \2к-Н
10.4. Прибыль предприятий социально-культурного сервиса и туризма
10.6. Применение маржинального подхода в оценке деятельности туристского предприятия
^в.м О,-Э”
Контрольные вопросы
ЭКОНОМИКА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
11.1. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
т _ к
^ — —1-л `
~ п ■
`( “* `( ;
^-~Г”” 20 -4-
Ра = А^к. = о.
Р Р
Контрольные вопросы
I Абсолютный показатель эффективности
Акционерное общество
Альтернативные затраты,
I Амортизация
Валовой доход
I Возвратный лизинг
Лизинг по остаточной стоимости
Лизинг с денежным платежом
Лизинг с компенсационным платежом
Лизинг с полным набором услуг (мокрый лизинг)
Лизинг с частичным набором услуг
Лизинг со смешанным платежом
Лизинг чистый
Ликвидационная стоимость основных производственных фондов
Финансовый лизинг
Фонд накопления
Фонд потребления
Чистая продукция
Экономическая эффективность
Экстенсивный подход использования ресурсов
Эффект операционного рычага
I. Общие положения
IV. Восстановление основных средств
У. Выбытие основных средств
VI. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
РАЗДЕЛ I. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ
Глава 1. Концепция экономики социально-культурного сервиса
Глава 2. Экономико-географический компонент туриндустрии………………
Глава 3. Анализ экономической значимости и тенденций развития
РАЗДЕЛ П. МИКРОЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–
1.2. Определение и экономические
характеристики туризма
Туризм. Туризм — явление многогранное, проявляющееся во многих формах, и в литературе встречается множество его определений. Точная формулировка этого понятия необходима для изучения и анализа феномена туризма, а также для сбора статистических данных и измерения феномена туризма.
Одно из первоначальных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом и позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Ученые считают, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсии, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания.
Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух. Со временем базовая концепция туризма расширилась и стала включать в себя различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию и не связаны с извлечением прибыли в стране пребывания, т. е. их экономическое значение остается тем же.
В современной научной отечественной и зарубежной литературе существует большое количество подходов к определению понятия туризма. Все их можно разделить на несколько групп в зависимости от той концепции, которая положена в основу определения туризма. Итак, туризм — это:
• особая форма передвижения людей по маршруту с целью по
сещения конкретного объекта или удовлетворения специализи
рованного интереса;
• движение (перемещение), нахождение вне постоянного места
жительства и временное пребывание в объекте интереса (поездки);
12
• особая форма умственного и физического воспитания, реа
лизуемая через его социально-гуманитарные функции (воспита
тельную, образовательную, оздоровительную и спортивную);
• популярная форма организации отдыха, проведения досуга;
• отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся вре
менно вне места постоянного жительства (это так называемый
промышленный подход в определении туризма);
• сегмент рынка, в котором сходятся предприятия традицион
ных отраслей хозяйства (транспорт, общественное питание, гос
тиничное хозяйство, культура, торговля и т.д.) с целью предло
жения своей продукции и услуг потребителям (это определение с
точки зрения теории маркетинга).
В последнее время появилась точка зрения, выходящая за пределы традиционного представления о туризме как явлении, связанном исключительно с отдыхом. На конференции Всемирной туристской организации (ВТО) по статистике путешествий и туризма, проходившей в 1991 г. в Оттаве (Канада), в качестве основной концепции был выбран аспект спроса, и туризм получил такое определение: это деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, на период не более одного года подряд с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ, принятый 24 ноября 1996 г., определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Если попытаться охватить все многообразие туризма и то влияние, которое он оказывает на разные виды деятельности, легко понять, почему так трудно найти подходящее определение туризму. Недостатки в определении туризма связаны со специфичностью этой индустрии. Каждое данное определение основано на решении конкретных проблем туризма и связано с конкретной ситуацией.
Среди экономических характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:
• туризм — результат передвижения людей к различным тури
стским пунктам назначения и их остановка там с целью удовлет
ворения туристских потребностей;
• различные формы туризма содержат два базовых элемента:
путешествие (перемещение) в туристский пункт назначения и ос
тановка в этом пункте назначения, которая включает в себя удов
летворение потребностей в размещении, питании и т.п.;
13
–PAGE_BREAK–
20
–PAGE_BREAK–
Туристский кругооборот. Термин туристский кругооборот обозначает комплекс экономических отношений между основными компонентами туристской индустрии, между туристскими предприятиями и туристом напрямую или косвенно, включая потоки туристских продуктов и потоки платежей.
На рис. 1.6 показана упрощенная схема туристского кругооборота. Для каждого потока туристских товаров и услуг существует встречный поток платежей. Следует заметить, что, не считая прямых и косвенных обменов между туркомпаниями и туристами, существуют обмены между туристами и другими компаниями, что не может быть представлено на схеме упрощенного туристского кругооборота.
Потоки туристских товаров и услуг от фирм-производителей и потоки платежей являются непрерывными, происходят в любое
29
–PAGE_BREAK–
1.4. Туристские затраты
Затраты туриста — потребителя туристской продукции. Известно, что турист тратит денежные средства не только непосредственно на туристские услуги, например в отеле, где он останавливается, но и на различные продукты и услуги, которые производятся в других отраслях экономики. Трудно определить точную область, где турист осуществляет расходы по организации и проведению своего путешествия. Поэтому для удобства все расходы можно разделить на различные виды по признакам, которые определяются местом назначения, временем и целью приобретения.
С точки зрения времени выделяют три вида затрат в потреблении услуг (товаров):
затраты, предшествующие путешествию, осуществляемые в месте проживания туриста: приобретение турпутевки, билетов для переезда, страховки и пр. — всего, что необходимо для туристского путешествия. Если туристы пользуются услугами национального туроператора, то больше денежных средств остается в стране проживания и меньше издержек им необходимо будет нести в другой стране. Чем больше турист тратит в месте проживания, тем лучше для экономики данной страны;
36
затраты текущего потребления — затраты на товары и услуги, необходимые в процессе путешествия (текущее потребление);
затраты будущего потребления, как правило, осуществляемые с целью потребления купленных товаров в стране постоянного проживания. В процессе туристского путешествия турист приобретает различные товары, которыми он может воспользоваться как во время путешествия (купальные принадлежности, спортивная или пляжная обувь), так и в месте своего постоянного проживания (шуба, электронная аппаратура). В настоящее время очень большое развитие, особенно в российском туризме, получил так называемый шопинговый туризм. Он играет негативную роль в развитии экономики страны, способствуя вывозу из страны валюты, так как затраты на товары будущего потребления значительно превышают все издержки, которые турист несет в стране проживания для того, чтобы совершить туристское путешествие.
Таким образом, общие туристские затраты складываются из затрат на товары и услуги, предшествующие путешествию, затрат текущего потребления и затрат будущего потребления. С точки зрения развития экономики страны, отправляющей туриста, интересна только первая составляющая туристских затрат, в то время как для принимающей страны, наоборот, затраты текущего и будущего потребления. Эти затраты составляют доход от международного туризма, и каждая страна, принимающая туристов, заинтересована в повышении этих доходов. Чтобы увеличивать доходы от международного туризма, необходимо прежде всего улучшать качество предоставляемых товаров и услуг.
С точки зрения места назначения различаются:
прямые туристские затраты, осуществляемые во время передвижения туриста, его нахождения в месте назначения и возвращения к месту постоянного проживания (т. е. затраты, непосредственно связанные с туриндустрией).
косвенные туристские затраты, осуществляемые в месте постоянного проживания туриста до его отъезда, например для приобретения товаров, которые будут использованы во время путешествия, для получения загранпаспорта и т.д.
С точки зрения цели различаются:
невидимые туристские расходы, осуществляемые до или во время передвижения туриста и связанные с приобретением запасов продуктов, одежды и т.д., которые не могут рассматриваться как товары, непосредственно произведенные предприятиями туризма. То есть к этой категории можно отнести все затраты туриста, непосредственно не связанные с туристскими предприятиями;
видимые туристские расходы, осуществляемые при приобретении туристских товаров и услуг, произведенных исключительно туристскими предприятиями. В эту категорию включаются все рас-
37
–PAGE_BREAK–
43
–PAGE_BREAK–
50
потребление. Деятельность по созданию и поддержанию материально-технической базы туризма как необходимого условия производства и реализации услуг включается как составляющая (пагс!) в туристское обслуживание.
Таким образом, обслуживание — это своеобразный процесс сложных взаимоотношений между обслуживающим персоналом и туристами, в котором одновременно осуществляются создание, предложение и потребление большей части услуг (товаров).
Для характеристики туристского потребления все затраты туристов можно разделить на две группы: затраты на путешествие (общие, или валовые, затраты) и потенциальные затраты, которые могли бы возникнуть в месте постоянного проживания при отсутствии путешествия (постоянные затраты, или затраты места). В течение времени путешествия турист не производит те затраты, которые должен был бы сделать, оставшись дома: на питание, транспорт, развлечения и т.п.
Как правило, валовые затраты существенно выше, чем затраты места, за счет оплаты транспортных средств во время путешествия, жилья, питания, развлечений и т. п. Во время путешествия на эти услуги туристы обычно тратят больше, чем в месте постоянного проживания. Это связано, например, с их желанием попробовать национальные блюда страны пребывания, посмотреть различные достопримечательности, приобрести сувениры.
Чистые затраты туриста А2Тможно определить по формуле:
Л
7
—
7
—
7
1л^/т — ^ТВад ^т места;
где 2.^ вал — общие затраты туриста; 2^ места — затраты места.
Показатель А2Тобозначает сумму расходов, которые понесет турист дополнительно, если совершит путешествие. Чем меньше чистые затраты, тем выгоднее с экономической точки зрения будет путешествие для туриста. Это обстоятельство можно использовать как дополнительный стимул при принятии им решения о путешествии.
Иногда имеет место ситуация, когда валовые затраты существенно ниже затрат места, т. е. А2Т
51
–PAGE_BREAK–
Метод экспертных оценок. Данный метод используется при прогнозировании спроса на краткосрочный период. Суть метода заключается в привлечении экспертов-практиков, работающих в данной отрасли, хорошо знающих особенности функционирования туристского рынка, владеющих необходимой информацией, испециалистов, занимающихся проблемами изучения спроса. Оценки, которые были получены в результате проведения опросов, обобщаются и обрабатываются при помощи современных методов математической статистики.
Метод прогнозирования на основе коэффициента эластичности. Спрос на продукцию туриндустрии может зависеть от различных факторов. В частности, можно отметить такие факторы, как доходы населения, общий уровень цен и т.п. Зависимость спроса от данных факторов можно выявить на основе изучения эластичности спроса.
Под эластичностью спроса понимается способность изменения спроса под воздействием влияния соответствующих факторов. Ее можно рассчитать количественно в виде коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение изменения спроса на продукцию туриндустрии к изменению соответствующего фактора. Коэффициент показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию туриндустрии при изменении этого (определяющего) фактора на 1 %. Приведем формулу расчета ко-, эффициента эластичности Кэв зависимости от изменения дохода населения:
Ау Ах
„ Ау х
Кэ=-^-:—, или Кэ = -—■■-,
э у х Ах у
где Ау — прирост (изменение) среднедушевого спроса на продукцию туриндустрии, руб.; у — среднедушевой объем спроса на продукцию туриндустрии, руб.; Ах — прирост (изменение) среднедушевого дохода, руб.; х — среднедушевой размер денежных доходов, руб.
Зная коэффициент эластичности, можно рассчитать темп прироста среднедушевого объема спроса на продукцию туриндустрии в планируемом периоде по следующей формуле:
&у = Кэех,
где е^, — темп прироста среднедушевого объема спроса на продукцию туриндустрии в планируемом периоде (%); гх— темп прироста среднедушевого дохода в планируемом периоде.
59
–PAGE_BREAK–
2.3. Типология туристских дестинации
Применительно к въездному туризму типология туристских дестинации может быть представлена следующим образом.
В первую группу входят крупные столичные города. Они привлекают туристов по многим причинам, в том числе как культурные и исторические центры, как центры деловой активности и т.п. Как правило, в этих городах существуют особые зоны, где доминируют исторические, культурные, торговые или развлекательные виды обслуживания.
68
Вторая группа туристских дестинации состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа — это центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов, например специально построенные деревни викингов в Дании или музеи деревянного зодчества под открытым небом в Архангельске и Суздале. Обычно вокруг этих центров дополнительно строятся гостиницы, рестораны, бары и другие туристские заведения для приезжих.
Вторую подгруппу составляют так называемые центры для туров, например Зальцбург. Это города, имеющие хорошо развитую транспортную сеть, высокую концентрацию туристских предприятий, а также привлекательные с культурной, исторической и научной точек зрения для туристов.
И наконец, в третью группу туристских дестинации входят центры, специально построенные для туристов, например «Диснейленд» во Франции. Вся инфраструктура таких центров направлена только на удовлетворение всевозможных туристских потребностей и интересов. Их архитектурный стиль отличен от окружающих их городов и поселений.
Следует обратить внимание на соотношение терминов «курорт» и «дестинация». В зарубежной литературе эти термины иногда употребляются как равнозначные понятия.
Курорт — это местность, характеризующаяся лучшими рекреационными ресурсами, развитой инфраструктурой и материальной базой туризма, представляющая собой значительный сегмент туристского рынка.
Условием первостепенной важности создания и развития курорта выступает наличие благоприятных местных условий — ландшафта, воды, воздуха, их сочетания, т. е. существование определенного набора рекреационных ресурсов. При этом также принимаются во внимание имеющиеся в регионе достопримечательности и степень их сохранности, возможность создания сети торговых и общественных центров для сосредоточения в них коммерческой и культурной деятельности, уровень развития транспортной и коммуникационной сети территории, характер расселения в регионе, особенности размещения мест проживания туристов относительно всех вышеперечисленных мест их привлечения.
Главная цель курорта — это организация отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с Учетом имеющихся технологий и материальных возможностей. Следовательно, для определенных территорий термины «курорт» и «дестинация» являются синонимами, например, это относится к Ницце (Франция), Южной Анталии (Турция), Сочи (Россия).
Однако если рассматривать дестинацию как определенную привлекательную для туристов территорию, то в этом случае дестинация является более широким понятием, чем курорт. Например,
СП
–PAGE_BREAK–
:
I
В табл. 2.1 приводятся данные о странах — лидерах топ-на
правлений в мировом туризме. По данным ВТО, самой привле-;
кательной страной планеты с точки зрения туризма остается;
Франция. В 2002 г. она приняла 76,7 млн туристов. :;
Второе место по количеству приема иностранных туристов по-‘
прежнему удерживает Испания, обогнавшая по данному показа-1
телю такую туристскую державу, как США. Причем количества
туристов, посетивших Испанию в 2001 г., увеличилось на 3,3 %■;
по отношению к 2000 г., в то время как туристские потоки в:
США сократились на 10,6% (из-за терактов, произошедших 11;
сентября 2001 г.). ;■■
В последние годы показатель темпа развития туризма в ИспаЧ
нии уменьшился, хотя он по-прежнему выше, чем в среднем по:
Европе (3,6 %). Причина снижения связана не только с терактами^
и экологическими катастрофами, но и с тем, что в настоящее);
время Испания переживает бум жилищного строительства. На данЯ|
ном этапе развития испанской экономики этот вид бизнеса являн;
ется более эффективным, чем инвестирование денежных средств:
в индустрию туризма, что и послужило причиной оттока капитал!
ла из данной отрасли. |,
Самой посещаемой областью Испании в 2002 г. стала Катало-]
ния. За Каталонией следуют Канарские и Балеарские острова^
побережье Андалусии. \,
В целом из первой десятки государств — лидеров по приему;’;
иностранных гостей с явным «плюсом» 2002 г. закончили КЬЩ|
(+11 %), Великобритания (+6%) и Испания (+4,4%). |:
!■■ Таблица 2.1:
В целом динамика развития международного туризма во второй половине XXв. оказала значительное влияние на общее состояние мировой экономики. Некоторые страны и даже целые регионы решали свои проблемы в основном за счет валютных поступлений от туризма.
США, несмотря на кризис и значительное сокращение поступлений после теракта 2001 г., по доходам от туризма остаются бесспорным мировым лидером, получив 67 млрд долл. За ними следуют Испания, Франция и Италия, в которых поступления от туризма составляют от 34 до 27 млрд долл. США. Среди рекордсменов по доходам наиболее высоких результатов добились Гонконг (Китай), Китай и Австрия, зарегистрировав в 2002 г. двузначный рост.
Из стран со средним и высоким уровнем доходов наибольшая зависимость суммарных экспортных поступлений (товары и услуги) от международного туризма сложилась в Хорватии, Греции, Турции.
Индустрия туризма занимает значительное место и в экономике Российской Федерации. При этом туризм в нашей стране является одним их немногих динамично развивающихся видов бизнеса. Туристический бизнес привлекает российских предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных при этом затрат.
На долю международного туризма приходится около 8 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 14 % мировых потребительских расходов, 5 % налоговых поступлений. В Западной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии каждое 13-е рабочее место приходится на туриндуст-рию, в Юго-Восточной Азии каждый 15-й работник занят в тур-бизнесе. Динамика показателей развития международного туризма представлена в табл. 2.2.
Данные показывают, что в 2002 г. количество туристов, выехавших за рубеж, стало на 1,4 % больше, чем в 2001 году.
Основное число прибытий и отправлений международных туристов концентрируется в небольшом количестве стран, расположенных главным образом на территории Европы (в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый житель ежегодно путешествует) и Северной Америки. Это, в свою очередь, определяет некоторый дисбаланс между западными странами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены участвовать в конкуренции за небольшой, но развивающийся рынок, предлагающий отдых в отдаленных местах туристского назначения. В табл. 2.3 представлено распределение въезжающих и выезжающих туристов в зависимости от уровня дохода стран.
–PAGE_BREAK–
и ■|
85
–PAGE_BREAK–
Факторы популяризации дестинаций. Протяженность путешествий, предпринимаемых туристами из различных стран, непрерывно возрастает. Некоторые люди склонны проводить свободное время постоянно в одних и тех же местах, иногда останавливаясь в тех же самых отелях, гостевых домах и кемпингах, а другие предпочитают менять места в поисках новых впечатлений. В последнее время во многих странах существенно снизилась популярность традиционного способа проведения свободного времени в своих странах. Международный туризм получает все большее развитие, несмотря на экономические ограничения, транспортные и иные проблемы. Туроператоры, предлагающие пакетные туры по уме-
100
ренным ценам, в значительной степени способствовали такому изменению отношения к туризму, но они должны постоянно искать новые маршруты, дестинаций, внимательно следить за изменениями спроса туристов.
Популяризации и процветанию мест, посещаемых туристами, способствуют следующие факторы:
• местные достопримечательности;
• развлечения и услуги (сервис) в местах назначения;
• доступность для туристов мест назначения, включая способ
доставки и удаленность места.
Достопримечательности воздействуют на чувства человека, их посещение может являться мотивом (целью) путешествия. Перечень достопримечательностей достаточно большой, и он непрерывно пополняется и изменяется. Тем не менее существует следующая классификация достопримечательностей:
• достопримечательности местности — это страны или отдель
ные районы страны, географические регионы, города и т.д. —
любая местность, обладающая способностью привлекать к себе
внимание туристов;
• достопримечательные события — это выставки, спортивные
мероприятия (например, Олимпийские игры, чемпионат мира по
футболу), международные конференции, карнавалы, фестивали,
религиозные церемонии и т.д. Туристы посещают места, где про
ходят эти события, в связи с их проведением;
• достопримечательности, комбинированные по месту и собы
тиям, привлекают туристов как красотой местности, так и воз
можностью участия в достопримечательных событиях. Многие со
бытия вряд ли имели бы большую привлекательность для турис
тов, если бы проводились в местах, не представляющих для них
интереса.
Достопримечательности местности могут быть: природными (горы, вулканы, водопады, пляжи, национальные парки, заповедники и т.д., а также климатические особенности — солнце, голубое небо, чистый свежий воздух) и рукотворными (места отдыха, парки, зоопарки, сафари-парки, бассейны с морскими животными, исторические памятники и здания, строения, представляющие архитектурный интерес). Успех многих посещаемых туристами мест был достигнут благодаря сочетанию природных и рукотворных достопримечательностей, например, обширные золотые песчаные пляжи Кипра сами по себе являются достопримечательностью, но сравнительно мало туристов посещало бы эти места, не будь там прекрасно оборудованных зон отдыха и развлечений.
Достопримечательности можно также разделить на узловые и линейные.
Узловые достопримечательности посещаемого места расположены в непосредственной близости друг от друга, и туристы, на-
101
–PAGE_BREAK–
Социальные последствия туризма. Важным побочным эффектом развития туризма является создание новых рабочих мест, т. е. рост занятости населения. Это имеет чрезвычайно важное значение для стран с высоким уровнем безработицы. Однако перспектива получить более высокооплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производства, например в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может привести к перегрузке жилищных условий, систем и средств обеспечения и обслуживания в этих городах.
Другие характерные особенности, которые следует иметь в виду при рассмотрении кажущихся преимуществ более высоких возможностей трудоустройства, создаваемых туризмом, заключаются в том, что, во-первых, большинство предлагаемых рабочих мест рассчитано на частичную занятость, т.е. неполный рабочий день; во-вторых, трудоустройство может быть сезонным, в течение нескольких месяцев или даже недель в году; в-третьих, большинство предлагаемых вакансий предназначено для неквалифицированной рабочей силы и для женщин, труд которых оплачивается ниже, чем мужской.
107
–PAGE_BREAK–
3.3. Значение статистики туризма для планирования и оценки влияния туризма на экономику
Правительству страны необходимо знать, какое воздействие оказывает туризм на экономику страны, ее платежный баланс и какой вклад вносит туризм в создание рабочих мест. Эта информация необходима как для страны в целом, так и для ее отдельных регионов, районов и областей.
Туристским организациям, как национальным (государственным), так и частным, постоянно требуются статистические данные для выявления тенденций на рынке туризма, например изменения в запросах туристов относительно мест назначения, способов путешествий, вариантов проведения отпуска, развлечений и т.д. Этим организациям необходимо прогнозировать, т.е. определять с достаточной точностью вероятные будущие запросы туристов и возможный объем этих запросов.
Содержание большинства статистических обзоров касается сведений о количестве туристов, посещающих страну, продолжительности их пребывания и сделанных затратах. В ряде стран проводятся обзоры с целью выявления причин того, почему, например, люди проводят отпуск за рубежом, а не в своей стране, что влечет их в конкретные дестинации и какие услуги и развлечения они предпочитают и ожидают. Такие сведения представляют несомненную ценность для тех, кто занимается планированием, развитием и практической реализацией как международного, так и внутреннего туризма
Статистика туристских расходов. Для получения информации о туристских расходах необходимо иметь доступ к государственной статистике, которая должна быть очень точной и отражать действительное положение вещей в данный момент времени: данные
–PAGE_BREAK–
Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества. В соответствии с законом Российской Федерации существуют два вида хозяйственных товариществ: полное товарищество и товарищество на вере.
Участники полного товарищества (их еще называют полные товарищи) заключают между собой договор, в соответствии с которым они занимаются коммерческой деятельностью от имени товарищества. Они несут равную ответственность по обязательствам общества не только тем имуществом, которое они внесли при организации общества, но и принадлежащим им личным имуществом. Для того чтобы данное товарищество могло существовать, необходимо не менее двух участников. В противном случае оно должно либо ликвидироваться, либо преобразоваться в хозяйственное общество. Уставный (складочный) капитал состоит из долей (вкладов) учредителей и должен быть не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Участники должны внести не менее 50 % размера уставного (складочного) капитала на момент (дату) подачи учредительных документов на регистрацию. Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор. В нем отражаются все моменты ведения хозяйственной деятельности: порядок совместной деятельности по созданию товарищества; условия передачи товариществу своего имущества; состав и размер уставного (складочного) капитала и долей участников; условия и порядок распределения прибыли (убытков) между участниками; порядок управления хозяйственной деятельностью; процедура выхода участников из состава товарищества и т.д.
Порядок управления хозяйственной деятельностью зависит от того, какую схему управления выберут участники полного товарищества. Возможны следующие варианты управления:
• каждый участник ведет самостоятельно хозяйственную дея
тельность от имени товарищества, т.е. является полноправным хо
зяином;
• участники осуществляют управление делами товарищества со
вместно, т.е. все сделки от имени товарищества проводятся на
основе совместного решения всех участников;
123
–PAGE_BREAK–
4.2. Основы организации предпринимательской
деятельности
Основные понятия. Предпринимательство представляет собой ;
особую форму деловой активности, которая направлена как на ,■
удовлетворение общественных потребностей, так и на получение ;
коммерческого успеха, носит новаторский характер и предпола- !
гает использование инноваций. ‘
Рыночная экономика подразумевает существование различных г
форм собственности: частной, государственной, коллективной и :
их модификаций. Однако частная собственность является основ- ,:
ной и предполагает, что все правомочия принадлежат одному V
субъекту — частному собственнику. При этом частная собствен
ность может иметь не только индивидуальную, но и коллектив- ;,
ную форму. Предприятия, базирующиеся на основе частной соб-:
ственности, имеют ряд преимуществ. Они обеспечивают: ;
• более быструю реакцию на изменение рынка; :
• большую оперативность принятия управленческих решений; ;
• более широкие возможности структурной перестройки пред- |
приятия; I;
• профессиональный подбор персонала и своевременные из-;
менения его количественного и качественного состава. :;
130 –
Однако частные предприятия имеют и ряд недостатков, которые, как правило, связаны с невозможностью привлечения значительных средств для проведения крупных инвестиционных проектов.
Государственная собственность также является широко распространенной в условиях рыночной экономики. Для предприятий, созданных на основе государственной собственности, характерны более капиталоемкие технологии, в структуре основных производственных фондов большую часть, чем у частных предприятий, занимают пассивные основные фонды. На государственных предприятиях могут устанавливаться более низкие цены, хотя издержки на производство продукции (услуг) достаточно высоки. Государственные предприятия значительно медленнее реагируют на изменения рынка. В отличие от частных предприятий текучесть кадров на них намного ниже, что является, несомненно, положительным моментом, но при этом увеличивается срок службы сотрудников высшего руководства. Для общества в целом наличие государственных предприятий имеет большое значение, так как зачастую такие предприятия имеют определенную социальную направленность. В период различных кризисных явлений государство может мобилизовать производственные мощности этих предприятий на выполнение наиболее важных на данный момент задач.
В Российской Федерации государственная собственность выступает в двух формах — собственность Российской Федерации (федеральная) и собственность, принадлежащая субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. В современной структуре экономических отношений существенная роль отводится муниципальной собственности, которая включает в себя имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Общественная (коллективная) собственность занимает промежуточное положение между государственной и частной и, как правило, тяготеет к одной из этих форм собственности. Одним из основных недостатков коллективной формы собственности является отсутствие индивидуальной ответственности за те ресурсы, которые используются в процессе деятельности.
Очевидно, нет ни одной идеальной формы собственности, и в рыночной экономике все они сосуществуют и взаимодополняют друг друга. Независимо от формы собственности и сложившихся экономических отношений основным звеном является предприятие, на котором осуществляется непосредственно производство продукции (услуг). Центральной действующей фигурой в рыночной экономике является предприниматель с его способностью к
131
–PAGE_BREAK–
1 11
–PAGE_BREAK–
5.3. Современные тенденции развития предприятий
средств размещения
На современном этапе развития гостиничного бизнеса происходит усиление позиций крупных гостиничных цепей и обостря-
–PAGE_BREAK–
* н
Общая сумма амортизационных отчислений Ао5щ, которая переносится на себестоимость готовой продукции, определяется как разность между балансовой стоимостью основных фондов и их ликвидационной стоимостью, причем к балансовой стоимости добавляются все затраты на модернизацию и реконструкцию данного основного средства за весь амортизационный период:
Аыш = фб — Фл-
Поскольку за время использования основных фондов в производственном процессе они подвергаются различным формам износа, то и расчет амортизационных отчислений тоже должен соответствовать данным воздействиям. При физическом износе основных фондов, как правило, осуществляется равномерный из-
‘ Расчет среднегодовой стоимости основных фондов будет приведен в п. 6.5. 158
нос пропорционально сроку их полезного использования. При моральном износе старение основных фондов происходит намного быстрее срока их физического износа. Вследствие этого амортизационные отчисления могут рассчитываться по-разному в зависимости от вида основных фондов и формы износа.
Существует два основных подхода к расчету амортизационных отчислений: равномерный (пропорциональный) и неравномерный. При равномерном подходе амортизационные отчисления определяются пропорционально годам полезной эксплуатации основных фондов Ти.
Рассмотрим расчет амортизационных отчислений на условном примере (табл. 6.2). Годовой размер амортизационных отчислений по каждому виду основных фондов рассчитывается по формуле:
А -аФб
г” 100 ‘
а затем суммируется. Норма амортизации для этого расчета определяется пропорционально сроку полезного использования по приведенной выше формуле: о = (1/Г„)100.
Такой подход в расчетах справедлив с точки зрения физического износа основных фондов. С точки зрения морального износа применяют методы неравномерной амортизации. Существует несколько методов неравномерной амортизации:
•равномерно-ускоренный метод;
•метод неравномерной (ускоренной) амортизации;
•метод неравномерной (заниженной) амортизации.
Алгоритм начисления амортизации по равномерно-ускоренному ■
методу амортизации заключается в следующем. Первые три года отчисляется повышенная в два раза норма амортизации, позволяющая перенести за это время примерно две трети стоимости основных фондов на стоимость готовой продукции. В оставшиеся годы амортизация основных фондов осуществляется по нормальной норме амортизации равномерно по годам до истечения срока их полезного использования (амортизационного периода). Норма
Таблица 6.2 Расчет амортизационных отчислений
159
–PAGE_BREAK–
6.6. Использование лизинга в индустрии гостеприимства
Приобретение и обновление основных фондов является одной
из самых капиталоемких задач, стоящих перед предприятием ин
дустрии туризма. Чаще всего собственных средств предприятия бы
вает недостаточно для решения этих вопросов, и предприятие вы
нуждено прибегать к кредитованию. Однако кроме взятия креди
та, т.е. привлечения заемных средств, существует еще один фи
нансово-экономический механизм, который может быть с успе
хом использован, — это аренда, т. е. приобретение основных фон- |
дов во временное пользование. Это позволяет предприятию, с;1|
одной стороны, избежать больших единовременных платежей, а с •
другой — увеличить производственные мощности, что способствует ||
увеличению выпуска продукции и услуг, которое ведет к сниже- ||
нию совокупных затрат и росту эффективности производства в (
целом. ;!
Аренда — это предоставление имущества во временное пользо- ;|
вание за определенную плату, оговоренную в договоре. В зависи- ц
мости от срока, на который заключается договор, различают три ||
вида арендных операций: |!
• рейтинг — краткосрочная аренда на срок от 1 дня до 1 года; |
• хайринг — среднесрочная аренда на срок от 1 года до 3 лет; ||
• лизинг — долгосрочная аренда на срок от 3 лет. .
Остановимся подробнее на лизинговой форме аренды, кото- ‘
рая в России стала внедряться с началом перехода экономики на ||;
рыночные отношения. I
Лизинг представляет собой особый вид аренды основных фон- ];!
дов, при котором право собственности на предмет аренды остает- |||
ся за лизингодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право р;
на его временное использование, имея при этом возможность;’
впоследствии приобрести его в собственность. !|
Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направ- || ленной на инвестирование временно свободных или привлечен- :! ных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды
166
(лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей («Временное положение о лизинге», утверждено постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633).
Таким образом, лизинг — это пользование средствами производства без приобретения их в собственность. Практически идея лизинга сводится к тому, что можно получать прибыль, не имея в собственности оборудования, достаточно лишь иметь право на его использование для получения дохода.
Экономическое отличие лизинга от аренды заключается в следующем.
При взятии в аренду какого-либо имущества арендатор не становится собственником этих средств и не приобретает правовых обязанностей по отношению к этому имуществу. Лизингополучатель же, наоборот, принимает на себя обязанности, вытекающие из права собственности, т. е. несет прямую ответственность за данное имущество. В случае уничтожения или невозможности использования объекта лизинга лизингополучатель все равно должен погашать оставшийся долг. Разный экономический смысл присущ и платежам за аренду имущества. Лизингополучатель выплачивает лизингодателю не ежемесячную арендную плату за право пользования объектом лизинга, как это делает арендатор, а полную сумму амортизационных отчислений. Выплата полной суммы амортизационных отчислений гарантирует хорошее обслуживание объекта лизинга. В лизинговых схемах предусматривается возможность приобретения имущества по заказу и желанию лизингополучателя, тогда как при аренде стороны заключают договор при совпадающих обоюдных желаниях.
Лизинг отличается от аренды и тем, что при выявлении дефектов в объекте лизинговой сделки лизингодатель обычно считается полностью свободным от гарантийных обязательств, и все претензии лизингополучатель предъявляет сам поставщику объекта лизинга (конечно, если речь идет не о лизинге с двумя участниками). Срок действия договора лизинга, как правило, определяется исходя из срока службы данного имущества и срока выплаты полных амортизационных отчислений. При расчете стоимости лизинга, как правило, используют экономические подходы, а размер платы за аренду в значительной мере зависит от конъюнктуры рынка (спроса и предложения). Главное отличие лизинга от аренды заключается в том, что по окончании срока действия договора лизинга имущество может перейти в собственность лизингополучателя.
Лизинговые формы весьма разнообразны и находятся в постоянном развитии. Исходя из особенностей организации отноше-
167
–PAGE_BREAK–
Контрольные вопросы
1. Каковы основные формы и виды капитала предприятий социаль
но-культурного сервиса и туризма?
2. Охарактеризуйте производственные фонды предприятий социаль
но-культурного сервиса и туризма.
3. Дайте классификацию основных фондов предприятия.
4. Как осуществляется оценка основных фондов предприятия?
5. Какие существуют формы износа основных фондов предприятия?
6. Что такое амортизация основных фондов предприятий? Как опре
деляется норма амортизации?
7. Каковы основные показатели использования основных производ
ственных фондов предприятий?
8. Назовите основные виды и охарактеризуйте экономическую сущ
ность аренды основных фондов.
9. В чем заключается экономическое отличие лизинга от аренды?
10. Назовите основные виды лизинга.
.11. Какие основные лизинговые схемы применяются в индустрии гостеприимства?
12. Каковы основные преимущества лизингодателей и лизингополучателей?
ГЛАВА 7
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
7.1. Состав, структура и классификация оборотных средств
Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Состояние и эффективность их использования во многом определяют эффективность финансово-экономической деятельности предприятия.
Начало процесса производства определяется моментом приобретения средств производства и привлечением рабочей силы. Средства производства включают в себя предметы труда и орудия труда. Предметы труда в процессе производства подвергаются обработке и в качестве материальных затрат полностью за вычетом возвратных отходов участвуют в формировании затрат на произведенную продукцию (работы, услуги). После реализации продукции стоимость материальных затрат возмещается за счет выручки, затем снова приобретаются материальные ресурсы и т. д., т. е. осу-
173
–PAGE_BREAK–
V
— °
3
~«й~’ В
Р
Показатели оборачиваемости оборотных средств могут исчисляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам. Изменение оборачиваемости средств выявляется путем сопоставления фактических показателей с плановыми или показателями предшествующего периода. В результате сравнения показателей оборачиваемости оборотных средств выявляется ее ускорение или замедление. При ускорении обора-
179
–PAGE_BREAK–
V
Аг
где Взт— необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год (квартал); 2т1— текущие затраты по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на одну поставляемую партию; 2т2 — текущие затраты по хранению единицы запасов.
Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить определенный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции 2г2будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприятия 2т1, связанные с подготовкой производства и т.п.
Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслуживанию запасов готовой продукции также может быть осуществлена на основе модели Уилсона (с иным содержанием показателей 2т1и 2т2). В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров используется планируемый объем производства или продажи готовой продукции. Как уже отмечалось, невозможность создания запасов гостиничных услуг позволяет применять эту формулу для предприятий гостиничного бизнеса только в ограниченной сфере, например при расчете продукции предприятий питания.
Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточнены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии определенного страхового запаса, альтернатив в выборе средств транспортирования и других условий.
Обеспечение своевременного вовлечения в хозяйственный оборот излишних запасов осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента (при необходимости нормализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при необходимости нормализации запасов готовой продукции). Основная цель этих мероприятий —
187
–PAGE_BREAK–
Ат
~14Ск.ф.в’
где ОА— сумма максимального отклонения денежных активов от среднего в отчетном периоде;
в)максимальный остаток денежных активов в соответствии с
этой моделью принимается в трехкратном размере А0ПТ. Превыше
ние этого остатка определяет необходимость трансформации из
лишних денежных активов в краткосрочные финансовые вложе
ния;
г)средний остаток денежных активов Асррассчитывается в этом
случае по формуле:
А л- А
_ -^ггип ~ дтах р – 2
Корректировать поток платежей с целью уменьшения максимальной и средней потребности в денежных активах можно с помощью оперативного регулирования, другими словами, посредством переноса срока отдельных платежей по согласованию с контрагентами. Высвобожденная в процессе корректировки потока платежей сумма денежных активов реинвестируется в краткосрочные финансовые вложения или в другие виды активов.
194
Контрольные вопросы
1. Каковы состав и структура оборотных средств?
2. Дайте классификацию оборотных средств.
3. В чем заключается анализ кругооборота оборотных фондов пред
приятий?
4. Дайте определение оборачиваемости оборотных средств предприя
тия. Каковы внешние и внутренние факторы, влияющие на оборачивае
мость?
5. Как осуществляется оценка эффективности использования оборот
ных средств предприятия?
6. Какие существуют показатели, характеризующие оборачиваемость
оборотных средств предприятия?
7. Что такое абсолютное и относительное высвобождение оборотных
средств?
8. Какие существуют резервы повышения эффективности использо
вания оборотных средств на предприятиях туризма и гостиничного биз
неса?
9. Как осуществляется управление основными элементами оборотных
активов на предприятиях туризма и гостиничного комплекса?
10. В чем сущность анализа движения денежных средств?
11. Дайте определение оптимального уровня денежных средств.
ГЛАВА 8
ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО
СЕРВИСА И ТУРИЗМА
8.1. Общая характеристика затрат
Целью любого коммерческого предприятия, производящего продукцию или услуги, является получение прибыли, и чем больше прибыли получает предприятие, тем лучше оно работает. Прибыль предприятия зависит от двух факторов: выручки, которую оно получает в результате своего функционирования, и издержек, которые оно при этом несет (объема затрачиваемых денежных, материальных и трудовых ресурсов). Другими словами, прибыль зависит от цены продукции и затрат (себестоимости) на ее производство.
В рыночной экономике цена продукции формируется согласно закону стоимости и соответствует сумме общественно необходимых издержек производства и средней прибыли, т.е. выступает в виде общественного норматива, определяемого рынком. Но если Цена продукции зависит от ситуации, которая складывается на рынке, то затраты на производство непосредственно зависят от финансово-хозяйственной деятельности самого предприятия. И чем
195
–PAGE_BREAK–
7 — 7 а- 7
^пост ~ -^пол «г ^хол*
Это делается из-за неделимости такого производственного фактора, как рабочая сила. Для наглядности рассмотрим формирование таких затрат на примере функционирования ресторана (кафе).
Пример. В ресторане имеется 22 стола, которые обслуживают три официанта. Предположим, что количество столов, которые необходимо обслуживать одному официанту по норме, равно шести. Таким образом, для обслуживания данного количества столов (по норме) официантов не хватает (3×6= 18), т.е. увеличивается время обслуживания, страдает его качество.
202
В целях повышения качества обслуживания администрация принимает решение о принятии на работу еще одного официанта. Поскольку» официанты получают повременную заработную плату, то эти затраты для ресторана являются постоянными. При приеме на работу четвертого официанта постоянные затраты скачкообразно увеличиваются и остаются опять постоянными в течение определенного периода. Но поскольку норма обслуживания для одного официанта остается без изменения, то получается, что затраты работы четвертого официанта только на 4/б являются полезными (22 — 18 = 4, норма равна 6), а на 2/б ~ бесполезными (холостыми) (6×4 = 24, 24 — 22 = 2). Работа официанта оплачивается повременно, следовательно, оплачивается и 2/б холостых затрат. Это означает, что предприятие неэффективно использует свои ресурсы.
Для повышения эффективности использования ресурсов предприятиям туризма и гостиничного бизнеса целесообразно:
• привлекать сезонных рабочих. В этом случае договор на работу
заключается только на конкретный сезон, а при хорошей работе
работнику может быть гарантировано заключение контракта и на
последующие сезоны;
• привлекать работников на конкретное время (часы). В этом
случае работа предоставляется только в определенные часы, на
пример в вечернее время при максимальной загрузке ресторана;
• использовать скользящий (плавающий) график работы со
трудников. Он заключается в том, что все работники выходят вме
сте на работу только в те часы, когда приходит наибольшее коли
чество посетителей (вечером). В остальные часы они работают со
гласно установленному графику.
В общем виде полезные и холостые затраты можно рассчитать по следующим формулам:
у _ С? Н ~ 6ф у у _ 0$_ у
■^хол ~” ^ ^пост> ^пол ~ ‘рГ~^пост»
где ()ф — фактический общий объем произведенных услуг; ()н— максимально возможное (нормативное) общее количество услуг (продукции).
График поведения полезных и холостых затрат представлен на рис. 8.7.
Предприятия туризма и гостиничного бизнеса в целях увеличения прибыли заинтересованы в постоянном снижении затрат на единицу продукции или средних затрат 2ср.
Средние затраты — это доля общих (валовых) затрат, приходящаяся на единицу продукции (услуг):
203
–PAGE_BREAK–
8.3. Дифференциация издержек на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма
Математическая зависимость, описывающая поведение общих затрат, определяется уравнением первой степени:
У= а + Ьх,
где У— общие затраты (2о6ш); а — постоянные затраты С2ГП0СТ); Ь — ставка переменных затрат; х — количество произведенной (реализованной) продукции (услуг).
Эту формулу можно представить в следующем виде:
Дзбщ = -2«пост + Ьх, где Ьх = 2пер.
Для того чтобы разделить затраты на постоянные и переменные, необходимо определить ставку переменных затрат — средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции.
Существует три основных метода дифференциации издержек:
• метод максимальной и минимальной точки;
• графический (статистический) метод;
• метод наименьших квадратов.
Рассмотрим методы дифференциации издержек на конкретном примере.
Пример. Для повышения эффективности функционирования гостиницы руководство решило провести анализ издержек за отчетный период (год) по методу директ-костинг. Для этого требуется произвести разделение затрат на постоянные и переменные. Особенно сложно оказалось дифференцировать затраты на электроэнергию. Данные о заполнении гостиницы и общих расходах на электроэнергию представлены в табл. 8.3. Необходимо осуществить разделение этих затрат на постоянные и переменные.
Дифференциация издержек методом максимальной и минимальной точки. Чем меньше в гостинице находится гостей, тем меньше будет доля переменных издержек и, соответственно, больше постоянных, и наоборот: чем больше гостей, тем больше будет доля переменных издержек и, соответственно, меньше постоянных. Алгоритм дифференциации издержек по данному методу следующий. Сначала определим ставку переменных затрат. Для этого построим вспомогательную таблицу, для чего из всей совокупности данных выберем два периода с наибольшим и наименьшим числом гостей (количеством койко-ночей). Для рассматриваемого примера это июль и декабрь. Соответствующую информацию перенесем в таблицу (табл. 8.4).
На основании расчетов, приведенных в таблице, определим ставку переменных издержек по следующей формуле:
Л
V
Ь =— = 5100/(0,4615 ■ 1300) = 8,5 руб./койко-ночь,
^пер =6*тах =11051 руб.
–PAGE_BREAK–
Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Это
самый простой способ определения цены продукции (услуг), заключающийся в начислении определенной надбавки на себестоимость товара. Этот подход в ценообразовании широко применялся в социалистической экономике, да и сейчас для многих предприятий социально-культурного сервиса и туризма он является основным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризуется тем, что предприятия при определении цены на свою продукцию и услуги ориентируются на издержки, т.е. осуществляют калькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие планирует получить. В этом случае цена продукции, представленная по методу «средние издержки плюс прибыль»:
Дз.п. = С + Ппр,
где С — полная себестоимость продукции; /7пр — предполагаемая прибыль.
Для расчета прибыли устанавливается определенный норматив (5 от себестоимости, т.е. вводится коэффициент р (рС). Тогда формулу расчета цены продукции (услуг) можно представить в виде:
Дз.п.= С+Япр=С+рС=С(1+р).
Такой метод является достаточно простым и понятным. Предприятие располагает всей необходимой информацией об издержках для определения цены, и ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от изменения спроса. Если другие аналогичные предприятия применяют такой же подход в формировании цен, то все они имеют примерно одинаковые цены, т. е. ценовая конкуренция между предприятиями сведена к минимуму.
В социалистической экономике затратный подход в ценообразовании был в какой-то мере оправдан, так как управление экономикой осуществлялось централизованно. При этом норматив р, который законодательно устанавливался и определял величину прибыли, не должен был превышать 20%. Но даже при полном централизованном управлении экономикой этот подход не мог сыграть положительной роли в развитии предприятия и государства в целом, поскольку каждое предприятие для увеличения прибыли стремилось, с одной стороны, устанавливать р-норматив на уровне 20 %, ас другой — увеличивать свои совокупные затраты. Такая стратегия приносила предприятиям больший объем прибыли, но не стимулировала их эффективно использовать ресурсы.
В рыночных условиях метод «средние издержки плюс прибыль» при своей кажущейся логичности также имеет ряд значительных
222 .,,,:-
недостатков. Во-первых, при таком подходе к ценообразованию полностью не учитывается потребитель, т. е. его отношение к товару или услуге. Во-вторых, не учитывается уровень спроса на данный товар, который сложился на рынке. Это весьма важный момент для предприятий социально-культурного сервиса и туризма, поскольку спрос на товары и услуги зависит от множества факторов, один из которых — сезонность, и подвержен значительным колебаниям. В-третьих, не учитывается ценовая позиция конкурентов, т. е. уровень предложения подобных услуг на рынке.
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения
целевой прибыли. Этот метод расчета также базируется на издержках. При его использовании предприятию необходимо разделить затраты на постоянные и переменные, изучить и проанализировать их поведение, построить график безубыточности и на его основе определить, как изменение общего объема выручки будет влиять на прибыль. Такой подход к ценообразованию предполагает рассмотрение различных вариантов цен и определение наилучшей, при которой достигается требуемый (целевой) уровень прибыли, поэтому этот метод еще называют целевым ценообразованием. Он является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изменения, которым подвергается рынок.
9.3. Рыночные, или маркетинговые, методы формирования
цен на продукцию (услуги)
Рыночный, или маркетинговый, подход в определении цены на продукцию (услуги) предприятий является наиболее предпочтительным. Это объясняется тем, что при установлении цены на товар или услуги обязательно проводится изучение рынка: исследование потребителей продукции, анализ спроса, конкурентов и т. п. Как правило, ценовая политика фирмы зависит от того, какое место она занимает на рынке, т. е. является ли она достаточно известной и хорошо зарекомендовавшей себя или это малоизвестная фирма. Есть и специфические факторы, влияющие на ценообразование. Например, для предприятий гостиничного комплекса очень сильное влияние на ценообразование оказывает такой фактор, как место расположения гостиницы.
К рыночным, или маркетинговым, методам установления цены на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма относятся следующие:
• установление цены на основе ощущаемой ценности товара;
• установление цены на основе уровня текущих цен;
• установление цены на основе закрытых торгов;
• стратегия престижных цен.
223
–PAGE_BREAK–
Пример. Рассмотрим на условном примере, как можно пользоваться данной методикой расчета. Предположим, руководство гостиницы хочет приобрести новое технологическое оборудование. Существуют три вида техники, которые требуют различных капитальных и текущих затрат. В табл. 10.1 показаны значения приведенных затрат по каждому варианту при условии, что Еп= 0,16. Расчет осуществляется по формуле: Зт = 2{+ 0,16К,.
Таблица 10.1 Расчет приведенных затрат по вариантам
Расчет показал, что для гостиницы наилучшим вариантом приобретения нового оборудования будет первый.
Непосредственно для определения эффективности функционирования предприятия социально-культурного сервиса и туризма необходимо оценить эффективность использования имеющихся ресурсов. Для этого используют сравнительные (приростные) показатели эффективности использования ресурсов, т. е. определяется функция эффективности использования ресурсов.
10.2. Функция эффективности использования ресурсов
Любое предприятие социально-культурного сервиса и туризма в своем развитии применяет два подхода использования ресурсов: экстенсивный и интенсивный.
229
–PAGE_BREAK–
:] 1
С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.
I Формирование прибыли является одним из важнейших участ-
ков финансово-экономической работы на предприятии социально-культурного сервиса и туризма.
;. Основными экономическими показателями прибыли являются:
• общая (балансовая, валовая) прибыль (убыток), которая складывается из прибыли (убытка):
а) от реализации продукции (услуг);
б) от финансовой деятельности;
в) от прочих внереализационных операций;
237
–PAGE_BREAK–
Лоб
где Ко6 — средняя за период величина средств (капитала).
Если рентабельность реализации за период окажется небольшой, то благодаря высокому значению показателя оборачиваемости достигается хорошая эффективность использования средств предприятия.
При небольшой оборачиваемости капитала предприятиям социально-культурного сервиса и туризма необходимо для повышения рентабельности снижать затраты на производство продукции (услуг) или повышать цены, т. е. увеличивать рентабельность продаж.
245
–PAGE_BREAK–
т
_
к
^ — —1-л
‘
^год
где Ьк— норма численности персонала данной (к-я) группы (профессии, уровня квалификации и т.п.); 0к— плановый годовой объем продукции к-го вида; Нк— норма затрат рабочего времени персонала данной группы на единицу продукции к-го вида; Фгод — годовой фонд времени одного сотрудника данной группы.
Общее количество персонала будет определяться суммированием показателей по всем группам: Ь = ^Лк.
Но даже правильное определение потребного количества персонала еще не может повлиять на общую эффективность функционирования предприятия, необходимо понять качественные характеристики (составляющие) трудовой деятельности.
Как известно, любая экономическая структура может развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Это положение в полной мере относится и к такому понятию, как труд. В любой трудовой деятельности можно выделить две составляющие: а-труд и р-труд. Первая компонента характеризует труд, который выполняется по заданной технологии, инструкции, схеме, а-труд заранее запрограммирован. Исполнитель а-труда не вносит в труд никаких элементов новизны или собственного творчества. Такой труд еще называют первоначальным, регламентированным или экстенсивным. Составляющая а может быть не только физическим и малоквалифицированным трудом. Деятельность менеджера или чинов-
253
–PAGE_BREAK–
} Р Я
Для оценки деятельности сотрудников конкретного структурного подразделения модель можно представить в виде таблицы (табл. 11.1), в которой отображаются те критерии, по которым руководство хотело бы их оценить с точки зрения качества выполнения этих работ и с учетом вклада сотрудника в конечный результат деятельности подразделения (предприятия). Таблица строится на основе тех данных, которые были определены ранее при разработке функционально-стоимостной таблицы всех видов работ подразделения (предприятия) в баллах.
Пример. На условном примере туристского предприятия покажем работу данной модели. Предположим, что руководитель отдела продаж решил оценить работу своих сотрудников — менеджеров по продажам турпродукта. Для этого он разработал аттестационную таблицу, состоящую из четырех критериев. Каждый критерий представлен определенным набором признаков, которые оцениваются дискретной шкалой, содержащей пять уровней (от 1 — «практическое отсутствие» до 5 — «превосходно»). Чем больше вводится признаков, характеризующих каждый критерий, и чем больше уровней имеет оценочная шкала, тем выше адекватность модели и тем точнее можно оценить деятельность сотрудника. Весовые коэффициенты критериев К/ устанавливаются так, чтобы общая сумма всех весов была равна 100 %
и 1000 баллам ^.Л/ = 100%, ^Я^ = 1000 баллов, весовые коэффициенты признаков гропределяются: Хл =Щ в баллах иЕгг 100%.
Р Р
По таблице определяются количество баллов, которое может набрать каждый сотрудник, и общая сумма баллов сотрудников всего подразделения. Разделив фонд оплаты труда (ФОТ), выделяемый подразделению, на общую сумму баллов, получим цену (стоимость) одного балла. Отсюда легко можно определить заработную плату (ЗП) каждого сотрудника, умножив цену балла на набранное им количество баллов:
^ {%’) ~ XXX?]рч — ЮСЮ> ^’ = 1> ^ “~ количество баллов /-го сотруд
ника; 1″ ”
Р (
X) = ^Р(Х,-) — общая сумма баллов сотрудников всего подразделения;
,, ФОТ ФОТ , , ,
ц5= ——- = =;—-—г — стоимость (цена) одного балла; Р{Х) 2-, Р{Х1)
ЗП,- = Ц6Р(Х;), V/ = 1, / — заработная плата /-го сотрудника, где
1]зп,
261
–PAGE_BREAK–
Лизинг — вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное Договором имущество у определенного продавца и предоставить это иму-
269
–PAGE_BREAK–
Финансовый лизинг — один из наиболее распространенных видов лизинга, характеризующийся прежде всего тем, что срок, на который имущество передается во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку его службы (полной амортизации), и оборудование при этом полностью окупается.
Фонд накопления — средства, используемые для расширения производства (увеличения имущества предприятий гостиничного комплекса): прироста основных фондов, материальных оборотных средств и резервов.
–PAGE_BREAK–