Эмоции и
творчество
Реферат
выполнил студент 12 гр.ФМЄ Рекечинсьий В.В
Министерство
образования науки Украины
Одесский
государственный экономический университет
Одеса ОГЭУ 2003
Эмоции – особый
класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме
непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической
деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели
удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления
активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции,
утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи
которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для
удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные
ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ
поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о
разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по
происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма
эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения
органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это
сделать при обострении соответствующей потребности. О тесной связи, которая
существует между эмоциями и деятельности организма, говорит тот факт, что
всякое эмоциональное состояние обычно сопровождается многими физиологическими
изменениями организма.
Основные
эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно
эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный
на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в
начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки
зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения
предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными,
так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком
как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются
другим людям, сопереживаются.
Чувства –
высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с
определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и
людьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения человека могут
стать исторические и социальные события, многое другое. В отличие от эмоций,
которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных свойств окружающей
среды, чувства соотносятся с восприятием и оценкой сложных предметов, событий,
людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека: у животных их нет.
Чувства
выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми
мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится
действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они
всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление
сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или кому-либо
называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие
в течение длительного времени, именуются настроениями.
Аффекты – это
особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в
поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а
как бы сдвинут на его конец.
Развитие
аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный
мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то,
чтобы его реализовать, тем меньше итог, полученный в результате всего этого,
тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают
бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными изменениями и двигательными
реакциями.
Аффекты, как
правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они
способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения
аффектогенных ситуаций, может накапливаться и , если ей вовремя не дать выхода,
привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее
напряжение, часто сопровождаются чувством усталости, подавленности, депрессией.
Одним из
наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он
представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического
напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает
эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает
нормальный ход его поведения. Это главные «факторы риска» при появлении и
обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания
желудочно-кишечного тракта.
Страсть – еще
один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека
эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и
чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета
(человека). Как писал С.Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в
сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую
цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил
личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Каждый из
описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут
оцениваться по разным параметрам, например, по следующим: интенсивности,
продолжительности, глубине, осознанности, действию на организм и др. В целом
же, какими бы разными они не казались, все они неотделимы от личности.
Творчество как
процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что человек может
испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и
решения той или иной проблемы, именно поэтому ему необходимо сделать рывок в
неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения.
Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество».
Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В.И. Вернадский; он
писал: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!… Одна нить –
разум, другая – чувство, и всегда они соприкасаются в творчестве».
Научное и
техническое творчество проявляется в поиске и нахождении принципиально нового
решения научной или технической проблемы, причем структура мыслительного
процесса решения проблемы сложна, но неизменно успеху, «озарению», нахождению
нового решения способствует эмоциональная увлеченность проблемой, вера в успех,
эмоциональная положительная стимуляция.
Выделяют 4
стадии решения проблемы:
подготовка,
созревание
решения,
вдохновение,
проверка
найденного решения.
Структура
мыслительного процесса решения проблемы:
Мотивация
(желание решить проблему);
Анализ проблемы
(выделение «что надо», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные
данные и т.д.);
Поиск решения:
на основе
одного известного,
на основе
выбора оптимального варианта,
на основе
комбинации отдельных звеньев,
принципиально
нового.
Логическое
обоснование и доказательство правильности решения;
Реализация
решения;
Проверка
найденного решения.
Научное
творчество и особенно творчество в искусстве опирается на
воображение,
которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека.
Воображение –
психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений)
путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в
предшествующем опыте. Воображение как своеобразная форма отражения
действительности осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно
воспринимаего, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было
ранее.
Воображение
может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь,
разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по описанию) и творческое
(создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с
замыслом). Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием
желаемого будущего.
Этапы
творческого воображения:
возникновение
творческой идеи,
«вынашивание»
замысла,
реализация
замысла.
Творческое
мышление имеет свои отличительные черты:
оно пластично,
то есть творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда
обычный человек может найти лишь одно или два;
оно подвижно,
то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта
проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;
оно
оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.