ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССКУСТВА » Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания дошкольников. 1. Сущность эстетического воспитания 2. Особенности мышления детей младшего возраста Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания. 1. Эстетическая сущность искусства 2. Реализация эстетического воспитания средствами искусства
на уроках музыки Глава III. Воспитание личности в различных формах музыкальной деятельности в школе 1. Слушание музыки. 2. Исполнительство и работа над метроритмом 3. Работа над интонированием литература ВВЕДЕНИЕ «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы будим и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые
мы у них создадим».(15,14) Эти слова Б.М.Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно
и по всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».(10,29) В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания,
т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.И.Толстой, К.Д.Ушинский, Д.Б.Кабалевский) особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоционльно-психические
состояния, возбуждают непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Научитесь видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности Призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделял следующие её способности: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, всю общественную жизнь ребёнка,
где каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности ребёнка».(15,17) Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, живопись, танец и другие виды искусства. Повод для этого нам дали ещё Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием
эстетически как науки, и что красота есть основное эстетическое явление.(13,6) Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Из всего вышесказанного, можно предложить, что, приобщая ребёнка к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, Образованного, Разносторонне развитого современного человека.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания дошкольников. В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания дошкольников. Раскроем понятие «эстетическое воспитание»,выявив его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем возрасте. 1. Сущность эстетического воспитания. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями.
В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, делает приятными встречи с людьми. Безоблачное отталкивает. Трагическое учит сочувствовать. Комическое помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубинной древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменились, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством) (25;1580). Философы-материалисты (Д.Дидро, Н.Г.Червышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное (13;7).
Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Б.Т.Лихачев, В.Н.Шацкая, Л.С.Макаренко, Б.М.Неменский, Д.Б.Кабалевский и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге «Общие вопросы эстетического воспитания» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н.Шацкой я нашла такую формулировку: « Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать,
чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, в явлениях искусства». (16,6) В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». (24;451) В обоих определениях речь идёт и том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать
в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельность или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Б.Т.Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение,
данное К.Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить « по законам красоты»(l6;5l). Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитию у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и
развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т.Лихачёв, также как и многие другие педагоги, считает, что только целенаправленное
педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, понять до понимания подлинного искусства. Красоты, действительности и прекрасного в человеческой личности (16;42). Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из
них. Уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, эго процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. В-четвёртых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание психологи и педагоги подразделяют на pяд категорий, которые oтpажaют психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.
Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического воспитания, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б.Лихачёв выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение (16.51). Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие – Начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-
эстетических идеалов и вкусов. Д.Б.Лихачёв эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства». (16,51) Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребёнка способности тонкого различения формы, цвета, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы.
Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру. Ещё одна категория эстетического воспитания – социально- психологическое образование – эстетический вкус. «Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте
служит основой будущего вкуса человека». (28.22) На уроках ребенок имеет возможность, систематически знакомится с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание детей на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у детей развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. Общий вывод этого параграфа можно представить следующим образом.
Вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, вкусом и другими психическими
категориями эстетического воспитания. 1.2. Особенности мышления детей младшего возраста. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель распределяет нагрузку, устанавливает содержательный объем урока, определяет методы обучения и т.д. От того, насколько грамотно, продуманно будет организована учебная деятельность, насколько посильно для детей определенной возрастной группы содержание и объем знаний, умений, навыков,
которые усваиваются в процессе учебной деятельности, настолько эффективным будет обучение и развитие детей. Возраст – период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Он представляет собой особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных,
эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. Практическая педагогика опирается на закономерности как физического, так и духовного развития ребенка. Данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Ребёнку присущи некоторые психофизические качества, способствующие реализации в учебной деятельности внутренних потенциалов. Во-первых, это взаимодействие двух полушарий головного мозга, по-разному отражающих
поступающую информацию: левое перерабатывает информацию логически и поэтапно, а правое – одномоментно, интуитивно, образно. С самого рождения у ребенка сформируется правополушарное мышление. В младшем возрасте, благодаря созревающим структурам головного мозга ребенок становится способным мыслить не только образно, нo и логически правильно, что является необходимой предпосылкой для формирования понятийного мышления. В этот период закладываются и развиваются основы многих психических качеств личности.
На основе учебной деятельности у детей этой возрастной группы возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются способствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), потребности и мотивы учения. Несмотря на то, что ребенок младшего (5-6летнeгo) возраста все еще сохраняет много детских качеств, таких, например, как наивность, легкомыслие, он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется иная логика мышления.
В школе младший школьник приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. Младший школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Все более ценным оказывается то, что имеет отношение к учебной деятельности. Таким образом, в младшем школьном возрасте жизнь ребенка связана с двумя основными для него видами
деятельности – игрой и учением. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Игра двупланова по своей природе. Условность и реальность являются ее имманентными характеристиками.
Ребенок выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением конкретных задач, но ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации. Обучение же – целенаправленный процесс организации и стимулирования познавательной деятельности ребенка по овладению знаниями, приобретению умений, навыков, развитию творческих способностей, взглядов, убеждений. Являясь способами познания ребенком мира, игра и учение опираются на такие психические
механизмы, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Поэтому для организации учебной деятельности педагогу важно знать особенности этих познавательных психических процессов, свойственных конкретной возрастной группе. Восприятие – целостное отражение предметов, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостыо, неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Хотя ребенок уже способен целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, им, так же как и в дошкольном возрасте, выделяются наиболее яркие свойства этих предметов. Однако если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного
возраста появляется синтезирующее восприятие. Слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется его ярко выраженной эмоциональностыо. Она, по мнению И. Подласого, является той основой, опираясь па которую учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность (25,45). Первую ступень школы ребенок должен завершить тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью,
усложняется и углубляется, становится более анализирующим, принимает организованный характер. Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе и т.д.). Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому процесс обучения и воспитания в начальной школе подчинен задаче воспитания культуры внимания.
Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на интересных действиях, но преобладающим у ниx все же остается непроизвольное внимание. В этом контексте весьма важным представляется замечание Ф. Гоноболина, который, акцентируя способность детей легче сосредоточиваться на предметах внешнего мира, чем на особенных мыслях и представлениях, подчеркивает, что внимание младшего школьника вызывается, прежде всего, ярким, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения (19, 84).
Младшим школьникам трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале, тем более что отвлекающим фактором для них являются внешние впечатления. Сосредоточенно заниматься одним делом младшие школьники могут в течение всего 10 – 12 минут. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младших школьников он очень мал. Поэтому дети малоспособны держать в поле зрения несколько объектов. Учителю важно правильно распределить внимание, которое у школьников 1 класса развито недостаточно.
Н. Кулагина отмечает, что наличие колебаний, отвлечение внимания, быстрая утомляемость детей требуют частого отдыха и периодической смены занятий. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. Память младших школьников развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности – и имеет, по преимуществу, наглядно-образный характер. Более развита в этом возрасте образная память (зрительная,
слуховая) и менее развита – словесно-логическая. Суть образной памяти заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении образов, ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Словесно-логическая память выражается в запоминании понятий, словесных формулировок. Если поначалу дети безошибочно запоминают материал интересный, образно-конкретный, яркий, преподнесенный в игровой форме, то с каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Обладая хорошей механической памятью, младшие школьники склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминании. От наиболее примитивных приемов запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала, (25,с.31). Мышление – процесс познавательной деятельности человека,
характеризующийся обобщенным и опосредованным отображением действительности. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. С началом обучения у детей начинает быстрее, чем до школы развиваться понятийное мышление, в процессе которого ребенок оперирует понятиями. Вначале оно тесно связано с конкретными предметами и явлениями. Операции, характерные для дошкольного возраста, Ж.
Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на наглядном материале (19,84). Ушинский отмечал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Отсюда вытекает одна из важнейших задач младшей школы – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развивать интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей и умения вербализовать эго понимание. Нельзя не согласиться с мнением И.Подласого.
Он отмечает, что влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но и в приобретении важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Важным познавательным психологическим процессом является воображение, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно и субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого
общения. Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность, конкретность создаваемых образов. Воображение младших школьников в значительной мере имеет подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизводить то, что он видел, или слышал, говорить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит главным образом репродуктивный характер (19,87). Младший школьный возраст – начало школьной жизни.
Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становиться для него ведущей. На протяжении этого периода развивается произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутренне опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий, осознанию своих собственных умений в результате развития в учебной деятельности.
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания. В этой главе мы рассмотрим особенности искусства, как средства эстетического воспитания дошкольника. Для этого раскроем эстетическую сущность искусства и особенности его восприятия детьми. 2.1. Эстетическая сущность искусства. В первом параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть эстетическую сущность искусства, для этого, чтобы выяснить, действительно ли искусство играет ведущую
роль в эстетическом воспитанию как утверждает Б.М. Неменский. Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнениям, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве “сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство” (28;75). В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение
к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. “В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы”(21;l42). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя
его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» (13;103). В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции,
испытанные от встречи с прекрасным. “Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера” отмечают авторы книги “Эстетическое воспитание» (28;75). “Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования”.
Те же авторы сделали правильное замечание: “Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться, сотворчеству и творчеству”. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются
выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности. А.И.Шахова, старший научный сотрудник
НИИ общих проблем воспитания АНН – справедливо заметила: “Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля “Сикстинская мадонна”, но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, постигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир
ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение”(27;20). В связи с этим становится совершенно понятно для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо
воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела.
Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.
Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен, в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни.
Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно». 2.2. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках музыки и изобразительного искусства. Предметы изобразительного искусства и музыки являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического
отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла являются собирательными, обобщающими, интегрированными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. Музыка как интегрированный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных
инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной программы и творческого самовыражения. Рассмотрим воспитательно-изобразительные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству. В содержание предмета «
Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором
или народом в произведение музыки» (22;54). Ведущей задачей на уроке музыки, отмечают Л.Г.Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника « Методика музыкального воспитания в школе» является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать
свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку»(5;11). Таким образом, в предмете « Музыка» все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Учебный предмет художественного цикла в школе – «Изобразительное искусство».
В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество. Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений
искусства. Они делают человека художником. Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач. Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения
и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности (9). Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе – духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.
Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественноrо цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать выводы, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т.Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.
Глава III. Воспитание личности в разных формах музыкальной деятельности в детской школе искусств. 3.1. Слушание музыки. Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ. Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности.
К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.
д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитательного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно, слушать музыку – дело сложное.
Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью: – специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; – использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирование; – использование на занятиях произведений
других видов искусства, прежде всего, изобразительного и художественной литературы. Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
При проведении уроков слушания музыки с детьми дошкольного возраста были выявлены следующие закономерности. Лучше всего детьми этого возраста воспринимаются произведения в оркестровом звучании как наиболее красочном. Программные произведения составляют основной материал, так как у детей этого возраста преобладает образное восприятие музыки. Прослушивание произведений должно предваряться эмоциональной настройкой или объяснением педагога. Дети с 5-ти лет способны воспринимать предложенные произведения с максимальным вниманием сначала 2
минуты, затем 5-7 минут. Следовательно, основным жанром музыкальных произведений может быть жанр миниатюры или сюиты. Некоторые музыкальные произведения, которые дети слушают на занятиях, могут вызвать у них импровизационную двигательную реакцию. Эта реакция должна быть адекватной прослушиваемому материалу. Параллельно с программной музыкой можно знакомить детей с жанровыми миниатюрами (песня, танец, марш). Прослушивание жанровых миниатюр может сопровождаться двигательной импровизацией (например, при прослушивании
колыбельной – укачиваем куклу). 3.2. Исполнительство и работа над метроритмом. Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.). Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть
выделено хоровое пение. 1. Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях» (О.П.Радынова в книге «Музыкальное воспитание дошкольников» с.97). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы,
фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Правильный подбор песенного материала (с включением в него
произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен. Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками.
Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать
свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми» говорил В.А.Сухомлинский. Хоровое пение оказывает исключительно влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово.
Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Итак, у этой формы особое преимущество: Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Голосовой аппарат – « инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувство и эмоций. Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания
музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко программа. Ее содержание раскрывается через слово, через поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы удваивается. Следует отметить коллективный характер процесса хорового пения. Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению
«музыкальной речью», что помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности. 2. Ритмика занимает несколько особое место. Освоение музыкально теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие
характер музыки. Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность. Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Т.С.Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом», (О.П.Радынова «Музыкальное воспитание детей» с.108) Итак, на уроках ритмики ведущая роль отводится музыке,
движению второстепенное, но следует помнить о том, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. На уроках ритмики должны осуществляются следующие задачи: Развитие музыкальных способностей; Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия; Формирование красивой осанки, учить выразительным движениям;
Развитие творческих способностей. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Определить временные границы 5 летнему ребёнку очень трудно. В подаче нового материала нужно опираться на то, что известно ребенку, на образы внешнего мира, на зрительные впечатления, прибегая к самым разным сравнениям. (Например, собака лает – звуки краткие, кошка мяукает – звуки долгие и т.д.) Одновременно проводится работа над делением слов на слоги. В обучении детей дошкольного возраста анализировать слова до трёх слогов целесообразнее т.к. они дают
шесть ритмоформул (затакт, синкопа, двухдольность и т.д.). Восьмые, четверти, паузы сопровождаются определенными движениями рук. Теоретическое понятие метpа недоступно пониманию детей этого возраста, но слуховые и двигательные упражнения могут быть включены как один из приемов метроритмического развития. 3.3. Работа над интонированием. Ребёнок 5-6 лет уже хорошо знает звуки, которые издаются разными животными,
поэтому в определении качества звука следует опираться на прослушивание звуков окружающего мира (голоса животных, птиц, гудок паровоза, тиканье часов и т.д.). Ребенок без четкого определения понятия высоты звука ещё не может влиять навыком интонирования. Подражая голосам животных и птиц, он постепенно перейдет к пению. На первых уроках дети знакомятся со звуками. Формируется навык умения слушать, различать звуки по высоте.
Хорошим помощником в формировании освоения звуков оказывается работа над правильной артикуляцией гласных, даются всевозможные попевки и артикуляционная гимнастика. Овладение приёмами интонирования могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Произвольное интонирование – это комплексные упражнения, направленные на сознательное овладение ребёнком собственного голосового аппарата, на умение управлять им.
Непроизвольное интонирование – это подстраивание голосового аппарата к звукам. Групповое пропевание песен с остинатным мотивом в удобной тесситуре (песня Калиникова «Киска» – пропевают «мя-у») – владение произвольным интонированием. Непроизвольное интонирование – хоровое пение любых интересных песенок широкого диапазона, в которых ребёнок подражает голосу педагога. (как и в хоровом пении).
Хороший результат дают приемы относительной методики с использованием ручных знаков и постепенным введением в интонирование ступеней лада. Образная память в этом возрасте развита более всего, а следовательно ступень подкрепленная зрительным символом, воспримется осознанно. Таким образом, ладовая ступень воспринимается так: звук (слышу) – символ (вижу) – ручной знак (показываю). Система ступенек-символов позволяет в «донотный» период заниматься элементами музыкальной грамоты,
творчеством литература: 1. Абрамова Г. Возрастная психология М 1997. 2. Аришина H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы М.: Просвещение, 1983. 3. Арисменди А.Л.де. Дошкольное музыкальное воспитание М 1989. 4. Бекина С.И Ломова Т.П Соковнина Е.Н. Музыка и движение // из опыта работы муз. руководителей детских садов М.: Просвщение,1983. 5. Ветлугина М.А
Кенеман A.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пединститутов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» М.: Просвещение,1983. 6. Гоноболин Ф. Психология М 1973. 7. Дьяченко Н Котляревский И Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях Киев.: Музична Украина,1987. 8. Из истории музыкального воспитания.
Составитель Апраксина О.А М.: Просвещение,1990 . 9. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердце М.: Просвещение, 1981. 10. Котенков С.Т. Беседы об искусстве М 1954. 11. Комисарова Л.Н Костина Э.Н Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников М 1986. 12. Лихачев Б.Г. Эстетика воспитания М.:Педагогика,1972. 13.
Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М.: Прометей, Юрайт,1998. 14. Лёвшин И.С. Как воспринимаются произведения искусства (из опыта социологических исследований) М.: Знание, Юрайт,1983. 15. Михеева JI. Музыка – детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976. 16. Медушевский
В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М 1976. 17. Обухова Л. Детская (возрастная) психология. – М 1996. 18. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.Н.Барышникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева М.: Просвещение,1986. 19. Основы эстетического воспитания.
Учеб. Пособие. Под ред. А.К.Дрёмова. – М.: Высшая школа, 1975. 20. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие для учителей. Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова М.: Просвещение,1973. 21. Подласый И. Педагогика М 1996. 22. Психология. Словарь под ред.
А.Петровского М.: Политиздат,1990. 23. Развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения/Под ред. Б. Шиндина Новосибирск,1998. 24. Ред. О.П.Радынова. Музыкальное воспитание дошкольников//пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей детского сада М.: Просвещение, Владос, 1994; 25. Соловейчик С.М.
Педагогика для всех М 1987. 26. Система детского музыкального воспитания К.Орфa/Ред. Л.А.Борембойм. Л 1970. 27. Турбовской Я.C. Средства и методы педагогического действия М.: Знание, 1980. 28. Торшилова Е.М Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет М 1994. 29. Телевич А.А. О воспитании чувств учащихся на уроках 30.
Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы /Под ред. М. Берлянчика Новосибирск, 1989. 31. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.О. – М.: Просвещение, 1987. 32. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности
М 1948.