Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного
возраста

Лаврентьева М. В.

Условно
эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления
лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с
одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях
внутреннего мира ребенка.

Эмоциональные
нарушения у детей старшего дошкольного возраста.

1.
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:


неуравновешенность;


возбудимость;


бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды),
которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное
потоотделение и т. д.);


негативизм;


упрямство;


неуступчивость;


конфликтность;


жестокость;


устойчивое негативное отношение к общению;


застревание на отрицательных эмоциях;


эмоциональная холодность;


отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

2.
Особенности внутреннего мира:


острая восприимчивость;


впечатлительность;


болезненная чувствительность;


наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной
жизнедеятельности детей;


тревожность;


мнительность

Данная
классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие
ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.

Необходимость
более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального
развития способствует созданию классификации, представленной ниже.

Уровни
социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Низкий
(неблагополучие)


нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;


отсутствие инициативы в общении;


избегание взаимодействия;

•отсутствие
самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;


исключительная ориентация на собственные действия;


непризнание правил и норм общения и деятельности;


отсутствие понятий “хорошо-плохо” или нежелание им следовать при
сформированности;


конфликтность, агрессивность.

Средний


недостаточная инициативность в общении;


предпочтение исключительно пассивных ролей;


ситуативная регуляция аффективных проявлений;


неумение улаживать конфликты;


принятие помощи и возможность ее оказания.

Высокий


желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;


успешное участие в коллективных делах;


успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;


умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;


признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;


заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;


умение занять себя;


владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

Формирование
у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие
происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и
сверстниками.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru