Этапы волевого действия и их характеристика

Этапы волевого действия, и их характеристика

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые
действия бывают простые и слож­ные.

К простым относятся те, при которых человек без ко­лебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для
простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на вы­полнение действия определенным способом осуществля­ются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие эта­пы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осо­знание ряда возможностей
достижения цели; 3) появле­ние мотивов, утверждающих или отрицающих эти возмож­ности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве
решения; 6) осуществление при­нятого решения.

Этап “осознание цели и стремление достичь ее” не все­гда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее
достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба
мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов,
которая воз­никает при осознании целей, — это не структурный ком­понент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью
которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается са­мостоятельно). Желание —
это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворе­ние которых объективно исключено,
то происходит столк­новение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе
осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбо­ром цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе,
ослабевает.

Этап “осознание ряда возможностей достижения цели” — это собственно мыслительное действие, являю­щееся частью волевого действия,
результат которого — уста­новление причинно-следственных отношений между спо­собами выполнения волевого действия в имеющихся усло­виях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства дос­тижения цели соотносятся с имеющейся у человека систе­мой ценностей, включающей
убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возмож­ных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути
системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается централь­ным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна
конфликтная ситуация, связанная . с. тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго
этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек пони­мает),
но зато следование им больше соответствует систе­ме ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следу­ющий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется
спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются, средства, способы, последовательности их использования т. е. осуществляется
уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществле­ния принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать воле­вые усилия, и порой не
менее значительные, чем при вы­боре цели действия или способов его выполнения, посколь­ку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением
препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для чело­века два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем,
что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных уси­лий.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru