Эстетическое формирование

Эстетическое формирование

Формирование в начальный период воспитания, навыки, знания,
эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в
последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической
культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении
сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических
явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении
эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических
явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов
общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально
психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются
многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и
эстетической сферах.

В современной школе при декларировании формирования
гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания
наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы
физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т.
п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных
способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов
эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования
подтверждают это.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков,
в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого
потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных
свойств, входящих в творческий комплекс личности.

В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое
освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании
продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью,
мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов
самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских
учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев,
парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом,
первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений,
зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие
составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в
человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и
деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без
развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество
вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире
« второй природы », то есть культуры.

Эстетические чувства пробуждают нравственные и
интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет
эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей
самых разных профессий — ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в
частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело
ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой
связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось
результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического
чувства.

Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей
эстетическим чувством их известных и безымянных создателей неоспорима. Без
этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были
бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не
случайно, с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой
значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического
идеала.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со
способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты
закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности,
самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно
представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Кроме того, эстетическая культура личности в не меньшей
степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других
формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и
индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование
эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе
эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм
восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем
эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в
многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей
мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь
от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность
навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной
данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних
параметров, эмоциональная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков,
способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и
характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в
духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах
социального творчества.

Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой
эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в
жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень
которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в
сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки
художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно
представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого
свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с
искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом
проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки
произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в
эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в
возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию
происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во
внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя
горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности,
способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и
неповторимости жизни.

Эстетическое переживание служит одновременно индикатором
художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии
выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный
вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию
произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их
содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их
оценке и суждению.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления
художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания
и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в
материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной
выразительности создаваемых человеком предметов и вещей
практически-утилитарного назначения. Не случайно, еще В.В.Стасов отмечал:
«Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там,
где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности
простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее,
не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и
комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так
до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли
и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».

Художественная культура личности выступает, таким образом,
важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей
деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение
художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и
мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда
создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам
прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с известной
поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и
специализацию действует и сегодня. Мастерство, художественное чутье, сноровка и
вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко
замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как
деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре
личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее
формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания
в социальном воспроизводстве человека.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания,
способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических
ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает
остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной
чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности
совместной деятельности и общения детей.

Список литературы

Эстетическое сознание и процесс его формирования, Ин-т
философии АН СССР, М., Искусство, 1981

Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. –
М., 1968.

Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.

Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М.,
1988.