Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного
возраста
Лаврентьева М. В.
Условно
эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления
лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с
одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях
внутреннего мира ребенка.
Эмоциональные
нарушения у детей старшего дошкольного возраста.
1.
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:
–
неуравновешенность;
–
возбудимость;
–
бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды),
которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное
потоотделение и т. д.);
–
негативизм;
–
упрямство;
–
неуступчивость;
–
конфликтность;
–
жестокость;
–
устойчивое негативное отношение к общению;
–
застревание на отрицательных эмоциях;
–
эмоциональная холодность;
–
отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
2.
Особенности внутреннего мира:
–
острая восприимчивость;
–
впечатлительность;
–
болезненная чувствительность;
–
наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной
жизнедеятельности детей;
–
тревожность;
–
мнительность
Данная
классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие
ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Необходимость
более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального
развития способствует созданию классификации, представленной ниже.
Уровни
социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Низкий
(неблагополучие)
•
нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;
•
отсутствие инициативы в общении;
•
избегание взаимодействия;
•отсутствие
самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
•
исключительная ориентация на собственные действия;
•
непризнание правил и норм общения и деятельности;
•
отсутствие понятий “хорошо-плохо” или нежелание им следовать при
сформированности;
•
конфликтность, агрессивность.
Средний
•
недостаточная инициативность в общении;
•
предпочтение исключительно пассивных ролей;
•
ситуативная регуляция аффективных проявлений;
•
неумение улаживать конфликты;
•
принятие помощи и возможность ее оказания.
Высокий
•
желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
•
успешное участие в коллективных делах;
•
успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;
•
умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;
•
признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
•
заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
•
умение занять себя;
•
владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
Формирование
у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие
происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и
сверстниками.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru