/>
КУРСОВАЯРАБОТА
натему:
Этическиенормы поведения в реабилитационной работе с детьми (на примере ГУ Социальныйприют для детей и подростков «Ховрино»)
/>Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы социальной работы и работы поформированию этических норм поведения с детьми группыриска
1.1Структура и содержание профессиональной компетенции в области социальной работыс детьми группы риск
1.2Технология воспитательной работы с детьми группы риска
1.3Этические нормы поведения детей в обществе
Глава 2 Этические нормы поведения в обществе в работе с детьми в социальном приюте
2.1Социальный приют для детей и подростков «Ховрино»
2.2 Развитиеэтических норм поведения у детей в условияхсоциального приюта «Ховрино»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
/>Введение
Актуальность. Исследование обусловлено падением жизненного уровнязначительного числа семей, ростом безработицы, ощущением утраты жизненныхперспектив частью взрослого населения; выхолащиванием из педагогическогопроцесса массовой школы воспитательной составляющей, формализацией отношениймежду школой и семьей, педагогами и учащимися, возведением искусственныхбарьеров между школой и детьми из неблагополучных семей; неадекватными проблемамиколичественных и качественных показателей развития системы профилактикибезнадзорности несовершеннолетних, в том числе ее нового сегмента социозащитныхслужб современного типа. Эти службы призваны стать компенсаторным социальныминститутом, выполняющим функции временного замещения семейного и школьного воспитания.
Отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих всистему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии вэтом процессе негосударственных организаций.
Действие этих и многих других факторов привело, во-первых, к ослаблениювоспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной частиродителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях; во-вторых, котсутствию целенаправленной работы системы образования по выявлению детейшкольного возраста, не посещающих учебные заведения, равнодушию к судьбам детейиз семей группы социального риска, сознательному «выдавливанию» их из стен школы;в-третьих, к невозможности достижения необходимого социального эффекта вдеятельности системы профилактики детской безнадзорности.
Кардинальное решение этой важнейшей социальной проблемы, состояниекоторой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности изаботы о будущем любого современного государства и общества, у нас в страневозможно только при условии объединения усилий государственных инегосударственных структур. Масштаб их совместной деятельности долженохватывать весь спектр задач по преодолению детской безнадзорности ибеспризорности как явлений, недопустимых в социальном государстве, которым,согласно Конституции, является Российская Федерация.
Социальный приют для детей и подростков — это государственноеучреждение, призванное помогать детям, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказавшимсябез присмотра наедине с улицей. В чем заключается эта помощь?
Приют предоставляет проживание, уход и питание, медицинскоеобслуживание — в общем, возможность жить и учиться. Приют дает детям надежду насветлое и счастливое будущее. Но он не может дать того, что имеет наибольшеезначение для ребенка — семью, маму и папу. Он лишь помогает найти тех людей,которые неравнодушны к судьбе брошенного ребенка, которые захотят взять его ксебе, и подарить свою любовь и заботу.
К сожалению, эти поиски нечасто проходят успешно, и многие детивыходят в жизнь в одиночестве, без поддержки и совета близкого человека.
Разработанность темы. Проблема нравственного совершенствованиячеловека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, В.И.Вернадского, П.А. Кропоткина, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Отдельныеконцептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованияхотечественных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (П.П.Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Различныеаспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Л.М.Архангельского, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Б.З.Вульфова,В.А.Караковского, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Е.Н. Медынского, Л.И. Рувинского,А.Н. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспектыданной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, А.М.Прихожан, Л.С. Рубинштейна и др.
Проблематике взаимосвязи морали и поведения были посвящены работыС.Ф. Анисимова, В.И. Бакштановского, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко.
О нравственном смысле этноэтикета и целостное рассмотрениенравственных его аспектов было изучено Л.В. Волченко. В ее работах содержитсяэтический анализ таких явлений нравственной культуры, как деликатность, вежливость,тактичность, раскрывается значение этноэтикета для человеческого общения,осмысливается нравственный смысл стиля поведения, манер, а также даетсяопределение правил поведения как естественно сложившихся требований общества киндивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах идополняемых каждым народом и национальной общностью, социальным слоем илигруппой специфическими, необходимыми именно этому социальному объединениюнормами, выражающими особенности существования и общения людей в нем.
Цель работы – рассмотреть этические нормы поведения детей,находящихся в социальном приюте.
Объект исследования – дети, воспитывающиеся в приюте.
Предмет исследования – реабилитационная работа с детьми.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования быливыделены следующие задачи:
1. Проанализироватьособенности воспитания детей группы риска;
2. Изучить организациюреабилитационной работы с детьми группы риска;
3. Показать роль этическихнорм поведения в организации реабилитационной работы.
/>Глава 1 Теоретическиеосновы социальной работы и работы по формированию этических норм поведения сдетьми группы риска/> 1.1Особенности воспитания детей группы риска в приюте
Ребенок в экстремальной ситуации — проблема большого города любойстраны. Дети теряются, остаются внезапно сиротами, их могут украсть или послежестокого обращения они сами могут уйти из дома,- все эти случаи, и многиедругие, могут произойти в любом населенном пункте.
История возникновения и деятельности приютов уходит корнями всредние века, это говорит не об исключительности сегодняшней ситуации с детьмив нашей стране, а о том, что в разное время и во многих городах мира тема — дети, внезапно оставшиеся без попечения родителей, — достаточно злободневная. Отом, что содержание детей в приюте дело не простое, говорит сохранившиесявысказывание испанского епископа XYIII века: «В приюте ребенок становитсягрустным, и многие от грусти умирают.» Сведения более позднего времениподтверждали слова епископа: большинство детей, оторванных от родителей ипомещенные в приюты, плохо развивались, часто болели и умирали. Оказалось, чтолюбой долговременный отрыв ребенка от матери ( так называемый эффектгоспитализма) грозит ребенку психологической травмой, а в условиях длительногопроживания в казенном государственном учреждении все отрицательные переживаниянакапливаются и начинают серьезно сказываться на состоянии психофизическогоздоровья ребенка. Бесспорно оказалось, что ребенку лучше, чем в семье нигде небудет. В России в XIX столетии стал накапливаться положительный опытгосударственного содержания (призрения) сирот: детей стали передавать навоспитание в семьи зажиточных крестьян и ремесленников и практика показала, чтодети хорошо приживались в приемных семьях и вырастали совместно с роднымидетьми, получали профессию и создавали свои семьи. В нашем столетии со сменойполитического строя департамент призрения царской России перестал существовать,армией беспризорных детей занялось НКВД, проблема стала решаться силовымспособом через колонии для несовершеннолетних. С полной победой социализма, в30-х годах, исчезли последние приюты, т.к. строители коммунистического обществане нуждались в буржуазных приютах.
В середине 80-х годов, с момента так называемой перестройки, вРоссию пришли проблемы, вызванные экономическим, политическим и духовнымкризисами. Первыми это почувствовали самые слабые члены общества: инвалиды,старики и дети. Целая прослойка населения, кое-как перебивавшаяся в советскоевремя от зарплаты до зарплаты, умудрявшаяся и пить и кормить детей « на сторублей», стала терять работу, больше пить и хуже кормить и одевать детей, адети стали удаляться от родителей( пропускали занятия в школе, болтались поулицам, собирались группами в подвалах и чердаках, домой возвращались поздно,до обеда отсыпались и опять все с начала). Учитывая тот факт, что дети до 14лет неподсудны, малолетние подростки активно привлекаются криминальнымиэлементами к своей деятельности, отсюда понятен неудержимый рост преступностисреди детей и с их участием.
Категория детей «группы риска» является предметом исследованияразличных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарныйхарактер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этогоявления.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификацийдетей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к даннойкатегории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическомразвитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,социализации в целом.
Осложнение социально-экономических условий жизни населения,воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности,противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества,обострили проблему «дети группы риска».
Принадлежность детей к группе риска обусловлена различнойнеблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категориядетей в силу определенных причин своей жизни более других категории подверженанегативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальныхэлементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критическойситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычноподвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностямиразвития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации,являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п. Поэтому представляется целесообразным относить к детям «группы риска»младших школьников с особенностями в развитии.
Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенныедети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-занеправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.
Социально-педагогическая запущенность рассматривается как«негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированностисвойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированновыражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогическойзапущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательногомикросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позицииребенка.
Социально-педагогическая запущенность во многом определяетсяособенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основнымифакторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей,низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развитиядетей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватнойвозрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушенообщение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитиеимеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категориидетей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженнойклинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разныхобстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической исоциально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогическойдезадаптацией.
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятсяпод воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработатьили нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое вниманиеспециалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторови создания условия для оптимального развития детей.
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо,как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти детинаходятся под воздействием нежелательных факторов.
Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющиенаибольшее значение в плане воспитания детей и подростков:
1)Социально-экономические факторы;
2) Медико-социальные факторы;
3) Социально-демографические;
4) Социально-психологические факторы.
В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей,которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или инойстепени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причинойнарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует вдействительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этойпричины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучныхсемей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска,необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, чтоневозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий,которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямаяугроза здоровью ребенка и его жизни.
У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так ив личностном развитии. Им присуща одна характерная черта — нарушениесоциализации в широком смысле слова.
Педагогическая реабилитация детей и подростков в условияхсоциального приюта осуществляется в ходе мероприятий воспитательного характера,направленных на получение необходимых знаний и навыков, школьного образования.Данная работа предполагает направленность на развитие личности и преодолениенарушений адаптации воспитанников в среде сверстников.
Строится с учетом следующих принципов:
· достижениемаксимального эмоционального комфорта;
· всестороннееразвитие личности детей в ходе воспитательной работы;
· формированиевременной перспективы в сознании воспитанников;
· организациягрупп “семейного”типа, разновозрастных (6-7 человек), моделирующих семью.
В ходе воспитательных мероприятий, проводимых в приютах, ставятсяследующие задачи:
· помощьдетям и подросткам в становлении их самосознания, в понимании собственныхособенностей, своих “сильных” и “слабых” сторон, жизненных целей и перспектив;
· формированиеположительного опыта общения у воспитанников: формирование представлений огрупповых нормах общения, навыков конструктивного общения со сверстниками ивзрослыми в стенах приюта и за его пределами;
· развитиеи начальные этапы коррекции эмоциональной и познавательной сфер детей;
· созданиеположительного эмоционального климата в детском коллективе; помощь в осознаниисвоих эмоций и чувств, адекватных форм эмоционального реагирования; расширениекругозора детей;
· формированиеу детей навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций;
· обучениевоспитанников навыкам ответственности за себя и свои поступки;
· ознакомлениеих с правами и обязанностями взрослого человека, создание у детей позитивногоотношения к миру взрослых и обществу.
Воспитательная работа в приютах предполагает различные формы еепроведения:
· фронтальноезанятие (познавательного характера);
· индивидуальныезанятия-беседы;
· выполнениеиндивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками;
· тематическиепрогулки;
· практическиезанятия по формированию определенных умений и навыков;
· неформальныевстречи, беседы и др.
Кроме того, основные принципы воспитательной работы реализуются входе ежедневных мероприятий, режимных моментов, трудовой и учебной деятельностии т. д.
Содержание воспитательной работы представлено в ежемесячныхперспективных планах приютов и в рабочих планах воспитателей./> 1.2Технология воспитательной работы с детьми группы риска
Опыт работы в учреждениях социальной и психолого — педагогическойподдержки позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемыне материальные, а психолого-педагогические. Дети, живущие в таких учреждениях,будут копировать в своей будущей жизни ту модель, какую они видят каждодневно.В целом в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки и помощитрудятся добросовестные люди, которые любят детей, стараются заменить им семью,помочь стать полноценными гражданами. Однако иногда контакты педагогов и детейоснованы на подчиненности, зависимости от старших, доминировании авторитарногостиля, ориентации воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение ивыполнение требований старших. Личность ребенка подавляется, деформируется,важным в нем признается только послушание, подчинение требованиям взрослых,безропотное выполнение требований. Неблагополучие в поведении ребенка нарастает,так как выход за рамки предписанного осуждается, что вызывает реакцию протестаи конфликт[1].
Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если живы его родители,-явление противоестественное, и в работе с ним следует учитывать егоособенности. Одна из таких особенностей – нарушение привязанности как близких,теплых отношений между человеческими существами. Потеря привязанности дляребенка означает печаль, переживание утраты. Помимо нарушений привязанности удетей группы риска в целом очень сильно нарушена социализация, т. е. процессвхождения в социальную среду, усвоения социального опыта, приобщения к системесоциальных связей.
Особенностью социализации воспитанников учреждений социальной ипсихолого-педагогической поддержки детства является замещение главногоинститута социализации — семьи — учреждением, что приводит к деформациипроцесса их социализации.
Организация жизни детей в учреждениях социальной ипсихолого-педагогической помощи и поддержки должна максимально способствоватьнормальному психическому развитию, а это возможно только тогда, если рядом своспитанником находится взрослый человек, который мог бы замечать и оцениватьпервые успехи ребенка, предупреждать нарушения в психическом и личностномразвитии. Всем специалистам, работающим с детьми в таких учреждениях,необходимо учитывать свойственную воспитанию детей вне семьи спецификуорганизации и содержания их жизни, построения отношений.
Пребывание детей в учреждениях социальной и психолого — педагогическойпомощи и поддержки должно иметь целью: оказание целенаправленной помощи,обеспечение социальной компетенции, адаптацию к определенному учреждению,медицинскую и педагогическую реабилитацию, оказание социальной и правовой поддержки,направленной на воспитание у ребенка способности вы -живать в трудных условиях.
Большинство воспитанников сегодня вынуждено жить в детских домах,имея при этом живых родителей, а после совершеннолетия должны пытаться строить своимисилами самостоятельную жизнь. Таким образом, задача всех этих учрежденийзаключается в том, чтобы помочь детям научиться вести самостоятельный образжизни, научить их жить в обществе, при этом не заменяя им родителей, воспитаниев семье. Однако детские дома, школы-интернаты не в полной мере готовят своихвоспитанников к самостоятельной жизни. Одна из причин такого положениязаключается в том, что в воспитательной системе этих учреждений главноенаправление отношений между воспитанниками и взрослыми — это воздействие. Администрациявоздействует на педагогов и воспитателей, а они — на детей. В такой системеотсутствует взаимодействие, а дети копируют эту модель, и в контактах междуними тоже нет взаимодействия на равных. Общение в этих учреждениях строится повертикали: одни приказывают, требуют, критикуют, наказывают, другиеподчиняются, сопротивляются и т. д.[2]
Задача воспитателей заключается в поддержке одобряемого поведения,положительных черт характера и разрушении неодобряемого поведения, в результатечего происходит рост положительных качеств личности. Воспитателям необходимознать, что хорошо умеет делать ребенок, что у него получается, какие сильныестороны он имеет, что вызывает у него затруднения, в чем он отстает. Для этойцели воспитатели должны уметь проводить диагностику развития ребенка и выделятьте навыки, которым необходимо его научить, чтобы он лучше мог жить и выживать.
Основным новообразованием в процессе воспитания детей группы рискадолжна являться компетентность — интеллектуальная, социальная, языковая,физическая, вбирая в себя результаты развития всех характеристик личности,сформировавшихся в жизни ребенка. Социальная компетентность рассматривается каксостояние личности, способность и готовность к решению задач, стоящих передчеловеком в повседневной жизни и общении[3].
Приоритетным направлением личностного развития являетсяиндивидуализация деятельности, позволяющая увидеть неповторимость иуникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них всвоей работе, а не просто опора на возрастную статистическую норму. Важнаязадача системы социально-педагогической поддержки детства — восстановитьвоспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасноегосударственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следуетнаправить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном,психологическом, педагогическом и других отношениях[4].
В целом, главной задачей в работе с детьми группы риска являетсясоздание лучших условий для их развития и получения ими образования, построениесистемы психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки. Длярешения этой задачи необходимо тесное сотрудничество всех ведомств, занятыхэтой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолетних, органыопеки и попечения, здравоохранения, образования и т.д.), взаимодействие разныхспециалистов на уровне села муниципалитета, района, города и т. д./> 1.3Этические нормы поведения детей в обществе
К «группе риска» причисляются дети и подростки, которые требуютособого внимания со стороны педагогов, воспитателей, психологов и другихспециалистов. Это, как правило, педагогически запущенные дети с нарушениями вповеденческой сфере, с задержкой психического развития, которые имеют проблемыв физическом и психическом развитии. К данной категории можно отнести и детей сэмоциональными нарушениями.
Педагоги и медики единодушны: совершенно необходимо благоприятновоздействовать на детей и приступать к педагогическим мероприятиям,корректирующим их поведение, как можно раньше. Наиболее благоприятный периоддля этого – младший школьный возраст. Однако процесс педагогическогосопровождения в этом направлении осуществляется в школе и в семье спонтанно,что приводит к серьезным нарушениям поведения детей в последующей жизни.
Важно так построить свою работу с детьми, чтобы максимальноприблизить педагогические мероприятия к индивидуальным особенностям каждого изних. Ребенок может иметь одновременно несколько негативных признаков. Такимдетям следует давать индивидуальные комплексы упражнений, которые выполняются вразных формах – на уроках физической культуры, на удлиненных переменах, назанятиях в группах продленного дня, в свободное время, а также в домашнихусловиях.
Какие же отклонения в поведении являются типичными для младшихшкольников «группы риска»? Это высокий уровень беспокойности (неусидчивости);быстрое нарастание утомления, как умственного, так и физического; неадекватнаяреакция на низкие оценки и замечания педагога или родителей; высокаятревожность в стрессовых ситуациях (при работе, требующей высокой концентрациивнимания и физичских сил, при необходимости быстро выполнить какое-то заданиеучителя); пониженный уровень концентрации внимания; агрессивность по отношению кодноклассникам и окружающим людям. Большинство детей, относящихся к «группериска», проявляют практически весь спектр перечисленных нарушений в поведении.
Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочьразвивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующихстержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческогообщения, норм бытия. В этом её воспитательная основа, которая кристаллизоваласьна протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смыслажизни и нравственной истины.
Этика как феномен воспитания вбирает в себя всё прогрессивное,способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром,содержащееся в истории этической мысли и нравственном опыте предшествующих поколений.В соответствии с этим она призвана решать следующие воспитательные задачи:
· действоватьв положительном направлении, взывая к лучшим инстинктам человека;
· определятьи пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;
· взыватьк высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной сидеалом;
· недопускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниямидругих.
Эти задачи восходят к истокам античности, вытекают из теорииразличных этических систем, которые должны восприниматься как воспитательнаяориентация, но не сковывать самодеятельности личности, а побуждать её к тому,чтобы думать и решать.
Этика рассматривается как неистощимый источник нравственногоосмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческогоЯ, осознание его ценности через познание сущности этических понятий, погружениев историю этических учений, диалог эпох и культур.
Концентрируя в себе моральный опыт поколений и выработанныечеловечеством нравственные законы жизни людей, этика делает их достояниемкаждого нового поколения. В этом и заключена её воспитательная значимость. Формированиекультуры поведения, этических норм поведения – одна из актуальных и сложнейшихпроблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения детейобусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи ироссийской национальной культуры в сфере воспитания. Перед образовательнымиучреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннегодетства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств. В процессеповседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладеваютна практике моральными нормами поведения, которые помогают регулироватьотношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказатьна его чувства и поведение. Для развития личности ребенка, формированиякультуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:
Системность.
Работа по формированию культуры поведения должна проводитьсясистематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса.Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованныезанятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формыработы могут осуществляться как в утренние время, так и во второй половине дня.Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так какнельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций исложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответына вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующейхудожественной литературы.
Опора на положительное.
Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь нахорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательносориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоническогосочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьбавоспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Толькосотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбевоспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся накомплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируютхорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высокихрезультатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Гуманизация воспитательного процесса.
Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника;уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумносформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когдаон отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человекабыть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей еговоспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа оттелесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признанияправа личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые покаким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
Личностно деятельный подход.
Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальныеособенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своихвоспитанников; умел диагностировать и знать реальный уровень сформированноститаких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностныеориентации, жизненные планы; постоянно привлекать каждого воспитанника кпосильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивноеразвитие личности; своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могутпомешать достижению цели, максимально опираться на собственную активностьличности; сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборецелей, методов, форм самовоспитания; развивать самостоятельность, инициативу,самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умелоорганизовать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Единство воспитательных воздействий.
Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляливоспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу,дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство икоординация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитыватьтрудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, таккак не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать средиавторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.
Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Этозначит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельностидетей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служитосновой для осуществления целостной деятельности формирования культурыповедения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет всовместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой,возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявлениядетей, формулировать правила культуры поведения.
Самостоятельная деятельность способствует формированию способностик волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культурыповедения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения всамостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия дляформирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения,терпимости, вежливости.
/>Глава 2 Этические нормыповедения в обществе в работе с детьми в социальном приюте
2.1Социальный приют для детей и подростков «Ховрино»
Адрес: Район Ховрино, Зеленоградская улица, дом 35Б.
Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» можноохарактеризовать так:
1. Оказаниеэкстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в труднойжизненной ситуации.
2. Обеспечениевременного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненнойситуации.
3. Оказаниесоциальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям(законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации,восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстниковпо месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних всемьи.
4. Обеспечениезащиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
5. Организациямедицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в Приюте.Содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
6. Содействиеорганам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся безпопечения родителей.
7. Решениевопроса о возвращении детей родителям или их законным представителям наосновании Распоряжений органов опеки и попечительства, или вышестоящих органов,осуществление перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи,образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, или других детских учреждений.
8. Осуществлениемероприятий по повышению качества обслуживания, внедрение в практикупрогрессивных форм и методов социальной реабилитации детей и подростков и др.
Жизнедеятельность организована так, чтобы ребенку было комфортно вприюте. Со всеми детьми проводится полноценная коррекционная работа. Детимаксимально готовятся к самостоятельной жизни, получают образование.
Принципы организации приюта «Ховрино»:
· формированиегрупп-семей с учетом родственных связей;
· организациясемейного быта;
· переходработы взрослого и детского коллективов на уровень сотрудничества;
· трудоваяадаптация через самообслуживание;
· постприютнаяадаптация по принципу: выпускник – полноправный член своей социальной семьи.
Созданы условия, максимально приближенные к домашним. Каждыйребенок включается в семье в систему игровой, учебной и трудовой деятельности.Вырабатывается и реализуется индивидуальная программа развития ребенка./> 2.1Развитие этических норм поведения у детей в условиях социального приюта«Ховрино»
Данный пункт практически не исправлен, потому что необходиморассказать не только о беседах, но и о занятиях, играх, ток-шоу, выходах втеатры, музеи, кинотеатры…
Должно выглядеть как практика.
Таких пункта должно быть 2. Разбить!
При правильном воспитании дети способны воспринимать сложныеотношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными,более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже кдифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому моя работа как воспитателясоциального приюта «Ховрино» по формированию у детей гуманного отношения клюдям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этомнужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.
Опыт работы социального приюта «Ховрино» показывает, чтоформирование у детей этических представлений во многом определяет развитие ихчувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности,справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому воспитательсоциального приюта должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об этикеотношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия«доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявленияжестокости, лживости, себялюбия.
Анализ и сравнение ответов детей показал, что у тех из них, с кемне проводилась серьезная воспитательная работа, этические представления илинедостаточно правильные, или отсутствуют вовсе. Иногда эти дети плоходифференцируют отдельные понятия. Например, они путают понятия «быть добрым»,«честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»;на вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым,ласковым»; на вопрос «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это — место вавтобусе уступать», «Быть хорошим».
Представления других детей точны и содержательны. Они знают, чтобыть добрым — это делиться с товарищами сладостями, игрушками, помогать тем,кто попал в беду, любить животных, птиц и т. д., быть справедливым — это бытьчестным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, вчем они не виноваты.
При формировании у детей этических представлений я как воспитательне требовала от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснитьтолько на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений.Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легчевходить в сложный круг отношений между людьми. Например, они говорят: «Бытьдобрым — это к папе с вопросами не приставать, а Лена всегда пристает»,«Справедливый не только себе берет хорошие роли в игре, но и другим раздает».
Выявлять знания и формировать представления детей мне удавалось,не только задавая им прямые вопросы. В практике приюта «Ховрино» распространенопроведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, вкоторых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать,предпринять, чтобы выйти из затруднения.
Например, я предлагала детям такую задачу: «Представьте себе, чтовы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькуюдевочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текутслезы. Что бы вы сделали?» Каждый мысленно представляет ситуацию и свое участиев ней. Я обращала внимание не только на ответы детей, но и на то, насколькоэмоционально они реагируют на воображаемую ситуацию. Несмотря на то, что этотолько воображаемая ситуация, дети относятся к ней по-разному. По их ответамможно судить о том, что они думают о «случившемся», по выражению лица, мимике,интонации — о возникших при этом чувствах. У одних детей отклик мгновенный: онивозмущаются поступком мальчика и полны решимости пресечь зло и словами, идействием. У других детей нет столь быстрой реакции, на их лицах раздумье. Вотих ответы: «Я бы отвела девочку домой», «Я бы позвала ее маму» и т. п. Иногда,прежде чем ответить, дети спрашивают: «А мальчик был большой?» И наконец,третья группа детей считает, что в происходящий конфликт вмешиваться не нужно.Причем они объясняют свою пассивность чувством страха за себя: «Я бы ничего несделал, потому что мальчик и меня мог бы столкнуть в лужу»; другие вообще непредставляют своего участия в «происходящем событии»: «Я бы ничего не сделала»,«Я бы пошла дальше».
Характерно, что все дети оценивают поступок мальчика как плохой,мотивируя свою оценку правильными этическими представлениями. («Она жемаленькая была, а маленьких обижать нельзя», «Обижать вообще никого нельзя, адевочек совсем нельзя».) Но, несмотря на это, не все смогли противостоять, дажемысленно, этому плохому. Ребята откровенно объясняют мотивы своегоневмешательства.
Решить подобную задачу для детей не менее трудно, чем, предположим, решить задачу математическую. Но в математике ребенок овладеваетопределенными способами решения различных задач, отношения же между людьмимногогранны, сложны, и ребенок, чтобы правильно понять и оценить каждый конкретныйпоступок, должен обладать большим запасом этических знаний.
При формировании у детей этических представлений педагоги ивоспитатели социального приюта «Ховрино» постоянно ставят перед ними новыезадачи, сосредоточивают их внимание на жизненном опыте. Например, в своейработе, я предлагала ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости,свидетелем которого он был, и спрашивают у него, что он сделал для того, чтобыисправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай,когда он сам обошелся с кем-либо несправедливо. Конечно, решить подобную задачуребенку младшего возраста трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности,а также иметь представление о непредвзятом отношении как к окружающим, так и ксамому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая своеповедение с поведением других, — одна из главных задач на пути формирования уних этических представлений.
Я проводила этические беседы с детьми в приюте. В воспитаниилюбого нравственного качества в социальном приюте «Ховрино» применяютсяразличные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важноеместо занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий навоспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.
Этическая беседа-метод систематического и последовательногообсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика.Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушиваети учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения сними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называетсяпотому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные,этические проблемы.
Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важныхусловий:
1. Важно, чтобы беседа имелапроблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель долженстимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на нихответы.
2. Нельзя допускать, чтобыэтическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиваниемготовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говоритьто, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливои аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.
3. Нельзя допускать также,чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишьоткровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседутак, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемоговопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы,раскроют ли в ней ученики свою душу.
4. Материал для беседыдолжен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать итребовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, вкоторых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждымисобытиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченныетемы могут быть успешными.
5. В ходе беседы важновыявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может бытьпроигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности,справедливости, культуры общения.
6. Правильное руководствоэтической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельноприйти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть насобытия или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные сней чувства.
Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.
Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто иготовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерносценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ сактивным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичныхситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральныхкачеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация иформулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий приоценке своего поведения, поведения других людей.
Мною, совместно с воспитателями социального приюта «Ховрино» былопроведено занятие с детьми младшего школьного возраста на тему «Этикет застолом» (конспект занятия приведен в Приложении 1).
Цели занятия:
· расширятьзнания детей о понятии “Этикет и его содержание”;
· углубитьи разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;
· формироватьу детей навыки правильного поведения за столом.
Воспитание у детей нравственных чувств — сложный процесс. Он предполагает,прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных идифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным,чутким и т. п.). Методика формирования этих представлений должна основыватьсяна доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественныхпроизведений, способствующих развитию нравственного сознания детей,самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детейспособность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведениеми тем, как оно отразится на других. (Почему ты поступаешь так, а не по-другому?Почему нужно быть чутким, справедливым? И т. п.) Осознание детьми мотивовпоступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно,развитию чувств, правильному поведению.
Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости нетолько от уровня этических представлений детей, но и от их способностиэмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущатьсяи т. п.
Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляетсяу детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видятопределенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельногообщения друг с другом.
/>Заключение
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей,которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и другихспециалистов.
Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет.Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровьюподростков как физическому, так и душевному для своевременного выявленияразличных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подросткаболее уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковомвозрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этомвозрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новыйсоциальный опыт.
Работая с дезадаптированными детьми и подростками, воспитателисоциального приюта «Ховрино» ориентируется на прагматизм повседневной жизни.Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве – вместе, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенностиподдаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических,материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, таккак целостность бытия не замыкаются только на личности данного ребенка.
Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать поведениелюдей, выражать направленность повседневного человеческого общения,ориентировать человека как сознательного субъекта поведения на дружелюбие ивежливость, уважение и чуткость по отношению к другому, сочувствие и помощь поотношению к слабому, проявление великодушия, порядочности, благородства. Онипротив лживости, предательства, вероломства, грубости, высокомерия, трусости.
Задача программы реабилитации и нравственной развития детей группыриска в социальном приюте заключена в построении, теоретическом обосновании иметодическом обеспечении целостной системы этического воспитания школьников,выявлении её гуманистического воспитательного потенциала в условиях обновленияшколы и социальных перемен в обществе.
Педагогическое решение задачи основано на рассмотрении этики какфеномена воспитания, целью которого является актуализация нравственногопотенциала личности, что имеет огромное значение на современном этапеобщественной жизни.
Феномен этического воспитания может быть реализован черезопосредованную роль воспитательных функций по отношению к личности:гуманизации, нравственного развития, самоопределения и самосовершенствования,актуализации нравственного потенциала, координации внутренних устремлений,активизации чувства собственного достоинства.
Действенность данных функций должна быть обеспеченаприоритетностью гуманистического основания в содержании и методике целостнойсистемы воспитания основ этической культуры школьников, взаимосвязьюпознавательных и формирующих средств воздействия, их эмоциональнойнасыщенностью, выраженной направленностью на субъектный подход исамоопределение личности.
Это достижимо посредством разнообразия форм и методов погружениядетей в мир рефлексирующей этической мысли, когда методические технологиинаправлены на расширение и координацию внутренних и внешних связей ребёнка вклассе, школе, социуме, на становление личностной позиции, стимулирование иутверждение нравственно ориентированных форм проявления. Такие технологиипредусматривают нивелирование негативных влияний внутриколлективных отношений вдетской среде через создание ситуаций успеха каждому ребёнку, разнообразие приёмов,актуализирующих нравственный потенциал личности. При этом сам ребёнок каксубъект этического воспитания может интенсифицировать процесс нравственногоразвития и тормозить его, что вызывает необходимость индивидуального идифференцированного подхода в логической канве воспитания основ этическойкультуры ребенка.
Это процесс длительный и тонкий, требующий педагогическойстратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помогающей развивающейсяличности видеть истинный контекст человеческого поведения.
Этика как феномен воспитания призвана помочь субъекту найти логическуюсвязь или противоречие между существующими моральными оценками и собственнымисуждениями, дабы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностейи своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, ихкритериях, в этических понятиях и категориях.
Изучая этику, ребенок способен преломить моральные законычеловеческого бытия в своём жизненном опыте, постепенно выработать мышление,сориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных поступков, ихпоследствий для окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.
/>Список использованнойлитературы
1. АльжевД.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
2. ВасильковаЮ.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008.
3. КотельниковаИ.М. Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантнымповедением в условиях социального приюта // Современные наукоемкие технологии.- 2008. — № 2. — С. 32.
4. ЛодкинаТ.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009.
5. ЛященкоС.М. Формирование социальной компетенции детей в условиях приюта //Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 6. — С. 34-37.
6. МудрикА.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.
7. НикитинаЛ. Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007.
8. НикулинаО.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшееобразование, 2008.
9. ШтиноваГ.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос,2009.
10. Ящук А.В. Педагогическоенаследие и современные проблемы социальной адаптации беспризорных детей вприюте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2008. — № 4. — С. 141-145.
/>Приложение
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети под музыку заходят в класс и садятся за столы. Девочки проходятпервыми, мальчики отодвигают стулья, и подождав, когда девочки займут своиместа придвигают стулья. Потом садятся сами.
II. Беседа.
Приятно всем вместе сидеть за одним столом. Верно? Постараемся всевместе порадовать наших гостей хорошими манерами. А что значит понятие “хорошиеманеры”? (Это способ поведения человека, который приятен окружающим). К какимже хорошим манерам мы привыкли?
III. Чтение учащимися стихов.
Вася воспитанным парнем считался
Только что встал – поскорей причесался.
Ножик с вилкой Коля взял
И культурным сразу стал.
Катя рано утром встала
И постель свою застлала.
Когда человек зевает
Рукою он рот прикрывает.
Наш Саша хорошие манеры знает,
При встрече шляпу он снимает.
Вова же порядок любит,
завтрак съел – почистит зубы.
В школе за партой я спать бы не стал
Если бы даже очень устал.
Ну что ж, кое-что мы уже знаем и умеем. Сегодня поупражняемся взнании хороших манер за столом.
IV. Правила поведения за столом.
Вспомните, как надо сидеть за столом?
Садитесь за стол только с чистыми руками.
Сидеть прямо, не раскачиваясь на стуле.
Локти на стол не кладут.
Не следует играть ложками и вилками, сворачивать край скатерти втрубочку.
Нельзя болтать ногами и толкать соседей.
Разговаривать во время еды.
Есть нужно не торопясь.
Молодцы, все правила поведения за столом вы знаете.
V. Сервировка стола.
Что вы знаете о сервировке стола? (Дети расставляют посуду).
Первое блюдо ( подставка + тарелка + ложка носиком вверх +салфетка).
Второе блюдо (подставка + тарелка + нож справа + вилка слева +салфетка).
Чай (блюдце с чашкой ручкой влево + пирожок слева + салфетка).
Накрываем стол скатертью.
Расставляем тарелки.
Раскладываем столовые приборы.
Раскладываем салфетки.
VI. Практическое занятие.
А теперь попробуем блюда, стоящие на наших столах.
Какой у нас красивый стол! Постарайтесь сами выглядеть хорошо застолом. А что для этого нужно помнить?
Отвечают дети:
Блюда нужно аккуратно передавать друг другу, а не тянуться за нимичерез весь стол.
Брать пищу из блюда нужно специальными приборами, положенными вэто блюдо.
Пищу черпать, а не сгребать с блюда, чтобы следующий, кто еговозьмет, не запачкал рук.
А теперь, когда мы знаем как нужно вести себя за столом, попробуемугощения и приятно пообщаемся за столом.
VII. Чаепитие.
Ребята просят подать то или иное блюдо, предлагают соседу кушанья,ведут беседу.
VIII. Игра.
Дети берут задания из “Корзины вежливости” и выполняют их.
Как вы поступите, если какое-либо приглянувшееся вам блюдонаходится далеко от вас? (Попросить соседа подать его).
Используете вы ноготь или вилку в качестве зубочистки? (Толькозубочистку, и то не на виду у всех).
Если кто-то чихнет, нужно ли сказать ему: “Будьте здоровы”?(Лучше всего не обратить на это внимание).
Вы подходите к столу и хотите отодвинуть стул для себя или своейсоседки. Как вы поступите? (Берем обеими руками за спинку, чуть приподнимаем иотодвигаем).
Следует ли девочке, садясь на стул, приподнимать юбку, чтобы неизмять её? (Поднимать юбку не прилично).
Что делать, если Вам предложили попробовать незнакомое кушанье?(Хорошо воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяйкой блюдо).
IX. Занятие заканчивается песней.
Дети встают из-за стола. Мальчики отодвигают стулья девочек,задвигают их, а затем выходят.
X. Рефлексия.
Кто уверенно чувствует себя за столом, тот на доску прикрепитсолнышко, а тот кто сомневается в своем поведении за столом, прикрепляет тучку.