Эстетика силы в философии Ницше

Эстетика
силы в философии Ницше

Эстетику Ницше
принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в
“Рождении трагедии”, “Философии в трагическую эпоху Греции”
и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше.
Между тем, если не связывать понятия воли к власти, преодоления нигилизма и
другие со своеобразно понятой эстетикой, это вызовет в лучшем случае
непонимание позднего творчества Ницше, в худшем – неверное понимание. Поэтому
было бы небесполезным очертить хотя бы контур той эстетики, которую можно найти
и к которой приходит Ницше в работах “Так говорил Заратустра”,
“По ту сторону добра и зла”, “Воля к власти” и других.

Если выразить
одним понятием все позднее творчество Ницше, то им будет понятие преодоления
нигилизма. Из этого понятия вытекает и своеобразное понимание эстетики. Разбор
понятия преодоления нигилизма связан прежде всего с темой нигилизма,
затрагиваемой Ницше. Нигилизм понимается как “то, что высшие ценности
теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос “зачем”?”.
Утрачивается понятие ценности – или, что то же самое, смысла (ибо смысл – это
то, что задает ценность чего-либо); нигилизм – это такое отношение к жизни,
когда обесцениваются все ценности жизни, в том числе и ценность самой жизни:
“жизнь понимается как нечто, не имеющее ценности”. В свою очередь,
затруднительность преодоления нигилизма состоит, по Ницше, в том, что
преодоление предполагает ценность, смысл этого преодоления – тот смысл, который
нигилизм как раз и отрицает.

И, тем не
менее, преодоление нигилизма не только возможно, но и необходимо благодаря
самому же нигилизму. А именно, нигилизм предполагает отрицание всякого смысла и
ценности, но само это отрицание, в свою очередь, тоже является ценностью,
обладает смыслом. Другими словами, Ницше подчеркивает, что отрицание ценности
чего-либо само, в свою очередь, является очередной ценностью – нигилизм
выражает собою смысл отрицания всякого смысла. Вводимое Ницше с этой целью
понятие интеллектуальной честности предполагает не только выделение смыла (или
отсутствия смысла) чего-либо, но и полноту, последовательность и законченность
этого выделения. Именно поэтому Ницше назвал себя “самым последовательным
нигилистом”, тем, кто уже пережил “в себе до конца этот самый
нигилизм, – имеющий этот нигилизм за собой, под собой, вне себя”, и
честность того же нигилизма состоит, по Ницше, в том, что необходимо лишить
смысла и само отрицание любого смысла, обесценить и само обесценивание жизни.
Такое преодоление нигилизма видится Ницше в отрицании самого отрицания смыла,
что, в свою очередь, приводит к утверждению ценностей, смысла, но такому
утверждению, которое принципиально отличается от того утверждения, которое
отрицает нигилизм, тем, что эти ценности творятся тем, кто преодолевает
нигилизм. Из этого Ницше заключает, что “нигилизм представляет собой
промежуточное патологическое состояние”.

Двойственность
нигилизма – в том, что, во-первых,”нигилизм может быть показателем силы:
мощь духа может так возрасти, что ныне существующие цели перестанут
соответствовать ей”, – другими словами, сила нигилизма – в его отрицании
существующих ценностей; во-вторых, нигилизм – это “показатель недостатка
силы, способности вновь творчески поставить себе некую цель, некое
“зачем”, – новую веру”. Поэтому критика нигилизма Ницше сводится
к указанию на эту двойственность, а также к призыву довести нигилизм до конца,
т.е. преодолеть нигилизм. Таким образом, для Ницше становится очевидным, что
необходимо для всякого живущего человека найти в себе силы дойти до нигилизма,
а, дойдя до него, найти силы на преодоление его. Отсюда видно, что понятие
преодоления нигилизма связывается у Ницше с понятием силы, – или, как выражает
то же самое Ницше: “Я учу говорить нет всему, что ослабляет – что
истощает. Я учу говорить да всему, что усиливает, что накопляет силы, что
оправдывает чувство силы”. При этом сила понимается как преодоление
невозможного, под которым, в случае с нигилизмом, понимается преодоление отрицания
ценностей жизни как сотворение новых ценностей, создание новых смыслов. Именно
поэтому ценным объявляется у Ницше то, что является продуктом силы, все слабое
оказывается не имеющим никакой ценности.

Связав с
нигилизмом метафизику, Ницше пытается выйти в другую сферу, которая оказалась
бы противостоящей метафизике, но к тому же указывала бы на возможность творения
новых ценностей. Эта сфера видится Ницше в эстетике. Именно чувство – точнее,
инстинкт – обладает преимуществом по отношению к разуму, поскольку преодоление
(в том числе и преодоление нигилизма) происходит не через разум, который
останавливается на достигнутом, а через инстинкт, сущность которого и состоит в
преодолении, в силе. Таким образом, сила оказывается принадлежащей не столько
разуму, сколько чувству, и тем движущим началом, которое позволяет преодолевать
нигилизм, является не разум (разум, для Ницше, наоборот, останавливается на
нигилизме), а инстинкт. В связи с этим Ницше не случайно говорит не только о
силе, но и о “чувстве силы”. Тем самым, итог того преодоления
нигилизма, к которому призывает Ницше, – это, во-первых, творение ценностей
жизни, причем такое, которое свободно от существовавших доселе ценностей
(“предрассудков”, “лжи”), и, во-вторых, возникновение понятия
эстетики, благодаря которому и возникает это преодоление. Поэтому и возможна, а
также и необходима та фраза, которую Ницше высказал в работе “Казус
Вагнер”: “Хорошее легко, все божественное ходит нежными стопами”
– вот первое положение моей эстетики”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/