ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра теории и истории экономики
Курсовая работа по истории экономики
на тему:«ЭкономикаЯпонии в послевоенный период»
Выполнила студентка
2курса 201группы
Проверила:
Орёл 2005СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-2» h z u СОДЕРЖАНИЕ. PAGEREF _Toc123054590 h 2
Введение. PAGEREF _Toc123054591 h 3
1Экономика Японии после IIмировой войны… PAGEREF _Toc123054592 h 5
1.1Социально- экономическое положение. PAGEREF _Toc123054593 h 5
1.2Промышленность. PAGEREF _Toc123054594 h 7
2 Восстановительныереформы… PAGEREF _Toc123054595 h 8
2.1Социально- экономические преобразования после войны. Реорганизация дзайбацу. PAGEREF _Toc123054596 h 8
2.2 Демонополизация……………………………………………………….10
2.3Ценообразование. PAGEREF _Toc123054597 h 13
2.4Финансовая политика. PAGEREF _Toc123054598 h 19
2.5Земельная реформа. PAGEREF _Toc123054599 h 24
3Японское экономическое «чудо». PAGEREF _Toc123054600 h 25
Заключение. PAGEREF _Toc123054601 h 31
Списокиспользованной литературы… PAGEREF_Toc123054602 h 32Введение
Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющиедостижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны ипривлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства. Интерес кЯпонии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальныйи моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одногопоколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу,лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.
Не удивительно, что в мире множится обширнаялитература-от путевыхзаметок до фундаментальных исследований, посвященных «японскому феномену» и «японскому вызову». В них есть ипророчества, предвещающие становлениеЯпонии в качестве мировой экономической державы, которая поведет за собой весь мир в ХХIв., до мрачных предсказанийо неизбежном крахе « японского чуда».
Сегоднядостижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснитьпричины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего ее в разряд «экономической сверхдержавы».
Казалосьбы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, быливесьма неблагоприятными. Экономика былаподорвана и истощена длительной агрессивной войной, крупные города и многиепромышленные предприятия лежали в развалинах ( в начале 1946 г. уровень промышленного производствасоставлял 14% от среднего предвоенного уровня ). Население обнищало, не хваталоэлементарных условий для жизни – продовольствия, жилья, работы. Обделеннаямногими важными природными ресурсами и оторванная от колониальных источников ихпоступления, Япония, казалось, была обреченавлачить жалкое существование третьеразрядной страны. Но этого, как мы знаем, не случилось. Как это ни парадоксально, ноименно сокрушительное поражение Японии во второй мировой войне дало мощныйимпульс социально‑ экономическомуразвитию страны, привело к устранению многочисленных экономических иполитических препон, мешавших более свободному и естественному развитиюкапиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи.
Цель курсовой работы – изучитьи проанализировать опыт экономического развития Японии, и, если будетвозможность и необходимость в будущем, внедрить какие-то части этой теории впрактическое применение в экономической политике РФ.
Актуальность исследованияразвития Японии в послевоенный период обусловлена следующими беспрецедентнымиобстоятельствами.
Во-первых, относительнорезким скачкообразным социально-экономическим развитием страны послесокрушительного поражения во ВторойМировой войне.
Во-вторых, глобальнымзахватом международных рынков, и, фактически, созданием монополий во многихсферах товарообеспечения мировых потребителей.
В-третьих, постояннымвозрастанием роли Японского государства в политико-экономическом влиянии намировое сообщество.
В-четвёртых, увеличениемсобственного золотовалютного запаса, несмотря ни на какие сторонниеэкономические угрозы.1Экономика Японии после IIмировойвойны1.1Социально- экономическое положение
2 сентября 1945 г. подударами союзных армий, в том числе и СССР, который объявил войну Японии 9августа 1945 г., Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Так завершилась вторая мировая война. После окончания военных действий Япония былаоккупирована американскими войсками,выступавшими от имени всех союзныхдержав. Верховная власть в стране перешла в руки американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д. Макартур.
Основыпослевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определеныПотсдамской декларациейот 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократическихтенденций в японском обществе,установить свободу слова, вероисповеданияи мышления, уважать и соблюдать основныеправа человека.
СШАкак оккупационная держава придерживалась основных положений Потсдамской декларации.В то же время руководящие круги Соединенных Штатов прилагали максимум усилий ктому, чтобы не допустить со стороны Японии возрождения угрозы своим интересам вТихоокеанском регионе. Кроме того, фактически сразу после второй мировой войны сталаформироваться политика противостояния двух мировых общественных систем — социализма и капитализма — вформе «холодной войны». Развернулось национально-освободительное движение, в Китае, Северной Корееи Северном Вьетнаме установились коммунистические режимы.
Эти идругие процессы заставили США проводить политику демилитаризации Японии поамериканским стандартам. В свою очередь правящие круги Японии, боясь, какбы капитуляция не привела к революции в стране, видели в недавнем враге — США не только своего союзника, но и потенциального помощника. В такойобщественно-политической ситуацииоккупационные власти провели в жизньряд директив по демилитаризации, в том числе и в экономической сфере.1.2 Промышленность
После окончания войны японская экономикаоказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая базасравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетомамериканских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. Вто же время импорт сырья, топлива ипродовольствия был практическипрекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленнойпродукции в начале 1946 г. составлял 14 % довоенного. В стране свирепствовалаинфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. Вконце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного,также низкого уровня. Безработица врезультате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий сталамассовой и достигла почти 10 млн человек.
Японские монополии вначале саботироваливосстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятиямогут быть демонтированы в счет репараций. Заводы и фабрики закрывались попричине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств ит.д. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3довоенного уровня.
2Восстановительные реформы2.1Социально- экономические преобразования после войны. Реорганизация дзайбацу
Напротяжении 1946 — 1947 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и издана новая японская Конституция,которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Она превратилаяпонскую абсолютную монархию в конституционную парламентскую монархию. По новой Конституции статут императора был коренным образом изменен:из почти абсолютного монарха онпревратился в «символ единства нации» и был фактически лишенполитической власти. В статье 9 Конституции записано: «Японский народнавсегда отказывается от войны каксуверенного права наций, а также отугрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международныхспоров». Зафиксирован также отказ от формирования вооруженных сил.Предусмотрено образование сил самообороны ивыделение на их поддержку до 1 % средств от валового внутреннегопродукта. Все эти мероприятия, безусловно,сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитииее экономики. После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии,которая в советской историографииполучила название «обратного курса». Так, в 1948 г. былпринят декрет № 201, который запрещалзабастовки государственных служащих.
С начала 1949 г. оккупационные власти приступили кобеспечению «плана экономической стабилизации» Японии. Возглавлял разработку плана главный советник поэкономическим и финансовым вопросамштаба оккупационных войск, известныйамериканский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавшийрезкое, на 62%, увеличениеналогов, замену безвозвратных государственныхсубсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.
2.2 Демонополизация
Дляяпонской экономики всегда была характерна высокая степень монополизации. В нейгосподствовали структуры, имеющие форму частных промышленно-торгово-банковскихконцернов во главе с холдингами (дзайбацу). В 1947 г. девять крупнейшихконцернов – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Ниссан», «Асано»,«Нисикава», «Накадзима» и «Номура» – контролировали 32,5% всего акционерногокапитала Японии, а на долю 544 компаний, принадлежавшим первым четырёмконцернам, приходилось 24,5% выпускаемой в стране промышленной продукции, 49,7% — финансовыхопераций, 60,8% — морских перевозок. Семейные конгломераты, легкообеспечивавшие сверхприбыли на монопольных ценах и замораживании зарплаты,использовавшие внеэкономические методы подавления своих конкурентов и никак неограниченные законодательством, были мало заинтересованы в техническомобновлении аппарата (за исключением военных мощностей). Значительныйтехнологический рост в период их господства исключался.
Решение ороспуске монополий принималось оккупационной властью в одностороннем порядке ив значительной степени диктовалось политическими соображениями.
К осени1947 г. Комиссия по ликвидации холдингов составила список 83 компаний, изкоторых 42 (с 26 дочерними фирмами) были распущены. Активы концернов былиоценены по балансовой стоимости в ценах 1945 г. (заведомо заниженной) иразделены на партии акций со стандартным номиналом в 50 иен. С 1947 г. по март1950 г. их распродали: часть – по номиналу в рассрочку рабочим и служащимкомпаний, часть – на аукционах широкой публике (при этом 76% — по номиналу,остальные – по рыночным ценам). К 1949 г. 69% акций оказалось в личнойсобственности граждан и это в стране, где, в отличие от Соединенных Штатов, унаселения никогда не было традиции вкладывать личные сбережения в акции.
Болеетрудным оказалось разделение крупнейших производственных компаний – рыночныхмонополистов. Однако к марту 1950 г. « большая хирургическая операция» поразукрупнению 28 японских монополистов завершилась, были заложены основыконкуренции в экономике.
Антимонопольныйзакон 1947 г., написанный группой специалистов из Министерства юстиции США,запрещал создание холдингов и устанавливал жесткий контроль над слияниями ипоглощениями компаний. Этот закон, направленный против рыночной дискриминациии не привычный для делового мира Япониитех лет, был встречен в штыки.
Ликвидация«дзайбацу» на основе новых законов(наиболее важный из них – принятый в 1950 г. антимонопольный), равно как ипоследовавший пересмотр налоговой системы в сторону ее смягчения длядемонополизированного предпринимателя на внутреннем рынке, ознаменовали началоформирования внутриконкурентной среды с равными правами и возможностямиучастников «рыночной игры». Началось развитие малого предпринимательства,в котором Япония добилась поразительныхрезультатов. Этот процесс жестко обеспечивался Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) и Комиссией посправедливым сделкам. Это не означало, что был взят курс на полное размываниекрупных японских предприятий, которые и сегодня по критерию объема созданногопроизводственного аппарата воплощают основную часть национального богатства.Сохранялся принцип «трехглавости» прежних «дзайбацу» – объединение в единуюкоординационную структуру торговли, производства и банковской деятельности. Приэтом доля возрожденной «девятки» (речь идет о компаниях «Мицубиси сэдзи»,«Мицуи энд Буссан», «Сумитомо сэдзи», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссо-Иваи»,«Томен», «Канемацу госе» и «Никимен») в объеме промышленного производстваоказалось сниженной до 25% при явном ее преобладании на внешнем рынке, где онидобиваются монополии, реализуя около 60% внешнеторгового оборота страны. Крометого, картели в Японии не запрещались, однако их деятельность подчиняласьобщенациональным интересам.
В общем,речь идет о состоявшемся в Японии переходе на рыночные правиларегламентированной конкуренции на внутреннем рынке, одинаковые для всех ееучастников (в том числе для крупных!) – правила, которые, блокируямонополистические злоупотребления, одновременно позволяют добиваться успехатолько при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара (егобездефектности, новизне, наукоемкости, сравнительно низкой цене). При этомконкуренция, несмотря на многоярусный субконтрактный принцип ее организации намезоуровне, становится и более жесткой, и экономически гораздо болееэффективной, нежели при применении обычных антимонополистических ограничений.
Антимонопольнаяполитика, как известно, проводится во всех развитых странах мира, причем в некоторых из них – очень давно (в США,например, — с 1890 г.). Однако в Японии эта политика, во-первых, в силужесткого административного обеспечения правительственными органами (Комиссиейпо справедливым сделкам, МВТП) более последовательна и широкомасштабна.Во-вторых, она интенсивно формирует конкурентную среду малогопредпринимательства. В-третьих, она глубоко проникает в сферу непосредственного производства. В японскойантимонопольной политике, таким образом,утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики вцелом, — вместо практики «наказания нарушителей», как это имеет место,например, в США.2.3Ценообразование
В 1945–1946 гг. наблюдаются высокиетемпы инфляции: в сентябре 1945 г. по сравнению с уровнем 1934–1936 гг. оптовыецены возрастают в 3,6 раза, а в феврале 1946 г. – уже в 8,7 раза; регулируемыерозничные цены – в 3 раза. Свободные цены и цены черного рынка напотребительские товары возрастают в 60–140 раз, особенно стремительно напродовольствие.
Попытки правительства в этих условияхотменить административный контроль над ценами, производством и распределениемтоваров первой необходимости не приводят к положительным результатам –начинается падение уровня жизни. Административный контроль восстанавливают и вфеврале 1946 г. принимают указ об административном контроле над ценами. ПриШтабе экономической стабилизации создается Управление цен. Вводятгосударственные дотационные закупочные цены на рис и уголь, централизованноефондовое распределение подавляющего большинства товаров. Создаются отраслевыераспределительные органы.
Во второй половине 1946 г.расширяются государственные субсидии к ценам на продовольствие.
В 1947 г. в условиях нарастаниябюджетного дефицита проявляется тенденция раскручивания спирали“цены–зарплата”. В этой связи вводятся ценовые потолки (например, для 1947 г.65-кратное превышение цен базового уровня 1934–1936 гг.). Если ценыпроизводителей продукции базовых отраслей (уголь, сталь, цветные металлы,удобрения, сода и т.п.) выходят за пределы установленного потолка, топравительство выплачивает ценовую субсидию потребителям для заинтересованностив производстве товаров базовых отраслей и обеспечения возможности потребителямдругих отраслей получать ресурсы по низким ценам. Таким образом предполагалосьограничить инфляцию.
Одновременно, аналогично ценам,устанавливается потолок (28-кратное превышение базового уровня) на ростзаработной платы.
В результате таких мер “перегрузка”бюджета становится невыносимой и остановить “бюджетную” инфляцию оказываетсяневозможно. В 1947 г. правительство идет по пути существенного усиленияцентрализации в управлении ценами:
1. устанавливает твердые цены на уголь дляосновных отраслей-потребителей; вводит предельные цены на кокс, сталь,металлоизделия и ряд других изделий;
2. производит расчет цен на промышленныетовары и транспортные перевозки на основе себестоимости, исходя при этом изэффективности использования оборудования, с включением прибыли в цены лишь приповышении эффективности производства;
3. вводит нормативную среднюю заработнуюплату (1800 иен в месяц);
4. устанавливает цены насельскохозяйственную продукцию как равновесные по отношению к продукции,закупаемой крестьянскими хозяйствами;
5. ограничивает рост государственных ценс помощью субсидий, стимулирует рост производства для увеличения объемовраспределяемой продукции;
6. изымает доходы производящих ираспределяющих компаний, возникающие в связи с пересмотром цен, и использует дляподдержания новой системы цен.
Эти меры несколько замедлилиинфляцию, но цены черного рынка стали расти еще быстрее. Не удалось такжесдержать рост зарплаты. Нормализации в сфере обращения не получилось, политикастимулирования роста производства не давала ожидаемого эффекта.Производственные издержки фирм возросли. Государственные цены не позволялинормально восстанавливать оборудование, закупать сырье, выплачивать зарплату.Вновь усилился спад производства: уменьшилось количество товаров, производимыхпо государственным ценам.
В июне 1948 г. предпринят пересмотрцен. Задачи — оздоровление финансов; индексация зарплаты и поднятиегосударственных цен. В этой связи на 70 % повышаются цены потребителей напродукцию базовых отраслей с высоким уровнем производственных издержек.Осуществляется разноуровневое повышение государственных цен для выравниванияценовых пропорций. Выделяется 43 млрд иен для погашения разницы в ценах.Методология их определения в основном сохраняется прежней, пытаются учестькачество и мировой уровень цен. Предпринимаются меры по сдерживанию ростазарплаты. Упор делается на увеличение производства продовольствия, угля, другихтоваров первой необходимости, их административное распределение, оздоровлениефинансов. Предполагается усилить общий контроль за ценами и при необходимостирасширить его сферу.
Однако уже в сентябре 1948 г. всоответствии с планом выхода из кризиса американского экономического советникаД. Доджа курс в области ценообразования круто изменился — были отмененыгосударственные цены примерно на 150 товаров.
С 1949 г. проводится новая ценоваяполитика.
Резкое сокращение ценовых субсидий идефицитного финансирования, отказ от себестоимости как основы ценообразования.
Ценовые субсидии сохраняются толькона сталь, уголь, цветные металлы, удобрение, соду. Однако и эти субсидииопределяются на минимальном уровне.
Сокращение субсидий и введениеединого курса иены, благодаря которому цены не только на экспортируемые, но ина другие товары могли приблизиться к мировым, способствовали нормализации цен.Отпала необходимость в единовременной стабилизации зарплаты и цен, вводестабильных ценовых поясов (ценовых потолков), установлении паритетных цен длясельского хозяйства.
Совершился переход к системесвободных цен, связанных с ценами мирового рынка.
В целом ценовая политика быланаправлена на поддержание цен на возможно низком уровне. Постепенно сокращалисьценовые субсидии: уменьшался круг товаров и размеры субсидий, вызывая снижениецен производителей, прекратилось субсидирование экспорта, связанное с введениемединого курса; была поставлена задача добиваться “проглатывания” фирмамиповышения импортных цен, не повышая при этом внутренних цен.
Принимается курс на отмену в течение1950 г. полностью всех субсидий. Практически в 1949–1950 гг. идет массированнаяотмена государственных цен. Последовательность их отмены определяется с учетомсоотношения спроса и предложения, а также государственных цен и цен черногорынка, затоваривания, характера товаров (предметы не первой необходимости) идругих. Вводится специальная система ценообразования на импортируемые товары сучетом единого курса иены.
При существенном нарушении балансаспроса и предложения выплачиваются субсидии либо осуществляется государственныйимпорт товаров.
Данные показывают, что и послепринятия решения о ликвидации ценовых дотаций переход к ценам, определяемымсоотношением спроса и предложения, осуществляется поэтапно, административныйконтроль снимается постепенно.
В 1949 г. наблюдалась следующаядинамика числа товарных позиции с централизованно устанавливаемыми ценами: март– 64506, август – 48700, декабрь – 30167. Прежде всего административныйконтроль снимался с цен на продовольственные товары, продукцию машиностроения,металлургии, химии.
Административное установление ценсохранялось на услуги связи, оплату жилищно-коммунального хозяйства,электроэнергии, в торговле и основные нефтепродукты.
В этот период принимался также методвременной приостановки административного контроля за ценами на несколько месяцевпо отдельным товарным позициям. Таким образом наблюдали динамику свободных цен,а затем принимали решение о возможности снятия контроля.
Динамика цен в процессе и послепоэтапного снятия контроля за ценами была разнонаправленной: по отдельнымтоварам цены возрастали, но по большинству позиций после некоторого роста —снижались. Общее снижение индекса цен объяснялось главным образом тем, что,во-первых, в предшествующие годы правительством были предприняты значительные восновном административные меры по увеличению объемов производства; во-вторых,проводилась жесткая финансовая политика и, наконец, в-третьих, поэтапная отменаконтроля цен на основе детального анализа рынка соответствующих товаров.
Японские специалисты, однако,подчеркивают, что в 1946–1948 гг. наблюдался достаточно высокий рост цен (от 40до 70%). Это было связано в основном с тем, что осуществляя централизованныйпересмотр административно контролируемых цен, правительство ориентировалось нетолько на складывающийся уровень себестоимости, но и в значительной мере нацены черного рынка, который получил весьма широкое развитие в этот период.
В настоящее время государственноерегулирование в форме согласия (разрешения) на установление конкретных цендействует на электроэнергию, газ, отопление, воду; почтовые услуги,телекоммуникации, радио- и кабельное вещание; железнодорожные, авиационные,морские, дорожные тарифы, грузовые отправления. 2.4Финансовая политика
Сразу после окончания войны, ссентября 1945 г., японское правительство приняло решение о массированныхкредитных вложениях в производство через все финансовые институты, былообъявлено о неограниченной выплате вкладов. Цель — большие финансовые вложениядля скорейшего восстановления производства. Но предприятия в условияхэкономической неопределенности стали, используя полученное от государствасырье, производить товары первой необходимости и сбывать их на черном рынке, атакже продавать на черном рынке и само сырье. В результате производство средствпроизводства фактически приостановилось.
В целом увеличения производствадостигнуто не было, стимулы к увеличению объемов отсутствовали, началасьсильная инфляция, распространилась тенденция к прямому товарообмену междупредприятиями из-за обесценения иены. Возросли социальные выплаты, с огромнойбыстротой росло в обороте количество банкнот Японского банка.
В феврале 1946 г. принимаетсяпрограмма чрезвычайных антикризисных мер:
1. ограничение кредитов;
2. указ о проверке собственности;
3. административное контролирование цени политика в этой области;
4. система особых мер в областизанятости;
5. государственный контрольпотребительских товаров.
Но время было уже упущено, иперечисленные меры оказались малорезультативными.
В июле 1946 г. принимается программаактивной финансовой политики в отношении приоритетных и сверхприоритетныхотраслей. Основные принципы программы:
1. массированная поддержка ключевыхотраслей: уголь, продовольствие, удобрения;
2. активное кредитование из фонда восстановленияэкономики;
3. рост производства на основе рационализации иповышения производительности;
4. рассасывание безработицы;
5. демократизация экономики и рострасходов на образование и культуру.
Реализация этой программы привела кбыстрому нарастанию бюджетного дефицита. Нарастали трудности, обусловленныенедополучением налоговых поступлений и непомерным увеличением доли займов икредитов. В расходной части бюджета расширялись масштабы непроизводительныхвыплат.
К концу 1946 г. выяснилось, чтоинфляция усиливается, а объемы производства сокращаются. Правительственный штабстабилизации с участием Минфина, Японского банка составили план распределенияпромышленных фондов на IV квартал, и кредитование велось в соответствии с этимпланом.
В марте 1947 г. появились признакиуглубления экономического кризиса. Причины — недопроизводство, “тройнойдефицит” (семейные бюджеты, предприятия, государственный бюджет), спираль “цены— зарплата”. Японские специалисты считают, что главная слабость антикризисныхпрограмм того периода была в области денежного обращения. Чрезмерные надеждывозлагались на решение проблем путем роста производства. В результате произошло“проедание” основных фондов.
Возникла острая необходимостьстимулирования производства угля, стали и развития транспорта (политикасверхприоритетных отраслей). Но для этого нужно было как-то прорвать спираль“зарплата — цены”.
Субсидирование ключевых товаровсверхприоритетных базовых отраслей и поддержание низких цен на грузовыеперевозки и электроэнергию не позволили сдержать инфляцию, усилился бюджетныйдефицит. К концу года произошло падение уровня жизни, обострилась социальнаянапряженность.
В связи с этим принимаются новыеправила в области кредитования: ликвидация зависимости Банка Японии от кредитови осуществление кредитования финансовыми институтами в пределах собственныхсредств и свободных вкладов, установление пределов кредитования, поощрениеоблигаций, коммерческих векселей, блокада остатков кредитных ресурсов.Создается строгая система преференций при кредитовании предприятий.
Предпринимается попытка стабилизацииденежной эмиссии: определяется ее верхний предел, строго контролируетсясверхнормативная эмиссия. Однако положительного эффекта достичь не удается.
К началу 1948 г., по мнению японскихспециалистов, комплексной политики по финансовому оздоровлению не получилось.Наблюдалось два параллельных неупорядоченных потока: меры, связанные свпрыскиванием денег в экономику, и попытки сокращения денежной массы.
Наконец, принимаетсяправительственная программа “10 принципов экономической стабилизации”.
1. Увеличение производства смаксимальным использованием внутренних ресурсов.
2. Совершенствование планированияраспределения контролируемых товаров.
3. Улучшение распределенияпродовольствия и рост его объемов.
4. Твердое соблюдение государственныхцен, наказание нарушителей.
5. Гибкая политика поддержаниястабильности зарплаты.
6. Осуществление плана роста налоговыхпоступлений, уголовное преследование за уклонение.
7. Увеличение доходов, совершенствованиеналоговой системы, введение новых налоговых рычагов.
8. Организованное уменьшение дефицитагосбюджета.
9. Совершенствование управления внешнейторговлей.
10. Продолжение жесткого администрирования вфинансово-кредитной сфере.
Однако практическая реализация этойпрограммы оказалась крайне затруднительной, так как позиции правительства былислабыми. Поэтому в сентябре 1948 г. принимаются дополнительные решения: