Экспортный потенциал и структура внешней торговли России.

Содержание
 
Введение
Глава I. Теоретические аспекты организации финансового рынка
1.1 Финансовые рынки и их виды.
1.2 Инструменты финансового рынка
1.3 Государство и финансовый рынок
Глава II. Финансовые рынки вРоссийской Федерации
2.1 Становление финансовых рынков вРФ
2.2 Проблемы формирования финансовыхрынков в России
Глава III. Развитие финансовых рынков в Российской Федерации
3.1 Проблемы государственногорегулирования финансовых рынков в Российской Федерации
3.2 Цели, задачи и результатыразвития финансового рынка в Российской Федерации
3.3 Прогнозное планирование развитияфинансового рынка в России
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Прежде, чем говорить офинансовом рынке необходимо дать определение термина «финансы». Термин«finansia» возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и сначала обозначаллюбой денежный платеж. Финансы – это совокупность денежных отношений,организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование ииспользование общегосударственных фондов денежных средств для осуществленияэкономических, социальных и политических задач. Государственные финансыявляются средством перераспределения стоимости общественного продукта и частинационального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Финансы — один изважнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие наэкономику хозяйствующего субъекта. В состав финансового механизма входят:
а) финансовыеинструменты;
б) финансовые приемы иметоды;
в) обеспечивающиеподсистемы (кадровое, правовое, нормативное,
информационное,техническое и программное обеспечение).
Понятие «финансоваясистема» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звенефинансов отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звенофинансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои,присущие ему функции.
Финансы предприятийобслуживают материальное производства. При их участии создается ВВП,распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственныйбюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, ипроисходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическимирегионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальныефонды имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены для возмещенияущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а поличному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материальногообеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждоезвено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовыхотношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сферфинансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фондыденежных средств. Финансовая система – это система форм и методов образования,распределения и использования фондов денежных средств государства ипредприятий.
Функционирование рыночнойэкономики основывается на функционировании разнообразных рынков, которые можносгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров иуслуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов. Рынок, как таковой существуетуже очень давно, еще с древних времен, когда появлялись излишки, их обменивалина другой товар, а позднее на денежный эквивалент.
Финансовый Рынок, как илюбой рынок, – это лишь способ соединения продавцов и покупателей. Ключевыеучастники – прямые участники финансовых операций или сделок (продавцы ценныхбумаг и финансовых услуг, инвесторы – покупатели ценных бумаг и финансовыхуслуг); негосударственные финансовые посредники (осуществляют брокерскую идилерскую деятельность).
Вспомогательные –фондоваябиржа, депозитарий ценных бумаг, валютная биржа, регистратор ценных бумаг,расчётно-клиринговые центры, информационные и консультационные центры и др.
Рынок – это экономическаясистема, основанная на обмене товарами между независимыми продавцами ипокупателями, взаимодействие между ними. Каждый из них самостоятелен в своихдействиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; семьи; фирмы;посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственныеучреждения.
Рынок подразделяется на:рынок продовольственных и промышленных товаров, рынок услуг, рынок жилойплощади, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок инноваций, рынокдуховного и интеллектуального продукта, рынок денег, валюты, ценных бумаг.
В данной курсовой работебудет рассмотрен один из видов рынка – финансовый рынок.
Финансовый рынок — этосфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателямифинансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментовобразования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительнойстоимости.
Финансовый рынок состоитиз системы рынков: валютного, ценных бумаг, и ссудных капиталов или денежного.Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную системуторговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами,предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играютфинансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников кзаемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любойрынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственныхконтактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
В данной курсовой работебудут рассмотрены все аспекты деятельности финансовых рынков. Предмет работы –формирование финансовых рынков. Объект – финансовые рынки в РоссийскойФедерации. Задачей данной курсовой работы является – проблема формированияфинансовых рынков в Российской Федерации. Данная задача будет раскрыта в 3главах. 1 глава – посвящена теоретическим аспектам деятельности финансовыхрынков, 2я глава рассматривает финансовые рынки в Российской Федерации, и в 3ейглаве анализируется непосредственно развитие финансовых рынков в России.
финансовыйрынок россия

Глава I. Теоретические аспекты организациифинансового рынка
 
1.1 Финансовые рынки иих виды
 
Финансовый рынок – этосфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых(денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментовобразования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительнойстоимости.
Финансовый ранок состоитиз системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного,золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальнуюсистему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обменденьгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесьиграют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств отсобственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги.Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установлениянепосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов[1].
Понятие «финансоваясистема» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звенефинансов отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звенофинансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои,присущие ему функции.
Анализ функционированияфинансовых рынков предполагает определенную его сегментацию, расчленение,выделение отдельных функционирующих по своим правилам рынков. В зависимости отЦелей анализа, а также от особенностей развития отдельных сегментов финансовогорынка в тех или иных странах существуют разные подходы к классификациифинансовых рынков.
Одна из них такова, чтовсе рынки разделяют на денежный рынок и рынок капиталов. (см. Приложение №2)
Под денежным рынкомпонимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). Участникамиденежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги на срокдо одного года (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги наопределённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являютсяфинансовые посредники — лица, посредством которых денежные средства переходятот лиц, предоставляющих денежные средства, к лицам, получающим денежныесредства. Предоставление денежных средств возможно без финансовых посредников.В свою очередь денежный рынок обычно подразделяется на учетный, межбанковский ивалютный рынки, а также рынок деривативов[2].
К учетному рынку относяттот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческиевекселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом,на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главнаяхарактеристика которых — высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсыкредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой,преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболеераспространенные сроки депозитов — один, три и шесть месяцев, предельные сроки- от одного до двух лет (иногда до пяти лет). Средства межбанковского рынкаиспользуются банками не только для краткосрочных, но и для средне- идолгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требованийгосударственных регулирующих органов.
Валютный рынок — эторынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. Квалютным ценностям относятся:
• иностранная валюта(денежные знаки (банкноты, казначейские билеты, монеты, являющиеся законнымплатежным средством или изымаемые, но подлежащие обмену) и средства на счетах вденежных единицах иностранного государства, международных или расчетныхденежных единицах);
• ценные бумаги (чеки,векселя), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства,выраженные в иностранной валюте;
• драгоценные металлы(золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) и природныедрагоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг).
В качестве субъектов(участников) валютного рынка выступают: банки, биржи, экспортеры и импортеры,финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные организации.
Объект валютного рынка(на кого направлены действия субъекта) — любое финансовое требование,обозначенное в валютных ценностях. Объекты валютного рынка покупаются ипродаются субъектами валютного рынка за деньги, находящиеся в обращении.
Субъекты валютного рынкаосуществляют следующие виды операций: передача покупательной способности,хеджирование (страхование открытых валютных позиций), спекуляция (выгода от ожиданияизменений валютных курсов или процентных ставок), арбитраж процентных ставок(получение выгоды от принятия депозитов и их переразмещение на согласованныепериоды по более высокой ставке).
При проведении операций собъектами валютного рынка (валютных операций) субъекты действуют не только сточки зрения экономической целесообразности, но и в определенном полеорганизационных, экономических и правовых ограничений. Такую совокупностьвзаимоотношений можно назвать системой валютно-финансовых отношений.
Рынок деривативов.Деривативами (финансовыми деривативами) называются производные финансовыеинструменты, в основе которых лежат другие, более простые финансовыеинструменты — акции, облигации. Основными видами финансовых деривативовявляются опционы (дающие их владельцу право продавать или покупать акции),свопы (соглашения об обмене денежными платежами в течение определенного периодавремени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты).
Рынок капиталовохватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Онподразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- идолгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источникомдолгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков.Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном дляудовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечиваетдолгосрочные потребности в финансовых ресурсах. На рынке средне- и долгосрочныхбанковских кредитов заемные средства выдаются компаниям для расширенияосновного капитала (обновление оборудования и увеличение производственныхмощностей). Такие кредиты, как правило, предоставляются инвестиционнымибанками, реже — коммерческими[3].
Фондовый рынокобеспечивает распределение денежных средств между участниками экономическихотношений через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость имогут продаваться, покупаться и погашаться. Основные функции фондового рынказаключаются:
· в централизациивременно свободных денежных средств и сбережений для финансирования экономики;
· в переливекапитала с целью его концентрации в технически или экономически прогрессивныхотраслях и наиболее перспективных регионах;
· в ликвидациидефицита государственного бюджета, в его кассовом исполнении и сглаживаниинеравномерности поступления налоговых платежей;
· в информации осостоянии экономической конъюнктуры, исходя из состояния рынка ценных бумаг.
Фондовый рынок можнорассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков.
Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценныхбумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. Основными эмитентами этого рынкаявляются частные компании и государственные органы, основными объектами сделок- ценные бумаги. Размещение вновь выпущенных ценных бумаг происходит путем либоподписки, либо открытой продажи.
На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, идаже не один раз. В свою очередь вторичный рынок подразделяется на биржевой инебиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либопричинам не котирующихся на бирже (например, через банки)[4].
Помимо этойклассификации, к финансовым рынкам также можно отнести рынок золота — это сфераэкономических отношений, связанных с куплей- продажей золота как с цельюнакопления и пополнения золотого запаса страны, так и для организации бизнеса и(или) промышленного потребления.
 
1.2 Инструментыфинансового рынка
 
Различные виды ценныхбумаг, формы вкладов и кредитования получили в экономической литературе иофициальных документах обобщающее определение — финансовые инструменты.
В основе наиболее общегоделения финансовых рынков на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срокобращения соответствующих финансовых инструментов.
В практике развитых странсчитается, что если срок обращения финансового инструмента составляет менеегода, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше пятилет) относятся к рынку капитала. Строго говоря, имеется «пограничная область»от одного года до пяти лет, когда говорят о среднесрочных инструментах ирынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала. В Россииразделение на кратко- и долгосрочные финансовые инструменты несколько иное. Кпоследним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.
Примерами инструментовденежного рынка являются казначейские векселя, банковские акцепты, депозитныесертификаты банков.
Банковские акцепты – этописьменное требования, в отношении которых банк принимает на себя обязательствовыплатить указанную сумму в определенный срок. Обычно банковский акцептпредставляет собой акцептованный банком вексель, выставленный на банкимпортером.
Финансовые векселя имеютв своей основе ссуду, выдаваемую предприятием за счет имеющихся свободныхсредств другому предприятию. Согласно Указу Президента РФ №1662 к финансовымотнесены также векселя, оформляющие, просроченную кредиторскую задолженностьпредприятий[5].
Депозитный сертификат — это именная ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, иправа вкладчика (держателя сертификата) на получение по истеченииустановленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов.
К инструментам рынкакапитала, например, относятся долгосрочные облигации, акции, долгосрочныессуды.
Долгосрочные облигации – ценныебумаги, эмитентом которых является зачастую государство, со сроком погашения,превышающим несколько лет: от 5-10 до 30-50 лет. Облигация предоставляет правоее владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и оговоренныхпроцентов, которые должны выплачиваться в установленные сроки.
Акции — эмиссионнаяценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение частиприбыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управленииакционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Ссуды банков, выдаваемыена длительные сроки (свыше трех лет), обычно на капитальные вложенияпредприятий, организаций и граждан, на затраты по строительству, реконструкциии техническому перевооружению объектов производственно-технического назначения,оборудования и транспортных средств, зданий и сооружений, а также по созданиюсовместных предприятий, научно-технической продукции, интеллектуальныхценностей и других объектов собственности[6].
Если в качествефинансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носятхарактер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения.
На рынке ссудногокапитала обращаются долгосрочные финансовые инструменты, предоставляемые наусловиях срочности, возвратности и платности. Они включают в себя рынокдолгосрочных банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (такжедолгосрочных).
Рынок евровалютпредставляет собой часть денежного рынка, на котором осуществляется торговлякраткосрочными финансовыми инструментами, номинированными в евровалютах.Евровалюта – общее понятие для обозначения валют, которые имеют хождение внестраны-эмитента, т.е. широко используются на международных рынках прикредитных, депозитных и иных операциях. В первую очередь к этим валютам относятдоллар США, немецкую марку, фунт стерлингов и некоторые другие общепризнанные валюты
Примером инструментов,обращающихся на рынках евровалют, являются синдицированные кредиты сроком от 3до 6 месяцев, предоставляемые синдикатами банков из разных стран в одной изевровалют. Часть финансовых инструментов, номинированных в евровалюте, напримереврооблигации, относится большей частью к рынкам капиталов.
В рассмотренной вышеклассификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховых полисов ипенсионных счетов, а также ипотечные рынки. Это особые рынки со своимифинансовыми инструментами и институтами — сберегательными учреждениями,действующими на договорной основе.
Инвестиционная политикастраховых компаний и пенсионных фондов направлена на приобретение долгосрочныхфинансовых инструментов со сроками погашения, которые наиболее близко совпадаютс их долгосрочными обязательствами. Необходимость выделения ипотечных рынков всоставе рынка капитала связана с рядом обстоятельств. Во-первых, ипотечныекредиты всегда обеспечиваются реальным залогом в виде земельных участков илизданий. Если заемщик не выполняет своих долговых обязательств, то имущественныеправа на залог переходят к кредитору. Во-вторых, ипотечные кредиты не имеютстандартных параметров (различные номиналы, сроки погашения и т.д.) исоответственно трудно реализуются на вторичном рынке. Так, объем вторичногорынка ипотек значительно уступает объемам вторичного рынка ценных бумаг,размещенных на рынках долгосрочных капиталов. В-третьих, ипотечные рынки вотличие от других рынков долгосрочных капиталов в развитых странах строго регулируютсядействиями специальных государственных органов[7].
 
1.3 Государство ифинансовый рынок
 
Взаимоотношениягосударства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступатькредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка иосуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальнуюденежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, откоторого зависит устойчивость национальной экономики (так, фондовые биржи вряде стран являются государственными учреждениями). В отдельных европейскихстранах государство участвует в создании и поддержании рынков отдельныхфинансовых активов, принимает “защитные” законы, ограждающие от иностранногопроникновения и излишней конкурентности. Этими вопросами в странах с рыночнойэкономикой занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия поценным бумагам и биржам в США. Это также важно, потому что, от состоянияфондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционированиенациональной экономики[8].
Финансовые рынки по своейприроде нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков ивозрастающие объемы перелива капитала повышают риск нестабильности национальныхрынков и опасность распространения ее на другие рынки.
Делая вывод, можноотметить, что для того, чтобы финансовые рынки развивались в полной мере,государственное регулирование должно иметь место, но не быть навязчивым и даватьсвободу деятельности рынков.

Глава II. Финансовые рынки в РоссийскойФедерации
 
2.1 Становлениефинансовых рынков в РФ
 
Формирование финансовыхрынков в Российской Федерации непосредственно связано со становлениемфинансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор,несомненно при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многихфинансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента,постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельныхминистерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет наформирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка[9].
С организационной точкизрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовыхинститутов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажуфинансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определеннымиполномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовыхинструментов.
Главное назначениефинансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплениймежду конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложнокак в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитыватьсяразные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансовогорынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.
ЦБ РФ, как и центральныебанки во всех странах, занимает приоритетное место в финансовой системе.Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке прежде всегорегламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»[10]Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивостирубля.
Банк России осуществляетэмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых имкредитов.
Российская двухуровневаябанковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) началаформироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации каксамостоятельного государства. В становлении системы коммерческих банков, а также в формировании финансовых рынков можно выделить несколько этапов.
На первом этапе (онпродолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсовбанковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных набазе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк»,«Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.
Второй этап (1994 г.–середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлениемзначительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрациябанковского капитала в этот период достигла наименьшего значения.
Кризис рынкамежбанковских кредитов и падение темпов инфляции привели к банкротству большогочисла мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень черезпроцессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.
Наступил третий этап (ссередины 1995 по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.
Крупнейшими операторамина рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которыеодновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остаткибюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупкигосударственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральногозайма с переменным купоном (ГКО – ОФЗ).
Рынок ГКО – ОФЗ обладалвесьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов. Доходыпо государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне посравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории,так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовыеинструменты с меньшей степенью риска по определению приносит и меньшуюдоходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственныхвластей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания«пирамиды» долгов.
Август 1998 г. знаменуетначало следующего этапа развития банковской системы, сопровождавшегося самымкрупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечатьпо своим финансовым обязательствам по ГКО – ОФЗ наиболее разрушительно сказалсяна крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственныхценных бумаг.
С середины 1999 г.обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. началирасти капиталы и российских банков.
Три-четыре года назадсуществовало распространенное мнение, что финансовая система представляет собойнекое автономно-суверенное образование, благополучие которого никоим образом независим (или зависит крайне мало) от состояния других сфер экономической жизниобщества. Традиционно основной экономической функцией и основным источникомприбыли банков и других финансовых институтов в странах с развитой рыночнойэкономикой является не игра на фондовом рынке, а систематическое кредитованиекрупных промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий – основныхклиентов банков и финансовых компаний, в экономическом благополучии которых онинапрямую заинтересованы[11].
Если в результатенакопления кризисных факторов производственные предприятия простоостанавливались или существенно сокращали производство, то для субъектовфинансового рынка достаточно своевременно оказалась сформирована ниша,обеспечившая их псевдорентабельное функционирование. Начиная с весны 1994 года,как было сказано выше, практически единственной сферой достаточно надежногомассового применения финансового капитала, кроме рентабельных в целомспекулятивных операций с валютой, стал фондовый рынок. После переходаприватизации в «денежную» фазу на финансовом рынке появился новый товар –корпоративные ценные бумаги, которые немедленно стали предметом финансовыхспекуляций. Таким образом, беспрецедентный масштаб денежных средств, изъятых изобращения в экономике в виду ее общей нерентабельности, и налоговые льготы нафондовом рынке привели к значительным финансовым вложениям в спекуляции сценными бумагами. Доходность операций с некоторыми видами ценных бумаг,например на внебиржевом рынке достигала 3000-3500%.
Совокупное действиепроцессов:
· сворачиваниепроизводящих секторов экономики;
· сокращениеинвестиционной составляющей финансового капитала;
· перенос большинствомсубъектов финансового рынка основной активности в сферу спекуляций с ценнымибумагами обусловило формирование в отечественной экономике тенденции глобальнойспекулятизации финансового капитала.
На сегодняшний день стоитотметить, что финансовые рынки претерпевают значительные изменения, нопродолжают развиваться достаточно активно.

2.2 Проблемыформирования финансовых рынков в России
 
В России в течение многихдесятилетий отсутствовал как сам финансовый рынок, так и его инфраструктура.Известно, что в рыночной экономике роль финансового рынка крайне высока.Создание условий для развития конкуренции на рынке финансовых услуг являетсяодним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципаединства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг.
Для существованияконкурентной среды, с одной стороны, нужно, чтобы хозяйствующие субъекты былисвободны в средствах и методах экономического состязания. С другой стороны,конкуренция возможна лишь при условии, что государство обеспечивает защиту прави интересов участников этих состязаний. Таким образом, конкуренция представляетсобой объективно необходимый активизирующий деловую активность и регулирующийатрибут рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, иявляется антиподом монополизма в экономике, который стремится подавитьконкуренцию.
Российский финансовыйрынок в настоящее время может быть охарактеризован как преимущественноспекулятивный с в силу объективных причин не связанный с инвестициями вреальное производство.
Капитал, действующий нафинансовом рынке, всегда предполагает выделение некоторой его части для спекулятивнойигры на курсовой стоимости ценных бумаг. Тем не менее, основа функционированияздоровой финансовой системы – инвестиции в реальное производство и,естественно, основная доля капитала субъекта финансового рынка предназначенадля непосредственной инвестиционной деятельности. Однако, в условияхсворачивания отечественного производства и вытеснения из него финансовогокапитала, последний неуклонно сокращает свою инвестиционную составляющую,наращивая спекулятивную.
Сворачивание инвестиций иодновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означаетформирование тенденции накопления денежных ресурсов в национальной валюте вколоссальном спекулятивном масштабе. Будучи никак не связан с реальнымпроизводством и не обеспечен материальными активами, финансовый капитал в этойситуации превращается просто в «воздух» (откуда и эффект любой спекуляции –деньги возникают как бы из ничего, из воздуха).
Можно сделать несколькоосновных выводов о характере финансового рынка, сложившегося в России в периодпопыток проведения рыночных реформ.
1. Основной проблемойфинансового рынка России стало неуклонно снижающееся товарное обеспечениенациональной валюты вследствие непрерывного сокращения национальногопроизводства.
2. Наличие двух основныхисточников денежных ресурсов – государственный бюджет и внешние рынки –обеспечило двойственность российской финансовой системы: на внутренне рынке онаимеет характер финансово-фондовой распределительной системы, а при обеспеченииэкспортно-импортного оборота обретает черты механизма конвертации экспортныхресурсов в импортные товары народного потребления.
3. Непрерывное снижениекапиталоемкости экономики и ее товарность привело к формированию спекулятивногохарактера финансовой системы, в первую очередь ее денежного и фондового рынков.
4. Основным условиемфункционирования нынешней финансовой системы, учитывая реальные интересы ееучастников, является непрерывное расширение централизованной денежной эмиссии.Поскольку для последней поводом становится ликвидация дефицита денежной массывследствие роста инфляции, нынешняя финансовая система предполагает для своегосуществования непрерывный рост инфляции, способной обеспечить масштабный ростденежных ресурсов без непосредственного инвестирования хозяйственной деятельности.
5. Нынешний финансовыйрынок не ориентирован на инвестирование национального производства и неспособен (в силу ряда причин) его осуществлять в приемлемых масштабах.
6. Характер сложившегосяфинансового рынка достаточно быстро превращает большинство антиинфляционныхмеханизмов в механизмы раскручивания инфляции. Так, например, ГКО, предназначавшиесяпервоначально для регулирования размера денежной массы на денежном ранке,превратились в механизм скрытой, внебюджетной денежной эмиссии.
Исходя из всеговышесказанного, можно сделать вывод, что Российский рынок достаточнопроблематичен и необходимо еще некоторое время для его полноценногоформирования и развития.

Глава III. Развитие финансовых рынков вРоссийской Федерации
 
3.1 Проблемыгосударственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации
 
В утратившем силуФедеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»давалось определение рынка финансовых услуг, под которым понималась «сферадеятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или еечасти, определяемая исходя из места предоставления финансовой услугипотребителям[12]»Но даже это узкое, малоинформативное понятие было исключено из нового Федеральногозакона «О защите конкуренции», подписанного Президентом РФ 26 июля2006г. Таким образом, в российском законодательстве отсутствует определениетакого понятия, как «финансовый рынок», хотя многие законодательныеакты используют это понятие.
Развитие финансовыхрынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Так, рынок ценныхбумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить кругисточников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами,самофинансированием и банковскими кредитами. Мировой опыт показывает, что вконце ХХ столетия именно фондовый рынок стал основным источником инвестиционныхресурсов в динамично развивающихся странах. Рынок ценных бумаг, обеспечиваяпревращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов междусекторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту иповышению благосостояния населения.
Основными направлениямигосударственного регулирования являются:
· политикацентрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
· налоговаяполитика правительства на центральном и местном уровне;
· участиеправительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитныхинститутах;
· законодательныемероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельностьразличных институтов кредитной системы.
Одной из основополагающихформ регулирования центральным банком кредитной системы являются операции наоткрытом рынке с государственными облигациями путем из купли-продажикредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации центральныйбанк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствуетповышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляеткредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. Приэтом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаныпокупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образомдефицит бюджета и государственный долг.
Формой регулированияявляется также прямое государственное воздействие центрального банка накредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций,директив, применения санкций за нарушения[13].
Для России характерна взначительной степени американская модель организации и регулированияфинансового рынка, особенно это проявляется на законодательном иорганизационном уровне. Таким законодательным и организационным органом в СШАявляется «Комиссия по ценным бумагам». В соответствии с действующим порядком нанее возложена регистрация проспектов эмиссии, лицензирование деятельностиучастников рынка, деятельности специализированных регистраторов, осуществляющихведение реестров акционеров, а также брокерской дилерской, депозитарной,клиринговой и деятельности по организации торговли ценными бумагами. Вчастности, Комиссия квалифицирует работу на организованном фондовом рынке какисключительный вид деятельности и ограничивает доступ таких организаций каккоммерческие банки, промышленные и торговые предприятия лишь возможностьюработать через брокерские компании. К органам государственного регулированиярынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральнаякомиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк,Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества(МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемымиорганизациями. Российской практикой перенята множественная модельсаморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретнымрынкам (все фондовые биржи являются в США саморегулируемыми организациями, NASDпривязан к NASDAQ и Amex. В России связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР полностьюсоответствуют этой модели)[14].
Весь опыт 90-х г.г.показывает, что подход, основанный на идее «самоформирования» рынка,и ограничения роли государства защитой прав инвесторов, раскрытием информации,созданием правил «игры» и контролем за их исполнением, которогопридерживались регуляторы рынка, приводит к невыполнению рынком своих базовыхзадач, к деформациям организации рынка, к огромным значениям рыночного риска. Впериод глубоких структурных преобразований необходимо повышение ролигосударства в регулировании фондового рынка.
Однако повышение ролигосударства состоит не в создании излишней регулятивной инфраструктуры, а впоэтапном строительстве рынка вместе с профессиональным сообществом,стимулировании его развития и формировании его направленности на инвестиции вреальный сектор.
Для полноценного развитиярынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функцийрегулятора негосударственным структурам является необходимой для Россиитенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования,контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своихучастников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям, биржам,различным участникам рынка. Сейчас для этого предпосылок значительно больше,чем это было на стадии становления рынка — на рынке появилисьвысококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять этифункции. Саморегулирование — одна из высших ступеней цивилизованности рынка.Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия длясовершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы вдисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровеньсознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о егоразвитости.
Наряду с реформированиемпроцессов регулирования финансовых рынков в настоящее время необходимы такжеорганизационные изменения, такие как введение стратегического планирования(ежегодные Основные направления государственной политики на рынке ценных бумаг,создание Национального совета по финансовому рынку при ПредседателеПравительства РФ, постоянно действующих рабочих групп ФКЦБ, Банка России идругих регуляторов).
Важное значениеприобретает разработка Государственной Думой долгосрочной программы развитияроссийского финансового рынка, принятой на правительственном уровне и жесткоувязанной с основными направлениями развития всей экономики страны. В рамкахэтой программы должна быть продумана система государственного регулированияфинансового рынка в целом, а также предусмотрено разделение функций порегулированию финансового рынка. Только в этом случае к российским финансовыминструментам появится доверие со стороны отечественных инвесторов[15].
Одно из направленийсовершенствования регулирования финансовой системы — создание качественнонового законодательства в сфере инвестиций, финансового рынка и финансовыхуслуг.
Основные недостаткидействующего законодательства можно свести к следующему перечню:
· Отсутствие ясныхцелей и приоритетов в законотворчестве о ценных бумагах и финансовых рынках, непозволяющих в полной мере использовать финансовое законодательство в целяхэкономического роста и повышения эффективности функционирования всех элементовфинансовой системы;
· Разрозненность,дублирование и противоречивость правовых норм, неспособность реализованной взаконодательстве модели управления финансовым рынком, основанной намножественности регуляторов и методов регулирования;
· Игнорирование взаконодательстве вопросов повышения конкурентоспособности и экономическойэффективности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· дисбаланс междутребованиями законодательства и возможностью их исполнения;
В этих условияхцелесообразно подойти к вопросу о модернизации российского законодательства офинансовом рынке, опираясь на ясное понимание места финансового рынка вгосударственной системе управления экономикой, целей и приоритетов егоразвития, а также качественных и количественных параметров и ориентировфинансового рынка России на перспективу[16].
За прошедшие годы былоопубликовано множество концепций развития финансового рынка, подготовленныхгосударственными органами, саморегулируемыми организациями и непосредственнопрофессиональными участниками рынка ценных бумаг. Выделим следующие основные,все еще актуальные предложения, реализация которых позволила бы в ближайшие 2-3года создать в стране эффективный финансовый рынок, направленный на решениеприоритетных проблем, таких как подъем экономики, рост инвестиций иэффективности их использования, обеспечение условий для расширенноговоспроизводства сбережений граждан, создание в стране достойной длягражданского общества системы социального обеспечения и социального страхованияграждан России.
Стоит подвести итогвышесказанному: российская система государственного регулирования сейчаснаходится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные чертысистем регулирования финансовых рынков развитых стран.
 
3.2 Цели, задачи ирезультаты развития финансового рынка в Российской Федерации
 
Развитие финансовогорынка в России на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. В связис недавними потрясениями в виде экономического кризиса, развитие егозначительно замедлилось.
Прошлый год продемонстрировалшаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежнойспекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствиенепредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лицеМинистерства финансов и Центрального банка.
Отток рублевых средствинвесторов с фондового рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара изамораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежногопредложения на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300%годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином«финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссиипревратил в непосредственную денежную эмиссию[17].
Кроме того, сама идея«пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенныхконцептуальных изъянов.
Во-первых, в мировойпрактике создание «финансовой пирамиды» только в том случае для государства-эмитента не заканчивалось катастрофически, если последнее использоваломаксимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальноепроизводство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированныеценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельностьМинфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями вреальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).
Во-вторых, руководствоМинистерства финансов РФ своей целью декларировало создание благоприятныхусловий для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержаниестабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина нарынке ценных бумаг своим следствием могла иметь лишь окончательную минимизациюзначения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.
В-третьих, сейчасширокомасштабные частные инвестиции в национальное производство вообщепредставляются мало возможными ввиду некоммерческого характера такойдеятельности. Нынешний уровень банковского процента за пользование кредитомпозволяет рентабельно функционировать лишь крупной оптовой торговле, а такжепроизводственным предприятиям, полностью ориентированным на экспорт. Центробанк,несмотря на все усилия своего руководства, все в большей степени превращается внормального субъекта финансового рынка, озабоченного привлечением значительныхфинансовых ресурсов и извлечением дохода от собственной деятельности.
Для развития финансовогорынка и определения его перспектив, была создана программа «Стратегия развитияфинансового рынка РФ[18]»Первая часть проекта Стратегии определяет цели развития финансового рынка вувязке с целями проекта Программы социально-экономического развития РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу. Основная цель Стратегии — превратитьфинансовый рынок в один из главных механизмов реализации инвестиционныхпрограмм корпоративного сектора, создав одновременно условия для эффективногоинвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем.Для этого потребуется существенно снизить инвестиционные риски и транзакционныеиздержки привлечения капитала на российском финансовом рынке; существеннорасширить инструментальную базу финансового рынка; укрепить доверие кинститутам финансового рынка, обеспечить прозрачность совершения сделок сроссийскими активами.
Главными направлениямигосударственной политики по реализации целей Стратегии в среднесрочнойперспективе являются:
1.Создание необходимыхпредпосылок для формирования конкурентных институтов финансовой индустрии.
2.Снижение регулятивныхбарьеров для выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовыхоснов формирования новых инструментов финансового рынка.
3.Укреплениезаконодательной базы защиты прав инвесторов. Снижение инвестиционного риска нафинансовом рынке.
Так же одним из главныхпунктов данной Стратегии является повышение доступности финансовых услуг,которые на данном этапе жизни нашей страны недостаточно развиты.
Следует помнить, чтобыстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедренияновых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и отготовности и способности населения воспринимать и использовать такиетехнологии, то есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт,одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать иреализовать Программу повышения финансовой грамотности населения, котораядолжна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов иуправление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, прикоторых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает ихсамостоятельными в своем выборе.
 
3.3 Прогнозное планированиеразвития финансового рынка в России
 
В нашей стране несмотряна неустойчивость и проблематичной экономики продолжает неизменный рост иразвитие финансового рынка.
В начале 2009 года,различными пресс-центрами была опубликовано прогнозное планирование развития финансовогорынка в Российской Федерации.
Ряд мер, предлагаемых вдокументе, может вознести фондовый рынок на небывалую высоту, считают егоразработчики. Но достичь роста капитализации за 12 лет в 15 раз — задачанепростая.
Условия развития мировогофинансового рынка осложнились в 2008 году ухудшением его конъюнктуры иобострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливопроявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовыхцентров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Этопостепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния такихфинансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, гдемогут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценныефинансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летиенемногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировымифинансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальныхцентров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или инойстране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик такихстран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, азначит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочнойконкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в Россиисамостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубоотраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшимприоритетом долгосрочной экономической политики.
Текст стратегии развитияфинансовых рынков готовился уже давно, когда фондовый рынок находился врасцвете, так что амбициозные планы, прописанные в стратегии, после коллапсафондового рынка в 2008 году стали амбициозными в квадрате.
Например, согласнопрописанным в стратегии целевым показателям развития финансового рынка РФ,капитализация публичных компаний должна к 2020 году составить 170 трлн. рублейпротив 32,3 трлн на 1 января 2008 года. То есть тогда планировалось, что заближайшие 12 лет капитализация вырастет более чем в 5 раз. Но послесокрушительно падения, произошедшего в 2008 году, рынку, чтобы достигнутьнужных показателей, нужно вырасти примерно в 15,5 раз по сравнению с нынешним состоянием.Эти темпы соответствуют средней доходности в 25% годовых в течение ближайших 12лет[19].
Задача созданиясамостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствованиеналогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налоговогоклимата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовыхинструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектринструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемыхуслуг, а также создать условия для преимущественного развития организованногорынка финансовых инструментов.
В настоящее времянеобходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режиманалогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы,существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры.Такие меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политикиРоссийской Федерации на долгосрочный период[20]..
До 2020 года необходиморешить следующие задачи развития финансового рынка: повышение емкости ипрозрачности финансового рынка; обеспечение эффективности рыночнойинфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для егоучастников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачипо повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:
· внедрениемеханизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов нафинансовом рынке и защиту их инвестиций;
· расширениеспектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовойбазы срочного рынка;
·  созданиевозможности для секьюритизации широкого круга активов;
· повышение уровняинформированности граждан о возможностях инвестирования сбережений нафинансовом рынке.
В рамках решения задачипо обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынкапредусматривается:
1. унификациярегулирования всех сегментов организованного финансового рынка;
2. созданиенормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидациибиржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
3. создание четкихправовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования икапитализации клиринговых организаций финансового рынка, а такжефункционирования института центрального контрагента;
4. повышение уровняпредоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иныефинансовые инструменты.
Задача по формированиюблагоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найтиотражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановыйпериод 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменениеналогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участникамифинансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом надобавленную стоимость; совершенствование режима налогообложения налогом наприбыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых отопераций с финансовыми инструментами[21].
Данная стратегияпредусматривает довольно большой шаг в совершенствовании нашего рынка, но нестоит рассчитывать на максимальный результат, так как сама система несовершеннаи требуются кардинальные преобразования, которые затруднены в послекризисныйпериод.

Вывод
 
В данной курсовой работебыли рассмотрены все основные аспекты, касающиеся существования и развитияфинансовых рынков, как таковых, и применительно к Российской Федерации.
Финансовый рынокпредставляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовымиинструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредитаи мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты,направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаромвыступают собственно деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок, таким образом,предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями лпродавцами финансовых ресурсов.
Финансовый рынокразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынкеосуществляются операции по предоставлению и заимствованию свободных денежныхсредств предприятий и населения на короткий срок. На рынке капиталовпроизводится заимствование средств на длительные сроки. Различия определяютсяназначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения,капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа, что определяеттипы финансовых инструментов на этом рынке. Рынок капиталов обслуживает процессрасширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающаястоимость.
Развитие финансовыхрынков в Российской Федерации достаточно затруднено, в связи с неполноценной ине до конца развитой экономики. Кроме этого одну из проблем, мешающихнормальному развитию рынка в России можно назвать не только финансовый кризис,которые имел место в 2008 году, но и его последствия, осложняющие положениеэкономических дел в стране.
Сегодня Россия остронуждается во внутренних инвестициях в инфраструктуру рыночной экономики, всоздании современных финансовых институтов самой различной специализации,включая универсальные и инвестиционные банки, ипотечные, сберегательные икредитные союзы и ассоциации, общества взаимного финансирования малого исреднего бизнеса. Наступает время ответственных и самостоятельных решений,экономического такта, т.е. умения учитывать совокупные, корпоративные интересывсех участников экономических отношений. Раньше можно было пробовать, ошибатьсяи начинать все заново, сейчас эксперименты индивидуалистов губительны для всех.
Тем не менее, финансовыерынки продолжают развиваться, и в России разработаны меры по егоусовершенствованию, приняты ряд законов и положений, по которым действие этихрынков упрощается и они становятся более доступными и менее рискованными.

Список используемойлитературы
 
1. Указ ПрезидентаРФ от 19 октября 1993 г. N 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве иповышении ответственности за их своевременное проведение»
2. Федеральный законот 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)»
3. Федеральный закон«О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003. N 173 – ФЗ.
4. РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р Москва
5. Аналитическийвестник /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2002. — № 18 (174).
6. Авдокушин Е.Ф.Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2001, 150 с.
7. Афанасьева Т.Правительство приняло стратегию развития финансового рынка // РоссийскаяБизнес-газета. — №687. — 2009 г. — С. 80
8. Булатов А.С.Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателей. -М.: Финансы истатистика, 2005., 568 с
9. Беднов А.Р.Анализ макроэкономических показателей развития России // Экономика России: ХХIвек. — № 1 (6). — март 2009. –С. 120
10.  Вентцель А.Д. Формированиефинансового рынка. — М.: Наука, 2е изд. 2005 г, -200 с.
11.  Дебора Вейр Тайминг финансовыхрынков. — Омега-Л, И-Трейд, 2006 г. ,-с. 90
12.  Загоpулько М.М. Основы экономическойтеории и практики. // Учебно-методическое пособие. Волгоград: 1995. — 2-е изд.- С. 342.
13.  Киреев А. П. «Международнаяэкономика» – Т. 1. М.: «Международные отношения», 2002. 309 с.
14.  Казаков А. Открытая модельРоссийского финансового рынка // РЦБ № 6. — 2006. – С. 14-17
15.  Колмыкова Л.И. Фундаментальный анализфинансовых рынков. – Изд-во «Питер», 2006 г.
16.  Пястолов С.М. Основы экономическойтеории. — М.: Академический проспект, 2004, 433 с
17.  Мовсесян А.Г. Современные тенденции развитиямировых финансовых рынков // Банковское дело. — 2008, №6, с.90.
18.  Никки Росс Уроки Уолл-стрит: советыот Уоррена Баффета, Бенджамина Грэхема, Фила Фишера, Т. Роу Прайса и ДжорджаТемплтона, как разбогатеть на финансовом рынке = Lessons from the Legends ofWall Street. HowWarren Buffet, Benjamin Graham, Phil Fisher, T. Rowe Price, and John TempletonCan Help You Grow Rich. — М.: «Вильямс», 2005. — С. 416.
19. Современныйфинансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.-М.,2002, 250 с
20. Сорокин Д.Е. Политико-экономическиеориентиры России: развитие экономических реформ.- М.: ИЭ РАН, 2003.
21.  Сидорова Е.В. О тенденциях развитиямировых финансовых рынков // Финансы 2004, №12, 70 с.
22.  Финансы. Денежное обращение. Кредит.– М.: ЮНИТИ. – 1997 г., 450 с
23.  Фредерик C. Мишкин Экономическаятеория денег, банковского дела и финансовых рынков — The Economics of Money,Banking and financial market. — 7-е изд. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 880.
a. Фельман А.Б. Опроизводных финансовых инструментов // Финансы 2004, №11. 50 с.
24.  Хмыз О. Теории состояния рынка ценныхбумаг // Финансовый бизнес. — 2004, №1, 90 с.
25.  Ценные бумаги: Учебник/ Под ред.В.И.Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Приложение №1
 
Классификация финансовыхрынков
/>

Приложение №2
 
Индекс развитияфинансовых рынков. 2008№ п/п Страна Количество набранных баллов Максимальное количество баллов 1 США 5,85 7 2 Великобритания 5,83 7 3 Германия 5,28 7 4 Япония 5,28 7 5 Канада 5,26 7 6 Франция 5,25 7 7 Швейцария 5,23 7 8 Гонконг 5,23 7 9 Нидерланды 5,22 7 10 Сингапур 5,15 7 36 Российская Федерация 3,40 7

Приложение №3
 
Тест для самоконтроля
1.  Что представляет собой финансовыйрынок?
А) сфера проявленияэкономического сотрудничества.
Б) взаимоотношения междупокупателями и продавцами финансовых продуктов
В) рынок продажи валюты
Г) все ответы верные
2.  Какой рынок относится к рынкамкапиталов?
А) фондовый
Б) учетный
В) валютный
3. Какой орган неотносится к сфере государственного регулирования финансовых рынков в РоссийскойФедерации?
А) Федеральная комиссияпо ценным бумагам
Б) Центральный БанкРоссийской Федерации
В) Министерствогосимущества
Г) СаморегулируемыеОрганизации Российской Федерации
4. Соотнесите ключевых ивторостепенных участников финансовых рынков:
Ключевые Инвесторы
Фондовая биржа
Финансовые Посредники
Вспомогательные Расчетно-клиринговыецентры
5. Финансовый Актив – это…
А) Совокупностьимущественных прав, принадлежащих хозяйствующему субъекту.
Б) Объект недвижимогоимущества
В) Выступает ТоваромФинансового рынка
Г) Все ответы верны
6. Что не относится кфункциям финансового рынка?
А) организация процессадоведения финансовых активов до потребителя
Б) воздействие наденежное обращение
В) Влияние наполитическую ситуацию в стране.
Г) Реализация стоимости,заключенная в финансовых активах
7. В каком году началсярост капиталов банков РФ?
А) 2007
Б) 2000
В) 1998
8. Что такое ММВБ?
А) международныймосковский валютный банк
Б) межбанковский межрегиональныйвсемирный банк
В) московскаямежрегиональная валютная биржа
Г) московскаямежбанковская валютная биржа
9. Какая организацияобеспечивает функционирование финансовых рынков?
А) МВФ
Б) ФКЦБ
В) МВФ
Г) все ответы верные
10. сколько должна составитьв стратегии планового развития капитализация финансовых средств в 2020, если в 2008она равна 32,2 трлн.р.?
А) 50 трлн.
Б) 89 трлн.
В) 170 трлн.
Г) 200 трлн.