СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Проблематика актерской психологии
Эмоциональное развитие человека
Влияние театральной постановки на становление личности
Обзор главных понятий, рассматриваемых в работе
Методики
Испытуемые
Цели и задачи исследования
Особенности эмоциональной сфера самодеятельных актеров
Результаты исследования
Выводы и заключение
Список литературы
Приложения
1. Проблематика актерской психологии
Вопрос о психологии актера и театральном творчестве в одно и то же время чрезвычайно старый и совершенно новый. С одной стороны не было ни одного человека театра, который так или иначе не ставил бы вопрос, который в практической деятельности, преподавании, оценках не исходил бы из того или иного понимания психологии актера. С другой стороны в театральных системах проблема психологии актера при всех изменениях сохранила в качестве центрального парадокс об актерской эмоции. Сейчас исследования вовлекают актерскую профессию в круг общих исследований по психологии профессий. [3] Вопросы профессионализации, влияния профессии на личность, исследование особенностей актерских профессий, исследования эмоционального развития актеров не достаточно освещены в работах психологов. Именно поэтому, необходимо изучить данный вопрос. Наиболее интересен для изучения самодеятельный театр, поскольку в нем играют дети, подростки и юноши. Хотелось бы знать, как на становление личности влияет самодеятельный театр. Если о профессиональном театре нам известно то, что он в жизни актеров, и как любая деятельность, которой человек занимается всю жизнь, оставляет след.
2. Эмоциональное развитие человека
Человека с древнейших времен интересует, что его радует, а что повергает в уныние. Выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют и многочисленные этнографические описания. Эмоциональные переживания каким-то образом охватывают или пронизывают все прочие психические явления. В определенном смысле «эмоциональное» дает нам знание о строении душевно, «внутреннего» мира в целом. [10] Удовольствие и неудовольствие может быть интенсивным и продолжительным, но они никогда не бывают ясными. Это значит – если мы перейдем на язык популярной психологии, — что на чувстве можно сосредоточить внимания. Чем больше внимания мы обращаем на ощущение, тем оно становится яснее, и тем лучше и отчетливее мы его помним. Но мы совершенно не можем сосредоточить внимание на чувстве, если мы пытаемся сделать это, то удовольствие или неудовольствие тотчас исчезает и скрывается от нас. И мы застаем себя за наблюдением какого–нибудь безразличного ощущения или образа, которого мы совсем не хотели наблюдать. [3] Эмоции, как и мысли, — объективно существующее явление, их характеризует широкий диапазон разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, наслаждение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворенность, тревога и разочарование – все это эмоциональные различные состояния. Эти и другие эмоции, многих из которых настолько своеобразны, что название лишь отчасти может раскрыть их истинную сущность и глубину, хорошо всем знакомы. Эмоциональные состояний великое множество, но состояния эти в большинстве своем мимолетны. Лишь те, что отличаются длительностью переживания от других, получают отражение в языке и обозначаются словесными терминами. [6] Однако, для актера не столько важно вербальное обозначение чувств и эмоции, сколько знание и умение правильно их показать на сцене. Взаимодействуя с другими людьми, он научается различным проявлением чувств и эмоций, вбирает в себя то лучшее, что видит в других.
В разном возрасте эмоциональный мир человека варьирует. У здорового ребенка эмоциональный мир зависит главным образом от его самочувствия и отношения к нему его родителей. В процессе социализации человек всесторонне развивается, а, соответственно, развивается и его эмоциональный мир. В разные периоды жизни человек склонен воспринимать одно и то же событие по-разному. [5] Таким образом, эмоции играют важную роль в нашей жизни. Актер, как не кто другой, может передать наиболее точно чувства других людей и их переживания, в силу своей профессии должен лучше понимать и знать природу других людей. Однако мы не можем это утверждать с полной уверенностью о людях занимающихся самодеятельным театром, поэтому следует изучить эту проблему. Интересно изучить в какой степени именно не профессиональный театр влияет на эмоциональную сферу своих актеров.
3. Влияние театральной постановки на становление личности
Театральная постановка представляет собой самый частый и распространенный вид творчества в школьном возрасте. Это объясняется двумя основными причинами:
Драма, основанная на действии, совершаемым самим подростком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Драма ближе, чем любой вид деятельности связана с игрой, и поэтому синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом заключается наибольшая ценность самодеятельной театральной постановки, она даёт повод и материал для самых разнообразных видов творчества. В театральной постановке творчество подростка и ребенка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего напряжения, в том числе и психики.
В драматической форме, таким образом, сказывается с наибольше ясность тот полный круг воображения. Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы условно. [2]
Всем хорошо известно о целительной роли искусства, одна из разновидностей катарсиса – психодрама. Когда человеку предлагается на время стать актером и забыть о своем внутреннем кризисе или конфликте, словом, любом отрицательном явлении в жизни человека. Потребность в отвлекающих сильных положительных эмоциях во все времена была не менее важной, чем биологические потребности. Неоднократно высказывалось предположение, что нервное напряжение и душевное беспокойство вследствие дурного настроения могут объясняться недостатком условий, которые бы привели эмоциональную реакцию в действие. [7] Как многие жанры искусства направлены на переключение внимания, в частный случай — самодеятельный театр, в который мы приходим просто отдохнуть и развеяться. Театр украшает нашу жизнь, делает более содержательной и интересной. Он обогащает нас информацией, которую мы воспринимаем без напряжения, и даже с удовольствием.
4. Обзор главных понятий, рассматриваемых в работе
Есть много попыток определить что такое «эмпатия». Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Ты ощущаешь радость или боль другого человека, как он их ощущает. И воспринимаешь их, как их воспринимает он. Генделин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает в себя постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оцениванияи осуждения. Это означает улавливаник того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают собеседника. Это подразумевает частное обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к полученным ответам. Указывая на возможные смыслы переживаний другого человека, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в странном и причудливом мире. [4]
Каждый человек обладает экстраверсией и интроверсией, только у всех она выражена в разной степени. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Своей нормальности экстравертированный тип обязан, с одной строны тем обстоятельствам, что он отноительно без трений применяется к данным отношениям и не имеет претензий, кроме объективно данных возможностей. Например, избирание профессии, которая в данном месте и в данное время представляет многообещающую возможность делать то, что от него ждет и требует окружающая среда. Но с другой стороны, его нормальность основана еще и на том, что экстравертированный тип считается с реальностью своих субъективных потребностей и нужд. Его особый пункт заключается в том, что тенденция этого типа направлена во вне, что из всех объективных фактов даже наиболее связанный с чувтсвами, как физическое здоровье, часто остается незамеченным, как слишком мало связанным с внешним.
Эмоции в экстравертированном типе установке ориентируются на объективно данное, то есть объект является необходимым определителем рода чувствования. Они находятся в согласии с объективными ценностями. Экстравертированному типу свойственны эмоциональные переживания сильнее, нежели интровертированному. Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируется не на объект и объективно данное как экстравертированный тип, но субъективные факторы. Интровертированное сознание хотя и видит внешние условия, но решающим избирает субъективные опредлители. Интровертийное чустввование опредляется главным образом субъективным фактором. Это означает для эмоционального суждения настолько же существенное различие от экстравертийного чувствования, как интроверсия мышления от экстраверсии.
Нейротизм можно определить, как адекватное поведение в стрессовой ситкации. В противоположность ему ставят эмоциональную лабильноть. Субъекты с отклонением от нормы поражаюткапризной изменчивостью настроения, как бы безо всякой причины. Эта неустойчивость часто придает характеру отпечаток чего-то хрупкого, нежного, веселого, чему способствует легкая внушаемость. По существу это часто люди веселыке, жизнерадостные, простодушные, однако малейшая неприятность омрачает их жизнь надолго. Причиной для изменения настроения может послужить, что угодно. Несмотря на легкомыслие, эти люди способны на глубокие чустваи переживание, а также привязанности. В противоположность этому типу существует другая группа людей эмоционально стабильных людей. Они спокойные, ровные, может быть чересчур мягкие, боязливые, тревожные. Они обычно нормально уживаются в рамках хорошо налаженной жизни, но зато чрезвычайно быстро теряются в условиях, требующих находчивости и решительности, очень легко давая патологические реакции на непрятные переживания, хоть сколько-нибудь выводящие их из душевного равновесия. [4] –PAGE_BREAK–
В работе были использованы следующие методики
Торонтская шкала алекситимии, состоящая из 26 вопросов, позволяет оценить возможность испытуемых описывать свои эмоции вербально.
Диагностика эмпатии, состоящая из 25 вопросов, оценивает уровень эмпатии. [1]
Личностная шкала проявления тревоги, состоящая из 50 вопросов, показывает уровень тревожности испытуемых.
Испытуемым была предложена методика, направленная на изучение способности различать эмоции, эмпирическим материалом для которой послужили фотографии, изображающие различные эмоции (приложение № 6). Запечетлена была профессиональная актриса. Эмоции, которые определись безошибочно — оценивались в 2 балла. Эмоции, которые определялись неточно, оценивались 1 баллом, эмоции, которые определялись неправильно — в 0 баллов. [3]
Обработка результатов производилась с помощью t критерия Стьюдента. При обработке данных, полученных в результате последней методики, были получены как качественные, так и количественные данные. Результаты первых трех методик данные оказались количественные.
Испытуемые:
Для проведения эксперимента были взяты две группы. В ходе работы было опрошено 50 человек, из них 25 занимаются в самодеятельном театре и 25 не занимаются. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, были отобраны из трех театральных студий, причем опрашивались преимущественно подростки и юноши возрасте от 15 до 19 лет, из них в каждой группе было 4 мальчика и 21 девочка. Неравномерное распределение испытуемых по половому признаку объясняется тем, что в театральных студиях мальчиков меньше, а это в свою очередь объясняется социальными установками, сложившимися в последнее время в обществе о том, что театральное искусство «не мужское дело». Людей, занимающихся самодеятельным театром, обозначим группа 1 или актеры, а людей, не занимающихся самодеятельным театром, — группа 2 или не актеры.
Цели и задачи исследования
Изучить особенности эмоциональной сферы людей, занимающихся самодеятельным театром.
Сравнить способность испытуемых распознавания эмоций по мимике.
Посмотреть различия по уровню эмпатии испытуемых групп.
Сравнить уровень алекситимии испытуемых.
Сравнить уровень эмпатии, способность сопереживать, испытуемых.
Гипотезы:
Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше умеют сопереживать другим.
Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше распознают эмоции других людей.
Люди, занимающиеся самодеятельным театром, имеют более высокий уровень тревожности.
Эмоциональная сфера самодеятельных актеров развита сильнее, чем у других людей.
Рассмотрим результаты исследования. При обработке данных мы получили следующую таблицу средних значений для уровня эмпатии.
Таблица 1Различия между группами актеров и не актеров по уровню эмпатии
Среднее арифметическое
Сигма
Актеры
71,12
19,39
Не актеры
53,36
14,16
/>
Рис.1
Диаграмма различий среднего арифметического по группе актеров и не актеров.
Подсчитаем t критерий Стьюдента для двух групп, поскольку выборки независимы, то возьмем соответствующую формулу. Окажется, что
t=15, 32 при p. Результаты свидетельствуют о том, что группа 1 более эмоциональна, чем группа 2. Они способны лучше сопереживать другим людям в силу того, что актер, входя в роль, проживает жизнь своего героя, часто он должен переживать за него, сочувствовать ему. Актер делает себя похожим на героя, а героя похожим на себя, для этого он должен остро чувствовать природу людей, знать, как разные люди будут вести себя в данной ситуации. Скорей всего, человек, серьезно занимающийся самодеятельным театром, тонкий психолог, ибо для него важно осознавать свою роль и правильно передать ее окружающим. Актер остро чувствует чужую боль, он знает и видит страдание человека, он с легкостью распознает, как и что чувствует человек. Человек, занимающийся самодеятельным театром с легкостью примет и поймет другого человека, в силу того, что актер играет на площадке разные жизни, разные роли, разные чувства и эмоции. Таким образом, видим, что самодеятельный актер более чувственный, он лучше понимает и сопереживает другим людям.
Анализ литературы показал, что существуют различные мнения о переживаниях актера на сцене.
Парадокс об актере Дидро говорит, о том, что актер, изображающий сильные душевные страсти и волнения на сцене и доводящий зрительный зал до эмоционального высшего потрясения, сам остается чуждым и тени той страсти, которую он изображает и которой потрясает зрителя. Абсолютная постановка вопроса Дидро звучит так: должен ли актер переживать то, что он изображает, или его игра является высшим «обезьянством», подражанием идеальному образу? Вопрос о внутреннем состоянии актера во время сценической игры – центральный узел проблемы. Должен или не должен актер переживать роль. Этот вопрос подвергался серьозным обсуждениям, причем в самой постановке вопроса предполагалось, что он допускает единое решение. Крики его скорби отчетливо обозначены в его слухе, жесты его отчаинья запечтлены в его памяти и были предварительно выучены перед зеркалом. Он знает с совершенной точностью, в какой момент нужно вынуть платок и когда потекут слезы. Все страсти актера и их выражение, как говорит Дидро, входят в состав декламации, они подчинены некому закону единства, они определены образом, подобраны и гармонически размешены. Воззрение Дидро опирается на факты, и в этом его сила, его непреходящее значение для будущей научной теории актерского мастерства и творчества. Но существуют и факты обратного характера, которые, впрочем, ни в малой степени не опровергаются Дидро. Эти факты заключалючаются в том, что реально существует и другая система игры, и другая природа художественных переживаниях актера на сцене. И доказательством служит школа Станиславского. [3]
Актерский талант, открывающий личность художника, покоряющий сердца зрителей, актерский труд, повседневная работа — все это неразрывные грани актерского мастерства, удивительного явления в жизни, в искусстве, ни на что не похожего, живущего по своим трудноуловимым законам. Чем крупнее талант, тем больше он стремится к совершенству и тем больше ищет – в повседневном, подчас изнурительном труде – путей к совершенству своего мастерства. Очень категорично выразился один художник: «Я убежден, что Ван-Гог создавал свои картины по системе Станиславского, сам того не подозревая. Он писал человека и в минуты творчества был не только Ван-Гогом, а и всеми людьми, им изображаемыми, со всем их внутренним миром». Все это любопытно и, возможно, имеет какие-то основания. Великолепная догматическая формула для оправдания вредности всякой тренировки отдельных элементов. Да, актеру нужна совершенная психотехника. Но приобретается она не с помощью какого-то шаманского тренинга. Психотехника рождается в практике, в актерском опыте. Организм сам нарабатывает и в жизни и в спектаклях нужные навыки, и они становятся подсознательными помощниками в творчестве. Чем опытнее талантливый актер, тем богаче его психотехника. Наверно, развитие режиссерской, писательской, драматургической фантазии, а не актерской. Актеру, не надо выдумывать ни сюжетов, ни перипетий, ни обострений, их получают в готовом виде – в пьесе, в роли углубиться в детали заданных предполагаемых обстоятельств. [4]
Подсчитаем уровень тревожности, сведем в таблицу средние значения.
Таблица 2Различия между 1 и 2 испытуемой группой по уровню тревожности
Среднее продолжение
–PAGE_BREAK–
Арифметическое
Сигма
Актеры
27,44
20,43
Не актеры
15,76
26,62
/>
Рис.2
Диаграмма различий по средним значениям в испытуемых группах.
Подсчитаем tкритерий Стьюдента для уровня тревожности в двух группах:
t=17, 7 при p— это значит, что различия значимы, т.е. тревожность людей, занимающихся самодеятельным театром значительно выше.
Тревожность, у человека, связана с проявлением эмоций, с развитием эмоциональной сферы таково: чем выше тревожность, тем более эмоционален человек, тем сильнее его проявление чувств. Чем выше тревожность, тем более дифференцирована эмоциональная сфера человека. Для человека, занимающегося самодеятельным театром, важно иметь дифференцированную эмоциональную сферу, поскольку, он проживает на сцене различные жизни, а разные жизни — разные судьбы. Разные судьбы – разные эмоции, связанные с жизненными ситуациями. Вот, например, пьеса о подростковых проблемах, неурядицах, жизни трудных подростков — нужны одни проявления чувств, в основном печаль, грусть, скорбь, внутренний разлад с самим собой, конфликт с окружающим миром. Или, например, пьеса про двух влюбленных – совсем другие переживания. Самодеятельный актер должен знать и уметь показать разные эмоции и чувства. Высокая тревожность связана с контролем эмоций, поскольку человек, обладающий высокой тревожностью, чаще попадает в ситуации, в которых ему нужно контролировать свои эмоции. Такой показатель уровня тревожности говорит о том, что люди, занимающиеся самодеятельным театром более эмоциональны вследствие их театральной деятельности. Они склонны проявлять эмоции сильнее, чем люди, не занимающиеся самодеятельным театром, в силу того, что, играя роль, они должны лучше осознавать и понимать эмоции и чувства людей, чтобы правильно их передать зрителю
Посмотрим, как испытуемые отличаются в различении эмоций, для каждого испытуемого подсчитаем количество правильно определенных эмоций, сведем средние значения в таблицу.
Таблица 3
Различия по способности определения испытуемых эмоций испытуемыми группами
среднее арифметическое
Сигма
Актеры
18,36
1,27
Не актеры
7,28
2,92
/>
Рис.3
Диаграмма различий среднего арифметического значения по испытуемым группам.
Подсчитаем tкритерий Стьюдента t=17, 7 при p
Результаты свидетельствуют о том, что люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше умеют различать эмоции других. Актер проживает на сцене другую жизнь, он, вместе со своим героем, плачет и смеется, радуется и расстраивается, любит и ненавидит. Нам трудно представить актера без эмоций, аналогично, если представить человека без сердца, без души. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, смогут лучше распознать чувства и эмоции другого человека. Они, в силу рода своей деятельности, должны уметь с одного взгляда распознать душевное состояние человека, находящегося перед ним. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, контактируют с другими людьми в реальной жизни и, определяя эмоции других, сопоставляют с тем, как выражают эти же эмоции они и, позднее применяют на сцене.
Исследуя литературу по этой теме, оказалось, что на сцене актер предстает в разных образах, разных людей и характеров. Мы смотрим на взаимоотношения партнеров по площадке, видим их проблемы, переживаем вместе с их героями те же чувства и мысли. Актер воплощает образ драматурга в живом сценическом образа, раскрывающемся для зрителя. Творчество актера посвящено отысканию таких форм экспрессии, которые бы правдиво, ярко донесли до зрителя мир помыслов и переживаний пьесы. Замечательная система Станиславского показывает, как организуется творческая деятельность актера, его устремления, мысли и чувства. Которые приводят к тому, что на сцене в образе актера выступает «живо» человек пьесы. Интерес к экспрессии, ее убедительному донесению до зрителя, который присущ актерам в силу характера творческого труда, приводит к тому, что некоторые актеры предметом осознания и запоминания особенности своей экспрессии при собственных жизненных переживаниях. Герой пьесы четко и ясно выражает свои чувства и эмоции, это может помочь зрителю развить в себе способность более ярко и понятно показывать свои чувства и эмоции окружающим его людям. Очень часто люди плохо умеют выражать свое душевно состояние и что еще хуже плохо умеют понимать со стояние другого человека. Учеными был проведен эксперимент: людям показывали фотографии, на которых запечатлено выражение определенной эмоции – изумление, испуг, неодобрение и т.п. Однако как показали ответы опрошенных людей, они довольно часто неверно определяли, какая эмоция изображена на фотографии. Эти ошибки могли происходить оттого, что сфотографированные люди недостаточно выразительно и точно выражали эмоции. Когда же в эксперименте были предъявлены, и притом взрослым людям, фотографии, фиксирующие выражение определенных чувств у артистов, которые передали эти чувства выразительно, то в «чтение» чувств было допущено, хотя и меньше, но все же много ошибок. Наблюдения за игрой актера в целом дает возможность правильно выражать свои «читать» чувства и эмоции других. [10]
Сложность работы актера определяется тем, что ведь и сам он человек, которому не чужды эмоции. Однако проявления собственных, личных чувств не должны сказываться на его игре. Все личное ему приходиться оставлять дома или, по крайней ере, за кулисами, а на сцене артист должен жить жизнью своего героя не должен терять контроль над своими действиями, над своими эмоциями. [8]
Подсчитаем, как определяются отдельные эмоции в двух испытуемых группах
Таблица 4 Различия по определению скорби
Скорбь
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,48
0,08761
Не актеры
0,44
0,0077
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций. продолжение
–PAGE_BREAK–
Печаль и скорбь даже в простейших формах может привести к меланхолии. Скорбь всегда является признаком слабости и в большинстве случаев привычки жить слабо. Исследован6ия в области патологической психологии показывают нам порочность печали и одновременно с этим служат доказательством весьма важного факта – ценности радости. При скорби задержка и отсутствие интереса всецело объясняются работой скорби, полностью захватившей «Я». Подобная же внутренняя работа явиться следствием неизвестной потери при меланлолии.
Таблица 5 Различия по определению грусти по испытуемым группам
Грусть
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,4
0,07864
Не актеры
1,2
0,0576
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.
Грусть психологическая реакция человека на негативные события, происходящие в жизни человека, она является своеобразной психологической защитой. Человек уходит в себя, не желая общаться с окружающими его людьми.
Таблица 6
Недоверие
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,16
0,0538
Не актеры
0,36
0,0051
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп различаются в определении этих эмоций.
Таблица 7
Сомнение
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,12
0,0502
Не актеры
0,44
0,0077
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.
Таблица 8
Испуг
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,76
0,1239
Не актеры
1,12
0,0501
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп различаются в определении этих эмоций. Страх входит в 7 основных эмоций человека, а испуг это более тонка грань. Например: боязнь позвонить понравившемуся человеку – это страх, а вздрагивание от резкого стука, крика или страшного зрелища – это испуг, поэтому определение испуга вызвало значительные затруднения у людей, не занимающихся самодеятельным театром.
Таким образом, мы видим, что люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше умеют различать данные виды эмоций. На сегодняшний день выделяют 7 базовых эмоций: радость, брезгливость, страх, удивление, ужас, удивление, любопытство, которые чаще всего и без ошибочно определяют люди и остальные более сложные в определении. Люди, не занимающиеся самодеятельным театром, с меньшим количеством ошибок определяют базовые эмоции (как видно ниже). Это, с одной стороны, можно объяснить тем, что люди, занимающиеся самодеятельным театром, в силу рода своей деятельности, должны уметь различить, а главное правильно показать эмоции других людей. С другой стороны, люди, занимающиеся самодеятельным театром, имеют некоторый опыт в определении эмоций, поскольку, актеры должны обладать наблюдательностью и, видя различные эмоции других людей, собирать в « коробочку» опыт, накопленный с течением времени. Однако можно предположить, что люди, идущие в самодеятельный театр уже имеют некоторый опыт в определении, различении и представлении публике различных видов эмоций. Одним словом, возможно, в самодеятельный театр люди уже с определенными задатками. продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 9
Радость
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,88
0,141
Не актеры
1,36
0,073
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций. Радость входит в 7 основных эмоций, поэтому нет значимых различий в ее определении. Радость связана с внешними условиями (прежде всего социальными), с культурой чувств. Человека нужно учить быть счастливым и жизнерадостным, то есть способность быть счастливым – поддается воспитанию.
Таблица 10
Различия по определению брезгливости по испытуемым группам
Брезгливость
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,4
0,078
Не актеры
1,12
0,05
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.
Таблица 11
Различия по определению любопытства по испытуемым группам
Любопытство,
Интерес
Среднее значение
Сигма
Актеры
0, 72
0,02
Не актеры
0,52
0,0108
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.
Любопытство — естественное неотъемлемое качество каждого из нас, но мы наделены им неодинаково. Это свойство можно развивать, совершенствовать и даже «прививать». Но все – таки, по-видимому, существует категория людей буквально одаренных ей – это исследователи в широком смысле слова: ученые, изобретатели, путешественники. В какой бы области они ни работали, их специальный талант вырастает на этой общей основе. [8] Чувство интереса – сложная психологическая реакция. «Интересное» вызывает возбуждение корковых и подкорковых образований головного мозга, связанных с физиологической реализацией чувств. Значит, это чувство, сопровождающее (или не сопровождающее) любую деятельность. Поэтому чувство интереса и глубинные интересы личности не одно и то же. [7]
Таблица 12
Удивление
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,64
0,107
Не актеры
1,28
0,065
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.
Таблица 13 продолжение
–PAGE_BREAK–
Различия по определению страха по испытуемым группам
Страх
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,4
0,0786
Не актеры
1,2
0,0576
Подсчитаем tкритерий Стьюдента при p— это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.
Анализ литературы показал, что существует следующие виды страха.
Страх перед объектом влечет за собой определенную реакцию – реакцию удаления объекта путем его разрушения или посредатвом бегства.
Страх перед действием порождают собственные действия людей, в своих убеждениях они объективируют переживания, направленные на себя и свои действия.[4]
Таблица 14Различия по определению горе по испытуемым группам
Горе
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,48
0,0876
Не актеры
1,2
0,0576
Подсчитаем t критерий Стьюдента при p — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.
Анализ литературы показал, что нормальное горе выражается следующими пунктами:
Физическое страдание
Поглощение проблемой, вызвавшей горе
Враждебные реакции
Самообвинение
Утрата моделей поведения
Отсутствие аппетита [4]
Таблица 15
Различия по определению ужаса по испытуемым группам
Ужас
Среднее значение
Сигма
Актеры
1,92
0,147
Не актеры
1,52
0,092
Подсчитаем t критерий Стьюдента при p — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций. Ужас часто путали не актеры с восторгом или большой радость, существует двойственная эмоция «экстаз», которая одновременно выражает и дикий ужас, и бурный восторг. Таким образом, люди, не занимающиеся самодеятельным театром, могут не увидеть эту тонкую грань в определении этих двух эмоций. Именно самодеятельные актеры умеют выявить эти эмоции и правильно определить в силу того, что они играют их на сцене и должны правильно передать эмоции, чтобы их правильно восприняли и поняли зрители.
Подсчитаем значение уровня алексетимии, сведем в таблицу средние значения.
Таблица 16Различия между группами актеров и не актеров по уровню алексетимии
алексетимия
Среднее значение
Сигма
Актеры
74,48
2,55
Не актеры
63
4,24
/>
Рис. 4
Диаграмма различий средних значений между группами актеров и не актеров
При подсчете tкритерия Стьюдента получим:
t=4,403 при pокажется, что алекситимии у группы 1 выше, чем у группы 2. Получившиеся результаты можно объяснить тем, что, скорее всего людям театра не нужно выражать эмоции вербально, поскольку они выражают их через мимику, жесты и свои чувства и эмоции. продолжение
–PAGE_BREAK–
Актер на сцене выражает эмоции и чувства своего героя. Он знает, что и как он должен выразить, ему, вероятно, не нужно знать слова, описывающие эмоции, поскольку за счет своего высокого уровня эмпатии и эмоциональности они могут точно и правильно отразить переживания своего героя. Люди театра могут лучше различать эмоции других, как при личном контакте, так и при изображении той или иной эмоции на бумаге.
Подсчитаем уровень экстраверсии для испытуемых групп.
Таблица №17
Различия между группами актеров и не актеров по уровню алексетимии
Среднее значение
Сигма
Актеры
16,75
8,854
Не актеры
13,5
5,416
/>
Рис.5
Диаграмма различий средних значений по группам актеров не актеров
Подсчитаем значение tкритерия Стьюдента t=4,8945 для уровни значимости pоказывается уровень экстраверсии актеров значительно выше не актеров. По всей видимости, это можно объяснить тем, что актер проживает свою роль, он должен достоверно донести до зрителя образ своего героя, показать его во взаимоотношениях с другими людьми. Именно поэтому, он должен остро чувствовать других людей, легко вступать с ними в контакт в реальной жизни, потом выносить свой опыт из жизни на сцену, для общения с партнерами по площадке, по роли. Актер, в какой — то
мере, должен быть тонким психологом, « врачевателем человеческих душ». Общаясь с другими людьми в жизни, любя и ненавидя, радуясь и огорчаясь, актер берет по частичке от каждого. Обычно люди, занимающиеся самодеятельным театром, очень наблюдательны и любознательны в отношении эмоциональных переживаний. Они, как бы собирают в коробочку, различные виды переживания эмоций. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше могут понять других людей, в силу того, что чаще с ними общаются, они направлены на общение. Скорее всего, для актера важно быть наблюдательным, следить за проявлением эмоций у различных людей, вступать с ними в контакт, тем самым набираться опыта и получать знания об эмоциональной сфере человека, дабы правильно и точно выразить их на сцене. Самодеятельные актеры должны лучше осознавать эмоциональное состояние человека, потому что он должен правдиво сыграть его на сцене так, чтобы все поняли: если актер плачет – посочувствовали ему, если смеется – порадовались за него, если самодеятельный актер любят – полюбили вместе с ним.
Подсчитаем значение нейротизма для испытуемых групп.
Таблица 18
Различия по уровню нейротизма между группами актеров и не актеров по уровню нейротизма
Среднее значение
Сигма
Актеры
16,08
10,08
Не актеры
13,83
13,787
/>
Рис.6
Диаграмма среднего арифметического значения по группам актеров и не актеров
Подситаем значение tкритерий Стьюдента, оно равно t=2,972, окажется, что значение tкритерия для p. Это значит, что уровень нейротизма значительно выше у самодеятельных актеров. По-видимому, это можно объяснитьтем, что
Результаты исследования и их обсуждение
Из всех полученных нами результатов мы видим, что самодеятельный театр влияет на своих актеров. Однако мы не можем с полной уверенностью утверждать, что самодеятельный театр делает своих актеров более эмоциональными, возможно, в самодеятельный театр идут люди эмоционально более развитые. Хотя, безусловно, он помогает их развитию, он влияет на их жизнь, поскольку помогает в общение, потому что любое творчество непосредственно связано с мышлением человека. Самодеятельный театр влияет в некоторой степени на эмоциональную сферу своего зрителя, поскольку, когда человек смотрит хорошо поставленный спектакль с хорошей игрой актеров, то он заражается настроением этого спектакля, начинает размышлять над его смыслом. И таким образом, зрителя переполняют чувства после просмотра хорошего спектакля и, безусловно, впечатления от спектакля влияет на эмоциональную сферу зрителя.
Выдающиеся актеры имеют дар свыше и идут творить на сцене, но у детей, которые приходят в самодеятельный театр развивают определнные личностные качества, которые нужны им как на сцене, так и в жизни.
Исходя из моей предыдущей работы и анализа работы З.Л. Рыжковой, которая проводила опрос срези актеров ТЮЗа и театрального института, следует, что актер должен обладать: терпением, уверенностью в себе, коммуникабельностью, раскрепощенность, смелостью, энергичностью, фантазией, чувством юмора, памятью, внимательностью, наивностью, интеллектом, талантом, трудолюбием, пластичностью, гибкостью, силой воли. Таким образом, если человек хочет развить в себе какое-либо качество он может воспользовать многочисленными актерскими тренингами. Актерское искусство не только талант, но и упорная каждодневная работа.
В настоящее время есть способы воздействия на свое подсознание, способы управления своей психикой, и тогда надо искать их. В жизни есть и неожиданные порывы чувств, и автоматизм привычного поведения, и умелые штампы, и неумелое наигрывание несуществующих переживаний, и моменты органичного действия «от себя», и не менее убедительные моменты жизни «в образе», и биение горячей мысли, и бездумные фальшивые слова. Актерская игра сплетена из жизненных звеньев. Каждое из них воспроизведение жизни. Например, с достаточной ли полнотой раскрываются в актерской работе эмоциональные стороны человеческого организма? Не способен ли организм, нервная система человека, этот актерский инструмент, на большее, если умело с ним обращаться? Не заняться ли исследованием того, как творческая тренировка отдельных органов чувств влияет на общее состояние эмоциональной и мыслительной сфер актерского инструмента. Естественно, актеру надо, например, развивать наблюдательность. Наблюдательность – это умение не только смотреть, но и видеть. Тренировать ее – значит учиться видеть, а не простосмотреть, приучиться постоянно, наблюдать и сделать эту привычку жизненной потребностью. Да, сегодня уже ясно, что человек обладает не только традиционными «пятью чувствами», но еще и многими иными, не традиционными, и даже – предполагаемыми. Все же сохраним этот нынешний психофизиологический ориентир. В трудной, кропотливой работе актера над психотехникой должен помнить настойчивое требование Станиславского: познайте свою природу, дисциплинируйте ее! Стремясь к наиболее полному охвату всех сторон психотехники, актер будет пользоваться упражнениями из разных разделов в произвольном порядке, в зависимости от различных задач, возникающих именно в данной группе или у данного актера. Главное – понять, усвоить цели актерского воспитания, помочь осуществлению сверхзадачи самовоспитания актера: раскрыть и как можно более полно развить свои творческие возможности![6] продолжение
–PAGE_BREAK–
Выводы и результаты:
Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше различают других людей эмоции.
Эмоциональная сфера людей, занимающихся самодеятельным театром, развита сильнее, чем у людей, не занимающихся самодеятельным театром
Люди театра имеют более высокий уровень эмпатии, а как следствие они лучше могут понять других людей.
Люди, занимающиеся самодеятельным театром, имеют более высокий уровень тревожности.
Список литературы:
1. Бойко В.В.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1991.
3.Выготский Л.С. Психология искусства М., 1998.
Вилюнас В.К., Гипперейтер Ю.Б. Психология эмоций М.,1993
Гамезо М.В., Дамашенко И.А. Атлас по психологии М., 1986.
Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности С., 2001.
Лук А.Н. Эмоции и личность М., 1982.
Макаренко Ю.А. Мудрость чувства М., 1970.
Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни М., 1978.
Станиславский К.С. Работа актера над собой М., 1954.
Якобсон П.М. Психология чувств М., 1989.
Приложения
Сводная таблица по определению эмпатии
Таблица №1
48..50
51..53
54..56
57..59
60..62
63..65
66..68
69..71
72..78
79..82 83..86
83..86
2
2
7
8
4
3
1
2 1
1
1
2
3
5
3
8
0 0
1
Сводная таблица по уровню тревожности
Таблица №2
9..11
12..14
15..17
18..20
21..24
25..27
28..30
31..33
34..36 продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
18
4.Страх
34
30
5.Горе
37
30
6.Ужас
48
30
7.радость
47
34
8.Скорбь
27
11
9.Недоверие
29
9
10.Удивление
41
32
11.Сомнение
28
11
12.Испуг
42
28