Естественные монополии и их место в современной финансовой системе государства

Федеральное агентство по науке и образованию

Реферат
на тему
Естественные монополии и их место всовременной финансовой системе государства
Москва 2010

Содержание
1 Понятиеи экономическое содержание естественной монополии
2 Понятиеи значение финансовой системы государства
3 Изменение ролиестественных монополий в финансовой системе России
Литература
/>/>1 Понятие и экономическое содержание естественной монополии
Естественнаямонополия первоначально понималась как природная монополия, то есть монополияна уникальный природный ресурс[1].
По мереуглубления процесса реформирования классическая трактовка содержания понятия«естественные монополии» в категориях несовершенной конкуренции претерпеваетсущественные изменения, приобретая все более сложную структуру. До сравнительнонедавнего времени естественная монополия, как правило, признавалась частнымслучаем монополистической фирмы, для которой средние издержки являютсяубывающей функцией объема продаж при любых их уровнях вплоть до полногоудовлетворения рыночного спроса. Обычно в экономической литературе графическидемонстрируется возможность естественной монополии произвести необходимоеколичество товара с меньшими средними издержками, чем это могут сделать,например, две фирмы, и доказывается, что наличие более чем одного продавца вслучае естественной монополии неизбежно приводит к росту затрат. Согласнонеоклассической традиции, главным фактором «естественности» такого монополизмавыступает возрастающая экономия от масштаба (economy of scale)[2],и это представление не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий.
Сейчасполучило распространение определение естественной монополии, основанное наконцепции субаддитивности издержек[3]. Концепцииэкономии от масштаба производства и субаддитивности издержек довольно близки,но не идентичны. Различие между ними хорошо прослеживается, когда речь идет омногопродуктовой фирме. В данном случае экономия от масштаба не обязательнопредполагает субаддитивность издержек, что объясняется возникающим примногопродуктовом производстве эффектом общих и взаимодополняющих издержек,обеспечивающих экономию от совместного производства. Фактор экономии отмасштаба значителен для монопродуктовых монополий (например, в области газо-,тепло- и водоснабжения строить конкурирующие трубопроводы нерационально). Вслучае многопродуктовой естественной монополии действует фактор экономии отразнообразия (economies of scope), когда производство комплекса продуктов илиуслуг на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждогоиз них на отдельном специализированном предприятии (например, нажелезнодорожном транспорте существование раздельных путей для грузо- ипассажироперевозок не будет экономически оправданным). В современной экономикесфера деятельности многопродуктовых монополий шире, чем однопродуктовых,поэтому значимость главного, с точки зрения неоклассической теории, фактора(экономии от масштаба) постепенно снижается.
В России понятиеестественной монополии и перечень естественно-монопольных видов экономическойдеятельности определены федеральным законом «О естественных монополиях».Согласно данному закону «естественная монополия — состояние товарного рынка,при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи ссущественным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличенияобъема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии,не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос наданном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественныхмонополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спросна другие виды товаров»[4].
Законустанавливает следующий перечень естественно-монопольных видов экономическойдеятельности:
―  транспортировка нефти и нефтепродуктовпо магистральным трубопроводам;
―  транспортировка газа по трубопроводам;
―  железнодорожные перевозки;
―  услуги в транспортных терминалах,портах и аэропортах;
―  услуги общедоступной электросвязи иобщедоступной почтовой связи;
―  услуги по передаче электрическойэнергии;
―  услуги по оперативно-диспетчерскомууправлению в электроэнергетике;
―  услуги по передаче тепловой энергии;
―  услуги по использованию инфраструктурывнутренних водных путей.
Одним изважнейших отличительных признаков монополии, в том числе и естественной,является наличие высоких барьеров при входе новых фирм в отрасль, посколькуобществу действительно выгоднее иметь в конкретной отрасли лишь одну фирму.Высота таких барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для созданияинфраструктурной сети, а вложения в инфраструктуру всегда менее привлекательныдля инвесторов, чем в другие сферы экономики. Это объясняется длительнымисроками окупаемости и продолжительным периодом амортизации основных фондов,высоким уровнем рисков и наличием в данной сфере деятельности большого числарегулирующих органов. Следовательно, трактовка понятия «естественная монополия»в категориях несовершенной конкуренции не исчерпывает всех его аспектов и можетбыть дополнена рядом других отличительных признаков, прежде всего таких, какотсутствие субститутов. Последнее делает спрос на продукцию естественныхмонополий неэластичным по цене. В результате монополия получает возможностьзавышать цены и тарифы, что оказывает негативное влияние на благосостояниеобщества и развитие экономики в целом. Данное обстоятельство обусловливаетнеобходимость прямого государственного регулирования ценовой политикиестественных монополий.
В некоторыхопределениях естественной монополии на первый план выдвигаются такие категории,как общественная важность блага, соображения экономической выгоды длягосударства и населения, а также национальной безопасности. В экономическойлитературе, посвященной корпоративным структурам, отмечается ключевая рольестественных монополий как «гаранта социально-экономического развитиягосударства и общества»[5]. Факторобщественной значимости может действовать только в отношении ограниченногокруга товаров и услуг.
Представителиинституционального направления в экономической теории в определении понятияестественной монополии делают акцент на трансакционных издержках и контрактах.Для них важен процесс трансформации соответствующего сектора экономики. Чащевсего в естественно-монопольной среде предлагается использовать элементыконтролируемых конкурентных отношений[6]. Опыт ряда стран,которые проводили реформирование естественных монополий, свидетельствует оснижении привлекательности новых структур для пользователей: в результате вертикальнойдезинтеграции крупных компаний увеличивались трансакционные издержки иповышалась стоимость оказываемых услуг[7].
Основнойпроблемой дезинтеграции естественных монополий является риск потери эффектасистемности и допуска к управлению инфраструктурными отраслями частногокапитала. Превалирующее число мер по реформированию естественных монополийпредусматривает создание возможностей для развития государственно-частногопартнерства путем передачи частному инвестору прав собственности либо функцийпо управлению инфраструктурными отраслями[8].2 Понятие и значение финансовойсистемы государства
Понятиефинансовой системы является развитием более общего определения — финансы,которые выражают экономические общественные отношения. Финансы – это системаэкономических отношений, которые возникают между государством, юридическими ифизическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования,распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежныеотношения, реализация которых происходит через особые фонды, это финансовыеотношения.
Сгруппированныепо определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные,относительно обособленные группы — сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесносвязаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежныефонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этимиотношениями и фондами. Финансовая система оперирует разнообразными денежнымисредствами, включающие все виды денежных агрегатов — количество денег,безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты),ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов[9].
В зарубежнойлитературе финансовая система определяется как совокупность рынков иинструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами ирисками[10]. Данноеопределение отражает институционально-рыночную сторону финансов, но не ихсущность как совокупность денежных отношений по поводу формирования и использованияденежных фондов.
Отечественныеспециалисты при трактовке понятия «финансовая система» исходят из содержания финансовкак экономической категории, но определяют ее по-разному.
Проф. С. И.Лушин, проф. В. А. Слепов полагают, что «под финансовой системой в узком смыслеслова, т. е. исключая кредитные отношения, деятельность других финансовыхпосредников и фондовый рынок, принято понимать совокупность финансовыхотношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных иконечных денежных доходов»[11]. Данное определение,на наш взгляд, отражает содержание финансов, но не финансовой системы каксовокупности взаимосвязанных элементов. Проф. Л. А. Дробозина полагает, что«финансовая система — это система форм и методов образования, распределения ииспользования фондов денежных средств государства и предприятий[12].Проф. А.М. Ковалева определяет финансовую систему как «совокупность различныхсфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуетсяособенностями в формировании и использовании денежных фондов и играет различнуюроль в общественном производстве»[13].
Такимобразом, финансовая система — это совокупность сфер и звеньев финансовыхотношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Основойгосударственных финансов выступает бюджет, с которым тесно связаны дваследующих звена — государственный кредит и финансы государственных предприятий.Отдельным звеном выделяются специальные фонды, создаваемые государством за счеткак бюджетных, так и внебюджетных фондов, но используются для финансовогообеспечения государственных предприятий[14].
Финансоваясистема обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородныхэлементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Давно признанфакт наличия тесной связи между уровнем развития финансовой системы и общимэкономическим развитием той или иной страны, причем показатели развитияфинансовой системы не просто коррелируют с долгосрочными темпами экономическогороста, но что связь между ними носит устойчивый причинно-следственный характер.
Эконометрическийанализ данных для различных стран, отраслей и фирм позволяет сформулироватьследующие выводы о характере влияния финансовой системы на экономику[15]:
1. Развитиефинансового сектора оказывает существенное положительное влияние надолгосрочные темпы экономического роста. Выявленная связь можетинтерпретироваться как причинно-следственная.
2. Каналомтакого положительного влияния служат увеличение инвестиций и повышение общейпроизводительности факторов производства. Степень развития финансовой системыне оказывает значимого воздействия на уровень сбережений в экономике.
3. Влияние натемпы экономического роста оказывает скорее общая степень развития, чемконкретная структура финансовой системы (характеризуемая соотношением ролибанков и рынков). Для той или иной конкретной страны, в зависимости от ееособенностей, более благоприятной может оказаться банковская либо рыночнаяориентация, которые могут развиваться последовательно.
Рольфинансового сектора критически важна для развития в тех случаях, когда великазависимость от внешних источников накопления. Этот вывод справедлив на уровне истран в целом, и отдельных отраслей. Тем самым подтверждается гипотеза, чтоключевым механизмом позитивного действия посредников служит повышениедоступности внешних источников накопления.
Применительнок России сказанное означает, что укрепление финансовой системы служитнеобходимой предпосылкой ухода от сырьевой модели развития и создания условийдля расширения критически важного сектора динамично растущих малых и среднихпредприятий.3 Изменение роли естественных монополий вфинансовой системе России
Историческойособенностью монополий советского типа являлись условия их создания: если вусловиях рыночных отношений возникновение монополий было детерминированозаконом конкуренции, то в плановой системе общественного воспроизводствамонополистические структуры создавались в результате действия законапланомерного, пропорционального развития. Отказ от рыночных принциповуправления и распределения ресурсов привел к формированию технологическогомонополизма. Все это способствовало в определенный период времени ростуэкономической эффективности. В результате приватизации на технологической базе,созданной в социалистический период, были сформированы крупные современныеотраслевые корпорации, контрольные пакты которых находятся в рукахограниченного числа владельцев, назначенных менеджеров.
Такимобразом, государственная монополия создала условия для функционированияестественных монополий. Крупное производство продолжает быть основой российскойэкономики, несмотря на смену форм собственности; сохраняется монополия основныхбазовых рынков, приобретающая в современных условиях монополистический,корпоративный характер; финансовые потоки приобрели свойственныекапиталистическому способу производства направления: на формирование доходовэкономики, государства, наемных работников[16].
При разработкепланов проведения структурных реформ в России, пересмотре общепринятых базовыхпринципов структурного построения и функционирования рассматриваемых отраслейопирались на успешные результаты реструктуризации и развития конкурентныхрынков электрической энергии, газа и железнодорожных перевозок в других странахмира. Подобного рода преобразования сейчас осуществляются и в России, ноотсутствие необходимой законодательной базы, опыта экономическогорегулирования, а также большие размеры и «непрозрачность» отраслевыххозяйственных структур объективно затрудняют быстрое создание данной системыгосударственного регулирования. Реформирование сводится к следующему:
―       уменьшение жесткости государственногоуправления естественномонопольными отраслями благодаря государственно-частномупартнерству, базирующемуся на объединении ресурсов как государства, так и бизнеса;
―       структурное вычленение монопольногоядра и его организационное отделение от потенциально конкурентных звеньев,которые могут работать по правилам рынка (разделение крупной монополии на такназываемые бизнес-дивизионы)[17].
Российскиеестественные монополии по своим характеристикам все еще находятся на уровнелучших мировых стандартов, а по некоторым показателям даже превосходят их.Поэтому сводить реформы к простому дроблению компаний не следует, ведьсуществует опасность их разрушения. Естественные монополии в России обладаютзначительным технологическим и организационно-экономическим потенциалом, иименно этот потенциал позволяет многим экономистам рассматривать их в качестведвижущей силы дальнейшего развития экономики нашей страны и упрочения еепозиций на мировой арене. Такой подход предполагает укрепление конкурентныхотношений в контексте создания устойчивой базы для роста промышленногопроизводства в данной сфере.
Сейчасактивно критикуется политика экономического либерализма и усиливаются тенденциик более сбалансированной оценке роли государства в регулировании экономики, чтоне может не отразиться и на выборе стратегии реформирования естественныхмонополий. В этой связи должна учитываться важность естественных монополий какдля развития процессов интеграции, так и для укрепления финансово-экономическихпозиций нашей страны./>/>/>Литература
1.      О естественных монополиях: Федер. законРФ от 17 авг. 1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008).
2.      Астапов К. Реформированиеэлектроэнергетики в Российской Федерации // Проблемы теории и практикиуправления. 2003. № 6. С. 45—46.
3.      Бригхем Ю.Ф. Энциклопедия финансовогоменеджмента. — М.: РАГС: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 832 с.
4.      Буркеева Р.Г. Природа и функцииестественных монополий // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2010. № 114. С.9-13.
5.      Варнавский В. Государственно-частноепартнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе //Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 47—48.
6.      Горохова Е.В. Трансформация ролиестественных монополий в изменяющейся экономической системе России // ИзвестияИркутской гос. экон. академии. 2007. № 5. С. 44-47.
7.      Горохова Е.В. Естественные монополиикак уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции // ИзвестияИркутской гос. экон. академии. 2009. № 5. С. 15-17.
8.      Горохова Е.В. Трансформация ролиестественных монополий в изменяющейся экономической системе России // ИзвестияИГЭА 2007. № 5. С. 44—48.
9.      Григорьев Л., Гурвич Е., Саватюгин А.Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика имеждународные отношения, № 7, 2003.
10.    Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория ипрактика // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 102-121.
11.    Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и кредитно-денежнаяполитика. — Л., 1991. — 448 с.
12.    Дробозина Л.А., Константинова Ю.Н. и др. Общая теорияфинансов: Учебник. — М., Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003.
13.    Естественные монополии России // Нефтегазовая вертикаль.2008. № S1. С. 24-25.
14.    Кабанов А.В. Ограничения эффективности системырегулирования в условиях естественной монополии // Вестник Тамбовского ун-та.Серия: Гуманит. науки. 2010. Т. 82. № 2. С. 43-46.
15.    Кавинов А.А. Место региональных финансов в финансовой системеРФ // Вест. Нижегор. ун-та. Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 202-211.
16.    Кеткин Л.А. К вопросу о тарифном регулировании деятельностисубъектов естественных монополий в электроэнергетике // Электро.Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2007. №5. С. 45-49.
17.    Кононкова Н.П., Кононков П.Ф. Естественная монополия какобъект государственной собственности // Вестник Моск. ун-та. Серия 6:Экономика. 2008. № 6. С. 12-20.
18.    Крук М.Д. Современные формы и механизмы корпоративногоуправления: методология и практика. — М., 2000.
19.    Маршалл А. Принципы политической экономии. — М., 1986.
20.    Милль Дж.С. Основы политической экономии. — М., 1980.
21.    Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. — М.:НОРМА, 2001. — 335 с.
22.    Огнерубова Т.А. Эволюция теории естественной монополии //Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманит. науки. 2009. № 2. С. 281-285.
23.    Радюкова Я.Ю., Якунина И.Н. Государственное регулированиедеятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализациинационально-государственных интересов России // Вест. Тамбовского ун-та. Серия:Гуман. науки. 2010. Т. 82. № 2. С. 36-42.
24.    Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения иконтроля // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 42-56.
25.    Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 512 с.
26.    Финансы: учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2006. — 682с.
27.    Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.— М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. — 527 с.
28.    Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М., 1998. С.203-204, 772.
29.    Хорунжая С.Н. Финансовый механизм регулированиядеятельности естественной монополии (на примере электроэнергетики России) // Сибирскаяфинансовая школа. 2009. № 6. С. 38-44.
30.    Янковский К.А. Естественные монополии в системеэкономических отношений. — М., 2000.