Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО (международными стандартами финансовой отчетности) и основные этапы учетной работы

Министерствообразования Республики Беларусь
Белорусскийгосударственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: «Финансыпредприятий»
Тема: «Элементыфинансовой отчетности в соответствии с МСФО (международными стандартамифинансовой отчетности) и основные этапы учетной работы»
Выполнил: студент 3 курса, УЭФ
специальность: «Финансы и кредит»
группа: ФК-2
заочное отделение
Минск
2009

Содержание
Элементыфинансовой отчетности в соответствии с МСФО (международными стандартамифинансовой отчетности) и основные этапы учетной работы… 3
Списокиспользованных источников… 14

ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО ИОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ
Информация, на основании которой подготавливаетсяфинансовая отчетность, в соответствии с основополагающими экономическимипараметрами может быть объединена в определенные категории, которые принятоназывать элементами финансовой отчетности. Всего выделяют пять элементов,которые условно можно разделить на две группы. В первую группу входят элементы,составляющие отчетный бухгалтерский баланс и имеющие прямое отношение к оценкефинансового положения компании. К ним относятся активы (assets), обязательства(liabilities) и капитал компании (equitycapital). Вторая группа элементовсвязана с измерением результатов хозяйственно-финансовой деятельностиорганизации и составляет отчет о прибылях и убытках. В нее входят доходы(income) и расходы (expenses). В свою очередь каждый элемент может состоять изразличных единиц информации, что позволяет классифицировать информацию вподклассы, подгруппы с целью представления более детальной и правильнойинформации, удовлетворяющей потребностям различных групп пользователей [8,с.164].
Под активами следует понимать ресурсы и имущество,контролируемые данной компанией и являющиеся результатом событий, имевших местов отчетном или прошлых отчетных периодах. Важнейшим признаком активов являетсяих способность приносить в будущем определенную экономическую выгоду, котораядолжна заключаться в конечном итоге в поступлении денежных средств или ихэквивалентов либо способности сэкономить денежные средства. В противном случаересурсы нельзя рассматривать как активы, поскольку они являются потенциальнымиубытками или расходами текущей деятельности.
Активы предприятия могут состоять из имущества,обладающего материально-вещественной формой, а также не обладающего таковой,связанного с юридическими правами, включая право собственности. Причем правособственности не всегда является основополагающим при решении вопроса оботнесении ресурсов к активам компании. Например, если организация ожидаетизвлечение прибыли от использования арендуемого имущества, то данное имуществос полным основанием может быть отнесено к его активам.
Имущество организации чаще всего приобретается за деньгилибо в обмен на другое имущество. Однако существуют возможности иногопоступления средств. Объекты могут поступать одновременно с увеличениемобязательств, которые потребуют погашения в будущем, либо вообще безвозмездно.Поэтому между понесенными организацией расходами и формированием ее активов несуществует абсолютной зависимости. Важна обоснованная уверенность в получении вбудущем экономических выгод. В то же время отсутствие со стороны организациирасходов в определенных условиях не является препятствием для возникновенияактивов. Например, создание объектов интеллектуальной собственности приудовлетворении последних требованию приносить доход вполне можно отнести кпроцессу формирования активов компании. Принципиальным здесь являетсяобъективность оценки созданного актива.
Обязательства организации возникают в результате событий,имевших место в отчетном или прошлых периодах, и представляют собой различныевиды кредиторской задолженности, по которой имеется достаточная уверенность втом, что ее погашение приведет к уменьшению активов организации и, какследствие, уменьшению потенциальной экономической выгоды.
К обязательствам относят займы, долговые обязательства,банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим ифизическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.
Важнейшим элементом отчетности является капиталорганизации. Понятие капитала не идентично совокупной стоимости активовкомпании или ее стоимости как целостного хозяйствующего субъекта. Капиталследует рассматривать как остаточный интерес в активах компании после вычета изних всех обязательств. Иными словами, капитал представляет собой стоимостьактивов, не обремененных обязательствами.
Общий капитал компании можно разделить на две части:капитал, полученный от своих акционеров, и капитал, полученный в результатесобственной деятельности путем капитализации нераспределенной прибыли исоздания соответствующих резервов. В финансовой отчетности капитал, внесенныйакционерами, делится на сумму номинальной стоимости акций и эмиссионный доход,полученный в результате реализации акций при первичном их размещении сверхноминальной стоимости.
Сохранение собственного капитала является необходимымусловием признания прибыли. Иными словами, прибыль рассматривается как разницамежду доходами и расходами организации с учетом корректировок, обеспечивающихподдержание капитала на уровне не ниже его величины на начало соответствующегоотчетного периода. Убыток, формирующийся как превышение расходов над доходами,является обстоятельством, уменьшающим величину собственного капитала.
Следование международным стандартам при формированиифинансовой отчетности предполагает необходимость учета еще одного очень важногообстоятельства. Дело в том, что номинальное увеличение стоимости активоввследствие инфляции, соответствующее общему росту уровня цен, должнорассматриваться в качестве корректировки стоимости реального функционирующегокапитала и включаться в резерв инфляционного прироста капитала. Поэтому такоеувеличение стоимости активов рассматривается как неотъемлемая часть самогокапитала и признаваться в качестве прибыли отчетного периода не должно.
В соответствии с концепцией бухгалтерского учета врыночной экономике прибыль следует рассматривать как стоимостную оценкуувеличения производственных возможностей организации за отчетный период.
Следующим важнейшим элементом финансовой отчетностиявляются доходы, которые рассматриваются как увеличение экономической выгоды,приводящее к увеличению функционирующего капитала организации в результатепоступлений, увеличения активов или уменьшения обязательств. Доходы включают всебя выручку, возникающую как результат основной деятельности организации, и прочиедоходы (выигрыши), представляющие собой нерегулярные (случайные) доходы,которые могут возникнуть или не возникнуть в условиях обычной деятельностиорганизации [3, с.78].
Расходы представляют собой уменьшение экономических выгодза отчетный период, выражающееся в расходовании средств, уменьшении стоимостиактивов или увеличении обязательств, в результате чего происходит уменьшениефункционирующего капитала компании (за исключением изъятий собственников).
В соответствии с международными стандартами финансовойотчетности кроме расходов, возникающих в ходе текущей деятельности организации,расходами также считаются убытки, состоящие из затрат, которые не создаюткаких-либо экономических выгод в будущем. В первую очередь к ним относятсярасходы, которые в силу определенных обстоятельств не могут быть признаны вкачестве активов или увеличения их стоимости в балансе организации. Посколькуубытки являются уменьшением экономических выгод, то в соответствии с МСФО онине выделяются в качестве самостоятельного элемента учета, а приравниваются красходам.
Международные стандарты финансовой отчетности разделяютпризнание (отражение) в статьях расходов и формирование налогооблагаемой базы всоответствии с действующими правилами налогообложения. В отчетности о прибыляхи убытках данного отчетного периода должны найти отражение все имевшие место вданном периоде расходы, соответствующие критериям их признания, независимо оттого, принимаются эти расходы в расчет налогооблагаемой базы или нет.
Все приведенные элементы могут быть отражены в финансовойотчетности только в том случае, когда они удовлетворяют критериям признания иоценки.
Общий смысл критерия признания состоит в том, что длятого, чтобы элемент финансовой отчетности был признан таковым, должновыполняться одновременно два условия: обоснованная вероятность прироста илиуменьшения будущих экономических выгод, связанных с этим элементом, а такжевозможность надежной оценки его стоимости.
Оценка является процессом определения денежногоэквивалента, по которому данный элемент должен быть отражен в финансовойотчетности. Международные стандарты выделяют несколько видов оценок, которыемогут быть использованы при формировании отчетности.
Первоначальная стоимость (historical value) для активовпредставляет собой сумму денежных средств или справедливую стоимость иноговозмещения, израсходованных в момент приобретения актива. Для обязательствпервоначальная стоимость представляет собой размер денежных средств и другихпоступлений, полученных в результате возникновения обязательств, а также суммусредств, которую предполагается выплатить для удовлетворения некоторыхобязательств (например, задолженность по налогам).
Текущая стоимость (current value) больше знакома нам каквосстановительная стоимость и представляет собой сумму средств, необходимых дляприобретения данного актива в настоящий момент. Для оценки обязательств текущаястоимость является суммой средств, необходимой для удовлетворения данногообязательства в настоящий момент.
Стоимость реализации (погашения) (realizable (settlement)value) представляет собой сумму денежных средств или их эквивалент, за которыеактивы могут быть реализованы на рынке в ходе обычной коммерческой операции.Разновидностью этой оценки является чистая стоимость реализации (net realizablevalue), представляющая собой стоимость реализации за минусом расходов нареализацию.
Приведенная (дисконтированная) стоимость (present value)является величиной будущих чистых поступлений денежных средств от использованияданного актива в ходе обычной хозяйственной деятельности. Для оценкиобязательств данная стоимость представляет собой величину будущих чистыхрасходов денежных средств, которые предположительно потребуются для погашенияимеющихся обязательств в ходе обычной деятельности.
Справедливая стоимость (fair value) показывает стоимость,по которой активы могут быть обменены, а обязательства погашены в результатенезависимых сделок между осведомленными сторонами. Следует признать, что даннаяоценка в большей степени используется для текущего учета активов и обязательствс целью формирования объективной картины имущественного состояния организации[1, с.241].
Процесс обработки учетно-экономической информации иполучения обобщенных данных о деятельности компании в наиболее общем виде можноразделить на следующие этапы:
— этап 1 — оформление первичных носителей информации осовершенных операциях;
— этап 2 — перенесение аналитической информации в Главныйрегистрационный журнал либо в Главный регистрационный журнал и несколькоспециальных регистрационных журналов;
— этап 3 — заполнение сводных журналов по счетамсинтетического учета на основании данных учетных регистров, сформированных наэтапе 2; О этап 4 — составление регулирующих бухгалтерских записей, закрытиесчетов доходов и расходов, формирование разработочной тетради-таблицы ипредварительного пробного баланса;
— этап 5 — оформление окончательной финансовойотчетности.
Соответствующим образом оформленные первичные документыподтверждают факт совершения финансово-хозяйственной операции и являются основаниемдля записи содержащейся в них исходной учетной информации в Главныйрегистрационный журнал или в специальные регистрационные журналы. Врегистрационных журналах приводятся дата операции, ее содержание, указываютсякорреспонденция счетов бухгалтерского учета и сумма.
Целью формирования регистрационных журналов является:
— обеспечение хронологически точного отраженияпоследовательности совершаемых операций;
— обеспечение единого информационного звена междумногочисленными операциями, первичными документами, аналитическими исинтетическими бухгалтерскими счетами;
— оптимизация поиска и устранения возможных бухгалтерскихошибок, а также упрощение проведения аудиторских проверок.
Главный регистрационный журнал и специальныерегистрационные журналы, формируемые на этапе 2, по своему назначению иметодике заполнения однотипны. В зависимости от размеров и организационнойструктуры предприятия используется либо один Главный регистрационный журнал,либо один Главный и несколько специальных регистрационных журналов.
Применение только Главного регистрационного журналахарактерно для небольших и средних предприятий. В этом случае в данном журналерегистрируются все без исключения финансово-хозяйственные операции, совершенныена предприятии за отчетный период.
В случае использования на предприятии наряду с Главнымспециальных регистрационных журналов в нем фиксируются лишь те операции,которые не нашли отражения в специальных регистрационных журналах.
Применение специальных регистрационных журналовхарактерно для регистрации наиболее часто встречающихся финансово-хозяйственныхопераций. Чаще всего ведутся следующие регистрационные журналы:
— журнал учета поступлений денежных средств, которыйиспользуется для отражения операций по дебету счета «Денежныесредства»;
— журнал учета платежей, используемый для отраженияопераций по кредиту счета «Денежные средства»;
— журнал учета неоплаченных приобретений (покупок)товарно-материальных ценностей у поставщиков, используемый для отражениянеоплаченной кредиторской задолженности. Погашение задолженности отражается вжурнале учета платежей;
— журнал учета продаж, который используется для отраженияопераций по кредиту счета «Продажа товаров». Погашение дебиторскойзадолженности за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)отражается в журнале учета поступлений. На следующем этапе отражения учетнойинформации происходит формирование сводных журналов синтетического учета наосновании данных, собранных в Главном и в специальных регистрационных журналах.Сводные журналы открываются для каждого синтетического бухгалтерского счета.Записи в них формируются по дебету и кредиту соответствующих бухгалтерскихсчетов. Сводные журналы чаще всего формируются по приведенной ниже форме.
Сводный журнал синтетического учета
Название бухгалтерского счета
Шифр счетаДата Содержание операции Корреспондирующий счет Источник информации Сумма по Сумма по дебету кредиту дебету кредиту
Составлением сводных регистрационных журналов завершаетсяэтап отражения всех финансово-хозяйственных операций на счетах синтетическогоучета с формированием итоговых дебетовых и кредитовых оборотов, а такжевыведением конечного сальдо по каждому счету [2, с.300].
На следующем этапе возникает необходимость оформлениярегулирующих бухгалтерских записей. Это связано с тем, что существует целый рядфинансово-хозяйственных операций, выходящих за рамки одного отчетного периода.Поэтому возникает необходимость уточнения в конце каждого отчетного периодастоимости отдельных объектов учета.
Чаще всего регулирующие учетные записи составляютсявследствие необходимости отнесения к данному отчетному периоду полученныхдоходов либо списания затрат, соответствующих этим доходам. В основе такихзаписей лежит принцип соответствия затрат и доходов.
В качестве наиболее характерных примеров указанныхзаписей можно привести следующие:
— начисление амортизации;
— отнесение авансовых платежей за аренду и другие услуги;
— начисление страховых платежей;
— списание затрат на канцелярские принадлежности и др.
В связи с этим регулирующие записи затрагивают, какправило, счета «Накопленная амортизация», «Канцелярскиерасходы», «Закупочная стоимость реализованных товаров»,«Арендная плата», «Страховые расходы». Записи по регулирующимсчетам производят в соответствующих сводных журналах синтетического учета.
Следующей стадией данного этапа является процедуразакрытия счетов. В процессе закрытия счетов все доходы и расходы отчетногопериода списываются на результативный счет «Сводный счет доходов ирасходов», на котором формируется конечный финансовый результатдеятельности компании. Поскольку «Сводный счет доходов и расходов»является результативным, он ежемесячно закрывается и сальдо по нему в балансеотсутствует. В зависимости от содержания полученного финансового результата данныйсчет закрывается на кредит счета «Накопленная прибыль собственника»или на дебет счета «Убытки собственника».
Если в течение отчетного периода производилось изъятиесредств по желанию собственника, то такое изъятие отражается по счету«Извлечение капитала собственником из оборота предприятия». Величинатаких извлечений отражается по дебету этого счета в корреспонденции с кредитомсчетов соответствующих активов, которые фактически выводились из оборотапредприятия.
Составление пробного баланса является следующей стадиейформирования итоговой финансовой отчетности. Пробный баланс строится в видеразработочной тетради-таблицы, представляющей собой документ, обеспечивающийединство документооборота в рамках одного учетно-аналитического цикла. Данныйсводный регистр служит для отражения последовательного переноса накопленной всводных журналах синтетического учета информации в основные формы финансовойотчетности — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках [9, с.487].
Можно выделить следующие основные разделы разработочнойтетради-таблицы:
— предварительный пробный баланс;
— регулирующие бухгалтерские записи;
— отчет о прибылях и убытках;
— бухгалтерский баланс.
Заполнение указанных разделов производится поэтапно.Данный регистр имеет следующий вид:
Разработочная тетрадь-таблицаНазвание бухгалтерского счета Пробный баланс Регулирующие бухгалтерские записи Отчет о прибылях и убытках Бухгалтерский баланс дебет кредит дебет кредит дебет кредит дебет кредит 1 2 3 4 5 6 7 8 9