Содержание.
TOC o «1-3» h z u Содержание.PAGEREF _Toc101715977 h 2
Введение.PAGEREF _Toc101715978 h 3
1. Основы Эзотерического туризма.PAGEREF _Toc101715979 h 5
1.1.Эзотерические школы.PAGEREF _Toc101715980 h 7
1.2.Шаманство.PAGEREF _Toc101715981 h 8
1.3.Шаманизм как антропологическое явление.PAGEREF _Toc101715982 h 11
1.4.Шаманство на Окинаве.PAGEREF _Toc101715983 h 17
1.5.Наскальные рисунки и археологические находки.PAGEREF _Toc101715984 h 22
1.6.Современные шаманы и их атрибутика.PAGEREF _Toc101715985 h 24
2. Разработка эзотерической тура в Перу – «Сельва Амазонии».PAGEREF _Toc101715986 h 28
2.1.Программа экспедиции «Сельва Амазонии».PAGEREF _Toc101715987 h 29
2.2.Немного подробнее о туре.PAGEREF_Toc101715988 h 33
Заключение.PAGEREF _Toc101715989 h 40
Список литературы:PAGEREF _Toc101715990 h 42
Приложения.PAGEREF _Toc101715991 h 43Введение.
Чтобы стать путешественником, а не отдыхающим экскурсантом — надо учитьсяотдыхать. Открывать мир для себя, себя в этом мире как частицу того, что мыназываем Космосом — в этом и есть вечность странника, этому учит еще ненаписанная наука о путешествиях.
Актуальность этой темы в том, что вид эзотерического туризма не такхорошо развит на сегодняшний день. Но онбольше распространен для деловых людей, которые хотят отвлечься отповседневной, изматывающей жизни. Это для тех, кто любит древнюю культуру, длятех, кто мечтает погрузиться в мир приключений и фантастики, кто хочетотдохнуть, насладиться райскими уголками подводного мира, кто стремится увидетьсвятые места древних религий, услышать голоса древних Богов, испытать состояниеполета, сказки, наслаждение и счастье. Ночные небеса и тихие безграничныепространства создадут Ваш собственный оазис внутреннего мира покоя и тишины. Амногие занимаются этим профессионально.
В эзотерический тур могут ходить как для прохождения маршрутов по неординарнымместам, так и для прохождения каких-либо обрядов, церемоний с Целью лечения,познания самого себя, своей Души, или просто познавательной целью, радиинтереса и удовлетворения собственного любопытства. Открыть для себя что-тоновое и неизведанное, обычаи и традиции древних народов, племен и цивилизацийраскроют неразрешимые загадки, тайны нашей планеты и суть великих творенийдревности. Благодаря этим путешествиям можно будет проникать в пещеры, покорятьгорные вершины, погружаться в мир экзотики, в мир увлекательного сафари,карнавалов и мировых праздников, преодолеватьтропы, где еще не ступала нога туриста.
Задачей эзотерических туровявляется соприкосновение с тайными знаниями и непосредственное участие вмистических древних ритуалах. Мастера трансовых техник помогут всем желающимпогрузиться в медитативное единение со святынями, богами, самим разгадатьзагадки, зашифрованные в творениях рук человеческих, открыть знания магии идревнего целительства для помощи себе и своим близким. В новых уникальныхпутешествиях Вы увидите и услышите, погрузитесь и переживёте на собственномопыте, поедете, поплывете и полетите, испытаете и попытаетесь, создадите ипретворите свои тайные мысли, желания и несбыточные мечты в реальность.
Как показывает опыт многих поколений,человек нуждается не только и не стольков хлебе насущном и крыше над головой, сколько в осознании того, что егожизнь — не дурацкая космическая случайность,а очень нужное и важное дело вселенской важности. Без этого осознания и бутерброд с икрой в рот не полезет, и лучшиеразвлечения будут не в радость.
Последние сто лет эта проблемаволнует людей особенно остро. Еслираньше отдельные личности и целыенароды находили ответы на все вопросыв религии, то сегодняшнему человекуэто почему-то уже не помогает.Современный человек ищет новые пути кУниверсу и, главное, к самому себе. Имногие рады ему в этом помочь.
В последнее время эзотерика становится всеболееоткрытой и доступной массам. Означаетли необычайная притягательность слов «чакры», «астрал»и «карма» (сильнее которой может быть разве что магия слов«даром», «бесплатно» и «халява») то, что общийинтеллектуально-духовный уровеньнаселения планеты в последнее время резко повысился? На этот вопрос трудноответить. Но, по крайней мере, теперь понятно, что любое учение может и должнобыть просмотрено — пусть даже из чисто исследовательскогоинтереса.1. Основы Эзотерического туризма.
Туризм – это путешествие и пребывание в местах, находившиеся в непределах обычной среды путешествующего на срок не более 12 месяцев, с любойцелью, кроме занятий оплачиваемой там деятельностью и переменой постоянногожительства.
Перевозка – это тур. услуга, оказываемая транспортной организацией наосновании договора перевозки, заключённым с туроператором, согласно которомуперевозчик обязуется доставить пассажиров и багаж в пункт назначения, а туроператоробязуется уплатить за перевозку установленную плату.
Размещение – тур. услуга, связанная с предоставлением туристу места дляночевки. Существует классификация отеля по комфорту, чем больше звёзд, тем лучшеи дороже.
Питание – сфера услуг в основе, которой лежит предпринимательскаядеятельность, связанная с удовлетворением биологической потребности человека впище.
Слово «эзотерика» издревле означалонекие закрытые от непосвященных знания и умения: сотворение философского камня,умение управлять невидимыми духами, тайные законы бытия… Нечто такое, куда простым смертным соваться не следует. В последнеевремя эзотерика становится все болееоткрытойи доступной массам.
Эзотерический туризм. Что это такое? Ну, надо же как-нибудь это назвать.Ходили же раньше за экстремальными ощущениями, красотами природы. Да и сейчасмногие ходят. Ничто не может заменить опыта невоображаемого риска. Ходилипросто для хорошей компании, за романтическими песнями, новыми местами, простодля того, чтобы уйти в непривычное, незнакомое.
Причерноморье, похоже, во все времена было ключевым перекресткомпереселения народов. Перекрестком, как минимум… Обнаруженные здесь мегалитыпритягивают с каждым годом все большее число народа. Стал зарождаться видтуризма, ставящий себе целью не прохождение маршрута из точки А в точку Б заопределенное время и с неким известным набором сложностей, но отражающий скореепоиск духа, поиск пути. И правила здесь совсем другие: нет и не может бытьконтроля времени, успех определяется необязательно плановым завершениемпутешествия, да и планы стали более эфемерными. Чисто в спортивном отношенииэти маршруты, как правило, не слишком сложны, если к ним подходить состандартными мерками. Но и здесь появляются трудности иного типа: свободныйпоиск может поднять категорию сложности на неизвестную величину на самомпростом маршруте, требования совместимости по составу группы совсем другие,требования к лидеру вообще стали непонятными. Непредсказуемость эффекта занятийво время похода порождает непредсказуемость поведения коллектива — в принципестановится взрывоопасным любой, самый схоженный на старых спортивных путяхколлектив. Впрочем, экзотерический туризм – это не только прохождение, каких –либо маршрутов со спортивной или познавательной целью. Это также одна из формодухотворения человечества, это гармоничное сочетание стремления человека котдыху и познанию нового во внешнем мире с познанием своего внутреннего мира, сдуховным развитием. Человек стремится к отдыху и, соприкасаясь с людьми,умеющими, знающими, как работать с человеком, с его духовными частями, начинаетодухотворяться и получать знания.
За счет этого начинают изменяться его жизнь, его быт, эмоциональнаясфера, интеллект, он становится здоровым, его дела начинают успешно процветать.Познавая свой внутренний мир, человек становится хозяином своей судьбы, своейжизни, становится счастливым и наполненным Силой. Это истинная цель и ценностьсуществования человека. И исполнение этого желания и есть суть эзотерическоготуризма: сделать человека счастливым на Земле.
Также эзотерический туризм – это наблюдение, а может быть и участие вжизни, быте, традициях, обрядах и культах одного из племён или малых народов.Особо интересными становятся «туры к шаманам», чтобы смотреть за их действиями,а при желании и принять участие в этом – погадали или прийти к шаману налечение. Ведь это основная их задача – помощь людям.
В энциклопедиях понятие«эзотерика» определяется как тайное учение, которым оперировали узкиеклановые сообщества; оно было доступно только Посвящённым, не имеющим правараспространять его дальше. Эзотерика (греч. esoteros — внутреннее, скрытое) — это практика,учение, которым оперировали мистические, оккультные сообщества. С цельюсохранения сокровенных тайн учения излагались в зашифрованном виде, допускавшемдва варианта прочтения: эзотерический (направленный внутрь) — для посвященных,знавших ключ шифра и экзотерический (направленный вовне) — для непосвященных – это двуполярная система; она возниклав школе духовного знания у Пифагора, который двадцать лет учился вдревнем Египте и получил там посвящение.
В эзотерике главнымпроцедурным действием является показательство, в отличие от математическогодоказательства. Доказательство — это рационалистический приём раскладаструктуры по матрицам, соответствующим номенклатуре предметного мира, а«показательство» позволяет охватить визуализированную сущность, т.е.саму душу предмета или явления, намного глубже понять суть происходящего. Что ибыло реализовано в школе Пифагора. Эзотерика — это прочтениеситуации в глубину, затрагивание корней, охватывание знания в целокупности.Показательство — наивысший вид информации на Земле. Эзотерика — это наука,поэтому способна передаваться, и в основе передачи знаний лежит система показа.Есть предание о древнем знании, о существовании некогда очагов древнихцивилизаций. Их-то знания эхом и долетели до сегодняшних дней. Эти знаниясуществовали и существуют до сих пор, но их полная дешифровка человечеству ещёпредстоит. Эзотерика — это полнота знания, и древнее знание,входящее внутрь неё, занимает центральное место в панораме современногогнозиса.
Эзотерика хранилась в пределах тайных обществ и никогда не выходила на поверхность. Такоевынужденное подпольное существование отличает эзотерику от мистериальности,мистики, оккультизма.
Эзотерику часто путают с оккультизмом или даже с черной магией, но ничегообщего с вызыванием духов или колдовством она не имеет. Нередко эзотерикойназывают пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далеком прошлом,рассказы о невидимых странах и т. п. Подобные истории часто содержат миф онепрерывной тайной войне «белого» и «черного» начал. Такиетеории обычно приводят к поискам темных сил вокруг себя. Подобные учения иногданазывают мезотерикой (от греч. «мезос» — «средний»), т. е.срединным учением между обычными знаниями — экзотерикой (от греч.«экзос» — «внешний») и эзотерикой. Мистики считают, чтоесли человек чувствует только малую часть истины, то, естественно, он додумываетэту часть до целого в силу своих представлений о нем. Так возникла мезотерика.1.1. Эзотерическиешколы.
Человек подобен Вселенной. Мистики использовали этот факт, применяя ксвоему внутреннему миру истины, касающиеся мира внешнего. Истина, понимаемая экзотерически,приобретала вид духовного наставления.
Между представителями различных эзотерических школ никогда не былоразногласий, хотя древнейшие из известных в настоящее время возникли, согласнохронологии, примерно 7 — 10 тыс. лет назад. Некоторые из этих школ до сих порпродолжают существовать в джайнизме, индуизме (кашмирский шиваизм, традиция 18махасиддхов и отдельные школы индуистской тантры и йоги), буддизме (ваджраяна,шесть йог Наропы, дзогчен), даосизме («внутренняя» алхимия), иудаизме(хасидизм, каббала), христианстве (в православии — исихазм; католичестве — последователи Игнатия Лойолы и малабары), исламе (многие суфийские ордена).Есть в эзотерике мистики, которые действовали самостоятельно, вне известныхрелигий, — Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Беме, Георгий Иванович Гурджиев,Раджниш, Карлос Кастанеда.
Работа в любой эзотерической школе всегда начинается с коренногопересмотра своей прежней жизни и осознания важнейших этических принципов. Безглубокой проработки этих этапов ученика никогда не допускают к дальнейшимступеням работы.
Если же это правило не соблюдается, на следующих этапах работы можетрасстроиться здоровье ученика и пострадать психика, либо вся последующая работаприводит к взращиванию эгоистических черт характера.
Иногда перед началом работы в некоторых эзотерических школах требовалосьизучить обрядово-религиозную часть соответствующей религии, пройдя этот этап вкачестве монаха или религиозного мирянина.
Известно, что когда Мухаммед вошел в Мекку, он уничтожил идолов вокруг ивнутри Каабы. Для мистика смысл этой истории таков: человек должен убрать изсвоей души всех идолов, очистить ее от всего, что не есть Бог. Кааба — символдуши, идолы — символ всего, что занимает внутреннее внимание, отвлекая его отпоисков совершенства.
Мистики часто применяли для описания эзотерических практик и мистическихсостояний особый язык, понятный только посвященным. В некоторых эзотерическихшколах (алхимических) исходное состояние человека называли свинцом, а егоконечное состояние совершенства — золотом. При этом все промежуточные этапыпревращения свинца в золото обозначались как алхимические реакции превращенияодних элементов в другие. Поэтому если некоторые алхимические тексты пониматьбуквально, то они могут показаться неграмотными из-за неосуществимости теххимических реакций, которые в них описаны. Однако если знать, что обозначаютвсе символы, — «внутренняя» алхимия становится наукой о духовномпреобразовании человека.1.2. Шаманство.
В основе шаманства стоит фигура жреца-шамана, являющегося посредникоммежду людьми и духами. Когда избирается шаман, с ним происходит«пересотворение», то есть духи «забирают» его душу, и, «переродив» ее по своемуусмотрению, «возвращают» шаману. Это «пересотворение» происходит как видимымспособом, так и невидимым. Над шаманом совершают всевозможные жестокиеритуальные действия, в результате чего его тело покрывается кровоподтеками иссадинами. Но самое страшное происходит с внутренними ощущениями: по рассказам,они чувствовали, как духи «изменяют» их разум и сердце, вкладывая в них своимысли и чувства. Стоит отметить и то, что человек становится кандидатом вшаманы, когда ощущает внутренний толчок и появление духов в своей жизни. Однойиз главных задач шамана является камлание (оттюркского «кам» — шаман), то есть его общение с духами во время ритуальнойпляски. Во время этого зловещего обряда шаман впадает в глубочайший экстаз, прикотором его психика совершенно отключается. В это время он может совершатьнеобычайно высокие прыжки, невозможные для обычного человека, держать подолгу вруках раскаленное железо или угли. Наблюдаемые учеными шаманы рассказывали, какони общались во время камлания с духами и что те им говорили. Ритуальная пляскашамана изображает его путешествие в мир духов. Этот танец у многих народовсопровождается ударами в бубен, что создает слуховое воздействие на психикучеловека. Камлание у разных народов происходит в различных местах — в хижинах,под открытым небом, в специальных культовых сооружениях. У одних народовоно совершается днем, у других — ночью. Среди шаманов распространено и такоеявление как травестизм. И все это происходит по велению духов. Долгое времяшаманов вследствие их необычного, неподдающегося объяснению с человеческойточки зрения поведению считали психически нездоровыми людьми, но на сегодняесть данные их полного психического здоровья. Все это приводит нас к заключениюоб одержимости шаманов духами. Впрочем, они сами, как и окружающие их люди, всеэто понимают. Стоит отметить, что пляски шаманов могут длиться на протяжениисуток, при этом костюм шамана весит более 30 килограммов, икаждое движение в танце строго регламентировано. Действительно, обычномучеловеку, даже физически развитому, это не под силу. Шаману же, по словамкоторого в нем находится дух, сделать это нетрудно. Развито в шаманствепоклонение злым духам с принесением им в жертву животных и… людей. Шаманыделятся на белых и черных, то есть общающихся с «верхними» и «нижними» духами.У шаманов есть свое видение мира, представленное в сложной структуре мировогодерева, где переплетаются разные сферы. Внешний вид шамана соответствуетвыполняемым «функциям» — белый или черный, причем каждая деталь одежды имеетсимволическое значение. Глубоко ошибаются те, кто думает, что шаман может быть искуснымактером или шарлатаном. Исследования четко доказывают, что помимо необычайныхявлений, сопровождающих камлание, шаман обязан каждый день «доказывать» своюсилу, то есть находить пропавших животных, предсказывать события на ближайшеевремя, исцелять больных. И все это он совершает с поразительной точностью.Шаман является также искусным психологом, который «видит» даже незнакомого емучеловека насквозь
Шеги-муни был Шаман, был прорицатель, но не мог основать религиипорицательной; и мы веруем в Пророков, но не можем быть сами таковыми.Первобытное Шаманство было возвышенное познание древних Магов и Друидов; онопроистекает из училищ волхвов, Браминов, и жрецов Египетских; оно составлялонауку властную, а не Религию. Шеги-муни, подобно Орфею или путеводителю народа Израильского,будучи сам посвящен в подобные им таинства, основал вероисповедание сообразнодуху народа; а собственные его познания могли служить ему только для освещенияего путей; но отнюдь не для сообщения народу.
Шаманы не отправляют священных действий, не приносят мольбы, непосредничают между человечеством и Божеством. Все их занятие в гадании иврачевание. Нет сомнения что и их прорицатели: каковы Шаманы учения Шеги-муни,или ему подобных; Тарыбы Самоядские, Табеди Юракские, были по своему, просвещенныеДруиды, посреди многочисленных Орд Татар и Чуди; но в настоящее время сделалисьтем же, что у нас колдуны, ворожеи, знахари.
Самые лучшие из них остались еще между Тунгусами, которые стараютсядостоинство свое поддерживать некоторыми обрядами. Они говорят, что в Шаманыпосвящаются силами невидимыми. Силы эти, обратя внимание на достойнейшего,начинают его приготовлять испытаниями душевными и телесными. Он чувствуетгрусть, отчуждение от родства, наполняет родительский Чум стенанием, воплями,так, что старшина семейства находится в обязанности отыскать Шамана и поручитьему юношу.
Шаман знакомит его с призыванием духов: Этыгер, подобие большого змея,обитель стран подземных, имеет власть над поветриями, болезнью, смертью.Ииняны, имеет образ человека с орлиными крылами, переносит с места на местоШаманов и предохраняет зверей от падежа. Аркунга, дух воздушный, одаренныйвеликим предвидением; Хванины, Миряда, Торуига и многие другие открываютсяновопринятому. Тогда, надев на него одежду, обвешанную железными знаками; шапкус крылами птиц и запан, вручают ему овальный бубен, в которой бьет он, призываядухов. Шаманы рассказывают очень темно о своих прорицаниях оттого, что не хотятили, вероятнее, оттого, что не умеют. Все, что можно извлечь от них, привести видею несколько понятную и передать выражениями, более известными, заключается втом, что они, посредством громкого, продолжительного пения и оглушающих звуковот бубна, при необычайно сильном движении тела, раздражая до чрезвычайнойстепени умственные свои способности, наполненные всегда во время Шаманствачеловеком, которому шаманят; приходят в исступление, и сообразно соучастию ксвоему загадчику, произносят приговор о его участи; но, добавляют они, чтоб впрорицании могла вмещаться истина, необходимо нужно, чтобы лицо, которомугадают, имело к Шаману полную веру, занималось им взаимно, так, чтобы духАркунга мог передавать мысли его Шаману — это похоже что-то на магнитноесоотношение.1.3. Шаманизм как антропологическое явление.
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своейсложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не моглиполучить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из такихявлений представляется шаманизм, который давно известен как практическоеявление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г.В.М.Михайловским.
Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство внастоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах иконференциях, на страницах обширных монографических исследований. Причем,очевидно, что эта проблема перешагнула уже рамки одной дисциплины и из чистонаучного явления превратилась в пользующуюся широкой популярностьюэзотерическую диковину, которая пропагандируется бестселлерами К.Кастанеды имассовыми изданиями, типа “Как самому совершить шаманское путешествие”.
За время изучения шаманизма, представления о нем претерпели серьезныеизменения. Вначале это явление рассматривалось как курьезный продукт примитивныхзаблуждений и откровенной патологии. Позднее установлено, что в случае сшаманами мы сталкиваемся не просто с порождением ранней стадии развитиякультуры, но с некоторыми феноменами, имеющими отношение к сокровенным сторонамчеловеческого бытия. К настоящему времени сложилась обширная литература попроблемам шаманизма, которая включает тысячи работ, прежде всего,этнографического характера. Усилиями нескольких поколений этнографов собраныподробные сведения о процедуре шаманского камлания, атрибутах и костюме шаманаи представлениях о шаманизме разных народов.
Возможности этнографии как дисциплины позволяют рассматривать феноменшаманизма в двух основных аспектах:
1) с точки зрения исследователя, наблюдающего его конкретныепроявления;
2) с точки зрения людей, участвующих в камлании и проводящих его, азатем рассказывающих о своих переживаниях и соображениях по этому поводу.
На первый взгляд, такая практика позволяет получить полное и вполнезаконченное представление о сути данного явления. Однако в проблеме шаманизмасуществует обширное поле деятельности, которое не укладывается в рамкиэтнографии или этнологии. Речь идет о тех психических состояниях, в которыевходят шаман во время своего камлания, а затем, под влиянием шамана, в нихпогружаются и другие участники этого действия. Известно, что шаманы частоприбегали к разного рода трюкам, чтобы произвести более сильное впечатление насвою аудиторию. Между тем существует ряд явлений, которые убедительно указываютна владение ими рядом специфических приемов воздействия на человека, которыекажутся непостижимыми для культур столь низкого уровня общего развития. Преждевсего, это лечебное действие камланий, которые приносили положительныйрезультат для людей с реальными признаками различных заболеваний. Заслуживаюттакже внимания данные о способностях шаманов переносить большие физическиенагрузки и экстремальные ситуации разного рода. Правда, все эти способностидостигались таким путем и такими неординарными средствами, что они привелипервых исследователей данного явления к выводу о психической неполноценностишаманов.
Позднее, когда к изучению шаманизма привлекли специалистов-психологов,применивших свои экспериментальные методы, было доказано, что шаманы являютсяне только психически нормальными людьми, но по ряду важных показателей намногопревосходят других членов своих обществ. В результате изменения представлений охарактере шаманского действия, процедура камлания стала рассматриваться каквхождение в особое состояние транса, но механизм этого явления и его значениеоставались во многом неясными. Связь шаманизма, прежде всего, с особенностямипсихической жизни человека иллюстрируется не только поведением шамана и егоокружения во время проведения обрядов, но и комплексом проявлений, которые известныкак шаманская болезнь.
Следовательно, рассматриваемое нами явление, наряду с внешними доступнымидля непосредственного наблюдения и анализа формами репрезентации, имеет и ещеодин внутренний план, связанный с психическими процессами, содержание которых неявно даже для тех людей, которые сами находятся под их влиянием. Эта втораясторона практики шаманов получает свое выражение в их действиях и рядеатрибутов, но она не сводится к ним и может быть исследована толькоспециальными методами и приемами анализа.
Очевидно, окончательное решение вопросов подобного рода принадлежитпредставителям естественнонаучных и близких к ним дисциплин. Трудно переоценитьто значение, которое имеют для анализа интересующей нас проблемы исследованиянейропсихологов и нейрофизиологов, раскрывающие сокровенные секреты работымозга.
На современном уровне исследования проблемы шаманизма такой подходпредставляется уже недостаточным. Во-первых, потому что роль и значениешаманизма в жизни и культуре практикующих его обществ оказывается болеезначимой. Поэтому более правомерно рассматривать интересующий нас феномен каккультурное явление. Во-вторых, достижения шаманов касаются не только истоковрелигиозной жизни, а имеют важное значение для некоторых сторон человеческогосуществования вообще. С учетом подобных соображений представляется болееперспективным антропологический подход к рассматриваемой проблеме,предписывающий анализировать все явления, в которых участвует человек, с учетомроли и свойств самого человека. Такой подход позволяет преодолеть базовоепротиворечие разделения человека и результатов его духовной и практическойдеятельности, являющееся камнем преткновения конкретно-научных дисциплин.
Восстановление утраченных связей между человеком и его опредмеченнымитворениями выводит нас из сферы превращенных форм к реальным причинамвозникновения и функционирования различных явлений культуры. В случае сшаманизмом весь набор материальных атрибутов шамана и его костюма, произносимыетексты и исполняемый во время камлания танец должны рассматриваться не толькокак самостоятельные культурные образования, но, прежде всего, как определенныесредства воздействия на психику. Это воздействие строится на основе общихпринципов работы мозга, которые имеют свою внутреннюю логику, но подчиняются инекоторым влияниям внешних, культурных факторов. В совокупности весь этот наборсредств культуры и сами люди, использующие их для совершения камлания, образуютединый, взаимосвязанный комплекс, который и должен являться предметомантропологического исследования шаманизма.
В соответствии с современным уровнем изученности проблемы, шаманизм можноопределить как особую практику, на которой специализировались избранныелюди-шаманы, обладавшие способностью совершать путешествия с целью контакта сопределенными существами-духами или вмещать их в себя для достижениянеобходимых результатов в интересах отдельных людей или целых коллективов.Процедура шаманского камлания, по мнению его организаторов, и применяемые в немосновные атрибуты предназначались, зачастую, для того, чтобы освободить душу изтелесной оболочки и отправить ее в странствие в другие миры, где она должнанайти духа, оказавшего воздействие на людей и их мир и путем уговоров илиборьбы с духом заставить его отказаться от своего воздействия. Для шамана идругих людей, признававших силу и способности шамана, эти миры духов ипутешествия в них были явлениями абсолютно реальными, так же как и ихзависимость от духов. Однако, присутствуя на камлании, этнографы ясно видели,что, несмотря на высокие прыжки и быстрые движения, шаман никуда не исчезал, авсе время оставался в реальном пространстве. Не внушал доверия и вид камлающегово время сеанса: нечленораздельные выкрики, пена на губах, закрытые глаза.
Для того чтобы восстановить доверие к шаманам, современной наукепонадобилось более внушительный арсенал средств, по сравнению с тем, которымобладали наши предшественники. Дело заключается не просто в различном отношениик понятию реальности шамана и человека развитого общества. Эффектмножественности реальных миров возникает не только при условии перемещениянаблюдателя в другие пространства и измерения. Он может также проявиться приизменении работы органов восприятия человека, которые направляются иконтролируются соответствующими центрами мозга или нервной системы.Следовательно, образы и переживания, которые испытывает шаман во времякамлания, реальны в том смысле, что они возникают в качестве образов и ощущенийего психики, под влиянием вызванных в ней изменений. Вероятно, ореолзагадочности и тайны, окружающий фигуру шамана, в таком случае может бытьсвязан со сравнительно недавно установленным явлением — измененного состояниясознания. Такой вывод обладает необходимой степенью достоверности потому, чтосходные результаты были получены у испытуемых в ходе специальных научныхэкспериментов по использованию различных психотропных средств.
Кроме того, некоторую общность с образами шаманских странствий можнообнаружить в описаниях сновидений и в картинах, возникающих при другихспецифических состояниях сознания.
Поразительная устойчивость некоторых “спонтанно” возникающих образовможет быть объяснена особыми условиями функционирования мозга при изменениирежимов его работы. Наряду с другими характеристиками состояние измененногосознания обладает некоторыми речевыми особенностями и влияет на различныефункции организма, в том числе на чувствительность органов и тканей. Поэтомушаманы обнаруживают повышенную выносливость и сопротивляемость неблагоприятнымвоздействиям внешней среды. Но, прежде, чем продемонстрировать все этизамечательные качества, они должны сначала войти в это состояние, которое ранееопределяли как транс.
Существуют разные способы перестроить работу своего сознания. Известно,что в некоторых случаях шаманы применяли определенные галлюциногенные средства,но чаще они использовали другой прием. Обязательными атрибутами шамана являютсябубен и колотушка. Роль и значение бубна подчеркивается существованием сложногокомплекса представлений, посвященных ему, в том числе убеждение в том, что бубенявляется двойником шамана.
Еще одна примечательная особенность сеанса камлания заключается в том,что свое состояние шаман может передавать другим участникам или наблюдателямего действий. Не случайно, некоторые очевидцы сравнивали обстановку этого сеансас коллективным гипнозом. Главная же особенность поведения разных сторонкамлания заключается в том, что шаман сам входит в транс, а остальные — уже подего влиянием. Кроме того, по ходу действия шаман может давать пояснения своимдействиям и вести рассказ о ходе своего путешествия.
Эти факты показывают, что он способен контролировать глубину и степеньсвоего вхождения в состояние измененного сознания, в то время как другие людине могут это делать. Однако все отмеченные способности, знания и навыки являютсядостоянием опытного шамана, который чаще всего прошел специальную подготовку удругого шамана-специалиста.
Шаманское камлание, как правило, производится с наступлением темноты, илиже в затемненном помещении, причем камлает шаман с закрытыми глазами. Такаяобстановка позволяет ограничить воздействие внешних раздражителей и максимальнососредоточиться на самом действии. Только отдельные, самые сильные шаманы могуткамлать и днем. Важное значение для всей процедуры имеют резкие движенияшаманского танца и ритмические звуки, издаваемые бубном и другими предметами.Мышечное напряжение, развиваемое в танце, играет большую роль в измененииуровня бодрствования центральной нервной системы.
В результате дальнейшего углубления автокоммуникации шаман получаетспособность стимулировать своим эмоциональным возбуждением появлениеопределенных образов, которые в силу своей отчетливой визуализациипредставляются ему явлениями особого мира. Образы эти, судя по рассказамшаманов, являются сюрреалистическими, что и позволяет идентифицировать их сдухами. След