Эстетическое воспитание личности студента

Значениеэстетического воспитания в развитии личности студента педагогического вуза
 
Руководитель: Коротун АннаВалериановна
Студент: Попова Ирина Валерьевна
Филиал УрГПУ г. Новоуральск, 403-Агруппа

В последнее время большоевнимание уделяется проблеме эстетического воспитания человека. Эстетическое воспитание занимает особое место во всей системеучебно-воспитательного процесса, так как оно включает в себя не только развитиеэстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил,духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественныхпредставлений, мировоззрения. эстетическоевоспитание культура студент
Термин эстетическоевоспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthesis – ощущение, чувство), обозначающимфилософскую науку о прекрасном.Сущность эстетического воспитаниясостоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельностиобучающихся, направленной на формирование у них способности полноценновоспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, навыработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а такжеразвитие творческих задатков и дарований в области искусства [1, с. 214].
Эстетическоевоспитание личности начинается с рождения человека. Та окружающая среда, вкоторой воспитывается ребенок, играет большую роль в его формировании. Важнымявляется осуществлять эстетическое воспитание целенаправленно на всех возрастныхэтапах, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитаниетакже необходимо и для студентов, особенно будущих воспитателей и преподавателей,так как студенты педагогических вузов просто обязаны обладать такимикачествами, которые будут способствовать воспитанию чувства прекрасного уподрастающего поколения.
Эстетическое воспитаниеслужит формированию всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальномусамосовершенствованию личности студента. В процессе формированияэстетического отношения к действительности у студентов развивается эстетическоесознание, которое позволяет судить о степени эстетической культуры человека.
Эстетическая культураслужит показателем уровня эстетического развития и воспитания студента. Посвоей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя черезэстетическую культуру. Под эстетической культурой личности следует пониматьопределенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленностиэмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостьючеловека от всех видов его жизнедеятельности [2, с. 312]. Культура человекаможет выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческомтрактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так какименно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всехсущностных сил человека. А также труд является фактором возвышения и развитияличности. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творитьпрекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность.
Сегодня в образовательныхучреждениях существует проблема организации эстетическоговоспитания студентов, поэтому основными задачами учебных заведений поформированию у студентов эстетического отношения к действительности будут являться:
– формированиеспособности у студента воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценитьпрекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыковиспользования средств искусства для познания жизни людей и самой природы;
– развитиеглубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
– вооружениезнаниями, а также привитие умений и навыков в области видов искусств – музыки,пения, рисования, художественного слова, драматизации;
– развитиетворческих способностей, умений и навыков у студентов чувствовать и создаватькрасоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
– развитиепонимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту вбыт.
Для достижения высоко эстетическиразвитого студента нужно, чтобы вся система эстетического воспитания былаединой и объединяла все учебные дисциплины, всю общественную жизнь студента,где каждый учебный предмет, каждый вид деятельности внес свой вклад вформирование эстетической культуры личности студента.
Эстетическое воспитание ввузе способствует активизации самосознания студентов, формированию их активной социальнойпозиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизируетэмоционально-коммуникативную сферу и снижает остроту реагирования на стрессовыеситуации, то есть оптимизирует поведение студента и расширяет его возможностидля общения в совместной деятельности с коллективом.
В учебно-воспитательномпроцессе преподаватель должен обеспечить становление такой личности студента,которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетическиекачества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Средствами эстетическоговоспитания в вузе могут являться организация и проведение таких мероприятий, как:
— посещение театра;
— экскурсии в музеи;
— походы на природу;
— конкурсы фотографий,рекламных роликов;
— студенческие мероприятия;
— научно-практическиеконференции;
— социально значимыепроекты на актуальные проблемы современности. Воздействие этих средств на студентовбудет способствовать не только расширению их умственного кругозора, а также самореализациитворческих способностей и укреплению эстетической позиции.
Оценивая рольэстетического воспитания в развитии студентов, в целом, можно утверждать, чтооно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразноеположительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческийкомплекс личности.
Эстетическое воспитаниеиграет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного инравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, ипроявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни вцелом.
Таким образом,эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие наличность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творческиактивной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе,труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а такжеиспытывать потребность в эстетической деятельности.

Список используемойлитературы
 
1. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: Учеб.пособие / И. Ф. Харламов. – 2-е изд., стер. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 272 с.
2. Куренкова, Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с.