Баумани Вальдо (Bauman, Waldo, 1998) отмечали странность того, что экзистенциальнойтеории уделяется так мало внимания в литературе по психологическомуконсультированию. Они высказали предположение, что, возможно, экзистенциальнаятеория не привлекла к себе более широкого внимания в силу того, что не нашлоськакого-то одного известного практика или теоретика, который бы представил этотподход. Хотя это верно лишь отчасти ( Ролло Мэй и Ирвин Ялом — широко известныеэкзистенциальные теоретики), существуют другие предубеждения, которые могутпомешать многим студентам и практикам более полно и глубоко понять, что можетдать консультированию экзистенциальный подход.
Во-первых,экзистенциальный подход в консультировании часто рассматривается какизлишество, которое применимо лишь для «хорошо озабоченных» клиентов,у которых есть время и деньги для участия в работе по личностному росту.Во-вторых, экзистенциальная психология часто рассматривается как эзотерическаяи слишком абстрактная для того, чтобы иметь практическое приложение кконкретным случаям клиентов. И третья — многие считают, что экзистенциальныйподход основан на чрезвычайно негативном взгляде на людей и их существование и,следовательно, для большинства клиентов не является психологически полезным.
Этастатья останавливается на каждом из этих общепринятых предубеждений. Такиепредвзятые мнения могут серьезно затемнить позитивные аспекты и потенциалконсультирования с позиций экзистенциального подхода. Высказывается идея о том,что значительно более позитивный взгляд на экзистенциальную теорию не тольковозможен, но и весьма желателен. Главная цель данной статьи — дать некотороепрактическое руководство относительно того, как экзистенциальная аутентичностьможет быть преобразована в консультативный процесс, что может оказатьпозитивное влияние на результаты консультирования. В частности, эта статьяпостулирует ряд основополагающих экзистенциальных ценностей, которые, будучиболее полно внедренными в традиционную практику консультирования, могут сделатьзначительно более глубоким эффект усилий терапевта. (Krueger & Hanna,1997). Предполагается, что это справедливо даже, если консультант используетметоды интервенции, свойственные другим теоретическим подходам.
Экзистенциализм неправильно понимается.
Этотраздел посвящен некоторым заблуждениям относительно экзистенциализма, которыелегко могут стать причиной того, что данный подход будет отброшен какнеприменимый или непрактичный для большей части консультативной работы. Первое:экзистенциализм — это философское направление, охватывающее различныхмыслителей (напр. Хейдегер, Ницше, Сартр). Это делает затруднительнымразъяснение его практической значимости для психологической деятельностиподобной консультированию. Высказывалось мнение, что экзистенциализм это,скорее, группа мыслителей, рассуждающих о человеческом существовании, нежелиединая философская школа (Warnjck, 1970). Далее: авторы которые преобразовывалиэкзистенциальные концепции в «экзистенциальную психологию» (May,1958; 1977; 1983; Yalom, 1980) часто делали это скорее в форме абстрактнойконцепции, чем в виде практического «что именно должен делатьконсультант». Вследствие этого трудно четко отделить консультирование,основанное на экзистенциальном подходе от других теоретических систем. Заметнымисключением из этой тенденции являются работа Бюдженталя (Bugental, 1978; 1981;1987; 1999), который посвятил несколько десятилетий разъяснению процесса ицелей экзистенциально ориентированной терапии. Его самая важная работа«Искусство психотерапевта» (Bugental, 1987) дает всеобъемлющий анализнавыков, коммуникационных процессов и ценностных установок, необходимыхконсультанту или терапевту для работы в рамках экзистенциально-гуманистическогоподхода.
Какотмечалось выше, существуют по меньшей мере три основные заблуждения вотношении практической значимости экзистенциального подхода дляконсультирования. Первое можно охарактеризовать как мнение, чтоконсультирование или терапия с экзистенциальных позиций применима только кдостаточно подготовленным и психологически здоровым людям. Стереотипноевыражение для обозначения таких людей — «хорошо озабоченные». Однакокаждый человек, по определению, обладает «существованием» (англ. «existence» — Е.М.). Экзистенциальная мысль всегда былаозабочена данностью «как я буду жить», фундаментальными условиямижизни, в которых оказываются люди. Более точно можно сказать, что каждыйчеловек «отвечает» на экзистенциальный вопрос «как я будужить» тем, как он выстраивает свою жизнь день за днем (Chessic, 1996;Bugental, 1981; Taylor, 1991). Таким образом, применение экзистенциальной теориив консультировании более всего фокусируется на том, как клиент формирует дляжизненного функционирования систему конструктов «Я — и — Мир».Система конструктов «Я — и — Мир» может быть определена какконцепция, которой придерживается каждый из нас, относительно того, кем и чеммы являемся, и как функционирует наш мир (Bugental, 1978, p.178). Напрактическом уровне система конструктов «Я — и — Мир» оценивается входе консультирования через исследование на субъективном уровне лично значимыхструктур (убеждений) и самовосприятия клиента, поскольку это составляет основусуществования клиента в мире. Бюдженталь (1987; 1999) считает, что системаконструктов «Я — и — Мир» является центральной для функционированияличности, но очень часто не осознается то, что она является источникомжизненных проблем и эмоционального дистресса. Однако, систему конструктов«Я — и — Мир» не следует оценивать как негативную, т.к. она помогаетчеловеку прокладывать путь среди жизненных обстоятельств. Она является настолькоосновополагающей и существенной, что, образно говоря, облегчает решение всехжизненных задач, включая ежедневные заботы. Cистема конструктов «Я — и — Мир» это «скафандр» (Bugental, 1999), который делает возможнойчеловеческую жизнь в мире, не имеющем в экзистенциальном плане абсолютнойструктуры или смысла (источник экзистенциальной тревоги). С позицийэкзистенциального подхода, все консультируемые клиенты, должны обрести большееосознание того, каким образом их система конструктов «Я — и — Мир»поддерживает и облегчает их жизнь, и, в то же время, как она ограничивает иделает невозможным более эффективную жизнь (особенно в связи с ‘клиническими’беспокойствами, которые были представлены). Экзистенциальное утверждение, чтолюди свободны и у них есть выбор (Charme, 1997; Plantinga, 1997), здесьстановится центральным: наши «скафандры» могут быть изменены, чтобыстать более приспособленными и удовлетворительными. Но для этого требуетсявремя и старание. Экзистенциальное консультирование — это тот контекст, вкотором мы можем исследовать на более глубоком уровне облегчающие изатрудняющие жизнь эффекты нашей системы конструктов «Я — и — Мир».Что может быть более применимо и практически полезно для клиентов, независимоот уровня патологии и дистресса, или ограничений социально-этического фона, чемэта широкая и объемлющая концепция? Хотя не все консультационные контекстымогут помочь клиенту ответить полностью на вопрос, по крайней мере, в основном,вопрос можно оценить и последовательно ставить перед клиентом. Делая это, консультантстановится «экзистенциальным» в процессе работы.
Второезаблуждение, которое препятствует формированию экзистенциального подхода умногих консультантов, это то, что вся структура представляется слишкомэзотеричной и смутной, чтобы ее можно было легко понять и применить напрактике. Это верно, что для полного понимания экзистенциальных концепцийтребуется сконцентрированное размышление и зачастую, скорее, на личностном,нежели на абстрактном уровне, но ни не являются неясными (Epp, 1998). Скорее,экзистенциальные задачи, с которыми мы сталкиваемся такие, как выбор,ответственность, создание своих ценностей, должны восприниматься наэкзистенциальном уровне (Warnok, 1970). Делать это, означает противостоятьтаким задачам аутентично и субъективно (Park, 1999), часто за пределамикомфортности и безопасности интеллектуального понимания (Bugentak, 1976). Такимобразом, то, что могло бы быть опущено как смутное или эзотерическое, возможно,отражает понятную тревогу (и сопротивление) человека по отношению к истиннойвовлеченности в решение вопросов, которые стоят перед каждым из нас постоянно(Epp, 1998). В следующем разделе я предложу некоторые методы, посредствомкоторых консультант может, тем не менее, начать стимулирование своих клиентов кпоиску их собственных «ответов» на эти неизбежные экзистенциальныепроблемы.
Третьезаблуждение это, что экзистенциальные посылки могут быть слишком негативнымидля того, чтобы дать клиенту прочную основу (Wyatt, 2000). Эта негативностьявляется следствием понятия экзистенциального нигилизма, т.е. идеи о том, чточеловеческая жизнь полностью бессмысленна, абсурдна и пуста. Действительно,этот аспект экзистенциализма откровенен и жесток, он является эмоциональнымвызовом. Но более точно, экзистенциализм стремится подтолкнуть каждого человекак тому, чтобы преодолеть свою эмоциональную пустоту и открыть, что они может идолжен свободно выбрать свои ценности, которые являются строительными блокамиего жизни (Epp 1998; Park, 1999; Wyatt, 2000). Даже Ницше, самый нигилистичныйиз экзистенциальных философов, в конечном счете принял этический тезис о том,что мы можем и должны выбирать свои ценности и что мы вполне свободны выбратьте ценности, которые хотим (Warnock, 1970). В любом случае, отрицающая,негативная сторона экзистенциализма, это только половина истории, посколькусуществует и позитивная сторона экзистенциализма (Epp, 1996; Park, 1999).
Позитивная сторона экзистенциализма
Прежде,чем рассмотреть ряд ценностных установок, которые могут более полносориентировать экзистенциальный подход на собственно процесс консультирования,необходимо обсудить позитивную сторону экзистенциализма. Центральным вопросомздесь является проблема экзистенциальной аутентичности или, точнее, поискааутентичности (Bugental, 1976; 1987). По-другому, Парк (Park, 1999) называетэто созданием «аутентичных проектов жизни».
Аутентичностьозначает автономное самотворчество того, кем и чем мы должны стать (Beader,1995; Taylor, 1991). Источником аутентичности является наша субъективность(Bugental, 1976; 1999). Чтобы стать аутентичными, мы должны преодолетькультуризацию [или — культурные наслоения — Е.М.] (Chessik, 1996) и исследоватьсебя изнутри. Это, конечно, нелегкая задача, и ни один человек не в состоянииполностью выполнить ее. Здесь нет готовых дорожных карт. Но с точки зренияэкзистенциального подхода каждый человек может в своей жизни стать болееаутентичным и, благодаря этому, достичь более здоровых взаимоотношений со своиммиром (основная и целесообразная задача консультирования).
Основнымаспектом в достижении большей аутентичности является способность лучшепроникать к собственной субъективности. Кьеркегор — первый экзинстенциалист,полагал, что большинство людей утратили способность субъективности (Warnock,1970). Сходным образом, Бюдженталь (Bugental, 1999) утверждает, чтовосстанавливая аутентичный контакт с нашим внутренним опытом и используя его вкачестве главного жизненного компаса (прирожденная человеческая способность),мы можем значительно уменьшить дистресс, который мы испытываем из-за нашихэмоциональных и внутриличностных проблем. Хотя полностью это никогда недостижимо, все же все клиенты (за исключением самых психотических) обладаютопределенной силой (Ницше сказал бы «волей»), чтобы выбрать как имдумать, чувствовать и действовать в мире. Придерживаться такого персонального(субъективного) выбора и ответственности составляет, с точки зренияэкзистенциального подхода, сущность аутентичного бытия в мире (Park, 1999).Таким образом, при консультировании аутентичность становится этическимтребованием (Kurtz, 1977; Taylor, 1991) найти способ для того, чтобы клиентстал более самонаправляющим и самосозидающим в своей жизни (повседневной идолговременной). Но что именно должен делать консультант, чтобы осуществитьэтой требование большей аутентичности клиента? В следующем разделе я опишунекоторые «что» и «как» консультационного процесса,основывающегося на экзистенциональной значимости аутентичности.
Ценность и условия того, чтобы бытьаутентичным в ходе консультирования
Какотмечалось выше, клиент может быть стимулирован к тому, чтобы принятьличностные изменения через терапевтический процесс, ослабляющий сдерживающеевлияние, которое оказывают перцепции системы «Я — и — Мир» на выбор всегодняшней жизни. Важно то, что ограниченные перцепции, которые клиент имеет вотношении своих беспокойств и проблем, являются такой же проблемой, как и сама«проблема». Такой подход меняет природу терапевтических задач. Мыспрашиваем теперь, какие перцепции сдерживают исследование системы «Я — и- Мир» клиента в ее настоящей форме? Воспринимается ли эта форма каксдерживающая выбор или как облегчающая его возможность? От чего надо избавитьсяклиенту для того, чтобы ослабить «хватку» сдерживающих перцепцийсистемы «Я — и — Мир»? Все эти вопросы основаны на принципеэкзистенциальной психологии «изменение — это изменение перцепции „(Bugental, 1987).
Чтобыначать работу над этими и другими важными вопросами, консультант должен принятьpou sto (Bugental, 1999), или позицию по отношению к клиента, которая:
Твердои последовательно требует от клиента взглянуть на себя как на живущий(находящийся в процессе) субъект, а не на объект, который надо объяснить. Этопостулирует оценку клиента как свободной, автономной единицы, даже, если онсопротивляется своей истинной субъективности. Бюдженталь (Bugental, 1999)определил эту терапевтическую позицию по отношению к клиенту как“центрированную на опыте». Он утверждает, что это значительно большедает для самоусиления, нежели объективное (внешнее относительно «Я»)объяснение происходящего с клиентом (что типично для большинства другихконсультативных подходов).
Последовательнотребует от клиента расширить свое осознание и стать хозяином каждого своеговыбора, в том числе всех тех, которые уже были сделаны явно или косвенно, чтоподразумевает наличие проблем и борьбы. Это очень серьезный и трудный вызов дляклиента, и консультанту не рекомендуется вести это процесс в панибратской илиже развязной манере (Bugental, 1987). Необходимо, чтобы клиент отказался отнеаутентичного выбора и стал способен достигать более аутентичного выбора внастоящем и в будущем. Клиент лично и непосредственно ставится перед тем, что вэтическом плане он существует как автономная единица (Walsh, 1999; Yalom,1980). Типичной является большая эмоциональная боль, сопряженная с этимпроцессом, на что консультант должен обращать внимание, но катарсис — это неконец, а скорее изменение перцепции относительно системы «Я — и — Мир» (т.е. большего обладания аутентичным существованием).
Проявляетглубокое уважение к клиенту как к автономной и саморегулируемой личности,которая управляла своей жизнью до сих пор и имеет потенциал для эффективнойработы (самостоятельного изменения) с проблемами, представленными в ходеконсультации. Хотя речь об иллюзорном всемогуществе здесь не идет, однако вотношении терапевта к клиенту глубоко укоренена четкая и твердая убежденность осуществовании у клиента достоинства и сил для изменения своей жизни, по крайнеймере, до определенной степени, через собственный выбор.
Считает,что клиент создал и должен создавать значимые структуры «Я — и — Мир», (сравни: Kelly, 1955), которые буквально делают возможнойчеловеческую жизнь. Не должно делаться никаких оценочных суждений относительнотого, каковы значимые структуры клиента (адаптивны или малоадаптивны):считается, что какими бы ни были значимые структуры, они представляют собойнаиболее адаптивный ответ клиента на неизбежную тревогу существования(экзистенциальную тревогу). Как таковые, существующие значимые структуры«Я — и — Мир» являются мощными детерминантами субъективногопсихологического опыта клиента и они непременно должны быть идентифицированы имодифицированы, для того, чтобы произошло подлинное терапевтическое изменениекак в более общем смысле, так и в отношении представленной картины симптомов ипроблем.
Считаетизменение значимых структур «Я — и — Мир» весьма трудной задачей.Такое изменение требует от клиента достичь более полного и глубокого осознанияэлементов личного выбора и ответственности, связанных с сохранениемсуществующей значимой структуры «Я — и — Мир». Значительная частьработы по консультированию лежит в этой сфере и больше требует тщательнойфокусировки на процессе (т.е. как клиент удерживает/переживает даннуюперцепцию), чем на содержании (т.е. информационных или фактических деталях,которые объясняют или оправдывают перцепцию) (Bugental, 1999).
Признает,что когда ограничения вокруг значимых структур «Я — и — Мир»ослаблены, клиент неизбежно открывает новые пути восприятия себя самого исвоего жизненного мира. Через такое изменение в перцепции «Я — и — Мир» клиент фактически спонтанно начинает строить новый, иной способ быть(действовать) в мире и испытывает меньший дистресс, в связи с причинами исимптомами, которые первоначально привели его на консультирование. Этот процессвкратце описывает характер терапевтических изменений с позицийэкзистенциального подхода.
Признаетчто как консультант, так и консультативные отношения важны для измененияклиента, однако считает, что наиболее существенный процесс всегда был (и есть)полностью и целиком зависим от клиента. Именно изменение в перцепции(ях)«Я — и — Мир» клиента является существенным для терапевтическойработы.
Утверждает,что результаты работы могут отличаться от первоначальных целей, поставленных клиентом(напр. уменьшение боли, ослабление симптомов). Такая позиция ни в коей мере неотрицает того, что клиенту требуется или хочется получить от консультирования,включая облегчение проблемы и симптомов (что может произойти). Однако,первоначально желаемые результаты часто могут измениться и меняются в ходетерапевтической работы, когда клиенту предлагается признать экзистенциальныеосновы причин, приведших его на консультирование.
Заключение
Негативнаяинтонация, которая часто сопутствует экзистенциальной теории, может быть взначительной мере преодолена позитивной стороной экзистенциализма. Краеугольнымкамнем позитивного взгляда является концепция экзистенциальной аутентичности.Экзистенциальная аутентичность признает конечную свободу и ответственностьчеловека выбрать, как ему жить в мире. Принятие аутентичности в качествеэкзистенциальной ценности для консультирования требует столкнуть клиента с тем,какими способами он играет активную роль в создании и поддержании своихсимптомов и проблемных ситуаций. Такой вызов труден и часто встречаетсопротивление, но, преодолев это, клиент становится свободнее в том, чтобыуправлять своей жизнью и жить более позитивным и адаптивным образом.
Принятиеэкзистенциальной аутентичности в качестве руководящей этики приконсультировании подразумевает принятие также ряда ценностных установок вреальном процессе консультирования. Чтобы реализовать эти установки,консультант должен прежде всего и более всего рассматривать клиента какмыслящий, чувствующий, действующий субъект, а не как объект, нуждающийся вобъяснении. Не менее важно, чтобы консультант стимулировал клиента к тому,чтобы тот взял на себя все права и всю ответственность за все сделанные имвыборы (в прошлом, настоящем и будущем), составляющие его жизнь. Воплощая наделе две первых ценности, консультант должен продемонстрировать глубокоеуважение к клиенту как к независимому, автономному человеческому существу вмире. И, наконец, консультант должен требовать, чтобы клиент исследовал, вмаксимально возможной степени, систему конструктов «Я — и — Мир»,которая придает смысл его жизни и, образно говоря, делает эту жизнь возможной.Если консультант может активно включить эти ценностные установки в идущийпроцесс консультирования, результаты консультативной работы становятся болееглубокими. Еще важнее то, что характер терапевтических взаимоотношений ипрошедший консультационный процесс (как было фактически использовано время)становятся на базовом уровне отчетливо «экзистенциальными». Во многихотношениях быть экзистенциальным с клиентом означает более интенциональноработать с тем, что «уже есть» в способе существования клиента вмире. Результат бывает практичным и полезным: эмоциональный дистресс снижаетсяи клиент способен раскрыть и выбрать более адаптивные способы быть (жить) вмире.
Длятого, чтобы быть максимально эффективным, консультант должен включитьупомянутые выше элементы в ход консультационного процесса — тут требуетсяглубина и последовательность. Такая всеобъемлющая позиция не отрицает важностииспользования других консультативных техник и стратегий для интервенции, но онаобеспечивает более полную и аутентичную основу для использования какой бы то нибыло теоретической техники или стратегии. Какие бы консультативные методы илитехники не использовались, значимые структуры «Я — и — Мир» клиента,хорошо то или плохо, являются организующими силами психологической жизниклиента. Весь процесс консультирования должен адресоваться этомуфундаментальному процессу терапевтических изменений. Экзистенциальный подход,полностью сформированный и усвоенный консультантом, осуществляет длительныйпуть по усилению действенности рычагов, которыми обладает консультант дляпозитивного влияния на жизнь клиента.
Список литературы
РасселД. Миарс. Профессор. Образовательная программа для консультантов.Государственный Университет Портлэнда. Портлэнл Орегон. Экзистенциальнаяаутентичность: основополагающая ценность для консультирования
ПереводЕ. Н. Мяснянкиной