Экономика современного гостиничного комплекса

–PAGE_BREAK–   4. Допущение имущественной обособленности организации. Согласно этому принципу имущество и обязательства самого
предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц.
 «Об утверждении По­ложения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), и о порядке формирования финансовых результа­тов, учитываемых при налогообложении прибыли» и принятых в соответствии с ним отраслевых инструкций и указаний.
Действие данного документа отменила вступившая в действие глава 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организа­ций». Теперь для этих целей налогоплательщики используют главу 25 НК РФ и Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Рас­ходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.
Однако себестоимость услуги в значительной степени зависит от отраслевых особенностей, не являются исключением и гости­ницы. Так, например, для гостиниц дополнительным норматив­ным документом является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Класси­фикация гостиниц», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 г. № 33.
При отсутствии соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат организациям надлежит руководствоваться старыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил бухгалтерского и налогового учета.
На сегодняшний день в бухгалтерском законодательстве ос­новным регламентирующим документом при формировании зат­рат организации является упомянутое выше Положение по бух­галтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверж­денное Приказом Минфина РФ № ЗЗн от 06.05.1999 г. Согласно данному документу «расходами организации признаются умень­шение экономических выгод в результате выбытия активов (де­нежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обя­зательств, приводящее к уменьшению капитала этой организа­ции, за исключением уменьшения вкладов по решению участ­ников (собственников имущества)»
Расходы организации, в зависимости от их характера, усло­вий осуществления и направления деятельности организации, делятся на:
1.  Расходы по обычным видам деятельности.
2.  Прочие расходы, которые в свою очередь можно разделить на:
■  операционные расходы;
■  внереализационные расходы.
Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, свя­занные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Они являются неотъемлемой частью деятельности орга­низации.
Под операционными расходами понимаются:
■  расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (это не является основным видом деятельности организации);
■ расходы, связанные с передачей во временное пользование нематериальных активов (если это не является основным ви­дом деятельности организации);
■ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (если это не является основным видом деятель­ности организации);
■ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списани­ем основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
■ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов);
■ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредит­ными организациями;
■  отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
■  прочие операционные расходы. Внереализационными расходами признаются:
■  штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
■  возмещение причиненных организацией убытков;
■  убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
■  суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
■  курсовые разницы;
■  сумма уценки активов;
■  перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприя­тий культурно-просветительского характера и иных анало­гичных мероприятий;
■  прочие внереализационные расходы.
При формировании расходов по обычным видам деятельнос­ти должна быть обеспечена их группировка по следующим эле­ментам, установленным в ПБУ 10/99 «Расходы организации»:
■  материальные затраты;
■  затраты на оплату труда;
■  отчисления на социальные нужды;
■  амортизация;
■ прочие затраты.
Для целей управления затратами и налогами в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат, в зависимо­сти от схемы налогообложения. Перечень статей затрат устанав­ливается организацией самостоятельно в соответствии с отрас­левыми особенностями.
Состав затрат по гостинице при общей и упрощенной схемах налогообложения приведен в таблице 3.1.
Ниже приводится постатейный расчёт примерных затрат гос­тиничного комплекса. Расчет годовой стоимости потребленных ресурсов приведен в таблице 3.2.
Расчет стоимости мягкого инвентаря, посуды, предметов ухода за одеждой, чистящих и моющих средств производится согласно РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Классификация гостиниц». В каждом номере гостиницы должен быть мягкий инвентарь в составе, приведенном в таблице 3.3
В нашем примере анализируемая гостиница располагает но­мерным фондом в 30 одноместный номер,  а ёмкость номерного фонда составляет 50 койко-место. Мягкий инвентарь по позициям 1-5 приобретается в единственном для каждого номе­ра экземпляре 75628 руб. (3268 руб. х 30 койко-место). Такие составляющие мягкого инвентаря, как постельное белье поло­тенце махровое, полотенце вафельное, подлежат смене один раз в три дня, стоимость такого комплекта со­ставляет 600 руб. на одно койко-место и 16970 руб. в расчёте на 30 одноместный номер. Для смены белья необходимо иметь 3 комплекта мо иметь три комплекта, т. е. 11970 х 3 = 35910 руб. Кроме мягкого инвентаря, номера должны быть обеспечены предмета­ми размещения одежды и ухода за ней, посудой (табл. 3.4). Для всех номеров: 640 руб. х 21 номер = 13 440 руб.
Таблица 3.1Состав затрат по гостинице при общей и упрощенной схемах налогообложения
Наименование статей затрат
Общая схема налогообложения
Упрощенная схема налогообложения
  1
2
3
  1. Материальные затраты
+
+
  в том числе: 1.1. Приобретение имущества стоимо­стью менее 10 000 руб.
+
+
  1.2. Стоимость ресурсов
+
+
  — газа
+
+
  — воды
+
+
  — стоков
+
+
  — электроэнергии
+
+
  — вывоза твердых бытовых отходов
+
+
  1.3. Приобретение мягкого инвентаря для комплектации и содержания но­меров
+
+
  1.4.  Приобретение предметов разме­щения одежды и ухода за ней, посуды для комплектации номеров
+
+
  1.5. Приобретение чистящих и мою­щих средств для номеров
+
+
  1.6. Стирка мягкого инвентаря гости­ницы
+
+
  2. Расходы на оплату труда персонала гостиницы
+
+
  3. Единый социальный налог (26% от фонда оплаты труда персонала гости­ницы)
+

  4. Отчисления в Пенсионный фонд (20% от фонда оплаты труда персона­ла гостиницы)

+
  5. Амортизация имущества
+

  6. Амортизация нематериальных акти­вов
+

  7. Возмещение стоимости основных средств

+
  8. Сертификация гостиницы
+

  9. Охрана гостиницы («тревожная кнопка»)
+
+
  10. Услуги связи (телефон)
+
+
  11. Обслуживание кассовых аппаратов
+
+
  12. Реклама « бегущая строка»
+
+
  13.оплата услуг сети Интернет
+
+
  14.Оплата входного медосмотра персонала
+
+
  15.Оплата текущего медосмотра пер­сонала гостиницы
+
+
  16. Канцелярские товары
+
17. Расчёты с бюджетом по налогу на прибыль
+

  18. Расчёты с бюджетом по налогу на имущество
+

  19. Расчёты с бюджетом по налогу на имущество
+

  20. Расчёты с бюджетом по единому налогу на вменённый доход

+
  21. Расчёты с бюджетом по земельному налогу
+
+
  22. Расчёты с бюджетом по сбору за загрязнение окружающей среды (пре­дельно допустимые выбросы)
+
+
  Таблица 3.2
Расчет годовой стоимости ресурсов
Вид ресурсов
Годовые потребления
Тариф, руб.
Стоимость, руб.
1.Вода, м. куб.
3092
10,09
51198,28
2.стоки, м куб
2877
16,18
59549,86
3. Электроэнергия, кВт/ч
360000
2,77
1002200,00
4. Газ, м. куб.
83352
1,26
145023,55
5.Вывоз твёрдых бытовых отходов, м. куб.
60
21,00
1860,00
ИТОГО:


1259831,69
Таблица 3.3
Перечень и стоимость мягкого инвентаря для комплектации и содержания одного номера
Наименование мягкого инвентаря
Количество, шт.
Цена, руб.
1. Подушка пухоперовая 70×70
1
158
2. Одеяло пухоперовое
1
1200
3. Покрывало
1
500
4. Портьера
1
1700
5. Прикроватный коврик
1
400
6. Комплект постельного белья
1
550
7. Полотенце махровое
1
200
8. Полотенце вафельное
1
90
Таблица 3.4
Перечень и стоимость предметов размещения одежды и ухода за ней, посуды в одном номере
Наименование предметов
Количество
Цена, руб.
Стоимость,
1. Плечики
5
15,0
75,0
2. Щетка для одежды
1
25,0
25,0
3. Щетка для обуви
1
30,0
30,0
4. Графин со стаканом и поднос
1
270,0
270,0
5. Ключ комбинированный
1
80,0
300,0
6. Пепельница
1
40,0
40,0
7. Телефонный справочник
1
120,0
120,0
ИТОГО:


640,0
Таблица 3.5
Перечень и стоимость чистящих и моющих средств для одного номера гостиницы
Наименование чистящих и моющих средств
1. Мыло туалетное
8,0
2. Средство моющее универсальное «Прогресс»
23,0
3. Средство моющее «Золушка»
21,0
4. Средство моющее «Пемос»
8,0
5. Средство для чистки сантехники
14,5
6. Средство чистящее «Суржа»
12
7. Средство для чистки ковра
8,5
8. Паста «Пальмира»
150,0
9. Порошок стиральный для дезинфекции
11,0
10. Полироль
14,5
11. Мешковина
80,15
ИТОГО:
369,65
Перечень и стоимость чистящих и моющих средств для одно­го номера показаны в таблице 3.5.
Указанные в таблице 3.5 чистящие и моющие средства расхо­дуются в течение 10 дней (декада), следовательно, годовые зат­раты на них составляют:
369,65 руб. х 3 х 12 месяцев х 21 койко-место = 279 455,4 (руб.)
Стирка белья осуществляется 8 раз в месяц, вес одного ком­плекта белья для одного номера — 3 кг, цена стирки за 1 кг — 15 руб. Годовые затраты на стирку составят:
3 кг х 21 номер х 15 руб. х 8 х 12 = 90 720 (руб.)
Расчет расходов на оплату труда, согласно штатного расписа­ния, приведен в таблице 3.6.
Годовой фонд оплаты труда составит: 88000 руб. х 12 мес. = 1056000 руб.
Расчет амортизации согласно п. 1 ст. 258 НК РФ приведен в таблице 3.7, при этом амортизируемое имущество распределяет­ся по 10 амортизационным группам в зависимости от срока его полезного использования.
Сумма амортизации за год: 90171,2 х 12 = 1 082 054,4 руб.
Перечень и стоимость комплекта мебели в одноместном номе­ре, стоимостью свыше 10000 руб., приведены в таблице 3.8.
Таблица 3.6 Расчет расходов на оплату труда работников гостиницы
№ п/п
Наименование должностей
Количество человек
Месячный оклад, руб.
Месячный фонд з/п, руб
1
Администратор (гостиница работает круглосуточно)
4
4000
20000
2
Горничная суточная
10
3000
15000
3
Горничная дневная
8
3000
5000
4
Старший администратор (на правах главного бухгалтера)
1
5000
10000
5
Директор
1
7000
35000
6
Завхоз (снабженец, товаровед, водитель-экспедитор)
1
4000
5000
7
Секретарь
2
4000
15000
8
Уборщица
2
2500
3000
9
Оператор котельной (совме­щение: сантехник, электрик)
1
4500
5000
10
Охранник
8
6000
7000
ИТОГО:
38

120000
Таблица 3.7 расчет амортизации имущества
Наименование имущества
Балансовая стоимость, руб.
Группа амортизируемого имущества и срок его использования
Сумма амортизации за месяц, руб.
Здание гостиницы
26750000
10 группа -360 месяцев
74305,5
Мебель стоимостью свыше 10000 руб. (см. табл. 3.8)
793748,45
7 группа -84 месяца
9449,4
Мини-бары
244800
7 группа -84 месяца
2914,3
Компьютеры
120000
3 группа -36 месяцев
3333,3
Сейфы
40500
8 группа -240 месяцев
168,7
ИТОГО:
27949048,45

90171,2
Состав комплекта мебели в гостинице стоимостью свыше 10 000 руб.
Таблица 3.8

Наименование мебели
Артикул
Коли­чество, шт.
Цена, руб.
Стоимость, руб.
Одноместный номер коллекция «Камея»
1
Кровать односпальная с матрасом
ГК-1
1
7000,17
7000,17
2
Тумба прикроватная
ГШ-1
1
2176,34
2176,34
3
Столик туалетный комбинированный
НГСТ-13
1
5543,95
5543,95
4
Зеркало декоративное
ГЗ-1
1
2235,77
2235,77
5
Подставка под ТВ круглая
ГТТ-2
1
657,27
657,27
6
Шкаф-гардероб
ГШ-1
1
9770,38
9770,38
7
Вешалка с полкой багажной
ГБ-6
1
6812,42
6812,42
8
Полукресло
Клуб
1
6320,50
6320,50
9
Компьютерный стол
СМ-13
1
5915,2
5915,25
Итого:
46432,05
ВСЕГО на 21 номер:
1392961,5
    продолжение
–PAGE_BREAK–Таблица 3.9
Состав затрат по бару при работе по единому налогу на вмененный доход
Наименование затрат
Работа по единому налогу на вмененный доход
1. Материальные затраты — всего
+
в том числе: 1.2.Приобретение посуды для бара. 1.3. Закупка продуктов
+ +
1.4. Стоимость энергоресурсов:
+
— газа
+
— воды
+
— стоков
+
— электроэнергии
+
— вывоза твердых бытовых отходов
+
1.5. Стоимость мягкого инвентаря для бара
+
1.6. Стоимость чистящих и моющих средств для бара
+
1.7. Расходы на оплату труда персонала бара
+
1.8. ЕСН (26%)

1.9. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (20%)
+
1.10. Амортизация имущества
+
1.11. Амортизация нематериальных активов
+
1.12. Сертификация бара
+
1.13. Оплата входного медосмотра персонала бара
+
1.14. Оплата текущего медосмотра персонала бара
+
1.15. НДС

1.16. Единый налог на вмененный доход (15%)
+
1.17. Налог на имущество (2,2%)

4. Затраты на оказание клиентам
дополнительных услуг и определение их стоимости
Гостиница — это типичное предприятие, её результативность зависит от соотношения доходов и расходов. В мире уже насчи­тывается около 300 дополнительных услуг. Дополнительными ус­лугами эти услуги принято называть потому, что основная услу­га — это предоставление номеров или мест.
Таблица 3.10 Примерный прейскурант на дополнительные платные услуги
Наименование услуг
Единица измерения
Цена, руб.
1
2
3
1. Прокат утюга
15 мин.
10 руб.
2. Прокат: — полотенца банного — банного халата с тапочками — полотенца махрового для лица — полотенца махрового для ног
1 шт. на весь срок проживания 1 шт. 1 шт.
30 руб. 150 руб. 10 руб. 10 руб.
3. Прокат комплекта постельного белья
1 комплект
50 руб.
4. Пользование сейфом
1 сутки
50 руб.
5. Автостоянка: — легковой автомобиль — микроавтобус
1 место/ сутки
40 руб. 50 руб.
6. Стирка и глажение женская: — блузка
1 шт.
90 руб.
1
2
3
— нижняя майка — нижнее бельё — пижама — ночная сорочка — брюки — джинсы — пуловер — платье, сарафан — юбка — спортивный костюм
1 шт. 1 комплект 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
70 руб. 70 руб. 110 руб. 80 руб. 150 руб. 100 руб. 120 руб. 130 руб. 110 руб. 150 руб.
7. Стирка и глажение мужская: — сорочка — нижняя майка — нижнее бельё — пижама — носки — брюки — джинсы — свитер — спортивный костюм — комбинезон
1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 пара 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
90 руб. 70 руб. 30 руб. 110 руб. 30 руб. 150 руб. 100 руб. 120 руб. 150 руб. 200 руб.
8. Глажение женское: — блузка — нижняя майка — пижама — ночная сорочка — брюки — джинсы — пуловер — платье, сарафан — юбка — спортивный костюм — пиджак
1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
40 руб. 30 руб. 50 руб. 30 руб. 60 руб. 50 руб. 50 руб. 60 руб. 50 руб. 60 руб. 80 руб.
9.глажение мужское: — сорочка — нижняя майка — пижама — нижнее бельё — брюки — джинсы — свитер — спортивный костюм — комбинезон
1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
40 руб. 30 руб. 50 руб. 60 руб. 50 руб. 50 руб. 60 руб. 80 руб. 50 руб.
1
2
3
10. Заказ экскурсий
1 заказ
50 руб.
11. Проведение экскурсий по Ростовской области
1 поездка
договорные
12. Камера хранения
1 место-час
5 руб.
13. Пользование феном в номере
1 час
30 руб.
14. Ремонт обуви
По дополнительным прейскурантам
  15. Ремонт одежды
  Ценообразование по уровню конкурентов достаточно характерно для гостиниц. При данном методе ценообразования цены на до­полнительные платные услуги устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше рыночных в зависимости от тре­бовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной от­ветной реакции конкурентов. Отличительной особенностью гос­тиниц, использующих этот метод ценообразования, является от­сутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.
В отечественной практике за основу всех расчётов в гости­ничном бизнесе принимают показатель одних койко-суток, а в; санаторно-курортном бизнесе — койко-день. В основу расчётов принимается инвентарное количество койко-мест в гостинице или ёмкость номерного фонда. Номерной фонд — это количе­ство номеров в гостинице, которые могут быть заселены одновременно. Ёмкость номерного фонда учитывает количество кро­ватей, установленных в номерном фонде.
В экономических показателях гостиничного производства су­ществует деление на общее количество койко-мест в гостинице и число койко-суток, предоставляемых в гостинице для заселе­ния. Первый показатель показывает потенциальную пропуск­ную способность гостиницы при 100%-ном использовании всех инвентарных мест. Показатель койко-суток даёт представление о пропускной способности гостиницы на планируемый период и обозначает число мест, которые фактически будут эксплуатиро­ваться с учётом технически допустимых простоев (санитарной обработки, времени на ремонт).
Средняя продолжительность ремонта за год одного инвентар­ного койко-места гостиницы — 10 дней. Цикличность планового ремонта номерного фонда — 5 лет (в нашем примере: 30 койко-место / 5 лет х 10 дней = 42 койко-суток). Таким образом, 42 койко-суток в течение года не будут заняты в обороте общего инвентарного фонда мест в гостинице. Пропускная способность гостиницы составит 7623 койко-суток (21 койко-место х 365 дней — 42 койко-суток).
Различают плановую и фактическую себестоимость койко-су­ток. Плановая себестоимость рассчитывается на основе плана зат­рат и плана продаж. На практике, как правило, рассчитывают среднегодовую плановую себестоимость одних койко-суток, сред­нюю квартальную себестоимость, среднемесячную себестоимость.

Таблица 3.12
Структура затрат на содержание гостиницы,
определение себестоимости койко-суток, выручки
и финансового результата

Наименование статей затрат
За отчётный год
Сумма, руб.
Процент в общей сумме затрат за год,
%
На одни койко-сутки, руб.
1
Заработная плата основного персонала гостиничного комплекса
1056000
21,31
172,21
2
Единый социальный налог (26% от ФОТ)
274560
5,54
44,77
3
Питание в номерах (завтрак)
766500
15,47
125
4
Амортизация основных средств
1082054
21,83
176,46
5
Амортизация нематериальных активов
8316
0,17
1,36
6
Оплата потребления ресурсов (газ, вода, стоки, электроэнергия, вывоз ТБО)
1181232
23,84
192,63
7
Расходы на стирку мягкого инвентаря
90720
1,83
14,79
8
Расходы на охрану гостиницы
60000
1,21
9,78
9
Расходы на оплату услуг связи
14400
0,29
2,35
10
Расходы на оплату входного и текущего медосмотра персонала гостиницы
4000
0,08
0,65
11
Расходы на рекламу, в размере, не превышающем 1 % от выручки, согласно ст. 249 НК Р
2200
0,04
0,36
12
Транспортные расходы
40000
0,81
6,52
13
Административно-управленческие расходы
20705
0,42
3,38
14
Текущий ремонт номерного фонда
38000
0,77
6,2
15
Приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей
36000
0,73
5,87
16
Расходы на содержание номеров (стоимость чистящих и моющих средств)
279455
5,64
45,57
17
Отнесение на затраты невозмещаемого НДС
0
0,00
0,00
18
Налог на землю
1465
0,03
0,23
19
Итого за год
4955607
100,00
808,13
20
Количество койко-суток за год
6132


21
Цена одних койко-суток при норме рентабельности 30%


1050
22
НДС


189
23
Продажная цена одних койко-суток с НДС (18

1239
24
Валовая выручка (6132×1239)
7597548


25
Финансовый результат (прибыль)
2540565


Метод полных издержек чаще используют гостиницы при ус­тановлении цены на свои основные услуги по проживанию, ос­новываясь на фактических издержках и средней норме рента­бельности на конкретном рынке гостиничных услуг. Главными преимуществами метода полных издержек является наличие по­тенциальной возможности получения максимальной прибыли в данной экономической ситуации и обеспечение полного возме­щения всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатком же является ограниченный учёт влияния уровня спроса на процесс производства гостиничной услуги и, как след­ствие, — снижение доли сегмента гостиничного рынка. Органи­заторы гостиничного бизнеса используют в основном метод пол­ных издержек.
Анализ безубыточности начинается с деления издержек на пе­ременные и постоянные. К переменным относятся издержки, раз­мер которых изменяется пропорционально изменению объёма реа­лизации гостиничных услуг. Переменные издержки зависят от объёма реализации, но эта зависимость не прямо пропорциональ­ная (расходы на отопление, освещение и содержание помещений, арендная плата за помещение, используемые в производстве). По­стоянные издержки не зависят от изменения объёма продаж гости­ничных услуг (административно-управленческие расходы и др.).
В гостиницах постоянные издержки имеют высокий уровень при относительно низком уровне переменных издержек. К ним относятся:
• амортизируемые капитальные затраты;
« ремонт оборудования;
■  расходы на коммунальные услуги; « расходы на страховку;
■  заработная плата постоянного персонала;
■  единый социальный налог;
■  расходы на рекламу;
■  административные затраты;
■  расходы на охрану гостиницы;
■  налог на землю;
■  амортизация основных средств и нематериальных активов. Данные затраты не зависят от количества клиентов за год. К
переменным затратам относятся:
■  расходы на содержание номеров (стоимость чистящих и мою­щих средств);
■  расходы на стирку мягкого инвентаря гостиницы;
■  расходы на питание в номерах (завтрак, полупансион, пансион);
■  приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей. Сумма постоянных и переменных затрат из таблицы 3.12 со­ставляет:
1. Переменные затраты (VC) — 1 172 675 руб.
2.  Постоянные затраты (FC) — 3884308 руб.
5. Бухгалтерский учёт в гостинице
 
5.1. Учёт реализации гостиничных услуг
Особенностью гостиниц является то, что они имеют несколь­ко направлений деятельности, соответственно, и видов выручки от реализации, основной из которых является выручка от сдачи номеров, т. е. реализация непосредственно гостиничных услуг. Современные гостиницы предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг. Нередко гостиницы на своем балансе содержат рестораны, бары, сауны, автостоянки и т. д., поэтому в такой ситуации гостиничный комплекс может столкнуться с различ­ными системами налогообложения.
Наличие различных систем налогообложения требует обяза­тельного раздельного учета по видам предоставляемых услуг. Следовательно, в бухгалтерском учете гостиничного комплекса по счету 90 «Продажи» должны быть открыты следующие субсчета:
а)  «Выручка от услуг по проживанию»;
б)  «Выручка мини-бара»;
в)  «Выручка автостоянки» и т. д.
Услуги по проживанию являются для гостиницы основным видом деятельности. Следовательно, выручка от реализации та­ких услуг будет отражаться на счете 90 «Продажи», субсчет «Вы­ручка».
Особенностью оказания гостиничных услуг является отсут­ствие незавершенного производства. С учетом временной опре­деленности фактов хозяйственной деятельности по окончании отчетного периода (месяца) затраты на оказание гостиничных услуг должны быть полностью списаны в дебет счета 90 (на себе­стоимость реализованных услуг), так как переходящего сальдо по счету 20, субсчет «Затраты на оказание гостиничных услуг» быть не должно. Поэтому следует для обеспечения достовернос­ти учитывать факт проживания гостей по ежедневному оказа­нию услуг на отчетную дату.
В целях налогообложения прибыли в учетной политике гос­тиницы должен быть закреплен один из.двух возможных вари­антов: либо кассовый метод, либо метод начисления. Согласно кассовому методу, признание доходов производится только пос­ле получения денежных средств и их эквивалентов (т. е. когда деньги заработаны и получены). По методу начисления доходы признаются в том отчётном периоде, в котором они заработаны, а не получены. Международные стандарты финансовой отчётнос­ти провозглашают метод начисления.
Кассовый метод признания выручки могут себе позволить не­многие предприятия, связано это с ограничениями, установлен­ными главой 25 «Налог на прибыль организаций». Большая часть предприятий работает по методу начисления, при котором дохо­ды в целях исчисления прибыли признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактическо­го поступления денежных средств. Количественным показате­лем величины гостиничных услуг является календарный день проживания клиента в гостинице.
Пример 3. Отражение выручки от реализации гостиничных услуг при предварительной оплате клиентом.
Согласно отчету администратора гостиницы 2005 г. в кассу гостиницы поступило авансом 45700 руб. (в том числе НДС 18% — 5104 руб.). За эти сутки стоимость занятых гостиничных мест, оплаченных за наличный расчет, составила 36 700 руб.
Кроме того, на расчетный счет гостиницы 10 января 2005 г. поступило в качестве аванса 16700 руб., в том числе НДС 1800 руб. Стоимость занятых гостиничных номеров 10 января, опла­ченных по безналичному расчету, составила 10180 руб.
Учетной политикой предприятия предусмотрено, что выруч­ка определяется за каждый прожитый день. На основании этих данных бухгалтер предприятия сделает следующие проводки:
1. Дебет 50 «Касса», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 38500 руб. — поступили в кассу авансы за проживание.
2.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 4804 руб. — начислен НДС с посту­пивших авансов (31500 х 15,25% / 100%, где 15,25% — сред­няя расчётная ставка по НДС = 118% / 18% х 100%).
3.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 25 500 руб. — отражена выручка от оплаты за проживание.
4. Дебет 90 «Выручка», субсчет «Налог на добавленную сто­имость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 3888 руб. — начислен НДС с реализованных услуг (25500 х 15,25% / 100%, где 15,25% — средняя расчётная став­ка по НДС).
5. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 3888 руб. — восстановлен НДС с ра­нее начисленного аванса.
6.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы полученные», Кредит 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» — 25500 руб. — закрыта задолженность клиентов за проживание.
    продолжение
–PAGE_BREAK–