Тема
Психологическаяхарактеристика
профессиональногосамоопределения в юности
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Психологическая характеристика юношескоговозраста………..5
Глава II. Современная проблематикапрофессиональной ориентации в юношеском возрасте……………………………………………………………11
Глава III. Современная концепцияпрофессиональной ориентации с позиции самодиагностики…………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………22
Библиографический списокиспользованной литературы………………..24
Приложение
Введение
Ранняя юность являетсяважным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходитстановления психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развитияи самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектовличности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельностьс другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнькак полноправного члена общества. По мнению Коростылевой Л.А., все это создаетнеобходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идетактивный процесс формирования, усложнения личности, изменение иерархиипотребностей. Юношеский возраст особенно важен для решения задачсамоопределения и, самореализации и выбора жизненного пути, который связан свыбором профессии.
Возраст юношества сенситивендля формирования психологической готовности к личностному, профессиональному ижизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, сопределением дальнейшего пути. Понятие « психологическая готовность»предполагает в данном случае наличие способностей потребностей, которыепозволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя. Это, преждевсего, потребность в общении, владение способами его построения, теоретическоемышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания,развитие рефлексии, с помощью которой осмысливается осознанное и критическоеотношение к себе. Эти качества образуют психологическую базу длясамоопределения – центрального новообразования раннего юношеского возраста.
В отличии от мечты,которая может быть как активной, так созерцательной, жизненный план – это пландеятельности, поэтому он связан в первую очередь с выбором профессии.
Выбор будущей сферыдеятельности составляет ядро процесса самоопределения. Следует обратитьвнимание на специфические внутренние условия выбора профессии в юношескомвозрасте. Это все еще формирующееся мировоззрение, обобщенная формасамосознания работа которого проявляется в стремлении молодого человека к себес позиций господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие «Я»,переживаемого в форме чувства индивидуальной целостности и неповторимости.
Объектамиисследования в курсовой работе являются 15 учащихся (академическая группа,первого курса, средний возраст 16 лет) одного из профессиональных училищ городаВоркуты.
Предметом исследования психологические характеристикивлияющие на профессиональное самоопределение.
Цель работы и задачи:
Ознакомитьсяпсихологическими характеристиками профессионального самоопределения в юношескомвозрасте.
— определить основныеподходы в современной профессиональной консультации юношеского возраста
— провести исследованиепрофессионального самоопределения, используя элементы метода самодиагностики.
Глава 1. Психологическая характеристикаюношеского возраста
Стабилизация многихфизиологических функций, формирование телесной конституции, свойственнойвзрослому человеку, позволяет юношам и девушкам учувствовать в различных видахпроизводственного труда. Трудовая деятельность способствует обогащению теоретическихзнаний, полученных во время учебы, расширению кругозора, а главное –формированию качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности, длясамореализации. Необходимость выбора дальнейшего жизненного пути, избрание тойили иной профессии является наиболее важной особенностью этого возраста.
Черты личности вюношеском возрасте определяются теми психологическими новообразованиями,которые нарождаются еще в подростковом возрасте: усиление интереса к своейсобственной личности, стремление к самостоятельности взрослости; проявление критичностии т.д., но они несколько видоизменятся.Поскольку процессы физического,психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно,хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и отвзрослости, весьма подвижны и определяются психологами по–разному. Здесь речьпойдет в основном о 15-18 летних людях, главным образом старшеклассниках, которыхв психолого-педагогической литературе называют юношами.
У человека основным содержанием деятельности является труд, созданиематериальных и духовных ценностей. Отношение индивида к виду опосредуетсятеперь его отношением к обществу и культуре. Отсюда – качественно иное, чем уживотных, содержание понятий созревание и подготовка к жизни.¹
¹Кон И.С. Психологияюношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие длястудентов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1979.С 5.
Созреваниепредполагает, таким образом, социализацию, и не может осуществляться вне её ипомимо её. Поэтому и переходный возраст это этап развития личности, процесс
переходаот зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по правилам взрослых, ксамостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека. Содержание,продолжительность и критерии этого перехода неодинаковы и зависят от индивидуальныхособенностей. Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) июность. Но хронологические грани этих периодов весьма условны, они частично пресекаются.Никто не назовет 11-13 –летнего мальчика юношей, 18-19 –летнего юношу –подростком. А вот возраст между 14-15 и 16-17 годами в одних случаяхопределяется как ранняя юность, в других – как конец отрочества. В научнойлитературе по возрастной психологии и физиологии приняты периоды юношества с 17лет до 20 лет.
Впсихолого-педагогической литературе акцент делается не на физическом развитии,а на смене ведущих форм деятельности. Бажович Л.И. определяет старший школьныйвозраст как юношеский, сосредоточив свое внимание на:
· развитиимотивационной сферы личности;
· определениестаршеклассников своего места в жизни и внутренней позиции;
· формированиимировоззрения и его влияния на познавательную деятельность;
· самосознанияи морального сознания.¹
В социологическойлитературе возрастная периодизация основывается главным
образом на измененииобщественного положения и социальной деятельности
личности, причемхарактеристика дается на свойствах юношества как социально – демографическойгруппы.
Глава II. Современная проблематикапрофессиональной ориентации в юношеском возрасте
Социальныеаспекты весьма существенны для возрастной психологии. Личные качества, как правило,весьма неоднозначны и зависят от социальных средовых факторов. Таким образом,мы видим, что для характеристики возраста необходимо учитывать как психологические,так и социологические данные. В этот период, в структуре самосознания резкоусиливается процесс рефлексии, т.е. стремление к самопознанию своей личности, коценке её возможностей и способностей, по мнению Ананьева Б.Г., данное условиеявляется необходимым условием самореализации. Собственные переживания, мысли ижелания, стремления становятся предметом внимания и тщательного изучения. В юношескомвозрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности:стремление показать свою оригинальность, непохожесть на других, желаниевыделиться чем-то из общей массы сверстников и взрослых.
Психология общения вюношеском возрасте строиться на основе переплетения двух потребностей:обособления и аффилиации ( потребности в принадлежности к как-то группе илиобщности). Обособление чаще всего проявляется в автономии от контроля старших.Однако они действует и в отношениях со сверстниками. В юношеском возрастеусиливается потребность не только в социальной но и в пространственной,территориальной автономии. С другой стороны, напряженная потребность в общениипревращается у многих ребят в стадное чувство: и они не могут и часа пробытьвне своей компании.
В период ранней юностиидет интенсивный процесс становления образа Я, то есть целостного представлениячеловека о самом себе и о своих возможностях, что служит важной предпосылкой самореализации.На основе этого формируется повышенная требовательность к человеку вообще: кокружающим и к себе, развивается чувство ответственности. Усиливаются волевыечерты характера (инициативность, выдержка, самообладание), появляется системасобственных задач оценка собственной личности, преобразование самосознания,заметно усиливается потребность в самовоспитании. Старшие школьники начинаютусиленно работать над собой, над совершенствованием собственной личности, итребований, выбираются нравственные образцы, которые становятся побудителемопределенного поведения и влияют на развитие личности.¹
Благодарятакой работе происходит сочетание приспособления и обособленности человека вобществе т. е. процесс социализации. Приспособление происходит главным образомблагодаря тому, что человек является объектом социализации (хотя он можетприспособиться сознательно, т.е. проявляет себя субъектом), Э. Дюргейм, рассматриваяпроцесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу,и именно оно является субъектом социализации. То есть, утверждая приоритетобщества в процессе социализации, человека, Дюргейм Э. разбирал последнего какобъект социализирующих воздействий общества. Человек является объектомсоциализации постольку, поскольку содержание процесса социализации определяетсязаинтересованностью общества в том, что человек успешно овладел ролями мужчиныи женщины (полоролевая, гендерная социализация), создал прочную семью (семейнаясоциализация), мог бы и хотел компетентно учувствовать в социальной иэкономической жизни (т.е. гражданская и профессиональная социализация).
Человек становитсяполноценным членом общества, будучи субъектом социализации, усваивающимсоциальные и культурные нормы и ценности в единстве с реализацией своейактивности, позитивным самоизменением и самореализацией в обществе. Субъектомсоциализации человек становиться объективно, ибо на протяжении всей жизни накаждом возрастном этапе предстают задачи, от успешности которых зависит егоразвитие. (эта идея была предложена американским ученым Э. Эриксоном).
Для решения возрастных задаччеловек более или менее осознанно ставит, а чаще неосознанно, ставит передсобой соответствующие цели, те проявляет свою субъектность (позицию) и объектность(индивидуальное своеобразие).
В большей мере условноможно выделить три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапеили этапе социализации: естественно-культурные, социально- культурные исоциально- психологические.
По данным американскихисследователей в подростковом и юношеском возрасте успешность решенияестественно – культурных задач существенно влияет на социально-психологическийстатус человека. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложениенепосредственно влияют на соответствующие способности и возможности. Во –вторых, зрелость и внешность в этом возрасте, как ни в каких других,- социальнаяценность для самого человека и его сверстников. В – третьих, зрелость ивнешность в этом возрасте играют особо важную роль в оформлении «образа Я». Социально– психологические задачи – это становление самосознания личности, еёсамоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация исамоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержаниеи способы их решения.Самосознание личности можно рассматривать какдостижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличиеотносительно целостной «Я – концепции» и определенного уровня самоуважения исамопринятия. Так, например, перед юношей стоит задача познания трех компонентовсвоего Я:
· самоопределение личностипредполагает нахождения ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельностии выработку планов на различные отрезки будущей жизни, так, например, в юностисамоопределением является определение своей позиции в отношениях сосверстниками противоположного пола. В молодости, надо найти свою позицию всемейной и трудовой сферах.
· самореализация предполагаетреализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельностии/или взаимоотношений. В ранней юности самореализация осуществляется черездостижение определенной автономии от сверстников при сохранении связи созначимыми взрослыми.
· самоутверждение –достижение субъективной удовлетворенности результатами и/или процессомсамореализации.
Старшеклассницы длярешения задачи самоутверждения, могут ставить перед собой цель добиться того,чтобы их переживания были приняты окружающими по их субъективной значимости дляних самих, а не по степени значимости в реальной жизни, что в принципенедостижимо.
Проблема самоопределенияявляется узловой проблемой взаимодействия индивида и общества. В ней, как вфокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальнаядетерминация индивидуального сознания собственной активности субъекта.
Способность к сознательному,целеустремленному поведению при выборе профессии зависит в большей степени отзрелости личности, само социальное созревание молодежи для профессиональногосамоопределения зависит от ситуации подготовки к выбору профессии и включения вобщественно полезный труд. Возраст ставит ограничения социальному созреванию – раньшеопределенного возраста невозможно сознательное самоопределение. Таким образом, готовностьк сознательному выбору профессии обусловлена индивидуальностью и формируется впроцессе развития личности.
Глава III. Современная концепцияпрофессиональной ориентации с позиции самодиагностики
Профессиональная жизньсовременного человека полна неожиданностей и изменений, и многие из тех кто последовалрекомендациям профконсультантов, оказываются неспособными преодолеть трудныежизненные ситуации, возникающие на их профессиональном пути.
Современная проблемапрофориентации в юношеском возрасте в том, что формирующийся в стране рыноктруда предъявляет повышенные требования к личной инициативе, самостоятельности,автономности личности.
Система профессиональной ориентации,созданная благодаря вкладу многих ученых и практиков, в своей основе опираетсяна идеи распределения по рабочим местам, на гарантированную и стабильнуюзанятость. Одним из основных средств помощи субъекту при поиске им своего местав изменяющемся профессиональном окружении является психологическая поддержка всамопознании и самодиагностике.
Исследования, проведенныена факультете психологии Московского Городского Педагогического Университета,показали:
1) состояниенеопределенности и растерянности у большинства учащихся;
3) несформированностьпсихологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии вчастности.
4) отсутствиепроектов собственного будущего
5) пассивноеотношение уч-ся к результатам психодиагностики обследований.
Умение анализироватьсобственные жизненные ситуации является одними из способов адаптации кокружающему миру, в который входит молодой человек. Анализ своего прошлого инастоящего становиться основой для создания реального проекта будущего, причемтолько в случае активной самостоятельной работы над проектом человек готовпринять его в качестве собственного. Однако, как показали исследования,большинство современных молодых людей – выпускников школ не умеют, а самоеглавное не желают анализировать ситуацию, в которых они находятся,рассматривать различные аспекты, причины и следствия своего положения. Вомногом это обусловлено традиционными формами школьного обучения и семейноговоспитания, связанные с принятием решений, осознанным выбором, самопознанием,самооценкой и не входят в число приоритетов
Исследователи пришли квыводу, что широкое использование психодиагностических методик впсихологической практике, часто без достаточных оснований, действует внаправлении снижения активности самого субъекта, ставит его в позиции клиентаили испытуемого пере лицом опытного, будто бы все знающего о нем психолога.Подобный подход, ставит человека в зависимость от консультанта, не даетвозможности самостоятельно и осознанно прогнозировать свое будущее. Кроме того,имеются индивидуальные особенности в восприятии советов профконсультантов,которые часто не учитываются: одни склонны слепо следовать любым советам,другие сопротивляются вмешательству в их жизнь. Все эти данные говорят онеобходимости привлечения новых методов в практику профессиональной ориентациисреди юношества.
Концепция самодиагностикисформировалась на основе представлений о том, что главным действующим лицом,творцом своей собственной судьбы (жизни) является сам субъект. Основной принципработы психолога здесь, состоит в понимании того, что каждый человек знает осебе больше, чем окружающие его люди, нужно только помочь ему открыть о себеэти знания. Другой важный принцип – человек всегда прав в собственномпредставлении о себе, поэтому он будут удовлетворен своим выбором только тогда,когда этот выбор не противоречит его представлениям.
Поскольку выбор профессии– один из важных жизненных выборов, который делает человек, тогда подход кпрофессиональной ориентации с позиции самодиагностики сегодня наиболее адекватени открывает новые перспективы для дальнейшей работы.Таким образом, результатомпрофессиональной ориентации является выбор жизненного пути и измененияпрофессиональной направленности в различных жизненных ситуациях.
В этом контексте мырассматриваем профессиональную ориентацию как процесс направленный напостроение профессионального проекта, в котором сам субъект является активнойстороной.
Теоретическим основаниемдля разработки конкретных приемов и процедур психологического сопровожденияпрофессиональной карьеры стали работы отечественных психологов в областипрофессиональной ориентации, зарубежные исследования в области развитияпрофессиональной карьеры (Career Development) атакже участие в совместном проекте Министерства труда и социального развития РФи Министерства труда Франции (руководители – Ю.М. Забродин, Россия, и С.Мишель, Франция).
Основными принципами иположениями когнитивного подхода к профессиональной ориентации, на которые опиралисьисследователи, являются следующие:
1. Решающее значениедля профессионального развития личности имеет становление «Я – концепции», т.е.представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением. С позициипсихологии «Я- концепция» рассматривается как когнитивный конструкт, которыйформируется в процессе взаимодействии личности с реальными ситуациями.
2. Детерминантами «Я– концепции», выступают прошлое личности (ее опыт) и будущее (поставленныецели).
3. Профессиональнаякарьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда,состоящий из серии поступков, имеющих отношение к профессиональной деятельности.
4. Развитие профессиональнойкарьеры представляет собой последовательность решений. Соответственно путь кпроблеме психологической поддержки карьеры находиться в совершенствовании процессовпринятий решений, прежде всего- когнитивного структурирования реальности.
Основными понятиямипри таком подходе выступают:
· Профессиональнаязрелость как принятие ответственности за последствие собственных выборов,способность планировать свои действия и осуществлять выборы;
· Профессиональнаякомпетентность как желание личности самой включиться в эффективноевзаимодействие с профессиональной средой;
· Принятие смысла иценностей окружающего мира, т.е. формирование представлений о том, чтоокружающий мир требует от личности.
5. Восприятия себя впрофессиональном мире влияют такие факторы, как понимание собственныхспособностей, уверенность в уровне достижений, история собственных успехов инеудач, статус в референтной группе, представление об образе себя в глазахокружающих. Чем больше у субъекта опыт ситуаций, в которых он проявил своюпрофессиональную компетентность, тем выше его самооценка и профессиональнаямотивация, идентификация с профессиональной средой.
К характеристикамкогнитивной сферы, значимым для принятия решений в процессе профессиональной карьеры,относятся, в частности, следующие: открытость личности к изменениям,децентризм, релятивизм. Отсутствие ригидности и догматизма, скрытостьинформации, способность к планированию, дифференцированность илиинтегрированность, чувство альтернативности, чувство деятеля, креативность.Применительно к профессиональной деятельности эти отдельные качествапроявляются в таких особенностях личности как:
· способностьанализировать информацию о мире профессий;
· способностьанализировать информацию о себе, переводя её на язык профессиональнойдеятельности;
· способностьстроить профессиональные планы, доступные для реализации.
Обязательным условиемпрофессионального планирования для юношеского возраста является выявление иосознание жизненных ценностей. Профессиональный проект представляет, такимобразом, единство когнитивного и аффективного компонентов, единство прерывности(последовательных ситуаций выбора) и непрерывности (целостности «Я – концепции»)в процессе развития личности.
Функция психолога(профессионального консультанта) – конструктивная, проектировочная,направленная на поддержку и развитее способности личности сроить собственныйпрофессиональный проект на основе сформированной «Я – концепции» и принятияответственности за свои действия в окружающем мире.
При проведении профессиональнойориентации с помощью методов самодиагностики основными задачами психологастановиться:
· во-первых, подборметодик и составление инструкций самодиагностики для субъекта;
· во-вторых, помощьв интерпретации результатов самодиагностики, особенно в анализе связирезультатов отдельных методик между собой.
К методам самодиагностикиотносятся методики основанные на самооценке как способе получения данных о субъектеи которые допускают интерпретацию, трактовку субъектами собственных оценок,т.е. представляют собой в некотором роде «оценки оценок». Метод самодиагностикиделает понятным, «прозрачным» для юношей и девушек процесс оценивания психологическихкачеств соей личности. При этом возможно использование известныхдиагностических методик, так и создание новых.
Если в случае диагностикиважен конечный результат, который производиться специалистом, то в случаесамодиагностики важно понимание причин и мотивов своего поведения, котороедостигается самим индивидом, которое является теоретической базой дляиспользования методов самодиагностики.
Перед психологом главнойпроблемой остается выбор наиболее валидных и прогностичных методик, чтоявляется достаточно сложной задачей для различных видов профессиональной деятельности.
В качестве средствсамодиагностики выделяют:
· Простыеопросники, позволяющие клиенту задать себе нужные вопросы, стимулирующие егопредставления о себе; чаще всего такие опросники
служат для подготовки квзаимодействию с психологом – консультантом.;
· Средства наоснове «тройного подхода», включающих в себя три последовательных этапа:
1. шаг – опросники,упражнения, или игры;
2. шаг — размышлениенад собственными ответами, сравнение результатов различных методик;
3. шаг – приложениеполученных выводов к миру профессий.
Подобная конструкция изтрех шагов касается мотивов, ценностей, интересов, компетенций в основныхжизненных сферах личности. Нахождение точек соприкосновения позволяет индивидупостроить образ себя и выработать основные линии своего проекта. В процессеанализа он вынужден развивать свой психологический собственный словарь,создавать свою систему категорий, и это облегчает процесс «присвоения»,внутреннего принятия проекта. Свобода выражения своих собственных мотивов ипредставлений должна сочетаться на более поздних шагах анализа с предложеннымипсихологом –консультантом категориями, терминами, типологиями.
Критерии выбора средствсамодиагностики зависят от требуемой степени свободы, легкости усвоения.Оптимальным считается такое средство, которое вообще не требует участияэксперта, т.е. построено так, что делает молодых людей специалистами прианализе своей собственной ситуации. Объективные качественные критериисамодиагностики найти очень трудно. Поэтому, если в случае диагностического исследования, обычно обсуждают и проверяют точность результатов, то в случаесамодиагностки– психологу, совместно с клиентом, приходиться в основномсопоставлять, конкретизировать и переформулировать полученные данные.
Существуют подходы канализу ситуаций. В практической работе психолога обнаруживается неповторимостьконкретной личности и конкретной жизненной ситуации. Жизненная ситуацияоказывается первым целостным образованием, с которым сталкивается психолог прирешении практической задачи. Ситуации, связанные профессиональным самоопределениеми становлением личности, играют важную роль на всех этапах жизненного путичеловека, но особенно в период ранней юности. Психологическая поддержкаюношества в различных жизненных ситуациях, в том числе связанная с профессиональнымстановлением, состоит в решение двух задач:
· оказание помощимолодому человеку, обратившемуся к психологу, в анализе его собственнойжизненной ситуации;
· совместная с ним работапо коррекции некоторых компонентов его взаимодействия с ситуацией (например,изменение целей, роли, окружающей обстановки, отношение к родителям,сверстникам и т.п.).
Понятие ситуацииоказывается далеко не однозначным, т.к. практически не рассматривается в нашейпсихологии как отдельный феномен, часто используется в самых различныхконтекстах. Рассматривая ситуацию в системе всей жизнедеятельности человека,можно сравнить её с категорией задачи. Юношам и девушкам трудно самостоятельноопределить границы ситуации и сформулировать её основные признаки, они могут непринимать ситуацию, отвергать, стремиться к выходу из неё. Поскольку не всежизненные ситуации требуют включения механизмов принятия решений, можноутверждать, что единицей первичного анализа реальной действительности являетсяжизненная ситуация, и только после разбора жизненной ситуации появляетсявозможность вычленить задачи, подлежащие решению (как самому обратившемуся, таки психологу).
В теоретическом планевопросы, вопросы, связанные с анализом ситуаций, решаются в рамках научногонаправления, которое и так и называется – анализ ситуаций (SituationAnalysis).
К основным направлениямисследования ситуаций относятся:
1. исследования когнитивныхоценок ситуации;
2. исследования целейучастника ситуации;
3. исследования правилповедения в ситуации;
4. исследование реакцийна ситуации (исследования включают изучения трудностей профессии);
5. исследование эмоциональныхоценок ситуации;
6. исследование стрессав профессиональной ситуации;
Отсюда следует основнойметодологический вывод, что исследуемыми переменными при анализе ситуацийдолжны быть показатели взаимодействия – те предстоящие изменения, которые будутнаблюдаются и регистрируются индивидом и в ситуации взаимодействия и впрофессиональной деятельности. К таким показателям относятся изменения когнитивныхи эмоциональных оценок ситуации, которые могут быть диагносцированы толькопсихологическими методами.
Еще один вывод состоит втом, что для создания оптимального взаимодействия человека с ситуацией, необходимосоздание специальных функциональных средств,
Поэтому важнойметодологической задачей сейчас является подбор и создание диагностических методик,направленных на измерение эмоциональных и когнитивных оценок, ситуаций имеющихотношение к профессиональной карьере человека (Приложение №1)
Способность адекватно действоватьв профессиональной ситуации, во многом определяется особенностями личности человека.В последнее время в зарубежной научной литературе для обозначения целогоспектра качеств, имеющих отношение к успешной профессиональной деятельности,широко используется термин «компетенции». Существую несколько подходов кпониманию этого термина, представленных в таб.№1 №п/п Поход Содержание 1. Компетенция как способности Выделение в качестве основного метода исследования компетенции – метода тестирования ( в первую очередь, тестирования общих интеллектуальных способностей). Тест предполагает оценку, поэтому в наибольше степени применимо, когда юноша или девушка уже работали в как-то профессиональной области или имеют предполагаемый план дальнейшей профессиональной карьеры. 2. Компетенция как знания Из чего следует необходимость оценки уровня образования человека. 3. Компетенция как умения Из чего следует необходимость операционного анализа конкретной профессиональной деятельности, рассмотрения действий и их результатов. Метод анализа компетенции в данном случае состоит в подробном описании действий и операций, исполняемых в процессе работы, и в последующей проверке умения выполнять эти действия (например – уметь печатать на машинке, уметь выполнять операции на токарном стеке…) 4. Компетенция как поступки Компетенция понимается как поступки, т.е. действия, обусловленные отношениями и мотивами личности, из чего следует выделение в качестве основных причин успешности деятельности человека. В любой профессии таких психических составляющих, как мотивация достижений, межличностное понимание, способность влиять на других, способность управлять, вера в себя, аналитичность т.п. Такое понимание компетенции наиболее продуктивно в случае, когда юноше или девушке требуется помощь в выработке проекта, когда ему самому неясны собственные мотивы и намерения, цели несформулированы, т.е. на самой ранней стадии профессиональной ориентации. 5. Компетенция как синтез знаний, умений, поступков Компетенция понимается как синтез знаний, умений, поступков, из чего следует, что существуют некоторые общие свойства молодого человека, позволяющие ему действовать успешно в различных ситуациях, — так называемые «трансверсальные компетенции», «метакомпетенции», например, к самоорганизации, саморазвитию, воодушевлению других и т.п. В настоящее время такой подход не имеет валидных и достоверных процедур оценки. Полезно использовать этот подход при непосредственном длительном взаимодействии с клиентом для развития и воспитания у него этих качеств. 6. Компетенция как стратегия решения проблем (т.е. возможность решать проблемы эффективным способом) Согласно когнитивному подходу Понимаемые таким образом компетенция присущи человеку как личности в целом и проявляются в различных жизненных и профессиональных. ситуациях, в различных профессиях независимо от конкретных материальных составляющих (материального состояния семьи, удаленности от крупных образовательных учреждений
Заключение
В целом можно сказать,что профессиональное самоопределение является важнейшей составной частьюжизненного самоопределения. Процесс профессионального самоопределенияпредставляется сложным, и многогранным, на него оказывают влияния возрастные,половые особенности субъекта деятельности, уровень его интеллектуальногоразвития, личностная зрелость, самооценка и притязания. Молодые люди, стоящиеперед проблемой профессионального выбора, в большинстве своем, оказываются неготовы к принятию зрелого, ответственного решения, не занимают активной позициии нуждаются в помощи. Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, необходимоформировать готовность к профессиональному самоопределению у юношей и девушекуже в процессе школьного обучения. Такая подготовка должна быть ориентированана углубленное самопонимание, формирование адекватной самооценки, знакомством срынком труда, возможностями и условиями построения карьеры, обучению принятиязрелых и ответственных решений и должна учитывать возрастные, половые и индивидуальныеособенности субъекта профессионального выбора.
Проблема самоопределенияявляется узловой проблемой взаимодействия индивида и общества. В ней как вфокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминацияиндивидуального сознания и роль собственной активности субъекта этойдетерминации. После окончание школы 82% учащихся собираются поступать в другиеучебные заведения. У большинства из них одинаковая программа: поступление вучебное заведение, учеба в нем, создание семьи, рождение одного-двух детей,материальное благополучие, хорошая работа. О будущей профессии школьникам говоритьсямало. Почти никто из них не представляет ее трудностей. Если она и упоминается, то только в самых лучших представлениях.
Итак, исследованиепоказало что, с одной стороны, учащиеся юношеского возраста в большинстве своемне умеют планировать жизненную и профессиональную перспективу, их представленияо профессии размыты, нередко цели не совпадают с возможностями, с другойстороны, их представления касаются общих контуров будущей профессии.
Таким образом, результатыизучения особенностей планирования профессионального и жизненного путиподтверждают неготовность к профессиональному самоопределению и планированиюсвоего профессионального будущего, оно не является составной частью общегопланирования жизни.
Библиографическийсписок использованной литературы
1. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968
2. Грачев А.А.Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // Психологическиепроблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.АКоростылевой. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. – 26-36 с.
3. Клецина И.С.Гендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемысамореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. –СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. – 154- 169 с.
4. Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996, 203с.
5. Кон И.С.Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебноепособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.- 175 с..
6. Коростылева Л.А.Самореализация в личносй жизни как в одной из основных сфер жизнедеятельности// Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А.Головей, Л.А Коростылевой. – СПб.: Издательство С.- Петербургскогоуниверситета, 1999. – 144 – 153 с.
7. Леонтьев Д.А.Методика изучения ценностных ориентаций, — М.: 1992, 178 с.
8. Мудрик А.В.Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:Издательский центр «Академия», 2004.- 304 с.
9. Психологияиндивидуальных различий / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 2-еизд.- М.: «ЧеРо», 2002.-776с., — (Хрестоматия по психологии).
10. Романова Е.С.,С.Ю. Решетина. Профессиональная ориентация с позиций концепции самодиагностики// Прикладная психология. Вып.- М.: №3, 2001, стр 19.
11. Рыбалко Е.Ф.,Тулупьева Т.В. Роль психологической защиты в самореализации личности в периодранней юности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Подред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. – СПб.: Издательство С.- Петербургскогоуниверситета, 1999. – 178 -192 с.
12. Словарьпрактического психолога / Сост.С.Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО«Издательство АСТ», 2003. – 800с.
13. Сонин В.А.,Бабкин А.П. Молодежь и система ценностей // Труды СГУ. Серия «Психология исоциология образования». Вып. № 10, — М., 1999.- 111-117 с.
14. Тренькаева Н.А.Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения// Сибирский психологический журнал. Вып. № 23. – Томск, 2006. – 63- 66 с.
15. Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис; Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. Толстых А.В.– М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Метод самодиагностики
Использование методовсамодиагностики в целях профориентации не исключает объективных методовисследования – тестовых зданий, которые могут быть полезны на стадииподтверждения проекта, если клиент сомневается в своих возможностях. В качествеобязательного компонента процедуры самодиагностики выступает беседа спсихологом, в которой психолог организует процесс самопознания и саморазвития сучетом индивидуальных особенностей клиента.
Этот подход может бытьреализован при работе с подростками, молодежью, взрослыми людьми
Вариант методасамодиагностики
Исследование заключаетсяв анализе общей эмоциональной оценки ситуации (какие эмоции она вызывает). Вэтом наиболее подходящим методологическим подходом можно считатьсамодиагностику. Это означает, что основной акцент смещается с позициинаблюдателя и эксперта на позицию самого субъекта, действующего в даннойситуации. Самодиагностика, таким образом, противостоит оценочному подходу впсихологии и дает субъекту в руки инструмент саморазвития.
Также целесообразновыяснить эмоциональное отношение к работе. Это позволит прояснить психологу иклиенту, с какими эмоциональными состояниями и переживаниями связаны ситуации выборапрофессиональной области молодого человека.
Необходимо получитьсогласие на совместную работу с ним и использованием метода самодиагностики.
Анализ профессиональнойситуации следует проводить в соответствует с тремя основными блоками вопросов: «Чтоя хочу», «Что я могу». «Какой я».
ПОРЯДОК РАБОТЫ.
1 стадия. На этой стадииработы субъекту предлагается выполнить ряд методик из трех блоков.
«Что я хочу». Здесьопределяется область интересов, основные ценности личности.
«Что я могу». Здесьопределяется уровень образования, наличия знаний и навыков, в сфере выбраннойпрофессии.
«Какой я». Здесьопределяется локус контроля, т.е. степень ответственности личности за события,которые с ней происходят, степень уверенности в себе. Но это не являетсясамоцелью, а применяется постольку, поскольку помогает разобраться всобственной жизненной ситуации, связанной с профессиональным выбором.
Полученные по всем тремблокам результаты фиксируются самостоятельно. Нужно, чтобы все выводы иполученные результаты формировались и записывались субъектом от первого лица взаранее подготовленные формы (например, «я предпочитаю», «я умею», «я лучшесправлюсь..» «мои возможности», «моя цель, мечты» и.т.п.). Все полученныерезультаты, в отличии от ситуации диагностики, являются собственностьюсубъекта.идущие по этому пути обсуждения результатов самодиагностики, обычнораньше не были мотивированы в своей профессиональной или учебной. деятельности.Поэтому главная задача психолога – поддержать мотивацию к выборупрофессиональной карьеры.
1. В первую очередьнужно рассмотреть согласованность критериев выбора профессий из этого блока.Например, если выявлен социальный интерес, тог с какими ценностями он связан, скакими предпочитаемым типом межличностных отношений, с какими условиями работы?
2. Следующий шаг –рассмотре6ть связь с критериями из других блоков. Как связаны желания спрофессиональными областями, которые Кл. выбрал, и см базовыми знаниями которыеон имеет? Как связано с предпочитаемыми способами мышления, т.е. с проблемами,которые он предпочитает решать в процессе труда (блок «Что я могу»)?.. Например,если на первом месте ценность «самоуважение» — как это связано с образом себя,выражается ли это с интернальным или экстернальном локусе контроля (блок «Какойя»)? На этом этапе важно выявить и попытаться устранить непримиримыепротиворечите в критериях выбора профессии
3. Нужно рассмотретькак можно изменить свою проф. Ситуацию за счет и с использованием критериев издругих блоков. Так, для реализации своих ценностей и желаний Кл. могутпотребоваться дополнительные знания, изучение смежных профессиональных областей.Для этого нужно рассмотреть свой образ себя, свою готовность к изменениям,уверенность в себе.
Второй вариант
Кл. начинает с обсуждениянеобходимости изменения или сохранения профессиональной области имеющихся унего знаний.
Кл этого тина фиксированына своем прошлом опыте, они настроены продолжать свою. Деятельность,использовать свой потенциал.
По сравнению с 1 вар.,здесь позиция Кл. более закрытая, и требуется не суждения, а наоборот,расширение возможностей выбора.
Первый шаг, проанализироватьсогласованность критериев внутри блока: насколько, имевшиеся знания соответствуютпрофессиональной области, в которой человек работал, подходят ли способымышления этим профес. областям,
Второй шаг, — сравнитькритерии этого блока с критериями блока «Что я могу»: какими ценностям соответствуетвыбранная профессиональная область, с каким типом интересов сочетается, соответствуютли условия реализации знаний желаемым? Особенно важно обратить внимание нетолько на знакомые, но и на желаемые профессиональные области. Еслиобнаруживается несоответствие между требованиями у профессии, которыепредъявляет Кл., и его оценка своих возможностей, то нужно определить причинуэтого внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Для этого на третьемшаге психолог должен вместе с клиентом обратиться к блоку «Какой я».
Третий шаг – обратитьвнимание Кл. на образ себя, возможности переоценки этого образа, измененияуровня притязаний, нахождение других путей самореализации на основе учета своихиндивидуальных особенностей. Пояснение образа себя помогает определить средствадля достижения намеченной цели.
Третий вариант
Кл. начинет с обсуждения своейуверенности в себе, расхождение собственного образа и образа себя глазамибдругих, своих личностных особенностей (блок «Какой я»).
Такие клиенты обчно болеезаинтресованы в пряснение «Я – концепции», разрешении внутренних конфликтов.Прияины сових профессиональных неудач – в несформированности внутреннейпозиции, отсутвия принятия ответственности на себя. Без принятия образа себяневозможна и проектия в будущее. Однако психолог должен придерживаться конченойцели профессионального консультирования – поддержки Кл. в выработкепрофессионального проекта, поэтому при обсуждении личностных проблем нужноанализировать вместе с клиентом проммкры из профессиональной сферы.
Первый шаг – рассмотреть,какой компонент «образа я» больше всего беспокоит клиента и как это проявляетсяв профессиональных ситуациях.Нпример, расскождение самооценки своих достиженийи способностей с оценками глазами коллег и начальсьва – связано ли это с низкойинтернальностью, низким самоконтролем, интравертированностью, неумением податьсебя, выразить свои интересы? От того, к каому выводу придет клиент по этомувопросу, зависит его дальнейшая работа над собой. Главное здесь – проблемаответственности, интерпретация причин собственных поражений и успехов. Дляэтого на следуюущем этапе рассматривается соотношение самооценки с возможностямии желаниями клиента.
Второй шаг. – сравнитьимеющийся образ себя со своими объективными возможностями – знакомойпрофессиональной областью, базовыми заниями. (блок «Что я могу).
Возможно, внесосответствии их и кроются причины неудовлетворенности клиента своейпрофессиоанльной ситуацией. Бывают случаи, когда большой опыт работы приходит впротиворечие с невысоким уровнем квалификации. Возможно субъект не умеетотстаивать свои интересы в соем профессиональном окружении (блок «Что я хочу»).
Третий шаг – наметитьпути изменения ситуации с учетом выявленных желаний, ценностей.Главное, в этомшаге – добиться, чтобы клиент понимал, что его выбор сознателен и иерархиякритериев выбора соответсвует его внутренней иерархии жизненных целей иценностей.
III стадия.На этой стадиипроисходит совместное обсуждение психолгом и клиентом различных профессий.Описание должны быть занесены в блокнот клиента, что бы он имел возможность влюбой момент обратиться к ним для сравнения критериев.
Для проверки правильностисделанного выбора клиенту предлагается оценить свой выбор по трем параметрам:
· Возможностьдобиться успеха;
· Возможностьадаптироваться в профессиональной среде;
· Возможность бытьудовлетворенным.
В результате проведеннойсамодиагностики и анализа ситуации субъекту предлагается составить планближайших действий. Он должен достаточно конктертным и реалистичным, суказанием сроков и средств.
Какой я
1. Надя К.Доброжелательная, обидчивая, но всегда прощаю.
2. Катя К.патриотка, жизнерадостная, открытая, спокойная, эгоистичная, ленивая, упрямая.
3. Тамара К.Энергичная, спортивная, логичная, ленивая, отзывчивая.
4. Феликс С.Веселый, активный, коммуникабельный, ревнивый, обидчивый.
5. Константин Р.Верный справедливый, вспыльчивый, доверчивый, сострадательный..
6. Михаил М.Сообразительный, влюбчивый, скрытный, добрый, ленивый, веселый.
7. Адриана П.Добрая, общительная, умная, скромная, разражительная.
8. Яна Д. Добрая,умная, симпатичная, хитрая, общительная, скромная, обидчивая.
9. Виктория Л.Умная, заботливая, ранимая, злая, плаксивая.
10. Алексей Г.Веселый, хороший, плохой, мечтательный, спортивный.
11. Дарина С.Красивая, хитрая, сообразительная, очень общительная, ленивая, эмоциональная.
12. Ростислав К.Хороший, добрый, скрытный, очень ленивый.
13. Наташа Л.Веселая, эгоистичная, ленивая, добиваюсь поставленной цели.
14. Анна Г.Эгостичная, доброжелательная, миролюбивая, веселая.
15. Алмаз С. Добрый,спокойный, мечтательный, умею выслушивать, симпатичный.
Что я хочу
1. жить, стремитьсяк лучшему, помогать людям. Делать добро, искать выход в сложнойситуации, любить, добиваться своего.
2. быть уверенной,целеустремленной, умной, рассудительной, решительной, красивой, с богатымвнутренним миром.
3. Быть умной,работоспособной, доброй,, красивой, с большой душой.
4. Быть более умным.
5. любимым, добрым,сильным, трудолюбивым, храбрым, веимательным, доброжелательным, нужнымкому-нибудь.
6. умным, скромным,счастиливым.
7. счастливой,
8. Быть такой, чтобыво мне не разочаровались мои родители, друзья, близкие мне люди.
9. Быть таким, чтобынарвиться людям, чтобы мне было легко в жизни., учиться, радовать родителей,быть отзывчивым, развить лучшие качества своего храктера.
10. Быть сильным,смелым, ловким. Не ленивым, умным.
11. Быть такой, какяя есть.
12. быть умным,богатым, счастливым.
13. Быть болеедоброй, милосердной, всегда добиваться поставленной цели, как доктор Рошаль,понимающей, пунктуальной.
14. быть умной,сильной, порядочной, понимающей, сострадательной, человеком к которому тянутьсялюди.
15. нравиться, бытьграмотным, полезным, любящим, привлекательным.
Что я могу
1. Ставить передсобой цели.
2. хорошо учиться.
3. хорошо учиться иработать.
4. не лениться.
5. заниматьсяспортом, отомстить, полюбить, возненавидеть, разочаровать, простить, забыть,поверить, помочь в беде.
6. учиться, любить,врать.
7. учиться, любить,дружить.
8. учиться, любить,дружить, работать, общаться,
9. хорошо учиться.
10. любить.
11. хорошо учиться,но ленюсь.
12. всегда держатьсебя в руках, врать, любить, дружить.
13. сделать то, чтонаписано в 1 пункте, и еще много всего…
14. сичинить роман вуме, развеселить кучу маленьких детей, приготовить вкусную еду, сдать экзаменна «5», выслушать человека и понять его.
15. учиться, помочь,терпеть.