Экономико-правовые аспекты функционирования фирмы на фармацевтическом рынке

–PAGE_BREAK–2. Особенности формирования и развития фармацевтического рынка в России 2.1. Состояние и тенденции развития фармацевтического рынка в России.
Фармацевтический рынок России всегда имел свои особенности. В настоящее время страна проходит путь от жестко централизованной государственной системы здравоохранения, предоставлявшей гражданам определенный набор социальных гарантий, к другой системе, более приспособленной к потребностям рыночной экономики.

В настоящее время субъектов фармацевтического рынка можно представить в следующей схеме (Рис. 1.):

(Рис.1. Структура фармацевтического рынка)

Говоря об основных производителях, следует отметить, что сегодня на российском рынке лекарственных средств работает около 820 произво­ди­телей, 340 из которых – отечественные компании, однако наиболее активных пред­приятий наберется не более 100.

По заявлению Ф.Брайтенштайна, Исполнительного директора по Центральной и Восточ­ной Европе немецкой фирмы Pfizer, крупнейшего производителя лекарств в мире, через 2-3 года компания планирует занять лидирующие позиции на российском фармацевтическом рынке. «Для укрепления наших позиций в России достаточно изменить маркетинговую стратегию, увеличить бюджет для продвижения наших препаратов и выстроить дистрибью­ционную сеть», — считает Ф.Брайтенштайн. В то же время, по его словам, в ближайшем будущем компания не собирается открывать собственную фабрику в России.

Ведущие 25 предприятий российской фармацевтической отрасли с наибольшими объемами производства суммарно обеспечили 85 % выпуска медикаментов. На до­лю финансово-промышленных групп “Микроген”, “Фармстандарт”, “Фарм-Центр”, “Оте­чественные лекарства”, “Верофарм” пришлось 43,8 % производства. Стоит отме­тить, что от 20 % до 50 % произведенной отечественными предприятиями продукции не поступает в розницу, а реализуется через госпитальные и тендерные закупки.

До 2003 г. лидером российской фармацевтической индустрии был холдинг «Отечественные лекарства», но слияния и поглощения, произошедшие на рынке, оттеснили его на 4-е место – после НПО «Микроген», ЗАО «Фарм-Центр» и группы «Фармстандарт».

Отечественная  фармпромышленность занимается активной экспортной политикой. Основная часть импорта медикаментов приходится на страны дальнего зарубежья и составляет около 90% (Таблица 2).

Таблица 2.Товарная структура импорта выглядит следующим образом (%):

Лекарственные средства (готовые)

94

Лекарственные средства (in bulk)

2

Перевязочные материалы

2

Препараты крови вакцины, сыворотки и прочие фармацевтические товары

2

Одной из особенностей фармацевтического рынка в России в настоящее время является тенденция к увеличению препаратов безрецептурного отпуска в общем объеме продаж (до 43%). По данным международных маркетинговых компаний, рынок препаратов безрецептурного отпуска в Восточной Европе к концу столетия может составить 80%.

Формируют структуру препаратов безрецептурного отпуска в разных странах в основном одни и те же фармакотерапевтические группы (Таблица 3.)

Таблица 3.Фармакотерапевтические группы препаратовэ

Наименование

Доля в %

Витамины

6-50

Анальгетики

24-80

Противовоспалительные

12-25

Слабительные

6-61

Седативные

30

Желудочно-кишечные

8-34

Структура номенклатуры, реализуемой на рынке продукции, также в настоящее время имеет особенности, а именно:

1                   Растет рынок гомеопатических препаратов.

2                    Увеличивается реализация сопутствующих парафармацевтических товаров (в аптечных учреждениях центральных регионов эти продажи составляют 15 — 20% в зависимости от региона).

3                   Активно осуществляется реализация пищевых добавок.

  Более 50% рынка занимают дженерики, произведенные в странах, не входящих в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

По оценке ряда экспертов, российские потребители тратят на медикаменты не более 1,4 — 2,7% своих денежных доходов. В странах, где культ здоровья стал нормой, на эти цели из семейного бюджета выделяется средств в 2 — 3 раза больше.

Одной из важнейших составляющих фармацевтического рынка в Росси являются дистрибьюторы (Таблица 4). Из огромного числа зарегистрированных в России фармдистрибьюторов (до 4000 компаний), активно работают по разным оценкам порядка 700-1200 компаний. Одной из возмож­ностей для мелких дистрибьюторов удержаться на плаву является консолидация. Примером удачного слияния дистрибьюторов может служить группа РОСТА, которая в последние месяцы уверенно выходит по объемам продаж с 4-го места на 3-е. По итогам 2008 г. доля 6 национальных дистрибьюторов среди импортеров ГЛС составила 31,8%.
Таблица 4. Основные дистрибьюторы российского фармрынка.

Рейтинг

Дистрибьюторы

Объем импорта, $

Доля рынка, %

1

ЦВ Протек

400 461 088

13,7 %

2

СИА Интернейшнл

284 440 628

9,7%

3

Шрея Корпорейшн

102 748 914

3,5%

4

РОСТА

55 270 885

1,9%

5

Аптека-Холдинг

54 224 526

1,9%

6

Катрен

31 211 469

1,1%

 Итого

928 357 510

31,8%

Увеличившаяся роль розничного звена меняет правила игры: теперь уже крупные аптечные сети во многом диктуют дистрибьюторам свои требования. С этим естественным образом связано постепенное падение уровня рентабельности дистрибьюторского звена (по разным оценкам сейчас он составляет 3-5 % при стремительно растущих издержках).

Что касается розничных сетей, то по оценке экспертов ЦМИ «Фармэксперт», доля розничного рынка, контролируемого аптечными сетями, составляет около 25-30 %, остальные 70-75 % приходятся на независимые аптеки.

Привлекательность розничного фармацевти­ческого рынка объясняется темпами его роста, высокой прибыльностью и низкой структуриро­ванностью. Например, если в Великобритании 5 ведущих аптечных сетей контролируют 70 % рынка, то в РФ лидирующей пятерке принадлежит только 6 % рынка.

Динамика оборота в сетевой рознице значительно превышает среднюю динамику по рынку. Прирост оборота на 1 сетевую аптеку в среднем составляет 25-35 %, для единичной аптеки эти цифры ниже – 15-20 %.

Наибольшее количество аптек имеют «Аптеки 36,6» – 253 (на март 2005 г.) и «Доктор Столетов» – 270. В последнее время сети прирастают в среднем на 50 аптек в год, в основном за счет покупки готовых аптечных сетей в регионах.

Наибольший региональный охват имеют «Натур Продукт» – 6 федеральных округов и 15 областей, «Ригла» и «О3» – по 9 областей в 5 федеральных округах.

Крупнейшими региональными аптечными сетями являются: «Фармакор», «Первая помощь» (С.-Петербург), «Вита» (Самара), «Старый лекаръ» (Москва). Наиболее крупные государственные аптечные сети сохранились в Тюмени – «Фармация» и Кургане – «Курганфармация».

По прогнозам ЦМИ «Фармэксперт», в ближайшие три года будет продолжаться укрупнение сетевых игроков за счет слияний и поглощений. К 2008 г. 4-5 аптечных сетей будут контролировать 50-60 % национального розничного рынка.

В перспективе в России ожидается рост концентрации оптовиков на региональном уровне. Некоторые из ведущих компаний в отдельных регионах останутся местными компаниями, а другие выйдут на национальный уровень.

В ближайшем будущем останется 3 основных типа компаний: национальные, охватывающие всю территорию России, местные и межрегиональные (обслуживающие несколько областей). Сейчас отдельные аптеки продолжают покупать лекарства у большого количества поставщиков (иногда более 50). По прогнозу аналитиков, в перспективе число поставщиков, работающих на российском рынке, будет сокращаться. В результате консолидации отрасли через 4 — 5 лет останется около 10 оптовиков общероссийского уровня с долей рынка до 30%. Эти компании будут сосуществовать и взаимодействовать с региональными компаниями, имеющими сильные позиции на местном рынке.

Особенностью российского фармацевтического рынка является активная роль государства. Минздравом постоянно разрабатываются различные программы по стимулированию и развитию отечественной фарминдустрии.

Структура государственных расходов на лекарственное обеспечение в зависимости от источников финансирования, складывалается традиционно следующим образом:

1        территориальный бюджет — 65%*, в том числе средства ТФОМС — 17%;

2        федеральный бюджет — 35%, в том числе средства ФОМС — 9%.(* Исполнение территориального бюджета, как правило, передается в ТФОМС).

3        Федеральный бюджет на медикаменты финансирует порядка 50%. Из-за ограниченного поступления средств из федерального бюджета Министерство здравоохранения РФ не смогло полностью выполнить мероприятия по федеральным целевым программам, в которых оно является заказчиком (10 программ).

Минздрав России имеет возможность оказания медицинской помощи подведомственным организациям за счет незначительного поступления внебюджетных средств от оплаты за проведение экспертизы при регистрации лекарственных средств; за получение лицензий на оптовую реализацию; выдачу разрешений на ввоз и вывоз лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Расходование этих средств производится в порядке, утвержденном специальным указанием МЗ РФ.

Территориальный бюджет лишь на 25% (по данным Минэкономики России, 5 — 20%) в среднем по стране финансируется реальными деньгами; остальные расчеты с поставщиками производятся за счет имеющихся в регионе ресурсов ценными бумагами, векселями, налоговыми освобождениями, передачей процента от уставного капитала и т.п.

Товарооборот лекарственных средств бесплатного и льготного отпуска в общем товарообороте составляет около 35% в зависимости от региона (в доперестроечный период — 5%).

Реализация программ по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для государственных нужд на федеральном уровне и в территориях осуществляется на конкурсной основе с учетом качества, цены и сроков поставки продукции. Предприятия, участвующие в конкурсе, должны соответствовать всем лицензионным требованиям, предъявляемым к объекту, занимающемуся фармацевтической деятельностью. При этом необходимо, чтобы при проведении конкурсных торгов исключались закупки медикаментов, срок действия патентов на которые истек, под торговыми патентованными названиями.

В целях проведения единой государственной политики на региональном уровне по организации закупок лекарственных средств, выпускаемых российскими предприятиями, финансируемыми из федерального бюджета, оплату этих закупок целесообразно производить через систему государственного казначейства.

При реализации государственной политики в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения России необходима единая комплексная программа (концепция) лекарственного обеспечения, сбалансированная с потребностями общества, государственными возможностями и широким привлечением негосударственных материальных, технических, кадровых, информационных ресурсов, которые в настоящее время рассредоточены и используются нерационально. Такой подход при условии государственной координации позволит объединить и эффективно использовать все имеющиеся в стране ресурсы для охраны здоровья граждан России.
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Особенности пермского фармацевтического рынка.
Рынок аптечного бизнеса Перми сегодня во многом перенасыщен, крупные игроки расширяются за счет слияния с мелкими предпринимателями и выхода в другие регионы. При этом эксперты отмечают, что в территориях Пермского края ситуация пока иная и может измениться лишь через 3–5 лет.  В настоящее время, по словам участников рынка, в Пермском крае работают порядка 700 аптек, из них только 380 – в Перми. Присутствие аптечных сетей в Перми и в территориях края составляет соответственно 55–60% и 40–45%. Годовой оборот рынка аптек Перми равен примерно 330–350 млн рублей.

Совершенная другая ситуация складывается в территориях Пермского края, где еще осталась возможность открытия новых аптек, несмотря на то, что практически все крупные города региона охвачены как сетями, так и розничными точками частных предпринимателей. Причем частники играют довольно существенную роль, в том числе и в Перми, где занимают сразу 40% рынка, тем самым намного ужесточая конкуренцию.    Например, по данным некоторых экспертов, в Чусовом работают чуть более 20 аптек, и 10 из них содержит один частный предприниматель. Такая ситуация – преобладание частников над сетями в крупных городах – характерна для территорий края в целом. Елена Рудометова объясняет это преимуществом местных игроков, у которых в большей своей массе есть в собственности помещения, и сетям сложнее находить места под открытие новых аптечных пунктов.

   Как известно, за последние полгода «Пермфармация» открыла в крае в три раза больше аптек, чем в Перми. Поскольку возможности расширения у сетей в Перми практически не осталось, сегодня они активно работают над освоением рынков территорий Пермского края, а также рассматривают варианты выхода за пределы региона.  Например, подобная позиция характерна для компании «Опека» (аптеки «Опека», «Планета здоровья», «Лекарства Прикамья»), которая настроена, расширять свое присутствие в крае и уже сегодня имеет аптеки в Москве и Кировской области.

   Другая тенденция, которая характерна для пермского аптечного бизнеса, – расширение сетей за счет взятия под управление аптек у более мелких предпринимателей. Можно отметить, что все крупные сети сегодня рассматривают варианты приобретения готового бизнеса и выходят со своими предложениями к частникам, владеющим 1–2 аптеками. Подобная тенденция объединения аптек сохранится и в будущем. Следует ожидать вертикальной и горизонтальной интеграции. Более крупные сети продолжат поглощать мелкие, как это происходит во всех крупных городах России, а также в других странах. При этом отмечается, что в последнее время аптеки в Перми и в крае чаще открываются, чем закрываются, – участники рынка до последнего борются за места, и закрытия являются единичными случаями. Это в свою очередь говорит о достаточно высокой привлекательности аптечного бизнеса сегодня.

   Как поясняют отдельные участники рынка, в первый месяц после открытия новая аптека должна приносить не менее 50% прироста товарооборота, в ином случае в течение 6 месяцев будет вестись жесткий мониторинг ее работы. В среднем срок окупаемости аптечного бизнеса рассчитывается до 5 лет. Доходность аптек зависит от месторасположения и сезонности. Так, самые большие показатели достигаются осенью, когда заканчивается дачный период, люди начинают болеть и готовятся к зиме. Наименее удачны летние месяцы, когда доходность может достигать всего 2%. Постепенный рост прибыли обычно начинается только в конце августа.

   Процесс закрытия и открытия аптек в Перми на сегодня более сбалансирован.   Пермский рынок аптечного бизнеса можно в целом поделить на крупные розничные сети, оптовых поставщиков и частных предпринимателей.

   Так, основными игроками пермского рынка аптечного бизнеса выступают аптечные сети «Пермфармация», компания «Опека», «36,6». Среди новичков, завоевывающих сегодня прочные позиции и место в числе лидеров рынка, эксперты называют аптеки «Таймер», «Мир лекарств» и «Лекса», которые ранее занимались только оптовыми продажами и сегодня осваивают розничную торговлю. По данным «Таймера», «Опека» занимает 30% рынка, «Пермфармация» – 10%, «36,6» – 9%, «Таймер» – 10%, «Лекса» – 5,5%, «Мир лекарств» – 4%. Помимо сети «36,6», которая, по мнению одного из экспертов, имеет в Перми около 60 аптек, в краевом центре представлены такие федеральные сети, как «О3» (аптечная сеть «Ригла», г. Москва), владеющая 5 аптеками, и сеть «Фармакор» (г. Санкт-Петербург), распоряжающаяся 7 аптеками. Кроме того, на пермский рынок сегодня выходят аптеки «Радуга» и «Мелодия здоровья».

Эксперты отмечают, что местные аптечные компании имеют в Перми большие доли, чем иногородние игроки, и занимают в целом 70% рынка города. В территориях Пермского края эта цифра доходит до 85–90%, причем в основном преимущество там создают частные предприниматели. Приход в Пермь новых крупных игроков пока не ожидается: частники открываются и стараются продать свой бизнес крупным сетям. Развиваются высокая конкуренция, жесткая борьба за клиента, качество обслуживания, конкуренция на уровне ценообразования. Игроки рынка придумывают различные маркетинговые ходы в виде специальных акций (например, в период отпусков привлекательные цены на определенную группу товаров), скидок, дисконтных карт.    Средством конкурентной борьбы выступает также человеческий фактор – уровень профессионализма провизора, поэтому важно, насколько хорошо он владеет знаниями. Доходность аптеки повышается также за счет дополнительных товаров, когда провизор предлагает приобрести, например, к противопростудному препарату витамины для укрепления иммунитета.

   Предложение на рынке аптек Перми значительно превышает спрос, и этот факт,  в свою очередь позволяет удовлетворять все запросы клиентов. По данным экспертов, недостаток предложения возникает только в отдельных случаях, когда препарат находится на перерегистрации либо не поступила госоплата за льготные лекарства, однако подобные проблемы сегодня достаточно маловероятны.

Рынок аптек Перми по ориентированию на потенциального покупателя можно разделить на следующие категории: социальные аптеки (предоставляют социальные льготы, например, представлены сетями «Пермфармация» и «Опека»), аптеки эконом-класса (расположены в спальных районах, на периферии и в центре, где много конкурентов в округе, например, есть у «Опеки», однако не все аптеки выделяют эконом-класс в отдельную линию), аптеки «массового класса», в которых работают практически все участники рынка, и аптеки vip-уровня, нацеленные на более платежеспособных клиентов (например, аптеки «Берегиня» в ТЦ «Столица», в новых домах микрорайона Разгуляй и на Комсомольском проспекте в офисной зоне).

   В ценовой политике, замечают эксперты, проще варьировать частникам, которые в большинстве своем работают с поставщиком по предоплате и имеют больше возможностей сбивать цену. Крупные сети действуют по отсроченным платежам, и в таком случае оптовики, подстраховываясь, делают определенную накрутку. В среднем наценка в рознице составляет 25–30% в зависимости от препарата.

   Достаточно широко в пермских аптеках представлена линия сопутствующей продукции. Она занимает до 25% от всей товарной линейки, так как потенциал у этого направления довольно большой, так как оно способствует повышению товарооборота. Люди уже привыкли к тому, что помимо медикаментов в аптеке сегодня можно купить предметы гигиены, косметические средства, детское питание. В любом случае правила, что можно отпускать в аптеках, а что нет, устанавливает государство. Запрещена, например, продажа продуктов питания, бытовой химии и т.д.

   В целом можно отметить тенденцию к росту пермского аптечного рынка на фоне общероссийского. Благодаря фармакадемии и фармучилищу в Перми выпускаются высококлассные специалисты, причем 50% тех, кто приезжает учиться из других регионов, остаются. Рынок в дальнейшем будет только расти – на 10% в год – за счет открытия новых аптек в территориях Пермского края.
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.3 Проблемы и перспективы деятельности фирмы на российском фармацевтическом рынке
Последние годы для российской фармпромышленности были не самыми легкими: резкое падение продаж, снижение платежеспособности населения, отставание от импортных аналогичных производств и устаревание технической вооруженности. Чтобы встать на ноги необходимы серьезные инвестиции и  солидные капитальные вложения.

Однако, как показывают исследования именно на фармацевтическом рынке складывается самая низкая инвестиционная активность. И это обусловлено  не только далекой от совершенства общероссийской политической и экономической ситуацией. Так, общая сумма, получаемая сегодня  фармацевтической промышленностью из внутренних и внешних источников, то есть в результате собственной деятельности и внешних вложений, включая  кредиты для пополнения оборотных средств, составляет не более 160 млн.  долл. в год. При этом инвестиции в российскую экономику распределяются следующим образом: топливная промышленность — 22%, транспорт — 18%, строительство — 16%. На долю фармацевтической промышленности приходится   лишь 0,2% всех привлеченных капиталовложений. Что касается иностранных инвестиций, то большая часть из них (70%) распределяется между топливной и пищевой промышленностью, торговлей и транспортом. Чтобы понять, почему инвестиционные потоки направлены в другие отрасли,  необходимо проанализировать предпочтения инвесторов разных  типов и конкретизировать те особенности фармрынка, которые, судя по  всему, и отпугивают инвесторов либо не позволяют последним воспользоваться благоприятными возможностями, действительно имеющими место на рынке медикаментов.

Подавляющее большинство российских фармкомпаний, за небольшим исключением, находятся в диапазоне между начальным этапом развития бизнеса и следующей за ним стадией расширения и формирования (накопления либо восстановления) его стоимости. Еще одним общим и связующим для всех сегментов фармотрасли фактором, с которым столкнется едва ли не каждый тип инвестора, является  особая специфичность рынка лекарственных средств.

Его исключительной особенностью является чрезмерная, порой болезненная чувствительность властных структур. То, что в сфере оборота любого другого товара, за исключением, быть может, водки или купли-продажи земли, осталось бы совершенно незамеченным, на рынке медикаментов становится предметом политических игр, неуместного популизма и демагогии. Такая высокая степень контроля со стороны государства — это специфические издержки бизнеса, где цена ошибки по своим последствиям может быть сопоставима с глобальной катастрофой. Оказаться в силу вышеизложенного на всеобщем обозрении — это уютно далеко не для каждого инвестора.

Другой характерной проблемой отрасли является то, что практически любая информация по фармрынку крайне  противоречива — имеют место большие расхождения в оценке его ключевых параметров. В лучшем случае это позволяет отследить динамику и уловить тенденции рынка, но не дает возможности сделать четкий прогноз и безукоризненные выводы или гарантировать безошибочные рекомендации, необходимые инвесторам для принятия решения о целесообразности вложения финансовых ресурсов. Отчасти это результат непрофессиональной и небрежной работы, чем грешат даже специализированные маркетинговые компании, но в большинстве случаев это следствие «асимметричности» информации в связи с «непрозрачностью» многих игроков фармрынка. Кроме того, совершенно неприемлемой является последующая вольная трактовка полученных результатов. Так, например, объем российского фармрынка в ценах производителей не является простым сложением объема импортированных медикаментов и произведенных на российских заводах.

Балансовая прибыль фармпромышленности в целом составляет около 17% от объема выпускаемой продукции со средней себестоимостью по отрасли, равной 70%. К особенностям фарминдустрии можно отнести низкий уровень использования производственных мощностей (немногим более 50%), обусловленный несоответствием структуры спроса на различные виды оборудования, в том числе при производстве отечественных субстанций, из которых выпускается около 10% лекарственных средств от общего объема их производства предприятиями отрасли. Кроме того, велик износ основных производственных мощностей — до 65%, а доля продукции, произведенной на современном оборудовании, не превышает 10%. Медикаментов, произведенных по современным технологиям, и того меньше — 5% от объема выпуска лекарственных средств. Соответственно, не удивляет и доля в 2,8%, выделяемая фармпроизводителями на продвижение и реализацию медикаментов  в общей структуре затрат на их производство.

Товаропроводящая сеть российского фармрынка представлена его дистрибьюторским и розничным сегментами. В оптовой торговле заняты почти 6000 предприятий (источник: Минздрав России), хотя реально на рынке работает не большее 1000 дистрибьюторских компаний. В государственной собственности находится около 5% от общего количества оптовых структур, осуществляющих монопольную либо практически бесприбыльную реализацию специфических лекарственных средств. Структура конечного потребления представлена аптеками (примерно 20 000) по большей части государственной (муниципальной) формы собственности (с долей госсектора свыше 65%); приблизительно 35 000 аптечных пунктов (доля госсектора около 60%) и порядка 12 000 аптечных киосков, преимущественно частных (доля  госсектора более 50%).

По ассортиментной структуре российский фармрынок позиционирован как дженериковый, и доля дженериков в общем объеме отечественных и импортных лекарственных средств доходит до 90%. Оригинальные импортные препараты для большинства населения недоступны по цене, а российские — практически не производятся в связи с отсутствием исследовательской базы, позволяющей создавать новые конкурентные препараты, сопоставимые по технологической уникальности с научными разработками ведущих мировых фармкомпаний. В данном контексте имеется в виду не разработка оригинального медикамента как такового, а выпуск новых лекарственных средств в массовом, товарном количестве. Впрочем, если в редких единичных случаях они когда-нибудь и будут выпускаться, то дешевыми они смогут стать только при государственных дотациях.

Во-первых, очень велики затраты на освоение нового препарата (в среднем — 150 млн. долл. у зарубежных производителей), а во-вторых, все современные медикаменты, даже в рамках программы импортозамещения на ведущих отечественных фармпредприятиях, выпускаются из импортных субстанций, поскольку российских либо нет, либо они в несколько раз дороже аналогичной продукции на мировом рынке. Это нормально — во многих странах мира предпочитают дешевые копии современных медикаментов, сопоставимые по качеству с оригинальными аналогами. Но все дело в том, что 70% российского рынка как раз представлено препаратами, давно не используемыми в мировой практике, — малоэффективными, морально устаревшими и не всегда качественными, но зато дешевыми и привычными для многих поколений людей. В связи с этим выпуск старых препаратов не всегда обусловлен ограничением платежеспособного спроса населения или дефицитом финансовых ресурсов производителя, необходимых для обновления ассортимента выпускаемой продукции. Популярные традиционные препараты — самые продаваемые, а технология их изготовления не требует больших материальных и интеллектуальных затрат или использования  труднодоступного сырья.

Вследствие этих факторов, жесткая конкуренция среди российских заводов становится неизбежной. При этом низкая цена этих медикаментов и, соответственно, незначительный уровень маржи от реализации, не позволяют в должном объеме направлять оборотные средства на, во всех отношениях, более перспективные направления, связанные с выпуском новых препаратов — если не оригинальных, то хотя бы их эффективных дженериков. Естественно, что данная рыночная ниша совместными усилиями иностранных производителей и российских дистрибьюторов была успешно заполнена импортной продукцией.

Причем иностранные поставщики предпочитают не миссионерскую деятельность, а прямые экспортные поставки из-за рубежа, хотя и заявляют о своих намерениях перенести или разместить производство медикаментов в России. Реально их декларации ограничиваются только монтажом фасовочно-упаковочных производств, то есть фактически зарубежные фармкомпании подстраиваются под перманентные изменения российского налогового и таможенного законодательства, выбирая каждый раз наиболее выгодные способы освоения рынка. Их можно понять, поскольку инвестиции — это не благотворительность, а способ извлечения прибыли с использованием из всех вариантов наиболее прибыльного и экономически целесообразного.

Но самое главное — это наличие гарантированного сбыта, то есть достаточного объема продаж, чтобы полностью загрузить производственные мощности построенного завода для экономического оправдания вложенных средств. Однако емкость российского лекарственного рынка из-за относительно низких доходов населения сравнительно невелика и по потреблению медикаментов на душу населения в стоимостном выражении в пять раз меньше даже по сравнению со странами Восточной Европы, в фарминдустрию которых инвесторы и вкладывают сейчас серьезные деньги.

Восстановление рыночных позиций национальной фарминдустрии должно происходить путем прямой импортозамещающей конкуренции, вытесняя дешевые дженерики из ближнего зарубежья, а также из ряда восточноевропейских и развивающихся стран. Это вполне реально, хотя и сопряжено со значительными тратами на модернизацию производства и на достижение его соответствия международным стандартам GMP («надлежащей производственной практики»). Диапазон расходов для достижения соответствующих стандартов при реконструкции действующего старого производства составляет от 1 до 15 млн. долл. (в зависимости от степени модернизации — новое или бывшее в употреблении оборудование, строительные работы и т.п.) и занимает 3-5  лет, поскольку параллельно с проектом реконструкции необходимо поддерживать производственный процесс. Кроме того, дополнительных затрат времени и финансов потребуют обучение персонала, замена ассортимента, не отвечающего требованиям потребителей; выстраивание системы маркетинга и налаживание эффективной сбытовой технологии.

Если строить современный фармзавод «с нуля», то в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции и размеров возводимого предприятия расходы составят от 10 до 100 млн. долл. Реализация подобного проекта займет от 2 до 4 лет с учетом времени для проектирования, конструкторских работ, введения производственных мощностей в эксплуатацию и валидации конкретного фармобъекта. При правильно проведенных расчетах потребности рынка в том или ином препарате и его адекватном позиционировании целевым группам потребителей либо при наличии гарантированных закупок для государственных нужд возврата вложенных средств реально ожидать не ранее чем через 7-10 лет.

Из-за своей слабости российская фармпромышленность не может конкурировать с международными производителями, поскольку их, не имеющая аналогов, оригинальная продукция не выпускается на отечественных предприятиях. В принципе, на сегодняшний день ни одна страна мира не может полностью обеспечить себя лекарствами за счет внутреннего производства, и даже в Германии доля медикаментов от немецких изготовителей не превышает 40%, а доля собственных лекарственных средств в Австралии составляет одну треть национального рынка. Однако неустойчивость российской экономики не позволяет, в отличие от развитых стран, недооценивать значимость реального производства, поскольку зависимость от импорта при форсмажорной девальвации рубля может обернуться крахом всего фармрынка. Тем более что существующие заделы в области биотехнологий позволяют при стечении благоприятных обстоятельств, то есть при своевременных и хотя бы точечных инвестициях из бюджета или с помощью венчурных фондов и с первоначальным гарантированным сбытом в виде госзаказов, ликвидировать имеющийся разрыв и по отдельным позициям выйти на уровень мировой фарминдустрии.

Но подавляющее большинство отечественных производителей вкладывают финансовые ресурсы в основном в производство дженериков и тем самым отбрасывают себя назад, обрекая фармпромышленность на хроническое отставание. Тем более что выпуск современных лекарственных средств предусматривает наличие дорогостоящих технологического оборудования и субстанций, от чего, естественно, производимый медикамент дешевым не становится. Иными словами, особого ценового преимущества, не говоря уже о значительном стоимостном перевесе при выпуске российскими заводами современных дженериков, перед прочими аналогами, произведенными в других странах, не может быть по определению.

Кроме того, для потенциальных инвесторов весьма значимым мотивом в смысле предпочтительного вложения средств является сложность фармрынка в профессиональном аспекте. Многочисленные нюансы фармбизнеса требуют как собственных недюжинных познаний, так и практического опыта работы в данной сфере, и далеко не каждый инвестор, если он не является участником фармрынка, обладает соответствующей квалификацией, позволяющей ему адекватно сориентироваться и принять правильное решение. Можно понадеяться на консультантов и экспертов, но лишь одного их субъективизма при маркетинговом обосновании целесообразности вложения финансовых ресурсов в тот или иной фармпроект может оказаться вполне достаточно для совершения опрометчивых шагов и выбора неправильной инвестиционной стратегии. В этом плане, конечно, гораздо спокойнее направить материальные средства в пивную или шоколадную промышленность, зная наперед, что в магазинах не будет бесплатных госпоставок конфет или пива с их последующим льготным распределением. Не будет упреков в том, что твоя продукция морально устарела и существует принципиально новое пиво или шоколад. Как раз наоборот — здесь больше ценится приверженность вековым традициям, чего не скажешь про интенсивно обновляемый рынок лекарственных средств. А в розничной реализации, поскольку твоя продукция не является социально значимой и жизненно важной, тебе не навязывают обязательный ассортимент, причем с регламентированным ценообразованием, — все регулируется рынком, то есть платежеспособным спросом и конкуренцией. То есть сложный и трудоемкий в техническом, психологическом и интеллектуальном аспектах фармрынок, сверх меры заорганизованный и политизированный, а вдобавок ко всему еще и «непрозрачный», лакомым куском для инвесторов не является.

 Тем не менее из этого не следует, что инвестиции в фармбизнес не направляются, что, в частности, подтверждается бурным ростом коммерческих аптечных учреждений в том же розничном сегменте фармрынка.

Кроме того, значительные средства вкладываются в развитие аптечных сетей, в том числе и зарубежными венчурными фондами, финансирующими, к примеру, создание сети выездной фармацевтической торговли (московский эксперимент с передвижными автоаптеками). Но все же, как правило, это прерогатива внутренних инвесторов из числа крупных дистрибьюторов, которые либо активно развивают собственную аптечную сеть с наличием централизованного управления и едиными товарно-финансовыми потоками (сеть «Ригла» от крупнейшего дистрибьютора «Протек» или «Старый лекарь» от «Морон»), либо плотно работают с аптеками на местах по принципу технологической взаимосвязи, формально сохраняя их юридическую самостоятельность («Сиа Интернешнл»).

 Удерживать аптеки около себя и координировать их деятельность в нужном для себя русле дистрибьютору позволяют разнообразные программы поддержки розничного звена, укрепляющие партнерские взаимоотношения за счет безвозмездного финансирования и прочих факторов неценовой конкуренции, распространяющиеся только на примкнувшие к оптовику аптечные структуры.

Однако, скорее всего, это не стратегическое инвестирование, а вынужденная мера, позволяющая дистрибьютору обезопасить свой бизнес и оставить за собой гарантированный рынок сбыта. Или же это стремление максимизировать свою прибыль путем значительного сокращения издержек обращения, что возможно в случае присутствия одного номинального владельца на всех этапах создания стоимости. В принципе, в нормальной экономике наибольшая эффективность достигается не с помощью распыления ресурсов, а, наоборот, за счет их концентрации в отдельных видах бизнеса, то есть при предоставлении специализированных услуг.

  Если обратиться к инвестиционной ситуации на отдельных рыночных сегментах, то среди оптовых фармкомпаний можно проследить волну слияний и поглощений. В определенной степени динамика концентрации дистрибьюторов — это отражение внутренних инвестиционных процессов в товаропроводящей сети. Инвестиций со стороны в последние 2-3 года, в отличие от предыдущих 5-8 лет, практически не отмечено, что недвусмысленно указывает на бесперспективность такого рода финансовых вложений в данное время на данном рыночном сегменте. Действительно,  дистрибьюторский рынок уже сформирован, основные игроки уже поделили основные аптеки или доли своего торгового присутствия в каждой из них.

То же самое относится к больницам и прочим лечебно-профилактическим  учреждениям. Остаются еще малоосвоенные региональные рынки, особенно с труднодоступными территориями, низкой плотностью населения и незначительным уровнем дохода, но и они постепенно попадают в зону интересов как местных, так и национальных дистрибьюторов.

Иными словами, вторгаться на готовый устоявшийся рынок, создавая оптовую компанию «с нуля», уже поздно — дорого и опрометчиво.

Справедливости ради следует отметить, что при определенных условиях (наличие административного ресурса или крепких связей на высоком государственном уровне) формально стратегические инвестиции в фарминдустрию все же происходили. Например, в 1993 г. основателем «ICN Фармасьютикалз», американцем югославского происхождения Миланом Паничем  были приобретены пять крупных российских фармзаводов, а в 1999 г. к ним прибавилась еще и аптечная сеть «Мультифарма». После смещения Панича с руководящих постов акционеры ICN в 2003 г. за 55 млн. долл. продали свой российский бизнес английской компании Millhouse Capital, управляющей активами чукотского губернатора Романа Абрамовича и его партнеров. Но, скорее всего, этим случаем можно пренебречь, поскольку здесь налицо очередная смена хозяев, а не истинные инвестиции, направленные на перспективное развитие отечественной фарминдустрии.

Действительно, неразумно не воспользоваться, при возможности, своим  лоббистским потенциалом или протекцией «нужных» высших чиновников. Однако подобные единичные случаи — далеко не рядовое явление и скорее  относятся к разряду казуистики, так как для большинства инвесторов, не относящихся к категории избранных, такого рода покровительство недоступно. В итоге, если фармпромышленность и может на что-то расчитывать в плане финансовых ресурсов, так это преимущественно на рисковый капитал. Именно фарминдустрия, являясь в силу ряда обстоятельств бизнес-аутсайдером, находится, за незначительным исключением, на раннем, начальном этапе развития бизнеса и потому расположена в зоне интересов венчурного инвестирования. Однако существует целый ряд сдерживающих факторов, препятствующих широкомасштабному распространению прямых финансовых инвестиций. Отсутствуют продуманные и четко прописанные «правила игры» для участников лекарственного рынка, что выражается в существенной зависимости фармотрасли от абсолютно субъективных и порой малозначащих обстоятельств. Зато в избытке непоследовательная и зачастую непредсказуемая политика административного регулирования рынка медикаментов — начиная от порядка оформления ввоза лекарственных средств и принципов составления льготного перечня препаратов до введения НДС без отлаженных механизмов компенсационного лекарственного страхования, что неприемлемо ни для одной цивилизованной страны.

    продолжение
–PAGE_BREAK–