КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Экономическая теория»
на тему«Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности»
Содержание
Введение
1.Общая характеристика естественныхмонополий
2.Антимонопольная политика вотношении естественных монополий
2.1.Регулирование деятельностиестественных монополий
2.1.1.Х-неэффективность
2.2.Максимизация уровня производства
2.3.Обеспечение самоокупаемости
2.4.Реформирование структурыроссийских естественных монополий
2.5.Национальные или частные
3. Государственное и рыночное способырегулирования тарифов естественных монополий
3.1. Необходимость государственногорегулирования тарифов
3.2. Преимущества и недостаткигосударственного и рыночного способов регулирования тарифов
4.Перспективы развития и последствияестественных монополий
4.1. Экономические последствиямонополий
4.2. Перспективы развитияестественных монополий
Введение
Иногда эффект экономии намасштабе производства может быть настолько большим, что обусловитединственность производителя блага. Другими словами, в некоторых отраслях безвсяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем нижеиздержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одногоединственного производителя.
Подобное состояние рынкаявляется монополией – ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства.В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин:технологические особенности производства таковы, что единственный производительобслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколькоконкурирующих между собой фирм. Такую монополию экономисты называютестественной, или технологической. Ее классическим примером являются различныевиды инфраструктуры. Инфраструктура – это сфера организации поставок,включающая в себя:
1) сети, по которымосуществляются поставки продукции (людей) между удаленными друг от другаэкономическими агентами;
2) деятельность по эксплуатации этихсетей.
Нетрудно понять, чтоэффективность естественной монополии в инфраструктурных отраслях обеспечиваетсятехнологическим единством находящейся в ее распоряжении сети. Действительно,экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов илипрокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.
С экономической точкизрения это будет означать многократный рост средних постоянных издержек. Так, вусловиях существования естественной монополии стоимость сети энергоснабженияраспределяется в виде издержек на всю проданную электроэнергию. Если жепараллельных сетей будет две, то соответственно удвоится и их стоимость. Потокэнергии, проходящий через каждую, упадет в два раза. А постоянные издержки,приходящиеся на каждый киловатт энергии, купленной потребителем, возрастут вдва раза!
Государственногорегулирования цен в отраслях — естественных монополиях — одна из наиболее актуальныхзадач, стоящих в настоящее время перед руководством Российской Федерации. Отсутствиеотработанных механизмов контроля над деятельностью этих отраслей в 1992-1994гг. привело к взрыву инфляции, а с 1995 г., когда монетарными мерами обращенияинфляция стала подавляться, — к быстрому росту неплатежей и сокращениюпроизводства в перерабатывающих отраслях. Несмотря на постояннуюзаконотворческую деятельность государственных органов, направленную на созданиесистемы регулирования деятельности естественных монополий, последние донастоящего времени вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию понеоправданно высоким ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянииглубокого экономического кризиса. Поэтому очевидно, что задача совершенствованиямеханизмов формирования тарифов на продукцию естественных монополий требуетнемедленного решения.
1. Общая характеристика естественныхмонополий
Естественные монополии –отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в томслучае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.
Естественная монополияможет существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегийгосударства или ограничения информации.
Естественная монополияотличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затратымного ниже по сравнению с совершенной конкуренцией или олигополией.
Естественная монополияоснована на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, ане на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительноерассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку онопривело бы к увеличению издержек производства.
Сферы деятельностиестественных монополий:
— транспортировка нефти инефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
— транспортировка газа потрубопроводам;
— услуги по передачеэлектрической и тепловой энергии;
— железнодорожныеперевозки;
— услуги транспортныхтерминалов, портов и аэропортов;
— услуги общедоступнойэлектрической и почтовой связи.
В реальной практикеприменение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается срядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровнясредних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех илииных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен можетспособствовать росту Х-неэффективности.
2. Антимонопольнаяполитика в отношении естественных монополий
2.1. Регулированиедеятельности естественных монополий
Высокая экономическаяэффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым ихдробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться отрегулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельностьспособна принести значительный вред.
Как монополисты данныеструктуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифови цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие.Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи,парализуются межрегиональные связи.
И это не абстрактнаятеория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленныхпредприятий цены на энергию и т.п.
При этом естественныйхарактер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективнойработы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практикереализованы. Ведь существует механизм Х-неэффективности. Действительнотеоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколькоконкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочетудерживать их на минимальном уровне.
На минимальном уровне, тоесть посредство ценообразования по Рамсею: повысьте цены относительнопредельных затрат обратно пропорционально эластичности спроса. Это правило вматематической форме можно представить следующим образом:
/>,
где Р/> – цена товара i;
MC/> – предельные издержки выпуска товараi;
e/> – эластичность спроса на товара i по его цене;
k – константа (подбирается так, чтобывыполнялось условие безубыточности)
Это правило можносформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска всех продуктов и услугв равном соотношении до тех пор, пока общий доход не будет равен общимиздержкам.
Основной путь борьбы снегативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контролеза ценообразованием на естественно – монопольные товары или за объемом ихпроизводства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащихобязательному обслуживанию).
2.1.1. Х-неэффективность.
Главной особенностьюрыночного поведения монополистов является Х-неэффективность. Дело в том, чтопри всех других типах рынка поддерживать этот показатель на высоком уровнефирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например,снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже,чем у соперников, и ее перестанут покупать.
В случае с монополиейэтот естественный ограничитель отпадает – конкурентов у монополиста нет. Именнопоэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использованияресурсов. Все ненужные расходы – от зарплаты рабочего, бездельничающего вовремя рабочего дня и до безудержной роскоши кабинетов высших менеджеров – легкомогут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден ихоплатить. В целом Х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела,ведущее к увеличению издержек.
2.2. Максимизация уровняпроизводства
Ценовое регулированиедеятельности естественных монополий предполагает принудительное закреплениемаксимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия даннойрегулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будутзакреплены цены.
На рис .1 показанраспространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая ценазакрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р/>=МС=D).
Главным последствиемустановления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополистаявляется изменение кривой предельного дохода. Так как скоро монополист не можетповысить цену выше названного уровня даже при тех объемах производства, гдекривая спроса объективно позволяет сделать это, его кривая предельного доходаиз положения МR смещается в положение МR/>, совпадающее с максимальнодозволенной величиной цен Р/>. Всамом деле, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 27коп. за 1 кВт/ч, то каждый дополнительно проданный киловатт будет приноситьдоход, равный этой сумме, а кривая предельного дохода выродится вгоризонтальную прямую, проходящую на этом уровне.
Далее вступает в силуправило МС=МР. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякогогосударственного принуждения будет стремиться довести объем производства до Q/>, соответствующего точке пересечениякривых предельного дохода и предельных издержек. На ритс.1 хорошо видны идругие достоинства такого способа ограничения монополистических цен:достигается значительный прирост производства (Q/>>Q/>) и понижаются цены (Р/>).
Но есть у описываемогометода регулирования и недостаток: устанавливаемый государством уровень ценникак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государствазакрепить и получение экономических прибылей (рис. 1а), и несение убытков(рис.1б). Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополистапостоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачиваязавышенные цены они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюдаотрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижениемконкурентоспособности и др.). Но еще опасней закрепление убытков. Покрывать ихв долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счетгосударственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкуюдорогу расточительности. Так как скоро на прибыль так или иначе нет надежд, агосударство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь засчет растранжиривания государственных средств. Высочайшие оклады менеджерам,раздутые штаты, огромные представительские расходы – все это скрытые формыобогащения за счет казны. Другими словами, Х-неэффективность в этом случае достигаетвысочайшего уровня.
2.3. Обеспечениесамоокупаемости
Другим ориентиромустановления максимальных цен может быть точка пересечения кривой среднихиздержек и линии спроса (Р/>=АТС=D). Поскольку средние издержки вданном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает вэтом случае без убытков и прибылей. Таким образом, снимается основная проблемапредыдущего метода регулирования.
На рис. 2 видно, что иэтот подход к регулированию решает задачу прироста производства (Q/>>Q/>) и понижения цены (Р/>). Однако правило МС=МR на этот раз действует противрегулирующих органов. До точки пересечения кривой предельных издержек и новой,обусловленной государственным фиксированием цен кривой предельного дохода МR/>, увеличение производства выгодномонополисту. Но после этой точки (N) каждый лишний производственный товар будет вызывать больше издержек, чемприносить доходов (МС>МR).Очевидно, что монополист всеми правдами и неправдами будет стремитьсяостановить производство на уровне Q/> и не доводить его до Q/>. Поскольку спрос при цене Р/> составит именно Q/>, то на рынке возникнет дефицит (Q/>> Q/>).
Нечто подобное гражданекрупных российских городов испытали в начале 90-х годов. МПС прекратило ремонтэлектричек, и их выходило на линии с каждым днем все меньше и меньше. Но всеони как по мановению волшебной палочки исчезли, как только цены на билеты былиподняты.
Таким образом, второйподход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызываеттоварные дефициты и требует поэтому дополнительных принудительных мер поотношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современнойРоссии является составление списков потребителей, прекращать снабжение которыхмонополист не имеет права.
2.4. Реформированиеструктуры российских естественных монополий
Кроме регулирования ценопределенную пользу – особенно в нашей стране – может принести и реформированиеструктуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорациичасто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так ипроизводство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентныхусловиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции.В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферунациональной экономики.
РАО «Газпром», РАО «ЕЭСРоссии», Министерство путей сообщения, — это три кита «монополизма по-русски»,ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единойсистемой газоснабжения России входят геологоразведочные, добывающие,приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объектысоциальной сферы. В ведении МПС находится как инфраструктура – железные дороги,вокзалы, информационная система, — так и немонопольные виды деятельности –подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита.
Суть интенсивнообсуждаемых в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию втех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.То есть конкуренция фирм, обеспечивающих профилактику и ремонт водопроводных иканализационных систем в квартире – вероятно единственный путь защитыпотребителя от произвола современных ДЭЗ, РЭУ и т.п. Только при наличииконкуренции жильцам не придется неделями ждать вызванного мастера-сантехника.
Очевидно, что разделениеестественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно бытьфорсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но ипроизводственная интеграция имеет свой потенциал снижения издержек. Даже встранах с очень жесткими правилами антимонопольного регулирования – Японии,США, Германии – основной схемой организации энергетики являются энергосистемы,т.е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей и передающих сетей.
Тем более тщательной проработкитребует идея разукрупнения энергетической отрасли путем создания независимыхрегиональных энергосистем. Уровень конкуренции в отрасли вряд ли повысится, авот обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страныдает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления ввосточной части России использовать «спящие» в эти часы мощности западныхрегионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции).
Приводя реформированиероссийских монополистов, следует иметь в виду их позиции в международнойконкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» — крупнейшая международнаякорпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировомгазовом рынке. В целом очевидно, что реформы структур, включающихестественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большойосторожностью и анализом каждой стадии преобразований.
2.5. Национальные иличастные
Наконец, еще одна сложнаяпроблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует лиэтим компаниям быть государственными или частными? Истоки этой проблемы связаныс тем, что естественные монополии являются весьма специфическим субъектомэкономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Еслиестественные монополии исключают конкуренцию; если потребитель абсолютно лишенвыбора; если цены и объемы производства определяются не игрой рыночных сил, алибо произволом монополиста, либо решениями государства; если нарушаются многиедругие механизмы функционирования рынка. Если все это так, то не лучше лиуправлять естественными монополиями не как частными, а как государственнымипредприятиями?
Экономическая наука невыработала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночныхгосударствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности,но не меньше и стран, где они являются частными.
Обычные аргументы впользу национализации связаны с тем, что на государственном предприятии легчепроводить правительственную политику в отношении цен, тарифов, объемов, объемовпроизводства и т.д. Кроме того государственная собственность исключаетмонополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев. Попростуговоря, там, где частный монополист будет ради своих прибылей выколачивать изпотребителей каждую копейку, государственный монополист скорее всего займет умереннуюпозицию. Ведь прибыль не главная его цель. Если же естественный монополистубыточен, то и вовсе непонятно, что может удерживать частный капитал в такомпредприятии.
Аргументы противнационализации связаны с опасениями понижения эффективности работыестественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться в первую очередьна коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственногочиновника. И с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы онисоответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятиии иждивенческие настроения: нечего бояться убытков, все покроет бюджет.Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государственных,т.е. «ничьих лично», денег проходит через кассы монополиста. При сложномхарактере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгамибывает трудно.
Таким образом, серьезныеаргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности чащевсего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническимменталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах ссильными индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частнойсобственности.
3.Государственное ирыночное способы регулирования тарифов естественных монополий
3.1. Необходимостьгосударственного регулирования тарифов
Существует твердаяубежденность в необходимости государственного регулирования тарифовестественных монополий. Применение госрегулирования считается оправданным в техслучаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственнымэкономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичнымипредприятиями неэффективна по технологическим или экономическим причинам, ирост объема производства единственного субъекта сопровождается снижениемудельных издержек.
Однако концентрацияпроизводства и возможность диктовать свои условия рынку зачастую способствуютзавышению цен на свою продукцию, завышению издержек в случае государственногорегулирования тарифов и дискриминации по отношению к другим субъектам рынка. Иреальное положение дел монополиста является тщательно скрываемой информацией.
Необходимостьгосударственного регулирования тарифов не ставилась и не ставится под сомнение.При этом часто забывается, что ценовое регулирование является, в соответствиисо статьей 6 федерального закона от 17 августа 1995 года №143-Ф3 «Оестественных монополиях», только одним из методов регулирования деятельностисубъектов естественных монополий. Причем обязательность применения этого методазаконодательно не закреплена, он только может применяться.
Государство часто идет попути прямого регулирования цен на услуги естественных монополий, основнымизадачами которых являются:
— достижение балансаинтересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающегодоступность реализуемого ими товара;
— определение структурытарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек натарифы для различных потребителей;
— стимулированиеестественных монополий сокращению издержек и излишней занятости;
— использованиевозможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономическойполитики.
Однако само по себепрямое регулирование тарифов вовсе не означает, что государственная политика вобласти естественных монополий осуществляется эффективно.
3.2. Преимущества инедостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов
Сегодня у правительстваимеются достаточно веские основания для того, чтобы отказаться отгосударственного регулирования тарифов естественных монополий. Сравнительныйанализ такого регулирования с рыночным регулированием представляется небезынтересным(табл.1). В данном случае под рыночным регулированием понимается регулированиеестественных монополий в рамках антимонопольного законодательства.
При административномустановлении тарифов стимулы монополии к сокращению издержек ослабляются.Монополии сосредотачиваются на «выбивании» максимально высоких тарифов. Приэтом ответственность за уровень тарифов ложится на государство. Конечно, вслучае непринятия со стороны правительственных органов предложениймонополистов, последние вынуждены проводить работу и по снижению издержек.Однако это именно вынужденные шаги с их стороны.
Отмена же прямогорегулирования цен даст ощутимый толчок естественным монополиям для оптимизациисобственных издержек. Оказавшись в равной с другими субъектами хозяйственнойдеятельности ситуации и подчиняясь исключительно нормам антимонопольногозаконодательства, естественные монополии получат больший стимул снижатьиздержки, нежели завышать тарифы. Постоянно рискуя попасть под санкцииконтролирующих органов. Снижение издержек во многом становится естественным, ане вынужденным.
Таблица 1 — Преимуществаи недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий сточки зрения государстваГосударственное регулирование Рыночное регулирование Плюсы Минусы Плюсы Минусы
1.Государство решает главную задачу – не допускает увеличения тарифов дольше, чем считает нужным.
2. Легкость контроля за уровнем цен на продукцию естественных монополий.
3.
Возможность административного воздействия на деятельность естественных монополий.
4.Учет социальных последствий при установлении тарифов.
1. Естественные монополии стремятся установить максимально высокие тарифы.
2.Государство несет ответственность за уровень назначаемых тарифов.
1.Снижение государственных издержек, связанных с практикой установления тарифов.
2.Сосредоточение всех контрольных функций в одном (антимонопольном) органе.
3.Монополиям в целом не выгодно завышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа.
4.У естественных монополий появляется больший стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы.
1.Трудно доказать факт злоупотребления доминирующим положением со стороны естественных монополий.
2.Механизм разрешения подобных дел через судебную систему еще не отработан.
3.Срок рассмотрения дела может занять длительное время.
Кроме того, эффективностьрыночного контроля проявится в снижении государственных издержек, связанных спостоянным пересмотром тарифов, а также с финансированием органов власти,выполняющих функции государственного регулирования тарифов.
Основные минусы рыночногомеханизма регулирования тарифов связаны с недостатками действующегоантимонопольного законодательства. Однако эти недостатки касаются неисключительности естественных монополий, как объектов антимонопольногоконтроля, а общих недостатков конкурентного законодательства, проявляющихсятакже и в конкурентных секторах экономики. Таким образом, стоит говорить вцелом о совершенствовании антимонопольного законодательства, в том числе и вотношении регулирования естественных монополий.
Сами естественныемонополии находятся в двоякой ситуации (табл. 2).
С одной стороны,централизованное установление тарифов избавляет их от многих проблем. Они ненесут ответственности перед антимонопольными органами даже в случаеустановления завышенных тарифов; монополии фактически застрахованы от неудачныхинвестиций, так как затраты будут включены в тарифы, а значит перенесены напотребителей; нет необходимости в серьезном сокращении издержек.
Таблица 2 — Преимуществаи недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий сточки зрения естественных монополийГосударственное регулирование Рыночное регулирование Плюсы Минусы Плюсы Минусы
1.Перекладывание ответственности за уровень тарифов на государственные органы, принимающие соответствующие решения.
2.Отсутствие контроля со стороны антимонопольных органов.
3.Возможность установления долее высоких тарифов, чем при рыночном регулировании.
4.Отсутствуют стимулы снижения издержек.
5.Страховка от неудачных инвестиций, так как затраты будут перенесены на потребителей.
1. Нельзя установить тарифы выше или ниже, чем определило правительство РФ.
2.Нельзя в одностороннем порядке изменить тарифы.
3. Снижать издержки иногда просто выгодно, так как на величину снижения издержек в следующем периоде могут быть снижены тарифы.
4. При установлении тарифов не полностью учитываются интересы естественных монополий.
1.Тарифы устанавливаются самой монополией. Следовательно, на стадии ценообразования государство не вмешивается в деятельность компании.
2. Независимо от уровня тарифов у естественных монополий есть возможность доказать их обоснованность через суд. 1.Ответственность за установление завышенных тарифов перед антимонопольным органом.
С другой стороны,существуют не менее значимые минусы. Административный контроль не позволяетестественным монополиям самостоятельно выстраивать стратегию на сколько-нибудьдлительный период.
Ответственность передантимонопольными органами в случае рыночного регулирования вряд ли можноотнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующегооргана на другой. При этом действия антимонопольных органов носят однозначноболее прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкцийсо стороны контролирующих органов у монополий всегда будет возможностьопротестовать вердикт в суде.
Кроме того, подобногорода ответственность, вообще-то говоря, можно отнести к плюсам. Ведь она будетвынуждать естественные монополии не выпрашивать тарифы, а оптимизировать своюдеятельность, отказываясь от дополнительных расходов, одновременно внедряяпрогрессивные технологии управления.
Для потребителей услугестественных монополий также можно выделить преимущества и недостаткигосударственного и рыночного регулирования тарифов (табл. 3).
Пожалуй, главным плюсомгосударственного регулирования для потребителей является учет государствомсоциального аспекта. То есть независимо от экономических предпосылокгосударство всегда оглядывается на возможности населения по оплате услугестественных монополий. В кризисных же ситуациях государство может пойти на ещеболее радикальные меры и сознательно снижать тарифы с целью сглаживанияпоследствий кризисов. Как показывает практика, цены все равно «берут свое».Однако в краткосрочной перспективе потребители действительно могут надеяться научет государством их интересов.
К минусам относится тотфакт, что на протяжении всего периода экономических реформ (за исключениемпериода 1991 – 1992 гг.) тарифы естественных монополий росли более высокимитемпами по сравнению с ценами на продукцию почти всех других отраслейэкономики. Это значит, что государство не в состоянии было удерживать их хотябы на уровне среднеэкономических показателей в долгосрочной перспективе. Тоесть можно констатировать, что, начиная с 1993 года, потребитель переплачивалза услуги естественных монополий.
Важно и то, чтогосударственное регулирование не оставляет возможности потребителямустановленные тарифы опротестовывать. В условиях же рыночного ценообразованиявсегда есть возможность обратиться с иском в суд.
Таблица 3 — Преимуществаи недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точкизрения потребителейГосударственное регулирование Рыночное регулирование Плюсы Минусы Плюсы Минусы
1. Тарифы не могут быть выше, чем установило правительство РФ, то есть учитывается социальный аспект проблемы.
2.Тарифы устанавливаются на определенный срок. 1.Тарифы устанавливаются на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует сравнительная динамика тарифов в регулируемых и нерегулируемых отраслях.
1.Монополиям в целом не выгодно завышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа.
2. В случае завышения тарифов есть возможность обратиться с иском в антимонопольный орган. 1.В случае злоупотребления монополией своим положением бремя дополнительных расходов ложится на потребителей.
С точки зренияпотребителей, главным плюсом является то, что монополиям в целом становится невыгодно повышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороныантимонопольного органа. При госрегулировании угрозы санкций нет. Такимобразом, действенность рыночного регулирования оказывается выше по сравнению сгосрегулированием.
При этом необходимоучитывать, что нет, и традиционной в рыночной среде угрозы, когда ценыконкурентов оказываются ниже, ведь положение монополиста сохраняется.
4. Перспективы развития ипоследствия естественных монополий
4.1. Экономическиепоследствия монополии
Несмотря на то, что рынокв условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективноепроизводство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополиирыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, чтосвидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.
Монопольный рынок меньшеконкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках вышеминимальных, что указывает на более низкую эффективность использованияресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высокимценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.
Допустим, что функцияспроса D линейна, предельные издержки фирмыравны МС (рис.3). В этом случае монопольный выпуск составит Q/> против конкурентного Q/>при соответствующих ценах Р/> и Р/>. Превышение монопольной цены надконкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольникаА. перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в формемонопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольноговыпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площадитреугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общиепотери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороныпотребителя и производителя, т.е. (-А – В )+(А – С), что даст величину потерьравную (В+С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределенииблагосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистымпотерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественныеиздержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценоймонополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена впользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективностидостигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньшеконкурентного.
4.2. Перспективы развитияестественных монополий
Необходимо отметить, чтотолько часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях,как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт исвязь, в действительности относится к естественной монополии. Другие видыхозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать вусловиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимостьпроведения адекватных структурных изменений. Например, производство как вэлектроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировкии распределения ресурсов объективно не является естественной монополией. Нажелезнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо ужесуществует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. В идеалеструктурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействоватьконкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственногорегулирования. Однако правильное проведение реконструирования не толькоограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредствомчеткого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственнойдеятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамкаходного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая передрегулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитатьиздержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. Вэлектроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожномтранспорте необходимо осуществить ряд преобразований, которые будутспособствовать решению вышеописанных проблем:
регулируемые инерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько,насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политическихусловиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальнымтребованием, но лучшим решением проблемы может стать создание самостоятельных
предприятий по каждому виду деятельности. В первую очередь нужно отделитьпроизводственные функции от транспортных и разделительных. Таким же образомнеобходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры:
– регулируемые видыдеятельности должны характеризоваться открытостью информации для органоврегулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточновысоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечьновые инвестиции;
— конкурентные сегментыотраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальнойконкурентной среды.
Так, в электроэнергетикедолжны быть образованны независимые диверсифицированные компании, которые моглибы напрямую конкурировать на оптовом рынке. В газовой промышленности можно сформироватьконкурентную среду;
— конкуренция можетразвиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующимиорганами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергиии природного газа необходим открытый, носящий не дискриминационный характердоступ к транспортным системам, а Процедуры лицензирования, определяющиебарьеры для входа на соответствующие рынки должны быть открытыми и недискриминационными;
— инвестиционный процесснеобходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти вовсех отраслях естественных монополии финансирование инвестиций производитсяпреимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевыеинвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансированияинвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансированиеинвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться илидаже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала;
— во всех отраслях естественноймонополии необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования. Вгазовой промышленности цены должны быть дифференцированы с учетом стоимостидоставки природного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать порегионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределениедоходов между железными дорогами.
Перекрестноесубсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всехотраслях естественных монополий, должно быть прекращено.
Субсидии, которые будутпризнаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должныпредставляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет другихпотребителей соответствующих ресурсов и услуг.
Это основныепреобразования инфраструктур естественных монополий, способствующие ихразвитию.
Заключение
Проводя работу, я поняла,что потери общественного благосостояния и показатель Х-неэффективность — формыснижения эффективности в условиях монополии. Причиной первого является не неспособностьоптимизировать производство, а второго — недостаток конкуренции.Монополияприводит не только к отрицательным последствиям – она дает и некоторые выгоды.Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создаетболее широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствуетнаучно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасльневысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационныхиздержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией дляпотребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность болееполного извлечения экономии от масштабов и производства при более низких,нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.
Подведя итог всей работыследует, что:
— государственноерегулирование тарифов естественных монополий должно быть заменено рыночнымимеханизмами регулирования (через применение соответствующих нормантимонопольного законодательства);
— антимонопольноезаконодательство нуждается в серьезном реформировании. Несовершенстводействующего законодательства касается общих положений и проявляется не тольков части регулирования деятельности естественных монополий, но и в отношенииконкурентных секторов экономики;
— рыночное регулированиетарифов естественных монополий, как альтернатива государственномурегулированию, в целом является более эффективным механизмом, позволяющимпараллельно с учетом интересов потребителей услуг естественных монополий игосударства качественно развиваться самим естественным монополиям.
Список использованных источников
1. Вечканов, Г.С. Экономическая теория:учеб. пособие. – М:2007.- 448 с.
2. Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р.Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с: ил. – (Серия «Завтра экзамен»)
3. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А.,Амосова В.В. Экономическая теория. 6-е изд… – Спб: Питер, 2006. – 240 с.: ил. –(Серия «Завтра экзамен»).
4. Курс экономической теории: учеб.пособие/под редакцией Сидоровича. – 2-е изд.- М:2001 – 832 с.
5. Липсиц, Игорь Владимирович. Экономика:учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» / И.В.Липсиц. – 3-е изд., стер. – Москва: Омега-Л,2007. – 656с.
6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики:учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. изм. – М.: Издательство НОРМА,2001. – 572с.
7. Станковская, И., Стрелец, И.Экономическая теория: Учеб. – 3-е изд,2007-448.
8. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н.Микроэкономика: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Содоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 304 с. – (Серия«Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).
9. Экономическая теория под редакциейГрязновой А.Г.,2003 – 592 с.
10. Николаев И.,Ефимов С. Перспективы отмены государственного регулирования естественныхмонополий // Общество и экономика 2005 №4 с 70.