Экономико-географическая характеристика размещения производительных сил и транспорта Северо-Кавказского экономического района

Контрольная работа
По дисциплине Экономическая географияи регионалистика
Тема:«Экономико-географическаяхарактеристика размещения производительных сил и транспорта Северо-Кавказскогоэкономического района»
 

Содержание
Введение
Глава 1.Общая характеристика размещения производительных сил экономического района
Глава 2.Анализ экономико-географического положения экономического района
Глава 3.Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленногопроизводства района. Их роль в российском производственном потенциале
3.1Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса
3.2Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии
3.3Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса
3.4Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимическогокомплекса
3.5Экономико-географическая характеристика строительного комплекса
3.6Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей ицеллюлозно-бумажной промышленности
3.7Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса
3.8Экономико-географическая характеристика внешнеторговых и пассажирских перевозок
Глава 4.Характеристика транспортной системы экономического региона
4.1 Общаяхарактеристика транспортной системы
4.2Железнодорожный транспорт
4.3 Речнойтранспорт
4.4 Морскойтранспорт
4.5Автомобильный транспорт
4.6 Трубопроводныйтранспорт
5. Основныенаправления развития региона
Списокиспользованной литературы

Введение
В настоящее время в условиях утверждения рыночных отношений,повышения автономии отдельных регионов, развития их самостоятельных экономическихсвязей с зарубежными партнерами, совершенствования социально-экономическихструктур важно знать особенности экономики каждого региона. Эти знаниянеобходимы для выработки обоснованной научно-технической и экономическойполитики развития региона, согласованной с направлениями реформ, проводимых нафедеральном уровне, развития местного самоуправления, предпринимательства,решения местных социальных и экологических проблем, рационализациииспользования природных ресурсов.
Современное экономическое районирование России включает триосновных звена: крупные экономические районы; районы среднего звена – республики,края, области, автономные округа; низовые районы –административно-хозяйственные субъекты. Каждый вид экономического районированияотвечает определенным задачам территориального развития. К высшему звену районированияотносят крупные экономические районы. Это четко специализированные иотносительно завершенные территориально-хозяйственные комплексы, которые играютважную роль в российском разделении труда и располагают значительнойтерриторией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурснымпотенциалом.
В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 11крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный и Калининградскаяобласть, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский,Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский,Дальневосточный.
Рациональное размещение производительных сил на территорииРоссии и развитие экономики отдельных районов являются важным направлениемповышения эффективности народного хозяйства и благосостояния людей. Рациональноеразмещение производительных сил на территории России и развитие экономикиотдельных районов являются важным направлением повышения эффективностинародного хозяйства и благосостояния людей. При этом большое значение имеетправильное размещение транспортной системы в регионах, формированиеоптимального спроса на перевозки и достаточное удовлетворение потребностейобщества в перемещении товаров и пассажиров. Изучение этих вопросов позволитнам лучше освоить экономико-географическую структуру производства и транспорта,в том числе и железных дорог: вопросы рационального использования природныхресурсов и эколого-экономические проблемы регионов.
Экономико-географические особенности нашей страны выдвинулижелезные дороги на первое место в транспортной системе каждого экономическогорегиона. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во всевремена года, он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов и вусловиях нашей страны с её большими расстояниями, массовым и непрерывнымпроизводством наилучшим образом отвечает потребностям в перевозках. Транспортиграет исключительно важную роль в функционировании экономических районовстраны. Он выступает одной из базовых отраслей народного хозяйства испособствует, с одной стороны, комплексному развитию каждого экономическогорайона, а с другой, — объединению всех экономических районов в единыйхозяйственный организм.

Глава 1. Общая характеристика размещения производительных силэкономического района
 
СеверныйКавказ – мощный индустриально-аграрный район России. Основу его экономическогопотенциала составляют межотраслевые комплексы, среди которых особенновыделяются агропромышленный, топливно-энергетический, машиностроительный исанаторно-курортный. Они определяют специализацию района в территориальномразделении труда. В условиях перехода к рынку приоритетное развитие этихкомплексов наиболее целесообразно.По своему экономическому потенциалуСеверо-Кавказкий экономический район самодостаточен. Экономические трудности непричина, а фактор, вытекающий из многофакторной нестабильности этого региона.
Можно привести следующие данные о доходах бюджетов субъектовРоссийской Федерации, входящих в Северо-Кавказкий экономический район. В группурегионов, имеющих хорошие условия для мобилизации финансовых ресурсов, входитРостовская область и Краснодарский край. Это развитые индустриально-аграрныерайоны с высокой плотностью и повышенной долей населения, проживающего всельской местности, в особенности в Краснодарском крае. В территориальныйбюджет здесь поступают значительные суммы подоходного налога. Однакоадминистрации этих субъектов Федерации ограничены в маневре собираемымиресурсами из-за превышения расходов над доходами: доходы требуется постояннонаправлять на финансирование социальных программ и социальные выплаты. При этомполное финансирование этих выплат можно обеспечить только при своевременномполучении значительных сумм по линии трансфертов из федерального бюджета. Такжев группу регионов, имеющих благоприятные условия для мобилизации финансовыхресурсов, входит Ставропольский край – аграрная база страны со специфическойпроблемой поддержки нерентабельности аграрного сектора.
Республики Кабардино-Балкария, Дагестан и СевернаяОсетия-Алания входят в группу субъектов РФ, на территории которых в настоящеевремя отсутствуют крупные отрасли и предприятия – источники формирования финансовыхсредств. На территории этих республик промышленное производство размещалось вограниченных масштабах, имеющиеся мощности производственных комплексовиспользуются только на 20-30 %.
В группу субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказкомрайоне, не имеющих возможностей для мобилизации финансовых ресурсов из-за небольшихразмеров и неразвитости отраслей материального производства, входят Карачаево-Черкессия,Адыгея, Ингушетия и Чечня.
Одной из причин различий финансовых возможностей регионовявляется размер территории субъекта и связанное с этим число плательщиковналогов и получателей бюджетных средств. Область может располагать бюджетом сбольшим объемом доходов, но из-за необходимости распределять эти доходы междумногочисленными бюджетополучателями, финансовые возможности администраций будутниже, чем в компактных по размеру областях в высокодоходными отраслямихозяйства. Наибольшее снижение финансового рейтинга при переходе от показателяобъема доходов бюджета к показателю душевого бюджетного дохода наблюдается вследующих регионах: Республика Дагестан, края Ставропольский и Краснодарский,Ростовская область.
На Северном Кавказе в половой структуре населения доля мужчинсоставляет 47%. Но район имеет самую большую долю в составе населения лицмолодых возрастов: 25% населения здесь моложе трудоспособного возраста. Попродолжительности жизни населения район занимает по России второе место,уступая только Центрально-Черноземному (а в Дагестане она самая большая по РФ).В экономике района занято примерно 34% его населения, это несколько меньше впроцентном отношении по сравнению со средним показателем по стране.Распределение численности занятого населения по отраслям экономики выглядит врайоне достаточно оригинально по сравнению с другими районами страны, так какон единственный в России, где на промышленность и сельское хозяйство приходитсяпримерно одинаковая доля занятых. Анализ распределения занятого населения посекторам экономики показывает, что на Северном Кавказе доля лиц, работающих вчастном секторе, больше чем в среднем по России и чем в любом другомэкономическом районе.
Северный Кавказ – один из самых многонациональных иполикультурных экономических регионов России. И с экономической, с политическойи с демографической точек зрения Северо-Кавказкий регион является самым проблемнымв России. Сегодня Северный Кавказ еще не освободился от межнациональныхконфликтов. Часты случаи терроризма, похищения людей. Это сильно отравляетобщественный климат региона, снижает его привлекательность для инвестиций,несмотря на богатство его природы и широкие возможности его развития.

Глава 2. Анализ экономико-географического положенияэкономического района
 
Северный Кавказ занимает важное геостратегическое положение.Регион стал узлом острых международных противоречий и борьбы за влияние нанего. Здесь «перекрещиваются» интересы США, Англии, Турции, Ирана, государстварабского мира, Украины, Казахстана. Северо-Кавказский экономический район занимает1,6 % территории страны, его площадь 355,1 тыс.кв. км., граничит с Поволжскимрайоном, Азербайджаном, Грузией и Украиной, омывается тремя морями: Каспийским,Черным и Азовским. По природным условиям Северный Кавказ можно разделить на тризоны: степную или равнинную, предгорную и горную. Температурный режим равнинныхчастей района намного благоприятнее для развития сельского хозяйства посравнению с другими районами страны.
В состав Северо-Кавказского экономического района входят: Ростовскаяобласть, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Адыгея, РеспубликаДагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, СевернаяОсетия-Алания, Ингушетия, Чеченская Республика.
Северный Кавказ – самый многонациональный экономический районРоссии. По численности населения Северный Кавказ занимает третье место вРоссии, уступая только Центральному и Уральскому экономическим районам. Здесьпроживает более 12% населения всей РФ. Сеть городских поселений составляют восновном средние и небольшие города. Однако самый крупный город района –Ростов-на-Дону – является городом миллионером (1070,2 тыс. жителей), Краснодаротносится к числу крупнейших городов России (644,8 тыс. жителей), к крупнымгородам относятся также: Махачкала – 466,8 тыс., Сочи – 328,8 тыс., Ставрополь– 354,6 тыс., Владикавказ – 315,1 тыс. жителей. Среди городских поселенийдоминируют города, которые выполняют организационно-хозяйственные, промышленныеи транспортные функции. Города и поселки на побережье Черного моря, в районеКавказских Минеральных Вод и многие другие стали курортными центрами, местамиотдыха и туризма. Сельские поселения многочисленны. Для равнинных территорийхарактерны очень крупные станицы (до 25-30 тыс. жителей), для горных районов –в основном мелкие и средние поселения.
Таблица № 1. Характеристика экономического района поплотности населения: (данные 2006 года)Административно-территориальная единица Территория, тыс. кв.км. Численность населения, тыс.чел. В том числе население, тыс. чел. Удельный вес населения Плотность населения, чел./кв.км. Городское Сельское Городского Сельского Адыгея г.Майкоп 7,6 448 230 218 51,4 48,6 58,9 Дагестан г.Махачкала 50,3 2млн.143 922 1221 43,0 47,0 42,6 Ингушетия г.Магас 5,0 315 135 180 42,8 57,2 63,0 Кабардино-Балкария г.Нальчик 12,5 786 436 350 55,5 44,5 62,8 Карачаево-Черкессия г.Черкесск 14,1 431 190 241 44,1 55,9 30,5 Северная Осетия-Алания г.Владикавказ 8,2 670 460 210 68,6 31,4 81,2 Чечня г.Грозный 14,1 768 265 503 34,5 65,5 54,4 Краснодарский край г.Краснодар 76 5млн.7тыс 2503 2504 50,0 50,0 65,9 Ставропольский край г.Ставрополь 66,5 2млн. 660 1793 867 67,4 32,6 40,0 Ростовская область г.Ростов-на-Дону 100,8 4млн.341 2934 1407 67,6 32,4 43,0 По району в целом 355,1 17млн.569 9868 7701 56,2 44,8 49,5
В целом в районе преобладает городское население 56,2 % (вРостовской области 67,6 %, Северной Осетии 68,6 %, Ставропольский край 67,4 %).Средняя плотность населения района около 49,5 тысяч жителей на 1 кв. км., чтоболее чем в 5 раз выше, чем в среднем по России. Однако размещается населениепо территории не равномерно: наибольшая плотность его в предгорных районах и наКубани, менее заселена Карачаево-Черкесская республика (30,5 человека на 1 кв.км.).
Уникальны рекреационные ресурсы района. Мягкий климат, обилиеминеральных источников и лечебных грязей, теплые морские воды создают богатейшиевозможности для лечения и отдыха. В Краснодарском крае курортные зоны занимаютбелее 1/4 его территории. Основные курорты: Сочи, Ананское взморье, Туапсе. Натерритории края созданы Сочинский национальный парк и Кавказский заповедник. Вставропольском крае действуют курортные зоны – Кавказские Минеральные Воды.Горные районы Северного Кавказа с их неповторимыми ландшафтами имеют всеусловия для развития альпинизма и туризма.
В недрах гор и равнин Северного Кавказа много разнообразныхполезных ископаемых. Топливно-энергетические ресурсы представлены каменнымуглём, нефтью и природным газом. Почти все угольные ресурсы находятся в Ростовскойобласти – восточная часть Донецкого бассейна. Наиболее известные месторождения– Шахтинское, Новошахтинское и Гуковское. Имеются месторождения каменного угляв Карачаево-Черкесской республике и в Ставропольском крае – Хумаринскоеместорождение. Месторождения углеводородного сырья на территории СеверногоКавказа находятся в пределах Ростовской области, Краснодарского иСтавропольского краёв, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгеи, Чечни,Ингушетии и Дагестана. Наиболее известные месторождения углеводородов: Морское,Ленинградское, Березанское, Анастасиевско-Троицкое, Майкопское,Северо-Ставропольско-Пелагиадинское, Сухумское, Мирненское, Величаевско-Колодезное,Малгобек-Горское, Старогрозненское, Октябрьское. Наибольший прирост добычинефти связан с освоением и разработкой морского нефтегазоносного месторождения Инчхе-море.Северный Кавказ располагает значительными ресурсами руд цветных и редких металлов.В пределах района находятся уникальные месторождения вольфрамо-молибденовыхруд: Тырныаузкое (Кабардино-Балкария) и Ктитебердинское (Карачаево-Черкессия).Месторождения свинцово-цинковых руд в основном сосредоточены в Северной Осетии(наиболее крупное – Садонское месторождение разрабатывается подземным способомс 40-х годов). Разведанные месторождения меди имеются в Карачаево-Черкессии(Урунское, разрабатывается подземным способом с 1968 года). В краснодарскомкрае и Северной Осетии известны месторождения ртути, в Ставропольском Крае –полиметаллов. Не рудные полезные ископаемые представлены горно-химическимсырьём (барит, каменная соль, сера) и сырьем для производства строительныхматериалов (цементные мергели, высококачественный мрамор, кварцевые песчаники,глины для производства кирпича и керамики, мел, граниты, кровельные сланцы).
Северный Кавказ относится к числу самых малообеспеченныхлесными ресурсами районов Российской Федерации (на его долю приходится лишь0,5% лесопокрытой площади РФ). Лесные ресурсы Северного Кавказа приведены втаблице № 2:РЕГИОН
Общая площадь
лесного фонда Лесистость в % Общий запас древесины на корню (млн. м3) Северо-Кавказский район 3588 10,7 533 Краснодарский край 1339 20,2 253
Но при оценке лесного фонда важно учитывать его особенности:65% лесов – высокогорного типа, каких больше в европейской части России нет;здесь сосредоточены все буковые леса России, а также значительная часть такихценных пород деревьев, как дуб, граб, ясень. Очевидно, что ни по объему, ни посоставу леса района эксплуатационного значения иметь не могут. Леса СеверногоКавказа должны рассматриваться исключительно с точки зрения их оздоровительнойи природоохранной полезности.
Водные ресурсы района значительны – 69,3 куб. км. Однако по водообеспеченостии на душу населения, и на единицу территории Северный Кавказ занимает одно изпоследних мест в стране. Осложняет использование водных ресурсов и крайне неравномерное распределение по территории и сезонам года. Предгорья иАзовско-Черноморская равнина имеют густую речную сеть, а степные районылевобережья Дона и северо-восточные прикаспийские районы водой бедны. Во многихместностях, где воду активно используют для орошения (в бассейнах реки Дона,Кубани, Терека), положение с водой напряженное. Здесь нет значительных озер, асамое крупное водохранилище – Цимлянское, площадь которого составляет всего2702 кв. км., а объем 23,68 куб.км. (полезный – 11,54 куб.км.). Потенциальныезапасы подземных вод на Северном Кавказе составляют 34876 тыс. куб. м. за сутки(4 % запасов по России в целом), но здесь самая высокая в стране степень ихиспользования – 13,6 %. Особенно велико потребление воды из подземныхисточников в Краснодарском крае.
географический экономический топливный

Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейшихотраслей промышленного производства района. Их роль в российскомпроизводственном потенциале
 
Северный Кавказ – мощный индустриально-аграрный район России.Основу его экономического потенциала составляют межотраслевые комплексы, средикоторых особенно выделяются агропромышленный, топливно-энергетический,машиностроительный и курортно-рекреационный. Они определяют специализациюрайона в территориальном разделении труда. В условиях рынка приоритетноеразвитие этих комплексов наиболее целесообразно.
3.1 Экономико-географическая характеристиктопливно-энергетического комплекса
 
Нефтяная промышленность старейшая отрасль специализациирайона. Сейчас добыча нефти сократилась из-за сложной обстановки в Чечне. Основнымив добыче нефти остаются Кубано-Черноморский район, новые нефтеносные площадиСтаврополья и Каспийское побережье Дагестана. Центры переработки нефти –Краснодар, Туапсе и Грозный. Около 85% балансовых запасов природного газаконцентрируется в Ставропольском и Краснодарском краях, они же и основныерайоны его добычи. Главный район угольной промышленности – восточное крыло Донбассав Ростовской области. Добыча угля в Донецком бассейне (ростовская область) к2010 году может составить от 13 до 25 млн. тонн в зависимости от вариантовразвития.
В производстве электроэнергии Северного Кавказа основная рольотводится тепловым электростанциям. На природном газе и нефтепродуктах работаютКраснодарская, Ставропольская (2,4 млн. кВт) и Грозненская КЭС. Наиболеекрупные: Невинномысская и Новочеркасская КЭС работают на природном газе.Имеются гидравлические электростанции: Цимлянская на Дону, Кубанские, Чиркейская– самая крупная в районе из гидравлических (1млн. кВт) – на Сулаке. На рекеТерек создан каскад ГЭС (Орджоникидзенская, Гизельдонская, Эзминская,Бесланская, Беканская).
 
3.2 Экономико-географическая характеристика черной и цветнойметаллургии
В Ростовской области действуют два предприятия чернойметаллургии – Таганрогский, Красносулинский металлургические заводы. Основныевиды продукции – сталь, прокат, стальные трубы, главным образом для нефтеперерабатывающейпромышленности. Цветная металлургия на Северном Кавказе представлена, преждевсего, предприятиями вольфрамо-молибденовый, свинцово-цинковой, медной иртутной промышленности. Они размещаются у источников сырья и электроэнергии. ВКабардино-Балкарии работает Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат. ВСеверной Осетии — Владикавказский завод «Электроцинк», использующий рудыСадонского и Эльбрусского месторождений, содержащие более 20 элементов,представляющих промышленную ценность. В настоящее время мощностиметаллургических предприятий используются не в полную силу. Нужна надежнаясырьевая база, позволяющая загрузить их, что требует продолжения поиска и разведкиновых месторождений, полиметаллических руд и освоения методов, повышающихкоэффициент извлечения руды из породы.
3.3 Экономико-географическая характеристикамашиностроительного комплекса
 
Наличие собственной металлургической базы (производствочерных и цветных металлов), благоприятные транспортные условия для сбыта продукции,потребность самого района в различных машинах и оборудовании способствовалиразвитию машиностроения. Северный Кавказ — один из крупных в стране районовсельскохозяйственного машиностроения. Построенный еще в годы первых пятилеток«Ростсельмаш» выпускает зерноуборочные, кормоуборочные и рисоуборочныекомбайны, а примерно половину тракторных культиваторов выпускаемых в странепроизводит Краснодарский завод сельскохозяйственного машиностроения.
Ведущие позиции в стране Северный Кавказ занимает по производствуэлектровозов (Новочеркасск, Ростовской области). В городе Шахты действует заводэлектротранспортного машиностроения. Район специализируется также на развитииэнергетического машиностроения: завод «Атоммаш» в Волгодонске производитоборудование для АЭС, в Таганроге производят паровые котлы. В районе продолжаетразвиваться авиастроение: Таганрогский научно-технический комплекс выпускаетгидросамолеты, самолеты-амфибии. С 1995 года на Северном Кавказе появилосьсобственное автомобилестроение (Ростов-на-Дону и Таганрог). В Ростовскойобласти сосредоточено производство кузнечно-прессового и горно-шахтногооборудования, а в Краснодарском крае развиты производство оборудования длялесной промышленности и приборостроение. Краны на автомобильном ходу и прицепык грузовым автомобилям выпускаются в Ставропольском крае.
 
3.4 Экономико-географическая характеристика химического инефтехимического комплекса
На основе использования нефтегазового сырья развиласьхимическая промышленность. В 60-х гг. ХХ в. были построены Невинномысскийазотно-туковый (ПО «Азот») и Волгодонский химический комбинаты, Прикумский заводпластмасс, а в Белореченске – завод по производству сложных удобрений. Навыпуске искусственных волокон специализируется Каменское ПО «Химволокно», вСтаврополе производят технический углерод, в Ростове-на-Дону – цинковые белила,в Армавире – резинотехнические изделия, в Буденовске – пластмассы.
 
3.5 Экономико-географическая характеристика строительногокомплекса
Промышленность строительных материалов ориентируется наместном сырье. Она представлена цементными заводами Новороссийска иКарачаево-Черкессии, Ростовским заводом минераловатных плит, Шпаковским заводомкрупнопанельного домостроения. В Северной Осетии и Дагестане развита стекольнаяпромышленность. Остальные отрасли промышленности строительных материалов(шифера, кирпича и асбестоцементных изделий) имеют местное значение.
 
3.6 Экономико-географическая характеристика лесной,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажнаяпромышленность района занимает 2,5 % от всей промышленности РФ. В последниегоды в связи с развитием производства мебели велись интенсивные вырубки ценнойдревесины, запасы которой практически исчерпаны. В настоящее время необходиморезко сократить, а лучше совсем прекратить рубки леса в зоне произрастанияшироколиственных пород, форсировать лесовосстановительные работы.
 
3.7 Экономико-географическая характеристика агропромышленногокомплекса
Агропромышленный комплекс района имеет всероссийскоезначение. Только на пищевую промышленность приходится около 1/3 производствавсей продукции района, еще около 2% — на легкую, базирующуюся в основном на местнойсырьевой базе; район вносит существенный вклад в производство азотных удобрений.
Обладая благоприятными природно-климатическими условиями,район имеет высокий уровень сельского хозяйства. Район лидирует в России по площадипосевов озимой пшеницы, кукурузы, риса, подсолнечника и сахарной свеклы.Себестоимость зерна пшеницы, кукурузы и семян подсолнечника здесь самая низкаяв стране. Северный Кавказ основной производитель риса в России. Возделывают егов основном на поливных землях Краснодарского края (главный район рисосеяния –Кубань). На него приходится одно из первых мест в России по сбору зерна(примерно 20% его валового сбора в стране), 25% валового сбора сахарной свеклы,55% — семян подсолнечника, около 14% валового сбора овощей, почти 30% — плодови ягод, более 13% производимого мяса. Более 18% животного масла, около 9%цельномолочной продукции, более половины производимого в стране растительногомасла.
Большое развитие на Северном Кавказе получили садоводство ивиноградарство. На район приходится 1/3 всех плодово-ягодных насаждений Россиии почти 99% виноградников. Самый древний очаг виноградарства находится вДагестане. По производству винодельческой продукции плодоовощных консервоврайон занимает в России первое место. В районе выращивают также уникальные дляРоссии культуры: цитрусовые, чай, маслины, инжир, хурму. Площади под ними невелики, так как по природно-климатическим условиям для них подходит толькоузкая полоска Черноморского побережья.
Наиболее развита пищевая промышленность в степной зонеСеверного Кавказа, где расположены сотни мельниц, большое количество молочных имаслосыродельных заводов, мясокомбинатов, консервных заводов и свеклосахарныхзаводов. Пищевая промышленность в значительной мере определяет индустриальныйоблик средних и малых городов района. Предприятия тех отраслей пищевойпромышленности, которые перерабатывают малотранспортабельное и скоропортящеесясельскохозяйственное сырье, тяготеют к районам его производства. Такоеразмещение создает выгодные экономико-географические предпосылки для ростапроизводства и усиления специализации сельскохозяйственных зон. Важнейшиеотрасли специализации пищевой промышленности: маслобойно-жировая,винодельческая, сахарная, мукомольно-крупяная, мясо-молочная и чайная.
Северный Кавказ район высокотоварного животноводства.Молочно-мясное скотоводство больше характерно для Краснодарского края изападной части Ростовской области, а мясо-молочное для Ставропольского края исеверо-восточной части Ростовской области. Вся территория Ставропольского краяи прилегающая к ней предгорная и горная территории – важнейший в России районтонкорунного и полутонкорунного овцеводства. Видное место Северный Кавказзанимает по производству продукции птицеводства. Здесь построено много крупныхптицекомплексов.
Спектр предприятий легкой промышленности широк: кожевенные,обувные, текстильные, швейные. Наиболее крупные: Краснодарскийкамвольно-суконный комбинат, Невинномысская шерстомойная фабрика, Ростовская иШахтинская обувные фабрики, Шахтинский хлопчатобумажный комбинат. Переработкаживотноводческого сырья налажена в Нальчике и Владикавказе, выпуск ковров – вДагестане и Краснодаре. Легкая промышленность переживает спад производстваиз-за проблем недостаточности инвестиций и необходимости реконструкциидействующих предприятий.
 

3.8 Экономико-географическая характеристика внешнеторговых ипассажирских перевозок
Приморско-приграничное положение Северного Кавказа определилоналичие широких транспортно-экономических связей России с государствамиближнего и дальнего зарубежья через морские торговые порты и пункты пропускагрузов через государственную границу (Успенская, Гуково и Саламур).Новороссийский и Туапсинский морские порты переваливают около 70% российскогоэкспорта нефти и нефтепродуктов. Импортные грузы в порты и через передаточныепункты Северо-Кавказкого экономического района прибывают более чем из 30 стран.
Экспортные грузы, проходя по железной дороге, перегружаются впортах и следуют через сухопутные переходы с европейской части России, включаяМоскву, с Урала и Сибири, а также транзитом через территорию России из Казахстанаи стран Центральной Азии, и направляются в более чем 50 стран мира и всех континентов.

Глава 4. Характеристика транспортной системы экономическогорегиона
 
4.1 Общая характеристика транспортной системы
 
Транспортный комплекс Северо-Кавказкого экономического районапредставляет собой сложную систему железнодорожных путей, автомобильных дорог,водных магистралей, морских и речных портов, сети трубопроводов. Ростов-на-Дону– крупный центр авиационных связей, важный железнодорожный узел, морской иречной порт.
 
4.2 Железнодорожный транспорт
Территория Северо-Кавказского экономического районаобслуживается Северо-Кавказской железной дорогой, которая обеспечивает каквнутрирайонную связь, так и связь с другими регионами. Эксплутационная длинажелезнодорожных путей района составляет 6,3 тыс. км. (7,4% эксплутационнойдлины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. кв. км.территории – 160 км. железнодорожных путей (средняя по РФ – 51 км). Северо-Кавказская железная дорога и район её тяготения полностью совпадает с границамирайона.
Таблица № 3. Характеристика железнодорожного транспортарегиона: (данные 2006 года)Субъект Федерации Длина ж/дороги (тыс. км.) Плотность ж/дороги (км/1000 кв.км.) Адыгея республика 148 194 Дагестан республика 516 103 Ингушетия республика 39 178 Кабардино-Балкария республика 133 107 Карачаево-Черкессия республика 51 36 Краснодарский край 2174 286 Ростовская область 1865 185 Северная Осетия-Алания республика 144 180 Ставропольский край 944 142 Чечня республика 304 178 И Т О Г О: 6318 1578
Главной осью Северокавказской железной дороги, проходящей потерритории Северного Кавказа, является магистраль (Лиски) – Лихая – Ростов –Тихорецкая – Кавказская – Армавир – Минеральные воды – Прохладная — Гудермес –Махачкала – Самур – (Баку), пересекающая район с северо-запада на юго-восток. Кней примыкает линия Армавир – Туапсе – Сочи – веселое, обеспечивая выход взападные районы Закавказья. С юго-запада на юго-восток проходит направлениеНовороссийск – Крым – Краснодар – Кавказская — Ставрополь – (Элиста). Выход сСеверного Кавказа на Нижнюю Волгу и далее на восток обеспечивают дванаправления: Червленная – Узловая – Кизляр — Олейниково – (Астрахань) иТихорецкая – Сальск – Котельниково – (Волгоград). Наиболее разветвленную сетьимеет северо-западная часть Северо-Кавказского района, которая обеспечиваетвзаимодействие с морским и речным транспортом, имея выходы к портам, а такжеосуществляя транспортно-экономические связи с ближним и дальним зарубежьем. Вусловиях сложной политической обстановки и военных действий в Чеченскойреспублике, была построена обходная железнодорожная линия Кизляр – Карлан-Юрт,в обход Чечни через территорию Дагестана.
 
4.3 Речной транспорт
 
Реки Северного Кавказа многочисленны и разделяются на горныеи равнинные. Крупнейшие горные реки: Кубань и Терек. Крупные равнинные реки Дони Северный Донец используются для грузового судоходства местного значения, атакже для международного сообщения. В пределах Ростовской области располагаютсяречные порты: Ростовский и Усть-Донецкий. Ростовский порт относится к числунаиболее крупных и технически оснащенных речных портов в европейской частиРоссии. Это порт для международного грузового сообщения. Важную роль вобеспечении транзитных перевозок на юге России играет Волго-Донскойтранспортный коридор, который связывает страны Средиземноморского иЧерноморского бассейнов с регионами России и с Прикаспийскими государствами.
 
4.4 Морской транспорт
 
Три моря омывают территорию Северного Кавказа: с запада –Азовское и Черное, с востока – Каспийское. Морские порты расположенные натерритории региона, хорошо оборудованы. На черноморском побережьеКраснодарского края расположены глубоководные российские порты. ПортНовороссийск располагается в Цемесской Бухте, в его состав входят: Новороссийскийморской торговый порт, Новороссийский лесной порт, рыбный порт. Туапсинский морскойторговый порт, глубоководный и незамерзающий, в его составе два грузовыхспециализированных района: наливной и сухогрузный. Порты Азовского моря: вкраснодарском крае: Ейск, Темрюк и Кавказ, в Ростовской области: Таганрог иАзов. На побережье Каспийского моря расположен морской торговый порт Махачкала.
 
4.5 Автомобильный транспорт
 
По территории Северного Кавказа проходят благоустроенные автомобильныемагистрали, по которым осуществляются межрайонные и межобластные перевозки,есть автодороги местного значения, например в горах – это единственное быстроеи надежное средство передвижения грузов. Есть в регионе федеральныеавтомобильные дороги, имеющие международное значение и включенные в сетьмеждународных дорог, такие как: (…Киев – Харьков) — Ростов-на-Дону – Волгоград– Астрахань и далее в Центральную Азию до границы с Китаем; Москва – Воронеж –Ростов-на-Дону – Краснодар – Владикавказ и далее на Тбилиси и Ереван. Изменившаясяполитическая обстановка на Северном Кавказе и нестабильное положение в регионепривели к закрытию сквозного движения автотранспорта по главной магистрали югаРоссии «Кавказ», что обусловило необходимость пересмотра сети автомобильныхдорог.
Таблица № 4. Характеристика автомобильного транспорта региона(данные 2006 года)Субъект Федерации Длина авто/дороги (тыс. км.) Плотность авто/дороги (км/1000 кв.км.) Адыгея республика 1532 202 Дагестан республика 7221 144 Ингушетия республика 777 199 Кабардино-Балкария республика 2881 230 Карачаево-Черкессия республика 1887 134 Краснодарский край 10253 135 Ростовская область 10998 109 Северная Осетия-Алания республика 2309 289 Ставропольский край 7459 112 Чечня республика 3057 199 И Т О Г О: 48374 1753
 
4.6 Трубопроводный транспорт
 
Широкое развитие получил на Северном Кавказе трубопроводныйтранспорт – нефтепроводов и газопроводов. По магистральным нефтепроводам АО«Черномортранснефть» нефть перекачивается от Тихорецка до Туапсе и Новороссийска.Из Предкавказья по системе магистральных газопроводов газ идет на Москву иСанкт-Петербург, обслуживая по пути предприятия и население Ростова, Воронежа имногих других населенных пунктов. Действует нефтепровод из Казахстана – отместорождения Тенгиз через Атырау, далее по трассе Астраханская – Комсомольская– Кропоткин – Новороссийск. В 2004 году вступил в строй магистральныйгазопровод «Голубой поток», по которому природный газ из Западной Сибирипередается в Турцию через Новороссийск. Пройдя по территории Ростовской областии Краснодарского края, газопровод улучшил энергообеспеченность и региона, еготрасса проходит по дну Черного моря.
Основные направления развития региона.
В перспективе в экономике развития Северо-Кавказкого районаожидается уменьшение доли тяжелого машиностроения. Химии и нефтехимии. Вместе стем получат развитие машиностроение и самолетостроение, производствооборудования для аграрного сектора, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности,индустрии строительных материалов. Важнейшей задачей остается повышениеэффективности работы АПК Северного Кавказа: увеличение урожайности всехкультур, совершенствование сельскохозяйственной специализации каждой частирайона с учетом природных и экономических условий. Необходимо проводить постояннуюработу по сохранению и восстановлению рыбных богатств Азовского и Каспийскогоморей.
Нестабильность социально-политической обстановки последнихлет привела к спаду развития рекреационной сферы, включая туризм и отдых. Учитываяуникальность природных ресурсов и их огромный потенциал, а также ту роль,которую играет рекреационное хозяйство в экономике района, необходимо сделатьвсе возможное для его дальнейшего развития.

Список использованной литературы
1.Б.М.Лапидус, Ф.С.Пехтерев, Н.П.Терешина / Регионалистика. УМК МПС России 2001 г.
2. Экономическаяи социальная география России под редакцией профессора А.Т.Хрущева / Москва.Дрофа. 2006г.
3. Учебник /Регионоведение под редакцией профессора Т.Г.Морозовой / Москва. Банки и биржи. 1999г.
4.Ю.И.Гладкий, В.А. Доброскок, С.П.Семенов / Экономическая география России /Москва 1999 г.
5.Э.Н.Кузьбожев, И.А.Козьева, М.Г.Световцева / Экономическая география ирегионалистика / Москва. Высшее образование. 2007 г.
6. А.Л.Чепалыга,Г.И.Чепалыга / Регионы России. Справочник / Москва. 2006 г.