Введение
В данной работе на тему: «Этапы многолетней подготовки юных пловцов» подробно изучается общая характеристика многолетней подготовки пловцов. Особое внимание уделяется изучения этапов многолетней подготовки юных пловцов.
Основной целью данной работы является приобретение теоретических навыков и знаний в процессе изучения этапов подготовки юных пловцов.
Основные задачи работы направлены на достижение её цели, изучение понятийного аппарата, по данной теме используя научный материал. Выявление этапов многолетней подготовки юных спортсменов основываясь на научную литературу.
Объект исследования представляет собой совокупность связей и отношений, свойств, которая существуют в теории и практике и служат источником необходимой для изучения этапов многолетней подготовки юных пловцов.
Предметом изучения данной работы является исследования более конкретных задач и включает отношения, которые подлежат непосредственному изучению данной работы.
Актуальность данной темы заключается в совершенствование системы подготовки спортивного резерва, это является основной проблемой теории и методики юношеского спорта. Непрерывный рост спортивных достижений в мировом плавании, постоянное снижение возраста мировых рекордсменов, лимит времени для вывода пловца от новичка до спортсмена, способного конкурировать на международной арене, приводит к необходимости поиска рациональной системы тренировки юных спортсменов. Решение зависит от своевременного выявления спортивно одаренных детей, оптимизации содержания учебно-тренировочной работы на разных этапах многолетней подготовки, совершенствования програмно-нормативных основ, регламентирующих работу в возрастных группах ДЮСШ и СДЮСШОР.
Методологическую и информационною основу исследования по данной теме составляют учебные пособия, периодические издания, носящие практический и теоретический материал под редакцией профессоров, докторов педагогических наук, таких как Макаренко Л.П., Бальсевич В.К., Матвеева Л.П., Кузнецова В.В.
В данной работе обработка информации происходила с помощью теоретического метода, или так называемого метода обработки данных, в процессе которого происходит выявление темы и проблемы исследования, анализ проблемы, сбор и обработка данных, анализ результатов их интерпретация и обобщение выводов. Работа носит теоретико-аналитический характер, в процессе которого проблема раскрывается на теоретическом уровне, излагаются взгляды многих ученых на выявление достоинств и недостатков в процессе подготовки пловцов.
Гипотеза исследования. Исходя из закономерностей возрастной динамики показателей, лимитирующих скорость плавания, предполагалось, что планирование подготовки спортивного резерва можно значительно улучшить за счет разработки комплекса нормативных показателей отдельных сторон специальной подготовленности юных пловцов и на этой основе создать варианты индивидуального многолетнего планирования подготовки юных пловцов с учетом биологического возраста, пола и специализации внутри вида спорта.
Новизна данной работы заключается в том, что, впервые, на большом контингенте испытуемых удалось статистически достоверно выявлены закономерности возрастного развития морфофункциональных показателей, гидростатических и гидродинамических качеств, специальной силовой подготовленности, физической работоспособности юных пловцов в различных зонах энергетического обеспечения в зависимости от темпов биологического развития, пола, способа, плавания, избранной дистанции.
1. Общая характеристика многолетней подготовки юных пловцов
Многолетняя спортивная подготовка в плавании совпадает с периодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей и подростков. Проблема управления развитием физических способностей в пубертатном периоде посвящены исследования В.К. Бальсевича, А.А. Гужаловского, Ю.Д. Железняка, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, В.П. Филина и др.
В этом периоде происходят наиболее существенные изменения в соматическом развитии (опорно-двигательный аппарат), функциональном развитии (нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, гуморальная и другие системы), развитии моторики (двигательные качества, способности, навыки) и социально-психологическом развитии. После завершения пубертатного периода наступает полная дифференцировка полов.
Физические способности в пубертатном периоде развиваются гетерохронно, с наличием сенситивных периодов. Развитие организма ребенка, возрастное становление морфологических признаков, функциональных параметров и двигательных функций происходит неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, сменяются периодами замедленного роста, сопровождающимися наибольшим накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференцировки. Это позволяет определить избирательную величину и направленность тренировочных нагрузок при плавании в разные возрастные сроки.
Не меньшее значение в этом периоде имеет разработка критериев и методов оценки способностей детей и подростков, дифференцированном подходе в их физическом воспитании. Совершенствование развития физических способностей детей и подростков в процессе многолетней подготовки юных пловцов осуществляется в соответствии с общими педагогическими и специальными принципами, при учете биологических закономерностей развития растущего организма. Отбор и подготовка юных пловцов, как правило, мальчиков, специализирующихся в способе плавания кролем на отдельных этапах многолетней тренировки. Сегодня еще неясны критерии индивидуализации планирования тренировочного процесса, назрела необходимость комплексного исследования всех сторон подготовленности юных пловцов по соматическим, силовым, функциональным и гидродинамическим показателям, формирования технического спортивного мастерства в процессе многолетней подготовки.
Выявленные нормативные показатели физического развития, гидростатисческих и гадродинамических качеств, основных параметров техники, специальной силовой подготовленности, скоростных способностей, работоспособности по зонам энергетического обеспечения позволяют вносить обоснованные коррекции в учебно-тренировочные программы на разных этапах многолетней подготовки юных пловцов 9–17 лет.
Нормативные характеристики гидростатических и гидродинамических качеств и техники плавания в зависимости от темпов биологического развития, пола, способа плавания, избранной дистанции, антропометрических показателей имеют статистически достоверные возрастные различия и применяются на этапе начального отбора и для формирование учебно-тренировочных групп; выбора специализации внутри вида спорта, планирования средств и методов тренировки, направленной на устранение недостатков в технической подготовленности юных пловцов в процессе многолетней подготовки.
Показатели ЧСС и скорости ее восстановления в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей могут быть использованы для практической работы с юными пловцами при расчете тренировочной нагрузки по зонам энергетического обеспечения.
Прогнозирование скорости плавания в различных зонах энергетического обеспечения по результатам контрольно-педагогических тестов 8×200 и 2000 м дает основание использовать эти результаты для выбора дистанции для специализации и этапного отбора.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке научных основ оценки и прогнозирования морфофункцианальных показателей, гидростатических и гидродинамических качеств, основных параметров техники, специальной силовой подготовленности на суше и в воде, работоспособности пловцов в различных зонах энергетического обеспечения по результатам контрольно-педагогических тестов, частоте сердечных сокращений в зависимости от индивидуальных особенностей биологического развития, возраста, пола, способа плавания, избранной дистанции, спортивной квалификации, индивидуальной динамики роста спортивных результатов. Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке методических принципов и практических рекомендаций, позволяющих повысить надежность отбора, в процессе многолетней подготовки и в способности вносить коррекции в планирование годичных циклов тренировки, учитывая индивидуальные особенности темпов биологического развития, возраста, пола, специализации юных пловцов.
Закономерности возрастного развития морфофункциональных, силовых и моторных показателей, лимитирующих спортивные достижения в плавании (абсолютные величины, темпы прироста, влияние индивидуальных темпов полового созревания на динамику роста и развития показателей) отражают целостный процесс формирования специальной подготовленности юных пловцов в возрастном диапазоне 9–17 лет.
2. Этапы многолетней подготовки юных пловцов
Многолетняя подготовка юных пловцов. По мнению Л.П. Матвеева, В.В. Кузнецова, спортивная тренировка – это многолетний и многогранный процесс, который охватывает ряд периодов возрастного развития спортсменов. Ее содержание и структура изменяются в соответствии и с возрастными особенностями, и логикой спортивного совершенствования. В процессе многолетней спортивной тренировки в плавании выделяют 3, 4 этапа занятий спортом, на каждом из которых тренировка имеет существенные особенности и решает специфические задачи:
– этап предварительной спортивной подготовки;
– этап начальной специализации специализированной базовой подготовки);
– этап углубленного совершенствования;
– этап сохранения достижений.
У современных специалистов по плаванию преобладает мнение о выделении 4 этапов в процессе многолетней подготовки. Н.Ж. Булгакова считает, что многолетняя подготовка пловцов проходит в основном в 4 этапа:
– базовый – возраст занимающихся 8–10 лет,
– начальной специализации – 10, 11, 12 лет,
– углубленной специализации – 12 – 15 лет
– наивысших спортивных достижений – 15 лет и более.
С.М. Вайцеховский выделяет 3 этапа:
– базовой тренировки, заканчивающейся выполнением норматива 3-го разряда,
– углубленной специализации длительностью 5–6 лет и заканчивающийся выполнением норматива мастера спорта,
– этап спортивного совершенствования длительностью от 2 до 15 лет. А.Р. Воронцов с соавторами утверждает, что наиболее эффектно по целям и задачам в плавании многолетнюю подготовку нужно делить на 4 этапа:
– предварительная спортивная подготовка;
– начало спортивной специализации;
– углубленная тренировка в спортивной специализации;
– этап спортивного совершенствования.
Л.П. Макаренко по «запасу» времени, определенному по разнице от начала занятий (9–10 лет) до возраста наивысших достижений – у девушек 15 – 16 лет, у юношей 18 – 19 лет выделяет этапы – начальной подготовки: девочки 6–9 лет, мальчики 6–11 лет; длительностью от 1 до 2 лет у девочек и 1 до 3 лет у мальчиков – этап заканчивается выполнением 3-го разряда.
Этап базовой подготовки у девочек с 9 – 11 до 12 лет, у мальчиков с 11 – 13 до 14 лет длится 1–3 года и должен завершаться выполнением норматива кандидата в мастера спорта.
Этап начальной специализации у девочек от 11 -13 до 14 лет, у мальчиков от 13 -14 до 15 лет завершается выполнением норматива мастера спорта и на этом этапе пловцы для дальнейшей подготовки делятся на группы, спринтеров и стайеров. Этап наивысших достижений по данным этих авторов приходится на период биологического созревания и проходит от 13 – 14 до 17 – 18 лет у девушек и от 14 – 15 до 22 лет у юношей. В.Н. Платонов С.Л. Фесенков наряду с традиционным делением этапов, выделяют нетрадиционное построение процесса многолетней тренировки.
Следующий этап предусматривает достижение высших результатов спортсменками в 13 – 16 лет, спортсменами в 16 – 18 лет. При этом этапе наблюдается стремительный скачкообразный рост спортивных результатов. Они очень быстро проходят этапы предварительной и базовой подготовки за 2 – 2,5 и 3 года специализированной базовой подготовки (табл. З). В дальнейшем предполагается достижение наивысших результатов мужчинами-спринтерами в 23 – 26 лет, стайерами в 19 – 21 год и связан с увеличением общей продолжительности многолетней подготовки до 12 – 15 лет.
На этапе предварительной спортивной подготовки пловцов, по мнению многих авторов основными задачами являются:
– поиск одаренных детей на основе морфологических критериев и показателей двигательной одаренности;
– формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям плаванием;
– обучение основам техники спортивных способов плавания, широкому кругу двигательных навыков;
– укрепление здоровья и закаливание, всестороннее физическое развитее.
С.М. Гордон и В. Соколов отдельно выделяют начало базовой подготовки, путем развития выносливости в аэробной зоне энергетической производительности. На этом этапе производится программа тестов для спортивной ориентации ребенка. На этапе начальной специализации, по мнению авторов основными задачами в функциональной подготовке являются:
– совершенствование выносливости в аэробной зоне и начало совершенствования выносливости в смешанной аэробно-анаэробной зоне энергетического обеспечения;
– начало совершенствования силовой выносливости;
– начало развития скоростных и скоростно-силовых качеств;
– становление техники спортивного плавания в соответствии с общепринятыми стандартами;
– совершенствование гибкости;
– начало психологической и тактической подготовки.
Заключение
пловец спортивный подготовка тренировка
Многолетняя спортивная подготовка в плавании совпадает с периодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей и подростков. В этом периоде происходят наиболее существенные изменения в соматическом развитии (опорно-двигательный аппарат), функциональном развитии (нервная, сердечнососудистая, дыхательная, гуморальная и другие системы), развитии моторики (двигательные качества, способности, навыки) и социально-психологическом развитии.
Спортивная тренировка – это многолетний и многогранный процесс, который охватывает ряд периодов возрастного развития спортсменов. Ее содержание и структура изменяются в соответствии и с возрастными особенностями, и логикой спортивного совершенствования. В процессе многолетней спортивной тренировки в плавании выделяют 3, 4 этапа занятий спортом, на каждом из которых тренировка имеет существенные особенности и решает специфические задачи.
Подготовка юных пловцов характеризуется многообразием средств и методов широким использованием упражнений и применением игрового метода. На этапе начальной подготовки не должно планироваться тренировочные занятия со значительными психическими нагрузками. Следует совершенствовать и ориентироваться на необходимость освоения технических элементов.
Не следует пытаться стабилизировать технику движений добиваться стойкого позволяющего достичь определенных спортивных результатов двигательного навыка.
На этапе начальной подготовки у пловцов закладываются разносторонняя техническая основа для дальнейшего технического совершенствования. Это положение распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки.
Список использованной литературы
1 Аикин В.А. Учет биологических закономерностей развития в тренировочном процессе пловца /В.А. Аикин // Актуальные вопросы спортивного плавания: сб. научн. трудов – Омск, 2005.
2 Давыдов В.Ю., Авдиенко В.Б., Карпов В.Ю. Отбор и контроль в плавании на этапах многолетней подготовки спортсменов: учебно-методическое пособие / В.Ю Давыдов, В.Б. Авдиенко, В.Ю Карпов. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 101 с., ил.
3 Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса /В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 256 с.
4 Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте /В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1997. 436 с.
5 Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация: биологические аспекты /Т.С. Тимакова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 145 с.
6 Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: ФиС, 1978. – 152 с.
7 Булгакова Н.Ж., Платонов В.Н. Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки // Плавание. Киев, 2000.
8 Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Анализ тренировочных программ и специальной подготовленности юных пловцов 11–16 лет за период 1970–90 гг. // Плавание. 1999, №2
9 Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, №2,
10 Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теор. и практ. физ. культ. 1967, №4