Эмпатия как свойство личности

–PAGE_BREAK–ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА №2.

Название: Карта – наблюдения характеристики личности подростка.

Автор: Фалькович Т.А.; Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В.

Источник описания-

Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. Москва: «Вако».2008.

Автор: Забрамная С.Д. Левченко И.Ю.

Психолого-педагогическая диагностическая диагностика нарушений развития: «Сфера». 2007.

НАЗНАЧЕНИЕ:

Наблюдение за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:

– эмоциональное и соматическое состояние;

– уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его. результатах;

– степень самостоятельности выполнения заданий;

– необычные поведенческие проявления.

Наблюдение– является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и наблюдаемых психических образований.

В данном исследовании метод наблюдения сочетается с методом беседы с психологом ИТОГО: S _____ баллов М = 28 балла

Интерпретация:

Если S > или = 2/3M – проблемная зона (S>18.5)

Если 2/3М>S>или =1/2М – фактор риска (14

Если 1/2М>S>или = 1/3М – умеренное проявление (9S – низкий уровень проявления (S

Бланк.

Карта – наблюдения характеристики личности подростка.

I. Личные данные.

1. Ф.И.О.______________________________________________

2. Возраст______(полных лет).

3. _______класс.

II. Семья.

1. Сведения о семье (члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе)________________________________________

2Состав (без попечения родителей, дет. дом и др.)_____________

3. Образование родителей________________________________

4. Профессия, занимаемая должность______________________

5. Материальная обеспеченность семьи.

– ниже прожиточного уровня;

– средняя;

– высокая.

6. Жилищные условия. Какие условия имеет подросток в квартире?

– отдельная комната;

– угол;

– отдельный стол;

– нет постоянного места занятий.

7. Родители злоупотребляли алкоголем, наркотическими веществами, вели ассоциальный образ жизни____________________________

III. Личность подростка.

1. Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто?)

а) с родителями___________________________________

б) с учениками____________________________________

в) с воспитателями (с кем именно)_______________________

2. Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, играх со сверстниками?

– инициатор;

– организатор;

– исполнитель;

3. Проявляет ли положительные качества и формы поведения (если да, то редко, часто или всегда)?

а) уважение к старшим____________________________

б) внимательность, чуткость, доброту________________

в) скромность_____________________________________

г) трудолюбие____________________________________

д) добросовестность_______________________________

е) организованность_______________________________

ж) самостоятельность______________________________

з) дисциплинированность__________________________

и) другие положительные качества поведения________

4. Проявляет ли отрицательные качества и особенности поведения (если да, то редко, часто или всегда)?

а) грубость_______________________________________

б) индивидуализм, эгоизм____________________________

в) зазнайство, высокомерие_________________________

г) легкомыслие, беспечность________________________

д) лживость______________________________________

е) упрямство_____________________________________

ж) жестокость____________________________________

з) другие отрицательные качества__________________

и) вредные привычки (курит, сквернословит и пр.)____

5. Ярко выраженные особенности поведения:

а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, поведение организованно, дисциплинирован, скромен;

б) контакт и общения затруднены, плохо вступает в контакт;

в) повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность, двигательное беспокойство, драчливость, агрессивность, замедленные реакции, неустойчивость в игре и других видах деятельности;

г) резкая смена настроений, склонность к аффективным всплескам, эмоциональная возбудимость;

д) поведение лишено мотивов, плохо учитывает ситуацию; расторможены низшие влечения;

е) упрямство, замкнутость, ведомость.

IV. Личность подростка в коллективе.

1. Какое место занимает в коллективе?

– популярный лидер;

– принятый;

– отверженный, изолированный;

2. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей?

– благожелательно;

– равнодушно

– враждебно.
 3. Как выполняет общественные поручения?

– с удовольствием, хорошо;

– плохо;

– не выполняет.

4. Какое влияние чаще оказывает на сверстников?

– положительное (редко, часто)

– отрицательное (редко, часто)

– занимает нейтральную позицию (редко, часто)

V. Учение.

1. Какое отношение проявляет к учебным предметам?

– увлеченное;

– безразличное;

– отрицательное.

2. Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям?

– активно-положительно;

– пассивно, безразлично;

– активно-отрицательно;

VI. Досуг.

1. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, науке, области деятельности (если да, то какой)?___________________

2. Проявляет ли потребность в творческой деятельности (да, нет)?

а) технической_____________________________

б) литературной____________________________

в) изобразительной_________________________

г) музыкальной____________________________

д) другой(какой)___________________________

3. Учувствует ли в работе (нет; если да, то в какой и где)?

а) кружка (объединении)_____________________

б) секции__________________________________

в) факультатива____________________________

VII. Профессиональная направленность.

1. Какими профессиями интересуется?_______________

2. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)?____________________________________________

3. Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии?

4. К какому типу профессий имеет склонность?

а) человек-человек________________________

б) человек-природа________________________

в) человек-техника_________________________

г) человек-знаковая система_________________

д) человек-художественный образ_________

Особое внимание уделяется адекватности эмоциональных реакций подростка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная реакция (осуждения, негодование) на безнравственный.

Бланк исследование семьи. При проведении исследования необходимо оценить следующие показатели: Уровень образования семьи, общий культурный уровень, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия. Особенности взаимоотношения в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Проанализировать полученные сведения поможет таблица.

Бланк предъявляется подросткам.

Семья

1. Сведения о семье (члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе)____________________________________________________________

2. Состав (без попечения родителей, дет. дом и др.)________________________________

3. Образование родителей____________________________________________________

4. Профессия, занимаемая должность______________________

5. Материальная обеспеченность семьи.

– ниже прожиточного уровня;

– средняя;

– высокая.

6. Родители злоупотребляли алкоголем, наркотическими веществами, вели ассоциальный образ жизни

Обработка и интерпретация результатов:

Соотнесение типа семьи к определенной группе позволяет предположить влияние, которое оказывает семья на развитие и формирование личности ребенка и социальную дезадаптацию.
Сводная таблица. Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан)

Значения по шкалам соотносятся с 100 мл. Соответственно, если самооценка 54, то баллы начисляются соответственно 54%. В таблице предоставлены данные в%.

Шкалы:

1. Ум, способности. 2. Характер. 3. Авторитет у сверстников. 4. Умелые руки. 5. Внешность. 6. Уверенность в себе.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Анализ результатов, представленных в таблице.

С – самооценка. У – уровень притязаний.

Синим цветом выделены низкие значения, розовым высокие, зеленым цветом выделено слабое расхождении между притязаниями и самооценкой

По результатам таблицы можно выявить, что у многих подростков наблюдается неадекватная самооценка. У некоторых наблюдается низкая самооценка, а у некоторых завышенная. Уровень притязаний характеризуется тенденцией к завышению. Можно предположить, что несоответствие между самооценкой и уровнем притязаний может привести к нарушению формированию личности. Подростки могут хотеть достичь большего, чем могут и это приведет к диссонансу и к еще большей нестабильности в развитии характера и личности. В то же время заниженная самооценка и низкий уровень притязаний могут привести к тому, что подросток не захочет ничего делать, а «я все равно не смогу, зачем тогда пытаться». По результатам наблюдения во время проведения исследования можно отметить, что дети не всегда отдают себе отчет о своих качествах. Например: оценивая свои способности они не понимают, что, по возрасту находясь в более низком классе, чем остальные в их возрастной группе в обычной школе, они оценивают себя как умными и способными, ставя себе самооценку, превышающую 80–90 баллов по шкале 1. По результатам таблицы можно выявить детей с заниженной самооценкой, что является неблагоприятным фактором личностного развития.

Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже доходящими до крайней верхней точки шкалы), притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой обычно свидетельствует, что подростки по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыты» для внешнего опыта, нечувствительны ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и конструктивному личностному развитию. По результатам данного исследования видно, что почти все подростки из данной группы закрыты для обучения, не прислушиваются к конструктивной критике и не принимают замечания к сведению, что мешает социальной адаптации и успешной социализации.

Данные по шкале 3 – авторитет у сверстников, позволяют отметить некоторые особенности в группе участников: для детей характерна высокая значимость авторитета у друзей и многие очень хотели бы пользоваться большим уважением в коллективе. Для большего уважения необходима уверенность в себе. В тоже время наблюдаются у некоторых подростков самооценки по этой шкале с крайне заниженными значениями, что позволяет предположить очень неблагополучное положение в группе и низкий авторитет.

Выводы: Самооценка– ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценкавыполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, обеспечивает относительную стабильность и независимость личности. Низкая, характеризуется как неудовлетворённость своим поведением, уровнем достижений и указывает на критическое отношением к себе. Категорию подростков с низкой самооценкой характеризует чувство эмоциональной незащищённости Высокая–говорит о вероятном возникновением конфликтов. Неадекватность самооценки позволяет предположить возникновение неуверенности или слишком высоком самомнении, это говорит о большом значении самооценки в развитии подростка.

Таким образом, необходима коррекцинная работа с подростками по формирования уверенности в себе, для успешной социализации и адаптации в социуме.

2. Коррекционно развивающий блок
Основная цель: Способствовать формированию адекватной самооценки. Обучить навыкам уверенного в себе человека, для преодоления негативного влияния молодежной субкультуры. Для противостояния давлению и снижению риска употребления ПАВ, алкоголя и табака.

Количество и продолжительность занятий: Занятия проходили в школе, в классах для учебы, комнаты для отдыха и конференц – зале. Некоторые подвижные игры проходили на площадке, на улице. Во время занятий, первое время находились воспитатели, но после того как, ребята привыкли к психологу, наладились отношения и создались доверительные отношения с подростками, занятия проходили без педагогов. Занятия проходили каждую неделю, с утра, в течении 4 месяцев. Данная категория подростков демонстрирует определенную специфику: повышенная отвлекаемость, легкая переключаемость внимания. Интеллектуальный, поведенческий и эмоциональный уровень детей диктует особенности проведения занятий.

Занятия приходилось разбивать на несколько частей, во время занятий часто приходилось делать перемены, включать игры-упражнения и эмоциональные разгрузки. Для усиления мотивации ребят использовались призы поощрения и особое эмоциональное принятии подростков. Огромное влияние на детей оказывала любовь и безусловное принятие их, вне зависимости от их проступков. В ответ подростки показывали стремление к переменам в себе и в своем поведении. После окончания работы в процессе проведения беседы, дети показали знания по преодолению вредных привычек и важности ЗОЖ.
Тематическое планирование коррекционных занятий

Сводная таблица диагностических данных, первичная

Сводная таблица диагностических данных контрольная

Диагностика семьи.

Для проведения исследования семьи была проведена беседа с педагогами и воспитателями, которые работают в учреждении. Так же было проведено анкетирование с подростками.

При проведении исследования необходимо оценить следующие показатели:

– Уровень образования семьи, общий культурный уровень, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия.

– Особенности взаимоотношения в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Проанализировать полученные сведения поможет таблица.

Соотнесение типа семьи к определенной группе позволяет предположить влияние, которое оказывает семья на развитие и формирование личности ребенка и социальную дезадаптацию.
Сводная таблица

По результатам беседы можно сделать выводы о том, что в основном ребята проживают или родственниками или с бабушками. Родители, которые проживают вместе с подростками, в основной своей массе употребляют алкоголь или ПАВ, ведут асоциальный образ жизни или уехали на заработки в другие страны. Условия проживания почти всех детей ниже прожиточного уровня, некоторые дети долгое время скитались по подвалам или жили в брошенных домах. Огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков оказывает семья и семейные отношения.

Любая форма девиантного поведения, прежде всего, вызвана дисфункцией в семейных отношениях. Она может формироваться, как правило, на фоне патологических отношений родителей с детьми или асоциальным поведением самих родителей. Эту категорию детей характеризует чувство эмоциональной незащищённости, у них низкая самооценка, что подтверждается исследованиями. Неадекватность родителей принимающих ПАВ или алкоголь, низкий уровень нравственности и интеллектуального развития самих родителей может приводить к формированию нравственной деградации подростков. Сложные жизненные обстоятельства, неправильное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих значимых взрослых влияют на формирование девиантного поведения.

Семья является местом в котором ребенок получает нравственное и эстетическое воспитание, но и местом, в котором ребенок нередко получает травматический социальный опыт. Одной из возможных причин нарушения поведения может стать стиль воспитания и сам образ родителей. Как бы не старалось общество привить нравственность подросткам, но если в семье существуют свои законы и нормы поведения, то ребенок обязательно будет строить свою жизнь по законам, к которым он привык с детства. Взаимодействие подростка в семье с родителями и близкими играет большую роль в формировании личности. Психологический климат в микросоциуме может быть авторитарным, делающим упор на послушание. Основным средством давления служат угрозы, обещания и наказания. Эти факторы могут провоцировать недовольства, негативизм и отторжение, и следствие этой агрессивной реакции, как способ защиты и отстаивание своего «Я», что формирует неадекватную самооценку. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению и к изменению поведения.

В то же время огромное влияние на возникновение девиаций, согласно культурологическим объяснениям, оказывает конфликт между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, то они и навязывают эти нормы другим. В то же время другие отвергают ее, почему? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются. Люди усваивают девиантное поведение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Что подтверждается исследованиями.

Подростки обучающиеся в школе закрытого типа, т.е. находящиеся в заключении, принадлежат к криминальной социальной группе и повседневное общение играет огромную роль в формировании акцентуаций и девиаций.

Можно предположить, что изначальная деформация личности, навязанная родителями и ближайшим окружением, усугубляется давлением криминальной субкультуры в которой вынуждены находиться подростки в школах закрытого типа

    продолжение
–PAGE_BREAK–Выводы
Результаты таблиц, позволяют нам сделать выводы о том, что в процессе коррекционной работы произошли незначительные изменения по фактору самооценки и уровня притязаний, что обусловлено стойкими личностными деформациями. Можно предположить, что продолжительность занятий недостаточная. И для изменения, таких стойких образований, как личностные свойства в данном случае недостаточно. Одним из факторов, влияющих на неизменность самооценки в данной группе является постоянное нахождение в школе. Те незначительные изменения, которые мы достигли после коррекционной работы, могут меняться под воздействием постоянного давления окружения. Полная социальная дезадаптация детей находящиеся в колониях, школах воспитательного характера довлеет над детьми и оказывает разрушающее действие на вновь сформированные качества. Неизменность обстановки и недостаточность усвоения индивидом положительного социального опыта приобретает решающий характер в данной коррекционной работы. В этом случаи решающую роль в формировании личности оказывают неформальные подростковые группы с асоциальной и криминогенной направленностью. Можно предположить, что личностные свойства данной группы подростков уже достаточно сформированы долгим нахождением в деформирующей ситуации и воспитанием в неблагоприятных семейных условиях. То, что видел, и в каких условиях находился ребенок с детства является основным фактором в в развитии личности. Неадекватная самооценка и высокий уровень притязаний влияют на возникновение конфликтов и социальную дезадатацию. У детей, которым в силу жизненных обстоятельств (родители алкоголики – и наркозависимые люди, дети-сироты, «дети-улицы») не уделялось должного внимания, обнаруживается недостаточная сформированность некоторых психологических и психических функций. Например: наблюдательность, послушание и исполнительность, нравственные представления и моральные нормы, уважение к старшим. Все эти факторы накладывают на весь облик, личность и поведение подростка определенный своеобразный отпечаток. Отрицательное влияние на все психические и психологические образования и на возникновение деструктивного поведения подростка, довлеют многие факторы, в том числе и семейная атмосфера и стили воспитания родителей. На развитие личности подростка проявления неадекватного поведения родителей, принимающих ПАВ или алкоголизирующихся близких родственников, оказывает разрушающие действие. Подросток формирует модель поведения в контексте той ситуации, в которой он сам находится и эти паттерны поведения он реализует в своей жизни и в общении. Вынужденное приспособительное поведение детей, воспитывающихся в семье наркозависимых людей приводит к низкой самооценки и эмоциональной лабильности, формирование приспособительной и потребительской формам поведения. Защитные механизмы, сформированные таким образом, приводят к агрессивному и девиантному поведению, вплоть до образа жизни и принятие этих правил как основу для выживания.

Подростки, которые обучаются в школах закрытого типа, характеризуются нарушением самооценки, которая влияет на формирование деструктивного поведения. Поэтому, можно сказать, что поведение деформируется под влиянием социума и внутренних побуждений и установок, сформированных под воздействием отрицательных факторов. В итоге формируется девиантное и социально неприемлимое поведении, которое осуждается сообществом.

Для дальнейшей работы в данном направлении и для формирования стойких изменений в личности подростков необходимо:

1. Продолжать работу в течении нескольких лет.

2. Проводить работу с семьей и с окружением.

3. Информировать воспитателей и педагогов с методами работы с данным контингентом детей.

4. Ознакомлять воспитателей с особенностями самооценки и влиянии её на формирование девиантного поведения и успешную социализацию.

5. Проводить мероприятия с детьми и воспитателями для информирования их об вредностях приема ПАВ, алкоголя и табака.

6. Провести лекции на тему ЗОЖ с подростками и педагогами для формирования стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Литература
1.       Басаргина Д. и Семёнова Т.: «Игры в тренинге». Издательство: РЕЧЬ. Санкт – Петербург. 2007 год.

2.       Грецов А.: «Тренинг креативности». Издательство: ПИТЕР. 2008 г.

3.       Горбушина О.: «Психологический тренинг». Издательство: ПИТЕР. 2008 год.

4.       Крыжановская Л.М.: «Психолого-педагогическая реабилитация подростков», М.: изд-во «Владос»: 2008.

5.       Людмила Анн: «Психологический тренинг с подростками». Издательство: ПИТЕР. 2007 год.

6.       Лидерс А.Г.: «Групповой психологический тренинг». Издательство: Этерна. 2009 год.

7.       Макартычева Г.И.: «Коррекция девиантного поведения». Издательство: РЕЧЬ. Санкт – Петербург. 2007 год.

8.       Мамайчук И.И.; Смирнова М.И.: Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – СПб.: Речь, 2010.

9.       Монина Г.Б. и Лютова – Робертс Е.К.: «Коммуникативный тренинг». Издательство: РЕЧЬ. Санкт – Петербург. 2007 год.

10.   Рогов Е.И.: «Психология общения». Издательство: Владос. Москва. 2007 год.

11.   Шарапановская Е.В.: «Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков». Издательство: СФЕРА. Москва. 2005 год.

12.   Шевченко М.Ф.: «Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Издательство: РЕЧЬ. Санкт – Петербург. 2007 год

Приложение
Профилактический тренинг для подростков «Ассертивность»
План-сетка занятий.

I. Теория.

1. Ассертивность.

2. Техники отказа. Теория.

3. Ассертивное общение. Теория.

II. Занятия.

1.«Быть увереным – это здорово!»

2.«Уверенное поведение»

3.«Уверенное НЕТ»

4.Уверенное поведение в группе сверстников и способы противостояния давлению принятия ПАВ.

5. Скажи курению НЕТ. Часть1

6. Скажи курению НЕТ. Часть1

7. Актуализация знаний по теме: «Как сказать нет»»

8.«Нет наркотикам» Часть1.

9. «Нет наркотикам» Часть1.

10. Итоговое занятие: «Ассертивность, техники, отказа, ассертивное общение».

Темы для повторения:

Темы для укрепления и повторения: Что такое ассертивность? Что означает быть ассертивным? Какими чертами обладает ассертивный человек? Какие техники отказа вы знаете?

Что такое ассертивное общение? Какие элементы важны для а.общения? Что надо избегать при а.общении?

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия.

Цель: Знакомство друг с другом. Создание позитивного настроя на занятие.

2. Разминка

Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу.

3. Основная часть:

• теория;

• использование игровых техник;

• проигрывание ситуаций;

• релаксационные упражнения.

6. Ритуал прощания

Цель: Создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

Ассертивность. Теория.

Что такое ассертивность. Что значит быть ассертивным. Преимущества и ограничения ассертивности. Ассертивные права.

1. Ассертивность.

– Способность быть на высоте в любой сложной ситуации;

– Направлена на эффективное решение проблем;

Умение решать вопросы с максимально положительными и минимально отрицательными последствиями для себя и окружающих;

Это честное и открытое выражение мыслей и чувств, адекватных ситуации и с учётом чувств и желаний других людей;

Предполагает защиту личных интересов и выражение мыслей и убеждений в открытой, честной и вежливой форме, не ущемляя прав другого человека.

Быть ассертивным означает:

общаться легко;

уметь начать и поддержать беседу общего характера;

выражать свои положительные и отрицательные эмоции;

уметь говорить и получать комплименты;

выражать своё мнение;

устанавливать и поддерживать взаимоотношения;

уметь просить;

ограничивать внешнее давление, говоря «НЕТ»;

быть ответственным;

испытывать личное удовлетворение;

приобрести (вернуть) уверенность в себе.

Преимущества ассертивности:

позволяем мирным путём выйти из сложно ситуации;

позволяет быть активным в выражении своих желаний и идей, чувствуя удовлетворение от принятого решения;

обладая ассертивностью, ты обычно достигаешь наилучших результатов;

в случае неудачи ты не загоняешь себя в угол, а пытаешься изменить ситуацию и бороться;

Ограничения ассертивности:

существуют ситуации, в которых убеждать нежелательно, а иногда и опасно (в случае нападения хулиганов лучше убежать);

не гарантирует успех в любой ситуации;

иногда не решает проблемы (автобус – ребёнок грубит родителям, если выскажешь, то не поймут)

Ассертивные права человека

судить самому о своих поступках, мыслях и эмоциях и нести ответственность за их последствия;

не давать объяснения по поводу своего поведения;

решать самому о степени своей ответственности в проблемах других;

изменять свои взгляды и мнения;

допускать ошибки и отвечать за них;

протестовать против необоснованной критики;

быть наедине, даже если другие просят быть вместе;

иметь собственные чувства, несмотря на то, понимают их окружающие или нет;

говорить «я не знаю»;

не зависеть от воли и желания других;

говорить «я не понимаю «тебя»;

говорить «Меня не интересует это» или «Это меня не волнует».

Ассертивность:

Это черта личности, которая характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель.

«Это поведение или навыки, которые помогают нам ясно и уверенно излагать наши чувства, желания, потребности и мысли. Это способность говорить «нет», если это потребуется, отстаивать своё мнение или открыто выражать свои эмоции, также как восхищение и гнев.

Тренинг по ассертивности был разработан в 1949 г. Психологом Андре Саттером.

Ассертивный человек общается с другими легко и открыто, критикует конструктивно, слушает внимательно собеседника, верит в свои силы, прислушивается с совета других, благодарит искренно, просит помочь и оказывает с радостью помощь другим.

Основные убеждения, которые мешают проявлению ассертивности.

Это эгоистично говорить о том, что я хочу.

Другие люди должны сами догадываться о том, что мне нужно.

Люди не должны сообщать всем о своих чувства.

Это неправильно – менять своё мнение.

Если я буду отказывать людям в их просьбах, они перестанут уважать меня.

Если я буду говорить только то, что я думаю, я потеряю всех друзей.

Я не должен обременять других людей своими проблемами.

Ассертивный человек обладает чертами:

умеет сказать «нет» в тех случаях, когда это необходимо;

умеет открыто заявлять о своей позиции и своих желаниях;

умеет хвалить и делать комплименты;

умеет принимать комплименты и критику;

умеет вести переговоры и находить взаимоприемлемые решения;

умеет постоять за себя.

Эта способность говорить «нет» помогает нам отказывать в приемлимой форме и не обижать наших собеседников.

2. Техники отказа собеседнику.

«Кто принадлежит всем, не принадлежит себе» (Грасиан Б. 1993 г.).

Отказать бывает нелегко, особенно если мы разговариваем с глазу на глаз и собеседник настаивает на выполнении просьбы. Иногда нам хочется искренне помочь, и мы делаем это, получая в награду признание, благодарность или удовлетворение от того, что способны делать людям добро. Но бывает и так: помогать или нет, когда мы понимает, что оказание помощи принесёт нам массу неудобств или трудностей, а отказ в нашем понятии – это что-то вроде предательства или неуважения. Многие люди считают, что они могут потерять симпатии окружающих, если будут отказывать им в просьбах. На самом же деле искренний отказ порой звучит лучше, чем неискреннее согласие. Тогда «нет» звучит гораздо любезнее, чем «да». Люди не могут постоянно делать то, что съедает их драгоценное время.

Техники отказа:

Прямолинейное «нет»

Иногда мы не можем назвать истинную причину и вынуждены придумывать её. Порой это звучит надуманно и неискренне, что может быть замечено собеседником. Не лучше ли просто сказать «нет», чем лгать и сочинять на ходу оправдания? Простое, прямое «нет» звучит очень убедительно и не оставляет места для дальнейшего ведения переговоров. Мы можем просто сказать «нет», не добавляя к этому ничего, можем сказать в более мягкой форме: «Нет, я не могу это сделать» или «Нет, я предпочитаю этим не заниматься».

Если собеседник всё-таки пытается выяснить причину отказа или прибегает к различным уловкам, манипуляциям, чтобы склонить нас на свою сторону, можно использовать модификацию этой техники под названием «Техника испорченной пластинки». Суть её в том, что мы дословно повторяем несколько раз одну и ту же короткую фразу отказа.

Например:

Нет, я не могу это сделать, – говорим мы.

Ну, пожалуйста, последний раз. Я тебя очень прошу, – настаивает собеседник.

Нет, я не могу это сделать, – повторяем мы.

Эта же техника очень эффективна в общении с агрессивными и / или напористыми людьми, т. к. исключает возможности для дальнейшего ведения переговоров.

Рефлексивное «нет».

Это более мягкая форма отказа. «Рефлексивный» в переводе с английского языка означает «возвратный». Суть этой техники: мы внимательно выслушиваем человека, показываем своё понимание проблемы, и возможно, высказываем наше сочувствие (возвращаем его эмоции), добавляя в конце отказ. Мы можем сказать, например: «Да, я вижу, тебе очень нелегко, и я в этой ситуации не могу тебе помочь» или «Я понимаю, как ты устала за последнюю неделю, но, к сожалению, я не смогу выполнить твою просьбу».

Если наше сострадание звучит искренне, нам незачем пояснять причину своего отказа. Рефлексивное «нет» наиболее эффективно в конце беседы, т.к. не оставляет возможности для дальнейшего ведения переговоров. Эта техника эффективна в общении с людьми, которые пытаются сыграть на наших чувствах, вызвать нашу жалость или в тех случаях, когда человеку не так важно наше согласие, как поддержка и сочувствие.

Обоснованное «нет».

Иногда мы имеем обоснованную, серьёзную причину для отказа и готовы раскрыть её собеседнику, сделав свой отказ обоснованным. Следуя этой технике, мы используем простую формулу: «Я не могу сделать, потому что…» и далее объясняем истинную причину. (Е.В. Сидоренко 2001 г.) предлагает технику отказа «по трём причинам». Три причины, а не одна – это более убедительно и весомо, а формула отказа может быть: «Я не могу этого сделать по трём причинам…» Эта техника подходит в общении с людьми, старше по возрасту или занимающими более высокое положение. Эта техника является достаточно вежливой формой отказа и может использоваться как в формальной, так и в неформальной обстановке.

Отсроченное «нет».

Эта техника помогает выиграть время, и даже даёт возможность обратиться за советом к близким людям. Суть – мы не говорим «нет» сразу, а просим время на обдумывание. Для тех людей, которые привыкли анализировать свои поступки, часто сомневаются в своих действиях или настолько загружены работой, что не могут в короткий срок оценить свои возможности. Можно попросить тайм-аут и ответить, не кривя душой, что вам необходимо подумать. Например: «Я не могу тебе сказать сейчас, потому что я должна посмотреть планы на завтра» или «Прежде, чем ответить, я должна…», «Когда последний срок, чтобы я ответил?». Таким образом, мы ограждаем себя от принятия поспешных решений и не оставляем места для продолжения переговоров.

Эта техника подходит в общении с напористыми, настойчивыми людьми, которые не терпят возражений.

Компромиссное «нет», или «нет» наполовину.

Когда мы готовы помочь, но не полностью, а частично.

Предположим, что мы очень заняты и часть просьбы не можем, или не хотим выполнить, потому что это доставляет нам массу неудобств, но кое-что мы готовы сделать: «я не могу проверять домашние задания вашего сына на каждом уроке, но если вас устроит, я буду делать это каждую пятницу». Если же наши условия не устраивают оппонента, мы вправе отказать в его просьбе. Эта техника эффективна и в том случае, когда мы готовы помочь, но его условия нам кажутся нереальными, и мы хотим предложить свои.

Дипломатическое «нет», или «нет» в мелочах.

Это своего рода приглашение к перемирию и переговорам, которые помогут найти взаимоприемлемое решение и одновременно отказать по тем позициям, которые мы не можем (не хотим) выполнять. У нас нет готового решения, и мы пытаемся его найти вместе с собеседником, но при этом отказываемся делать то, что нам не под силу.

Выбирая ту или иную технику отказа, всегда стоит учитывать состояние собеседника (вооружён, взволнован). Если он может «не услышать» наши аргументы, которые мы собираемся ему предоставить, достаточно будет в момент разговора использовать «прямолинейное» или «отсроченное нет», дав обоснование своего отказа позже. Если мы чувствуем, что можем немного успокоить собеседника, то лучше использовать «рефлексивное нет». В свою очередь, «обоснованное», «компромиссное нет» и «дипломатическое нет» убедительнее звучат в тех случаях, когда собеседник готов идти на переговоры и трезво оценивает ситуацию. Однако «дипломатическое нет» не подходит в общении с людьми невротического склада, которым трудно принять какое-либо решение.

И ещё одна рекомендация: прежде чем сказать «нет», решите для себя, действительно ли вы хотите отказать, взвесьте, что для вас важнее на текущий момент – ваши собственные интересы, или чувство гордости за то, что вы помогли кому-то, изменив свои планы. Любое выбранное решение будет правильным, если оно принесёт вам положительные эмоции и избавить от головной боли.

3. Ассертивное общение:

связано с защитой личных прав и выражением своих мыслей, чувств, убеждений в прямой, честной и адекватной форме, без ущемления прав другого человека. Ассертивность важна для каждого из нас и может быть использована в личной и профессиональной жизни и во взаимоотношениях с людьми.

Путём ассертивного общения мы преследуем 2 цели:

1. получение конкретных результатов;

2. сохранение или улучшение взаимоотношений с другим человеком.

Самоутверждению можно и научиться, и нужно.

Человек, которому удаётся быть ассертивным в общении, приобретает уважение со стороны других; он выражает свои потребности, желания, предпочтения, учитывая мнения, чувства, эмоции окружающих его людей.

Ассертивное общение включает ряд важных элементов:

визуальный контакт– следует смотреть человеку прямо в глаза. Отсутствие зрительного контакта может нести в себе нежелательное послание: «Я не уверен в себе», «Я очень боюсь», «Я не уверен в том, что я говорю».

Голосдолжен быть твёрдым, хорошо поставленным и не переходить на высокие тона (крик). Даже самый убедительный довод потеряет своё значение, если будет признесён шёпотом или очень громко.

Положение –лицо обращено к собеседнику, руки и ноги расслаблены, тело слегка наклонено к собеседнику.

Расстояние – адекватное беседе 0,5 – 1 м.

Мимикадолжна соответствовать содержанию.

Жесты– свободные, спокойные, подчёркивающие твои слова.

Выбор времени– самое эффективное и убедительное сообщение может потерять своё значение, будучи сделанным не вовремя.

Содержание должно быть точным, полным и прямым. Послание не должно нести в себе агрессию и не должно быть излишне скромным и застенчивым.

Избегай:

использовать раздражающие собеседника слова: «Ты злишь меня», «Ты меня раздражаешь»;

обвинять;

формулировать советы в форме приказов, не подлежащих обсуждению;

оправдываться;

давать многочисленные объяснения.
Профилактический тренинг для подростков для повышения самооценки и уверенности в себе.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Занятие 1.

«Быть уверенным – это здорово!»

Цель: познакомить подростков с признаками, характерными для агрессивного, уверенного и неуверенного в себе человека; сформировать чувство уверенности; отработать навыки уверенного поведения.

Задачи: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению.

«Следует понять, что уверенность подобна деревьям – она не может сразу стать большой. Как и дереву, ей нужно время, чтобы подрасти, окрепнуть, набрать силу и, в конце концов, стать той внутренней опорой, которая позволит тебе справляться с самыми трудными и неприятными ситуациями. И помни, что воспитание уверенности требует времени, и ускорить этот процесс очень сложно, а сломать – легко. Главное – чтобы твоё движение в сторону большой уверенности было последовательным, а его скорость может быть разной.

А. Шадура.

Ход занятия:

Ритуал приветствия:

Упражнение: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…»

Цель: создание рабочей атмосферы (упражнение проводится в кругу).

Ведущий: Добрый день. Мы начинаем занятия по теме «Ассертивность». Давайте сейчас немного разомнёмся и проделаем такое упражнение: нужно будет поочерёдно повторить 2 фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…». Например: «Меня зовут Никита, я люблю себя за то, что я сегодня утром сделал зарядку» и т.д. по кругу.

Заметка для тренера: Важно проследить, чтобы подростки не отвлекались на споры и обсуждения по поводу своих высказываний. Просто высказывали их поочерёдно, беспристрастно и быстро. После окончания, поблагодарить за успешное выполнение задания.

Ведущий:А сейчас вам предлагается ответить на вопросы теста «Насколько вы уверены в себе». Выберите для себя подходящий вариант ответа и обведите его кружком.

Тест «Насколько вы уверены в себе» (Прихожан А.М. 1997 г.)

Постарайтесь отвечать на вопросы правдиво.

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Вы:

а) поищите удобного случая выяснить отношения; б) перестанете с ним общаться, и будете избегать встреч.

2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете; б) молча пытаетесь пробраться вперёд;

е) ждёте, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.

3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.

4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного, в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание; д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом всё-таки садитесь в первый ряд.

5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

е) да. д) нет;

6. Трудно ли вам вступить в разговор с незнакомыми людьми:

е) да. д) нет

7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

в) да. б) нет

8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

е) да. д) нет;

9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от её исполнения:

в) да; б) нет;

10. У вас есть возможность поговорить с незнакомым человеком. Вы:

д) используете эту возможность; е) не используете.

11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

б) под любым предлогом избегаете этого; в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих, мучительных колебаний.

12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

б) молча переживёте; г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.

13. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.

14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;

е) молча терпите.

15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете про себя обиду; д) даёте ему отпор.

16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно; не знаю, что сказать; в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьёзных затруднений.

17. Умеете ли вы торговаться:

а) да; б) нет.

18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

б) да; д) нет.

19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ; д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочите благодарность.

20. При хорошем знании предмета предпочтёте ли вы сдавать письменный или устный экзамен: а) устный; б) письменный; в) мне всё равно, это не повлияет на мой ответ.

Ведущий: Теперь подсчитаем полученные баллы: а – 3 балла; б – 0 баллов; в – 5 баллов; г – 2 балла; д – 4 балла; е – 1 балл. Сложить, определить общую сумму. Поделиться, кто захочет (можно не говорить вслух).

Интерпретация результатов:

менее 12 баллов – сильная неуверенность в себе.

12 – 32 балла –низкая неуверенность в себе.

33 – 60 баллов –средний уровень уверенности в себе.

61 – 72 балла –высокая уверенность в себе.

более 72 баллов –очень высокий уровень уверенности в себе.

Ведущий:Ребята, как вы думаете, кто чаще бывает увереннее, взрослый или ребёнок? (И делает акцент, что чем старше человек, тем больше опыта).

Ролевая игра«Я могу быть разным»

Цель: через проигрывание ситуаций определить, что может чувствовать и как себя ведёт подросток, когда он находится в ролях уверенного, неуверенного и агрессивного человека.

Материалы:карточки с надписями: уверенный; неуверенный; агрессивный; карточки с ситуациями.

Ситуация №1: Ты не выучил урок, и тебя вызывают к доске.

Ситуация №2: ты хочешь сегодня подольше погулять, а нужно разрешение родителей.

Ситуация №3: твой младший брат играет в игру на компьютере, а тебе срочно надо на нём заниматься.

Ситуация №4: тебе в первый раз предлагают выпить, а тебе не хочется.

Ситуация №5: тебе нравится парень (девушка), а он (она) предлагает тебе покурить «травку», а тебе это не надо.

Тренер: Давайте сейчас сыграем в игру. Каждому нужно будет сыграть в предложенную мной ситуации определённую роль (ведущий раздаёт всем карточки с ролями, затем зачитывает ситуацию №1, и трое подростков обыгрывают её 3 способами) и т.д., пока все участники не поучаствуют в игре.

Затем идёт обсуждение, и делаются выводы:

·                   агрессивный ведёт себя грубо, нахально, нападает, угрожает, говорит свысока и т.д.

·                   неуверенный говорит тихо, выпрашивает, умоляющий взгляд и т.д.

·                   уверенный – частично уступает, предлагает, действует, аргументирует и т.д.

Заметка для тренера: далее ведущий должен акцентировать то, что:

·                   агрессивный вызывает неприятные ощущения;

·                   неуверенный вызывает жалость;

·                   уверенный вызывает ощущение надёжности.

Упражнение «Помоги другу»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Тренер: Ребята, представьте, что вы работаете на популярном молодёжном радио, и вам позвонил подросток, с проблемой, что он очень неуверен, и просит у вас помощи и поддержки. Что бы вы ему пожелали? Сейчас вам предстоит записать на листочках бумаги одной фразой свои пожелания неуверенному человеку (выдаются листы, на которых ребята записывают свои пожелания).

Психогимнастика «Вверх по радуге».

Цель: расслабление и снижение эмоционального напряжения.

Тренер: Сейчас мы проделаем с вами упражнение, которое позволит немного отдохнуть и расслабиться. Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с неё, как с горки.

Упражнение повторять 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется с открытыми глазами, сколько хотят (до 7 раз).

Ритуал прощания:

Цель: создание положительного эмоционального впечатления от занятий, придание завершенности.

Тренер: У нас всех есть свои желания, которые обязательно должны сбыться. Давайте сейчас каждый про себя загадает своё желание, затем одновременно все поднимем руки вверх со словами: «До свидания – МЫ»

Занятие 2.

«Уверенное поведение»

Цель: Обучение тому, как отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного поведения. Дальнейшая отработка приёмов уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

Ритуал приветствия.

Содержание: Дети садятся в круг. Начнём сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает позу, какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему, и т.д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас.

«Моё поведение»

Сейчас мы выполним упражнение, цель которого – научиться различать, когда мы ведём себя уверенно, а когда неуверенно. Вот эта кукла (ведущий надевает куклу на руку) будет говорить, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показывать, как ведёт себя в этой ситуации, что говорит уверенный и неуверенный человек. Психолог от имени куклы предлагает определённую ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно предложить участникам придумать свои собственные. Если нет, то психолог предлагает заранее подготовленные им ситуации.

Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причём ведущий обращает внимание на то, чтобы дети сами квалифицировали ответ как уверенный или неуверенный.

Примеры ситуаций– «незаслуженно поставила «2», «хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять», «друзья не принимают в игру», «хочешь познакомиться со сверстником».

В конце проводится краткое обсуждение и даётся определение уверенному и неуверенному поведению.

«Сила слова»

Дети составляют 3 списка слов, характерных для уверенных и неуверенных ответов.

Ведущий записывает слова на доске, а участники обсуждают списки.

«Зеркало»

Дети образуют 2 круга – внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на 2 команды – тех, кто сидит на правой или на левой стороне парты). По сигналу психолога тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы и мимики – уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают одну руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что тот изобразил. После того, как будет пройден весь круг, они поменяются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определённые позы, а стоящие во внутреннем – отгадывают. Психолог фиксирует количество правильных поз (угаданных).

После – краткое обсуждение.

·                   Какие позы чаще загадываются, почему?

·                   Какие легче, почему?

«Город уверенности».

Дети сидят в кругу. Тренер: Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех, живущих на Земле.

Кто-то из нас будет первым и скажет одну-две фразы, с которых начнётся наш рассказ. Далее будем двигаться по кругу, по часовой стрелке, и каждый по очереди будет, продолжая рассказ, говорить свои предложения.

«Круг уверенности».

Представьте себе невидимый круг, диаметром около 60 см на полу примерно в полуметре от себя. Зайдите в круг и вспомните прекрасное время, когда вы были «на гребне успеха». В той ситуации максимально проявились все ваши способности. Всё было хорошо, удача сопутствовала вам. Если трудно вспомнить свою историю, вы можете воспользоваться историей героя кинофильма или легенды, которым восхищаетесь. Удивительная способность вашего мозга – это то, что для него нет разницы между реальной историей и воображаемой. Фантазируйте смело – никто не будет знать об этом!

«Я – хозяин».

Каково ваше представление о хозяине? (возможны варианты: сильный, уверенный в себе человек, он не ждёт оценок, он готов оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощённым и спокойным, может распоряжаться другими). Одна из главных черт хозяина – это уверенность в себе.

Кто из вас уверен в себе? Встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а остальные пусть сядут. Я верю, что ты хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи, что-то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста! Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого «хозяина» («хозяином будешь ты!») из претендентов; претендент должен произнести какую-либо фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли – это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином.

Ритуал прощания.

Занятие 3.

«Уверенное НЕТ»

Цель: Сформировать умение противостояния негативному влиянию (бумага, ручки) 90 минут.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Учимся говорить «НЕТ»

Цель: формирование навыков аргументированного отказа. 15 минут.

Содержание: Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или приказом. Задача: сказать «нет», при этом обосновывая свой отказ.

Обсуждение: В каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно отказаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.

Примечание: Необходимо предупредить, что просьба должна иметь не оскорбляющий характер.

Мозговой штурм «Противостояние влиянию».

Цель: развитие умения противостоять влиянию со стороны (бумага, ручки – 15 минут)

Содержание: предлагается обсудить, что такое «ВЛИЯНИЕ» и на что или на кого можно повлиять.

ВЛИЯНИЕ – это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации.

Далее обсуждаются, всегда ли влияние отрицательное.

Как можно отличить отрицательное влияние.

Каковы способы негативного влияния:

Запугивание. Шантаж. Угроза. Подражание. Зависимость. Избиение. Давление на личность.

Подросткам предлагается высказаться, хочется ли им поддаваться такому влиянию, и к каким последствиям может привести соглашение. Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Составляется план безопасности. Необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять (в план должны быть включены и такие пункты, как обращение к родителям и взрослым, к учителям, в милицию, телефоны доверия).

Замечания для тренера:

У некоторых может быть, уже был опыт обращения за помощью с отрицательным исходом для них самих. В этом случае нужно сказать, что каждый человек имеет право на ошибку, но не стоит думать обо всех людях, что они в каждом случае обращения за помощью оттолкнут, откажут или осмеют. Это просто чёрствые, недалёкие люди. Лучше обратиться за помощью не к посторонним, а в правоохранительные органы. Там работают профессионалы, а они знают, как помочь.

Ролеваяигра «Ситуация принуждения».

Цель: моделирование ситуации принуждения со стороны. 15 минут.

Предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить противоправный поступок.

Обсуждение: в группе обсуждаются различные исходы ситуации.

Замечания для тренера:

Нужно расспросить тех ребят, которые «подвергались» принуждению, и тех, которые «принуждали» об их чувствах в этот момент. Также обсуждаются и то, чего «принуждающий» в этой ролевой игре добивался? Для чего ему это было нежно? Вероятно, он не знает законов и надеялся, что отвечать не придётся никому, виновного не найдут.

Ритуал прощания.

Занятие 4.

«Уверенное поведение в группе сверстников и способы противостояния давлению».

Если ваши друзья просят вас выпить алкоголь или принять наркотики. Как суметь отказать? Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы, т.е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Особенно в подростковом возрасте. Сейчас самое главное доказать своим друзьям, что вы такой же как и они. Мы довольно часто не можем противостоять давлению, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления – подражание окружающим («стадное чувство»), например в состоянии паники. В толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночестве.

Упражнение-активатор:«Поменяйся местами».

Тренер: А теперь давайте поиграем в игру «Поменяйся местами». Она проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник с номером 1 должен уговорить участника с №2 поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.

Обсуждение: какие способы давления были использованы? кто смог поменяться местами? каким способом вам это удалось?

Тренер: попытка заставить человека делать что-либо без объяснения истинных причин, а лишь путём обвинения, лести, ссылок на других людей и т.п. называют давлением.

Я расскажу вам о видах группового давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников.

Виды: лесть, шантаж, уговоры, угрозы, насмешки, похвала, подкуп, обман, запугивание, «делай как мы», подчёркнутое внимание.

От каждой группы один человек зачитывает придуманную ситуацию предложенного вида группового давления.

Упражнение: мозговой штурм «Какой он – уверенный, неуверенный, агрессивный человек».

Цель: обсудить способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.

Тренер: Ребята, давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека от неуверенного и агрессивного? Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведёт себя в разговоре? Какое у него поведение?

Описание ребят:

неуверенный: взгляд беглый или глаза опущены, может смотреть умоляющий взглядом, выпрашивает, в руках что-то теребит, плечи опущены, говорит тихо, переминается с ноги на ногу.

Затем идёт обсуждение, и делаются выводы. Какое чувство может вызывать неуверенный в себе человек? Чувство жалости, с таким человеком хочется находиться рядом? (ответы ребят):

агрессивный: грубый, резкий, нападает, угрожает, смотрит свысока, взгляд злой, говорит громко, плечи приподняты, может размахивать руками, ноги широко расставлены.

Затем идёт обсуждение и делаются выводы. Какое чувство вызывает агрессивный человек? Хочется находится рядом?

«крутой человек» – это какой? (ответы)

Тренер: Для того, чтобы быть «крутым», нужен какой-нибудь атрибут «я – крутой», потому что у меня в руках банка пива, сигарета, золотая печатка, толстая золотая печатка, хороший автомобиль и т.д. Если у «крутого» нет этого атрибута, выглядит ли он как «крутой2, можно ли назвать его «крутым»? Под «крутостью» скрывается неуверенное поведение: если нет этого атрибута, то я уже не «крутой».

Тренер: давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека?

Вывешивается плакат, и ребята обсуждают, согласны они или нет с признаками уверенного человека.

Плакат «признаки уверенного человека»:

·                   спокоен и доброжелателен; смотрит в глаза;

·                   вежлив и настойчив; не спешит, когда принимает решение;

·                   в споре говорит о поступках других, а не оценивает их как людей;

·                   легко говорит о себе; не боится раскрыть свои чувства и мотивы поступков;

·                   не проявляет враждебности или агрессии, т. к. ничего не боится;

·                   легко воспринимает критику потому, что для него главный судья – он сам;

·                   называет настоящие (истинные) причины своего поведения или просьбы, т. к. считает их важными.

Тренер: Какое чувство может вызывать уверенный человек? (ответы ребят)

Уверенный в себе человек вызывает чувство надёжности и с ним хочется находится рядом. Какие качества характера человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? Конечно, это уверенное поведение.

    продолжение
–PAGE_BREAK–