b>Экзистенциально-гуманистический
подход в психологии и психотерапии
Братченко Сергей
..Мы – живущие
существа, и потому в определенной степени все мы – экзистенциалисты.
(J. Bugental, R. Kleiner)
Экзистенциально-гуманистический
подход (ЭГП) не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого
названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.
Экзистенциальное
направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке
двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и
терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на
объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие
экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и
психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение – экзистенциальное,
представленное такими именами как Карл ЯСПЕРС, Людвиг БИНСВАНГЕР, Медард БОСС,
Виктор ФРАНКЛ и др.
Важно отметить,
что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением
собственно экзистенциального направления – очень многие психологические школы в
той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные
мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет
говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать
экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем
случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и
последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это
собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось
экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и
представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны
экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в
число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей,
гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом
опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.
Видимо, поэтому
некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об
экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение
вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм
безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический
фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая
состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и
способности к этому.
Недавно в
Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция
экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать – официальный
статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом
направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по
гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и
последовательницей Дж. Бюджентала . Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР,
Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 – 1995 гг. в
Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами
группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в
этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного)
секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала,
основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней
нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в
русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например,
один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как
Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в
словарь, то Эйбрахам Мэслоу, – но приобретают сразу несколько имен, например,
Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL – его называют
тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это
делает он сам – БЮДЖЕНТАЛ.)
Итак важнейшие
положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей
терапией.
1. За любыми
частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и
не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора
и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска
смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП
терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом
заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные
проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и
терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он
отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из
ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более
полноценной.
2. ЭГП
основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном
уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание
терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем
и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником
изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые
результаты.
3. В центре
внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность человека, та,
как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в
которой мы живем наиболее искренне . Субъективность – это наши переживания,
стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то,
что мы делаем вовне, а главное – что мы делаем из того, что там с нами
случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий
терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
4. Не отрицая
большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в
настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности
человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного
проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно
осознаны экзистенциальные проблемы.
5. ЭГП задает
скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в
терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой
ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот
подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых
психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как
совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюджентала: при определенных
условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с
субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно
применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно
для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных
параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из
них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы
расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться
другие подходы.
В планы секции
экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и
практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала
ЭГП. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять
экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.temenos.ru/