–PAGE_BREAK– 4. Допущение имущественной обособленности организации. Согласно этому принципу имущество и обязательства самого
предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц.
«Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» и принятых в соответствии с ним отраслевых инструкций и указаний.
Действие данного документа отменила вступившая в действие глава 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Теперь для этих целей налогоплательщики используют главу 25 НК РФ и Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.
Однако себестоимость услуги в значительной степени зависит от отраслевых особенностей, не являются исключением и гостиницы. Так, например, для гостиниц дополнительным нормативным документом является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 г. № 33.
При отсутствии соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат организациям надлежит руководствоваться старыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил бухгалтерского и налогового учета.
На сегодняшний день в бухгалтерском законодательстве основным регламентирующим документом при формировании затрат организации является упомянутое выше Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ № ЗЗн от 06.05.1999 г. Согласно данному документу «расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)»
Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации, делятся на:
1. Расходы по обычным видам деятельности.
2. Прочие расходы, которые в свою очередь можно разделить на:
■ операционные расходы;
■ внереализационные расходы.
Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Они являются неотъемлемой частью деятельности организации.
Под операционными расходами понимаются:
■ расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (это не является основным видом деятельности организации);
■ расходы, связанные с передачей во временное пользование нематериальных активов (если это не является основным видом деятельности организации);
■ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (если это не является основным видом деятельности организации);
■ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
■ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов);
■ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
■ отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
■ прочие операционные расходы. Внереализационными расходами признаются:
■ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
■ возмещение причиненных организацией убытков;
■ убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
■ суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
■ курсовые разницы;
■ сумма уценки активов;
■ перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
■ прочие внереализационные расходы.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, установленным в ПБУ 10/99 «Расходы организации»:
■ материальные затраты;
■ затраты на оплату труда;
■ отчисления на социальные нужды;
■ амортизация;
■ прочие затраты.
Для целей управления затратами и налогами в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат, в зависимости от схемы налогообложения. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в соответствии с отраслевыми особенностями.
Состав затрат по гостинице при общей и упрощенной схемах налогообложения приведен в таблице 3.1.
Ниже приводится постатейный расчёт примерных затрат гостиничного комплекса. Расчет годовой стоимости потребленных ресурсов приведен в таблице 3.2.
Расчет стоимости мягкого инвентаря, посуды, предметов ухода за одеждой, чистящих и моющих средств производится согласно РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Классификация гостиниц». В каждом номере гостиницы должен быть мягкий инвентарь в составе, приведенном в таблице 3.3
В нашем примере анализируемая гостиница располагает номерным фондом в 30 одноместный номер, а ёмкость номерного фонда составляет 50 койко-место. Мягкий инвентарь по позициям 1-5 приобретается в единственном для каждого номера экземпляре 75628 руб. (3268 руб. х 30 койко-место). Такие составляющие мягкого инвентаря, как постельное белье полотенце махровое, полотенце вафельное, подлежат смене один раз в три дня, стоимость такого комплекта составляет 600 руб. на одно койко-место и 16970 руб. в расчёте на 30 одноместный номер. Для смены белья необходимо иметь 3 комплекта мо иметь три комплекта, т. е. 11970 х 3 = 35910 руб. Кроме мягкого инвентаря, номера должны быть обеспечены предметами размещения одежды и ухода за ней, посудой (табл. 3.4). Для всех номеров: 640 руб. х 21 номер = 13 440 руб.
Таблица 3.1Состав затрат по гостинице при общей и упрощенной схемах налогообложения
Наименование статей затрат
Общая схема налогообложения
Упрощенная схема налогообложения
1
2
3
1. Материальные затраты
+
+
в том числе: 1.1. Приобретение имущества стоимостью менее 10 000 руб.
+
+
1.2. Стоимость ресурсов
+
+
— газа
+
+
— воды
+
+
— стоков
+
+
— электроэнергии
+
+
— вывоза твердых бытовых отходов
+
+
1.3. Приобретение мягкого инвентаря для комплектации и содержания номеров
+
+
1.4. Приобретение предметов размещения одежды и ухода за ней, посуды для комплектации номеров
+
+
1.5. Приобретение чистящих и моющих средств для номеров
+
+
1.6. Стирка мягкого инвентаря гостиницы
+
+
2. Расходы на оплату труда персонала гостиницы
+
+
3. Единый социальный налог (26% от фонда оплаты труда персонала гостиницы)
+
—
4. Отчисления в Пенсионный фонд (20% от фонда оплаты труда персонала гостиницы)
—
+
5. Амортизация имущества
+
—
6. Амортизация нематериальных активов
+
—
7. Возмещение стоимости основных средств
—
+
8. Сертификация гостиницы
+
—
9. Охрана гостиницы («тревожная кнопка»)
+
+
10. Услуги связи (телефон)
+
+
11. Обслуживание кассовых аппаратов
+
+
12. Реклама « бегущая строка»
+
+
13.оплата услуг сети Интернет
+
+
14.Оплата входного медосмотра персонала
+
+
15.Оплата текущего медосмотра персонала гостиницы
+
+
16. Канцелярские товары
+
17. Расчёты с бюджетом по налогу на прибыль
+
—
18. Расчёты с бюджетом по налогу на имущество
+
—
19. Расчёты с бюджетом по налогу на имущество
+
—
20. Расчёты с бюджетом по единому налогу на вменённый доход
—
+
21. Расчёты с бюджетом по земельному налогу
+
+
22. Расчёты с бюджетом по сбору за загрязнение окружающей среды (предельно допустимые выбросы)
+
+
Таблица 3.2
Расчет годовой стоимости ресурсов
Вид ресурсов
Годовые потребления
Тариф, руб.
Стоимость, руб.
1.Вода, м. куб.
3092
10,09
51198,28
2.стоки, м куб
2877
16,18
59549,86
3. Электроэнергия, кВт/ч
360000
2,77
1002200,00
4. Газ, м. куб.
83352
1,26
145023,55
5.Вывоз твёрдых бытовых отходов, м. куб.
60
21,00
1860,00
ИТОГО:
—
—
1259831,69
Таблица 3.3
Перечень и стоимость мягкого инвентаря для комплектации и содержания одного номера
Наименование мягкого инвентаря
Количество, шт.
Цена, руб.
1. Подушка пухоперовая 70×70
1
158
2. Одеяло пухоперовое
1
1200
3. Покрывало
1
500
4. Портьера
1
1700
5. Прикроватный коврик
1
400
6. Комплект постельного белья
1
550
7. Полотенце махровое
1
200
8. Полотенце вафельное
1
90
Таблица 3.4
Перечень и стоимость предметов размещения одежды и ухода за ней, посуды в одном номере
Наименование предметов
Количество
Цена, руб.
Стоимость,
1. Плечики
5
15,0
75,0
2. Щетка для одежды
1
25,0
25,0
3. Щетка для обуви
1
30,0
30,0
4. Графин со стаканом и поднос
1
270,0
270,0
5. Ключ комбинированный
1
80,0
300,0
6. Пепельница
1
40,0
40,0
7. Телефонный справочник
1
120,0
120,0
ИТОГО:
—
—
640,0
Таблица 3.5
Перечень и стоимость чистящих и моющих средств для одного номера гостиницы
Наименование чистящих и моющих средств
1. Мыло туалетное
8,0
2. Средство моющее универсальное «Прогресс»
23,0
3. Средство моющее «Золушка»
21,0
4. Средство моющее «Пемос»
8,0
5. Средство для чистки сантехники
14,5
6. Средство чистящее «Суржа»
12
7. Средство для чистки ковра
8,5
8. Паста «Пальмира»
150,0
9. Порошок стиральный для дезинфекции
11,0
10. Полироль
14,5
11. Мешковина
80,15
ИТОГО:
369,65
Перечень и стоимость чистящих и моющих средств для одного номера показаны в таблице 3.5.
Указанные в таблице 3.5 чистящие и моющие средства расходуются в течение 10 дней (декада), следовательно, годовые затраты на них составляют:
369,65 руб. х 3 х 12 месяцев х 21 койко-место = 279 455,4 (руб.)
Стирка белья осуществляется 8 раз в месяц, вес одного комплекта белья для одного номера — 3 кг, цена стирки за 1 кг — 15 руб. Годовые затраты на стирку составят:
3 кг х 21 номер х 15 руб. х 8 х 12 = 90 720 (руб.)
Расчет расходов на оплату труда, согласно штатного расписания, приведен в таблице 3.6.
Годовой фонд оплаты труда составит: 88000 руб. х 12 мес. = 1056000 руб.
Расчет амортизации согласно п. 1 ст. 258 НК РФ приведен в таблице 3.7, при этом амортизируемое имущество распределяется по 10 амортизационным группам в зависимости от срока его полезного использования.
Сумма амортизации за год: 90171,2 х 12 = 1 082 054,4 руб.
Перечень и стоимость комплекта мебели в одноместном номере, стоимостью свыше 10000 руб., приведены в таблице 3.8.
Таблица 3.6 Расчет расходов на оплату труда работников гостиницы
№ п/п
Наименование должностей
Количество человек
Месячный оклад, руб.
Месячный фонд з/п, руб
1
Администратор (гостиница работает круглосуточно)
4
4000
20000
2
Горничная суточная
10
3000
15000
3
Горничная дневная
8
3000
5000
4
Старший администратор (на правах главного бухгалтера)
1
5000
10000
5
Директор
1
7000
35000
6
Завхоз (снабженец, товаровед, водитель-экспедитор)
1
4000
5000
7
Секретарь
2
4000
15000
8
Уборщица
2
2500
3000
9
Оператор котельной (совмещение: сантехник, электрик)
1
4500
5000
10
Охранник
8
6000
7000
ИТОГО:
38
—
120000
Таблица 3.7 расчет амортизации имущества
Наименование имущества
Балансовая стоимость, руб.
Группа амортизируемого имущества и срок его использования
Сумма амортизации за месяц, руб.
Здание гостиницы
26750000
10 группа -360 месяцев
74305,5
Мебель стоимостью свыше 10000 руб. (см. табл. 3.8)
793748,45
7 группа -84 месяца
9449,4
Мини-бары
244800
7 группа -84 месяца
2914,3
Компьютеры
120000
3 группа -36 месяцев
3333,3
Сейфы
40500
8 группа -240 месяцев
168,7
ИТОГО:
27949048,45
—
90171,2
Состав комплекта мебели в гостинице стоимостью свыше 10 000 руб.
Таблица 3.8
№
Наименование мебели
Артикул
Количество, шт.
Цена, руб.
Стоимость, руб.
Одноместный номер коллекция «Камея»
1
Кровать односпальная с матрасом
ГК-1
1
7000,17
7000,17
2
Тумба прикроватная
ГШ-1
1
2176,34
2176,34
3
Столик туалетный комбинированный
НГСТ-13
1
5543,95
5543,95
4
Зеркало декоративное
ГЗ-1
1
2235,77
2235,77
5
Подставка под ТВ круглая
ГТТ-2
1
657,27
657,27
6
Шкаф-гардероб
ГШ-1
1
9770,38
9770,38
7
Вешалка с полкой багажной
ГБ-6
1
6812,42
6812,42
8
Полукресло
Клуб
1
6320,50
6320,50
9
Компьютерный стол
СМ-13
1
5915,2
5915,25
Итого:
46432,05
ВСЕГО на 21 номер:
1392961,5
продолжение
–PAGE_BREAK–Таблица 3.9
Состав затрат по бару при работе по единому налогу на вмененный доход
Наименование затрат
Работа по единому налогу на вмененный доход
1. Материальные затраты — всего
+
в том числе: 1.2.Приобретение посуды для бара. 1.3. Закупка продуктов
+ +
1.4. Стоимость энергоресурсов:
+
— газа
+
— воды
+
— стоков
+
— электроэнергии
+
— вывоза твердых бытовых отходов
+
1.5. Стоимость мягкого инвентаря для бара
+
1.6. Стоимость чистящих и моющих средств для бара
+
1.7. Расходы на оплату труда персонала бара
+
1.8. ЕСН (26%)
—
1.9. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (20%)
+
1.10. Амортизация имущества
+
1.11. Амортизация нематериальных активов
+
1.12. Сертификация бара
+
1.13. Оплата входного медосмотра персонала бара
+
1.14. Оплата текущего медосмотра персонала бара
+
1.15. НДС
—
1.16. Единый налог на вмененный доход (15%)
+
1.17. Налог на имущество (2,2%)
—
4. Затраты на оказание клиентам
дополнительных услуг и определение их стоимости
Гостиница — это типичное предприятие, её результативность зависит от соотношения доходов и расходов. В мире уже насчитывается около 300 дополнительных услуг. Дополнительными услугами эти услуги принято называть потому, что основная услуга — это предоставление номеров или мест.
Таблица 3.10 Примерный прейскурант на дополнительные платные услуги
Наименование услуг
Единица измерения
Цена, руб.
1
2
3
1. Прокат утюга
15 мин.
10 руб.
2. Прокат: — полотенца банного — банного халата с тапочками — полотенца махрового для лица — полотенца махрового для ног
1 шт. на весь срок проживания 1 шт. 1 шт.
30 руб. 150 руб. 10 руб. 10 руб.
3. Прокат комплекта постельного белья
1 комплект
50 руб.
4. Пользование сейфом
1 сутки
50 руб.
5. Автостоянка: — легковой автомобиль — микроавтобус
1 место/ сутки
40 руб. 50 руб.
6. Стирка и глажение женская: — блузка
1 шт.
90 руб.
1
2
3
— нижняя майка — нижнее бельё — пижама — ночная сорочка — брюки — джинсы — пуловер — платье, сарафан — юбка — спортивный костюм
1 шт. 1 комплект 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
70 руб. 70 руб. 110 руб. 80 руб. 150 руб. 100 руб. 120 руб. 130 руб. 110 руб. 150 руб.
7. Стирка и глажение мужская: — сорочка — нижняя майка — нижнее бельё — пижама — носки — брюки — джинсы — свитер — спортивный костюм — комбинезон
1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 пара 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
90 руб. 70 руб. 30 руб. 110 руб. 30 руб. 150 руб. 100 руб. 120 руб. 150 руб. 200 руб.
8. Глажение женское: — блузка — нижняя майка — пижама — ночная сорочка — брюки — джинсы — пуловер — платье, сарафан — юбка — спортивный костюм — пиджак
1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
40 руб. 30 руб. 50 руб. 30 руб. 60 руб. 50 руб. 50 руб. 60 руб. 50 руб. 60 руб. 80 руб.
9.глажение мужское: — сорочка — нижняя майка — пижама — нижнее бельё — брюки — джинсы — свитер — спортивный костюм — комбинезон
1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
40 руб. 30 руб. 50 руб. 60 руб. 50 руб. 50 руб. 60 руб. 80 руб. 50 руб.
1
2
3
10. Заказ экскурсий
1 заказ
50 руб.
11. Проведение экскурсий по Ростовской области
1 поездка
договорные
12. Камера хранения
1 место-час
5 руб.
13. Пользование феном в номере
1 час
30 руб.
14. Ремонт обуви
По дополнительным прейскурантам
15. Ремонт одежды
Ценообразование по уровню конкурентов достаточно характерно для гостиниц. При данном методе ценообразования цены на дополнительные платные услуги устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной ответной реакции конкурентов. Отличительной особенностью гостиниц, использующих этот метод ценообразования, является отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.
В отечественной практике за основу всех расчётов в гостиничном бизнесе принимают показатель одних койко-суток, а в; санаторно-курортном бизнесе — койко-день. В основу расчётов принимается инвентарное количество койко-мест в гостинице или ёмкость номерного фонда. Номерной фонд — это количество номеров в гостинице, которые могут быть заселены одновременно. Ёмкость номерного фонда учитывает количество кроватей, установленных в номерном фонде.
В экономических показателях гостиничного производства существует деление на общее количество койко-мест в гостинице и число койко-суток, предоставляемых в гостинице для заселения. Первый показатель показывает потенциальную пропускную способность гостиницы при 100%-ном использовании всех инвентарных мест. Показатель койко-суток даёт представление о пропускной способности гостиницы на планируемый период и обозначает число мест, которые фактически будут эксплуатироваться с учётом технически допустимых простоев (санитарной обработки, времени на ремонт).
Средняя продолжительность ремонта за год одного инвентарного койко-места гостиницы — 10 дней. Цикличность планового ремонта номерного фонда — 5 лет (в нашем примере: 30 койко-место / 5 лет х 10 дней = 42 койко-суток). Таким образом, 42 койко-суток в течение года не будут заняты в обороте общего инвентарного фонда мест в гостинице. Пропускная способность гостиницы составит 7623 койко-суток (21 койко-место х 365 дней — 42 койко-суток).
Различают плановую и фактическую себестоимость койко-суток. Плановая себестоимость рассчитывается на основе плана затрат и плана продаж. На практике, как правило, рассчитывают среднегодовую плановую себестоимость одних койко-суток, среднюю квартальную себестоимость, среднемесячную себестоимость.
Таблица 3.12
Структура затрат на содержание гостиницы,
определение себестоимости койко-суток, выручки
и финансового результата
№
Наименование статей затрат
За отчётный год
Сумма, руб.
Процент в общей сумме затрат за год,
%
На одни койко-сутки, руб.
1
Заработная плата основного персонала гостиничного комплекса
1056000
21,31
172,21
2
Единый социальный налог (26% от ФОТ)
274560
5,54
44,77
3
Питание в номерах (завтрак)
766500
15,47
125
4
Амортизация основных средств
1082054
21,83
176,46
5
Амортизация нематериальных активов
8316
0,17
1,36
6
Оплата потребления ресурсов (газ, вода, стоки, электроэнергия, вывоз ТБО)
1181232
23,84
192,63
7
Расходы на стирку мягкого инвентаря
90720
1,83
14,79
8
Расходы на охрану гостиницы
60000
1,21
9,78
9
Расходы на оплату услуг связи
14400
0,29
2,35
10
Расходы на оплату входного и текущего медосмотра персонала гостиницы
4000
0,08
0,65
11
Расходы на рекламу, в размере, не превышающем 1 % от выручки, согласно ст. 249 НК Р
2200
0,04
0,36
12
Транспортные расходы
40000
0,81
6,52
13
Административно-управленческие расходы
20705
0,42
3,38
14
Текущий ремонт номерного фонда
38000
0,77
6,2
15
Приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей
36000
0,73
5,87
16
Расходы на содержание номеров (стоимость чистящих и моющих средств)
279455
5,64
45,57
17
Отнесение на затраты невозмещаемого НДС
0
0,00
0,00
18
Налог на землю
1465
0,03
0,23
19
Итого за год
4955607
100,00
808,13
20
Количество койко-суток за год
6132
—
—
21
Цена одних койко-суток при норме рентабельности 30%
—
—
1050
22
НДС
—
—
189
23
Продажная цена одних койко-суток с НДС (18
—
1239
24
Валовая выручка (6132×1239)
7597548
—
—
25
Финансовый результат (прибыль)
2540565
—
—
Метод полных издержек чаще используют гостиницы при установлении цены на свои основные услуги по проживанию, основываясь на фактических издержках и средней норме рентабельности на конкретном рынке гостиничных услуг. Главными преимуществами метода полных издержек является наличие потенциальной возможности получения максимальной прибыли в данной экономической ситуации и обеспечение полного возмещения всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатком же является ограниченный учёт влияния уровня спроса на процесс производства гостиничной услуги и, как следствие, — снижение доли сегмента гостиничного рынка. Организаторы гостиничного бизнеса используют в основном метод полных издержек.
Анализ безубыточности начинается с деления издержек на переменные и постоянные. К переменным относятся издержки, размер которых изменяется пропорционально изменению объёма реализации гостиничных услуг. Переменные издержки зависят от объёма реализации, но эта зависимость не прямо пропорциональная (расходы на отопление, освещение и содержание помещений, арендная плата за помещение, используемые в производстве). Постоянные издержки не зависят от изменения объёма продаж гостиничных услуг (административно-управленческие расходы и др.).
В гостиницах постоянные издержки имеют высокий уровень при относительно низком уровне переменных издержек. К ним относятся:
• амортизируемые капитальные затраты;
« ремонт оборудования;
■ расходы на коммунальные услуги; « расходы на страховку;
■ заработная плата постоянного персонала;
■ единый социальный налог;
■ расходы на рекламу;
■ административные затраты;
■ расходы на охрану гостиницы;
■ налог на землю;
■ амортизация основных средств и нематериальных активов. Данные затраты не зависят от количества клиентов за год. К
переменным затратам относятся:
■ расходы на содержание номеров (стоимость чистящих и моющих средств);
■ расходы на стирку мягкого инвентаря гостиницы;
■ расходы на питание в номерах (завтрак, полупансион, пансион);
■ приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей. Сумма постоянных и переменных затрат из таблицы 3.12 составляет:
1. Переменные затраты (VC) — 1 172 675 руб.
2. Постоянные затраты (FC) — 3884308 руб.
5. Бухгалтерский учёт в гостинице
5.1. Учёт реализации гостиничных услуг
Особенностью гостиниц является то, что они имеют несколько направлений деятельности, соответственно, и видов выручки от реализации, основной из которых является выручка от сдачи номеров, т. е. реализация непосредственно гостиничных услуг. Современные гостиницы предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг. Нередко гостиницы на своем балансе содержат рестораны, бары, сауны, автостоянки и т. д., поэтому в такой ситуации гостиничный комплекс может столкнуться с различными системами налогообложения.
Наличие различных систем налогообложения требует обязательного раздельного учета по видам предоставляемых услуг. Следовательно, в бухгалтерском учете гостиничного комплекса по счету 90 «Продажи» должны быть открыты следующие субсчета:
а) «Выручка от услуг по проживанию»;
б) «Выручка мини-бара»;
в) «Выручка автостоянки» и т. д.
Услуги по проживанию являются для гостиницы основным видом деятельности. Следовательно, выручка от реализации таких услуг будет отражаться на счете 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Особенностью оказания гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства. С учетом временной определенности фактов хозяйственной деятельности по окончании отчетного периода (месяца) затраты на оказание гостиничных услуг должны быть полностью списаны в дебет счета 90 (на себестоимость реализованных услуг), так как переходящего сальдо по счету 20, субсчет «Затраты на оказание гостиничных услуг» быть не должно. Поэтому следует для обеспечения достоверности учитывать факт проживания гостей по ежедневному оказанию услуг на отчетную дату.
В целях налогообложения прибыли в учетной политике гостиницы должен быть закреплен один из.двух возможных вариантов: либо кассовый метод, либо метод начисления. Согласно кассовому методу, признание доходов производится только после получения денежных средств и их эквивалентов (т. е. когда деньги заработаны и получены). По методу начисления доходы признаются в том отчётном периоде, в котором они заработаны, а не получены. Международные стандарты финансовой отчётности провозглашают метод начисления.
Кассовый метод признания выручки могут себе позволить немногие предприятия, связано это с ограничениями, установленными главой 25 «Налог на прибыль организаций». Большая часть предприятий работает по методу начисления, при котором доходы в целях исчисления прибыли признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Количественным показателем величины гостиничных услуг является календарный день проживания клиента в гостинице.
Пример 3. Отражение выручки от реализации гостиничных услуг при предварительной оплате клиентом.
Согласно отчету администратора гостиницы 2005 г. в кассу гостиницы поступило авансом 45700 руб. (в том числе НДС 18% — 5104 руб.). За эти сутки стоимость занятых гостиничных мест, оплаченных за наличный расчет, составила 36 700 руб.
Кроме того, на расчетный счет гостиницы 10 января 2005 г. поступило в качестве аванса 16700 руб., в том числе НДС 1800 руб. Стоимость занятых гостиничных номеров 10 января, оплаченных по безналичному расчету, составила 10180 руб.
Учетной политикой предприятия предусмотрено, что выручка определяется за каждый прожитый день. На основании этих данных бухгалтер предприятия сделает следующие проводки:
1. Дебет 50 «Касса», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 38500 руб. — поступили в кассу авансы за проживание.
2. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 4804 руб. — начислен НДС с поступивших авансов (31500 х 15,25% / 100%, где 15,25% — средняя расчётная ставка по НДС = 118% / 18% х 100%).
3. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 25 500 руб. — отражена выручка от оплаты за проживание.
4. Дебет 90 «Выручка», субсчет «Налог на добавленную стоимость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 3888 руб. — начислен НДС с реализованных услуг (25500 х 15,25% / 100%, где 15,25% — средняя расчётная ставка по НДС).
5. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 3888 руб. — восстановлен НДС с ранее начисленного аванса.
6. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» — 25500 руб. — закрыта задолженность клиентов за проживание.
продолжение
–PAGE_BREAK–