Естественно-научное знаниеэпохи Возрождения и построение новой картины мира. Возрожденческая трактовкадиалектики.Николай Кузанскийи принцип совпаденияпротивоположностейОдним из характерныхпредставителей ренессансной философии был Николай Кузанский 1401-1464 . Анализего учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой ивозрожденческой трактовками бытия.Николай Кузанский, как ибольшинство философов его времени, ориентировался
на традицию неоплатонизма.Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центральногодля них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единоехарактеризуется через противоположность иному , не-единому. Этахарактеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единоемногому, предел – беспредельному. Кузанец, разделяющий принципы христианскогомонизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто непротивоположно . А отсюда он делает характерный вывод единое естьвсе
– формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизмДжордано Бруно.Эта формула неприемлемадля христианского теизма, принципиально отличающего творение все от творца единого но, что не менее важно, она отличается и от концепциинеоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со всем . Воттут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Изутверждения, что единое не имеет противоположности,
Кузанец делает вывод, чтоединое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше чегоничего не может быть, Кузанец поэтому называет его максимумом единое же – это минимум . Николай Кузанский, таким образом, открылпринцип совпадения противоположностей coincidentia oppositorum – максимума иминимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанец обращается кматематике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечностиокружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального кругадиаметр становится тождественным окружности, более того – с окружностью совпадаетне только диаметр, но и центр, а тем самым точка минимум и бесконечная прямая максимум представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело стреугольником если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будутбесконечными.
Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть итреугольник, и круг, и шар.Совпадение противоположностей является важнейшимметодологическим принципом философии Николая Кузанского,чтоделает его одним из родоначальников новоевропейскойдиалектики. УПлатона, одного из крупнейших диалектиковантичности, мы не находим учения о совпадениипротивоположностей, поскольку для древнегреческой философиихарактерен дуализм, противопоставление идеи или формы иматерии,
единого и беспредельного. Напротив, у Кузанцаместоединого теперь занимает понятие актуальной бесконечности,которое и есть, собственно, совмещение противоположностей -единого и беспредельного.Проведенное, хотя и невсегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствииповлекло за собой перестройку принципов не только античной философии исредневековой теологии, но и античной и средневековой науки – математики иастрономии.Ту роль, какую у грековиграло неделимое единица , вносящее
меру, предел как в сущее в целом, так и вкаждый род сущего, у Кузанца выполняет бесконечное – теперь на него возложенафункция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, топарадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекаетиз принятых Кузанцем предпосылок если бы одна бесконечная линиясостояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая – из бесконечногочисла отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны,поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности . Как видим,перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойкастановится равна единице, тройке и любому другому числу.В геометрии, какпоказывает Николай Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике.Различение рациональных и иррациональных отношений, на котором держаласьгеометрия греков,
Кузанец объявляет имеющим значение только для низшейумственной способности – рассудка, а не разума. Вся математика, включаяарифметику, геометрию и астрономию, есть, по убеждению Кузанца, продуктдеятельности рассудка рассудок как раз и выражает своей основной принцип ввиде запрета противоречия, то есть запрета совмещать противоположности. НиколайКузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем,однако, различием,
что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложногознания, а Кузанец – средство созидания знания истинного. Правда, само этознание имеет особый характер – оно есть умудренное неведение .Тезис о бесконечном какмере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики игеометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях вприблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще ипринцип относительности.
И в самом деле так как точное определение размеров иформы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то внем не могут быть различены центр и окружность.РассуждениеКузанца помогает понять связь между философской категорией единого икосмологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым – оего конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельнымразрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон иАристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинствапредставителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом.А признак конечности тела – это возможность различить в нем центр и периферию, начало и конец . Согласно Кузанцу, центр и окружностькосмоса – это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслитьи конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.
БесконечнаявселеннаяКоперника и Бруно.ГелиоцентризмЭти положения Кузанца противоречат принципамаристотелевской физики, основанной на различении высшего -надлунного инизшего – подлунного миров. Кузанецразрушаетконечный космос античной и средневековой науки, в центрекоторого находится неподвижная Земля. Тем самым онподготовляет коперниканскую революцию в астрономии,устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевскойкартинымира.
Вслед за Николаем Кузанским Коперник 1473-1543 пользуется принципом относительности и нанем основываетновую астрономическую систему.Характерная для НиколаяКузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождествопротивоположностей единого и бесконечного была результатом пантеистическиокрашенного сближения бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще болееуглубил Джордано Бруно 1548-1600 , создав последовательно пантеистическоеучение, враждебное средневековому теизму.
Джордано Бруно опирался не только наНиколая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника.Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чемобъясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Землявращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом,Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии,отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Вслед за КузанцемКоперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична он называет ее подобной бесконечности , одновременно показывая, что размеры Землино сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.Отождествляя космос сбесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.Снимая, далее, границумежду творцом и творением,
Бруно разрушает и традиционную противоположностьформы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с однойстороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние векаприписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительнодальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, котороесо времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме.
Природа,согласно Бруно, есть бог в вещах .Пантеизм Бруно прокладывалпуть к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Брунобыло осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянскийфилософ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в1600 году был сожжен на костре.
Новое соотношение междуматерией и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVIвеке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если длядревнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целоепрекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богачеактуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменногобытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятиебесконечного парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода методане только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученыхконца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.