Экономико-социальная характеристика города

План работы:
1. Экономико-географическое положение и краткая история развития населенного пункта.
2. Население и трудовые ресурсы.
3. Ведущие производства и условия их развития.
4. Промышленные узлы.
5. Уровень развития социальной сферы.
Выполнить картосхему «экономико-географическое положение населенного пункта (с обозначением промышленных и экономических связей)».
1. Экономико-географическое положение и краткая история развития населенного пункта (г. Хабаровск).
Хабаровск находится в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока. В пределах территории радиусом 700км от города проживает 70% населения региона, расположено 17 из 22 городов с населением более 50 тыс.чел. сосредоточено две третьих промышленного и 80% сельскохозяйственного производства.
Центральное положение г. Хабаровска «усилено» системой транспортных и других коммуникаций, включающих: • Транссибирскую железнодорожную магистраль, к которой вблизи города примыкает железная дорога, идущая к Комсомольску-на-Амуре и БАМу, порту Ванино и далее на Сахалин в виде морской железнодорожной паромной переправы; • амурский водный путь, в зоне влияния которого находятся обширные территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Читинской областей, северо-восточного Китая. По нему открывается самая короткая дорога из этих территорий в бассейн Охотского моря и на Сахалин; • авиатрассы международного и общегосударственного значения, для которых Хабаровский международный аэропорт является базовым. Он предпочтителен и для внутридальневосточных воздушных сообщений, так как сумма наикратчайших расстояний от него до Якутска, Магадана, Анадыря, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Владивостока и Благовещенска существенно меньше, чем из любого этого города до всех остальных; • федерального значения автодороги, составляющие единое направление Владивосток-Хабаровск-Чита с примыкающей к ним дорогой Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск – Ванино; • систему газо-, а в будущем и нефтепроводов, позволяющих обеспечить эффективными топливно-энергетическими ресурсами предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство города, открывающие перспективу для развития новых высокотехнологичных производств; • магистральные линии высоковольтной электропередачи, составляющие основу единой энергетической системы (ЕЭС) юга Дальнего Востока с диспетчерским управлением в Хабаровске; • линии телефонной связи международного и государственного значения, дающие выходы в страны Западной Европы, Китай, Республику Корея, США, Сингапур, с мощной международной телефонной станцией в Хабаровске; • «срединное» и одновременно приграничное положение города дает ему большие преимущества в экспортно-импортной деятельности уже в настоящее время и в последующем – в культурном, научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве.
Достаточно благоприятно и экономико-географическое положение города: • примыкающая и надежно связанная с г. Хабаровском транспортными путями пригородная сельскохозяйственная зона из 4 административных районов края располагает 307 тыс.га сельскохозяйственных земель, в том числе 93 тыс.га пахотных; резервные сельскохозяйственные земли составляют 32 тыс.га; • находящиеся в радиусе 40-50 км от города месторождения минерального сырья составляют достаточно надежную базу для производства глинистого и силикатного кирпича, керамзита, железобетонных изделий, дорожного строительства; здесь размещены также ресурсы подземных питьевых и лечебно-столовых вод; • близость к наиболее крупным источникам электроэнергии – опорным станциям ЕЭС юга Дальнего Востока (Зейская ГЭС, Приморская ГРЭС, строящаяся Бурейская ГЭС); • наличие пространственных ресурсов в окрестностях города, обусловливающих предпосылки для размещения пространственноемких производственных и непроизводственных объектов; • большие массивы пригородных земель, пригодных для индивидуальной жилищной застройки; • сформировавшаяся в непосредственной близости от города обширная рекреационно-оздоровительная зона.
Гидрографическая сеть города представлена р. Амур, нижним участком течения Амурской протоки и малыми реками. По территории города Амур протекает 40км участком. Правый склон крутой обрывистый сливается с прилегающей крупнохолмистой местностью; левый берег пологий. В настоящее время отмечается интенсивное развитие проток Пемзенская и Бешеная. В них возрастает водность и скорости течения. Увеличиваются высотные и плановые деформации русел. Скорость смещения берегов достигает 10-20 м/год. За счет увеличения пропускной способности проток отмечается уменьшение водности основного русла р. Амур. Это вызывает ряд проблем, связанных с ухудшением условий судоходства, работы водозабора для города и ТЭЦ-3, а также разбавления сбрасываемых сточных вод.[1].
Хабаровск обладает выгодным экономико-географическим положением на российском Дальнем Востоке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важнейшими факторами его являются центральное (срединное) положение в дальневосточном регионе, близость быстро развивающейся КНР, высокоразвитых Японии и Республики Корея. Далеко не исчерпан экономический потенциал территорий, находящихся в зоне непосредственного влияния г. Хабаровска. Природно-климатические условия не создают больших трудностей для жизни людей и функционирования его хозяйства. [2].
(1858 – 1917 гг.)
В честь замечательного землепроходца Ерофея Павловича Хабарова был назван военный пост Хабаровка, заложенный 30 мая 1858 мая солдатами 13-го линейного Сибирского батальона под командованием Я.В. Дьяченко. Хабаровка располагалась в очень удобном месте: на слиянии двух могучих дальневосточных рек Амура и Уссури. Благодаря очень удобному местоположению Хабаровка начала очень быстро развиваться. За служивыми людьми потянулись предприимчивые люди. Основными занятиями в это время было: пушные и рыбные промыслы и неэквивалентный обмен с аборигенами. Это были очень прибыльные дела и привлекали многих людей. Также их привлекало огромное количество плодородных земель, которые раздавались бесплатно. Уже через шесть лет военным топографом Михаилом Любенским был разработан план застройки Хабаровки. По этому плану центральной улицей стала Береговая (ныне ул. Шевченко). Быстрое развитие Хабаровки требовало улучшения средств связи и транспорта для сообщения с другими крупными центрами на Дальнем Востоке. Так спустя всего 10 лет после основания селения была открыта телеграфная линия Хабаровка – Владивосток. А еще через 4 года был построен речной порт. Население возросло почти в три раза, появилась потребность в образовательных учреждениях: в 1873 году в Хабаровке открылась первая начальная школа. К 1880 году Хабаровка стала уже довольно крупным поселением. К этому времени возникла необходимость переносить областную столицу из Николаевска-на-Амуре. Хабаровка имела более выгодное географическое положение, так как была на перекрестке всех путей сообщения от Владивостока и побережья. Поэтому было решено присвоить Хабаровке статус города и в 1884 году перенести сюда столицу недавно образованного Приамурского генерал-губернаторства. В это время Хабаровка получает свой первый герб, он же стал гербом генерал-губернаторства. В 1893 году город официально присвоено название Хабаровск. В это время очень быстро развивается коммерческая деятельность. Хабаровск становится крупнейшим торговым центром на Амуре. Здесь развернули свое дело многие известные на всю Россию коммерсанты: Плюснины, Богдановы, Пьянковы. Постепенно, помимо доставки и продажи товаров многие купцы стали организовывать свое производство. С появлением крупного купечества стало развиваться строительство, так как для эффективной работы им требовалась масса строений, начиная со складов и заканчивая личными домами. Часть этих строений сохранилась до наших дней, и в настоящее время реконструируются. Одними из самых ярких представителей являются: торговый дом Пьянковых (рядом с рестораном “Саппоро”), торговый дом Плюсниных (краевая библиотека), доходный дом Зандау (сейчас кинотеатр “Сокино”), доходный дом Архиповых (после реконструкции – здание ЦУМа), торговый дом “Кунст и Альберс” (Центральный гастроном) и многие другие. В это же время Хабаровск становится научным центром Дальнего Востока. 11 февраля 1894 года состоялось первое собрание Приамурского отдела Русского императорского географического общества, которое долгое время был единственным учреждением, изучавшим природу и жизнь края. Членами этого общества впоследствии были открыты библиотека и музей, о развитии которого заботились многие известные люди города. Не отставала и культурная жизнь: начала выходить первая хабаровская газета – “Приамурские ведомости”, осенью у города появился свой театр, который в первый же сезон поставил шесть пьес. Развивается система образования: в 1895 году открыто техническое железнодорожное училище. Это было обусловлено тем, что на Дальнем Востоке очень быстрыми темпами шло строительство железных дорог. В 1897 году было открыто железнодорожное сообщение между Хабаровском и Владивостоком. Первый поезд шел двое суток. Население города сильно увеличивалось. Уже к концу 19 века население города составляло более 15000 человек. Город увеличивался в размерах. Для облегчения работы городских учреждений в 1900 году была введена в строй телефонная связь между ними. В этом же году открыто Хабаровское реальное училище. Примерно в это же время было принято решение о строительстве нового храма на месте старой Иннокентьевской церкви. Он строился на средства, пожертвованные известными городскими купцами и скромные взносы прихожан. Как и у многих церквей нашей страны, в дальнейшем судьба этого храма была очень сложной, но в настоящее время он восстановлен и реставрируется. К этому времени в Хабаровске уже был один каменный храм – Успенский кафедральный собор (он стоял на месте Комсомольской площади). Его судьба оказалась более печальной, он был разрушен до основания после революции. Еще впоследствии был построен и третий каменный храм, который постигла та же судьба – Алексеевская церковь (на пересечении современных улиц Ленина и Волочаевской). Теперь в городе быстрыми темпами развивалась собственная промышленность. Появлялось огромное количество мелких мастерских, которые со временем перерастали в крупные промышленные предприятия. В 1899 году русский подданный китайского происхождения Н.И. Тифонтай (Цзы Фаньта) начал строительство большой каменной мукомольни с паровой вальцовой машиной, которая уже около 100 лет исправно служит городу. В 1902 году состоялась торжественная церемония приема в строй окружных артиллерийских мастерских “Арсенал”. К концу столетия в городе уже существовали маслобойный и четыре пивоваренных завода, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы. В это время по всей стране усиливается политическое движение всевозможных форм и направлений. Это не могло не затронуть теперь уже очень крупный город – Хабаровск. В 1905 году прошла декабрьская забастовка почтово-телеграфных работников города, явившаяся продолжением Всероссийской политической стачки. На несколько дней была прервана связь Хабаровска с центральными частями страны. Она прошла без таких страшных последствий, какие были в крупнейших городах России. В 1906 году была сформирована Хабаровская социал-демократическая группа. В январе она провела массовую демонстрацию, посвященную годовщине событий “Кровавого воскресенья”. После переезда в Хабаровск областного центра вместе с генерал-губернатором и его канцелярией здесь обосновались военное руководство Приамурского военного округа: командующий и штаб. Хабаровск становится еще и военным центром Дальнего Востока. В 1908 году была создана база Амурской флотилии. К этому времени полным ходом идет строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Дальний Восток и Восточную Сибирь с Европейской частью России. Уже построена Уссурийская (Хабаровск – Владивосток) и Забайкальская железные дороги, и началось сооружение Амурской железной дороги. Заключительным звеном на Транссибирской магистрали стал железнодорожный мост через Амур в Хабаровске, о котором можно написать очень много. Спроектировал это – грандиозное по тем временам – сооружение профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Этот проект наряду с башней Эйфеля получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1908 году. В 1916 завершилось строительство этого трехкилометрового гиганта, который стал заключительным звеном Транссибирской магистрали. Этот мост до сих пор является неотъемлемой частью Хабаровска.[4]
Итак, перед революцией Хабаровск был динамично развивающимся городом. Это было время становления и развития капитализма в стране и городе. Но дальнейшие события перевернули жизнь России, и, в том числе Хабаровска в совсем другую сторону.
(1917 – 1941 гг.)
1917 год. Год свержения монархии в России. Власть в свои руки взяло Временное правительство. Это известие пролетело по всей России, и достигло Хабаровска. В честь этого события в феврале в городе проходит митинг трудящихся, на котором был избран Комитет общественной безопасности (КОБ). Как и по всей России в Хабаровском Комитете общественной безопасности, которому перешла власть в городе, большинство мест принадлежало меньшевикам и эсерам. Возглавил Хабаровский КОБ А.И. Малышев. В марте 1917 года в Хабаровск прибывает комиссар Временного правительства в крае – эсер А.М. Русанов. В тоже самое время, большевики, недовольные малым представительством во властных структурах, образовывают свою систему власти – Советы рабочих и солдатских депутатов. 4 марта в Хабаровске впервые был избран Совет. Так же в это время организовывались и профсоюзы, большинство которых поддерживали большевистские лозунги. Таким образом, в Хабаровске образовалось двоевластие, которое продолжалось до ноября 1917 года. В ноябре произошло свержение Временного правительства большевиками. В Хабаровск отправлена телеграмма В.И. Ленина “Всем Советам Дальнего Востока”, в которой Советам предлагалось взять власть в свои руки. 11 ноября Хабаровская большевистская организация приветствовало свержение Временного правительства и переход власти к Советам. А еще через несколько дней собрание солдат Хабаровского гарнизона приняло решение о немедленной передаче власти городскому Совету и упразднении комиссаров Временного правительства. 12 декабря III краевой съезд Советов провозгласил Советскую власть на всей территории края. А на пленуме был переизбран меньшевистко-эсеровский исполком, и Председателем Совета был избран большевик Л. Герасимов. 27 декабря выходит первый номер органа Дальневосточного краевого Совета рабочих и солдатских депутатов – газета “Дальневосточные известия”. Так власть в городе окончательно перешла к большевикам. Но на этом борьба за Советскую власть не закончилась. Начался период гражданской войны и иностранной интервенции. В начале 1918 года в городе развивалась система власти. На заседании Дальневосточного краевого комитета Советов рабочих, солдатских и рабочих депутатов был избран президиум под председательством А.М. Краснощекова, и образованы комиссариаты: военный, труда и транспорта, финансовый, продовольственный и земледелия, народного просвещения. Позже Краевой комитет был переименован в Дальневосточный Совет Народных Комиссаров (Дальсовнарком). Для пропаганды своей политики 30 апреля было образовано информационное бюро печати во главе с С.П. Шепетновым. 4 апреля после японской провокации во Владивостоке были высажены японский и английский десанты под предлогом обеспечения безопасности своих подданных. В Хабаровске IV краевой съезд Советов (8-14 апреля 1918г.) заявлен протест против этой высадки, и призвал местные Советы к созданию Красной Армии и Красной гвардии. В мае во Владивостоке произошел мятеж Уссурийского казачьего войска во главе с атаманом Калмыковым, который был поддержан иностранными интервентами. 29 июня образовался Уссурийский фронт. С этого и началась затяжная война с белогвардейцами и интервентами, во время которой Хабаровск 3 раза переходил из рук в руки. 4 сентября город был взят белогвардейцами при помощи японцев, американцев и белочехов (Чехословацкий корпус был одной из самых больших сил). Началась расправа с прошлой властью и сочувствующими ей. В городе образовались подпольные комитеты, проводившие политическую работу с населением и устанавливал связь с партизанскими отрядами. Были организованы несколько мятежей. Но в октябре 1919 года провокаторы предали членов Хабаровской организации РКП(б). Было арестовано более 60 членов партии, в том числе весь руководящий состав. 23 человека казнили. Под напором партизан 13 февраля из Хабаровска ушли казачьи войска, а 20 вошли партизанские части. Интервенционные войска остались в городе сохраняя нейтралитет. Восстановление Советской власти привело бы к прямому столкновению с иностранцами. Поэтому было принято решение о создании Дальневосточной Республики – буферного государства – где власть временно была передана земской управе, в которую входили представители крупнейших партий, в том числе и большевики. Но 5 апреля 1920 года японские войска неожиданно напали на партизанские отряды, и те вынуждены были отойти на левый берег, взорвав за собой мост. В городе была сформирована прояпонская городская дума, которая по требованию, выдвинутому на всеобщей политической забастовке, в августе передала власть особой комиссии правительства Дальневосточной республики. 26 мая 1921 года во Владивостоке при содействии японских интервентов вновь произошел белогвардейский переворот. В ноябре Белоповстанческая армия под командованием Молчанова вступила в военные действия с Народно-революционной армией (НРА), которыми руководил В.К. Блюхер, в хабаровском Приамурье. 21-23 декабря войска НРА вынуждены были покинуть Хабаровск. Однако уже 14 февраля, после ожесточенных боев под Волочаевкой, Хабаровск опять перешел к НРА. Так для Хабаровска закончился период гражданской войны. Длившаяся очень долгое время война практически полностью разрушила промышленность, сельское хозяйство, связь и транспорт. Советской власти пришлось практически начинать все с нуля. Для подъема народного хозяйства на Дальнем Востоке 14 ноября 1922 года был создан Дальревком – временный орган, которому и была передана вся полнота власти. Одновременно была создана Дальневосточная область с центром – г. Хабаровск. А затем в июле 1924 года из Читы в Хабаровск были переведены все органы управления: Дальбюро ЦК РКП(б), Дальревком и др. В 1924 году Хабаровск окончательно утвердился в роли административного и политического центра Дальнего Востока. Как и по всей России в Хабаровске проведена полная национализация промышленности. В довоенный времена была создана промышленная структура современного Хабаровска. В городе начало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. В 1922 году Хабаровский окружной арсенал был преобразован в сельскохозяйственный машиностроительный завод, который уже через год выпускал полный набор сельскохозяйственной техники. В 1924 году создан Дальневосточный комитет по борьбе с безработицей. Были созданы артели для безработных. В 1931 году было принято решение о строительстве в Хабаровске нефтеперерабатывающего завода (завод им. С. Орджоникидзе), первая очередь которого была введена в строй в 1934 году. В июле 1932 года введен в строй завод морского судостроения “Осиповский затон” (завод им. Кирова). Он занимался сборкой речных барж, буксиров, судов, поставляемых в разобранном виде из европейской части страны и из-за Урала. В этом же году начато строительство авторемонтного завода (завод “Дальэнергомаш”), который уже через год начал работать, а еще через 2 был полностью сдан в эксплуатацию. В 1936 вступил в строй Хабаровский мелькомбинат. Продолжалось активное строительство линий электропередач, железнодорожных и телефонных линий. В 1923 году появился первый автобус – подарок от московских комсомольцев. В марте 1925 был восстановлен железнодорожный мост через Амур, а открылось прямое сообщение с центральными районами страны. А на следующий год было построено новое, каменное, здание железнодорожного вокзала, взамен сгоревшему во время Гражданской войны деревянного. В это время велись изыскательские работы на железнодорожной линии Хабаровск-Советская Гавань. В 1936 году открылся железнодорожная магистраль Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Открывались и новые телефонные линии. В ноябре 1928 года торжественно открылась телефонная линия Хабаровск – Харбин – Владивосток. А в 1936 было закончено сооружение самой длинной в мире телефонной линии Москва – Дальний восток (более 9000км). В 1930 году было организовано первое государственное предприятие общественного транспорта. В это же время активно начинает развивать, тогда еще совсем новый вид транспорта, воздушный. От появления первого самолета – в 1929 году – до открытия постоянно действующей авиалинии прошло всего 4 года. Открывались новые школы, техникумы, вузы, научно-исследовательские институты. 1925 – открылся Дальневосточный химико-бактериологический институт (сейчас Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии). 1930 – открыты Хабаровский государственный медицинский институт и Дальневосточный коммунистический университет. 1938 – педагогический институт. В июне 1925 года начала выходить одна из самых старейших газет, которая до сих пор выходит под таким же названием – “Тихоокеанская звезда”. А 1934 – литературно-художественный альманах “На рубеже” в последствии переименованный в “Дальний Восток”. В мае 1925 года начал работать Дальневосточное отделение “Совкино”, в Хабаровске появилось массовое кино. В 1926 открылся театр музыкальной комедии. В 1935 году открылся первый стадион “Динамо”. 1924 год – смерть В.И. Ленина. Уже через год – 7 ноября 1925 года – в городе был торжественно открыт памятник Ленину на главной площади города – Свободы.

(1941 – 1945 гг.)
Так как европейская часть СССР была оккупирована, то обеспечение фронта техникой и продовольствием легла на плечи жителей Сибири и Дальнего Востока. Требовалось срочная перестройка промышленности, перевод ее на военные рельсы. Хабаровский завод “Дальэнергомаш” уже к концу года выпускал военную продукцию – стержни для мин, а в следующем году уже успешно освоил выпуск танков. Каждый год на праздники на фронт отправлялись эшелоны с подарками для бойцов, которые были собраны людьми всего Дальнего Востока. Были созданы специальные комиссии по сбору теплых вещей и одежды для бойцов Красной Армии. Первый такой эшелон для защитников Москвы отправили из Хабаровска в декабре 1941 года. Затем такие эшелоны стали традицией. Но от тружеников тыла не отставали и бойцы Дальневосточного фронта. Всего с Дальнего Востока на советско-германский фронт было отправлено более одного миллиона человек. В том числе из Хабаровска – 78 дальневосточная дивизия под командованием полковника А.П. Белобородова. Война в Европе завершилась в 1945 году капитуляцией гитлеровской Германии. Но на Дальнем Востоке оставалась опасность вторжения японских войск. Поэтому руководством было принято решение напасть первыми. Уже после 24 дней боев сопротивление японских войск было сломлено. И в сентябре 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Затем в Хабаровске с 25 по 31 декабря 1949 года проходил судебный процесс по делу бывших военнослужащих Квантунской армии во главе с генералом Ямагата, обвиняемых в разработке и применении бактериологического оружия. Но даже в сложные годы войны наш город не стоял на месте. Наряду с новыми заводами в городе строились и общественные сооружения. В апреле 1944 года было принято решение об открытии в Хабаровске детского парка культуры и отдыха, а так же строительного техникума. А в следующем году был организован краевой драматический театр. В сентябре 1943 года открыло свои двери отделение народов Севера при Хабаровском педагогическом училище.

(1946 г. и т.д.)
После окончания войны начался процесс перевода промышленности на мирные рельсы. В это время коренным образом меняется административно- территориальное деление Дальнего Востока. Еще в 1938 году из состава Дальневосточного края было выделено два края – Приморский и Хабаровский. А затем после войны Хабаровский края стали дробить на более мелкие части. В 1947 году из Хабаровского края выделена Сахалинская область. 1948 – Амурская область, 1953 – Магаданская область, 1956 – Камчатская область. Закончилось дробление Хабаровского края выделением из нее Еврейской Автономной области. Продолжали строиться и вводиться в строй заводы и фабрики, но их стало так много, что эти события отмечались только в газетах. В городе началось массовое жилое строительство, но дома были безлики и унылы, так что внешний вид города от этого мало что получил. В местах массового строительства и образовывались новые микрорайоны. Из промышленных предприятиях построенных до 1991 года можно отметить несколько: 1956 – завод “Амуркабель”, 1961 – завод крупнопанельного домостроения, 1965 – авуторемонтный завод, 1977 – завод алюминиевых конструкций Расширяли свои возможности и крупные предприятия Хабаровска – Дальэнергомаш, Дальдизель, им. Орджоникидзе, химфармзаводе. В 1969 году завод “Энергомаш” выпустил первую партию газовых турбин. Так как население города росло очень быстро, требовалось большое количество продуктов, и в пригородах города стали появляться птицефабрики, свинокомплексы, тепличные комбинаты. А затем и заводы пищевой промышленности – хлебные заводы, мясокомбинат и даже фабрика мороженного. Основным видом транспорта для хабаровчан сразу после войны еще оставался железнодорожный. Новые магистрали соединяли все больше городов Дальнего Востока. В 60 годы проходила массовая электрификация железнодорожных магистралей. Но кроме привычных поездов в жизнь хабаровчан стал входить воздушный транспорт. В 1948 году открылись регулярные рейсы по маршруту Москва-Хабаровск, а в 1954 году открылся аэровокзал. В марте 1970 года Хабаровскому аэропорту присвоен статус международного, после того как в нем приземлился регулярный рейс из Парижа в Токио. А в следующем году открылась линия Хабаровск – Токио. Еще через год было построено новое здание аэропорта. В городе развивалась система городского транспорта. В 1949 году в Хабаровске появились первые такси – 8 машин марки “Победа”. В 1956 году пущена в строй первая очередь городской трамвайной линии, которая впоследствии станет одним из самых популярных городских транспортов. Училища и техникумы теперь стали выпускать специалистов практически для всех отраслей промышленности. В 1958 году организован автомобильно-дорожный институт, впоследствии политехнический. В 1967 году – институт физической культуры, 1968 – институте культуры, 1970 – институт народного хозяйства и т.д. В это же время в Хабаровске открылось большое количество научно-исследовательских институтов, работавших практически во всех направлениях науки. В сентябре 1957 года открылся стадион им. В.И. Ленина. Затем в феврале 1981 года в городе прошел XII чемпионат мира по хоккею с мячом. Выполняя указ президента РФ Б.Ельцина, в 1995 году в Хабаровске прошли первые выборы – губернатора Хабаровского края. им стал Виктор Иванович Ишаев. А в 1996 году прошли и первые в истории города выборы мэра. Выиграл эти выборы, поддерживаемый губернатором, Павел Дмитриевич Филиппов. В 1999 году был запущен автомобильный мост через Амур, он был надстроен над железнодорожным полотном уже существующего железнодорожного моста. В городе 4 музея и 4 профессиональных театра, множество творческих организаций – писательская, композиторская, Союза художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов.
2. Население и трудовые ресурсы.
Средняя расчетная плотность населения Хабаровска в 2005г. составила 1495 чел. на км2. Территория города заселена неравномерно: наиболее – исторический центр города – Центральный, а также Кировский районы, средне – Индустриальный район, менее плотно – Краснофлотский и Железнодорожный районы. Левый берег реки Амур не заселен, за исключением части острова Большой Уссурийский. Численность населения острова составляет 0,5 тыс. человек, площадь земли, являющейся городской территорией – 15,0 км2.
Наиболее обобщёнными показателями, характеризующими социохозяйственный потенциал города, является не только численность населения, но и его динамика. За годы рыночных преобразований на Дальнем Востоке сложилось отрицательное сальдо миграции. В целом, движение населения сориентировано на западные регионы России. Внутри региона наиболее привлекательными для мигрантов были Хабаровский, Приморский края и Амурская область. В 2004г. на них пришлось 67,4% всей внутрирегиональной миграции. Растёт доля краевых центров. Если в 1990г. на Хабаровск приходилось 38,0% населения края, то в 2004г. – 40,5%. В результате, наиболее крупными городскими поселениями остались Владивосток и Хабаровск, то есть города, расположенные на юге региона. Правда, в период рыночных преобразований (1991–2004гг.) картина несколько меняется. Дальневосточные гиганты сохранили своё первенство, но динамика численности населения – отрицательная. В г. Хабаровске сокращение численности населения началось несколько позже, чем во Владивостоке (с 1995г.), но было более резким. В результате, к 2004г. население г. Хабаровска сократилось на 22,0 тыс. чел., г. Владивостока – на 20,6 тыс. чел. К положительным факторам можно отнести заметно сокращающееся падение численности населения г. Хабаровска в последние годы: 2003г. – 1,9; 2004г. – 1,4; 2005 – 1,2 тыс. чел.
Вместе с тем, являясь центром Дальневосточного федерального округа, г.Хабаровск формирует высокую стоимость жизни, в частности, цену жилья. Поэтому приезжающие в город поселяются в его окрестностях. За период 1997 – 2005 гг. население Хабаровского района увеличилось на 10 тыс. чел. (с 81,3 до 91,3). Это сглаживает, но полностью не нивелирует отрицательную демографическую динамику Хабаровской агломерации.
Благоприятным фактором в формировании населенческого потенциала г.Хабаровска является положительное сальдо миграции. В годы рыночных преобразований, исключая 1999г., оно было постоянно положительным. В этом отношении г. Хабаровск выгодно отличается от других городов юга Дальнего Востока, в частности Владивостока, где сальдо миграции – отрицательное.
Рыночные преобразования существенно обострили проблемы социально-экономического развития г. Хабаровска. Особенно в тяжелом положении оказалась сфера материального производства. Спад здесь сопровождается не только потерей производственного, но и кадрового потенциала. При росте общей численности занятых за период 1990 – 2004г. с 278,7 до 334,4 тыс. чел. сокращение в промышленности составило 42,4 тыс. чел. или более чем в 2 раза.
В последние годы на предреформенный уровень вышло строительство, а на транспорте и в связи он даже был превышен. Но особенно высокими темпами развиваются такие отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, где численность работающих увеличилась, соответственно, в 2,3 и 2,0 раза. Динамика численности населения по отраслям экономики представлена в табл.2.1.[5]

Отрасль
1990
1995
2000
2001
2002
2003
2004
Занято в экономике, всего
278,7
272,1
304,7
312,2
327,2
339,2
334,4
в том числе:
промышленность
80,0
52,6
45,2
43,7
43,5
40,3
37,6
сельское хозяйство
1,7
2,4
2,7
2,8
2,8
2,6
2,3
транспорт и связь
41,8
38,4
41,4
42,4
43,6
47,6
44,7
строительство
43,0
34,1
34,1
35,2
34,0
42,5
42,1
торговля и общественное питание, заготовки, сбыт и материально-техническое снабжение
33,0
39,0
57,9
60,8
66,2
67,0
66,6
жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание
13,9
18,9
33,1
32,7
35,4
35,9
32,0
здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение
16,7
22,0
21,8
21,7
23,2
22,8
22,6
образование
22,5
27,5
25,1
25,2
25,5
26,1
25,9
культура и искусство
3,3
5,1
6,1
6,3
6,6
6,6
6,5
наука и научное обслуживание
13,2
6,7
2,3
2,2
1,9
1,8
1,7
прочие отрасли
9,6
25,4
34,6
38,7
44,1
45,7
52,3

Табл. 2.1. Динамика численности занятых в основных отраслях экономики г. Хабаровска, в тыс. чел.
При всей сложности бюджетного финансирования в большинстве отраслей непроизводственной сферы увеличивается численность занятых: в культуре и искусстве (1,9 раза), здравоохранении, физической культуре и соцобеспечении (1,4 раза), образовании (1,2 раза). Только в науке и научном обслуживании произошло более чем семикратное сокращение работающих и понижательная тенденция сохраняется.
На фоне этих негативных тенденций успешно развивается пищевая промышленность. Являясь жизнеобеспечивающей отраслью, она сохранила конкурентоспособность. Положительную динамику сохранили также предприятия медицинской, деревообрабатывающей и топливной отраслей промышленности.
В 2004г. произошли существенные изменения в машиностроении (рост занятых, против 2003г., на 3,1 тыс. чел., или на 43,7%), электроэнергетике и пищевой промышленности (падение на 0,4 тыс. чел., или, соответственно, 17,9% и 6,6%).
3. Ведущие производства и условия их развития.
Основная отрасль экономики Хабаровского района – многоотраслевое сельское хозяйство пригородного типа, сосредоточенное в южной части. Здесь производится более одной трети валовой продукции сельского хозяйства Хабаровского края, сосредоточено 33% посадок овощей, 35% поголовья крупного рогатого скота, 64% – свиней, основное поголовье птицы. Получила развитие пищевая промышленность (производство колбасных и винно-водочных изделий, розлив питьевой и минеральной воды).
Хабаровский район выполняет функции оздоровительно-рекреационной базы г.Хабаровска: в пос.Бычиха размещается федерального значения санаторий «Уссури» с детским отделением; по берегам Амура, Амурской протоки, озера Петропавловского расположены многочисленные профилактории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, туристические базы. На территории района расположен государственный природный заповедник «Большехехцирский», государственные биологические (охотничьи) заказники «Хехцир» (федерального значения) и «Бобровый» (краевого значения).
К началу рыночных преобразований (1990г.) в экономике превалировала производственная сфера (77,1% по численности работающих), в которой доминировали промышленность (28,7%), строительство (15,4%) и транспорт (12,6%). В непроизводственной сфере преобладали просвещение, здравоохранение и наука, что говорило о высоком социокультурном потенциале города. Хабаровск в значительной мере зависел от ввоза сырья, материалов и комплектующих из западных регионов страны. Туда же поставлялась и большая часть машиностроительной продукции. Благодаря этому, город был тесно интегрирован в народно-хозяйственный комплекс страны.
В стоимостном выражении в валовом выпуске отраслей экономики в 2004г. преобладали промышленность (32,4%), транспорт (31,2%) и строительство (12,0%); наиболее благоприятная динамика – в связи, а также в торговле и общественном питании. В отраслях промышленности в абсолютном выражении первенствует электроэнергетика и пищевая промышленность. Последняя к тому же имеет высокие темпы роста. Не случаен, по-видимому, выбор крупнейшей пивоваренной компании «Балтика» размещения своего предприятия в г. Хабаровске. Успешность этих отраслей определяется жизнеобеспечивающим характером производимой ими продукции для жителей г. Хабаровска.
Резко прибавили в 2004г. машиностроение и металлообработка. Расширяются сборочные производства. Более десяти лет успешно работает на сборке бытовой техники предприятие «Евго». В 2005г. перевёл часть мощностей в г. Хабаровск завод «Авест», тоже специализирующийся в этом направлении. Однако в целом в машиностроении сохраняется невысокая инновационность и, как следствие, слабая конкурентоспособность продукции. По-прежнему в сложном положении находятся судостроительные предприятия. Завод им. Кирова (Остон) практически перестал существовать, другие сократили производство в 4–7 раз. Нестабильно развивается промышленность строительных материалов, чёрная и цветная металлургия, топливная промышленность.
Промышленные узлы.
Самой крупной промышленной зоной г.Хабаровска является Индустриальный район. [3]. Там сгруппирована большая часть промышленных предприятий. Это предприятия пищевой промышленности, такие как: «Масложиркомбинат», «Спутник», «Мелькомбинат». Предприятия тяжелой промышленности: «Алюминиевый завод», «Хабаровский судостроительный завод», «Завод железно-бетонных конструкций», «Дальневосточный завод металлоконструкций», «Амуркабель». Предприятия химической отрасли: «Химфармзавод». Предприятия деревообрабатывающей отрасли: «ДОК-1» и др.
5. Уровень развития социальной сферы.
Хабаровск – культурный центр Дальнего Востока. В городе находится самое большое количество культурных заведений. Также в Хабаровске находятся краевые и городские структуры управления в сфере культуры. Большой выбор у хабаровчан для проведения культурного отдыха. В городе функционирует большое количество театров, кинотеатров, концертных площадок, которые не обходят стороной звезды российской эстрады и театра. В последнее время центральные кинотеатры стали оборудоваться по последнему слову техники. В них устанавливаются новейшие звуковые системы (Dolby Digital) и экраны. Это снова начало привлекать зрителей в кинотеатры. Для более тонких ценителей искусства в городе есть несколько профессиональных театров, в которых каждый год ставятся новые постановки. Кроме своих профессиональных коллективов театральные сцены принимают и гастролеров из крупнейших театров страны. Также не обделены вниманием и любители изобразительного искусства. В городе находятся картинные галереи с постоянными меняющимися экспозициями и выставками. А для любителей узнать больше об истории края и города в нашем городе есть музеи в которых вы можете узнать много интересного. В них можно узнать о прошлом края и города, и в частности Дальневосточного военного округа, о геологии, флоре и фауне края, об археологических находках на территории края. А в Дальневосточном художественном музее представлена крупнейшая коллекция произведений искусств. Если вы предпочитаете проводить время за чтением интересной книги, то ваша дорога лежит в библиотеку, где вас встретит огромное количество всевозможной литературы. Ну а в случае, если вам хочется просто отдохнуть от повседневной жизни или подышать воздухом в красивом и спокойном месте, для вас в городе существуют парки. В них можно и просто спокойно посидеть в тени деревьев, и активно отдохнуть или посидеть в парковых барах.
Список использованной литературы:
1. Барабанов В.В. Геграфия: учеб.-справ. пособие- М.: АСТ: Астрель, 2003.
2. Атлас Хабаровского края. – Хабаровск: ДВАГП, 2000.
3. Деловой Хабаровск / промышленно-коммерческий справочник. Х.: РИЦ Деловой Хабаровск, 2006.
4. Морозов П.П. Хабаровский край: история и современность. – Х.: Книжное издательство, 2001
5. Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2000.