Этические ценности в философии Украины (Сковорода, Юрквич, Шевченко)

Этические ценности в философии Украины (Г.Сковорода, П.Юркевич,Т.Шевченко)
 

СКОВОРОДАГригорий Саввич (1722-94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-хгг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковородыраспространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинскойкультуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематикапереплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческогосуществования — подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен,кантов, псалмов.
ЮРКЕВИЧПамфил Данилович (1826-74), российский религиозный философ. Разрабатывалпроблемы христианской антропологии (учение о «сердце» как духовномсредоточии человека).
ШЕВЧЕНКОТарас Григорьевич (1814-61), украинский поэт, художник. Поэзию Шевченко,проникнутую любовью к Украине, состраданием к тяжелой доле народа, протестомпротив всех форм его социального и национального угнетения, отличают близость кнародному творчеству, глубокий лиризм, «простота и поэтическая грациявыражения»
С моментазарождения украинской философии в центре ее исследований стоит человек, тоесть она имеет, антропологическую направленность. Содержаниефилософских размышлений украинских мыслителей связано с духовным миромчеловека. Национальное своеобразие украинской философии обусловило зарождение вее лоне «философии сердца», с которой связаны имена Г. Сковороды, П. Юркевича.
Антропологическаямысль Г.Сковороды, опираясь на православные традиции, создает онтологическуюукорененность природы человека в макрокосмическом мире. Человек тождественен,органически связан с жизнесозидающими силами космоса. Библия же являетсясимволическим воплощением этого единства между космосом природы и космосомчеловека, в ней символически опредмечен смысл духовного опыта человечества,поэтому она также образует собой особый символический космос смысла жизни на Земле.Познание себя как цели жизни человека невозможно без познания всеобщихуниверсальных связей с окружающим миром природы и миром духа. Создавая самобытнуюконцепцию человека, Сковорода делает акцент на том, что человек не простотелесность среди других телесностей, а это особый сущностный мир — “микрокосм”,в котором центральное положение принадлежит его сердцу, потому что именносердцем связан человек с божественной сущностью. По словам Г.Сковороды: “Человекбожий, источающий животворящие струи и лучи божества испущающий, есть солнце непо солнечному лицу, но по сердцу” [1]. Не разум, а сердце, поднимая разум,позволяет человеку узреть в мире свет божественной истины, установить четкиенравственные ориентиры в духовном мире, познать человеческое счастье в жизни,избежать соблазнительных обманов и гибельных искушений. Г.Сковорода писал: «Где ты, свет наш, Иисус Христос? Тыодин говоришь истину в сердце твоем. Слово твое истина есть. Евангелие твоеесть зажженный фонарь, а ты в нем сам свет. Вот единственное средство кизбежанию обмана и тьмы незнания» [2]. Духовная программа для интеллектуальнойработы русской мысли должна быть сосредоточена на такое бытие, “где разум иволя, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, ижеланное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одноживое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человекав ее первозданной неделимости” [3].
УчениеСковороды о сердце органически связано с его философскими взглядами ипониманием им сущности человека. Предметом учения Сковороды является понятиесердца, и здесь философ якобы более, чем где бы то ни было, остается на почвебиблейского учения о сердце как действительном центре духовной жизничеловека. Не придавая слову «сердце» эмоционального оттенка, Сковорода все жепреодолевает односторонний рационализм современной ему психологии. Сердцеявляется для Сковороды чем-то бессознательным. Продолжая христианскую традицию иследуя Платону, «Сковорода рисует это бессознательное не как низшее посравнению с сознательным, психической жизнью, а как высшее и более глубокое,как средоточие всего доброго и светлого»[11].
Сковородаутверждал, что сердце является «действительным человеком», что головой всего вчеловеке является сердце человеческое. Оно и представляет действительногочеловека в человеке. Эта гуманистическая тенденция, по его мнению,проходит через всю украинскую философскую мысль, через творчество Гоголя,Кулиша и др. Утверждается, что Сковорода развивал этот аспект и тем самым имелзначительное влияние на философскую концепцию Юркевича. «Учение Сковороды осердце как центре и целостном начале духовной жизни повторяется Юркевичем.»[10]
При всейфрагментарности теории Г.Сковороды дальнейшая реализация ее найдет воплощение вработах П.Д. Юркевича. Акцентируя внимание на сердце как центре человеческогоестества, мыслители не только стремятся дистанцироваться от западногорационализма с его аргументацией на “голову”, но и утверждают общечеловеческую,общекультурную мировую антропологическую традицию “сердца”, свойственную мистикеЗапада и Востока [4].
В связи сэтим выделим несколько концептуальных положений значения “сердца”. 1). Сердцекак энергийно-экзистенциональный центр самособирает разрозненные частичеловека, из хаоса внутренней духовной разбросанности его тела, души и ума,сердце сосредоточивает все человеческое естество на одном – самом важном,существенном. Собрав и упорядочив в единую цельность все телесные и духовныесилы, все желания и побуждения человека в единое стремление, сердце приступаетко второму этапу – самому важному и главному – кардинальной переделке егопрежнего естества, направленного на путь обожения. От человека, оставившегосвою разобщенную ветхость духа, собранного и очищенного сердца исходитживительный зов энергии к Богу, и он откликается человеку своей лучезарнойблагодатью. Божественное участие в переустройстве человека, в превосхождении имсамого себя невозможно без работы, усилия человека над собой, котороесовершается благодаря его сердцу. В сердце заключена интимнейшая связь человекас Богом. При этом Божественная жизнь не исключает в переустройстве человеческойжизни значения ума и не принижает его деятельное участие в работе сердца, но,напротив, работающее сердце (и только оно) призывает к сотрудничеству ум,рациональные стороны человека. В единстве сердца и ума человек “сердечновнимателен” и открыто бдителен.[5].
2). Сердцевбирает в себя всю полноту Истины, и тогда она предстает в своем целостномединстве с Добром и Красотой. Весь драматизм человека и человечества может какраз и состоять в том, что он выберет какую-то часть этой целостности –заманчивую своей привлекательностью. Многие представители культуры подчеркивалитриединство Истины, Добра и Красоты, которое способно вывести человека на путьПравды – важнейший духовно-социальный экзистенциал (существование)отечественного духа.
3). Сердцекак скрытая глубина Жизни, в которой сокрыт источник жизненных проявленийчеловека. Эта “глубина” не доступна не только для постороннего глаза, но и длясамого человека, в ней сосредоточено скрытое “я” — полное иррациональныхсвойств. В свою очередь, эта “глубина”, сокрытая и таинственная, побуждает человекапознать ее, предстает своеобразной целью жизни – “познай свое сердце”, “заглянив свое сердце”. Бесконечная глубина человеческого сердца соединена с глубинойБожественного центра, что вызывает у человека бесконечный интерес к самомусебе, побуждает его к самопознанию и богопознанию. Процесс познания этойскрытой “глубины” направлен как на человека, так и на Бога.
4) Скрытаяглубина сердца дает основание рассматривать его в качестве верногопрогностического источника. Вслушиваясь в глубины сердца, человек получаетоттуда надежный ответ. Будущее проблематично, опасно, поэтому человеку надлежитчаще обращаться за советом к своему сердцу, ибо в нем кроется и источникбожественного откровения. “Спроси у своего сердца и – поступай по сердцу”,-таким образом, не ошибешься в будущем.
5). Сердцекак центр борьбы Добра и Зла. Водораздел между добром и злом проходит не по тусторону бытия человека. Эта борьба проходит в самом центре его – сердце. Поэтомучеловек ответственен за тот выбор, который он избирает. Зло затмевает сердце, адобро его просветляет.
6) Сердце какисточник света, знания, “светового логоса”. Такое понимание сердца опирается натрадиции неоплатонизма и святоотеческое наследие восточного христианства. “Богявляется всегда как свет и Своим явлением вводит человека в свет вечногоБожественного бытия”,- писал Софроний. (ок. 560-638), христианский монах, с 634патриарх Иерусалимский.) Свет как сущностная онтологическая основа жизниразделяется практически всеми мировыми религиями, корни почитания света уходятглубоко в мифологическое сознание народов разных культур. Разработка метафизикисердца вместе с метафизикой света объединяет Восток и Запад. “Благодатный свет”выводит сердце из потаенных глубин, пробуждает его к деятельности, освещаетпуть интеллектуального созерцания жизни, совершает духовный подъем личности.Здесь сердце зрит реальность “идеала”, “святости”, “ценности”, “смысла”,“культуры”.
7). Сущностьчеловеческого сердца есть любовь. Понятие любви пронизывает все сферы культуры,составляет чувственно-духовную основу ее. Любовь утверждает в человекежизнесозидающие ценности, расширяет горизонт его видения до беспредельности,помогает покинуть пределы одиночества, объединяет и укрепляет связи вчеловеческой жизни. Мир персонального “я” любовь превращает в интерперсональныймир “Мы”, в котором бьется живая энергия Жизни.
Юркевичсоздал «философию сердца» в противоположность не только модному в его времяматериализму, но также крайнему рационализму и интеллектуализму. Анализируясовременную ему философскую проблематику, Юркевич приходит к убеждению, чтообнаруженная в категориях разума философская мысль не в состоянии охватитьцелостного и реального бытия. Границы человеческого познания существуют потому,что за разумом и его способностью познать мир таится более глубокая функциячеловеческого духа, служащая основанием разуму и создающая ему возможность дляразвития. «Философия сердца», изложенная Юркевичем в работе «Сердце и егозначение в духовной жизни человека», создает чрезвычайно характерное переходноеявление от платонизма к философии новейшего времени, однако она находится вявном противоречии с Кантом и его последователями.
Cчитаетcя, что истоки учения Юркевича о «философии сердца» уходят втворчество Сковороды. Юркевич считает, что сердце есть хранитель и носительвсех телесных сил, средоточие душевной и духовной жизни человека. При этомон ссылается на различные библейские источники. «Так в сердце зачинается ирождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникаютмногообразные преднамерения и нежелания; то есть седалище воли и еехотений»[9]. Сердце есть также средоточие нравственной жизни человека. В немсоединяются все нравственные состояния человека, от высочайшей таинственнойлюбви к Богу до того, по словам Юркевича, высокомерия, которое, обгоняясебя, полагает сердце свое сердцем Божиим.
Юркевичотмечает, что священные писатели знали о высоком назначении головы в духовнойжизни человека, однако средоточие этой жизни видели в сердце. С его точкизрения, заповедь любви философия заменяет отвлеченным и холодным сознаниемдолга, «сознанием, которое предполагает не воодушевление, не пламенное влечениесердца к добру, а простое, безучастное понимание явлений»[9]. Ученый считает,что самые достоверные факты физиологии, подтверждающие связь сознательной жизнидуши с деятельностью головного мозга, не находятся в противоречии с библейскимучением о сердце как подлинном средоточии душевной жизни. Он допускаетвозможность того, что душа как основа сознательных психических явлений имеетсвоим ближайшим органом сердце. Хотя факты свидетельствуют о том, чтосознательная жизнь души проходит под воздействием головного мозга, Юркевнчсчитает, что чувство, которое мы имеем о нашем собственном духовно-телесномбытии, отражается в нашем сердце. Самые малейшие изменения в сфере чувствсопровождаются изменениями в работе сердца. «А эго общее чувство души, как намкажется, есть одно из самых важных явлений для объяснения библейского ученья осердце как средоточии душевной жизни.… В сердце человека лежит основа того,что его представления, чувствования и поступки получают особенность, в которойвыражается его душа, а не другая, или получают такое личное, частно-определенноенаправление, по силе которого они суть выражения не общего духовного существа,а отдельного живого действительно существующего человека»[9].
В этих словахЮркевича, по сути, выражена квинтэссенция его учения о сердце как органе,определяющем духовный мир личности, делающем ее индивидуальностью. Именно всердце, по Юркевичу, сконцентрировано многообразие чувств, эмоций, настроений,переживаний, свойственных человеку, которые детерминируют его поведенческуюдеятельность и мировоззренческую направленность. Такие чувства, как радость,скорбь, страх, надежда, доброта и любовь самым непосредственным образомвытекают из нашего сердца и оказывают воздействие на его деятельность. «Когдамы наслаждаемся созерцанием красоты в природе или искусстве, когда нас трогаютзадушевные звуки музыки, когда мы удивляемся величию подвига, то все этисостояния большего или меньшего воодушевления мгновенно отражаются в нашемсердце, и притом с такою самобытностью и независимостью от нашего обычногопотока душевных состояний, что человеческое искусство, может быть, вечно будетповторять справедливые жалобы на недостаточность средств для выражения иизображения этих сердечных состояний»[9]. В процессе познания, если истиназападает в сердце, то она становится нашим благом, нашим внутренним сокровищем.Юркевич делает вывод, что «только для сердца возможен подвиг…
Из этихзамечаний, — подчеркивает он, — мы извлекаем два положения:
1)сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразнотакие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественнойдуховности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума;
2) понятие иотчетливое знание разума открывается или дает себя чувствовать и замечатьне в голове, а в сердце; в эту глубину оно должно проникнуть, чтобы статьдеятельною силою и двигателем нашей духовной жизни». Юркевич показываетпротиворечивый характер человеческой личности, в которой одной сосредоточеныкак бы две. Ту личность, которая выступает перед нами, он называет поддельной.Но кроме нее в человеческой индивидуальности находится другая, действительнаяличность. Содержание этой подлинной, действительной личности сокрыто всердце человека. Это явление Юркевич называет двоедушием. Оно показывает,какое огромное расстояние может быть между деятельностью душевной впредставлениях и понятиях и теми собственными состояниями души, которыеотзываются в движениях сердца. Ведь в особенных случаях мы просим человекавысказать свое мнение «от сердца». Отношения между людьми, подчеркивает Юркевич,суть отношения сердечные.
Таковы,например, дружба, братство, любовь и др. Именно здесь проявляется сущностьчеловека, полнота и состояние ею духовных переживаний. «Философия сердца»предполагает рассмотрение религиозного сознания, места и роли религиозныхчувств в структуре человеческой личности. При этом она исходит из тезиса о том,что религия не является чем-то посторонним по отношению к духовному миручеловека. «Основа религиозного сознания человеческого рода заключается всердце человека: религия не есть нечто постороннее для его духовной природы,она утверждается на естественной почве»[9]. Согласно концепции Юркевича,религиозное чувство является врожденным. Отсюда вывод о том, что религиозность присущаукраинскому национальному характеру, поскольку философское миросозерцаниеукраинского народа отражено в «философии сердца». Выше подчеркивалась мысль,что истоки «философии сердца» Юркевича — в учении Сковороды.
Доминирующей тенденцией«украинской идеи» было исследование проблемы становления и развитиянационального самосознания украинского народа
Эта объясняется особенностямиисторического и социально-экономического развития Украины и отдельных еёрегионов. В силу этого культурная жизнь на протяжении различных историческихэпох не всегда носила самостоятельный характер, изменялся уровень как политическойзависимости, так и национального самосознания украинского народа. Украинскийнациональный характер, как и национальный характер любого народа, диалектическипротиворечив. Одной из распространенных интерпретаций тезиса о преимуществеэмоциональных и чувственных элементов над рационалистическими в характереукраинского народа является утверждение о том, что в философии П. Д. Юркевичанашли отражение эти черты национального характера [8].
Наряду сналичием общечеловеческих черт, которые трансформируются в национальном бытииукраинского народа, в нем содержатся элементы консервативные, то, что влитературе получило название отрицательных черт национальной психологии. Ихнеправомерность доказывается содержанием и характером культуры украинскогонарода. Достаточно вспомнить творчество Т.Г.Шевченко , где наряду слирическими произведениями имеются произведения, в которых отражено героическоепрошлое украинскою народа (например, «Гайдамаки»). Доброта, щедрость,задушевность, юмор, трудолюбие — это общечеловеческие ценности,преломленные в национальном бытии, которые нашли отражение в искусстве,литературе, устном народном творчестве украинскою народа.
Историяукраинского народа, его героические победы и драматические поражения в прошлом,культура, и материальная, и духовная, быт, традиции, обычаи, обряды, выработаннаяна протяжении веков система ценностей формировали содержание украинскогонационального характера. Несомненно, что украинский национальный характерформировался и видоизменялся под воздействием различных факторов — исторических, социально-экономических, географических и др. Из «философиисердца» вытекает, что эмоциональность и религиозность — это важнейшие чертыукраинского национального характера[12].Но, украинскому народу свойственны иэмоциональность, и религиозность так же, как любому другому народу, исторонники данных взглядов смешивают понятия национального характера инационального темперамента.
Эмоциональность- это черта, которая характеризует национальный темперамент. В этом смысле мыговорим об эмоциональности итальянцев, испанцев, латиноамериканцов.Религиозность — то черта, свойственная скорее национальному характеру любогонарода. Степень ее проявления на протяжении различных исторических эпох зависитот множества факторов.
Религиозность,как, впрочем, и вольнодумство, составной элемент в структуре мировоззрениялюбого народа.
«Философиясердца (Юркевича) является характерной для украинской мысли. Юркевич типичныйпредставитель национального украинского характера»[7].
Всялитературная сила Шевченко — в его «Кобзаре». По внешнему объему«Кобзарь» не велик, но по внутреннему содержанию это памятник сложныйи богатый: это малорусский язык в его историческом развитии, крепостничество исолдатчина во всей их тяжести, и наряду не угасшие воспоминания о казацкойвольности. Здесь сказываются удивительные сочетания влияний: с одной стороны — украинского философа Сковороды и народных кобзарей, с другой — Мицкевича,Жуковского, Пушкина и Лермонтова. В «Кобзаре» отразились киевскиесвятыни, запорожская степная жизнь, идиллия малорусского крестьянского быта — вообще исторически выработавшийся народный душевный склад, со своеобразнымиоттенками красоты, задумчивости и грусти. Поэзии Шевченко насквозь пропитананародностью. Чтобы определить воззрения Шевченко на задачи и цели поэтическоготворчества, нужно привлечь еще те места, где говорится о счастье, как понимаетего поэт, о славе. В особенности важны в смысле поэтических признаний все теместа, где говорится о кобзаре, о пророке и о думах, как любимых детях. Вбольшинстве случаев поэт подразумевает под кобзарем самого себя; поэтому онвнес во все обрисовки кобзаря много лирического чувства. Душа Шевченко до такойстепени насыщена народностью, что всякий, даже посторонний, заимствованныймотив получает в его поэзии украинскую национальную окраску. Из легенд охождении Христа взято начало стихотворения «У Бога за дверьмы лежаласокыра». Народность Шевченко определяется, далее, его миросозерцанием,излюбленными его точками зрения на внешнюю природу и на общество, причем вотношении к обществу выделяются элемент исторический — его прошлое, и элементбытовой — современность. Внешняя природа обрисована оригинально, сосвоеобразным украинским колоритом. Поэзия Шевченко очень богатарелигиозно-нравственными мотивами. Теплое религиозное чувство и страх Божийпроникают весь «Кобзарь». Как человек весьма религиозный, Шевченко втеплых выражениях говорит о силе молитвы, о киевских святынях, о чудотворномобразе пресвятой Богородицы, о богомолке, постоянно выдвигает христианскиепринципы добра, в особенности прощение врагам. Сердце поэта исполнено смиренияи надежды. Все это спасло его от пессимизма и отчаяния, лишь по временам, подвлиянием тяжелых условий его личной жизни и жизни его родины, пробивавшихся впоэзию Шевченко.
В теснойсвязи с основным религиозно-нравственным настроением поэта стоят мотивы обогатстве и бедности, о значении труда. Поэта смущает имущественное неравенстволюдей, нужда их, смущает и то, что богатство не обеспечивает счастья. Егопринцип — «и чужому научайтесь и своего не цурайтесь». Поэту, однако,совсем была чужда идея искания истины и служения ей независимо от каких-либотрадиций. У Шевченко обнаруживается местами узкое национально-прикладноепонимание науки, местами отождествление науки с моралью. Все перечисленные вышемотивы поэзии Ш., за исключением двух-трех (Днепр, Украина, казаки), отступаютперед основными мотивами семейно-родственными. Семья — настоящая суть всего«Кобзаря»; а так как основу семьи составляет женщина и дети, то они инаполняют собой все лучшие произведения поэта. П.И. Житецкий, в «Мыслях омалорусских думах», говорит, что в произведениях малорусской поэзии, какшкольной, так и народной, народная этика сводится главным образом к семейнойморали, основанной на чувстве родства; в народной поэзии правда называетсяматерью ридной, а мать — правдой вирной, и в образе матери создана большаянравственная сила, как сила любви. Все эти суждения вполне применимы к поэзии Шевченко,которая по развитию семейно-родственных идеалов примыкает непосредственно кнародной поэзии.

Заключение
 
Украинскуюфилософию можно рассматривать в контексте общечеловеческого и национального. Сковорода,Юркевич, Шевченко — это мыслители мирового значения, давшие толчок развитиюотечественной философии. Если же говорить о мировом значении славянскойфилософии, то многие ее представители оказали влияние на развитие философскоймысли в мировом масштабе. Юркевич оказал влияние на формирование и развитиеантропологических направлений в зарубежной философии X X в. Шевченкопринадлежит заслуга обстоятельного изучения социальных условий прикрепостничестве, заслуга изображения их не только художественного, но игуманного, как образцовая национальная обработка широкого международногокультурного мотива.
 

Литература
 
Сковорода Г. Соч. в 2 т. М., 1973. Т.1. С. 124.
Там же. С. 155.
Киреевский И.В. Критика и эстетика.М., 1979. С. 334.
Фасмер М. Этимологический словарьрусского языка. В 4 т. М., 1987. Т. 3. С. 605-606. Большойсравнительно-этимологический анализ проделал П.А.Флоренский. О глубоком духовномродстве русского и индийского народов, в их “культуре сердца” отмечал И.С.Хомяков, эту линию сравнительного анализа углубил Б.П. Вышеславцев. Единствозападнохристианской и восточнохристианской мистик анализировали Н.С. Арсеньев,Г.Я. Стрельцова.
Лосский Вл. Очерк мистическогобогословия Восточной церкви// Мистическое богословие. Киев. 1991. С. 226-229.Так же. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М., 1991. С.24-34.
Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. М.,1994. Т. 3. с. 376-377.
Чижевський Д. Нариси з історії філософіїна Україні. -С. 19.
Мірчук І. Світогляд українськогонароду. — Прага, 1942. -С.238.
Юркевич П. Д. Философскиепроизведения. — М., 1990. -С. 69.
Эрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. — М.,1912. -С. 340-341.
Чижевський Д. Нириси з історії філософії України.- С. 54.
Гнатенко П. И., Українский національний характер, Київ,1997.