Эмиссия облигаций, как источник привлечения инвестиций корпорациями

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Рынок ценных бумаг»
«Эмиссия облигаций как источник привлечения инвестицийкорпорациями»Выполнила:Хорикова Е. И.
ФД 4-2
Проверила: Журавлева Н. В.
2010г.

Содержание
 
Введение
Глава 1. Научно-теоретическиеосновы корпоративных ценных бумаг и становление рынка их размещения
1.1Понятие корпоративныхценных бумаг
1.2 Становление рынка корпоративныхценных бумаг
Глава 2. Сущностьи виды корпоративной облигации
2.1 Сущностькорпоративной облигации
2.2Классификация корпоративных облигаций
2.3 Преимуществакорпоративной облигации перед другими финансовыми инструментами привлеченияинвестиций
Глава 3. Выпуск,регистрация и обращение корпоративной облигации
3.1 Эмиссиякорпоративных облигаций
3.2 Обращениекорпоративных облигаций на вторичном рынке
Заключение
Библиография
Введение
Для повышения эффективности производства вусловиях развитой экономики особое значение имеет способность предприятий гибкоиспользовать рыночные инструменты и механизмы в процессе финансирования своейхозяйственной деятельности.
В условиях совершенного рынка, равныхставок налогообложения различных финансовых инструментов и отсутствиярегулирующих мер любая структура финансирования предприятия не должна оказыватьзаметного влияния на результаты его деятельности и рентабельность. Однако вреальных условиях на рынках предприятия часто сталкиваются с различнымирисками, что обуславливает наличие определенной иерархии форм и источниковфинансирования.
На практике не только крупные, но и мелкиеи средние предприятия прибегают к различным источникам внешнего инвестирования,в том числе к банковским кредитам, заимствованию средств на финансовых рынках,использованию рисковых капиталов и т.д. Выбор источников финансирования зависитот многочисленных факторов, среди которых – размер предприятия, природа егорынков, отрасль и сфера деятельности, технологические особенности, спецификавыпускаемой продукции, характер государственного регулирования иналогообложения бизнеса, связи с рынками и др.
Как показывает зарубежный опыт, важноеместо в структуре внешних источников финансирования корпораций занимают эмиссииценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В современных развитых странахоблигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10-15 до 60-65 %общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг, что свидетельствует о важнойроли облигаций как альтернативного источника инвестиций.
Большие надежды возлагаются на рыноккорпоративных облигаций и в России как на перспективный источник дополнительныхинвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. До недавнего времениэтот рынок развивался крайне вяло, носил депрессивный и узконаправленныйхарактер.
Вместе с этим сегодня появилисьблагоприятные предпосылки для изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону.Как будет показано далее, при условии проведения необходимых мероприятий вцелях ускоренного развития в России рынка корпоративных облигаций станетвозможным производительное использование его инвестиционного потенциала.

Глава 1 Научно-теоретические основы эмиссии облигаций
 
1.1 Понятие Корпоративных ценных бумаг
 
Корпоративныеценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерныеобщества, предприятия и организации других организационно-правовых формсобственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды.[1]Корпоративные ценные бумаги представлены различными их видами: долговыми,долевыми и производными ценными бумагами.
Долговые ценные бумаги, опосредующиекредитные отношения, когда денежные средства предоставляются в пользование наопределенный срок, подлежат возврату с уплатой установленного заранее процентаза пользование заемными средствами.[2] В соответствии суказанной формой привлечения средств, строящихся на отношениях займа,используется такой вид корпоративных ценных бумаг, как облигации и векселя,депозитные и сберегательные сертификаты банковКорпоративныеценные бумаги выпускаются при:[3]
· учрежденииакционерного общества и размещении акций среди учредителей;
· увеличенииразмеров уставного капитала общества;
· привлечениизаемного капитала путем выпуска облигаций.
Нормально функционирующий фондовый рыноксостоит из двух основных рынков: рынка корпоративных ценных бумаг,представленного в основном акциями предприятий и банков, и рынкагосударственных ценных бумаг. Эти рынки должны быть уравновешены. В России сложиласьуникальная ситуация.
Соотношение емкостей рынковгосударственных и корпоративных ценных бумаг составляет 10:1, тогда как вбольшинстве стран оно примерно равно 1:2.[4]
В странах с высоким уровнем развитиярыночных отношений корпоративные ценные бумаги занимают ведущие позиции нафондовых биржах. Так, в США на их долю приходится 2/3 биржевого оборота.[5]
Среди инструментов рынка ценных бумагважное место занимают облигации, выражающие долговые обязательства. Ихэмитировать (выпускать) может: государство, органы местного самоуправления,предприятия, различные фонды и другие организации. В соответствии со ст. 816 ГКРФ[6]облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя наполучение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срокноминальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигацияпредоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в нейпроцента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
В соответствии с п.3 ст. 33 ФЗ «Обакционерных обществах» облигация удостоверяет право ее владельца требоватьпогашения облигации (выплату номинальной стоимости или номинальной стоимости ипроцентов) в установленные сроки.
В отличие от акций, облигации непредоставляют держателям права участвовать в управлении делами эмитента.Государственные облигации, включая муниципальные, способствуют привлечениюсредств, необходимых для финансирования бюджетного дефицита, развитиягородского хозяйства, решения региональных проблем, реализации долгосрочныхвысокорентабельных коммерческих проектов, а так называемые корпоративныеоблигации позволяют предприятиям аккумулировать денежные средства для развитияи технического перевооружения производств
Следуетотметить, что как правило, облигации выпускаются с высокой номинальнойстоимостью. Они ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так иинституциональных. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которыхэмитент устанавливает в расчете на приобретение их широкими слоями инвесторов.Для акций номинальная стоимость — величина довольно условная, они и продаются,и покупаются преимущественно по цене, не привязанной к номиналу, то дляоблигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значениекоторого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно поизначально зафиксированной величине номинала облигации будут погашаться поокончании срока их обращения.
По срокамоблигации подразделяются на среднесрочные и долгосрочные. К первым можно отнестибумаги со сроком действия от 1 года до 10 лет, ко вторым — свыше 10 лет.Предельный срок, на который сейчас выпускаются облигации — 30 лет. При этомнадо иметь в виду, что инфляция ведет к сокращению среднего срока, на которыйвыпускаются облигации акционерных об Для кредитора предоставление денег в долгсопряжено, при прочих равных условиях, с тем большим риском, чем дольше срок,на который выдается кредит. Поэтому в обычной ситуации процент по долгосрочнымоблигациям более высок, а по краткосрочным — более низок.
Облигацияимеет номинал, эмиссионную цену, курсовую цену и цену погашения.
Номинальнаяцена — это тавеличина в денежных единицах, которая обозначена на облигации. Как правило,облигации выпускаются с достаточно высоким номиналом. Например в США чаще всеговыпускаются облигации номиналом 1000 долларов.
Эмиссионнаяцена облигации — этота цена, по которой происходит продажа облигаций их первым владельцам.Эмиссионная цена может быть равна, меньше или больше номинала. Это зависит оттипа облигаций и условий эмиссии.
Ценапогашения — это тацена, которая выплачивается владельцам облигаций по окончании срока займа. Вбольшинстве выпусков цена погашения равна номинальной цене, однако она может иотличаться от номинала. Курсовая цена — это цена, по которой облигациипродаются на вторичном рынке. Если каждая облигация имеет строго определеннуюноминальную цену, цену погашения и эмиссионную цену, уровень которыхзафиксирован при выпуске займа, то курсовая цена претерпевает значительныеизменения в течение срока жизни облигации.
Уровеньдоходности облигации зависит от величины процентной ставки, цены приобретения ипогашения облигации. Если облигация приобретена по номиналу и погашается пономиналу, то доходность такой облигации равна процентной (купонной) ставке.Облигация, купленная по цене ниже номинала и погашаемая по номиналу или вышеноминала, имеет доходность выше, чем купонная ставка. Если цена приобретениявыше номинала, а погашение происходит по номиналу, то такая облигация имеетуровень доходности ниже купонной ставки. Большинство долгосрочных облигацийприносят их владельцам фиксированный процентный доход. Если доход выплачивается1 раз в год, то инвестиционная доходность (IR) определяется по формуле:IR = D/I,
где D — величина процентных выплат вденежных единицах; I — цена приобретения облигации.
Если,например, 8% облигация номиналом 1000 долларов, с выплатой дохода 1 раз вгод приобретена по номиналу, то инвестиционная доходность будет равна купоннойставке — 8% годовых. Если же облигация приобретена по цене 990 долларов, тоинвестиционная доходность составит:IR = 80/990 = 0,0808или 8,08 %.
Если выплаты по облигации производятсянесколько раз в год, то инвестиционная доходность в разные периоды года можетоказаться неодинаковой. Например, выпущена 8% облигация номиналом 1000долларов. Эмиссионная цена равна номиналу. Выплаты производятся два раза в год:5 января и 5 июля. Инвестиционная доходность за каждый период выплат может бытьопределена по формуле:IR = (D/I) x(365(366)/T),
где T — число дней оплачиваемого периода.
Для любого не високосного годаинвестиционная доходность за период с 5 января по 5 июля будет равна:
IR = (40/1000) x (365/181) = 0,08066 или 8,066 %.
А за период с 5 июля по 5 января:
IR = (40/1000) x (365/184) = 0,07934 или 7,934 %.
Когда происходит эмиссия облигаций,первому покупателю известны все параметры выпуска, и он может оценитьвыгодность вложений своих средств в облигационный заем. Первый фактор, которыйвлияет на его выбор, — это соотношение уровней процентной ставки по облигациям,банковским вкладам и другим финансовым инструментам. Инвестор будет вкладыватьсредства в покупку облигаций, если это принесет ему примерно такой же доход,как и помещение денег в банк.
Например, банк выплачивает по вкладам 12% годовых.Значит и процентный доход по облигациям должен находиться примерно на том жеуровне.
Второйфактор, который оказывает влияние на выбор инвестора, — это ситуация нафинансовом рынке. Если в будущем ожидается рост процентных ставок по банковскимвкладам, то покупка облигаций окажется невыгодным вложением капитала. Инаоборот, если наметилась тенденция к снижению ставок по банковским вкладам, топокупка облигаций может оказаться удачным вложением средств.
Выпуск иприобретение облигаций на длительный срок, особенно в условиях нестабильностифинансового рынка, является рискованным мероприятием, как для эмитента, так идля инвестора. Если проценты по банковским вкладам растут, потери несетвладелец облигаций. При снижении банковских процентных ставок потери несетэмитент облигаций./>1.2Становление рынка корпоративных ценных бумаг
Зарождение рынка корпоративных ценных бумаг берет свое начало с момента появленияпервых акционерных обществ с частным капиталом. Законодательно это былозакреплено Постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 «Об утверждении»Положения об акционерных обществах”.
Одними из первых акционерных обществ были крупные, в основном, бывшие государственные,банки. Акционерные общества в промышленно-производственном секторе сталиактивно образовываться после издания Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г.N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации»,положившего начало приватизации государственной собственности.
Но, несмотря на определенные трудности формирования рынка ценных бумаг, в1991 и 1992 гг. были сделаны определенные шаги к его созданию и развитию.Прежде всего, это касается создания фондовых бирж и фондовых отделов товарныхбирж.
По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и другихучреждений устремился на фондовые биржи, фондовые отделы товарных бирж. Однакорынок фондовых ценностей наполнялся, в основном, за счет акций коммерческихбанков и так называемых финансовых инструментов, т.к. на тот момент еще неначалась широкая приватизация государственной собственности, которая позволилабы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумагакциями и облигациями предприятий.
В результате этого произошло определенное искажение понятия рынка ценныхбумаг в России, и в частности, в деятельности фондовой биржи в общепринятомпонимании. Торговля ценными бумагами в 1991 — 1992 гг. не стала основным видом деятельностифондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них занялине акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширенияих номенклатуры. Так, в 1992 г. на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ)при покупке и продаже преобладали опционы, депозитные, сберегательные и инвестиционныесертификаты.
Таким образом, фондовая биржа выполняла в основном не свойственные ей функции.Денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно краткосрочныйхарактер. Поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочныхинвестиционных программ.
Доверие различных инвесторов к выпущенным акциям существенно снижалось, чтои определило небольшой объем сделок. Так, на МЦФБ оборот акций снизился с 400млн. руб. за первые четыре месяца 1991г. до 18 млн. руб. за соответствующий период1992 г. В то же время этот процесс носил в определенной степени позитивный характер,поскольку имел очистительный эффект. Большое количество сомнительных акцийвыбыло из оборота биржи, а некоторые акционерные компании подали заявки на регистрациюсвоих ценных бумаг.
В результате всех этих противоречивых процессов операции с акциями,которые были официально зарегистрированы, составили всего 0,04% от общего оборотана МЦФБ.
Основной поток выпуска акций на фондовые биржи России обеспечивали коммерческиебанки, так как они раньше других юридических лиц, действующих на рынке, начали осуществлятьакционирование. За коммерческими банками следовали страховые, инвестиционные и торговыекомпании. Однако сравнительно небольшое количество этих компаний давало довольнослабый приток ценных бумаг на биржу. Самое последнее место в обороте фондовых бирж1992 — 1993 гг. заняли акционерные производственно-промышленные компании, что восновном определялось отставанием процесса приватизации в промышленности и на транспортена первом этапе разгосударствления собственности.
В условиях жесткой денежно-кредитной политики в первом квартале 1992 г. предложениеценных бумаг на биржах выросло, и наоборот, обещанная правительством широкаяприватизация во втором квартале 1992 г. Обусловила миграцию денежных средств отценных бумаг в банковские депозиты. Другим позитивным моментом развития рынкаценных бумаг явилось увеличение объема операций фондовых бирж и фондовыхотделов товарных бирж. Так, к концу 1992 г. объем операций достиг нескольких сотенмиллиардов рублей. Однако этот объем включал не только сами ценные бумаги, но ифинансовые инструменты, и кредитные ресурсы.
Положительной стороной деятельности российского рынка ценных бумаг явилосьустановление контактов российских бирж с крупнейшими фондовыми биржами США,Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи использовались,прежде всего, для изучения опыта функционирования фондовых бирж этих стран. Былисозданы государственные органы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг: Комиссияпо ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, в состав которой вошли представителифондовых бирж, специалисты ЦБР и Минфина, Антимонопольного комитета и Госкомимущества;Минфин определяет нормативы выпуска ценных бумаг, деятельность брокеров ифондовых бирж; ЦБР регулирует нормативы выпуска государственных облигаций. Самибиржи создали консультативно-координационный орган — Федерацию фондовых бирж, котораяобъединяет фондовые биржи и фондовые отделы всех регионов Российской Федерации.
Наиболее активное расширение рынка ценных бумаг происходило в 1993—1994гг. и продолжалось в 1995 — 1996 гг. Новым аспектом финансового рынка сталипоявление новых видов ценных бумаг, работа новых кредитно-финансовых учрежденийна рынке ценных бумаг и изменение структуры рынка.
Ряд крупных предприятий, которые прошли акционирование, стали выпускать своиоблигации для финансирования целевых проектов по созданию новой конкурентнойпродукции. Например, АвтоВАЗ, КАМАЗ и ряд других крупных акционерных обществсоздали специальные подразделения для реализации своих облигаций. В 1993 — 1994гг. таких предприятий и компаний, осуществляющих эмиссию, было немного. Однако позитивнойстороной этого процесса стал переход от финансирования через акции к финансированиючерез облигации.
Другим новым элементом развития рынка ценных бумаг были появление и бурноеразвитие инвестиционных фондов, финансово-промышленных компаний и частных пенсионныхфондов.
Если в 1991 — 1992 гг. рынок был представлен в основном фондовыми биржами,то к концу 1994 г. сложился первичный (внебиржевой) рынок.
В последующие годы рынок корпоративных ценных бумаг продолжал развиватьсяи совершенствоваться. Ценные бумаги торговались на Московской Фондовой Бирже(МФБ) и на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). Внебиржевой рынок былпредставлен Российской Торговой Системой (РТС).
Постоянно развивается и совершенствуется электронная система расчетов дляускорения совершения сделок с акциями и облигациями на биржах.

Глава 2. Понятие и виды корпоративнойоблигации./>2.1 Сущность корпоративной облигации
Действующее российское законодательство определяетоблигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя наполучение от эмитента облигации в предусмотренный условиями выпуска срок ееноминальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости илииного имущественного эквивалента.
Корпоративная облигация — это ценнаябумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) илицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерныеобщества, предприятия и организации других организационно-правовых формсобственности.
К основным характеристикам облигацийотносят: стоимостную оценку, купон, период обращения.
Корпоративные облигации имеютнарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации обозначаетсумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ееобращения. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенногооблигацией дохода.
Процент по облигации устанавливается кноминалу, прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий периодрассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигациябудет погашена и ценой покупки облигации.
Облигации выпускаются с высокойноминальной стоимостью. Они ориентированы на богатых инвесторов, какиндивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются от акций,номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретениеих широкими слоями инвесторов. Следует при этом отметить, что для акцийноминальная стоимость — величина довольно условная, они и продаются, ипокупаются преимущественно по цене, не привязанной к номиналу, то для облигацийноминальная стоимость является очень важным параметром, значение которого неменяется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначальнозафиксированной величине номинала облигации будут погашаться по окончании срокаих обращения.
С момента их эмиссии и до погашения онипродаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в моментразмещения облигации может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала.В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации,сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту продажи, атакже двух главных элементов самого облигационного займа. Этими элементамиявляются:
· перспективаполучить при погашении номинальную стоимость облигации (чем ближе в моментпокупки облигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость);
· право нарегулярный фиксированный доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем вышеее рыночная стоимость).
Рыночная цена облигаций зависит и от рядадругих условий, важнейшим из которых является надежность (степень риска)вложений.
Поскольку номиналы у разных облигацийсущественно различаются между собой, то часто возникает необходимость всопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем являетсякурс.
Курсом облигации называется значениерыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу. Например, еслиоблигация с номиналом 100000 руб. продается за 98 500 руб., то ее курс 98,5. Взарубежной литературе помимо перечисленных (номинальной и рыночной) приводитсяеще одна стоимостная характеристика облигаций — их выкупная цена, по которойэмитент по истечении срока займа погашает облигации. Выкупная цена можетсовпадать с номинальной, а может быть выше или, наоборот, ниже ее. Российскоезаконодательство исключает существование выкупной цены, так как Федеральныйзакон «О рынке ценных бумаг» закрепляет право держателя на получение отэмитента ее номинальной стоимости. Это означает, что облигации могут погашаться(выкупаться) только по номинальной стоимости.
На рынке различные облигации предлагают иразличные проценты по купону. В целом уровень купона будет зависеть от двухпараметров: надежности эмитента и срока, на который выпущена облигация. Чемменее надежен эмитент, тем более высокий уровень купона он должен предоставитьпо облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск повышеннымдоходом. Чем на более длительный период выпускается облигация, тем болеевысокий купон она должна нести, поскольку для инвестора растет риск, связанныйс владением такой бумагой.
Крупная компания, если она стремитсясделать свои облигации привлекательными для инвесторов, должна обеспечить болеевысокий уровень купона, чтобы компенсировать риск вложения денег в эти бумаги.Кроме того, она столкнется с более жесткими ограничениями срока, на которыймогут быть выпущены ее облигации, поскольку с продлением жизни облигациивозрастает и риск возможных потерь для инвестора. Какой бы крупной и надежнойни была компания в момент эмиссии бумаг, в перспективе для нее, увеличиваетсяриск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому она вряд ли сможетразместить на рынке долгосрочный займ, хотя в каждом конкретном случае такаявозможность будет зависеть от складывающейся конъюнктуры рынка.
Небольшая, стабильно работающая фирмавыпустит облигации под еще больший процент и на более короткий срок. Посколькуриск приобретения бумаг такой компании довольно высок, вкладчики вряд лисогласятся приобретать ее бумаги на период более года. Конечно, данная компаниямогла бы привлечь средства вкладчиков, например, на 5 лет, однако в этом случаеей пришлось бы предложить купон порядка 40%, но подобное финансовое бремяоказалось бы для нее чрезмерным. Крупная компания в кризисном состоянии можетрассчитывать на реализацию своего займа только под высокий процент и нанепродолжительное время.
Приобретая корпоративные облигации,инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходностьпо этим ценным бумагам.
К факторам риска, которые должныприниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигацийэмитента можно отнести:
1. Экономические факторы.
· Изменениезаконодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.)
· Изменениефинансово-хозяйственной деятельности эмитента
· Нестабильностьэкономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции
· Размерконкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг иперспективы развития эмитента
· Развитиеинфраструктуры рынка ценных бумаг.2. Политические факторы
· изменение законодательстваРФ
Оценка инвестиционных качеств облигацийпроизводится по следующим направлениям.
Во-первых, определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. Сэтой целью производится сопоставление дохода, получаемого компанией в течениегода, с суммой процентных платежей по всем видам займов. Величина дохода в 2—3раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует обустойчивом финансовом состоянии корпорации. Анализ целесообразно производить вдинамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает своивозможности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, тоэто свидетельствует о нестабильности деятельности компании и с течением времениона не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.
Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность повсем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, уфирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализапроизводится сопоставление потока поступлений денежных средств в компанию собщей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода поотношению к величине долга составляет не менее 30%.
В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая суммадолга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, чтопредприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешнихисточников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственногокапитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценкаплатежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционированияи других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвесторупровести качественный анализ облигаций практически невозможно. Крупныеинвестиционные компании имеют в своем штате службы анализа, рекомендациикоторых обеспечивают принятие обоснованных решений/>2.2 Классификация корпоративных облигации
Основными видами облигаций являютсякраткосрочные дисконтные облигации и долгосрочные купонные облигации. Нопоскольку существует большое разнообразие облигаций, попробуем классифицироватьих по ряду признаков. Чтобы дать развернутую классификацию облигаций, используемне только пока еще небольшой опыт функционирования российского рынкакорпоративных облигаций, но и богатый зарубежный опыт организации облигационныхзаймов.
В зависимости от сроков, на которыевыпускается займ, все многообразие облигаций условно можно разделить на двебольшие группы:
Облигации с оговоренной датой погашения,которые в свою очередь, делятся на: краткосрочные, среднесрочные, идолгосрочные.
Краткосрочные облигации, в свою очередь,можно разделить на подвиды – со сроком обращения от 6 месяцев до одного года иот одного года до двух лет. Попытка же решения стратегических проблемпредприятия выпуском краткосрочных обязательств с последующимрефинансированием, путем выпуска аналогичных обязательств, приводит кпостроению финансовой пирамиды, так как для погашения ранее сделанных займовпредприятие вынуждено постоянно наращивать цену заимствований.
Кроме того, для успеха любой эмиссиинеобходима серьезная предварительная работа по приведению отчетности в вид,соответствующий требованиям инвесторов. Поэтому при выпуске краткосрочныхоблигаций организационные затраты могут превысить выгоды от эмиссии. Дляснижения инфляционных и валютных рисков при выпуске долгосрочных облигациймогут быть предусмотрены различные механизмы индексации номинальной стоимостиили величины купонных выплат по корпоративным облигациям. Индексироватьпогашаемый номинал можно в соответствии с инфляцией, темпами измененияофициального обменного курса доллара США или величины ссудного процента.
Облигациибез фиксированного срока погашения включают в себя:
-Отзывные облигации могут бытьвостребованы (отозваны) эмитентом до наступления срока погашения. Еще привыпуске облигаций эмитент устанавливает условия такого востребования: пономиналу или с премией;
-Облигации с правом погашенияпредоставляют право инвестору на возврат облигации эмитенту до наступлениясрока погашения и получения за нее номинальной стоимости;
Продлеваемые облигации предоставляютинвестору право продлить срок погашения и продолжать получать проценты в течениеэтого срока;
Отсроченные облигации дают эмитенту правона отсрочку погашения.
Взависимости от порядка владения облигации могут быть:
-именные, права владения которымиподтверждаются внесением имени владельца в текст облигации и в книгурегистрации, которую ведет эмитент;
— на предъявителя, права владения которыми подтверждаются простым предъявлениемоблигации.
Поцелям облигационного займа облигации подразделяются на:
— Обычные, выпускаемые для рефинансирования имеющейся эмитента задолженности илидля привлечения дополнительных финансовых ресурсов, которые будут использованына финансово-хозяйственную деятельность;
— Целевые, средства от продажи, которыхнаправляются на финансирование конкретных инвестиционных проектов иликонкретных мероприятий (например, проведение телефонной сети и т. п.),
Пометоду погашения номинала могут быть:
— Облигации, погашение номинала которыхпроизводится разовым платежом;
— Облигации с распределенным по временипогашением, когда за определенный отрезок времени погашается некоторая доляноминала;
— Облигации с последовательным погашениемфиксированной доли общего количества облигаций (лотерейные или тиражные займы).
Периодическая выплата доходов пооблигациям в виде процентов производится по купонам. Ранее купон представлял собойвырезной талон с указанной на нем цифрой купонной (процентной) ставки. Поспособам выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:
— Облигации с фиксированной купонной ставкой;
— Облигации с плавающей купонной ставкой,когда купонная ставка зависит от уровня ссудного процента;
— Облигации с равномерно возрастающейкупонной ставкой по годам займа. Такие облигации еще называют индексируемыми,обычно эмитируются в условиях инфляции;
— Облигации с минимальным или нулевымкупоном (мелкопроцентные или беспроцентные облигации). Рыночная цена по такимоблигациям устанавливается ниже номинальной, т. е. предполагает скидку. Доходпо этим облигациям выплачивается в момент ее погашения по номинальной стоимостии представляет разницу между номинальной и рыночной стоимостью;
— Облигации с оплатой по выбору. Владелецэтой облигации может доход получить как в виде купонного дохода, так иоблигациями нового выпуска;
Облигации смешанного типа. Часть срокаоблигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированнойкупонной ставке а часть срока — по плавающей ставке.
В зависимости от степени защищенностивложений инвесторов различают:
— Облигации, достойные инвестиций, —надежные облигации, выпускаемые компаниями с твердой репутацией; хорошееобеспечение;
— Макулатурные облигации, носящиеспекулятивный характер. Вложения в такие облигации всегда сопряжены с высокимриском.
В зависимостиот обеспечения облигации делятся на два класса:
· Обеспеченныезалогом;
· Необеспеченныезалогом.
В свою очередь, обеспеченные залогом облигации:
1. Обеспечиваютсяфизическими активами:
Ø в виде имуществаи иного вещного имущества;
Ø  в виде оборудования (облигации с подобным залогом чащевсего выпускаются транспортными организациями, которые в качестве обеспеченияиспользуют суда, самолеты и т. п.).
Облигации под залог физических активов(как в виде вещного имущества, так и в виде оборудования) включают в себя такназываемые:
– облигации под первый заклад;
– второзакладные облигации, илиоблигации под второй заклад.
Облигации под второй заклад стоят навтором месте после первозакладных и называются еще общезакладными. Претензии пооблигациям под второй заклад рассматриваются после расчетов с держателямиоблигаций под первый заклад, но до расчетов с прочими инвесторами.
2. Облигации сзалогом фондовых бумаг обеспечиваются находящимися в собственности эмитентаценными бумагами какой-либо другой компании (не эмитента);
3. Облигации сзалогом пула закладных (ипотек). Такт же облигации выпускаются кредитором, наобеспечении у которого находится пул ипотек под выданные им ссуды поднедвижимость. Поступление платежей по этим ссудам является источником погашенияI выплаты процентов по облигационному займу, обеспеченному пулом закладных.Обычно ипотечные облигации используются для привлечения долгосрочногофинансирования.
Необеспеченныезалогом облигации включают следующие разновидности:
ü  Необеспеченные облигации какими-либоматериальны ми активами. Они подкрепляются «добросовестностью»компании-эмитента, т. е. обещанием этой компании выплатить проценты ивозместить всю сумму займа по наступлении срока погашения.
ü  Облигации под конкретный вид доходовэмитента. По этим облигациям эмитент обязуется выплачивать проценты и погашатьзайм за счет каких-либо конкретных доходов.
ü  Облигации под конкретныйинвестиционный проект Средства, полученные от реализации данных облигаций,направляются эмитентом на финансирование какого-либо инвестиционного проекта.Доходы, полученные от реализации этого проекта, эмитент использует на погашениезайма и выплату процентов
ü  Гарантированные облигации. Облигациине обеспечены залогом, но выполнение обязательств по займу гарантируется некомпанией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего гарантом является болеесильная с экономической точки зрения компания, что делает данные облигацииболее надежными.
ü  Облигации с распределенной илипереданной ответственностью. По этим облигациям обязательства по данному займулибо распределяются между некоторым числом компаний, включая эмитента, либоцеликом принимают на себя другие компании, исключая эмитента.
ü  Застрахованные облигации. Данныйоблигационный займ компания-эмитент страхует в частной страховой компании наслучай возникновения каких-либо затруднений в выполнении обязательств по этомузайму. Для значительной части эмитентов целесообразным становится страхованиесвоих долговых бумаг у компании, имеющей максимально высокий кредитный рейтинг.Величина может варьировать в пределах от 0,25 до 2% совокупной суммы номиналаоблигации и причитающегося процентного дохода в зависимости от гаранта,кредитного рейтинга облигации, ее типа, срока обращения и факторов риска.Премии рассчитываются исходя из стоимости облигаций, приведенной к сроку ихпогашения. Как правило, вся сумма премии взимается в начале срока действия страховогополиса. Обычно стоимость премии составляет от одной трети до половинысовокупной экономии на процентах за весь период обращения облигации.
Страхованиеоблигаций производится наиболее надежными страховыми компаниями, имеющиерейтинг на уровне ААА.
По характеру обращения облигации бывают:Конвертируемые и неконвертируемые.
Конвертируемую облигацию можнорассматривать как обычную облигацию с возможностью ее бесплатной замены назаранее определенное количество акций. Обычно (в мировой практике) инициаторомконвертации не может быть компания-эмитент. В зависимости от того, в какойситуации владельцу облигации предоставляется право на конвертацию, можновыделить два вида конвертируемых облигаций.2.3 Преимуществакорпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения инвестиций
При прочих равных условиях облигацииявляются более гибким способом мобилизации капитала для эмитента и вложениясредств для инвестора. Нет ограниченийна валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращающиеся и сограничениями) и владения ими (именные и предъявительские). Они могутвыпускаться как в купонной (процентной форме), так и без купона.
Доход от инвестиций в акции основываетсяна получении дивидендов и разницы между ценой продажи и ценой покупки указаннойценной бумаги на рынке. И тот, и другой вид дохода являются прогнозными,оценочными величинами, размер которых эмитент гарантировать не может и, болеетого, не имеет права. В отличие от акций, по облигациям эмитент не толькоможет, но и обязан определить размер выплачиваемого дохода по ценной бумаге иобеспечить его выплату в установленный срок. При этом, беря на себя одинаковыйриск, владельцы облигаций имеют преимущество перед акционерами.
Иными словами, владельцы облигаций имеют первоочередноеправо на получение дохода по сравнению с акционерами. Например, еслипредприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашенияобязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитентобязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он можетбыть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. Приликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашениеобязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся частьраспределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупныхкомпаний банков.
Безусловно, что для вкладчика ставящего напервое место надежность своих инвестиций облигации, как ценная бумага сфиксированным и гарантированным доходом, выглядит наиболее привлекательной.
Что касается преимущества облигационногозайма перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекаетденежные средства по относительно более дешевой цене. В «торговых» терминахвыпуск облигаций представляет для эмитента покупку денег на оптовом рынке,получение же банковского кредита — покупку на розничном рынке. Действительно,большинство банков предоставляют кредиты за счет средств вкладов своихклиентов.
Привлекая средства в банк по одной цене,для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными банки вынужденыразмещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собойальтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент(доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту,а с процентом по банковскому вкладу.
Более подробно рассмотрим привлечениесредств через банковский кредит и выпуск облигаций в таблице 1.
Таблица 1: Сравнительная таблицабанковских кредитов и займов в виде выпуска облигацийСравниваемые показатели Банковский кредит Выпуск облигаций Экономический смысл
Банк привлекает деньги вкладчиков и предоставляет их в кредит под более высокий процент.
Банк – посредник между хозяином денег (инвестором) и тем, кто их использует в бизнесе.
Прямой выход на инвестора, за счет чего – более низкий процент, который платит эмитент облигаций.
Возможность поиска инвесторов на открытом рынке (путем открытой подписки). Оформление и контроль со стороны кредитора
Взаимоотношения с банком-кредитором оговариваются на двусторонней основе при подготовке договора.
Договор с банком, как правило, предусматривающий строго целевое использование кредита.
Банк сам проверяет все документы заемщика и контролирует расход денег.
Раскрытие эмитентом информации.
Цели, на которые привлекаются средства кратко декларируются в решении о выпуске (проспекте эмиссии).
Эмитент устанавливает правила обращения облигаций (сроки погашения, порядок выплаты доходов) самостоятельно при подготовке документов по эмиссии. В том числе эмитент может предусмотреть возможность досрочного погашения облигаций по своей инициативе, а также возможность их погашения товарами или путем конвертации в акции.
Владельцы облигаций (инвесторы) прямо не контролируют целевое использование денег.
При подведении итогов эмиссии государственные органы проверяют сам факт оплаты облигаций, но не целевое использование полученных средств.
Однако при открытой подписке на облигации эмитент должен будет каждый квартал представлять инвесторам отчет о своей деятельности с приложением бухгалтерского баланса, т. е. Открытость эмитента. Досрочный возврат средств Досрочный возврат денег возможен в случае, если это предусмотрено условиями кредитного договора.
Досрочное погашение облигаций может быть предусмотрено условиями эмиссии, указываемыми в решении о выпуске облигаций.
Для АО: — только по желанию владельцев облигаций (при наличии оферты эмитента) и не ранее регистрации отчета о выпуске облигаций.
Для ООО: — по усмотрению владельцев;
По усмотрению эмитента и не ранее регистрации отчета о выпуске облигаций. Обеспечение
Способы, предусмотренные ГК РФ или кредитным договором и устраивающие банк-кредитор.
Индивидуальный подход к каждому заемщику.
Облигации без обеспечения АО не может выпускать в первые 3 года деятельности и не свыше размера собственного уставного каптала.
Без ограничений может выпускать облигации под гарантии третьих лиц… В этом случае надежность и солидность гарантийных обязательств нужна самому эмитенту для успешного размещения облигаций среди инвесторов. Законодательные ограничения по сумме Нормативы ЦБ РФ для кредитных организаций по рискам. Суммарный номинал облигаций АО без обеспечения третьих лиц (без гарантий и поручительства) — не выше уставного капитала. Для облигаций с обеспечением третьих лиц – не выше суммы такого обеспечения. Проценты и налогооблагаемая прибыль
Проценты уменьшают налогооблагаемую прибыль текущего периода заемщика, если кредит взят на приобретение (пополнение) оборотных средств.
Для целей налогообложения затраты по уплате указанных процентов принимаются в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (действует в настоящий момент).
Включаются в состав внереализационных расходов проценты, уплачиваемые эмитентом по облигациям, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Для целей налогообложения затраты по уплате указанных процентов принимаются в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три пункта (п.15 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552).
Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» (проект, на настоящий момент прошел два чтения, должен быть введен с 01.01.2002 года).
Включаются в состав внереализационных расходов проценты, начисленные по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) организацией независимо от целей заимствования, направления расходования заемных средств и своевременности уплаты процентов.
Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц и доходности, установленной эмитентом (подп.2 п.1 ст.267 глава 25 НК РФ).
К вычету принимаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов не превосходит размера ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на три пункта, при оформлении долгового обязательства в рублях, и 12 процентов – по кредитам в иностранной валюте.
При этом под долговым обязательством понимаются кредиты (займы или иные заимствования независимо от формы их оформления) (п. 1 ст.283 глава 25 НК РФ). Момент отражения в учете процентов
Начисляются сверх основной суммы долга.
В бухгалтерском учете начисление процентов по кредиту происходит равными долями на конец каждого отчетного периода. Могут начисляться равномерно на конец каждого отчетного периода (это лучше или хуже для эмитента по сравнению с концом отчетного периода) или единовременно уже при выпуске облигаций (в случае когда доход выплачивается в виде дисконта). Учет прав Бухгалтерские документы банка кредитора и организации – должника. В случае, если предмет залога – недвижимое имущество, то требуется нотариальное удостоверение договора об ипотеке и регистрация его в Едином реестре прав на недвижимое имущество. Необходимость вести реестр владельцев облигаций, если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра.
Выпуск облигаций содержит рядпривлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизоватьдополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов вуправление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Следовательно,выпуск облигаций открывает для предприятий прямой источник привлеченияинвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.

Глава 3. Выпуск, регистрация и обращение корпоративнойоблигации
 
3.1 Эмиссия корпоративных облигаций
 
Компания, которой впервые предложеноосуществить выпуск ценных бумаг, должна четко осознавать, что размещение ценныхбумаг — достаточно длительный и сложный процесс, состоящий из большогоколичества взаимосвязанных событий, мероприятий и ограничений. Успехпредстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как онаподготовлена. Осуществление эмиссии должно основываться на четком пониманиицелей и детальной проработке финансируемых с ее помощью проектов.
Процедура эмиссии включает следующиеэтапы:
1. Принятие решения о размещенииоблигаций;
2. Утверждение решения о выпуске ценныхбумаг;
3. Государственная регистрация выпускаценных бумаг;
4. Размещение облигаций;
5. Государственная регистрация Отчета обитогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Подготовительный этап:
Выпуск облигаций допускается не ранеетретьего года существования общества и при условии надлежащего утверждениягодовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года.
Номинальная стоимость всех выпущенныхобществом облигаций (объем выпуска) не должна превышать размер уставногокапитала общества и (или) величину обеспечения третьих лиц.
Общество не вправе размещать облигации дополной оплаты уставного капитала.
Исполнение обязательств по облигациям можетбыть обеспечено только залогом ценных бумаг или недвижимого имущества,поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальнойгарантией.
Облигации, выпуск которых не прошелгосударственную регистрацию, не подлежат размещению.
Облигации оплачиваются их приобретателямитолько денежными средствами.
3.2 Обращение корпоративныхоблигаций на вторичном рынке
Предприятие не должнозабывать о необходимости организации вторичного рынка облигаций. Облигационныйзайм тем и отличается от кредита, что это рыночный долг, который легко можетбыть переуступлен одним кредитором другому. Если облигации не обращаются нарынке, то пропадает сама идея, а вместе с ней и плюсы выпуска облигаций какфинансового инструмента.
Необходимость организациивторичного рынка облигаций очевидна уже при их размещении. Эмитент долженпозаботиться о том, чтобы создать вторичный рынок своих облигаций. Этонеобходимо потому, что инвесторы заинтересованы в ликвидности облигаций.Ликвидность является, если не первой, то, по крайней мере, — второй по привлекательности,чертой облигаций.
При этом ликвидныеоблигации могут быть менее доходными. Следовательно, эмитент должен бытьзаинтересован в ликвидности своих облигаций, чтобы иметь возможность проводитьразмещение под низкие процентные ставки. Кроме того, привлекательностью будутпользоваться облигации с путопционом, то есть такие, которые инвестор можетпродать обратно эмитенту в определенные моменты времени. При размещении такихоблигаций отношения инвестора и эмитента не ограничиваются разовым размещением.Инвестор имеет возможность продать эмитенту облигации обратно. При этомпредприятие может регулярно выставлять оферты на выкуп своих облигаций дляповышения спроса на свои облигации, что значительно укрепляет довериеинвесторов к таким ценным бумагам. Если эмитент не заинтересован в том, чтобы внастоящий момент выкупать обратно свои обязательства, то, при наличиивторичного рынка, инвестор может не дожидаться момента, когда можно предъявитьоблигации эмитенту для их досрочного погашения, а просто реализовать их навторичном рынке. Если эмитент заинтересован в том, чтобы выкупить возможнобольший объем облигаций, то это легче сделать при наличии ликвидного вторичногорынка. Предприятие не должно рассчитывать на то, что сразу же удастсяразместить крупный выпуск облигаций. Сначала может быть размещен лишьсравнительно незначительный объем. И от того, удастся ли предприятию создатьвторичный рынок для этого объема облигаций, показать привлекательность своихоблигаций, будет зависеть возможность предприятия в дальнейшем дополнительноразмещать более значительные объемы.
Вышесказанное позволяетсделать вывод, что и инвесторы, и эмитент заинтересованы в формированиивторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должнаисходить, прежде всего, от эмитента.
При размещении облигаций с переменнойкупонной ставкой эмитент получает хороший ориентир того, какую процентнуюставку есть смысл установить на следующий купонный период. Если облигацииторгуются по цене выше номинала, следовательно, ставка текущего купонавоспринимается инвесторами как достаточно высокая, и предприятие имеетвозможность установить на следующий период более низкую процентную ставку. Напротив,если цены облигаций на вторичном рынке — меньше номинала, предприятие должно,либо повысить купонную ставку по следующему периоду, либо предпринять иные мерыпо повышению привлекательности данного выпуска. Для предприятий, ценные бумагикоторых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательствомпредусмотрены соответствующие налоговые льготы. Так, в соответствии с«Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядкеформирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»,утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с изменениямина 31.05.2000) Раздел II, п.15, абзац 4,5,6 выплата процентов по облигациям,обращающимся на организованном фондовом рынке включается эмитентом в составвнереализационных расходов. Для целей налогообложения затраты по уплатеуказанных процентов принимаются в пределах действующей ставки рефинансированияЦентрального банка РФ, увеличенной на три пункта. Таким образом, фактически всеосновные затраты, связанные с выпуском, обращением и выплатой процентов покорпоративным облигациям, в случае их обращения на организованном рынке ценныхбумаг, включаются в себестоимость.
Независимо от того, как создаетсявторичный рынок, и в какой торговой системе (или вне торговых систем)происходит обращение облигаций, для поддержания ликвидности необходимо наличиеодного или нескольких маркет-мейкеров. Маркет-мейкеры выставляют двусторонниекотировки на покупку-продажу ценных бумаг и осуществляют операции с ними. Приэтом маркет-мейкеры следят за тем, чтобы разница котировок на покупку и продажуне превышала определенный величины — допустимого спрэда.
Деятельностьмаркет-мейкера по операциям с ценными бумагами, ликвидность которых он поддерживает,требует наличие средств для осуществления операций и поддержания котировок.Поэтому эмитент, заинтересованный в наличии ликвидного рынка своих облигаций,должен сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают враспоряжение маркет-мейкеров. Размер такого фонда может быть определен опытнымпутем в ходе торгов. По мнению специалистов размер такого фонда долженсоставлять порядка 3-4% от общего объема размещенных облигаций, причем вдальнейшем эта величина может быть снижена до 1-2%.
Для поддержаниявторичного рынка предприятие должно осуществлять программы по взаимосвязям синвесторами. Чем больше новостей от эмитента имеют инвесторы, вне зависимостиот того, как их оценивает рынок (негативные они или позитивные), тем активнеерынок. Более того, именно поток таких новостей и обеспечивает апериодическоеизменение такого качественного параметра фондового рынка как «волатильность»(изменчивость), что привлекает на рынок спекулянтов и число участников торговыхопераций растет. Это, в свою очередь, еще больше увеличивает ликвидность рынка.
Работа с облигационными займами — этодлительный процесс. И формирование имиджа хорошего заемщика с публичнойкредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, засчет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимостьзаемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентнаяставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационныхзаимствований первыми.
Вторичный рынок корпоративных облигаций восновном осуществляется на биржах.
Рассмотрим возможности обращениякорпоративных облигаций на биржевом рынке, а именно на ММВБ и МФБ.
В общем виде ценные бумаги, допущенные кобращению на бирже, состоят: из ценных бумаг, прошедших процедуру листинга ивключенных в котировальные листы 1-го или 2-го уровня; из ценных бумаг,допущенных к обращению на бирже без включения в котировальные листы биржи(внесписочные ценные бумаги); из ценных бумаг, допущенных к размещению набирже.
Включению ценных бумаг в котировальныелисты биржи предшествует процедура листинга, которая устанавливает жесткиетребования к эмитенту, к его облигациям и др. (см. таблицу 2).
Таблица2: Требования предъявляемые при прохождении листинга.Параметры Котировальный лист 1-го уровня Котировальный лист 2-го уровня ММВБ МФБ ММВБ МФБ Чистые активы эмитента Не менее 3 млрд руб. Не менее 20 млн евро Не менее 50 млн руб. Не менее 2 млн евро Срок осуществления деятельности эмитентом, лет Не менее 3 Не менее 3 Не менее 1 Не менее 1 Количество акционеров или участников общества, чел. Не менее 1000 Не менее 1000 Не менее 500 Не менее 500 Безубыточность баланса В течение любых 2 из 3 лет, предшествующих подаче заявления на листинг – – – Наличие маркет-мейкеров, чел. Не менее 3 Не менее 2 Не менее 2 Не менее 2 Объем эмиссии корпоративных ценных бумаг, млн руб. Не менее 200 – – – Средний объем продаж за месяц по итогам отчетного квартала Не менее 1,5 млн. руб. Не менее 50 тыс. евро* Не менее 300 тыс. руб. Не менее 10 тыс. евро*
Как видно из таблицы, включение облигацийв котировальные листы биржи под силу, пожалуй, только крупнымпредприятиям-эмитентам, которые в принципе и сами должны быть заинтересованы вэтом, так как это повышает ликвидность их облигаций и позволяет разместить ихбольшие объемы среди широкого круга инвесторов.
Для мелких и средних предприятий болееудобным и менее трудоемким является включение облигаций во вне списочный списокценных бумаг, обращающихся на бирже. Это связано с тем, что, во-первых, у такихпредприятий, как правило, объем эмиссии небольшой и круг инвесторов заранееизвестен, а во-вторых — появляется основание отнести проценты (дисконт) пооблигациям по установленному нормативу на затраты. Единственная, пожалуй,сложность (как, впрочем, и по ценным бумагам, включенным в котировальный лист2-го уровня) может возникнуть при привлечении кредитных организаций в качествеинвесторов.
Основанием для рассмотрения вопроса одопуске облигаций к обращению на МФБ в качестве вне списочных ценных бумагявляется заявление установленного образца от эмитента или участника торгов.
На ММВБ требуются два таких заявления: отэмитента и участника торгов. Особенность в последнем случае в том, что дирекцияММВБ вправе принять решение о допуске облигаций к обращению и без указанныхзаявлений.
Дополнительно на биржу должны бытьпредоставлены нотариально заверенные копии: учредительных документов эмитента;документа, подтверждающего присвоение ценной бумаге государственногорегистрационного номера; проспекта эмиссии или решения о выпуске облигаций;отчета об итогах выпуска облигаций; анкеты облигации (на ММВБ); анкетызаявителя (на МФБ).
Основанием для принятия биржей решения опрекращении обращения вне списочных ценных бумаг является: аннулированиегосударственной регистрации ценной бумаги; ликвидация эмитента ценной бумаги;признание эмитента ценной бумаги несостоятельным; истечение срока обращенияценной бумаги.
 

Заключение
В настоящее время в России сложилисьдостаточно хорошие предпосылки для успешного развития рынка корпоративныхоблигаций. Позитивные сдвиги в российской экономике и во внешней торговлепозволяют предприятиям и организациям получать дополнительные денежныенакопления, которые можно использовать для инвестирования в производство.
Казалось бы, появилось окно дляпревращения финансового рынка в источник средств для финансирования реальногосектора с помощью организации ликвидного рынка корпоративных облигаций. Однако,несмотря на возможности для оживления рынка корпоративных облигаций, они всееще не являются полноценным инструментом для привлечения средств. Существуетряд объективных причин, по которым, с одной стороны, эмитенты не очень активновыходят на рынок со своими новыми выпусками, с другой, потенциальные инвесторыне торопятся вкладывать денежные средства в корпоративные облигации.
К основным причинам, тормозящим появлениеновых выпусков корпоративных облигаций широкого класса эмитентов, относитсядлительность срока подготовки проспекта эмиссии и его регистрации вгосударственных органах не дает возможность эмитентам оперативно подстроитьсяпод изменившуюся конъюнктуру и предложить рынку ту структуру облигации и,соответственно, доходности, которая была бы интересна потенциальным инвесторамв момент размещения облигационного выпуска.
В настоящее время законодательствомпредусматривается необходимость регистрации каждого отдельного выпуска ценныхбумаг по сложной и связанной с большими затратами времени процедуре.
Библиография
Нормативные акты:
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации (части 1 и 2);
Федеральныйзакон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг»;
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 № 117-ФЗ;
3. Федеральный законот 12 декабря 1991 года № 2023-1 «О налоге на операции с ценнымибумагами».
4. Федеральный закон№ 46-ФЗ от 5 марта 1999 года «О защите прав и законных интересовинвесторов на рынке ценных бумаг»;
5. Федеральный закон№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществ »;
6. Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)»
7. ПостановлениеПравительства РФ № 696 от 26 июня 1999 г. «О внесении дополнения в Положение осоставе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формированияфинансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»
Список литературы
8. Абрамов А.Корпоративные облигации — инструмент финансирования реальной экономики.//Рынокценных бумаг 2008. №12 (171). стр.18-22.
9.Баранов А. Проблемыстановления российского рынка корпоративных облигаций.// Рынок ценных бумаг2000. №22(181). стр.22-30.
10.Васильев М.Еврооблигации: критерии выбора схемы эмиссии // Рынок ценных бумаг 2009. №11(161). стр131-137.
11.Выпуск и размещениекорпоративных облигаций на примере компании «ЛУКОЙЛ» //Рынок ценныхбумаг 2007 №8. стр.47-56.
12.Гаврилова Л. Чтонеобходимо знать о налогах при подготовке выпуска корпоративных облигаций?//Рынок ценных бумаг 2000. №6. стр.13-15.
13.Галанова В. А… — М: Финансы и статистика, 2001.
14.Демидов Н.Европейский рынок корпоративных облигаций: уроки для российского финансовогорынка.// Рынок ценных бумаг 2000 №22(181) стр31-33.
15.Каплунова А.Налогообложение операций с корпоративными облигациями. // Рынок ценных бумаг 2005.№1 стр.131-136.
16.Миркин Я. Налоговоестимулирование инвестиций в ценные бумаги.// Рынок ценных бумаг 2000. №12(171). стр.41-44.
17.Миронов В.Облигацииспасут российский фондовый рынок.// Рынок ценных бумаг 2003№7 стр21-24
18.Миркин Я.М. “Ценные бумаги и фондовый рынок”. М.,Перспектива, 2003
19.Нечаев. В.Корпоративные облигации: Проблемы и решения// Рынок ценных бумаг 2005 №14.стр18-20.
20.Осиновски А.Корпоративные конфликты //Рынок ценных бумаг 2009
21.Сурков О.Корпоративные облигации российских эмитентов. Опыт ОАО «ТНК» //Рынокценных бумаг 2006 №6. стр.77-79.
22.Повышениеликвидности корпоративных ценных бумаг// Рынок ценных бумаг 2000 №8 стр.12-17.
23.Реформированиепредприятий и пути привлечения инвестиций/Под ред. Гусятникова Н.В., ШихвердиеваА.П.- М,2004г .- 204с.
24.Финансовыеинструменты на российском рынке // Рынок ценных бумаг 2000 №6 стр.11-14.
25.Российские долговыебумаги: итоги прошедшего года Рынок ценных бумаг 2009 №2 (185) стр29-33
26. Александер Г.Дж.Бэйли Д. Шарп У.Ф.Инвестиции 2009