Экономика отдельных стран Япония

–PAGE_BREAK–График 4 Темпы роста валового внутреннего продукта Японии (ВВП Японии), % к аналогичному периоду предыдущего года

 
                               

                            Рис. 2(а). Структура ВВП Японии
В 2007 году, рост ВВП Японии составил 2 %.

ВВП в 2007 году составил 4,272 трлн. долларов по паритету покупательной способности (33,5 тыс. долл. на душу населения) или 4,384 трлн. долларов по обменному курсу.

Уровень безработицы в Японии составил 5,1 % (на 01.10.2009 г.).
                    

                            Рис. 2(б). Структура ВВП Японии
Структура экспорта Японии: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.

Структура импорта Японии: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

Доля страны в мировом экспорте составляет более 1/10. На промышленные товары приходится 98% экспорта. Доля Японии в мировом импорте — около 1/10. Импортируется в основном сырье и топливо.

Индекс промышленного производства: по отношению к 2005 году, показатели которого приняты за исходные 100 баллов, индекс промышленного производства в апреле 2009 составил 74,3 балла.

Основные секторы народного хозяйства:

·   Сфера услуг 63 %

·   Промышленность 35 %

·   Сельское хозяйство 2 %

Рис. 3. Структура импорта и экспорта Японии (данные 2008 г.)
           

         Рис. 4. Объём внешней торговли Японии (данные 2006 г.)
Объем экспорта в годовом исчислении в сентябре 2009 г. упал на 30% — до 5,1 трлн. иен (56,4 млрд. долл.), объем импорта снизился на 36,9% — до 4,6 трлн. иен (50,7 млрд. долл.). Величина падения экспорта — ключевой составляющей японской экономики — приблизительно совпала с ожиданиями рынка.
Япония в международных экономических отношениях

В результате быстрого экономического развития Япония заняла одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. В начале 90-х годов она вышла на второе место в мире по общему объему зарубежных прямых капиталовложений (15% об­щемирового объема). В предыдущие десятилетия ведущей формой отношений выступала внешняя торговля. По размерам экспорта Япония уступает только США и ФРГ, на ее долю приходится 9—10% мирового экспорта (1994-1995гг.). По величине экспортной квоты она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 10—13% ВВП. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (произ­водство часов, магнитофонов — 90%, кассовых аппаратов — 83%, копировальных машин — 77%).

                         Развитие и структура внешней торговли.

За последние 50 лет физический объем экспорта Японии увеличился более, чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта.
В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособ­ность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета фирмы. Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продук­ции, которое связано прежде всего с характером организации производства. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня авто­матизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования, высокий уровень нормирования технологических пределов также позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автономизации производства предпо­лагает выпуск конечного изделия с полным контролем качества и гарантиями бездефект­ности.

Один из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.

При всей важности указанных выше факторов высокой конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках следует иметь в виду, что стоимость рабочей силы в единице продукции в Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно раз­витых стран. Стоимостный компонент компенсировал отставание японских компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности — производительности труда. По оценкам отдельных японских исследовательских организаций, Япония на 1/3 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности. Раз­рыв в этом показателе сократился (1975г. — 50%), но остается значительным. Отставание в уровне производительности труда во многом связано со стратегией большого числа японских фирм, которые уделяют первостепенное внимание не прибылям, а их доле на рынке. На общее состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям крупных, составляя 40% от уровня крупных предприятий. Это сдерживает общие показатели всей промыш­ленности.

Высокий уровень производительности труда достигнут в черной и цветной метал­лургии, химической промышленности, где он значительно превышает американские пока­затели. Во всех других отраслях отмечается отставание, даже в таких, как автомобиле­строение и электротехника, где японские компании обладают сильной конкурентоспособ­ностью. Там уровень производительности составляет 78 и 85% американского.

Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих то­варов на мировых рынках. В результате ослабления ценового фактора она опустилась на третье место в 1993г. после Сингапура и США. Произошел значительный рост стоимости рабочей силы примерно с 60% в конце 80-х годов до 70% добавленной стоимости в 1994г. (45% в 1960г.).

В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиопри­емники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция чер­ной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел но­вый сдвиг в структуре японского экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно воз­росла доля продукции общего машиностроения (13,9 и 24,1%), электромашиностроения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7 и 4,5% за 1980— 1995гг.).
По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: полупроводники — 50%, легковые автомобили — 22%, конторское и телекоммуникационное оборудование — 22,6%, сталь — 17,4%. Пре­вращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического разви­тия.

Структура импортаотражает процессы международной специализации промыш­ленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспе­ченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов ми­нерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% ми­рового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

На первых этапах экономического развития структура производства предопределила большую зависимость Японии от развивающихся стран — около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор явля­ются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья. Поставки рудного и хи­мического сырья в последние десятилетия локализуются в промышленно развитых стра­нах — Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 29% японского экспорта и обеспечивается 22% импорта. В свою очередь на Японию при­ходится свыше 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяй­ственной продукции.

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной и Юго-Вос­точной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, для Малай­зии — 26% ее импорта и 16% экспорта, для Сингапура — 21% его импорта и 17% экс­порта, для Южной Кореи — 26% ее импорта. Япония является также основным экспорт­ным и импортным рынком КНР (15-16%).

Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо, которое возросло в 6 раз за 1981—1995гг. и превысило 130 млрд. долл. 40% его объема образуется в товаро­обороте с США. Положительное сальдо складывается со всеми регионами, за исключе­нием стран Среднего Востока и в 90-е годы — с Восточной Европой. Торговые отношения с промышленно развитыми странами сопровождаются вспышками торговых войн, давле­нием на Японию, установлением «добровольных ограничений» ее экспорта. Особенно в этом преуспевают США.

 

         Товарный состав внешней торговли Японии, % к итогу.

Статьи

1980 г.

1990 г.

1997 г.

Продовольствие

Экспорт

1,2

0,5

0,5

Промышленные полуфабрикаты

28,6

17,6

18,4

Производственное оборудование

40

54

59,8

Потребительские товары кратко­временного пользования

1,1

0,9

0,8

Потребительские товары дли­тельного пользования

28,5

25,2

17,7

Прочие

1,7

1,8

2,8

Продовольствие

Импорт

11,5

13,8

13,7

Промышленные полуфабрикаты

77,1

54,3

43,3

Производственное оборудование

6,5

14

24

Потребительские товары кратко­временного пользования

1,9

6

8,1

Потребительские товары дли­тельного пользования

1,7

8,8

8,6

Прочие

1,3

3,1

2,3

Источник: Кэйдзай токэй нэнкан. 1998. С. 290 – 293.

          Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты.
В 80-е годы произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капи­тала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место по экс­порту прямых капиталовложений. Среднегодовой объем вывоза в 1981—1985гг. равнялся 5, в 1986-1990гг. — 32, в 1991-1993гг. — 20 млрд. долл. В начале 90-х годов японские компа­нии в экспорте капитала пропустили вперед американские и французские ТНК[8]. По совокуп­ному объему заграничных прямых инвестиций японские компании, как отмеча­лось выше, вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Ма­цушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).
В 60—70-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса иены японские компании стали создавать предприятия трудоемких отраслей. Примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом. Од­нако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США и ФРГ за пределы своей террито­рии выведено соответственно 30% и 20% промышленного производства, то в Японии — только 11%. В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концен­трируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения кампаний высокой технологии, которые стремятся ис­пользовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими кампаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).

Таблица 2. Направление японских зарубежных капиталовложений, %

1975

1987

1992

Северная Америка

27, 6

46, 0

42, 6

Европа

10, 2

19, 7

20, 7

Азия

33, 5

14, 6

18, 8

Латинская Америка

11, 3

14, 4

7, 9

Океания

5, 5

4, 2

7, 0

Средний Восток

6, 0

0, 2

2, 1

Африка

5, 9

0, 8

0, 7

Всего, млн. долл.

3280

33364

34138

Источник
: Balassa
В
., Noland M. Japan in the World Economy. W ., 1988, p. 119; Japan 1994. An Interna­tional Comparison. P. 54.
Происходит географическое смещение приоритетов. С середины 80-х годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения «Плаза» началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. в 1994г. и пре­высив в два раза уровень американских прямых инвестиций. Следствием изменения поли­тики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магни­тофонов, кондиционеров.

Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отношений мно­гообразной и сложной производственной специализации между местными и японскими предприятиями и местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отноше­ния производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран становятся основными поставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных схем — Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Таиланд; станков и производственного оборудования — Тайвань, Южная Корея; бытовых электро­товаров — Сингапур, Малайзия, Таиланд.

Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта — свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде по­давляюще высокую степень зависимость от рынка США постепенно сдает свои позиции, что создает предпосылки для региональной экономической интеграции на микроуровне или интеграции, проводимой зарубежными капиталовложениями. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт туда из Северной Америки и Западной Ев­ропы.

Японские зарубежные компании обычно имеют невысокую норму прибыли. На предприятиях обрабатывающей промышленности она составляет 0,9%. В странах Азии она достаточно высока — 4,8%, а в Северной Америке и Западной Европе зачастую имеет отрицательную величину. Иными словами, контролируемые там японским капиталом предприятия убыточны. Обычно это относительно новые по времени их действия фи­лиалы и дочерние компании, когда у них приоритетной целью является расширение мас­штабов деятельности, а не получение прибыли.

Япония не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Хотя значение иностранных прямых капиталовложений возрастает, их приток незначителен, уступая соответствующему японскому экспорту в 10—20 раз. В ведущих западноевропей­ских странах подобное соотношение находится в пределах 1—2,2 раза.

В прошлом достаточно широко использовался иностранный капитал в форме креди­тов и займов и портфельных инвестиций. В 1950—1960гг. его доля в валовых капитало­вложениях не превышала 2,5%. За 1950—1975гг. было привлечено почти 32 млрд. долл. В новых отраслях иностранный капитал играл более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспортно-импортным банком США.

Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер ее валют­ного положения. Повышение конкурентоспособности японских товаров на мировых рын­ках привело с середины 60-х годов к резкому увеличению положительного сальдо по всем статьям внешних расчетов. Превратившись в один из полюсов притяжения международ­ных платежных средств, Япония стала одним из крупнейших кредиторов. Она играет важ­ную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став крупнейшим до­нором (1995г. — 24,5%), хотя по доле государственной помощи в ВВП Япония уступает многим странам — 0,20% ВВП.

Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 60%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Индонезия, Таиланд, Филип­пины, Бангладеш. Произошли изменения в географическом направлении помощи. В 70-е годы в число ее крупнейших получателей входили Южная Корея, Пакистан, Индия. В 80-е годы Япония усилила внимание к странам Африки (12,2%) и Латинской Америки (9,1 % экономической помощи в 1992г.), но в странах Азии она обеспечивает половину всей по­мощи западных стран, а в Латинской Америке — 18%. В отличие от США и западноевро­пейских стран более половины двусторонней помощи представляется в виде йеновых займов под низкий процент. Они носят в основном несвязанный характер, чем также от­личаются от помощи ряда западных стран. Примерно 12% всей помощи идет на техниче­ское сотрудничество, что ниже уровня США, Франции, ФРГ. Центральное место в нем занимает прием иностранных студентов и стажеров при сравнительно незначительном ко­личестве направляемых за рубеж  японских специалистов (5 тыс. иностранных студентов в 1990г.).

Япония выделяет около 10% средств Верховного комиссариата ООН по делам бе­женцев. Она также предоставляет помощь беженцам через другие международные орга­низации, но сама приняла небольшое количество беженцев — около 9 тыс.

           

      Усиление влияния Японии
Является ли Япония такой же либеральной страной, как другие страны Запада? Ряд специалистов дают отрицательный ответ на этот вопрос. Особый характер отношений ме­жду частными и государственными секторами японской экономики, протекционистская политика Японии её стремление любой ценой расширять своё присутствие на междуна­родном рынке вызывают глубокое беспокойство в промышленных кругах стран – конку­рентов. Процессы, прямо противоположные тем, что происходят в США, привели к тому, что положительное сальдо японского внешнеторгового баланса превратило Японию в крупнейшего кредитора остального мира. Ежегодный прирост внутренних накоплений превышает объём ежегодных инвестиций, что создаёт благоприятные условия для разме­щения средств за рубежом, поскольку государственный бюджет практически уравнове­шен. Поэтому японцы скупают за границей предприятия в самых разных отраслях эконо­мики.

Роль Японии в мире на рубеже нового тысячелетия чаще всего связывают с её по­тенциальными возможностями развития новейших технологий. В качестве наиболее при­оритетной задачи страны японское правительство рассматривает рост научно-техниче­ского потенциала. В то же время наиболее значительным препятствием превращения Японии в лидирующую технологическую державу является некоторое отставание в об­ласти фундаментальных исследований.

Процесс информатизации японской экономики и общества продолжает развиваться по нарастающей. Был разработан План построения информационного общества до 2000 г., выполнение которого обеспечит всеобщую информатизацию. Прогнозируется, что до 2000 г. Япония будет выделять 3,5% своего ВВП на исследования и разработки, в то время как США – 3%.

Японию часто называют страной XXIв. Сегодняшняя Япония фактически является, по определению многих специалистов, действующей моделью экологической ситуации, которая может сложится в будущем в любой стране. Для решения проблемы «от техноло­гии отчистки – к чистой технологии» ещё 1981 г. была утверждена крупная программа под названием «Базовая технология промышленности следующего поколения». Она состоит из трёх разделов:
Ø             Новые материалы;

Ø             Биотехнология;

Ø             Новые электронные приборы.

С экологической точки зрения, поставлена задача перехода к 2000 г. от технологий, эксплуатирующих природу, к технологиям, взаимодействующим с ней. Основная задача будущего – научиться у природы работать по замкнутому циклу. На этих направлениях достигнуты определённые успехи. Так, по данным центра «Чистая Япония», около 170 тыс. т., или 50% отходов перерабатывающей промышленности могут эффективно исполь­зоваться в качестве ресурсов. В этой связи ещё при планировании изделия его проекти­ровщики решают проблему, как вернуть в новое производство отработанные детали и узлы. Например, фирма «Денсю», которая обеспечивает электронную «начинку» автомо­билей «Тоёта», смогла заявить о том, что у производимых ею изделий нет деталей, кото­рые не могли бы использоваться повторно.

Япония превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира: в США и Западной Европе. Благодаря достижениям технологической мысли в таких областях как электроника новые материалы и т. д., японские промышленные корпорации являются грозными конкурен­тами для американских и западноевропейских предприятий. Однако не следует забывать, что ВВП Японии составляет лишь половину от ВВП США и ЕС. С этой точки зрения, не­смотря на помощь и эффективность японской экономики, эта страна является скорее партнёром, чем противником других промышленно развитых стран Запада.

Превратившись в экономическую сверхдержаву, Япония стала оказывать всё боль­шее влияние на мировую хозяйственную систему. При этом в центре этих связей нахо­дятся экономические отношения между Японией и США, на долю которых приходится около 40% мирового ВВП и свыше 20% мирового экспорта. В силу того, что Япония про­должает поставлять в США продукцию машиностроения, и в первую очередь легковые автомобили, и импортировать из этой страны значительное количество сырья и продуктов питания, её обвиняют в «колониальном характере» торговли с США.

Высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке, в том числе и на американском, обеспечивают:

1)        Особая система контроля за качеством продукции (не более 0,01% брака);

2)        Опережающий рост производительности труда. В 90-е г. Япония ликви­дировала своё отставание от США;

3)        Значительно меньшие потери рабочего времени в результате конфлик­тов;

4)        Более высокий уровень доходов на душу населения, перераспределяе­мый таким образом, что большая часть накоплений направляется в производ­ство;

5)        Самый высокий в мире уровень частных накоплений.

За последние годы японская экономическая мощь ассоциируется с превращением её в финансовый центр мирового значения. Общий объём нетто-активов достиг 129 млрд. $. По общим оценкам Министерства финансов Японии, этот процесс будет продолжаться до конца XXв. По одним прогнозам, нетто-активы Японии достигнут к началу XXIв. 556 млрд. $., а по другим – 1 трлн. $. Значит, Япония превратилась в поставщика нового вида услуг – предоставление капиталов.

В центре внимания японских инвесторов находятся ценные бумаги, главным образом США, долговременного характера, которые обеспечивают большие доходы и имеют большие перспективы подорожания в будущем. Всё это даёт основания утверждать, что Япония в качестве экспортёра капиталов будет оказывать на мировую экономику такое же влияние, как и Великобритания между двумя мировыми войнами, и США в послевоенный период.

Экономический кризис в Японии огромное влияние на всю мировую экономику, но прежде всего на азиатские рынки. Падающая японская йена стимулировала серьёзную конкуренцию для китайских и южнокорейских товаров. По экспортным оценкам, каждое снижение курса на 1 йену по отношении к доллару означает сокращение активов японских банков почти на 1 трлн. йен, или 0,2% от национального ВВП. Не случайно экономиче­скому положению в Японии уделялось много внимания со стороны мирового сообщества, которое призывало Японию не только как можно скорее разрешить свои внутренние про­блемы, но предоставить экономическую помощь пострадавшим от финансового кризиса своим азиатским собратьям. Премьер – министр Японии был вынужден неоднократно вы­ступать с заявлением о том, что его правительство не допустит превращения Японии в де­тонатор мирового финансового хаоса. По его словам, экономическая ситуация в Азии ока­залась намного хуже, чем предполагали, и Япония готова занять место «вожака в стае ле­тящих птиц», указав нужное направление.

Таким образом, в мировой экономики развернулась серьёзная борьба за лидирующее место в грядущем XXIв. Здесь бесспорны претензии Японии, которая за короткий срок стала одной из ведущих индустриальных держав мира. Однако ни объединённая Европа, ни США не согласны оказаться на окраине экономического прогресса.
ЯпонияявляетсячленомАТЭС(Asia-Pacific Economic Cooperation Forum). Азиатско-Тихоокеанский Форум Экономического Сотрудничества объединяет две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава.

Необходимо отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий. Интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли.

Концепция «открытого регионализма» предполагает, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысок. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

АТЭС — созданна для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

    продолжение
–PAGE_BREAK–