Эмоционально-волевая сфера детей с нарушением зрения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧГПУ (ГОУ ВПО)«ЧГПУ»
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ: ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Выполнила:
Проверила:
2007 г.

План
Что такое эмоции.
Три основных компонента эмоций.
Эмоциональное состояние детей слепыхи слабовидящих.
Воспитание детей с дефектом зрения всемье:
чрезмерная забота;
деспотичность;
эмоциональное отчуждение.
Эстетическое воспитание детей с дефектомзрения.
Список литературы.

Эмоции:
· выполняют регуляцию и охранную функции;
· способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
· побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведениев целом;
· помогают приспособиться к ситуации;
· сопровождает общение и все виды деятельности;
· являются показателем общего состояния ребенка, его психическогои физического самочувствия.
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающейв мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оцениваетдействительность и доводит свою оценку до сведения организма на языкепереживаний.
Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудновызвать по своему желанию. Эмоциональный процесс включает три основныхкомпонента:
Первый — это эмоциональное возбуждение, определяющеемобилизационные сдвиги в организме.
Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значениедля индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса,происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протеканияпсихических, моторных и вегетативных процессов.
В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимостьможет, напротив, уменьшаться.
Второй компонент — знак эмоции: положительная эмоциявозникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное.
Положительная эмоция побуждает действия поддержкипозитивного события, отрицательная — побуждает действия, направленные наустранение контакта с негативным событием.
Третий компонент — степень контроля эмоции. Следуетразличать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх,гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайниевозбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когдаориентация и контроль практически невозможны.
Эмоциональное возбуждение может принять также формуэмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдаетсясильная тенденция к определенным действиям.
Но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которыевызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным еговыражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызываютрадость, но требуют сохранения серьезности и т.п.).
Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, котораяприводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные науменьшение или устранение вредных воздействий.
Форма эмоционального процесса зависит от особенностейвызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными будут всесигналы, связанные с определенными потребностями, например пищевой,сексуальной, дыхания и т.п. В случае слишком сильных воздействий раздражителейвозникает боль, отвращение, пресыщение.
Другим источником эмоциональных процессов являютсяпредвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающиестрах; сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналыудовлетворения потребностей, вызывающих надежду; сигналы, предвосхищающиенеопределенное, новое событие, вызывающие любопытство.
Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональныереакции и зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственноотреагировать на него или он этой возможности лишен.
Еще одним источником эмоций является характер протеканияпроцессов регуляции и выполнения деятельности.
Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессывосприятия, решения задач, действий служат источником положительных эмоцийудовольствия, удовлетворения.
Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможностьдостижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева,раздражения, озлобления.
В последние годы становиться все больше детей с нарушениями психоэмоциональногоразвития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность,тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, какслепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системычеловека, включая и личность.
В тифлопсихологической литературе описание эмоциональных состоянийи чувств слепых представлено в основном по наблюдению или самонаблюдению (А. Крогиус,Ф. Цех, К. Бюрклен и др.) эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальныхотношений к значимым для его объектам и субъектам, не могут не могут не изменятьсяпод влияний нарушения зрения, при котором сужаются сферы чувственного познания,изменяются потребности и интересы.
Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоцийи чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства. Хотя степень и уровеньих развития могут быть отличными от таковых у зрячих.
Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состоянийзанимает понимание своего отличия от нормальновидящих сверстников, возникающее ввозрасте 4 — 5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте,осознание в ограничении в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношескомвозрасте.
Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретеннойслепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также сниженнаясамооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.
Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детейв эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом.
Первые более ранимы особенно по шкале самооценки, при этом слабовидящиедети показали большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепымидетьми.
В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большуюроль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависимот общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни.
Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведаннымпространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.
Однако этот страх у детей появляется при неумелом руководстверодителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворенииребенком своей потребности в движении и освоении пространства. Это относится такжек знакомству с живыми объектами.
Распространенно мнение о том, что слепые менее эмоциональны,более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатлениеобъясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах.
Однако речь их достаточно интонационно и выразительна. Слепыеобнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний, они выделяюти адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность,тревожность.
Также отмечаются отличительные особенности слепых понимать эмоциональныесостояния, улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника».
Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет своиособенности. В первую очередь это связанно с оценкой своей внешности.
При этом самооценка незрячим именно этого фактора зависит откритерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственноепредставление о себе, построение исходя из оценки своего положения, либо происходиториентация на внешние оценки, идущие от зрячих.
Изменение в самооценки связанно с адаптацией к своему состоянию,а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживаютнесколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие,как многие их сверстники.
Особенно остро этот кризис переживается в подростковом возрастепроисходит обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинаютосознавать свой зрительный дефект.
Особенности личностного развития незрячих ставят проблему оказанияим возможно ранней помощи и проведения с ними необходимой работы в тот период, когдапроисходит активное формирование их личности, т.е. речь должна идти об абилитационнойработе, о предупреждении возможных негативных изменений.
Успешность социальной реабилитации во многом зависит от того,какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушениязрения, к началу их самостоятельной жизни.
Речь все же должна идти не о качествах личности, а о целостнойсистеме отношений личности. В эту систему включается:
1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношенияк другим людям;
2) отношение к жизненным целям, к прошлому и будущему, к жизненнымценностям;
3) отношение к непосредственному социальному окружению, отношениек другому полу. Эти отношения составляют базовые структуры личности, такие как образсвоего Я, направленность личности и её временная перспектива, отношения сдругими.
Существенною психолого-педагогическую проблему представляет воспитаниеслепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Жизнь немыслима безотрицательных эмоций, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нетнадобности.
Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке,закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранениеоднообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм врамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.
Излишняя опека сопровождается часто и чрезмерным проявлениямлюбви к слепому, его захваливанием, переоценкой его способностей. Ребенок превращаетсяв избалованное, эгоистическое существо, совершенно не готовое к будущей самостоятельнойжизни.
У него формируется чисто потребительская психология, тормозитсяобразование необходимы качеств личности, таких, как трудолюбие, самостоятельность,чувство личной ответственности и инициативы, что, в свою очередь, препятствует формированиюважнейших личностных образований: воли и эмоциональной сопротивляемости к различнымжизненным препятствиям.
Также деспотическое внутрисемейное общение приводит к формированиюнегативных качеств личности слепого. На первое место взрослые ставят строгость.Твердость и жесткость.
При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызванныенарушением зрения. Вынужденный покоряться воли взрослого, ребенок испытывает чувствоскрытой или открытой неприязни и в какой-то момент переход к открытому неповиновению.
Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаютсямечтаниям и фантазиям. Ребенок либо растет несамостоятельным, подавленным, частозадерганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хроническогоконфликта, постоянна находясь в состоянии открытой или скрытой агрессивности.
Также эмоциональное отчуждение взрослых членов семьи ребенкас нарушениями зрения приводит к отсутствию взаимопонимания между ними, к разрывудуховной близости.
Слепой ребенок в такой семье живет своими интересами, замкнувшисьво внутреннем мире, куда он не допускает родителей. У него не формируются потребностив общении, как с членами семьи, так и с более широким окружением.
Обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого ребенка неменьше, а может быть, и больше, чем явная открытая неприязнь к нему из-за его слепоты.Такой тип общения со взрослыми создаёт и обостряет у ребенка чувство неполноценностии ненужности, рано рождает у него состояние глубокой тревожности, и такой ребенокв конце концов не сможет развить в себе адекватное чувство собственного достоинства.Его самооценка неадекватно занижена.
Первичная реакция, реакция тревоги, может представлять собойсоматическое выражение всеобщей мобилизации защитных сил организма. Однакореакция тревоги есть по существу лишь первая стадия ответной реакции организмана угрожающее воздействие.
При длительном воздействии любого агента, способного вызватьтакую реакцию, наступает стадия адаптации, или резистентности. Другими словами,ни один организм не может находиться бесконечно долго в состоянии реакциитревоги. Если агент настолько силен, что длительное воздействие несовместимо сжизнью, то человек или животное в течение первых часов или дней погибает настадии реакции тревоги.
Если же организм способен выжить, то вслед за первичнойреакцией обязательно наступает стадия резистентности. Проявления этой второйфазы весьма не похожи на проявления реакции тревоги, а в некоторых случаях иполностью противоположны им.
Так, например, если в период реакции тревоги наблюдаетсяобщее истощение тканей, то на стадии резистентности вес тела возвращается кнорме.
Любопытно, что при еще более длительном воздействии тканиприобретенная адаптация снова утрачивается. Наступает третья фаза — стадияистощения, которая, если стрессор достаточно силен, неизбежно приводит к смерти.
Взаимоотношение стресса и болезни может быть двояким: болезньможет вызвать стресс, и стресс может вызвать болезнь. Поскольку любой агент,требующий адаптации, вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторымипроявлениями стресса, ибо все болезни влекут за собой те или иные адаптивныереакции.
Тяжелое эмоциональное потрясение приводит к заболеваниюпочти исключительно благодаря своему стрессовому действию. В данном случаеистинной причиной заболевания являются избыточные или неадекватные адаптивныереакции.
Психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок,имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на процесс формирования его личности.
У незрячих значительное место занимают сознание вины, страхии опасения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общенияс другими людьми, в том числе с представителями другого пола.
При анализе отношения детей к своему дефекту можно наблюдатьтенденцию к сравнению себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этомже проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.
Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих в большеймере затрудненно нарушениями или потерей зрения, так как при этом выключается изсферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при зрительном восприятии красоты.
Однако восприятие мира на основе сохранных анализаторов позволяетслепому и слабовидящему испытывать эстетические чувства, наслаждаться природой,поэзией, музыкой, архитектурой.
Эмоционально-волевая сфера детей формируется с детства. В этомпринимают участие семья, дошкольные учреждения, сверстники и общество в целом. Вотпоэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети имеющие те или иные дефектыи отклонения чувствовали себя нужными, желанными и любимыми в нашем мире.
Начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать итренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководитьсвоими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия исовершенства в управлении самим собой.
Список литературы
1.        Журнал «Дошкольное воспитание2 № 1 2003 г.
2.        »Основы специальной психологии” под редакцией Л.В. КузнецовойМосква «Академа» 2005 г.
3.        Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. — СПб: Питер Пресс, 1996.
4.        Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.- М.: Просвещение, 1991.