ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Экономический факультет Кафедра менеджмента Реферат на тему: «Роль Интернета в электронной торговле» Выполнил: студент группы МР-141 Суханов С.В. Проверил: Седых С.П. Мурманск 2005.
План. Введение… 1.Интернет-бизнес 1.1.Две формы интернет-бизнеса… 2.Инструменты Интернет-бизнеса… ……2.Место «электронного» бизнеса в национальной экономике… 13 Заключение…18 Литература….20 Введение. Данная работа посвящена одной из наиболее актуальных на сегодняшний день тем – развитию интернет-бизнеса в России. Эта сфера деятельности начинает приобретать все большее значение в современном мире, и в нашей стране соответственно, в связи с тенденцией к всеобщей глобализации
экономики. Интернет и электронная торговля играют в этом процессе одну из важнейших ролей. Применение современных информационных технологий в бизнесе формирует новые направления в глобальной системе координат мировой экономики. Это направление сегодня принято называть Интернет-экономикой. Интернет дает возможность отечественным компаниям выйти на мировой рынок, расширяет каналы сбыта, объединяет поставщиков и покупателей в единую систему.
Оборот электронной торговли составляет такие значительные суммы, которые сопоставимы с ВВП таких стран как Франция, Италия, Великобритания. Поэтому нельзя игнорировать или преуменьшать значение этого относительно нового сектора экономики. Ведение крупномасштабного бизнеса в современных условиях без использования информационных технологий не представляется возможным. Для малого и среднего бизнеса интернет дает прекрасную возможностью для
продвижения. Безусловно, Россия еще очень отстает в развитии и распространенности электронной торговли от развитых стран, что объясняется в первую очередь недостаточной компьютеризацией населения. Тем более, необходимо обратить особенное внимание на перспективы и условия эффективного функционирования интернет-экономики и преимущества, которые она дает предприятиям отдельно, и национальной экономике страны в целом. 1. Интернет-бизнес 1.1 Две формы интернет-бизнеса
Интернет-бизнес – это один из самых эффективных инструментов для создания и равития большинства видов бизнеса. Интернет-Бизнес можно разделить на две формы: Интернет-бизнес – основа создания бизнеса и Интернет-бизнес как дополнительный инструмент развития уже существующего традиционного бизнеса. Интернет-Бизнес как основа создания бизнеса подразумевает модель бизнеса, где подавляющее большинство бизнес-процессов выполняются с помощью технологий
Интернета. Пример: Интернет-магазин по торговле строительными материалами “StroyShop.ru”. Полностью онлайновая модель ведения бизнеса. С помощью технологий Интернет-бизнеса в Интернет-магазине ведутся следующие бизнес-процессы: обеспечение пользователей информацией о товарах и услугах продажа товара и услуг оплата товара и услуг автоматизированное добавление и удаление товарной базы поставщиков из ассортимента
Интернет-магазина обеспечение клиентов информацией о ходе выполнения заказа ведение отчетности поиск партнеров Что отличает “StroyShop.ru” от традиционных магазинов: отсутствие “земной” точки продажи отсутствие складов работа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю полная автоматизация деятельности компании Интернет-Бизнес как дополнительный инструмент ведения и развития бизнеса подразумевает наличие традиционной
модели ведения бизнеса, дополненную новой средой, технологиями Интернет-бизнеса. Пример: Интернет-служба заказа товаров и услуг “Zakaz OnLine”. Служба заказа товаров и услуг существовала как традиционная компания с конца 1998 года. Бизнес-процессы компании: обработка звонков с заказами товаров и услуг операторами поиск товара или услуги оплата и доставка заказа Проблемы: ограниченная потенциальная клиентская база высокий уровень
порога выхода на рынок сложность поиска неудобство обмена информацией с заказчиком трудности в развитии сопутствующего сервиса высокая стоимость рекламных мероприятий отсутствие портрета клиентов При добавлении к традиционному бизнесу онлайнового сервиса были получены следующие преимущества: увеличение заказов в 5 раз потенциальная база клиентов выросла до 2 млн. клиентов заказчик, имеющий доступ в Интернет, может, не беспокоя персонал, на сервере Интернет-службы узнать, на какой стадии выполнения
находится заказ увеличилась быстрота поиска с помощью Интернет-технологий персонала Интернет-службы Интернет-технологии позволили на базе Интернет-службы развивать сопутствующий сервис для клиентов, при этом особенно не вкладываясь в него с помощью Интернет-технологий Интернет-служба получила информацию о портрете своего пользователя низкая стоимость рекламных мероприятий внимание со стороны прессы.
И все это благодаря использованию в традиционном бизнесе технологий Интернет-бизнеса. Интернет-Бизнес также можно охарактеризовать как среду, позволяющую фирмам: обеспечить своей корпоративной информацией весь мир или только целевую группу клиентов сократить издержки автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы компании как внутри, так и в отношениях с поставщиками, дилерами и партнерами обеспечить бесперебойную работу бизнеса выходить на любой рынок мира развивать отдельные
направления бизнеса Для успешного применения технологий Интернет-бизнеса необходимо с самого начала четко определить, как и в какой форме Интернет-бизнес может быть полезен. Технологии интернет-бизнеса позволяют решить следующие проблемы: недостаточность информационного обмена между компанией и партнерами, поставщиками, дилерами, в конце концов, с персоналом; недостаточность средств для масштабных рекламных кампаний; высокий уровень выхода
на новые рынки; сложность выхода на региональные рынки, не говоря уже о мировых; непомерные налоги со стороны государства; постоянное вмешательство в ваш бизнес районных и городских администраций; высокие издержки; неразбериха в внутри компании из-за неналаженных взаимоотношений между отделами компании; проблемы в ведении отчетности и т.д. Использование технологий интернет-бизнеса предоставляет такие возможности, как: выход на все рынки мира бесперебойную работу бизнеса (24 часа в сутки 7 дней в неделю) обмен информацией
с любой точкой мира сокращение издержек оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов компании оптимизацию и автоматизация взаимоотношений с поставщиками, дилерами, партнерами возможность осуществления платежей через Интернет возможность осуществления платежей по бартерным и клиринговым схемам сокращение расходов на рекламу и маркетинговые мероприятия безконтакность с районными и городскими администрациями мобильность бизнеса 1.2 Инструменты Интернет-бизнеса Основными инструментами
Интернет-бизнеса в отношении малого и среднего бизнеса России являются: Корпоративный веб-сайт Интернет-магазин Интернет-аукцион Информационный корпоративный портал Интернет-биржа Интернет-Маркетинг Корпоративный веб-сайт – информационная страница с данными о компании, проекте, товарах и услугах, видах деятельности, предложениях по сотрудничеству.
Функциональность: обеспечение потенциальных клиентов и партнеров корпоративной информацией о компании привлечение дополнительных клиентов и партнеров установление двусторонней связи с посетителями вашего ресурса формирование имиджа компании обеспечение клиентов информацией о товарах и услугах установление двусторонней связи с посетителями ресурса Результаты: бесперебойная работа веб-сайта доступность в любой точки мира (где есть Интернет) сокращение издержек на информационное обеспечение клиентов, партнеров,
филиалов, поставщиков возможность составления портрета ваших посетителей Интернет-магазин – витрина онлайнового или традиционного бизнеса, на которой размещается предложение товаров и услуг для их дальнейшей реализации. Интернет-магазин может также являться частью корпоративного веб-сайта. Функциональность: продажа товаров и услуг обеспечение клиентов информацией о товарах и услугах обеспечение корпоративной информацией о бизнесе налаживание четкой автоматизации отношений “клиент-
продавец” привлечение дополнительных клиентов и партнеров установление двусторонней связи с посетителями ресурса формирование имиджа владельца Интернет-магазина Результаты: увеличение продаж товаров и услуг возможность получения информации о спросе сокращение издержек на реализацию единицы продукции возможность получения портрета клиента увеличение базы пользователей, которые являются потенциальными покупателями Интернет-аукцион – торговая витрина, через которую пользователь
может продать любой товар. Заработок владельца такого аукциона – комиссионные со сделки. Может являться частью Интернет-магазина, который, в свою очередь, может являться частью корпоративного веб-сайта. Функциональность: предоставление услуг как для участника-продавца, так и для покупателя продажа любых товаров и услуг сбор информации о спросе формирование имиджа владельца аукциона Результаты: деньги зарабатываются “не потея” (затраты только на поддержку ресурса) получение
информации из “первых рук” о спросе на товары или услуги на рынке (очень ценная информация) формирование постоянной аудитории (участники аукциона будут посещать его ежедневно) следствие из вышеизложенного преимущества: внимание к конкретному аукциону со стороны рекламодателей Информационный корпоративный портал – сложная информационная система компании, аккумулирующая в себе большинство бизнес-процессов и информационных потоков компании.
Может быть создан на основе корпоративного веб-сайта и интегрирован с интернет-магазином. Функциональность: информационное обеспечение потенциальных клиентов и партнеров корпоративными данными о компании привлечение дополнительных клиентов и партнеров установление двусторонней связи с посетителями ресурса формирование имиджа компании организация через удаленный доступ портала деловых отношений с работниками филиалов, дилерами, партнерами, поставщиками централизация информационных потоков через
портал автоматизация бизнес-процессов бизнеса осуществление контроля и учета деятельности отделов компании, филиалов, поставщиков и дилеров Результаты: сокращение издержек автоматизация информационных потоков более качественное и быстрое информационное обеспечение сотрудников компании, филиалов, дилеров, партнеров, поставщиков бесперебойная работа портала Интернет-биржа – торговая площадка, через которую предприятия ведут торговлю товарами и услугами. Заработок владельца – комиссионные или, если в каждой сделке владелец
является продавцом или покупателем, сокращение издержек. Площадки бывают одноотраслевыми и много отраслевыми. Интернет-Биржа может быть создана на основе корпоративного информационного портала, Интернет-магазина и Интернет-аукциона. Функциональность: информационное обеспечение участников Интернет-биржи организация торговли товаром между предприятиями организация процесса оплаты и доставки
привлечение дополнительных участников и партнеров установление двусторонней связи с участниками биржи Результаты: сокращение издержек простота поддержки автоматизация процесса оплаты и доставки, контроль их выполнения бесперебойная работа большие объемы – большие прибыли Технологии Интернет-биржи позволяют организовывать бартерные модели торговли товарами и услугами и использовать клиринговые системы. Интернет-Маркетинг – эффективнейший и важнейший инструмент
Интернет-бизнеса. Функциональность: проведение рекламных акций компании, товаров, услуг, веб-сайта, порталов, Интернет-магазинов и т.д. проведение специальных маркетинговых мероприятий создание брэндов проведение pr-мероприятий проведение маркетинговых исследований рынка анализ деятельности конкурентов установление тесных деловых отношений с пользователями Результаты: анализ спроса продукции определение портрета пользователя анализ эффективности рекламы потенциально
– привлечение на свой ресурс практически безграничного (но не более 150 млн.) количества пользователей нахождение новых клиентов и партнеров Преимущества перед традиционным маркетингом: более низкая стоимость рекламной кампании по сравнению с традиционными СМИ большая аудитория, чем у СМИ возможность направления потока рекламы только на целевую аудиторию возможность оценки эффективности рекламы возможность оперативного изменения основных акцентов рекламной кампании
Важно учесть, что Интернет-маркетинг не конкурент традиционного маркетинга, а лишь его продолжение или начало, имеющее ряд преимуществ. 2. Место «электронного» бизнеса в национальной экономике. Сеть Интернет, разработанная военными и учеными США на рубеже 60 и 70 гг стала доступна рядовым пользователям во всем мире лишь в 1995 году. Тем не менее, за этот короткий промежуток времени эта сеть стала популярной не только среди простых пользователей персональных компьютеров, но и среди разного рода коммерческих
структур. И это не удивительно – роль Интернета трудно переоценить. Сейчас Интернет является открытой сетью, которую можно использовать как канал для проведения сделок и продажи товаров и услуг. Использование открытой сети рискованно и где-то даже опасно, так как нелегко защищать конфиденциальную информацию. С другой стороны следствием открытости является дешевизна использования этой сети и ее доступность, а это тоже немаловажный фактор для коммерческих структур, имеющих дело с
большим количеством конкурентов. Таким образом, за 10 лет своего существования Интернет вырос из модной игрушки до серьезного бизнес-инструмента. Многие отождествляют понятие электронного бизнеса с совершением покупок через Интернет. Но это разные понятия. Электронный бизнес – это любая сделка, совершенная посредством связанных между собой компьютеров (не обязательно при помощи
Интернет), по завершению которой происходит передача прав собственности товаром или права пользования услугой. Электронный бизнес существует уже более 30 лет, первые же розничные продажи через Интернет начались лишь в 1995 г. Таким образом, покупки через Интернет – это лишь часть электронного бизнеса. В настоящее время в Интернет представлено главным образом два сектора электронного бизнеса: сделки между деловыми партнерами;
сделки между продавцом и конечным потребителем. В принципе возможны и другие формы электронного бизнеса – индивидуум-государство, предприятие-государство, индивидуум-индивидуум и прочие. Тем не менее, часто рассматриваются лишь две первые модели, так как первая занимает на рынке около 85% денежного оборота, вторая – чуть менее 15%. Причем в эти 15% входит не только совершение покупок через Интернет, но и различные банковские операции, которые пользователи проводят не выходя из дома, страхование
и пр. Итак, мы четко разделяем понятие электронной торговли и электронного бизнеса. Второе понятие значительно шире и включает в себя: продажи товаров; финансовый анализ; различные платежи; поиск работы и рабочей силы; поддержка клиентов и партнеров; реклама и прочее. Электронный бизнес имеет значительный потенциал для роста. Наиболее многообещающими областями Интернет-экономики являются: рекламная деятельность домашние банковские
операции продажа программного обеспечения и книг доставка товаров оффшорное программирование дистанционное образование. По сути, в данный момент мы находимся в только самом начале новой эры экономики, которую экономисты называют Интерет-экономика или «экономика цифрового мира». Говоря об электронном бизнесе в России, можно найти массу причин, которые осложняют развитие этой перспективной отрасли экономики: Небольшое количество пользователей сети (не менее 15%, а у нас 6 млн.).
Скорость и качество каналов связи в Интернет. Средний пользователь Интернет отличается от среднестатистического жителя России. Низкая платежеспособность населения (книги, кассеты, мелочевка). Явный недостаток профессиональных специалистов в этой области. Недоверие покупателей и торговцев к отечественной банковской системе.
Отсутствие правового регулирования. О каждой из этой проблем можно весьма долго дискутировать. Однако одной из главных проблем на сегодняшний день видится именно правовой аспект. Именно он является основным сдерживающим фактором Интернет-экономики. Совершение сделок через Интернет в первую очередь требует правового регулирования передачи и обмена данными. В настоящее время в нашей стране суд не принимает к рассмотрению электронные
документы как доказательства доброй воли обоих участников сделки. Следовательно, необходимо определить процедуру подтверждения достоверности или подлинности таких документов. Эта проблема тесно связана с таким понятием как электронная подпись. В США и Германии в законах уже обозначено такое понятие, и юристы этих стран весьма смело таким понятием оперируют. Правовое регулирование также необходимо в борьбе с компьютерной преступностью.
Одной из важнейших проблем электронного бизнеса являются махинации в области электронных платежей. До сих пор такое понятие как «электронные деньги» окончательно не определено в российском законодательстве. В связи с этим электронные платежи еще не так безопасны, как те формы расчетов, к которым мы привыкли. Технологии развиваются и совершенствуются быстрее, чем закон. Закон более консервативен по своей природе. На сегодняшний день суды не готовы разрешать споры и противоречия
между участниками электронных сделок: у них нет специальных знаний и опыта в этой области. Они должны консультироваться с экспертами, а по сему они будут находиться под воздействием частного мнения таких экспертов. В России до сих пор не существует правовых документов, точно и четко регулирующих основные вопросы электронного бизнеса. В таком случае в настоящее время нам остается обратиться к опыту других развитых стран (США, Евросоюз, Израиль, Япония).
Так как электронный бизнес весьма успешен в США и имеет хорошие перспективы для развития, правительство США пытается создать хорошие условия для этой отрасли национальной экономики. В настоящее время действует трехлетний мораторий на налоги для компаний, начинающих деятельность в сфере электронного бизнеса. В задачи государства так же входит защита несовершеннолетних, использующих Интернет-возможности в приобретении товаров и услуг, защита авторских прав, гарантии в приватности при
обмене информацией. В США уже существует ряд законов, стоящих на защите Интернет-пользователей. Многие законы в США прияты уже 4-5 и даже 6 лет назад. Для России электронная торговля открывает новые перспективы: улучшение качества российских систем связи, обмен информацией, рост многочисленных новых российских и международных предприятий. Будучи неотрегулированными, такие вопросы как налогообложение и защита конфиденциальной информации
могут порождать конфликты с налоговыми службами или даже приводить к нарушению прав человека, гарантированными Конституцией РФ. Сейчас в России идет работа над программой «развития электронного бизнеса». В Государственной Думе идет обсуждение «Закона об Интернет». Для того чтобы Россия могла максимально эффективно использовать достижения электронных средств связи в бизнесе, инвестициях и торговле, российским органам власти необходимо:
Принять Закон об электронно-цифровой подписи. Отменить или смягчить законы, предусматривающие обязательное бумажное оформление для заключения или регистрации сделок. Пересмотреть и уточнить порядок налогообложения осуществляемых через Интернет сделок. Не допускать и устранять рыночные барьеры, которые подавляют инвестиции в техническую инфраструктуру. Избегать введения новых налогов, лицензий, регистраций или любых других действий, которые
подрывают уверенность в целесообразности капиталовложений в Интернет и электронную торговлю. Ведущие отечественные и зарубежные эксперты поддерживают необходимость государственного стимулирования электронной торговли и устранения препятствий на пути ее роста. Россия пока еще может стать ключевым игроком мировой системы электронной торговли. Позднее влиться в этот процесс станет значительно труднее.
Заключение. В условиях рыночной экономики в России появился новый вид бизнеса – интернет бизнес. Он коренным образом отличается от обычного несетевого – он развивается так же стремительно как и сама среда интернет позволяет работать на виртуальном рынке, что в значительной мере снижает издержки предприятий малого бизнеса; позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов. Одним из выгодных для России свойств этого бизнеса является то, что он чрезвычайно привлекателен для
инвесторов, как западных так и российских. А это в данный момент для России очень важно: экономике сегодня необходимы денежные вливания для развития малого бизнеса, формирования конкурентной среды для крупного бизнеса, который является основой экономики любого развитого государства. Однако наряду с достоинствами нового вида предпринимательства возникают и проблемы. В основном они связаны с неразвитой телефонной инфраструктурой
России и неопытностью предпринимателей в данной области рынка. Кроме того, в России пока что не сложилось новое поколение управляющего персонала и обслуживающего персонала, способного эффективно работать на рынке электронных услуг. Нет специализированных по интернет – проектам инвестиционных компаний, что в значительной степени сдерживает развитие этого рынка, а без капитала даже самая оригинальная идея ничего не значит.
Самой большой проблемой России является то, что мнение большинства людей об интернете отрицательное – для многих это агрессивная среда переполненная хакерами и непристойной информацией. Рынок электронных услуг в России пока что не совершенен и далек от западного. Однако Российский предприниматель сознательно идет на эти трудности, видя перспективы, которые открываются на этом рынке. Об этом свидетельствуют постоянно появляющиеся новые интернет – проекты.
Российский предприниматель так же затрачивает очень много своих средств на изучение рынка электронных услуг, на его развитие и преодоление тех стереотипов, которые сложились у народа. Остается только надеяться что эти усилия не пропадут даром и интернет – бизнес в России станет таим же прибыльным и привлекательным, как и в западных странах. Интернет не воспринимается всерьез многими предпринимателями.
Но серьезность этого рынка характеризуют цифры – за 1999 год вложения в интернет можно сравнить с бюджетом России. Вот доказательство развития этой сферы производства. Само государство должно наконец определиться с тем, что такое все-таки Интернет – среда общения, средство массовой информации, или нечто вообще иное. Необходимо четко определить те рамки, в которых государство будет регулировать
Интернет. Сделать регулирование слишком жестким — значит парализовать всякий интернет – бизнес. Это не получилось в США и вряд ли получится у нас. Как только будут введены хоть какие-то правила игры, тут же появляются и игроки, те, у кого есть желание инвестировать. Пока законов никаких нет (и на это уйдут годы), игрокам приходится оставаться в неопределенном статусе. Именно поэтому интернет – инвестиции уходят к иностранным юридическим лицам (часто зарегистрированные
в оффшорных зонах). При этом наше государство фактически добровольно лишает себя дополнительных налоговых сборов. Так что для интернет – бизнеса нужны правила игры, которые есть во многих развитых странах. Хотя и несовершенная, не до конца проработанная, но законодательная база уже действует, например, в США. И хотелось бы, чтобы этот опыт учитывался при разработке нашего законодательства. Интернет меняет экономическую организацию общества – хотим мы этого или нет, и нужно уметь перестраивать
свою деятельность в новых условиях. Литература. 1.http://www.cnews.ru/comments/2001/03/1 6/content2.shtml 2.http://www.cnews.ru/comments/2001/04/0 5/content1.shtml 3.http://www.libertarium.ru/libertarium/ l_eldoc_ots1/ 4.http://www.zametki.ru/zo-b2c.html 5.http://www.internetbusiness.ru/about_i b/why.html 6.http://www.e-commerce.ru/analytics/rep orts/eshops_set.html 7.http://www.e-management.ru/e-com-theor y.htm 8.http://www.utro.ru/articles/economics/ 2000/03/03/200003030110022526.shtml?2000 /03/03 9.Д.
Кирсанов , Web-дизайн: «Символ», 1999 10.РОЦИТ — http://www.rocit.com/ 11.Б. Гейтс «Дорога в будущее», М.: Изд. Отд. «Русская Редакция», 1996 г. 12.В.В.Гуров «Интернет для бизнеса», М.: ООО «Электронинформ», 1997 г. 13.Журнал «iBusiness», №5(11), 2001 г. 14.Журнал «Мир Интернет», №2(29), 2001 г. 15.Соломатин Е. Internet-трейдинг: тенденции, концепции, технологии.//
Computerworld, 2000, № 8. 16.Субботин С. Интернет-коммерция – «за» и «против».// «Рынок ценных бумаг», 2000, № 7.