Эпидемиология и профилактика чрезвычайных ситуаций и катастроф

Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный медицинскийуниверситет
Федерального агентства поздравоохранению и социальному развитию РФ»
Кафедра инфекционных болезней с курсомэпидемиологии
Курсовая работа
по теме: «Эпидемиология и профилактикачрезвычайных ситуаций и катастроф по Самарской области 2000-2007гг.»
Выполнили:
студентки 6 курса 630группы
медико-профилактическогофакультета
Горланова Е.Н.? НикитинаТ.А.
Самара 2008 г.

Содержание
Введение
1. Чрезвычайные ситуации(ЧС)
1.1 Классификация катастроф
1.2 Медико-тактическаяхарактеристика катастроф
2. Обеспечение защитынаселения при катастрофах
2.1 Медицинское обеспечениенаселения при катастрофах
3. Защита населения в ЧС
3.1 Изоляционные и лечебно-диагностическиемероприятия
3.2 Санитарно-гигиеническиемероприятия противоэпидемической направленности
3.3 Иммунопрофилактика иэкстренная профилактика
4. Предупреждение иликвидация ЧС
5. Эпидемиологический анализ
Вывод
Заключение
Замечания и предложения
Список литературы

Введение
Катастрофойназывают явление природы или деятельности человека, влекущее за собой:поражение и гибель людей, нарушение условий жизнедеятельности населения иэкологии, загрязнение и заражение окружающей среды, значительный материальныйущерб из-за разрушения объектов и материальных ценностей.
Прикатастрофах человек не редко попадает в экстремальную ситуацию.
Экстремальнаяситуация – это быстрые изменения условий жизни или окружающей среды, угрожающиепсихическому, физическому здоровью человека или его жизни.
Катастрофаявляется одним из видов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайнаяситуация – это складывающаяся или сложившаяся где-либо обстановка, требующаядля устранения её последствий проведения особых мероприятий или особойорганизации работы и помощи извне. Понятие «чрезвычайная ситуация» разное вразных отраслях деятельности человека. В медицине так называют складывающуюсяили сложившуюся где-либо обстановку, сопровождающуюся поражениями (болезнями) игибелью (смертью) людей, нарушением условий их жизнедеятельности и требующуюдля ликвидации медико-санитарных последствий привлечение извне дополнительныхформирований и медицинских учреждений, а так же особую организацию их работы.
Ухудшениесанитарно-гигиенического и санитарно-эпидемического состояния при стихийныхбедствиях и катастрофах сопровождается увеличением числа соматических иинфекционных заболеваний. Возможны эпидемии. Участие в проведениилечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемическихмероприятий будут принимать медицинские работники всех специальностей.
Вомногих случаях исход поражения будит зависеть от своевременности и объемаоказанной медицинской помощи и быстроты проведения медицинских мероприятий. Дляоказания экстренной медицинской помощи, проведения санитарно-гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий в условиях чрезвычайно ситуаций создана службамедицины катастроф.
Органамиуправления здравоохранения будут осуществляться распределение объемамедицинской помощи по этапам медицинской эвакуации, маневры медицинскими силамии средствами. В ликвидации медицинских последствий катастроф будут участвоватьмедицинские службы всех служб, министерств и агентств.

1. Чрезвычайныеситуации (ЧС)
1.1 Классификациякатастроф
1. Биолого-социальные(эпидемии – массовые инфекционные заболевания людей, эпизоотии – массовыеинфекционные заболевания сельскохозяйственных животных, эпитофии — множественныепоражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями; голод,терроризм);
2. Военные (военные конфликты, войны);
3. Природные(землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, ураганы, смерчи,оползни, сели, засуха, морозы и др.);
4. Техногенные(радиационные, химические и биологические аварии, пожары и взрывы, обрушениясооружений и т.д.);
5. Экологические(в атмосфере, биосфере, гидросфере, литосфере); космические (падение большихметеоритов, изменение характера и интенсивности излучений)
Длякатастроф характерны однотипные поражения пострадавших, множественные исочетанные травмы и комбинированные поражения.
Множественнойтравмой называют одновременную травму двух и более органов в одной полостиорганизма, перелом двух или более костей (например: разрыв печени и селезенки,переломы плечевой и бедренной кости).
Сочетаннойтравмой называют одновременную травму двух и более органов в двух или болееполостях или повреждение внутренних органов в любой полости и перелом кости(например:. проникающее ранение легких и печени, разрыв легкого и переломребер).
Комбинированнымпоражением называют поражение различными поражающими факторами или различные пораженияодним поражающим фактором (например: острая лучевая болезнь и перелом плеча;отравление уксусной кислотой с химическим ожогом полости рта, глотки, пищеводаи желудка).
Катастрофымогут приводить к массовым потерям среди населения, когда количество пораженныхзначительно превышает возможности оказания им своевременной медицинской помощисохранившимися медицинскими учреждениями.
1.2Медико-тактическая характеристика катастроф
Землетрясение- подземные толчки и колебания земной поверхности, распространяющиеся в видесейсмических волн. Могут возникнуть при смещениях и колебаниях земной коры,падениях крупных метеоритов, подземных ядерных взрывах. При сильныхземлетрясениях возможны разрушение и обрушение зданий и сооружений, авариикоммунально-энергетических сетей, транспортных коммуникаций и линий связи. Приавариях газовых и электрических сетей могут возникнуть пожары. Возможнымассовые потери населения в течение нескольких секунд. Наиболее частовстречаются тяжелые травмы черепа, конечностей, грудной клетки и таза, синдромдлительного сдавления, ушибы и открытые раны. В очагах пожаров может бытьзначительное число обожженных.
Вулкан- извержение лавы, горячих и ядовитых газов, паров воды, пепла, обломков горныхпород по каналам и трещинам в земной коре. Известны случаи гибели населениягородов через несколько минут после начала извержения вулкана. Наиболее частовстречаются множественные, сочетанные травмы и комбинированные поражения. Частовстречаются отравления угарным и другими ядовитыми газами, ожоги верхнихдыхательных путей и тела. Если извержение вулкана сопровождаетсяземлетрясением, то будут соответствующие пораженные.
Смерч- вихревое движение воздуха в атмосфере диаметром иногда в десятки и сотниметров, возникающее на границе движущихся в разные стороны воздушных потоков ираспространяющееся по поверхности земли в виде сужающегося черного рукава(хобота). Перемещаясь, может вызвать разрушения зданий, сооружений и гибельлюдей. Преобладающий вид поражений механическая травма.
Наводнение- быстрый подъем уровня воды в водоеме с образованием района затопления.Причинами наводнения могут быть половодье, паводок, заторы, зажоры на реках,ветровой нагон воды, аварии на сооружениях водохранилищ, цунами и др.
Половодье- подъем уровня воды, обусловленный сезонным таянием снегов, ледников.
Паводок- подъем уровня воды вследствие сильных дождей. Затор — скопление льда в устьереки, сопровождающееся подъемом уровня воды выше по течению реки.
Зажор- скопление шуги (рыхлого, мелкого льда) в русле реки, сопровождающеесяподъемом уровня воды выше по течению реки.
Цунами- морские гравитационные волны высотой более 50 м, возникающие при подводныхземлетрясениях.
Потеризависят от количества населения, находящегося в зоне затопления, скоростидвижения и высоты уровня воды, температуры воды. Возможны утопления, общее иместное переохлаждение, механические травмы при ударе волной и вторичнымиснарядами (предметы в воде и на воде).
Ураган- сильный ветер со скоростью более 35 км в час.
Всредней полосе обычно сопровождается грозовыми ливнями, в степях и пустынях — пылевыми бурями, в море — штормом. Поражения обусловлены механическими травмамивторичными снарядами при разрушениях зданий и сооружений; механическимитравмами и ожогами при авариях газовых и электрических сетей.
Пожар- неконтролируемое возникновение и распространение горения на объекте,территории. Наибольшая опасность возникновения пожаров на пожаро- ивзрывоопасных объектах, которыми считаются газо- и нефтеперерабатывающиезаводы, газо- и нефтепроводы и хранилища; использующие и перевозящие горючиехимические газы, жидкости, вещества и материалы предприятия, транспорт;образующие пыль (угольную, древесную, сахарную) производства. В быту пожарывозможны при использовании электрических и огневых приборов, печей, аварияхэлектрических сетей, газопроводов и в других случаях. Нарушение мер противопожарнойбезопасности может привести к возгоранию горючих материалов, пожару, взрыву.Горение — реакция окисления, в процессе которой выделяется тепловая энергия.Взрыв происходит вследствие моментального выделения большого количестватепловой энергии, резких расширения и повышения давления нагретой среды,приводящих к образованию ударной волны. Наиболее частые причины пожаров вмирное время: разведение костров, сельскохозяйственные палы, использование дляразжигания огня и работы легковоспламеняющихся жидкостей, неисправнаяэлектропроводка, грозовые разряды, самовозгорание торфа, курение вблизи горючихматериалов и др. В военное время — применение ядерного оружия и зажигательныхсредств. Поражающие факторы: термический (высокая температура), механический(ударная волна, осколки и вторичные снаряды, образующиеся при взрыве),химический (задымление и токсические вещества, образующиеся при горении,испарении и поступающие из разрушенных хранилищ). Поражения часто бываюткомбинированные: ожог, травма, отравление угарным газом, окислами азота,синильной кислотой, фосгеном и др. Угарный газ — продукт неполного сгорания.Окислов азота много в пороховых газах. Синильная кислота и фосген образуютсяпри горении пластмасс.
Приналичии на объекте до 100 тонн взрывоопасных веществ радиус поражения привзрыве может быть до 500 м, более 100 тонн — до 1 км.
Химическиопасный объект — это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют илитранспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или приразрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей,сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражениеокружающей природной среды. Это предприятия химической, газовой,нефтеперерабатывающей промышленности, целлюлозо-бумажные комбинаты,металлургические предприятия; предприятия, на которых используются, хранятся иперерабатываются химические вещества; транспорт, особенно железнодорожный, накотором перевозят тысячи тонн опасных химических веществ, газопроводы ипродуктопроводы с АХОВ.
Наиболеемногочисленны предприятия, использующие хлор (очистные сооружения), аммиак (холодильники),серную кислоту.
Аварийнохимически опасное вещество (АХОВ) представляет собой опасное химическоевещество (сильнодействующее ядовитое вещество — СДЯВ), применяемое впромышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которогоможет произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организмконцентрациях. Важнейшим свойством АХОВ является токсичность, под которой пони маетсяих ядовитость, характеризуемая смертельной, поражающей и пороговойконцентрациями. Для более точной характеристики АХОВ используется понятие«токсодоза». Токсодоза характеризует количество токсичного вещества,поглощенного организмом за определенный интервал времени. АХОВ способны вызватьмассовые поражения (отравления). Отравление проявляется в видесимптомокомплекса нарушения психического или физического здоровья. В организмАХОВ могут поступать с зараженным воздухом, водой и пищей, через кожу, раневуюи ожоговую поверхность.
Радиационнаяавария является техногенным источником ионизирующего излучения.
Радиационнаяавария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызваннаянеисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийнымибедствиями или другими причинами (нарушение требований санитарногозаконодательства при хранении или эксплуатации, утрата или хищение источниковионизирующего излучения), которые могли привести или привели кнезапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающейсреды. В результате радиационной аварии возможно аварийное облучение.Загрязнение радиоактивное — наличие радиоактивных веществ на поверхности,внутри материала, в воздухе, в теле человека и другом месте в количестве,превышающем установленные уровни радиационной безопасности. Загрязнениеповерхности бывает снимаемое (нефиксированное) — радиоактивные вещества приконтакте переносятся на другие предметы и удаляются при дезактивации, инеснимаемое (фиксированное) — радиоактивные вещества при контакте непереносятся на другие предметы и не удаляются при дезактивации. Радиоактивноевещество — вещество, содержащее радионуклиды, т. е. атомы, обладающиерадиоактивностью. Радиоактивность — самопроизвольное превращение ядер атомоводних элементов в другие или изменение энергетического состояния атомов,сопровождающееся испусканием ионизирующих излучений. При радиационных аварияхвозможно смешанное облучение от внешних и внутренних источников излучения.
Внешнееоблучение возможно от излучающего источника ионизирующего излучения на местеаварии, от ионизирующего излучения радиоактивного выброса и от радионуклидов(гамма- и бетаизлучателей) на загрязненной радиоактивными веществамитерритории.
Радиоактивныйвыброс — облако пыли или паров, содержащих радионуклиды. Состав радионуклидов ввыбросе зависит от источника аварии. Продукты аварийного выброса (ПАВ), оседаяс пылью или выпадая в виде осадков, загрязняют территорию и находящиеся на нейобъекты, образуя зону радиоактивного загрязнения. Крупные тяжелые частицывыпадают из выброса на месте или вблизи от места радиационной аварии. Легкиечастицы в зависимости от температуры выброса, скорости движения и направлениявоздушных потоков, погодных условий и осадков могут распространяться нарасстояния в сотни и тысячи километров и загрязнять огромные территории.Наибольшая загрязненность отмечается в местах выпадения радиоактивных осадков.
Внутреннееоблучение возможно при поступлении радионуклидов в организм с воздухом, водой ипищей, через слизистые и кожу. В воздух радионуклиды попадают из радиоактивноговыброса и при образовании пыли на загрязненной радиоактивными веществамитерритории. Выпавшие на поверхность земли радионуклиды со временем проникают вболее глубокие слои почвы. Из почвы радионуклиды поступают в корневую иназемную часть растений.
Прикатастрофах возможны эпидемии (массовые инфекционные заболевания) срединаселения. Развитие эпидемий может быть связано с ухудшением условий размещения(скученностью, плохим микроклиматом), употреблением недоброкачественной воды ипищи, загрязнением территории отбросами, трупами, канализационными стоками и т.п.;повышением восприимчивости людей к инфекции из-за психической травмы, ухудшенияпитания, облучения и других причин, снижающих сопротивляемость организма кзаболеванию; миграцией населения; нарушением работы санитарно-гигиенических,лечебно-профилактических и санитарно-ветеринарных учреждений, поздней изоляцииинфекционных больных, трудностей в проведении противоэпидемических и противоэпизоотическихмероприятий.
Причинойвозникновения массовых инфекционных заболеваний может быть случайноерассеивание бактериальных средств в авариях на предприятиях биологическойпромышленности и в специализированных биологических научно-исследовательских ипротивочумных учреждениях. Возможно также для достижения террористических ивоенных целей умышленное использование бактериальных средств.

2.Обеспечение защиты населения при катастрофах
Розыскпораженных, их извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос (вывоз) сместности (участка, объекта), загрязненной радиоактивными и зараженной АХОВ,оказание первой медицинской помощи на месте поражения выполняют аварийно -спасательныеформирования единой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций.
2.1Медицинское обеспечение населения при катастрофах
СЛУЖБАМЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Медицинскоеобеспечение населения при катастрофах осуществляют Министерство здравоохраненияи социального развития, медицинские службы Министерства РФ по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта исвязи.
Дляоказания экстренной медицинской помощи в первые минуты, часы при катастрофах смассовыми поражениями населения Постановлением Правительства РФ № 195 от 28февраля 1996 года создана служба медицины катастроф Министерства здравоохраненияи социального развития.
Организуютмедицинское обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях федеральные,региональные и территориальные межведомственные координационные комиссии,руководители (директора) региональных и территориальных центров медициныкатастроф. Комиссии возглавляют руководители здравоохранения соответствующегоуровня. В составе комиссий начальники медицинских служб и руководителигосударственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Дляоказания неотложной медицинской помощи пораженным ядерным, химическим и бактериологическиморужием, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,медицинских мероприятий по защите от оружия массового поражения в военное времяпредназначена медицинская служба гражданской обороны — специальная организацияздравоохранения, являющаяся одной из структур Гражданской обороны (ГО)Российской Федерации. Формирования и учреждения ГО участвуют в ликвидациипоследствий крупных стихийных бедствий и катастроф в мирное время.
Основнымизадачами Всероссийской службы медицины катастроф являются:
1.организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидациичрезвычайных ситуаций;
2.создание, подготовка и обеспечение готовности органов управления формирований иучреждений Службы к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
3.обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстреннойи планово-консультативной помощи населению (санитарной авиации);
4.участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, санитарно-профилактическихи других учреждений Министерства здравоохранения и социального развития к работев чрезвычайных ситуациях;
5.выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятнымимедико-санитарными последствиями, проведение комплекса мероприятий понедопущению или уменьшению таких последствий;
6.прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий,аварий и катастроф;
7.создание и организация работы межведомственных координационных комиссиймедицины катастроф;
8сбор и обработка информации медико-санитарного характера в области защитынаселения и территорий о медико-санитарных последствиях чрезвычайных ситуаций иих ликвидации, обмен и представление такой информации заинтересованныморганизациям (инстанциям);
9.организация мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения в зоне чрезвычайных ситуаций;
10.организация взаимодействия органов управления, формирований и учреждений,участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,независимо от их принадлежности, координация их деятельности;
11.разработка основ подготовки Службы, принципов и организации работы при ликвидациимедико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
12.разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстреннойи планово-консультативной медицинской помощи населению;
13.разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказаниямедицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характерачрезвычайных ситуаций;
14.постоянное совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарногообеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системыэкстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению;
15.поддержание в постоянной готовности и совершенствование системы управленияСлужбы;
16.разработка научно-практических основ подготовки и повышения квалификацииспециалистов Службы и организация их аттестации;
17.подготовка и повышение квалификации специалистов Службы;
18.разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказаниюпервой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
19.создание и рациональное использование резервов медицинского имущества для Службы,обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций;
20.участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля вобласти защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
21.участие (в сфере ответственности органов здравоохранения) в разработке иосуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарныхакций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностейв области защиты от чрезвычайных ситуаций;
22.создание и рациональное использование резервов финансовых иматериально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
23.международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Нафедеральном уровне Служба представлена Всероссийским центром медицины катастроф«Защита» (ВЦМК «Защита») с входящими в него формированиями, отрядом помощипострадавшим при террористическом акте, подразделением экстренной ипланово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой инеотложной медицинской помощи, специализированными формированиями иучреждениями Министерства здравоохранения и социального развития; клиническимибазами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствийчрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной, скорой инеотложной медицинской помощи населению, научными базами.
ВЦМК«Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управленияВсероссийской службы медицины катастроф и службы медицины катастрофМинистерства здравоохранения и социального развития. Основным штатнымподразделением Центра является штаб ВЦМК и Службы. ВЦМК «Защита» одновременновыполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального регионаРоссийской Федерации, Евроазиатского центра медицины катастроф государствучастников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по медицине катастроф ичрезвычайным ситуациям.
Натерриториальном уровне Служба представлена центрами медицины катастроф,центрами Госсанэпиднадзора, Входящими в них формированиями и учреждениями,клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствиичрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативноймедицинской помощи населению.
Территориальныйцентр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориальногооргана управления здравоохранения, а по специальным вопросам — соответствующемурегиональному центру медицины катастроф.
Наместном и объектовом (на объектах экономики) уровнях Служба представленаимеющимися на данной территории или объекте формированиями и учреждениямиздравоохранения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствийчрезвычайных ситуаций.
Центрыслужбы с формированиями и учреждениями постоянной готовности, входящими в ихсостав, являются штатными силами Службы. Работа региональных и территориальныхцентров регламентируется Положением о региональном центре медицины катастроф иПоложением о территориальном центре медицины катастроф, утвержденными приказомМинздрава России № 261 1 июня 1996 г.
Нафедеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях дляучастия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуацийсоздаются внештатные формирования Службы в имеющихся лечебно-профилактических исанитарно-профилактических учреждениях России. Основными из них являются:
нафедеральном и региональном уровнях:
— бригады специализированной медицинской помощи (хирургические,травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические,трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные,детские хирургические, радиологические и др.);
— санитарно-эпидемиологические отряды;
— санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно- гигиенические токсикологические бригады);
— специализированные противоэпидемические бригады; на территориальном, местном иобъектовом уровнях:
— бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);
— специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии,токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);
— бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады);
— бригады доврачебной помощи;
— бригады специализированной медицинской помощи;
— санитарно-эпидемиологические отряды;
— санитарно-эпидемиологические бригады;
— противоэпидемические бригады.
Бригадыпервой врачебной и доврачебной помощи формируют в поликлиниках, амбулаториях,медицинских диспансерах, санаториях и других лечебных учреждениях. Бригадыспециализированной медицинской помощи формируют в больницах, клиниках,специализированных центрах. В зависимости от профиля в бригаде пять — одиннадцать человек. Санитарно-эпидемиологические и противоэпидемическиебригады формируют в центрах санитарно-эпидемиологического надзора,противочумных институтах и станциях. Несколько бригад различного профиля могутбыть объединены в санитарно-эпидемиологический отряд. Бригады предназначены дляпроведения противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний иособо опасных инфекций.
Созданыподвижные комплексы медицины катастроф на автомобилях, вертолетах, самолетах. Вотдельных субъектах РФ создана трассовая служба медицины катастроф для оказаниямедицинской помощи при автокатастрофах.
Взависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в трех режимах:
1. режиме повседневной деятельности;
2. режимеповышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации);
3. режиме чрезвычайной ситуации.
Решениео введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимаютфедеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководителиобъектов.
Врежиме повседневной деятельности и повышенной готовности формирования иучреждения службы медицины катастроф подчиняются руководителюучреждения-формирователя и находятся в оперативном подчинении руководителяцентра медицины катастроф.
Врежиме повышенной готовности специалисты штатных бригад осуществляют дежурствона дому в нерабочее время, а в праздничные и выходные дни — по графику,утвержденному руководителем учреждения-формирователя по согласованию с центроммедицины катастроф.
Врежиме чрезвычайной ситуации общее руководство деятельностью бригад возлагаетсяна руководителя центра медицины катастроф.
Срокивыезда (вылета) в район ЧС определяют исходя из местных условий.
Доставкуформирований и учреждений службы медицины катастроф к месту работы организуетсоответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям.
Приликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используют всенаходящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно- профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от ихпринадлежности.
Основнымдокументом, регулирующим деятельность Службы, является план медико-санитарногообеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатываетсясоответствующими штабами Службы, согласовывается с членами межведомственнойкоординационной комиссии, подписывается ее председателем, начальником штаба иутверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Начальникоммедицинской службы гражданской обороны является министр здравоохранения исоциального развития РФ. Начальниками медицинской службы гражданской обороны вреспубликах РФ, краях, областях являются министры здравоохранения, директорадепартаментов, управлений здравоохранения, в городах — заведующие городскимиотделами или управлениями: здравоохранения, в сельских районах — главные врачицентральных районных больниц, на объектах — главные врачи медико-санитарныхчастей или заведующие здравпунктами.
Органыуправления МС ГО — штабы МС ГО и управления больничных баз (руководят работойбольниц загородной зоны области, края, республики).

3. Защита населенияв ЧС
3.1Изоляционные и лечебно-диагностические мероприятия при ЧС
Изоляционные илечебно-диагностические мероприятия направлены на источники инфекции. Надогоспитальном этапе медицинской эвакуации, на сборных эвакуационных пунктах(СЭП), промежуточных пунктах эвакуации(ППЭ), санитарно-контрольных пунктах) СКП)на путях эвакуации, в пути следования на средствах эвакуации, приемныхэвакуационных пунктах ПЭП, временных пунктах сбора ВПС и местах расселениядоступными методами (опрос, осмотр, термометрия и др. выявляют инфекционныхбольных и больных с заболеваниями подозрительными на инфекционные. Их изолируютот остальных эвакуируемых, пораженных и больных и эвакуируют отдельнымтранспортом в инфекционное отделение больницы или в инфекционный госпиталь.
На каждом этапемедицинской эвакуации должен быть изолятор. Больных с разными инфекциямиэвакуируют отдельно. Персонал, оказывающий медицинскую помощь инфекционнымбольным, должен работать в индивидуальных средствах защиты. Проводятсядезинфекционные мероприятия. По показаниям проводится специфическаяпрофилактика. При поступлении на этап медицинской эвакуации групп больных ипораженных с контагиозными инфекционными заболеваниями или при выявлении больныхособо опасными инфекциями кроме изоляционных и лечебно-диагностическихмероприятий проводятся режимно-ограничительные мероприятия — обсервация иликарантин.

3.2Санитарно-гигиеническиемероприятия противоэпидемической
направленности
Санитарно- гигиеническиемероприятия противоэпидемической направленности — это комплекс медицинских, санитарно-техническихи хозяйственных мероприятий, направленных на сохранение здоровья населенияОсуществляется в форме текущего и предупредительного санитарного надзора. Прикатастрофах текущий санитарный надзор – это сан-гиг медицинский контроль завременным размещением, очисткой территории размещения, питанием,водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием, личной гигиеной и др. сторонамижизни и быта спасательных формирований, учреждений и населения. Временнымипунктами сбора ВПС могут быть развернуты в палатках, различных помещениях. Повозможности разбивают в три полосы с учетом господствующих ветров. В первойполосе размещают жилые палатки, убежища, помещения; умывальники и бачки спитьевой воды. Во второй – палатки, убежища, помещения администрации;медицинский пункт и кухню. В третьей – хозяйственные и складские помещения,уборные и мусоросборники.
 
3.3Иммунопрофилактика и экстренная профилактика при ЧС
Экстреннаяпрофилактика — это метод предупреждения и леченияинфекционных заболеваний, проводимый до появления клиническихпризнаков заболевания у подвергшихся риску заражения людей, путем применения антибиотиков, вакцин, сывороток, иммуноглобулинов, бактериофагов, химиопрепаратов, интерферонови других противобактериальных и противовирусных препаратов.
Антибиотикиприменяют для экстренной профилактики чумы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, лихорадки цуцугамуши, менингококковойинфекции и ангины.
Вакциныи анатоксины применяют для экстренной профилактики раневых инфекций, столбняка,дифтерии, менингококковой инфекции, ботулизма и бешенства.
Сывороткиприменяют для экстренной профилактики чумы, сибирской язвы, раневых инфекций, столбняка, дифтерии и ботулизма.
Иммуноглобулиныприменяют для профилактики сибирской язвы, оспы, клещевого энцефалита, вирусногогепатита,менингококковойинфекции,коклюша, гриппа, кори, бешенстваи полиомиелита.
Бактериофагиприменяют для экстренной профилактики холеры, брюшного тифа, паратифов, дизентерии, протея и коли – инфекции.
Химиопрепаратыприменяют для профилактики гриппа, малярии, гельминтозов и туберкулеза.
Интерфероныприменяют для профилактики гриппа.

4.Предупреждение и ликвидация ЧС
ПравительствоРоссийской Федерации, правительства республик, краев и областей в составеРоссийской Федерации, администрации городов и районов руководят предупреждениеми ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
ПостановлениемПравительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. «О единой государственной системепредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в России создана Единаягосударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС). Она функционально объединила федеральные и территориальные органыисполнительной власти и службы, учреждения и формирования Министерстваздравоохранения и социального развития, Министерства обороны, Министерствавнутренних дел, Министерства транспорта и связи, Министерства по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий и другие министерства, службы и агентства.
ПостановлениемПравительства РФ «О силах и средствах единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» .№ 924 от 3 августа 1996 г.определены силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Наблюдениеи контроль за состоянием окружающей природной среды и обстановкой напотенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях осуществляютФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиячеловека Министерства здравоохранения и социального развития, Федеральнаяслужба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельскогохозяйства, геофизическая служба Российской академии наук, Федеральная служба поатомному надзору, Министерства промышленности и энергетики, Федеральная службапо надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природныхресурсов, учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданскойобороны и Министерства обороны.
Ликвидациючрезвычайных ситуаций осуществляют военизированные и невоенизированныепротивопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные,восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных итерриториальных органов исполнительной власти, формирования и учрежденияМинистерства здравоохранения и социального· развития, Министерства сельскогохозяйства, Гражданской обороны, войск гражданской обороны и других войск ивоинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций,аварийно-технических центров Федерального агентства по атомной энергии, службпоискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиацииФедерального агентства воздушного транспорта, военизированных служб поактивному воздействию на гидрометеорологические процессы, восстановительных ипожарных поездов Федерального агентства железнодорожного транспорта,аварийно-спасательных служб и формирований Федерального агентства морского иречного транспорта и других федеральных и территориальных министерств, служб иагентств.
Организуютпроведение мероприятий по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуацийсозданные при органах власти федеральные и региональные межведомственныекомиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, территориальныеи местные комиссии по чрезвычайным ситуациям, созданные при органахисполнительной власти. На объектах отделы по делам гражданской обороны ичрезвычайным ситуациям. В составе комиссий представители всех министерств,служб и агентств. Представителями здравоохранения в составе комиссий являютсяруководители здравоохранения соответствующего уровня (министры здравоохранения,директора департаментов, управлений здравоохранения, заведующие городскимиотделами или управлениями здравоохранения, главные врачи центральных районныхбольниц, главные врачи медико-санитарных частей).
Оперативно-тактическоеруководство проведением мероприятий осуществляет Министерство по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий (МЧС). МЧС имеет в своем составе части и формирования ГО,аварийно-спасательные и транспортные службы, поисково-спасательные отряды; врегионах — управления, в республиках РФ, краях и областях — штабы; в городах,районах и на объектах — штабы ГО. МЧС работает в тесном контакте с комиссиямипо чрезвычайным ситуациям.
Ликвидациячрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы,проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на сохранениежизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде иматериальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Работыпо ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняют спасатели. Спасатель — этоспециалист, служащий учреждения или формирования, входящего в силы и средстваликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняющий обязанности по проведениюаварийно-спасательных работ, имеющий для этого соответствующую подготовку иквалификацию, подтвержденные в аттестационном порядке в соответствии сОсновными положениями аттестации аварийно-спасательных служб,аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлениемПравительства РФ № 1479 от 22 ноября 1997 г.
Своевременноймедицинская помощь считается тогда, когда она спасает жизнь пораженному ипредупреждает развитие осложнении поражения. Различают общие, безвозвратные исанитарные потери.
Общиепотери — это потери населения вследствие ранений заболеваний и других причин, связанныхс катастрофой.
Безвозвратныепотери — это потери населения при катастрофе погибшими, умершими, пропавшимибез вести.
Санитарныепотери — это потери пораженными (ранеными и больными), потерявшимитрудоспособность (боеспособность) на срок не менее одних суток и поступившими влечебные учреждения.
Размерыпотерь при катастрофах зависят от вида и интенсивности поражающих факторов,количества людей в очаге поражения, своевременности оповещения о грозящейопасности и времени проведения профилактических и ликвидационных мероприятий,организованности и степени подготовленности населения к действиям вчрезвычайных ситуациях, обеспеченности средствами защиты, времени суток, сезонагода, а также от работы спасателей, своевременности оказания и полноты объема медицинскойпомощи. Потери подготовленного населения при катастрофах в несколько разменьше, чем неподготовленного. В очаге химического поражения потери населения,не имеющего средств защиты, могут достигать 100 %. При катастрофах в ночноевремя потери населения в жилых районах выше. Ряду при родных катастрофсвойственна сезонность (например, наводнения обычно бывают весной, снежныеобвалы — зимой). Наиболее тяжело поражения протекают у беременных и детей. Приоказании необходимого объема медицинской помощи в течение первого часа послепоражения удается спасти почти всех тяжелопораженных, трех часов — 60 %, шестичасов — 30 %, более шести часов — 10 %, позднее двух суток — единицы.
Дляпрофилактики возникновения инфекционных заболеваний, локализации и ликвидацииэпидемических очагов ведут бактериологическую и санитарно-эпидемиологическуюразведку, проводят противоэпидемические мероприятия, в том числе экстреннуюобщую и специфическую профилактику, специальную обработку, дезинфекционные ирежимно-ограничительные мероприятия, ведут санитарно-разъяснительную работусреди населения.

5.Эпидемиологический анализ
В2007 г. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социальногоразвития РФ от 3 февраля 2005 г. № 112 «О статистических формах службы медициныкатастроф Министерства здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации” данные о деятельности службы медицины катастроф Самарскойобласти были сведены в годовые статистические отчеты по формам № 55«Сведения о деятельности учреждения здравоохранения (медицинскогоформирования), принимавшего участие в ликвидации медико-санитарных последствийчрезвычайных ситуаций» и № 56 «Сведения о сети и кадрах службымедицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации».
Анализмноголетней динамики чрезвычайных ситуаций (ЧС) медицинского характера натерритории Самарской области с 2000 по 2007 гг.
Сведения о чрезвычайныхситуациях в Самарской области за 2000-2007гг.Годы Число чрезвычайных ситуаций Число пострадавших Всего из них всего из них
техноген-ные, в
т.ч. ДТП природ-ные
биолого-
социаль-
ные cоциаль-   ные погибло
госпита-лизиро-
вано 2000 8 5/3 1 2 – 1005 29 479 2001 18 18/15 – – – 227 33 144 2002 29 27/21 – – 2 334 75 143 2003 19 18/11 – 1 – 216 49 93 2004 28 24/16 – 3 1 201 91 78 2005 43 39/22 – 3 1 204 120 61 2006 89 76/47 – 13 – 420 226 145 2007 105 86/53 – 15 4 694 28 251 Итого за 2000-2007 г.г. 339 293/188 1 37 8 3301 651 1394

/>
Рис. 1. Оценкамноголетней тенденции
Приближеннаяоценка многолетней тенденции возможна при обычной визуальной оценке графика,когда без предварительных расчетов высказываются суждения о наличии роста,снижении или стабилизации числа случаев. Однако отсутствие в этом случаеколичественных характеристик делает полученные выводы субъективными.
В 2007 г. на территории Самарскойобласти продолжился рост числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) медицинскогохарактера, связанных с санитарными потерями среди населения.
Их число составило 105 (в 2006 г. –89). Подавляющее большинство ЧС относятся к техногенным, число которых такжевозросло и составило 86 (в 2006 г. – 76).
Таблица № 2. Общие потери населения вчрезвычайных ситуацияхНаименование ЧС Число ЧС Число общих потерь (пораженные + погибшие)
абсолютные
числа
абсолютные
числа на 100 тысяч   населения 2007 2006 2007 2006 2007 2006 ВСЕГО, в том числе: 105 89 694 420 21,7 12,8 Техногенные, из них: 86 76 492 338 15,4 10,3 — авиакатастрофы 1 – 57 – 1,8 – — аварии на автодорогах 53 47 241 259 7,5 7,9 — аварии водного транспорта 1 – 6 – 0,2 – — пожары и взрывы 31 26 188 67 5,9 2,0 Природные – – – – – – Биолого-социальные 15 13 111 82 3,5 2,5 Социальные 4 – 91 – 2,8 –
Как видно из таблицы № 2, из 105 ЧС в2007 г. 86 относятся к техногенным, среди которых преобладают аварии наавтодорогах (дорожно-транспортные происшествия). Их число в 2007 г. составило53 (2006 г. — 47). В 2007 г. случилось 31 пожаров (в 2006 г. — 26).
Кроме того, в 2007 г. зафиксированопятнадцать ЧС биолого-социального характера (отравление бытовым и угарнымгазом, острая кишечная инфекция), в которых пострадало 111 чел., из них погибло28 человек.
Общие потери населения (пораженные +погибшие) от всех видов ЧС в 2007 г. составили 694 чел. – т.е. более чем в 1,5раза выше 2006 года – 420 чел. Число общих потерь на 1 ЧС также существенновыше – 6,6 (в 2006 г. — 4,7).
Уровень общих потерь населения от ЧСв 2007 г. в пересчете на 100 тыс. населения вырос почти в 2 раза и составил21,7 (2006 г. – 12,8). Наиболее высокий уровень этих потерь был от аварий наавтодорогах – 7,5 на 100 тыс. населения (2006 г. – 7,9).
В 2007 г. число пораженных в ЧСсоставило 458 чел. (в 2,4 раза больше 2006 г. – 193). Удельный вес детей вчисле пораженных в ЧС в 2007 г. составил 25,7% (2006 г. – 31,4%).
В 2007 г. число погибших в ЧС поСамарской области составило 236 чел. (в 2006 г. — 226). Удельный вес детей вобщем числе погибших в ЧС составил 6,4% (в 2006 г. – 9,3%).

Таблица № 3. Общее число пораженных вЧС, получивших медицинскую помощь на этапах медицинской эвакуацииНаименование ЧС Число пораженных (больных), которым оказана медицинская помощь 2007 г. 2006 г. В С Е Г О абсолютные числа на 100 тыс. соответств. населения
абсолютные
числа на 100 тыс. соответств. населения Всего в т.ч. детей всего в т.ч. детей всего в т.ч. детей всего в т.ч. детей ВСЕГО 458 118 14,3 19,7 194 61 7,4 10,1
в том числе:
Техногенные – из них: 300 32 9,4 5,3 141 28 5,4 4,6 — авиакатастрофы 51 6 1,6 1,0 — аварии на автодорогах 120 13 3,8 2,2 133 28 5,1 4,6 — аварии водного транспорта 2 – 0,1 – — пожары и взрывы 127 13 4,0 2,2 5 – 0,2 – Природные – – Биолого-социальные 83 73 2,6 12,2 53 33 2,0 5,5 Социальные 75 13 2,3 2,2 –
В 2007 г. по сравнению с предыдущимгодом общее число пораженных в ЧС увеличилось более чем в 2 раза, однако приэтом число тяжелых и крайне тяжелых пораженных увеличилось лишь на 25,0% исоставило 40 чел. (2006 г. – 32).
Таблица № 4. Структура пораженных вЧС по тяжести состоянияГод Число пораженных (больных) в том числе по степени тяжести поражения Крайне   тяжелые Тяжелые Средней    тяжести Легкие Всего
в том
числе
детей Всего
в том
числе
детей Всего
в том
числе
детей Всего
в том
числе
детей Всего
в том
числе
детей 2007 458 118 7 – 33 4 153 30 265 84 2006 194 61 2 – 30 – 85 29 77 32

В 2007 г. в целом по Самарскойобласти медицинскую помощь получили 458 пораженных в ЧС, в том числе 118 детей,доля которых составила 25,8% от общего числа пораженных в ЧС, получившихмедицинскую помощь.
Из общего числа пораженных в ЧС,которым была оказана медицинская помощь, госпитализированы 251 чел. или 54,8%(в 2006 г. 145 из 194 или 75,1%), в том числе 71 детей или 60,2% от числапораженных в ЧС детей, получивших медицинскую помощь (в 2006 г. – 48 или78,7%).
Кроме того, в течение 2007 г.формирования службы медицины катастроф выезжали на 81 случай угрозы терроризма(минирования общественных и жилых зданий, обнаружения подозрительных предметов,взрывы гранат и т.п.). В подобного рода происшествиях всего пострадало 5человек (дети), все они были госпитализированы и лечились в ЛПУ г. Тольятти 65койко-дней.
В 2007 г. на территории Самарскойобласти в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС приняло участие 212медицинских формирований, из них 196 бригад скорой медицинской помощи, 13специализированных медицинских бригад (ожоговая, ангиохирургическая,нейрохирургическая, санитарно-эпидемиологическая, оперативная группа управленияи др.), а также 30 лечебно-профилактических учреждений службы медициныкатастроф области (в 2006 г. – 136 формирований и 24 ЛПУ).
В ликвидации медико-санитарныхпоследствий ЧС на догоспитальном этапе (в районе бедствия) в целом по областипринимали участие 148 врачей основных специальностей (2006 г. — 78) и 335человек среднего медицинского персонала (2006 г. – 211).
С учетом реагирования службы медициныкатастроф на случаи угрозы терроризма общее число формирований, выезжавших врайон аварийно-спасательных работ, составило 299, в том числе 283 бригадыскорой медицинской помощи. Общее число врачей составило 199 чел., а среднегомедперсонала – 407 чел.
Вывод
При анализе многолетней динамики числа ЧС в Самарскойобласти с 2000-2007 гг. выявлено:
1) число пострадавших за 8 лет составило 3301 чел., из нихпогибло 651 и госпитализировано 1394 чел.;
2) максимальное число пострадавших за этот период пришлосьна ДТП в Районе Сорокиных Хуторов в 2002 г.- 31 пострадавший; взрыв и пожар впос. Сердовино Сызранского района в 2002 г. – 74 пострадавших, а также на ЧСсоциального характера (взрыв на Кировском вещевом рынке 4 июля 2004г.), врезультате которой пострадало всего 77 человек, из них погибло в ЛПУ – 11 чел.;
3) из данных таблицы видно, что число погибших растет погодам пропорционально числу именно техногенных ЧС, а основная доля смертельныхслучаев падает на ДТП.

Заключение
В целом, анализ деятельностиСамарской областной службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуацияхпоказывает, что в 2007 г. органы управления, формирования и учреждения Службыдействовали профессионально, адекватно складывающейся на территории областиобстановке.

Замечания и предложения
1. В ходе реальных действий в условиях ЧС определенныетрудности возникали в связи с отсутствием единой связи между дежурно-диспетчерскимипунктами и формированиями службы медицины катастроф. Необходимо радиофицироватьсовременной аппаратурой (в т.ч. транковой в зоне охвата) связи все формированияСлужбы и, в первую очередь, диспетчеров и бригады скорой медицинской помощи (кромеГССМП г.г. Самары, Тольятти, Жигулевска, Новокуйбышевска).
2. Угроза террористического акта (взрыва, пожара) вынуждаетэвакуировать из опасных зданий больных и персонал, которых надо разместить вовременном укрытии, где имеются условия для оказания медицинской помощи.
Приналичии у Самарского областного центра медицины катастроф пневматическихмедицинских модулей эта проблема была бы легко разрешена. Эти модули, к томуже, можно было бы использовать в любой ЧС со значительным количествомпострадавших (пожар в здании ГУВД в 1999 г. – 177 пострадавших; ДТП в районеСорокиных Хуторов в 2002 г. – 31; взрыв и пожар в пос. Сердовино Сызранского района в 2002 г. – 74пострадавших).

Список литературы
1. Организацияи ведение гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие дляпреподавателей и слушателей УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий,организаций и учреждений / Под общ. Ред. Г.Н. Кириллова. М 2002.
2. Медицинакатастроф: Учеб пособие. / Под. Ред. Профессора В.М. Рябочкина, профессораГ.И. Назаренко. М.: ИНИ ЛТД, 1996.
3. Безопасностьи защита населения в чрезвычайных ситуациях / ПОД общ. Ред. Г.Н. Кириллова. М.,2002.
4. БеляковВ.Д, Жук Е.Г. Учебное пособие по военной гигиене и эпидемиологии. М.: Медицина,1978.