–PAGE_BREAK–Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.
В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться.
Экономические идеи, практические вопросы хозяйствования еще не получили самостоятельного статуса. «Экономика» как отрасль знаний не выделилась. Под этим термином древние греки понимали смесь практических рекомендаций по ведению домашнего хозяйства. [2, с. 26]
Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».
В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.
Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Выдающийся мыслитель древности, энциклопедист и философ Аристотель стоял у истоков экономической науки. Он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.
Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы», указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли.
Концепция об экономике и хрематистике носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».
По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «Если нет потребности друг в друге, то обмен и не происходит». То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Для этого по соглашению между людьми была введена монета.
Рабство необходимо, так как орудия труда не могут сами работать. Рабы есть основа богатства. Но сам Аристотель был против большого богатства: «Средний достаток из всех благ лучше всего».
Аристотель решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество[2] у него «вызывает ненависть».
2.2.2 Древний Рим
Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Источником пополнения рабов были войны.
Основное внимание римских патрициев привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.
Выразителем интересов крупного рабовладельческого хозяйства Древнего Рима был Катон Марк Порций (234—149 до н.э.) — автор трактата «О земледелии». Из нее узнаем, как приобретать имение («не бросайся на покупку — не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»).
Катон дает подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»).
Стареющих рабов он считал необходимым продавать, дабы не кормить их без пользы. Вообще он полагал, что ничто излишнее нельзя назвать дешевым, и если можно было купить ненужную вещь, хотя бы за один асе, он находил ее безмерно дорогой.
Представляют интерес и взгляды Ю. Колумеллы (I в. до н.э.), который первый в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства, при этом считая необходимым условием интенсификации хозяйства реорганизацию рабского труда. Колумелла рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников: от тюрьмы в подвале до обмена шутками с рабами и совместного обсуждения новых работ. Можно рассматривать последние предложения как зачатки «теории человеческих отношений», получившей широкое распространение во второй половине XX в.
Как видим, в Древнем Риме круг рассматриваемых экономических вопросов сводился к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства. К слову сказать, в последней трети XIX в. именно эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время представляют собой существенную часть современного курса «Микроэкономика».
Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности. У греков, в отличие от римлян, больше внимания уделялось вопросам хозяйственной этики.
Возвращение к философским, этическим аспектам экономических вопросов связано с экономическими воззрениями представителей средневековья.
2.3 Экономическая мысль средневековья Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III—VIII вв. в ряде государств Востока и V—XI вв. — в странах Европы.
В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминаются видный идеолог арабских государств Ибн Хальдун, а в Европе — лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.
Ибн Хальдун (1332—1406). Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики».
Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности.
Итальянский епископ средневековья Фома Аквинский (1225—1274) — автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся, прежде всего, на труды Аристотеля.
В период средневековья шли споры о том, какую цену следует считать «справедливой».
По утверждениям Ф. Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой — церковнослужителю, третий — феодалу. [1, с. 13]
В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка в случае возможных утрат их.
Ф. Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, на государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента — компенсация за риск потери денежной ссуды.
Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он — сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.
2.4 Эпоха меркантилизма как переходный период от феодализма к капитализму
Вытеснение натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями происходило на протяжение значительного промежутка времени, именуемого историками-экономистами не иначе как эпохой меркантилизма, господствовавшая на протяжении XVI-—XVIII столетий.
Меркантилизм (от ит. merkante — купец, торговец) — это достаточно разнородная система взглядов, в основе которых лежит положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста, умножения национального богатства. Представителями первой школы, т.е. меркантилизма, являлись: У. Стаффорд, Т. Мен, А. Монкретьен, И. Посашков, В. Татищев.
Можно утверждать, что меркантилизм — это и экономическая концепция, и сфера экономической политики, возникшая в XVI в., в эпоху великих географических открытий, интенсивного развития торгового капитала. Сам термин употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (в свое время политика накопления золота и серебра, основы богатства государства и нации) и как теоретическое обоснование этой политики (система взглядов, обозначившая этап в истории экономических учений).
Широко распространена в экономической литературе и характеристика этого времени К. Марксом, назвавшим его периодом «первоначального накопления капитала». Кроме того, в марксистском толковании меркантилизм — это, прежде всего один из последовавших за географическими открытиями моментов в процессе перехода от феодализма ж капитализму.
В частности, идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги (золотые и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства. Приумножение богатства, полагали они, требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли и того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Наряду с этим из-за отсутствия должных теоретических познаний в области народонаселения меркантилисты считали возможным поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения (предложения рабочей силы).
По меркантилистской концепции достижение активного торгового баланса увязывается непременно с мерами государственного вмешательства, а источником богатства считается неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Причем не только меркантилисты, но и подавляющая часть представителей вытеснившей их впоследствии классической политической экономии, безусловно, верили в абсолютную власть просвещенной деспотии, т.е. в монархию, и были, весьма далеки от истинных принципов демократии.
Промышленное производство в тот период контролировалось главным образом торговым капиталом, т.е. купцами.
Основными требованиями меркантилистов неизменно оставались превышение экспорта над импортом, стимулирование вывоза из страны капитала и ввоза в нее золота и роскоши из-за рубежа, недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций.
Однако подобного рода теоретические установки, основанные на протекционистских настроениях в области государственного регулирования внешней торговли, наивное отождествление денег и богатства, всемерное одобрение общественных работ и другие постулаты меркантилистов, в самом деле, располагают к нелепым с позиций сегодняшней экономической науки выводам об «обязанности» государства обеспечивать население рабочими местами, придерживаться политики «разори соседа» ради обогащения собственного народа и т.п.
Меркантилизм был неоднороден. Имеет место известное различие во взглядах между представителями раннего (XV—XVI вв.) и позднего (XVII в.) меркантилизма.
Первая ранняя форма меркантилизма (XVI в.) сосредоточивала усилия политики на привлечении в страну денег, золота, серебра (политика денежного баланса). Поздний меркантилизм — сторонник более гибкой политики. Его представители выступали за развитие производства, особенно экспортных отраслей, обосновывали необходимость положительного торгового баланса.
Стремление иметь активный торговый баланс порождает требование проводить протекционистскую политику. Такая политика служит инструментом борьбы с другими странами, средством усиления политической и военной силы.
Особенности же этих этапов можно охарактеризовать следующим образом:
Ранний меркантилизм
Поздний меркантилизм
Уровень внешней торговли
Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер.
Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер.
Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса
· установление максимально высоких цен на экспорт товаров;
· допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей;
· всемерное ограничение импорта товаров;
· допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле;
· запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства.
· вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса.
Позиции в области теории денег
· Преобладает номиналистическое восприятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность;
· «Революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень и вес цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю);
· устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма);
· устанавливается система монометаллизма;
· констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств;
· констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра;
· в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги.
· из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения.
Монетаристские позиции
Доминирует идея «денежного баланса».
Господствует положение о «торговом балансе».
продолжение
–PAGE_BREAK–2.5 Становление российской экономической мысли
Одна из особенностей формирования экономических идей, принципов экономической политики в нашей стране — создание уникальных памятников национальной культуры при известном (прямом или косвенном) влиянии внешних источников.
Процесс становления и развития отечественной школы связан со спецификой социально-экономического развития, экономико-географического положения России. На экономические взгляды и памятники экономической культуры наложили отпечаток длительный период феодальной раздробленности, последующие процессы усиления «государственного феодализма» при сравнительно слабом или недостаточном развитии хозяйственных, торгово-денежных связей между регионами.
Каждый период отечественной истории являл миру оригинальные документы, яркие литературные произведения, «кодексы» норм и правил поведения, проекты и обоснования реформ. Среди них:
• законодательные установления Киевской Руси в «Русской Правде» («Правда Ярослава» появилась в 30-е гг. XI в.; статьи и разделы «Русской Правды» складывались на протяжении столетий);
• утверждение равноправия Киева и Константинополя (Нового Рима) в «Слове о законе и благодати» Ярослава Илариона (XI в.);
• «Изборник» Святослава с поучениями: «Тружайся всегда, да видит бог труд твой и пошлет тебе помощь свою»; «Князя бойся всею силою своею» (1076);
• «Житье и хожденье Даниила» в Палестину с подробным описанием ее хозяйства и природных богатств (1106—1108);
• «Моление» ремесленника-серебренника Даниила Заточника, с болью и обидой правду молвившего: «Богат возглаголеть — все молчат и вознесут слово его до облак, а убогий возглаголеть — все нань кликнуть» (приблизительно XII—XIII вв.);
• «Хождение за три моря» купца-тверчанина Афанасия Никитина, ходившего с товарами вниз по Волге, детально описавшего возможности торговли Руси с Индией (1466—1472 гг. — в период правления великого князя Ивана III — «государя всея Руси»);
• писания «королевского дворянина», русского писателя-публициста Ивана Пересветова, содержащие советы царю опираться на «воинников» (служилых дворян) и обличения боярства: «Велможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а царство его оскужают» («две книжки» Пересветова были переданы Ивану IV в 1549 г.);
• нравоучительные послания и программы протопопа дворцового собора Ермолая-Еразма, предлагавшего земельные реформы, осуждавшего ростовщичество, «ибо расти может только животное и растение, а не серебро». (Важнейший трактат «Руководство по управлению государством и измерению земли» был назначен для Ивана IV, 1549 г.).
Литературные памятники отражали идеи справедливости, нормы хозяйственных отношений, принципы укрепления централизованной власти.
Экономическая мысль XV—XVI вв. способствовала прогрессу Русского государства, умножению его экономической и политической силы. Но это еще фрагменты, предыстоки, а не система взглядов. Документы, уставы, трактаты содержат отдельные наблюдения, излагают правила ведения хозяйства, выдвигают поучения и советы, как правило, в сочетании и соответствии с религиозными нормами и правилами.
Глава 3. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики
3.1 Экономическое учение физиократов Физиократия (от гр. physis — природа, kratos — власть) в буквальном переводе означает «власть природы».
С критикой меркантилистских концепций выступили физиократы. Физиократами именовали представителей школы французских экономистов, основная идея которых заключалась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство: только там происходит увеличение богатства, приращение материи.
Их также волновали вопросы, откуда происходит богатство, каким образом оно умножается, по каким законам или принципам распределяются богатство и доходы.
К школе физиократов относят Анн-Роберта-Жака Тюрго и Франсуа Кенэ — автора знаменитой «Экономической таблицы».
3.1.1 Ф. Кенэ — основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694—1774), признанный лидер и основоположник школы физиократов.
По словам Ф. Кенэ, именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, и т.д. Иначе говоря, земледелие он считал основой для всей экономики государства.
В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы.
Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ.
В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф. Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов. При этом Ф. Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного; к производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников — землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу — всех граждан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.
Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положения о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф. Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (по современной терминологии — основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые в период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (по современной терминологии — оборотный капитал).
Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек.
Интересной работой Ф. Кенэ является «Экономическая таблица», в которой выполнен первый научный анализ кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного процесса. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций в структуре экономики. Им выявлена взаимосвязь, которую он характеризовал так: «Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются воспроизводством».
Рассматривая «Экономическую таблицу» Ф. Кенэ как первую попытку макроэкономического исследования, тем не менее, нетрудно заметить в ней формальные недостатки. Среди них следующие: простая иллюстрация взаимозависимости отраслей; обозначение так называемого непроизводительного сектора, обладающего основным капиталом; признание экономической деятельности на земле источником чистого дохода, не выясняя механизма превращения земли в источник ценности, и т.д.
Заслуга Ф. Кенэ состоит в том, что он создал первую макроэкономическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей). В Экономической таблице он представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества. Идея Кенэ позже получила развитие в схемах воспроизводства, принципах исчисления общественного продукта, в моделях народно-хозяйственного баланса.
3.1.2 Теоремы и реформы А. Тюрго
Анн-Роберт-Жак Тюрго (1727— 1781). Основной труд Тюрго «Размышления о создании и распределении богатств» представляет несомненный шаг от физиократии к классической школе.
Тюрго приходит к более широкой трактовке ценности в работе «Ценность и деньги». Ценность — оценка, которую люди придают предметам, удовлетворяющим их потребности. Ценность относительна; это не физическое свойство вещи; ее величина определяется в процессе взаимовыгодного обмена. Измеритель ценности — цена.
В своих «теоремах» («Размышления» — своего рода учебник политической экономии, включающий сто теорем и постулатов) Тюрго отмечает, что прибыль возникает не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, торговле.
В отличие от Кенэ, Тюрго дает более детальный срез социальной структуры общества. Производители (в сельском хозяйстве и промышленности) делятся у него на предпринимателей, владеющих собственностью, и наемных работников, не имеющих ничего кроме рабочих рук.
Теоремы Тюрго — это еще не система, а отдельные положения, порой догадки. Его представление о принципах хозяйственной и социальной деятельности опирается на естественное право. Естественный ход событий определяется законами, которые заложены в самой природе.
В течение двух лет Тюрго был генеральным контролером финансов (при Людовике XVI). По его инициативе и при его непосредственном участии во Франции были проведены важные реформы, облегчены налоги, упрочен бюджет, устранена цеховая регламентация, созданы условия для роста промышленности.
Труды и реформы физиократов выражали интересы не только сельского хозяйства. «Наука естественного порядка» открывала окно для развития рыночных, капиталистических отношений в городе и деревне.
В отличие от меркантилистов физиократы переключили анализ из сферы торговли в сферу производства. «Чистый продукт» рассматривается как приращение материального богатства, в создании которого участвует труд земледельца наряду с природой (землей). Основой организации и функционирования экономики физиократы считали естественный порядок. Экономическая таблица Ф. Кенэ явилась первой моделью макроэкономического движения общественного продукта, послужившей импульсом для последующих разработок. Теоремы Тюрго — шаг на пути от физиократии к классической политэкономии.
3.2 Английская классическая школа
Почему обращаемся к классикам, к работам У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо?
Прежде всего, потому, что с трудов классической школы началась политическая экономия как наука. Именно классики предприняли (и не безуспешно) попытку представить как единое целое все многообразие экономического мира.
3.2.1 Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У. Петти
Одновременно с меркантилизмом, являющимся господствующим направлением экономической мысли с начала XVI до первой половины XVIII в., возникают предпосылки другого мощного экономического учения, впоследствии получившего название классической политической экономии. Родоначальником данного направления считают У. Петти.
У. Петти (1623—1687) — англичанин, человек разносторонних интересов, прошедший путь от юнги до лендлорда и как бы между прочим высказавшим в своих работах, посвященных главным образом обоснованию экономической политики (в частности, в «Трактате о налогах и сборах», 1662), те экономические идеи, которые вошли затем как составная часть в классическую политическую экономию. У Петти видим основные посылки классической политической экономии:
— исследование не процесса обращения, а непосредственно процесса производства;
— критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта, к коим он причислял и купцов;
— отнесение к производительному труда, занятого в сфере материального производства.
У. Петти первый сформулировал основополагающий для всей классической политической экономии тезис о том, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, и именно труд — основа данного богатства. Широко известна его фраза: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля — его мать».[3]
В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике Петти в «Трактате о налогах и сборах», таким образом, регламентирует целевые расходы государства:
— расходы на оборону;
— расходы на управление;
— расходы на церковь;
— расходы на школы и университеты;
— расходы на содержание сирот и инвалидов;
— расходы на дороги, водопроводы, мосты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.
Как видим, структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных государств. [1, с. 31-37]
С именем У. Петти связано зарождение классической политической экономии, а ее настоящими создателями явились А. Смит и Д. Рикардо.
3.2.2 Становление политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита
Становление политической экономии как науки связано с именем выдающегося английского ученого А. Смита. Именно благодаря ему политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль знаний из круга гуманитарных наук, перестает быть уделом гениальных самоучек, становится академической дисциплиной и обязательным элементом образования молодых людей высших, а затем и других сословий.
В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он выделил центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.
А. Смит осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого аргумент о том, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Далее данную мысль он развивает весьма интересной концепцией роста разделения труда, а по сути, доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».
Между тем величие А.Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих государств, и направление научного поиска огромной когорты ученых-экономистов. Обратимся к особенностям его методологии.
Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время, в отличие, скажем, от Ф. Кенэ, в понимании А. Смита, и он это постоянно подчеркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия «экономический человек» и «невидимая рука».
«Невидимая рука» — предположение, введённое Адамом Смитом, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.
Принцип: производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.
«Невидимая рука» — объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.
В числе теоретических проблем, охваченных А.Смитом, нельзя обойти его концепцию о производительном труде. Производительный труд, по Смиту, — труд, который «увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает», а также «закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд». Соответственно, непроизводительный труд, по Смиту, — это услуги, которые «исчезают в самый момент их оказания», а труд для выполнения (оказания) которых «ничего не добавляет к стоимости, имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи».
Доход рабочих, заработная плата, в смитовском рассмотрении, находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Достоинство его теории заработной платы состоит, прежде всего, в том, что он отрицал так называемую закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума.
продолжение
–PAGE_BREAK–Заслуга А. Смита в становлении классической политической экономии бесспорна, но не только ему она обязана своим влиянием на экономическую мысль следующего столетия. Завершение системы классической политической экономии связано с именем другого крупнейшего английского экономиста — Д. Риккардо. Именно в его трудах политическая экономия приобрела черты науки как системы знаний об экономическом базисе общества. [1, с. 38-47]
3.2.3 Экономические взгляды Д. Рикардо
Д. Рикардо (1771—1823), талантливый финансист и один из самых богатых людей лондонского финансового мира своего времени, является одновременно человеком, внесшим огромный вклад в развитие классической политической экономии. Д. Рикардо исследовал экономику как сложную систему, где действуют объективные экономические законы, и существует механизм, обеспечивающий действие этих законов как преобладающих тенденций. Наиболее полно Рикардо изложил свои взгляды в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817), в предисловии к которой он пишет, что главная задача политической экономии — определить законы, которые управляют распределением созданного продукта.
Нельзя не сказать о вкладе Рикардо в разработку проблем денежного обращения. По мнению Рикардо, устойчивость денежного обращения, которое является важнейшим условием роста экономики, может быть обеспечена лишь денежной системой, основанной на золоте. При этом золото может быть в значительной мере или даже полностью заменено банкнотами (что даст нации большую экономию), но лишь при условии беспрепятственного обмена их на золото по твердому курсу. Не случайно, поэтому Рикардо считают идеологом «золотого стандарта». Он считает повышение рыночной цены золота следствием и проявлением обесценивания банкнот в результате их чрезмерного выпуска в обращение.
В своем труде «Начала политической экономии и налогового обложения», солидаризируясь с А.Смитом, он выделяет в обществе три основных класса (владельцы земли; собственники денег и капитала, необходимого для ее обработки; рабочие, трудом которых она обрабатывается) и три вида доходов (рента, прибыль, заработная плата). Также Рикардо дает свою трактовку «главной задачи политической экономии», заключающуюся, по его словам, в том, чтобы определить законы, которые управляют распределением доходов.
Аналогично концепции естественного порядка А. Смита, для приумножения богатства страны Д. Рикардо главным условием считает свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма.
Из положений, высказанных Д. Рикардо в связи с характеристикой категории «стоимость», можно выделить еще два, которые по праву входят в «золотой фонд» классической политической экономии. Суть их состоит в следующем. Первое: деньги как товары при снижении своей стоимости обусловливают необходимость роста заработной платы, что в свою очередь «… неизменно сопровождается повышением цены товаров». И второе: деньги как всеобщее средство обмена между всеми цивилизованными странами «… распределяются между ними в пропорциях, которые изменяются с каждым усовершенствованием в торговле и машинах, с каждым увеличением трудности добывания пищи и других предметов жизненной необходимости для растущего населения».
Категорию «капитал» Д. Рикардо характеризовал как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимых, чтобы привести в движение труд».
Главные идеи концепции о ренте заключаются в том, что рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество — неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов. Очевидно, что для Д. Рикардо, как и для других классиков, земля невоспроизводима и рассматривается как ресурс физический, а не экономический. Поэтому в его понимании не только земля, но и рента выступают в качестве «свободного дара земли».
Неоднозначные суждения высказал Д. Рикардо в связи с формированием, динамикой и перспективой роста прибыли предпринимателей. Он исходил из того, что «прибыль зависит от высокой или низкой заработной платы, а заработная плата — от цены предметов жизненной необходимости, потому что количество всех других потребных предметов может быть увеличено почти беспредельно». В условиях свободной конкуренции, по мнению Д. Рикардо, «прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с прогрессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при затрате все большего и большего труда».
Кроме того, Д. Рикардо был сторонником количественной теории денег, увязывая изменение их стоимости как товаров с их (денег) количеством в обращении.
Исследуя закономерности экономического развития общества, в котором господствуют принципы неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и свободы торговли, Д. Рикардо, пожалуй, не предвидел того, что в условиях экономического либерализма (и это подтвердил практический опыт мировой цивилизации) неотвратимы ограничивающие их тенденции и, как следствие, кризисы несоответствия произведенной товарной продукции и услуг платежеспособному спросу на эти товары и услуги, т.е. так называемые кризисы перепроизводства (или, по другой трактовке, кризисы недопотребления). Подобный кризис впервые произошел в 1825 г. на родине ученого спустя два года после его смерти.
Классическая политическая экономия в лице Смита и Рикардо являлась господствующим течением в экономической мысли первой половины XIX в
4.3 Марксизм
Марксизм — это учение рабочего класса и для рабочего класса. Его родоначальниками были немецкие мыслители-революционеры Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Основное экономическое произведение Маркса и Энгельса — «Капитал», состоящее из четырех томов. Над ним К.Маркс работал всю жизнь. Его выпуску в свет предшествовала огромная подготовительная работа.
Изложение всех 4-х томов «Капитала» подчинено одной цели и единому замыслу — раскрыть закон движения и гибели капиталистического способа производства.
В первом томе «Процесс производства капитала» предметом исследования является капиталистический процесс производства капитала.
Маркс рассматривает исходные категории: стоимость, лежащую в основе цены; прибавочную стоимость — основу прибыли; стоимость рабочей силы и ее «цену» — заработную плату. Характеризуют процесс накопления капитала и его влияние на положение рабочего класса.
Второй том, «Процесс обращения капитала», посвящен анализу движения капитала, его оборота и кругооборота. Кругооборот капитала есть процесс его непрерывного движения, последовательного прохождения трех стадий. На каждой из стадий происходит смена функциональной формы капитала: превращение денежного капитала в производительный, производительного — в товарный, товарного — вновь в денежный капитал.
Предшественники Маркса в основу деления капитала на основной и оборотный положили долговечность каждой из частей капитала. Для Маркса исходным пунктом этого деления является двойственный характер труда. Он позволяет понять процесс перенесения стоимости со средств производства на продукт труда. Это перенесение осуществляется конкретным трудом. Но стоимость составных элементов капитала (сырья, топлива, машин, зданий и др.) переносится на продукт по-разному. Стоимость одних полностью переносится за один производственный цикл — это оборотный капитал. Стоимость других — лишь частично, по мере их снашивания. Это — основной капитал.
Этот процесс протекает только в производстве. Именно здесь образуется стоимость. Поэтому деление капитала на основной и оборотный присуще лишь производительному капиталу.
Проблему воспроизводства всего общественного продукта (как простого воспроизводства, так и расширенного) Маркс решает следующим путем. Он разделил все общественное производство и весь общественный продукт на два больших подразделения: 1) производство средств производства и 2) производство предметов потребления.
Третий том «Капитала». Он посвящен процессу капиталистического производства, взятого в целом, т.е. в единстве производства и обращения.
Так, прибавочная стоимость выступает в превращенной форме прибыли, а норма прибавочной стоимости выступает в превращенной форме нормы прибыли.
По Марксу, прибавочная стоимость выступает в четырех конкретных формах:
а) предпринимательского дохода;
б) торговой прибыли;
в) процента;
г) ренты.
Предпринимательский доход выступает на поверхности как бы «плата за труд» предпринимателя. За внешней противоположностью процента и предпринимательского дохода скрывается один и тот же источник — прибавочная стоимость. Маркс из этого делает вывод, что предприниматель в такой же мере, как и владелец денежного капитала, противостоит рабочему классу в качестве его эксплуататора.
Четвертый том «Капитала» — это «Теории прибавочной стоимости».
В этом томе Маркс дает цельную картину развития экономической теории от ее зарождения до момента написания рукописи 1861-1863 гг.
Четвертый том «Капитала» состоит из трех частей. В первой части наиболее обширен экскурс в историю экономической мысли. Особое внимание уделяется вопросу о воспроизводстве. Маркс уделил особое внимание проблеме возмещения постоянного капитала. В результате он пришел к выводу о необходимости деления общественного производства на два подразделения.
Исходя из критического анализа экономической теории, Маркс делает следующий вывод, изложенный им в послесловии ко второму изданию 1-го тома «Капитала»: “… пробил смертный час для научной буржуазной политической экономии. Отныне дело шло уже не о том, правильна или неправильна та или другая теорема, а о том, полезна она для капитала или вредна, удобна или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями или нет. Бескорыстные научные изыскания заменяются предвзятой, угодливой апологетикой”[4]. Маркс назвал такую политическую экономию вульгарной, в отличие от классической политической экономии в лице А. Смита и Д. Рикардо.
3.4 Экономическая мысль России в XVIII— начало XXвв
3.4.1 Экономические учения в XVIIIвеке
В течение XVIII столетия в России, как и в странах Запада, ведущее место занимали воззрения меркантилистов. Политику меркантилистического характера проводил Петр I. Политика поддержания активного торгового баланса, поощрение купечества, мероприятия фискального характера использовались для развития мануфактурного производства, стимулирования промышленности, реформирования и укрепления армии и флота.
В трудах и преобразовательной деятельности россиян, стоявших у истоков отечественной экономии, находим немало оригинальных и самобытных замыслов, идей, прожектов.
Михайло Васильевич Ломоносов (1711—1765) выдвинул и детально обосновал целостную программу подъема производительных сил России.
Поскольку в России оставалось много неосвоенных земель, необходимо было содействовать росту численности населения и его широкому просвещению. Источник богатства Ломоносов видел в умножении «внутреннего изобилия», в развитии отечественного производства, горного дела, металлургии, внутренней торговли. «Народ Российский на высочайшую степень благополучия и славы поставлен быть достоин».
Михаил Михайлович Щербатов (1733—1790) — историк, экономист, государственный деятель — видел главную экономическую проблему в разработке мер, направленных на подъем сельского хозяйства при ведущей роли родовитого дворянства. Он был сторонником возвращения к допетровскому жизненному укладу, исправления нравов и пороков государственного управления.
Заметный след в истории оставили Иван Андреевич Третьяков (1735—1776) — автор трактата «Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государства как у древних, так и нынешних народов», Семен Ефимович Десницкий (1740—1789) — основоположник русской правовой науки, а также крупный и оригинальный мыслитель, решительный противник крепостничества — Александр Николаевич Радищев (1749—1802).
3.4.2 Экономические учения в XIX— начало XXвв
Начало XIX в. — период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, иначе говоря, организационного становления российской экономической мысли.
Теоретические постулаты политической экономии воспринимались российской аудиторией главным образом с позиций их социальной значимости, идеологического воздействия.
Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) вошел в историю как реформатор государственного управления и финансов.
При непосредственном участии Сперанского коллегии были преобразованы в министерства. С его именем связано создание Государственного Совета — высшего законосовещательного органа, который должен был обсуждать, согласовывать законодательные установления, важнейшие финансовые вопросы и представлять их на утверждение верховной власти.
Особо следует остановиться на разработанном Сперанским «Плане финансов», содержавшем основы финансового устройства и принципы финансовой политики. Реформирование финансов было призвано разорвать «несчастный круг, в коем цены возвышаются от новых долгов, а новые долги делаются, необходимы от возвышения цен». «Потребны сильные меры и великие пожертвования, чтобы вывести нас из сего положения», — говорилось в «Плане финансов»[5].
«План финансов» предусматривал строго согласовывать расходную и доходную части государственных финансов. Чтобы увеличить поступления средств, предлагалось сократить расходы, повысить подати и сборы.
Все расходы делились на три части: необходимые, полезные и излишние. К необходимым относились военные расходы; расходы, отсрочка которых могла принести ущерб казне и без которых не могло функционировать управление. Полезные надлежало отложить, а излишние устранить.
Все виды доходов были классифицированы и разбиты на пять групп: подати, доходы экономические, пошлины (таможенные и винные), займы, доходы чрезвычайные.
Вместо ассигнаций вводились металлические деньги — серебряный рубль и медная монета. Но провести операцию по выкупу ассигнаций не удалось. Чтобы подкрепить быстрый рост государственных расходов, обеспечить финансирование армии, дать ссуды на восстановление подорванного войной хозяйства, приходилось вновь повышать подати (подушную и оброчную), прибегать к эмиссии бумажных денег.
Заслуга Сперанского как главного автора «Плана финансов» заключается в разработке основ финансовой реформы, позволившей стабилизировать финансы и денежное обращение. Фактически впервые была создана взаимосвязанная, законодательно оформленная государственная бюджетная система.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — выдающийся ученый, блестящий публицист, глубокий и эрудированный теоретик.
С известной долей условности можно выделить три направления работ Чернышевского в области социально-политической и экономической проблематики.
1. Активная критика крепостного строя. Чернышевский выдвинул и отстаивал программу отмены крепостного строя, ликвидации помещичьего землевладения, передачи земли крестьянам без выкупа.
2. Анализ и детальный разбор трудов известных экономистов, в том числе произведений А. Смита, Д. Рикардо, Дж.С. Милля. Чернышевский признает справедливость исходных положений классиков, но находит в их трудах противоречия и считает, что в экономической науке не должно быть монополистов.
3. Разработка собственной концепции, которую Чернышевский называл политической экономией трудящихся («Капитал и труд» — 1860; «Очерки из политической экономии (по Миллю)» — 1861и др.).
Опираясь на положения классической школы, на трудовую теорию стоимости, ученый выдвинул свою трактовку труда, его структуры и значимости. Производителен не всякий труд, а тот, который обращен па удовлетворение материальных потребностей.
Ученый предлагает свою трактовку основных категорий: стоимости, капитала, денег, заработной платы, прибыли. Он считает, что обмен не будет играть той роли, которую он выполняет теперь. Обмен станет играть незначительную роль. Деньги потеряют свое настоящее значение.
Сергей Юльевич Витте (1849—1915) — крупный государственный деятель, инициатор сооружения Транссибирской магистрали, министр финансов в период проведения денежной реформы 1895— 1897 гг. Известен как активный сторонник индустриального преобразования России, основу которого видел в упрочении финансовой системы, железнодорожном строительстве.
продолжение
–PAGE_BREAK–В работе «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» подчеркивал значение для нашей страны транспортных коммуникаций и обосновывал систему построения тарифов. Железнодорожные тарифы должны регулироваться по закону спроса и предложения. Выступая за государственный контроль над тарифами, обосновывал требование однозначности и равенства перед тарифами «всех и каждого».
Витте признавал целесообразность государственного управления транспортной сетью. «При эксплуатации всей сети железных дорог правительством является возможность увеличить их доходность».
В книге «Национальная экономия и Фридрих Лист» Витте обосновывает программу ускоренной индустриализации страны, быстрейшего преодоления отставания от главнейших иностранных государств. Подъем сельского хозяйства он рассматривал в качестве «национальной общеэкономической задачи», важнейшей предпосылки «создания и укрепления отечественной промышленности».
Для укрепления финансов Витте настаивал на введении косвенных налогов, в том числе налога на водку, обеспечившего четвертую часть бюджетных доходов. Будучи министром финансов, отрицательно оценивал систему бумажно-денежного обращения за ее неустойчивость. Перевел национальную валюту на золотую основу. После проведения денежной реформы рубль вплоть до начала Первой мировой войны оставался одной из наиболее прочных валют мира.
Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — энциклопедически образованный ученый, активный участник революционного движения.
Характеризуя экономические воззрения Плеханова, отметим следующее.
Плеханов был крупным и авторитетным аналитиком социальных и экономических процессов, протекавших в России. Его интересовали эволюция крестьянской общины, особенности пореформенного развития экономики России. Работы Плеханова оказали значительное влияние на формирование общественной мысли.
Заслуживает внимания эволюция взглядов Плеханова на ход экономического развития страны, перспективы социальных преобразований. Первоначально (конец 70-х — начало 80-х гг.) он стоял на позициях народничества, принимал участие в народническом движении. Россия, считал он, может миновать стадию капиталистического развития, внутренний рынок ее слишком узок для реализации, производимой в ней товарной продукции.
В 80—90-х гг. Плеханов порывает с народничеством и переходит на позиции марксизма. Он убеждается, что капитализм в России не «случайное явление».
В работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» и ряде других Плеханов негативно оценивает позицию авторов, отстаивающих теорию самобытного развития России. Прогрессивные элементы русского общества придерживаются иных взглядов, выступают с позиции осмысленного «западничества».
Позднее (с начала XX столетия) Плеханов склоняется в сторону более гибкой, в известной мере компромиссной позиции. Он приходит к выводу, что в силу малочисленности пролетариата, отсутствия у него надежных союзников последний не сможет удержать политическую власть. Из-за экономической отсталости страны социальная революция обречена на поражение.
«Апрельские тезисы» Ленина Плеханов характеризовал как переход его (Ленина) на позиции анархистов, игнорировавших реальные условия, уровень экономического развития той или иной страны. Призывы к социалистической революции означали, по его убеждению, разрыв с марксизмом.
В.И. Ленина (1870—1924). В его работе «Развитие капитализма в России» проанализирован процесс формирования российского рынка, вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений. Полемизируя со своими оппонентами, В.И. Ленин обосновывает вывод, что капитализм в России не только возможен, но и фактически уже существует.
Аграрный вопрос рассматривается в качестве основного в развитии и оценке перспектив социально-экономической эволюции российского общества. Поскольку Ленин не разделял взгляды экономистов-народников относительно специфичности крестьянской реформы и возможности российского пути ликвидации помещичьего землевладения (в отличие от «традиционных» путей реформирования), он исходит из двух возможных вариантов преобразований. В соответствии с этим обосновывается положение о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве (американском и прусском).
Написанная в годы войны работа «Империализм, как высшая стадия капитализма» — одна из главных в творчестве Ленина. Автор характеризует основные черты капитализма на империалистической стадии. Главное внимание уделено анализу противоречий. Вырастая из конкуренции, монополия не ликвидирует ее, а, существуя наряду с ней, порождает острые конфликты и катаклизмы. Империализм «спутывает» со свободной конкуренцией монополии, но устранить обмена, рынка, конкуренции, кризисов и т.д. империализм не может. Господство монополий ведет к искусственному торможению технического прогресса, к обострению неравномерности развития в разных странах и отраслях.
Проблемам переходного периода и становления социализма посвящено несколько ленинских работ, статей, записок.
Особое место в работах В.И. Ленина занимают экономические проблемы периода «военного коммунизма». Раскрывается существо, вынужденный характер политики «экстренных коммунистических мер», отмечается значимость проводимого курса, анализируются допущенные ошибки.
Предметом дискуссий остается анализ переходного периода. По сути, это особая тема, охватывающая широкий комплекс вопросов: сущность переходного периода, проблемы многоукладности, специфика рыночных отношений, и т.д. Новая экономическая политика была политикой постепенного, реформистского преобразования хозяйства. Особое место в творческом наследии В.И. Ленина занимает статья «О кооперации», в которой говорится о необходимости «признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм». Нэп рассматривается как переход к «необычному» государственному и кооперативному капитализму. Ленин писал, что кооперация дает «все необходимое для построения полного социалистического общества. Социализм рассматривается как «строй цивилизованных кооператоров».
В последних работах В.И. Ленин выдвинул идеи и положения, представляющие основы экономической модели нового общества, трансформированной в дальнейшем в основы теории государственного социализма.
Глава 4. Главные направления развития современной экономической мысли
4.1 Неоклассическое направление
Главная проблема, которая находилась в центре внимания представителей неоклассиков — Альфреда Маршалла (1842-1924), Артура Пигу (1877—1959) и др., — удовлетворение потребностей человека. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. При этом представители неоклассиков исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем.
А. Маршалл разработал концепцию равновесной цены, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце ХIХ — начале ХХ в. Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.
Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».
Экономисты, которых называют неоклассиками, занимаются разработкой различных проблем и представляют практически не одну, а различные концепции и школы. При этом общность тематики, близость или сходство разрабатываемых проблем не означают общности во взглядах. Неоклассическое направление «объединяет», сводит под одну крышу представителей далеко не однородных школ, различающихся и сферой интересов, и глубиной анализируемых проблем, и полученными результатами (выводами и рекомендациями).
4.2 Кейнсианское направление
В 1929-1933 гг. разразился мировой экономический кризис. Его результатом явилось сокращение валового национального продукта (ВНП) с 314,7 млрд. долл. в 1929 г. до 222,1 млрд. долл. в 1933 г. Доля инвестиций сократилась за этот период с 17,8 до 3,8%. Безработица возросла с 3,2 до 24,9%. Индекс цен упал с 100 до 75,4%, а денежная масса — со 100 ед. до 73,5 ед. Кризис охватил США, Германию, Францию, Англию. Пострадали все классы и слои населения. Имели место массовые банкротства.
Считается, что 30-е годы XX в. — это период кризиса экономической теории Запада. Кстати, в XX в. экономическая теория Запада впадала в кризис дважды: первый раз — в 30-е годы, второй — в 70-е годы.
И вот в 30-е годы появилась фигура Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) — одного из наиболее видных экономистов своего времени, внесший большой вклад в экономическую науку, ученик А. Маршалла, но впоследствии отвергший теории своего учителя и организовавший собственную школу. В 1936 г. вышла в свет основная работа Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»[6]. Сам Кейнс отмечал[7]: «Мне кажется, я пишу книгу по экономической теории, которая совершит революцию в подходах к экономическим проблемам»[8].
Какие новые идеи внес Кейнс в экономическую теорию? С первых же страниц своей книге он указывает на приоритет первого слова в ее названии, т.е. общей теории. Далее он пытается решить две задачи:
1) исследовать причины кризисов и безработицы;
2) разработать конструктивную программу исцеления капитализма.
Кейнс впервые признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму. Далее он заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с кризисами и безработицей. По Кейнсу, при решении этих проблем нужно вмешательство государства. Кейнс прямо говорит: “… где вы видите редкость? У нас не редкость, а переизбыток. И если для рыночной экономики естественным является неполная занятость, то реализация моей теории предполагает полную занятость”. Заметим сразу, что под полной занятостью Кейнс понимал не абсолютную занятость, а относительную. Он не только допускал, но и считал необходимым 3-процентную безработицу, которая должна служить буфером для давления на занятых и резервом для маневра при расширении производства.
Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объясняет недостаточным «совокупным спросом», являющимся следствием двух причин. Первой причиной этого «великого зла» является «основной психологический закон» общества. Суть его состоит в том, что рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые в свою очередь ослабляют стимулы капиталистов к дальнейшим инвестициям (капиталовложениям).
Второй причиной недостаточного «совокупного спроса» Кейнс считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Последний вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме[9]. Этим наносится ущерб росту инвестиций и еще более урезается «совокупный спрос». Недостаточный рост инвестиций в свою очередь не позволяет обеспечить занятость в обществе. В результате и возникает безработица.
Следовательно, Кейнс выстраивает следующую цепочку: недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и «предпочтение ликвидности» — с другой, ведет к недопотреблению. Недопотребление уменьшает «совокупный спрос». Наступает несоответствие между «совокупным спросом» и «совокупным предложением». В результате скапливаются нереализованные товары, что и приводит к кризисам и безработице. Итогом является нарушение экономического равновесия общества. В результате Кейнс делает сенсационный вывод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать[10].
Итак, по Кейнсу, депрессия есть результат недостаточного эффективного спроса, который состоит из двух частей: из потребления и инвестиций. В свою очередь динамика инвестиций зависит также от двух факторов:
а) предельной (дополнительной) эффективности капитальных вложений, т. е. предельной рентабельности последней единицы капитала;
б) нормы ссудного процента.
Инвестиционный процесс будет идти до той точки, пока его вложения будут давать прибыль большую, чем процент на вложенный в банк капитал.
Кейнс поставил перед собой задачу доказать возможность достижения стабильности развития экономики. Он разрабатывает макроэкономическую модель. В ней устанавливается функциональная зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в этой модели отводится государству.
Государство должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений за счет дотаций, государственных закупок и т.д. В свою очередь, Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Последняя должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места. Это приведет к достижению полной занятости.
Главную ставку в увеличении «совокупного спроса» Кейнс делает на рост производительного спроса и производительного потребления. Недостаток личного потребления он предлагает компенсировать расширением производительного потребления.
Но и личное потребление Кейнс не оставил без внимания. Потребительскому спросу, по мысли Кейнса, тоже нужна подкачка, например, через потребительский кредит. Причем эта акция должна распространяться на самые широкие слои населения, а не только на предпринимателей.
Здесь уместно заметить, что Кейнс положительно относился к милитаризации экономики. Он считал, что производство военной продукции увеличивает размеры национального дохода, обеспечивает занятость рабочих и высокие прибыли. Кейнс также считал, что сооружение пирамид, землетрясения, даже войны могут послужить увеличению богатства.
Наиболее полное выражение макроэкономическая модель Кейнса нашла в теории так называемого «мультипликационного процесса». В основу этой теории положен принцип «мультипликатора». Дословно мультипликатор означает множитель.
Смысл данной теории заключается в том, что увеличение инвестиций в одну область оказывает влияние на рост спроса и доходов населения.
Само понятие «мультипликатора» было впервые сформулировано английским экономистом Р.Ф. Каном (учеником Кейнса) в 1931 г. Р.Кан рассматривал действие мультипликатора занятости в том, что в результате государственных затрат на общественные работы возникает не только «первичная занятость» на этих работах, но и производная от нее — вторичная, третичная и т.д. Таким образом, происходит «мультипликация» покупательной способности и занятости, вызванная первоначальными затратами.
Теория мультипликатора ставит задачу найти меру возрастания спроса, занятости и дохода по отношению к приросту инвестиций. Кейнс пишет: «Мультипликатор инвестиций указывает, что когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в к раз больше, чем прирост инвестиций»[11].
Прекращается „мультипликационный процесс“ вследствие того, что расходуется не весь доход, так как часть его сберегается и уплывает» из процесса. Мультипликационный процесс заканчивается в тот момент, когда приращение дохода приближается к нулю, а сумма утечек — к 1, т.е. к величине первоначальных затрат.
В 50-60 годах кейнсианство широко распространилось в западных странах. Основные положения Кейнса подверглись определенной модификации в работах западных экономистов.
Неокейнсианцы, к числу которых относится, в частности, английский экономист Джоан Робинсон (1902-1983), исходят из необходимости более полного учета факторов нестационарности, динамики экономических процессов.
4.3 Институционально-социальное направление
продолжение
–PAGE_BREAK–