Эмоциональная стойкость студентов-психологов

План
Вступление
1. Освещенность вопроса эмоциональнойстойкости у студентов – психологов в современной научной литературе
2. Понятие эмоциональной стойкости
3. Изучение эмоциональной культурыстудентов – психологов
4. Современные психологическиеисследования эмоциональной стойкости как черты эффективногоконсультанта-психолога в отечественной литературе
Выводы
Список использованной литературы

Вступление
Профессиональнаядеятельность психолога выдвигает особые условия к личности специалиста,призванного предоставлять психологическую помощь человеку в ситуации «невозможностижить», как говорил Ф. Ю. Василюк. Личность практического психологавыступает эталоном психологического здоровья и комфорта и является, по словам Р.Мея, основным инструментом, орудием его работы. Таким образом, серьезнойзадачей системы профессиональной подготовки практических психологов может бытьсодействие их личностному развитию, культивирование потребности в постоянномсамосовершенствовании, которое невозможно без самопознания. Благодаря активностисамопознания личность перестает быть продуктом внешних обстоятельств,приобретает способность к самосознанию, самоактуализации. Адекватная самооценкаи высокий уровень рефлексивных способностей, непротиворечивая Я-концепция(обеспеченная за К. Роджерсом, представлениями о собственных характеристиках испособностях, представлениями о себе относительно других людей и окружающих,ценностями и идеалами) обуславливают высокий уровень мотивации личностного ипрофессионального возрастания, постоянное расширение жизненного пространства. Вместес тем профессиональное сознание психолога выступает как открытая система,которая находится в постоянном взаимодействии с другими, система интерсубъектнаяпо своей природе (М. Мамардашвили). Это требует от специалиста специальныхумений сохранения собственного психического гомеостаза, выдержки и терпения,поэтому будущие практические психологи должны владеть хотя бы простейшимиметодами и приемами саморегуляции, отбор и использование которых долженбазироваться тоже на знаниях про собственные личностные характеристики. Самопознание- неотъемлемый компонент психической жизни личности, которая оказываетсодействие ее полноценному «функционированию»: форма сознания,которое предусматривает активность и самостоятельность личности как субъектасвоей жизнедеятельности. Процесс самопознания — это кропотливая работа, котораятребует от субъекта значительных усилий, беспрерывной работы над собою,поскольку самопознание взаимодействует с психическими образованиями, качествами,свойствами, которые или оказывают содействие его развертыванию, или тормозят. Необходимымусловием развития личности обнаруживается его постоянное пребывание в«состоянии самопознания», развитие рефлексивных способностей.
Одной изактуальных проблем современной психологии является раскрытие потенциальныхвозможностей эмоциональной сферы человека в управлении его деятельностью. Однимиз главных направлений практической психологии второй половины ХХ столетиестало изучение содержания практической деятельности людей и, в частности,неоднозначности влияния эмоций на целесообразность поведения ипроизводительность деятельности человека.
Наиболее активно впоследние годы проблема эмоциональной стойкости и ее формирование решаются вавиационной, инженерной психологии, в психологии спорта, в исследованияхзакономерностей психологического стресса, при определении критериевпрофессиональной пригодности.

1. Освещенность вопроса эмоциональной стойкости у студентов-психологовв современной научной литературе
В отечественной изарубежной психологии выделяют великое множество подходов к исследованиюличности, но в последние годы значительно возрос интерес к прикладному аспектуэтого психологического направления — исследованию профессиональных и личностныхкачеств психологов (Абрамова Г. С., Аминов Н. А., Овчарова Р. В., Обозов Н. И.,Молоканов М. В., Моховиков В. Ю., Кочюнас Р. и другие.) [9, с. 74]. Во многихисследовательских роботах отмечается, определенная зависимость между личностнымикачествами психологов и эффективностью в их профессиональной деятельности(Молоканов М. В., Сизова И. Г., Юдина Е. В.). По мнению Юдиной Е. В. личныекачества определяют успешность деятельности, которая составляет модель личностиэффективного специалиста [9, с. 75].
Впрочем, профессиональные и личные качества психолога выделялисьеще известнейшими родоначальниками классических традиционных и нетрадиционныхподходов в психологии: З. Фрейдом, К. Юнгом, В. Франклом, Ж. -П. Сартр, К. Роджерсом,Ф. Перлзом и другими. Тем не менее, выделенные этими учеными личные качества:аутентичность, конгруэнтность, безоценочное, безусловное отношение к чувствамклиента, развитый язык, проникновенность, эмоциональная стабильность, основаннаяна уважении к клиенту и являются самыми профессионально важными для психологачертами.
Остановимсяподробнее на такой необходимой для психолога черте, как эмоциональная стойкость.Наличие этой черты, как профессионально важной для психолога подчеркивалисовременные ученые Л. И. Бучек, П. Б. Зильберман, Т. С. Кириленко, Г. В. Ложкин,С. Д. Максименко, В. О. Соловиенко, О. Я. Чебикин, А. И. Черкашин, О. А. Блинов,М. С. Корольчук, В. М. Крайнюк, П. П. Криворучко, В. В. Стасюк.
В большинстверабот, например, Л. М. Аболин, В. Л. Марищук, О. Я. Чебикин, А. И. Черкашин,эмоциональную стойкость представляют как свойство личности, которое оказываетсодействие успешному осуществлению деятельности в эмоциогенной обстановке. Насегодняшний день существует не только значительное количество работ,посвященных эмоциональной стойкости, но и большое многообразие определений итолкований этого понятия. Исследование, диагностика и формированиеэмоциональной стойкости требует анализа факторов, которыми она детерминируется.Важность психологической диагностики эмоциональной стойкости определяется итем, что на данное время отсутствует четкий психодиагностический комплексметодик определения уровня сформированности эмоциональной стойкости [3, с. 68].Не существует единого подхода и к определению детерминант эмоциональнойстойкости (Т. С. Кириленко, М. С. Корольчук, А. Ф. Косенко, В. Л. Марищук, В. М.Писаренко, О. Я. Чебикин).
В то же времятематика эмоциональной стойкости разработана недостаточно. В специальнойлитературе раскрываются лишь отдельные эмоциональные особенности, а целостныхисследований, посвященных определению методов диагностики и коррекцииэмоциональной стойкости, нет. Отдельные работы касаются эмоциональной стойкостиу различных возрастных категорий. С другой стороны, деятельность человека вразнообразных профессиональных сферах нередко осуществляется в сложныхэмоциогенных условиях. Но точнее можно сказать, что любые условия могут статьнапряженными в случае несоответствия психологических особенностей человекатребованиям среды и деятельности. Поэтому целесообразно начать изучение уровнясформированности эмоциональной стойкости как необходимого качества дляпсихологов на более ранних этапах онтогенеза, когда только происходитпрофессиональное становление профессионала – в студенческую пору. Известно, чтодля этого возраста характерно наличие значительного количества факторов учебнойдеятельности: возрастает интенсивность информационного потока, увеличиваетсяколичество видов деятельности, возрастает личная ответственность за успешностьучебной деятельности, значительно увеличиваются интеллектуальные нагрузки. Анализлитературных источников показывает, что в данное время наиболее освещеныосновные эмоциональные свойства юношеского возраста, которые имеют болееразнообразные формы проявления в сравнении с другими возрастными группами, аименно: высокий уровень тревожности в общении, высшая дифференциация по силеэмоциональной реакции, большая экстравертированность [19, с. 102]. А также:меньшая импульсивность и эмоциональная возбуждаемость, большая эмоциональнаястойкость по сравнению с подростками, большая психическая саморегуляция (Л. И. Божович,1978; М. Й. Боришевский, 1992; О. В. Запорожец, 1986; Т. С. Кириленко, 1987). Однако,в целом вопрос эмоциональной стойкости будущих психологов, не смотря на своюактуальность и важность, в научной литературе освещен недостаточно.
2. Понятиеэмоциональной стойкости
Итак, ученымиопределены основные профессионально значащие личностные качества практическогопсихолога, а также разработано содержание, методология подготовки данных специалистов.И хотя существуют определенные расхождения относительно данных аспектовподготовки специалистов, тем не менее, исследователи соглашаются с тем, чтоэтот процесс имеет определенные особенности, сравнительно даже с подготовкойспециалистов, которые не направлены на практическую деятельность. Это связанноес тем, что практическая психология является ” областью профессиональнойдеятельности, которая ставит цель определения психологических особенностейжизненной ситуации и индивидуальности человека или группы, внесениеположительных изменений в процесс взаимодействия между ними и профилактикунежелательных форм поведения для наиболее полного раскрытия сущностных силчеловека” [12, с. 41]. Таким образом, речь идет о квалифицированнойпсихологической помощи. А она, как известно, обеспечивается с помощьюспецифических психологических методов, методик и технологий.
Итак, стоит вопросо необходимости подготовки психолога — практика, который, имея определенныеличностные качества, может в своей практике использовать возможности различных формработы, которые являются эффективными и продуктивными, оказывают содействие нетолько улучшению самочувствия, повышению самооценки, но и личностномувозрастанию клиента (К. Рудестам). Одним из таких необходимых личностныхкачеств и является эмоциональная стойкость [6, с. 89]. Анализ литературных источниковпоказывает, что существует большое количество определений и толкований понятияэмоциональной стойкости. Эта черта определяется в качестве психологическойхарактеристики, которая относится к эмоциональной сфере личности (В. М. Писаренко),как достижение эмоциями оптимальной степени интенсивности (О. А. Черникова),как способность регулировать эмоциональные состояния (С. М. Оя), какспособность к сохранению оптимального эмоционального напряжения в условияхсоревнований (Ю. М. Блудов), как необходимого психического качества в условияхстресса (А. В. Родионов), как способность поддерживать высокий, продуктивныйуровень психической деятельности (Н. А. Худадов), стабильность содержанияэмоций (Н. Д. Левитов), как стойкая характеристика индивидуальности, каксоставная темперамента, важная наравне с психической активностью (В. Д. Небилицын,А. Ю. Ольшанникова, Б. М. Теплов). Как мы уже упоминали, в последнее времяэмоциональную стойкость рассматривают как свойство личности, котороераскрывается через наличие эффективной саморегуляции (Л. И. Бучек, М. С. Корольчук),определяют как залог успешности спортивной, исполнительской деятельности (Л. М.Аболин, Т. С. Кириленко, Л. Котов, О. Я. Чебикин).
В исследованиях многихавторов (Л. М. Аболин, В. Л. Марищук, К. К. Платонов, О. А. Сиротин, О. Я. Чебикин,О. А. Черникова) отмечаются разные по происхождению и проявлениям показателиэмоциональной стойкости: рассматриваются мотивационные, моральные, волевые,интеллектуальные качества, свойства нервной системы, которые в комплексе должныпрепятствовать возникновению эмоционально напряженного состояния, котороедезорганизует поведение и деятельность человека. Соответственно этому наиболеецелесообразным, по мнению многих ученых, является определение эмоциональнойстойкости как определенного интегративного качества личности, котороехарактеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальныхи мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которыеобеспечивают максимально успешное достижение деятельности в сложной эмотивнойобстановке (П. Б. Зильберман, О. А. Блинов) [4, с. 124].
Анализируя историюизучения и становления вопроса эмоциональной стойкости можно четко заметить дваосновных этапа развертывания исследования. Первый из них характеризуетсяпризнанием дезорганизующего влияния эмоций на человека и его деятельность, ивыделением, в связи с этим, трех основных направлений исследованийэмоциональной стойкости: результативного, органического и личностного (П. Б. Зильберман,В. Л. Марищук, Е. О. Милерян, К. К. Платонов, О. А. Сиротин). Этот периодстановления проблемы эмоциональнойстойкости называют констатирующе — описательным.
Выделение проблемыэмоциональной стойкости в самостоятельное направление научного исследованиясвязано, прежде всего, с появлением фундаментальных исследований Л. М. Аболина(1987), которые стали переломным моментом в теоретико-методологическом ипрактическом исследовании психологических механизмов эмоциональной стойкости изакономерностей ее формирования и повышения. Эмоциональная стойкостьрассматривается этим ученым как результат единства рациональных, эмоциональныхи телесных компонентов системы саморегуляции напряженной деятельности,понимается как системное качество личности, которое обеспечивает высокуюпроизводительность деятельности и целеустремленность поведения в напряженныхусловиях. Эмоциональнаястойкость в напряженных условиях деятельности опосредствуетсяцелостным механизмом саморегуляции.
Следующий этап разработкипроблемы эмоциональной стойкости реализует идею целенаправленного формированияи развития у специалистов разных сфер напряженной деятельности (О. А. Блинов, Т.С. Кириленко, М. С. Корольчук, В. В. Стасюк, О. Я. Чебикин, А. И. Черкашин).
Итак, генезис проблемыэмоциональной стойкости разрешает выделить два главных этапа в ее становлении иразвитии: констатирующее — описательный и формирующий (профессионально — ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы будем понимать сложныеинтегративные качества личности, которые обеспечивают высокуюпроизводительность деятельности и поведения в сложных эмоционально напряженныхусловиях [9, с. 74].Главным интегральным показателем эмоциональной стойкости выступает успешность и стабильностьдеятельности.
Между тем, как доказываютисследования, чрезмерно выраженная эмоциональная лабильность личности можетотрицательно сказываться на эффективности ее деятельности, усложнять отношенияс окружением, поскольку личность становится импульсивной, реактивной. Поэтомуизучение психологических особенностей эмоциональной лабильности личности стоиткак важная проблема.
В соответствии с П. Фрессом[26, с. 124], эмоциональная неустойчивость является главной характеристикойэмоциональности. По мнению ученого, такая неустойчивость характеризуетсячувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. В свою очередь, эмоциогеннаяситуация зависит от отношений между мотивацией и возможностями человека [26, с.126].
Эмоциональная лабильностьхарактеризуется нестойкостью эмоционального фона, его зависимостью от внешнихобстоятельств, частым изменением расположения духа даже при незначительномизменении ситуации: от приподнятого с оттенком добродушия, эйфории додисфоричного с неудовольствием, злобой, агрессией [6, с. 52].
Анализ основных теорийотечественных и зарубежных психологов относительно определения агрессиипозволил нам прийти к выводу, что агрессия (как поведенческое проявление) — этоповедение, которое характеризуется направленностью, во-первых, на причинениевреда безжизненным объектам, во-вторых, на осуществление действий, которыеслужат причиной вреда (физическим, морального или материального) живымсуществам, которые имеют мотивацию избегания такого отношения.
Вместе с тем, каксвидетельствует анализ теоретических источников, агрессия, как свойстволичности, во-первых, выступает как мотивационная тенденция, внутреннеепобуждение к осуществлению агрессивных действий; во-вторых, отображаетотносительно стабильную готовность к агрессивным действиям в разных ситуацияхпри наличии потенциально агрессивного восприятия и потенциально агрессивнойинтерпретации как стойкой личностной особенности мировосприятия и миропонимания;в-третьих, характеризуется наличием деструктивных тенденций в отношениях сдругими людьми. Н. Левитов, в частности, связывает эмоциональную неустойчивостьс нестойкостью расположений духа и эмоций [14, с. 94]. А, по мнению Л. Славиной,эмоциональная неустойчивость связана с «аффектом неадекватности», чтопроявляется в повышенной обидчивости, замкнутости, негативизме, упрямстве [9, с. 74]. Следуетотметить, что А. Басс и А. Дарка рассматривают оскорбление как зависть иненависть к окружающим за настоящие и выдуманные действия, а негативизм — какоппозиционную манеру в поведении от пассивного противодействия к активнойборьбе против установленных обычаев и законов. По мнению Е. Ильина, обида, какэмоциональная реакция на несправедливое отношение к личности, появляется тогда,когда страдает чувство собственного достоинства, если человек сознает, что егоунижают [8, с. 128].Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкуювозбуждаемость, пессимистичность, обеспокоенность, колебание расположений духа[6, с. 88].
Еще А. Лазурский подчеркивал,что нестойкость эмоции проявляется в том, что сначала она может быть интенсивной,но потом быстро ослабевает, и, в конце концов, прекращается, переходя вспокойное равнодушие [13, с. 131].Если же эмоции у человека легко возбудимые, то предшествующая эмоция оченьбыстро заменяется другой. То есть, по мнению ученого, происходит быстрое и резкоеизменение эмоций и настроения, присущее людям истерического типа.
Итак, лабильность эмоцийхарактеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций. К. Платонови Л. Шварц дают такие характеристики эмоционально неустойчивых людей: они имеютповышенную эмоциональную возбуждаемость и склонны к частому изменениюэмоциональных состояний [9, с.76]. Л. Баданина понимает под эмоциональной неустойчивостьюинтегративное личностное свойство, которое отображает склонность человека кнарушению эмоционального равновесия [1, с. 46]. По ее мнению, к показателям этого свойстванеобходимо приобщить повышенную тревожность, фрустированность, страхи,нейротизм. Я. Рейковский считает, что у некоторых лиц эмоциональная стойкостьпроявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. А Э. Милерянотмечает, что под эмоциональной стойкостью необходимо понимать, во-первых,невосприимчивость к эмоциогенным факторам и, во-вторых, способность контролироватьи сдерживать астенические эмоции [9, с. 76].
Как известно, ученыеразличают стенические и астенические эмоции (в зависимости от энергетизирующеговлияния: 1) стенические эмоции повышают жизнедеятельность, увеличивают силу иэнергию человека; 2) астенические эмоции снижают жизнедеятельность, уменьшаютсилу и энергию человека.
Э. Киршбаум и А. Еремеевпридерживаются мысли о том, что положительные эмоции повышают психическуюактивность, обеспечивают «настроенность» на решение определенныхзадач. Отрицательные эмоции, чаще всего, снижают психический тонус,обуславливают более пассивные способы защиты. Вместе с тем некоторыеотрицательные эмоции могут активно усиливать защитные возможности организма, втом числе и на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса,артериального давления, увеличение вязкости крови и тому подобное) [6, с. 56].
В. Смирнов и А. Трохачёв считают,что под эмоциональной стойкостью можно понимать константность психических иподвижных функций в условиях эмоциогенных влияний [23, с. 135]. Как отмечает Е. Ильин, несуществует «общей» эмоциональной стойкости. К различным эмоциогеннымфакторам эта стойкость будет разной [8, с. 98]. Поэтому, по его мнению,правильнее было бы говорить не об эмоциональной стойкости, а о стойкостиличности к конкретного эмоциогенному фактору.
Отдельные ученыесвязывают с эмоциональной стойкостью надежность деятельности. По их мнению,эмоциональная стойкость — это свойство темперамента, который разрешает надежновыполнять целевые задачи. Эта стойкость обеспечивается оптимальнымиспользованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.
Следует отметить, что длямногих ученых главным критерием эмоциональной стойкости является эффективностьдеятельности в эмоциогенной ситуации. Так, Я. Рейковский определяетэмоциональную стойкость как способность эмоционально возбужденного человекасохранять определенную направленность своих действий, адекватноефункционирование и контроль над выражением эмоций [19, с. 102].
Однако, следует еще разподчеркнуть, что анализ источников убеждает в том, что в психологическойлитературе еще мало исследуются психологические особенности эмоциональнойлабильности личности.
3. Изучениеэмоциональной культуры студентов-психологов
Как известно, формированиеэмоций человека — важное условие развития его, как личности. Лишь если онистанут предметом стойких эмоциональных отношений человека, его идеалы,обязанности, нормы поведения превратятся в реальные мотивы деятельности.
Поскольку психолог — это человек,прежде всего, высоко просвещенный, интеллектуальный и культурный, то можноговорить о необходимости формирования эмоциональной культуры у людей этойпрофессии.
Ряд исследований [9, 14,15] свидетельствуют об отрицательной тенденции относительно эмоциональнойкультуры молодого поколения на уровне повышенной тревожности, агрессивности,эмоциональной сензитивности, эмпатии. Одной из причин такого положения вобществе является недостаточное внимание к культуре вообще и к эмоциональнойкультуре в частности.
В современных условияхвысшей школы созрела необходимость формирования у будущих психологов такогокачества, как толерантность (терпимость в отношениях между людьми, психическая,эмоциональная стойкость в экстремальных ситуациях) так как этого требуетдействительность.
Поскольку попытки решитьэтот вопрос в рамках других теорий [15, 17, 18] хотя и заполняли определеннымчином образованный вакуум, тем не менее, не охватывали данной проблемы в целом.Нет исследований, в которых бы изучалась эмоциональная культура в процессеподготовки будущих психологов. Нет исследований, которые бы изучали эмоциональнуюкультуру с точки зрения её особенностей, функциональных и структурныхкомпонентов, как необходимого условия профессиональной подготовки личности.
На сегодняшнем этапе модернизациисистемы образования может обращаться внимание не только на когнитивную и креативнуюстороны развития личности молодого поколения, но и на развитие его эмоциональнойсферы [6, с. 142], которое вдобавок, требует не только правильногоформирования, а еще и умелого использования.
Эмоциональная культурапсихолога – это психологическая ценность его личности. На профессиональныекачества психолога существенно влияют индивидуальные характеристики человека (втом числе и эмоциональное состояние), которые могут, как оказывать содействиеформированию профессионального мастерства и творческого подхода к трудовойдеятельности, так и препятствовать профессиональному становлению [10, с. 34](чрезмерная эмоциональность). Эмоции включены в все психические процессы исостояния человека. Любые проявления его активности сопровождаютсяэмоциональными переживаниями. Довольно важным является вопрос о соотношении учеловека эмоций и мышления [1, с. 142]. Благодаря мышлению, человек можетсознательно оценивать тот или другое влияние на организм, понимать изменения вовнешней среде, их значение для своего существования.
В современной научнойлитературе общекультурные ценности рассматриваются как одно из важнейшихусловий психологического развития индивида [4, с. 68]. Как уже упоминалось,факторы, которые являются основными в системе эмоциональной культуры психолога,это, во-первых, эмоциональная регуляция, которая предусматривает адекватноеэмоциональное реагирование равное экспрессивности; во-вторых,эмоционально-гуманистическая направленность личности, которая обнаруживается вэмпатии; в-третьих, эмоционально — антиципирующие способности личности;в-четвертых, эмоционально-познавательная активность. Развивая их, личностьможет достичь значительного результата в своем психофизиологическом развитии, авместе с тем, и в общепсихологическом аспекте развития.
Психолог, наделенныйумением не только прекрасно знать материал и уметь применять его на практике, пониматьсебя и действовать «не против своей воли», конечно, способен набольшее, чем тот, который зациклен на внешней или внутренней своей жизни илидеятельности.
Итак, проанализировавработы многих психологов [2, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 16, 17, 18] по данной теме,можно определить направления, на которые следует сосредоточить внимание, развиваяэмоциональную культуру студента — психолога.
Во-первых, необходимоувеличение уровня общей образованности будущего психолога в процессенаставительно-познавательной деятельности; во-вторых, необходимо обязательноеэстетичное влияние искусства; в-третьих, развитие эмоциональной сенситивности,эмпатии как движущей силы эмоциональной культуры; в-четвертых, можно развиватьэмоциональную культуру с помощью целенаправленного социально-психологическоготренинга. Рассмотрим подробнее эти направления. Развитие эмоциональной культурыи стойкости в процессе учебной деятельности будущих психологов ограниченоконтинуумом специфических гностических эмоций, которые детерминируютпознавательную активность. Конечно, задействовав эмоции при усвоении знаний,надо иметь в виду еще одно содержание, в котором знания обогащают не толькокогнитивную, но и эмоционально-личностную сферу, а потому «выявление вэмоциях целостного отношения человека к миру» [13, с. 213]. В этом ракурсерассматривается единство аффекта и интеллекта. Приобретенные знания уменьшаютдостоверность создания ситуаций, в которых человек является предметомнеразумного познания. Обретение знаний с одной области уменьшают достоверностьтого, что индивид будет экспериментировать иррациональными познаниями также и вдругой. Полученные знания помогут предупредить другой вид эмоциональнойнеразумности — эмоциональную незрелость. Это объясняется тем, что приобретениеобразования требует от личности увеличения когнитивной сложности, котораясвязанная с наличием определенной системы знаний. И потому, становя болеепросвещенным, индивид ощущает более сложные эмоции.
Познание искусства вводитчеловека непосредственно в мир эмоций и переживаний. Чтение литературныхпроизведений, слушание музыки, созерцание живописи, танцы предусматриваютэмоциональную включенность [10, с. 76], развитие не только речи, движений,понимания, но и развитие сознания.
Переживание красивыхпроизведений искусства, соотнесение себя с некоторыми компонентами (героями,образами, «голосом» или автором, расположением духа произведения)владеет тем скрытым потенциалом, который в дальнейшем будет оказыватьсодействие лучшему пониманию, например, определенных жизненных ситуаций илиточек зрения других людей.
Говоря о культурном наследиииндивида, следует помнить, что оно складывается не только из понятий, убежденийи ценностей или лишь из эмоциональных переживаний [4, с. 114]. Мы воспринимаемсобственную культуру как что-то неотъемлемое от нас самых. И пока не сопоставимее с другой культурой, не можем увидеть ее недостатки. Под влиянием другихкультур происходит коррекция неразумных действий, ассоциаций, случаев, которыесвязаны в нашем сознании на иррациональном уровне. Таким образом, мы можемговорить о шаблонности эмоциональной культуры, эмоциональном клише [15, с. 147].Оно представляет собой стереотипный способ эмоционального реагирования, копределенной мере стереотипный паттерн.
Так же, как мысли,суждение и оценки, эмоции могут быть в определенной мере одинаковыми в разныхситуациях, представлять собой эмоциональное клише, которое установлено иобусловлено культурой, начиная от юнговских архетипов и заканчивая типичнымииндивидуальными эмоциональными реакциями.
Итак, общекультурныеценности являются определяющими в развития эмоциональной сферы личности. Предложенныев искусстве и детерминированные социальными и этическими нормами, они формируюттакие особенности эмоциональной культуры, как эмпатия, экспрессия,эмоциональная сенситивность, саморегуляция, эмоциональная стойкость, гностическая,эстетичная и этическая направленность личности.
По мнению ряда авторов[10, 11, 14] эмоциональная культура определяется умением индивида восприниматьи эмоционально ощущать окружающий мир. Формирование данного умения возможно спомощью процессов эмоциональной регуляции, понимания значения эмоций вчеловеческой жизни, а также с помощью коррекции алекситимии (умения объяснятьсвои чувства с помощью слов) и «использование» чувств в процессенаставительно-познавательной деятельности.
В последние годырассматриваются вопрос активного формирования культуры личности в обучении какнеотъемлемый элемент большинства психолого-педагогических тренингов [9, с. 17].И действительно, необходимо направлять теоретические наработки на более широкоевнедрение в практику. Привлекать приобретенный опыт развития эмоциональнойкультуры в педагогической среде в разнообразнейшие институты человеческогообщества, этим самым повышая уровень культуры общества.
4. Современныепсихологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективногоконсультанта-психолога в отечественной литературе
Итак, в психологическойлитературе зарубежные и отечественные авторы выделяют наряду с другимипрофессиональными и личностными качествами, необходимыми в работе психолога иэмоциональную стойкость.
При этом в психологическойлитературе существуют исследования профессиональных и личностных качествотечественных психологов. Требования к эталону личности целиком реальные иприменимые практически, при условии, что личность мотивирована дляпредставления психологической помощи другим, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации.А эффективность деятельности, как известно, зависит от личностных чертпсихолога-консультанта. Например, Овчарова Р. В. рассматривает требования кличности и деятельности будущего психолога. Используя опросник Р. Кэттелла, онавыделяет такие личностные характеристики идеального практического психолога:
1. Психолог должен иметьвысокие (общие) умственные способности, быть проникновенным, рассудительным, вольнодумным,аналитиком.
2. Психолог социабелен,поэтому любит работать с людьми. Это общительный человек, он великодушен клюдям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезный,тактичный, дипломатичен в общении.
3. Он любит общиедействия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый,добросовестный, имеет чувства и ответственность, сильный, энергичный, умеетподчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
4. Психолог эмоциональностоек, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, стрессоустойчив.
Овчарова Р. В. перечисляети «личностные проявления, несовместимые с работой психолога»: незрелостьличности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии,недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы,чрезмерная заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивлениестрессам, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и ощущение вины, низкаясамооценка [9, с. 77].
Эти требованияабсолютизированы, так как тяжело найти такие, в которых органическиобъединялось бы между собой такое множество свойств и качеств, тем не менее,данные эталонные требования могут быть общими ориентирами.
Климов Е. А. относитпрофессию психолога к типу «человек- человек» как профессию, котораятребует специальных знаний, умений, привычек, то есть, специального обучения(квалификации) работника, где формируются вторичные признаки специальности. Кэтим признаками относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональнаястойкость, интеллектуальная активность, высокий уровень профессиональныхзнаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность [9, с. 77].
Для психолога аксиомойявляется уважение клиента. Абрамова Г. С. считает, что позиция квалифицированногопсихолога основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я — концепции[1, с. 37].
Аминов Н. А. считаетглавными условиями профессионализма психолога коммуникативные умения, силу влиянияна поведение других, интегральную чувствительность объекта, процесса ирезультата психологической деятельности [9, с. 76].
В рамках физиологическогоподхода к исследованию индивидуальных расхождений способностей человека былавыявлена взаимосвязь между коммуникативными способностями естественнымитипологическими предпосылками, в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ееадаптационными свойствами.
Обозов М. М. в первуюочередь обращает внимание на такие качества:
1. безоценочное отношениек индивидуальным особенностям людей;
2. чуткость к эмоциональномусостоянию человека, который находятся рядом, тактичное отношение к клиенту;
3. пластичность(динамичность вместе с гибкостью), то есть, способность легко переключаться содного темы на другую, легко выходить из тупиков;
4. эмоциональнаясдержанность и терпимость — способность избегать невротических и субъективныхотклонений в своих оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывыклиента, уметь снять тревожность другого, успокоить — толерантность к возможнымневротическим срывам клиента;
5. поддержка общейкультуры поведения, то есть, использование знаний образцов культурногонаследия;
6. умение выстраивать ивыдерживать окончательно свою линию поведения, то есть, умение своевременновозвратить разговор к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы надругую или когда обсуждение выходит за рамки объективности;
7. наличие знаний вобласти поведения людей в конфликтах [3, с. 26].
Много внимания уделилэмоциональной сфере психолога Р. Кочюнас. он настаивает, что психологунеобходимо иметь такие черты:
1. проявление глубокогоинтереса к людям, следствием чего является терпение при общении с ними;
2. чувствительность кустановкам и к поведению других людей, способность отождествляться сразнообразнейший людьми;
3. эмоциональная стабильностьи объективность, то есть, способность уважать права других людей, восприятиедругих людей, как способных решать свои собственные же проблемы и принимать заних ответственность [19, с. 174].
Психолог должен понимать,замечать свои чувства, в частности и отрицательные, не вытеснять их. Только в такомслучае он будет контролировать свое поведение. Ведь психолог способен оказыватьсодействие в положительных изменениях клиента только тогда, когда проявляеттолерантность ко всему разнообразию чужих и «своих» эмоциональных реакций.
А чем больше психологзнает о себе, тем лучше он поймет своих клиентов.
Студенты должны знать,что профессия психолога, с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, чтоза короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь других, оказать им помощь.С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А. Стора,противопоставляется:
— угроза утратитьидентичность и «раствориться» в клиенте:
— отрицательные последствия,которые могут возникнуть в личной жизни (семья, друзья);
— угроза психическихнарушений из-за постоянных стычек с темными сторонами жизни и психическойпатологией (К. Юнг называет это «подсознательной инфекцией»). [13, с.37]. Ведь психолог не имеет возможности узнать о деятельности клиента вреальной жизни, и получает информацию лишь от самого клиента, из его слов узнаваяо многочисленных тревогах, страхах, неудачах, и, в гораздо меньшей мере – о достижениях.
Чрезмерное увлечениепрофессиональной деятельностью может сказаться и на семье психолога. Г. Кочюнасвыделяет здесь две особенности:
1. профессиональная этикатребует запретить психологу делиться с членами своей семьи своимипсихотерапевтическими впечатлениями.
2. Психологическое консультированиетребует больших эмоциональных затрат, то есть, выслушивая проблемы другихлюдей, углубляясь в их хлопоты, после рабочего дня бывает тяжело проникнутьсяхлопотами членов своей семьи. Ведь неопытный психолог-новичок может думать,скорее всего, о неразрешимых проблемах своего клиента даже по окончаниирабочего времени.
Психологическоеконсультирование и психотерапия отнесены к профессиям, которые несут большуюэмоциональную нагрузку. Представителям этих профессий угрожает опасность«синдрома выгорания».
«Синдром выгорания»- сложный психофизиологический феномен, который выражается в эмоциональном,умственном и физическом истощении после продолжительной эмоциональной нагрузкии является показателем профессиональной дезадаптации работника [14, с. 127].
Феномен«выгорание» является кризисным состоянием и характеризуется душевнойи физической усталостью, потерей веры в собственные силы, и, как следствие,невозможность качественно выполнять свои профессиональные обязанности.
Причинами возникновениясиндрома «выгорания» по мнению О. Н. Моховикова являются: внутреннийконфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация.
Отечественные психологи считают,что в основе феномена «выгорания» лежит механизм идентификации — отчуждение. Идентифицируясь с отрицательными переживаниями клиента, консультантпереживает «чужое свое» и, нарушая целостность «Я» в кризисныхситуациях обуславливает «выгорание». [15, с. 36].
Кочюнас Р. отмечает, чтолюди с определенными чертами личности (неспокойные, чувствительные, эмпатичные,склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонныеотождествлять себя с другими) больше поддаются этому синдрому.
Не секрет, что во времясвоей деятельности психолог нередко ощущает сильные отрицательные эмоции. Существуютзапросы от клиентов с целью манипулирования консультантом, обращение по поводуактуальных сенсаций, просьба «навредить» родителям, детям и друзьям, обращениесо скуки, обращение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
У любого психолога есть ипостоянные клиенты. Чаще всего, это, те, кто пережил психическую травму и требуетпродолжительной поддержки: одинокие люди, инвалиды, душевнобольные. Поэтомуэмоциональная стойкость для психолога – это одно из необходимыхпрофессиональных качеств.
Исследование психологов ифизиологов свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной стойкости и свойстввысшей нервной деятельности. П. К. Анохин свидетельствует, что эмоциональныеощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненныйпроцесс в его оптимальных границах. Я. Стреляу считает, что эмоциональнаястойкость зависит от свойства «реактивности личности». В случае«реактивность» характеризует высоту порога чувствительность проблемыи порога трудоспособности: что чем ниже порог чувствительности, тем ниже порогтрудоспособности. А особы, у которых реактивность к стимулам высокая, взначительной мере ухудшают качество деятельности в стрессовых ситуациях.
Итак, по мнению В. Д. Небылицына,проблема свойств нервной системы «превращается в план проблемы факторовоперативной надежности человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией приусловиях значительной напряженности» [4, с. 125].
Эффективностьформирования эмоциональной стойкости у студентов -психологов определяетсяприменением упражнений специального психофизического тренинга и ранней психодиагностикой,которая учитывает характеристики эмоциональной стойкости на разных уровнях еепроявления. Главным путем формирования эмоциональной стойкости являетсяовладение приемами эмоционально-волевой регуляции на психологическом ифизическом уровнях, развитие и усовершенствование индивидуальных свойств ипсихических функций личности, которые обеспечивают эмоциональную стойкость. Применениецелостного комплекса психокоррекционного влияния разрешает оптимизироватьэмоциональную стойкость будущих психологов во время учебной деятельности.
Изучение психологическихусловий и особенностей учебной деятельности студентов определилоцелесообразность и необходимость формирования эмоциональной стойкости,обусловило отбор комплекса психодиагностических и психокоррекционных методик. Этотакже дало возможность отделить те факторы, которые существенно влияют наэффективность учебной деятельности и уровень эмоциональной стойкости — увеличение интенсивности информационного потока, увеличение количества видовдеятельности, возрастание личной ответственности за успешность учебнойдеятельности, значительное увеличение интеллектуальной нагрузки.
Информативнымипоказателями, которые свидетельствуют об изменении уровня эмоциональнойстойкости, следует считать: нейротизм, ситуативную тревожность,нервно-психическую стойкость; гипертимность, тревожность, возбудимость,эмотивные типы акцентуаций; общую интернальность, предметную и социальнуюэргичность, предметную и социальную пластичность, социальный темп, предметную исоциальную эмоциональность; эмоциональную стойкость; такие эмоциональныесостояния как тревожность, агрессивность, ригидность, трудоспособность иуспешность учебной деятельности.
Обычно диагностикаосуществляется при помощи отдельных методик: методики определения эмоциональнойстойкости (разработанной сотрудниками лаборатории психофизиологических проблемвысшей школы Казанского университета), методики ТТАРС (определение тревоги,трудоспособности, активности, расположения духа и самочувствия), методикидиагностики эмоциональных состояний Г. Айзенка, методики определениятемперамента В. М. Русалова, методики определения локуса контроля Дж. Роттера инейротизма Г. Айзенка.
Итак, для будущегопсихолога эмоциональная стойкость – это не только профессионально необходимаячерта, но и качество, которое нужно вырабатывать на протяжении всей жизни.

Выводы
 
История исследованияпроблемы эмоциональной стойкости выделяет два главных этапа в ее разработке:констатирующе — описательный и формирующий (профессионально — ориентированный).Под эмоциональной стойкостью мы понимаем сложное интегративное полисистемноекачество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельностии целеустремленность поведения в сложных эмоционально напряженных условиях.
Развитие эмоциональнойкультуры у будущих психологов возможно в трех направлениях. Первое — развитиеэмоциональной регуляции, второе — формирование правильного понимания значенияэмоций в человеческой жизни, третье — целенаправленное введение сферы чувств кнаставительно-познавательной деятельности.
Много исследователей нетолько делали акцент на необходимости развития эмоциональных процессов, но и навторичности и зависимости роли когнитивных процессов в системе учебной ивоспитательной деятельности. Тем не менее, не до конца изученными на сегодняявляются формы, виды и методы развития эмоциональной культуры будущего психолога.
Важным и фактически единственнымусловием восприятия и осмысления общекультурных ценностей остается специальноорганизованная учебная деятельность. Поэтому в процессе обучения студентов–психологов огромное внимание должно быть уделено развитию эмоциональнойстойкости будущих профессионалов.
Познание эмоциональнойсферы человека, не смотря на свою продолжительную историю, имеет еще многонерешенных задач. Это связано с тем, что эмоции, будучи самостоятельнымявлением психики, очень тесно переплетаются с другими ее проявлениями. Интегрируясьс познавательными процессами и личностными качествами, они образовываютединство интеллектуального, креативного и эмоционального. Результатом такихобразований является возникновение, функционирование и закрепление большогоколичества личностных качеств как стойких образований в поведении идеятельности.
Можно сделать вывод — успешность,эффективность, производительность психологической деятельности обеспечивают теличностные качества, которые осознаются как неопровержимые ценности. К ихструктуре беспрекословно и обязательно должна входить и эмоциональная стойкостьбудущего психолога. Только тогда личность будет современной, целостной инужной, если она будет понимать себя, и эффективно будет сотрудничать с другими.

Списокиспользованной литературы
 
1. Баданина Л. П. Соотношениепсихологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивостиу младших школьников: Автореф. дис. …канд. наук. – СПб., 1996.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины,последствия и контроль: Пер. с англ. – С. -Пб.: Прайм-Еврознак, 2001.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия:Пер. с англ. – С. -Пб.: Питер, 1998.
4. Власова О. І. Педагогічна психологія:Навч. Посібник – К.: Либідь, 2005. – 400 с.
5. Загальна психологія. / Заредакцією академіка С. Д. Максименка. Підручник. – 2-ге вид., переробл. і доп.– Вінниця: Нова Книга, 2004. – 704 с.
6. Занюк С. С. Психологіямотивації та емоцій / Волин. держ. ун-т ім. Лесі Українки. – Луцьк, 1997.
7. Изард К. Э. Психология эмоций: Пер. с англ. – С. -Пб.:Питер, 1999.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – С. -Пб.: Питер, 2001.
9. Кириленко Т. С. Психологія:емоційна сфера особистості: Навч. Посібник. – К.: Либідь, 2007. – 256 с.
10. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния /Дальневост. ун-т. – Владивосток, 1990.
11. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.
12. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984.
13. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука,1995.
14. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.,1964.
15. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. – М.: REFL — book, 1997.
16. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. — М.: Ювента,1998. – 375 с. 17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладнойпсихологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.:Питер, 2002.