Энциклопедисты Древней Греции

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ 1. Сократ 2. Платон 3. Аристотель 8 ГЛАВА 2 НАУЧНАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26 Сократа Платона Аристотеля
Актуальность темы реферата обусловлена необходимостью понятия вопроса почему их называют Энциклопедисты Древней Греции Первые философские учения появились более 0 0 тысячелетий назад в исторических центрах мировых культур почти одновременно и независимо друг от друга В эту эпоху жили и творили Конфуций и Лао-Цзы в Китае Будда в Индии Заратустра в Иране в Греции Гомер Парменид
Гераклит Платон Крупнейший философ XX века К Ясперс назвал этот период резким поворотом в истории человечества осевым временем подчеркивая тем самым его всемирно-исторические масштабы Ясперс К Смысл и назначение истории М 0000 С 00 Слово философия греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости любомудрие греч phileo люблю sophia мудрость В древнегреческой культуре это понятие имело различные значения
Так историки V в до н э Герадот и Фукидит обозначали им стремление к знанию образованию умственным занятиям Согласно традиции впервые это слово произнес мыслитель и математик Пифагор ок 000-000 гг до н э который в ответ на вопрос Флиунтского тирана Леонта о том кто он ответил Я философ определив тем самым свой социальный статус и образ жизни Диоген Лаэртский О жизни учениях и изречениях знаменитых философов
М 0000 С 000 Первоначально философия объединяла все наличное знание математику астрономию физику медицину активно использовала различные сведения из области мифологии религии искусства Аристотель во всеобъемлющей для того времени классификации различных отраслей знания отдавал ценностный примат философии как единственной по сути дела развитой форме теоретического знания отождествлял ее с высшим благом и высшим добром См Аристотель Метафизика М 0000 С 000 Тема настоящего реферата посвящена философам Древней Греции которые подвергли глубокому рассмотрению накопленное до них знание являя тем самым не только определенное обобщение но можно сказать логическую переработку и завершение всей предшествующей греческой философии В этом состоит энциклопедическая сущность их деятельности
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ от греческого enkyklios paideia – обучение по всему кругу знаний научное или научно-популярное справочное издание содержащее систематизированную информацию по различным областям знаний и практической деятельности Особая роль в этом процессе принадлежит Аристотелю жившим в конце творческого периода в греческой мысли и систематизироввшему весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях
Органон Физика Метафизика и другие Сочинения Аристотеля выдержаны в последовательном строгом стиле охватывают все стороны современного и научного знания являясь фактически эциклопедией научного знания авторитет Аристотеля стал почти таким же бесспорным как и авторитет церкви и этот авторитет стал серьезным препятствием для прогресса как в области науки так и в области философии С начала XVII века почти каждый серьезный шаг в интеллектуальном прогрессе должен был начинаться с нападок
на какую-либо аристотелевскую доктрину в области логики это верно и в настоящее время ГЛАВА 0 АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД СОКРАТ ПЛАТОН АРИСТОТЕЛЬ 0 Сократ Сократ 000-000 гг до н э стоит на перепутье философской мысли и знаменует собой переход от одной эпохи развития античной мысли к другой Он не был философским писателем и излагал свои взгляды в устной форме Поэтому содержание его учения устанавливается путем критического анализа различных источников и в первую очередь письменных сообщений его учеников и современников Особенно полно и всесторонне описывает взгляды Сократа его ученик и ближайший сподвижник Платон Имеются также свидетельства Ксенофонта и Аристофана создавшего гротескный облик Сократа в Облаках Человек как объект философского исследования Античность Средние века Хрестоматия РАН НИИ высш образования –
М 0000 000 с Философия по мнению Сократа есть учение о том как надо жить Поэтому он отрицательно относился к своим предшественникам натурфилософам и считал что изучение природы невозможно и бесполезно Главная направленность философского знания внутренний мир человека его душа Главная задача познания самопознание познай самого себя По преданию это изречение было высечено на колонне в храме
Аполлона в Дельфинах в качестве призыва к каждому входящему Оно было принесено в дар храму семью мудрецами Фалес Солон Хилон и другие и означало самоконтроль над своими поступками У Сократа оно стало означать путь к истинному познанию добродетели высшему благу Философия окончательно принимает форму рефлексии В этом и заключен рубежный характер сократической мысли
Знание по Сократу есть постижение общего для целого ряда предметов вещей явлений Но общее существует в качестве понятия Поэтому познать это дать понятие предмету определить его понятие Особенно велика роль понятий в этике Так безусловное высшее благо как понятие определяет высшую цель общества которой подчинены все остальные В этом положении заключено коренное отличие теоретических построений Сократа от релятивизма софистов В этике добродетель тождественна знанию все дурное совершается по незнанию
или заблуждению а мудрость добро обязано совершенному знанию Этический рационализм исходил из познания высокой миссии разума знания интеллекта мудрый человек никогда не будет делать зла Дальнейшее развитие это учение получило в так называемых сократических школах Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины Этот метод получил образное название майевтики повивальное искусство Тем самым подчеркивался напряженный характер познавательного процесса плодотворность его результатов Особое значение приобретала знаменитая сократовская ирония раскрывающая самые неожиданные зачастую парадоксальные смысловые аспекты обсуждаемой темы Образ Сократа сохранился как замечательный пример независимости честности мыслителя посвятившего жизнь неустанному поиску истины добра справедливости бескомпромиссно отрицающего устаревшие нормы традиции взгляды своей эпохи Был ложно обвинен по доносу во введении новых божеств
и развращении юношества приговорен к смерти Отказавшись по принципиальным мотивам от возможного побега из тюрьмы принял яд цикуту 0 0 Платон В учении Платона подлинное имя Аристокл 000-000 гг до н э древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения Литературное философское наследие корпус Платона составляет свыше 00 диалогов Родившись в семье знатного афинского гражданина получил всестороннее образование
Основал философскую школу в Афинах получившую название Академии Был одним из любимых учеников Сократа образ которого активно использовал в своих произведениях Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорийцев Парменида Гераклита и других Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей
Платон Диалоги Пер с древнегреч Сост ред и авт вступит ст А Ф ЛосевАвт примеч А А Тахо-Годи – М Мысль 0000 000 с Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения Чувственный мир вещей рассматривается как не истинно сущий предметы познаваемые чувствами непрерывно возникают и исчезают в них нет ничего постоянного а следовательно истинного
Сущность вещей заключена в бестелесных нечувственных формах которые постижимы лишь разумом сознанием Они и названы Платоном видами или идеями эйдосами Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея в которой заключена их суть Например реальный стол является таковым поскольку он соответствует идее стола вообще Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие Но чувственная вещь отражает не только нетленную вечную идею то есть бытие она также несет на себе печать небытия так как она временна преходяща Роль небытия играет материя Таким образом чувственный мир это нечто среднее между миром идей истинным бытием и миром материальных вещей небытием Систему идей завершает высшая идея всеобщего блага являющейся верховной причиной и целью бытия Платон разрабатывает теорию познания методологической установкой которой является так называемое
припоминание До своего вселения в оболочку тела душа находясь в мире чистых идей всесторонне созерцала сущность мира Но перемещаясь с платоновых облаков на землю душа забывает о прежней идеальной жизни Противоречия чувственного мира будят воспоминания побуждают к размышлению припоминанию о подлинной сущности мира Процесс припоминания проявляется как искусство диалектики Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами аналогиями сравнениями
Так теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры Человек познающий это пленник скованный цепями чувствами и помещенный спиной к входу На противоположной стене пещеры он видит тени предметов зверей людей изображения которых проносятся перед входом Задача познания состоит в том чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов вспомнить истинный мир В космологическом учении проявляется влияние пифагорийцев неделимыми
элементами всего сущего являются треугольники геометрические бестелесные фигуры Центром Космоса выступает мировая душа димиург миросозидающее начало творец мира Платон сторонник переселения души она бессмертна и постоянно перевоплощается Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней Белого благородные страсти и черного низменные страсти Возничий этой символической упряжки разумная душа которая сама выбирает свою дальнейшую участь Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей Обладающие разумной душой становятся философами аффективной воинами вожделенной ремеслениками и землевладельцами Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы
Платон выступает ревнителем государственных интересов предлагает ограничение личной собственности общность жен и государственное воспитание детей Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью 0 0 Аристотель Аристотель 000-000 гг до н э величайший мыслитель древности основатель логики и некоторых других отраслей знания Один из ближайших соратников и учеников Платона с 00 лет выделялся громадной начитанностью и
выдающимися умственными дарованиями Был приглашен в воспитатели к сыну царя Филиппа будущего Александра Македонского и в течение ряда лет преподавал ему философию риторику Основатель философской школы ликея названной по имени храма Аполлону Ликейскому Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях Органон Физика Метафизика и другие Сочинения
Аристотеля выдержаны в последовательном строгом стиле охватывают все стороны современного и научного знания Выступил с критикой исходных позиций своего учителя Платон мой друг но истина дороже Острие его критики было направлено против концепции двух миров мира идей и мира вещей Подобная установка по мнению Аристотеля ровным счетом ничего не добавляла к знаниям о вещах Неподвижными идеями нельзя было объяснить также всеобщность движения изменений царящих в окружающем мире Вопреки Платону рассматривающему в качестве причины мира лишь одну идею Аристотель формулирует четыре причины формальная сущность бытия в силу которой всякая вещь такова какая она есть материальная то из чего что-либо возникает движущая начало движения изменения целевая то ради чего что-либо осуществляется Рассел Бертран История западной философии – Т 0 Древняя философия Католическая философия В 0-х т
Науч ред В В Целищев – Новосибирск Изд-во НГУ 0000 000 с Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи Например медный шар составлен из совокупности формы шаровидности и материи меди Один и тот же предмет чувственного мира может быть в одном отношении формой в другом материей
Если рассмотреть медь являющуюся по отношению к шару материей то по отношению к составляющим ее элементам по представлениям того времени это вода огонь земля воздух она является формой Материя есть возможность предмета форма действительность предмета Поднимаясь по лестнице форм утверждает Аристотель мы постигаем высшую форму которую уже нельзя рассматривать как материю или возможность более высокой формы Такая предельная форма есть демиург бог неподвижный
перводвигатель пребывающий вне мира и сообщающего целенаправленное движение всему сущему Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей но познать сущность вещи с помощью чувств нельзя Это познание осуществляется с помощью и посредством разума который выявляет в вещах общее всеобщее то есть существенное Средствами теоретического познания являются категории предельно общие философские понятия сущность качество количество отношение место время и другие Аристотель впервые упорядочил категории в определенную систему ввел их в диалектический процесс познания С развитием теоретического знания возникает настоятельная потребность в нормах правильного оперирования понятиями Исходя из предшествующего богатого опыта мыслительной деятельности Аристотель формулирует основные положения традиционной логики правила выводного силлогистического знания В космологии развивал идеи геоцентризма что являлось шагом назад по сравнению с пифагорейскими гелиоцентрическими
взглядами Система Аристотеля Птоломея просуществовала столетия вплоть до научного переворота осуществленного Н Коперником Аристотель развил стройную систему нравственных постулатов соответствующих требованиям времени Наивысшую ценность придавал созерцательным формам деятельности умственный труд в это время был привилегией и признаком свободного человека Высшим моральным идеалом провозглашался бог под которым понимается мыслящее себя мышление Нравственная добродетель понимается как разумное регулирование деятельности
людей преодоление крайностей Так щедрость представляет середину между скупостью и расточительностью храбрость между безрассудством и трусостью и т д Подчеркивал общественный характер и природу человека В Политике развил учение об обществе и государственной власти Учение Аристотеля представляет важнейший этап в развитии мировой философии именно поэтому мы можем назвать его великим энциклопедистом своего времени оказавший огромное влияние на арабскую византийскую и европейскую
философию и во многом определивший пути их дальнейшего развития Философия Учебное пособие ЧКИ МУПК Чебоксары 0000 000 с ГЛАВА 0 НАУЧНАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю Эта первичная материя однако не определена принципиально неопределима ни одной из категорий которыми мы определяем реальные конкретные состояния сущего Она образует собственно потенциальную предпосылку существования И хотя она является основой всякого бытия ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия Наипростейшей определенностью этой первой категории являются по Аристотелю четыре элемента огонь воздух вода и земля с которыми мы встречались уже у досократовских мыслителей Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей которая чувственно
непостижима и реально существующим миром который чувственно воспринимаем У воспринимаемых чувствами вещей их изучением занимается физика можно различить две пары взаимно противоположных свойств тепло и холод влажное и сухое Четыре основных соединения этих свойств по Аристотелю характеризуют четыре основных элемента огонь является соединением теплого и сухого воздух теплого и влажного вода холодного и влажного а земля холодного и сухого
Эти четыре элемента основа реальных чувственно воспринимаемых вещей В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим это становится возможным потому что все элементы являются в принципе конкретной модификацией одной и той же первой материи Конкретные существующие чувственно воспринимаемые вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов В отличие от первой материи они как конкретное бытие постижимы и определимы
посредством основных категорий Они суть соединения материи гиле и образа формы эйдос морфе Форма по Аристотелю образует из потенциального бытия первой материи четырех основных элементов действительное реальное бытие Действительное бытие таким образом представляет собой единство материи и формы Аристотель в этом учении которое является собственно основой всей его философии и проходит через все его рассуждения по-новому решает проблему отношения единичного и общего как отношение двух сторон действительности Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром столь разительный в системе Платона При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием с субстратом с конкретной вещью как таковой Характеризует ее как то в чем сказывается все остальное в то время как сам он уже не сказывается в другом Первая сущность согласно
Аристотелю выступает индивидуальным неделимым и чувственно познаваемым бытием От первых сущностей Аристотель отличает вторые сущности иногда употребляется более адекватный терминвторичные Они определенным образом производны от первых сущностей Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие а являются в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением Аристотель характеризует их так вторичными сущностями названы те в
которых как в видах и родах содержатся первые сущности Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же время свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-платоновской концепции идеализма Если Платон признавал первичным реальным бытием общие и неизменные идеи то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального чувственно воспринимаемого
Вторичные сущности постигающие общее под влиянием идеалистической традиции понимаемые как неизменные являются производными по отношению к конкретному чувственно воспринимаемому бытию Категории сущности усиа Аристотель считал основным средством познаваемости мира Все другие категории служат для их определения Эту проблему Аристотель решает с различных точек зрения Об онтологических воззрениях
Аристотеля многое говорит и его понимание движения С движением как категорией мы встречаемся в десятой книге Метафизики где она связывается с категориями места нахождения активяости и пассивности Ряд мыслей характеризующих понимание Аристотелем движения заключены в частности и в Физике Здесь философ во многом находится под влиянием эмпирических исследований объективно существующей природы Движение тесно связывается с конкретными формами бытия Подчеркивается что движения помимо вещей не существует Можно найти также и высказывания подтверждающие что Аристотель считал движение вечным ибо оно всегда было и во всякое время будет Несколько противоречивы взгляды Аристотеля касающиеся источника движения
Если Аристотель полагает что с одной стороны движение присуще самим вещам и является самодвижением например в физике то с другой стороны возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя например в Метафизике Этот первый двигатель бог служит внешней причиной всякого движения ему же движение не сообщается ниоткуда Только ему одному движение присуще имманентно А так как то что и движется и движет занимает промежуточное положение то имеется нечто что движет не
будучи приведено в движение оно вечно и есть сущность и деятельность Человек как объект философского исследования Античность Средние векаХрестоматия РАННИИ высш образования – М 0000 000 с В Категориях Аристотель различает шесть видов движения возникновение гибель увеличение уменьшение перемену и изменение места Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением
В Физике он приводит четыре главных вида изменений относящиеся к сущности количеству качеству и месту В работе говорится и о том что движение относящееся к сущности не может быть признано действительным потому что в нем нельзя найти противное Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей см Категории Противным движению является просто покой Противным отдельных движений являются отдельные движения возникновению гибель увеличению уменьшение а изменению места покой на месте Наибольшая противоположность это изменение противоположных мест например движение вниз движению вверх и движение вверх движению вниз Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом реализация осуществление сущего Это значит что движение выступает собственно переходом возможности в действительность Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего
Процесс осуществления т е переход возможности в действительность тесно связан со взаимоотношением материи и формы Движение является определенной тенденцией материи как возможности к осуществлению реализации формы как реальности В этой концепции еще отражается остаток прежнего понимания действительности телеологическая интерпретация развития Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени и пространства Этим категориям он уделяет большое внимание как в
Метафизике так и в Категориях Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем подчеркивает взаимосвязь времени и движения О времени он говорит Время таким образом есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и принадлежа непрерывному само непрерывно это ясно Пространство Аристотель также связывает с движением тел признает его субъективное существование однако понимает его как особую необходимую реальность которая может проявляться в движении
тел существуя независимо от них В этом смысле понятие пространства у Аристотеля приобретает определенные метафизические черты Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности Он различает четыре основных вида причин материальную формальную активную или воздействующую и причину конечную или целевую кауза финалис Материальная причина содержится в самой первой материи в ее характере В этом смысле она выступает так же как и потенциальная причина Формальная причина соединена с формой как активным принципом который творит из материи как потенциал бытия истинную реальность Активная или воздействующая движущая причина также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность
Наиболее высоко Аристотель ставит целевую или конечную причину которая объясняет цель и смысл движения Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин Однако при этом нельзя сказать что они имеют одинаковое значение Понятие формальных причин является более важным чем познание материальных причин такой вывод следует из учения Аристотеля о пассивной материи и активной форме
Место которое он отводит целевой или конечной причине уступка телеологии Эта причина собственно делает возможным познание завершения развития реализацию цели которую Аристотель обозначает понятием энтелехия Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности например в его понимании пространства и времени конечной причины принципа целесообразности или понятия энтелехии его убеждение в реальности
внешнего мира подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно найти и в Аристотелевом понимании сознания души Аристотель придерживается той точки зрения что душа присуща всем объектам принадлежащим к живой природе т е растениям животным и человеку В ряде своих работ он приходит даже к таким взглядам деятельность души обусловлена состоянием тела душа не существует без материи что подтверждает определенную материалистическую тенденцию Однако в Политике Аристотель говорит что одушевленное существо состоит прежде всего из души и тела душа по своей сути является господствующим принципом тело принцип подчиненный
С подобными мыслями можно встретиться в посвященном вопросам психики трактате О душе душа есть причина и начало живого тела душа есть – причина как то откуда движение как цель и как сущность одушевленных тел В этом трактате душа рассматривается как форма реализация первая энтелехия природного тела Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы Душа по Аристотелю имеет три различных уровня вегетативный душа растений речь идет здесь
собственно об определенной способности к жизни чувственный преобладающий в душах животных и разумный присущий лишь человеку Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души которая мыслит и познает Восприятие т е способность иметь ощущения характерно для низших ступеней души однако способность мыслить является привилегией разумной души Ощущения согласно его воззрениям неотделимы от тела или телесности но разум разумная душа не связана с телесностью она вечна
Разуму наконец лучше не быть связанным с телом Эти противоречивые воззрения Аристотеля весьма часто использовались позже философами-идеалистами Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания Он полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание При его посредстве мы познаем конкретное бытие т е то что он характеризует как первые сущности При помощи чувственного познания человек таким образом овладевает единичным индивидуальным Человек как объект философского исследования Античность Средние векаХрестоматия РАННИИ высш образования – М 0000 000 с Хотя Аристотель считает чувственный уровень основой всего познания он однако большое значение придает
познанию общих взаимозависимостей и понятийному постижению общего Постижение общего является привилегией разума который подобно чувствам черпающим из реальности черпает из чувственного опыта Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс Оно развивается от простейших элементарных чувственных ступеней к предельно абстрактным Его градация такова ощущение представление опыт усиленный памятью искусство наука которая представляет
вершину Научное познание таким образом в понимании Аристотеля представляется как вершина всего процесса познания Его содержанием является познание общего Так собственно возникает определенное диалектическое противоречие между ограниченностью чувственного восприятия познавать только единичное и возможностями научного познания постигать общее Развитие науки и философии во времена
Аристотеля еще не давало возможности соответствующим образом решить это противоречие Несмотря на это Аристотель правильно постиг тот факт что общее можно познать не на основе созерцания или воспоминания но лишь посредством познания единичного и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным Ощущение согласно его представлениям непосредственно отражает индивидуальное бытие И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и непосредственных восприятий переходит к представлениям возникают ошибки Они преодолеваются соединением чувственно воспринимаемого предмета с соответствующим понятием Это и есть имманентная задача научного познания Научное познание эпистема опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции понятие Аристотель отличает от мнения докса
Мнение также опирается на чувства Однако оно представляет совокупность более или менее случайных фактов Поэтому оно в лучшем случае может относиться лишь к единичному и случайному Задача же научного познания сводится к постижению необходимого и всеобщего Научное познание не ограничивается лишь эмпирией Факт чувственного восприятия есть лишь следствие при помощи которого постигается общее Теоретическое познание мышление является самобытным однако его необходимо
предохранить от пустой спекулятивности Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций С позитивным развитием теории познания связана и критика Аристотелем Платоновой концепции идей весьма последовательная для того времени Аристотель уже одним тем что отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе образования общих понятий полемизирует с Платоном который в этом вопросе занимал противоположную позицию
Он показывает что концепция Платона о мире идей не способствует пониманию реального бытия но скорее наоборот его затемняет Более того эта теория во многих отношениях спорна с точки зрения логики Аристотель в частности в книге Метафизика подробно анализирует все противоречия которые содержит теория Платона и доказывает что суть платоновской теории является в сущности ненаучной и мешает подлинному познанию В И Ленин подчеркивал что критика Аристотелем идей Платона является критикой идеализма как идеализма вообще Важное место в наследии Аристотеля занимают труды посвященные проблемам логики Логику он понимал как орудие познания точнее научного познания Отсюда название трудов Аристотеля посвященных логике Органон органон орудие Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной взаимосвязи как с его философскими
воззрениями в частности в области теории познания так и с его изучением природы и общества Оно было вершиной логико-методологических воззрений древней философии и почти 0000 лет определяло дальнейшее развитие логического мышления Аристотель собственно заложил теоретические основы логики как науки Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний
Свое значение они не потеряли и в наше время Закон противоречия в сущности гласит что при неизменных условиях невозможно чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание и его отрицание Закон исключенного третьего объясняет тот факт что из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно Важным вкладом в развитие логического мышления было и создание первой цельной логической теории о категорическом силлогизме
Вся Аристотелева теория силлогизма тесно связана с его общефилософскими и в частности методологическими воззрениями Она изложена в основном в работе под названием Первые аналитики Огромное значение имели и взгляды Аристотеля по вопросам дефиниций и определения равно как и взгляды которые в современных терминах можно определить как касающиеся образования построения научных систем
В них Аристотель подходит к двум основным принципам Первый принцип убеждение что доказательство может быть доказательством лишь тогда когда оно реализовано необходимым числом шагов В каждом научном положении следует исходить из неких очевидных утверждений которые принимаются без каких-либо научных доказательств или обоснований В случае когда теория строится дедуктивно такие очевидно ясные утверждения можно считать аксиомами И второй принцип который также тесно связан с теорией категорического силлогизма свидетельствует о необходимости принимать правила гарантирующие формальную правильность выводов Эти два принципа характеризуют не только значение Аристотелевой дедуктивной логики но и его подход к построению дедуктивной научной теории Как в философии логике так и в трудах из области естествознания Аристотель был противником спекулятивных подходов Несмотря на это он в своих космологических воззрениях
в значительной степени находился под их влиянием Космос по Аристотелю так же как и Земля которая является его центром имеет форму шара Он состоит из многих концентрических небесных сфер в которых движутся отдельные звезды Ближе всего к Земле находится сфера Луны дальше идет Солнце и другие планеты а наиболее удалена от Земли и ближе всего к первому двигателю сфера неподвижных
звезд Все что находится в пространстве от лунной сферы до Земли наполнено материей которую Аристотель определяет как сублунарную Она состоит из уже упомянутых четырех элементов Все что находится в пространстве от лунной сферы до Солнца планет и звезд вплоть до границ Космоса наполнено эфиром этэр пятым элементом материей надлунных сфер Образованные из нее небесные тела являются неизменными и находятся в постоянном кругообразном движении
Земля же изменяется но остается неподвижной На космические взгляды Аристотеля заметное влияние оказали предшествовавшие ему воззрения и представления В этой области он не был оригинальным мыслителем Идеалистический контекст этого учения вместе с телеологической интерпретацией и учением о первом двигателе становится почвой для позднейшей теологической концепции мира Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на развитие и организацию общества и учение о государстве изложенные в трактате Политика В методологическом отношении Аристотель и в этой области остается верным своему подходу т е исходит из познания существующей действительности Прежде чем приступить к формулировке своих взглядов на идеальное государство он изучил обширный материал касающийся истории и политического устройства целого ряда греческих полисов Его социальные представления и в частности учение о государстве были естественно классово детерминированы
Аристотель был представителем правящего класса древнего общества класса рабовладельцев Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа Жизнь в государстве является естественной сущностью человека Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин а общину как развитую семью Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство
Аристотель последовательный защитник рабовладения которое он считает естественным состоянием организации общества Он говорит что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению а другие к господству Этому естественному состоянию соответствует тот факт что одни являются рабами а другие рабовладельцами Несмотря на увековечение рабства он осознает начинающиеся кризисные явления рабовладельческого общества С такой же страстью с какой он защищает рабовладельческий строй он выступает и против чрезмерного богатства
которое по его мнению нарушает стабильность общества Общество свободных людей состоит по Аристотелю из трех основных классов граждан Первый составляют очень богатые их противоположностью являются крайне бедные а между ними находится средний класс Крайне бедные т е свободные ремесленники и работающие за плату являются гражданами второй категории Большое богатство он считает результатом противоестественного способа приобретения состояния Этот способ согласно его взглядам противен человеческому разуму и государственному устройству Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои Эти слои как правило действительно были опорой греческих рабовладельческих государств в эпоху их наибольшего расцвета В их численном увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка Понятия государство и общество Аристотель по сути отождествлял
Сущность государства он видит в политическом сообществе людей которые соединились для достижения определенного блага Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства последние возникают как деформация хороших Здесь речь идет об определенной классификации изученных им законов Хорошими он считает монархию аристократию и политею Плохими тиранию возникающую как деформация монархии олигархию деформация аристократии и демократию деформация
политеи Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении Он отвергает спекулятивное идеальное государство Платона Идеальным он считает такое государство которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными
Остальные свободные граждане состоятельные обязаны принимать участие в делах государства Идеал государства по Аристотелю общество которое опирается на частную собственность на орудия труда земли и рабов Здесь речь идет собственно об идеализации афинского государства времен Перикла Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его воззрением на мораль Здесь он во многом близок к Платону и Сократу В отличие от Платона он однако обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его отношением к государству Государство по Аристотелю требует от гражданина определенных добродетелей без которых нельзя достичь благосостояния общества Добродетели Аристотель разделяет на две группы Первая дианоэтические разумные добродетели Они относятся прежде всего к интеллектуальной и умственной деятельности
Вторая содержит этические добродетели относящиеся к характеру человека Добродетели первой группы возникают преимущественно путем обучения второй результат прежде всего привычки Если речь идет о собственно поведении человека то Аристотель видит гарантию добродетельной жизни в частности в уклонении от крайностей Он отвергает чрезмерное обогащение чрезмерную власть чрезмерную роскошь и т д В то же время он отвергает и идеал чрезмерной бедности и отречение от материальных благ как это
было у киников Основу уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности Через всю этику Аристотеля впрочем как и через всю политику проходит принцип активной деятельности человека При этом Аристотель отвергает усилия направленные на обретение власти и наслаждений Жизнь в которой преобладают такие цели он называет паразитической и характеризует ее как животную свидетельствующую о рабском образе мышления Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую т е наполненную
политической деятельностью либо теоретическую наполненную познавательной деятельностью и размышлениями Недостаточно знать что есть добродетель следует действовать и жить в соответствии с нею Лишь это обеспечивает удовлетворенность благость Аристотель Этика Политика Риторика Поэтика Категории – Минск Литература 0000 0000 с Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля В отличие от Платона Аристотель придает искусству большое значение Это видно уже из того что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности И Аристотель в своих суждениях об искусстве употребляет понятие подражание однако в совершенно ином значении чем Платон Искусство не является внешним поверхностным уподоблением но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения изложения конкретного
Поэтому нередко искусство в частности поэзия бывает более правдивым в изображении действительности чем например история Важными для понимания Аристотелем искусства являются мысли касающиеся взаимоотношения содержания и формы произведения В этом вопросе он опирается на свое решение вопроса об отношении материи и формы как он его разрабатывал в своей философии Форма как активный принцип творит из материи как пассивного принципа как возможности действительность Однако несмотря на это
Аристотель в вопросах художественного творчества не подчиняет строго содержание форме Художественность формы оценивается в соответствии с тем насколько выражение внутренних взаимосвязей характерных для изображаемой действительности делает это изображение правдоподобным Воззрения Аристотеля на искусство по сравнению со взглядами Сократа и Платона содержат значительно больше материалистических элементов
Аристотель исходит из существования окружающего мира Определенную роль при формировании эстетических представлений сыграла и его в принципе материалистическая ориентация в области теории познания Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии но и всего древнего мышления наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания Ряд современных специальных наук этика эстетика логика и т д имеет свое начало в его произведениях Аристотель смог не только упорядочить но и систематически обобщить достижения познания своего времени Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных в частности естественнонаучных исследований Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны Длительное время его определяли как
Философа с большой буквы ЗАКЛЮЧЕНИЕ Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания так и из области общественных наук который систематически собирали и накапливали его ученики Научная деятельность Аристотеля это не только вершина античного философского мышления она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области были созданы новые научные направления он
вместе с учениками систематизировал науки определял предмет и методы отдельных наук Написал более 000 научных трудов и трактатов В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей В эллинистический период в I в и э они были собраны классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским Их можно разделить на несколько тематических групп
К первой группе относятся работы которые излагают наиболее существенные вопросы онтологического характера Аристотель определяет эту проблематику как первую философию проте философиа Андроник Родосский все эти работы объединил в один трактат который был назван Метафизика название возникло случайно эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами которые были посвящены вопросам естественных наук т е за физикой Следующую группу его работ представляют труды посвященные вопросам философии природы и естественных наук Физика О небе О возникновении и гибели Метеорология О возникновении животных и др Весьма обширную группу представляют работы посвященные проблематике обществознания Сюда относятся этические политические эстетические и другие трактаты Политика Никомахова этика Эвдемова этика Риторика Поэтика и др
Выдающийся раздел его творчества представляют труды посвященные логике и методологии которые объединены под общим названием Органон сюда относятся работы Категории Об объяснении Первые аналитики Вторые аналитики Топики О софистических доказательствах Аристотель был видимо первым кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей
Систематически хотя и через призму собственных воззрений он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии и энциклопедисте СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аристотель Этика Политика Риторика Поэтика Категории – Минск Литература 0000 0000 с 2. Асмус В Ф Античная философия – М Высш шк 0000 000 с 3.
Гегель Г В Ф Лекции по истории философии – Кн 0 – СПб Наука 0000 000 с 4. Диоген Лаэртский О жизни учениях и изречениях знаменитых философов Ред и авт вступ ст А Ф ЛосевПер с древнегреч М Л Гаспарова – М Мысль 0000 000 с 5. Кургатников А В Суд над Сократом Сб ист свидетельств Сост А В Кургатиков – СПб Алетейя 0000 000 с 6.
Лосев А Ф Тахо-Годи А А Платон-Аристотель – М Молодая гвардия 0000 000 с ил 7. Платон Апология СократаКритонИонПротагор Пер с древнегреч Общ ред А Ф Лосева В Ф Асмуса А А Тахо-ГодиАвт вступ ст А Ф Лосев – М Мысль 0000 000 с 8. Платон Диалоги Пер с древнегреч Сост ред и авт вступит ст А Ф ЛосевАвт примеч А А Тахо-Годи – М Мысль 0000 000 с 9. Рассел Бертран История западной философии – Т 0 Древняя философия Католическая философия В 0-х т Науч ред В В Целищев – Новосибирск Изд-во НГУ 0000 000 с 10. Рассел Бертран История западной философии – Т 0 Философия Нового времени В 0-х т Науч ред В В Целищев – Новосибирск
Изд-во НГУ 0000 000 с 11. Целлер Эдуард Очерк истории греческой философии Пер с нем – СПб АЛЕТЕЙЯ 0000 000 с 12. Человек как объект философского исследования Античность Средние векаХрестоматия РАННИИ высш образования – М 0000 000 с