Этические основы деятельности полиции в современном обществе

УДК 343.91-057.36(477)
 
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Мартыненко О.А., профессоркафедры уголовного права
и криминологии,канд.юрид.наук, доцент
Национальный университетвнутренних дел
Осознание реальныхвозможностей полиции привело к тому, что  сегодня на уровне правительств США иЗападной Европы признана ошибочность требований, ранее предъявляемых к полиции.Отечественные же подразделения ОВД, невзирая на явные противоречия междудекларируемой социальной миссией «борьбы с преступностью» и возможностями еереализации, по-прежнему остаются в рамках традиционной силовой модели, которая,в свою очередь, является фундаментальной с точки зрения определения ведомственнойидеологии правоохранительных органов.
Выше было отмечено, чтоотрицательным последствием идеологии, провозглашающей «борьбу с преступностью»,является осознание преступника в качестве противника, с которым нужно вестиборьбу или войну. В реальной жизни это неизменно приводит правоохранителя кнеобходимости идентифицировать себя с человеком, находящимся в условиях вооруженногоконфликта, в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости. Даннаяролевая позиция, в свою очередь,  требует быстрых, решительных ибескомпромиссных действий, подчиненных единственной цели – выжить и победить противника[1].
Полицейские подразделения,делающие ставку на борьбу с преступностью, как на основной стиль деятельности,довольно быстро переходят к репрессивным формам социального контроля и фокусируютсвои усилия не на средствах ведения борьбы, а на достижении конечногорезультата – победы [2, c.184]. По справедливому замечанию А.И. Долговой,подобная тактика зачастую чревата незаконным принуждением и случаями расправынад преступниками [3, c.322]. Именно в рамках такого подхода появляется и существуетупомянутый ранее феномен «Грязного Гарри» — защита закона незаконнымиспособами, поскольку сама цель «оправдывает» любые средства.
 Кроме того,деятельность полиции в рамках силового подхода не прогрессирует, а неизбежнозамыкается в порочный круг, где прослеживается четыре основных стадии, как этодемонстрируют в своей работе П. Нейрод и А. Бекли (рис. 1):/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Кампания по борьбе с преступностью.
Провозглашение лозунга
«Мы объявляем войну…»   /> /> /> /> />
Разработка и внедрение новых стандартов деятельности полиции, ужесточение правовых норм, принятие новых уставов и кодексов   /> />
Скандалы и расследования как результат вскрывшихся в процессе проведения кампании перегибов, фактов злоупотреблений и коррупции   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Реакция общества в виде смены руководства МВД, реорганизации полиции, проведения кадровой чистки  

Рис.1. Функционирование полиции в рамках «борьбы с преступностью» какосновного стиля деятельности [4, c.10]
Выход из сложившейся практикидля криминологов и полицейских видится в переходе от реактивного к проактивномуспособу воздействия на преступность. В качестве основной функции полициипредлагается не «борьба с преступностью», а «служба обществу», «обеспечениеобщественной безопасности», что предполагает отказ от агрессивной политики ивосприятия преступников не как врагов общества, а как граждан с деформированнымповедением, подлежащим коррекции [5; 6].
В связи с этим в европейской криминологиивсе более четкое оформление получает идея приоритетного развития ведомственнойполицейской этики как теоретического базиса высокоморального поведения личности[7; 8]. В немалой степени подобной переоценке стратегических ценностей способствоваларабота Экспертного комитета по полицейской этике и проблемам, связанным сосуществлением функций полиции (The Committee for Experts on Police Ethics andProblems of Policing), созданного в составе Комитета Совета Европы по проблемампреступности (The European Committee on Crime Problems — CDPC). Первыерезультаты его работы,  представленные на 12-м Коллоквиуме по криминологии 1999г., организованном Советом Европы по теме «Полномочия и ответственность полициив демократическом обществе», рассматривали роль полиции в демократическомобществе и ее место в системе уголовной юстиции, задачи полиции в соответствиис верховенством закона, контроль над полицией, а также непосредственно этическиеаспекты управленческой деятельности полиции [9, c.21-23].
К числу основных аргументов в пользупервоочередного развития именно этических принципов зарубежные криминологиотносят следующие особенности деятельности работников правоохранительныхорганов:
–          работники полиции (милиции) имеютправо выбора при принятии решений относительно жизни, свободы и собственностидругих граждан;
–          именно на них ложитсянепосредственная обязанность по поддержанию правопорядка;
–          они обязаны защищать праваграждан;
–          как служители и защитникиинтересов общества, они обязаны демонстрировать лучшие стандарты поведения(рассудительность, честность, объективность, высокий уровень нравственности);
–          полиция (милиция) имеет правоиспользовать непубличные, оперативно-розыскные методы работы, где надлежащееиспользование конфиденциальной информации полностью зависит от личных качествсотрудников;
–          для представителей этническихменьшинств работники полиции (милиции) часто являются олицетворением всехорганов власти и общества в целом;
–          неквалифицированные ипротивоправные действия работников полиции (милиции) наносят моментальный изначительный ущерб для имиджа всей правоохранительной системы и органовгосударственной власти [5, c.3-4].
Хотя в научном плане данная проблема, ксожалению, подробно рассматривается лишь в единичных отечественных работах, мысогласны с тем, что вопрос о формировании ведомственных этических принципов,применимых для повседневной деятельности, действительно относится к разряду насущных.Поскольку этические принципы правоохранительной деятельности в немалой степени формируютособенности служебного менталитета, определяющем конкретные действия работниковОВД в ситуациях морального выбора, их развитие с точки зрения соблюдения правчеловека представляется не менее важным, нежели решение задачматериально-технической, кадровой и социальной обеспеченности ОВД Украины [10;11, c.68-71].
Сегодня схемадеятельности органов внутренних дел Украины, хотя и подверглась значительномуреформированию, однако по-прежнему остается в рамках традиционного подхода,ориентированного на борьбу с преступностью как на основной вид правоохранительнойдеятельности. Такой подход характерен для большинства постсоциалистическихстран и достаточно полно отражает представление нашего общества о функции и задачахмилиции как центрального «борца с преступностью». Подразделения милиции представляютсобой обученный профессиональный контингент, основным предназначением которогоявляется борьба с преступностью и эффективная охрана правопорядка. Общая ихдеятельность сфокусирована на расследовании и пресечении преступлений.Второстепенные функции, непосредственно не подчиненные данной цели, постепеннопередаются в частнопредпринимательский сектор.
Среди подразделениймилиции в высшей мере развита специализация и разделение следователей иоперативного состава на отдельные службы и ведомства. Патрульно-постовая службаориентирована в первую очередь на систематическое и целенаправленное упреждениепреступности в криминально-опасных районах путем личного досмотра граждан,проверки автотранспорта и помещений. Значительное внимание уделяется развитиювысокотехнологичных систем наблюдения, розыска и идентификации преступников,методов оперативно-розыскной деятельности.
Отдавая должноеположительным сторонам данной модели, европейские наблюдатели отмечают и ряд еенедостатков. Во-первых, работа с населением осуществляется не для равноправногоучастия в охране правопорядка, а преимущественно как средство сбора оперативнойинформации и негласного контроля за правонарушителями.
Во-вторых, отдаваяпредпочтение развитию технологических средств контроля над преступностью иметодам оперативно-розыскной деятельности, милиция не может стать достаточнооткрытой в своей работе для гражданского контроля. Все это значительно повышаетриск возникновения среди сотрудников коррупции и неэтичного поведения.
И, в-третьих, стратегияправоохранительных органов, направленная не на устранение причин преступности,а только на работу с ее внешними проявлениями, не может считаться эффективной сточки зрения долговременной перспективы [4, c.30-33].
Поэтому, ориентируясьна процессы европейской интеграции, отечественным законодателям следуетпринимать в расчет такие принципы взаимоотношений правоохранительных органов собществом, как равноправие, распределение властных полномочий, быстрое иэффективное реагирование, открытость информации, компенсация ущерба, совместноеучастие и партнерство.
Следует остановиться натом, что по мере развития демократических устоев нашего государства милициядолжна не просто демонстрировать высокий профессионализм сотрудников, но ипревращаться в открытую организацию, служащую украинскому обществу, выполнятьсвои задачи приемлемыми с этической точки зрения способами для упрочениядемократических ценностей. При таком условии население сможет рассматриватьмилицию не как навязываемую ему силовую структуру, но как службу, находящуюся вего распоряжении. Стоит отметить тот факт, что еще в начале ХХ века российскимиучеными в области полицейского права обосновывался тезис о закономерности превращенияполиции из закрытой организации в публичную службу по мере развития правовогогосударства [12, с.21].
Вопрос о переоценкестатуса милиции в украинском обществе и превращения ее в систему социальногообслуживания, призванной предоставлять населению качественные услуги в областиохраны правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан, также являетсяпредметом активного обсуждения в научной литературе.
В связи с изложенным, на повестку дняставятся и вопросы практического применения этических принципов. К сожалению,даже в наиболее развитых странах учебные программы для обученияправоохранительного персонала ориентированы только на формирование знаний,навыков, отработки процессуальных действий. Этическая подоплека работыполицейского остается вне поля основной учебной деятельности, в виде кратких факультативныхкурсов и наставлений. Однако, сегодняшний уровень взаимоотношений общества исиловых структур требует от правоохранительных органов не только правильногоисполнения установленных правил и процедур с точки зрения закона, но и того,чтобы эти действия основывались на морально оправданных с точки зрения обществарешениях. Служитель закона, таким образом, должен нести ответственность нетолько за принятые решения, но и быть подотчетным за моральную подоплекупринятого решения [13; 14].
Каковы же должны быть основополагающиеэтические принципы правоохранительной деятельности ОВД? Исчерпывающий переченьтаких принципов пока не встречается в работах зарубежных и отечественныхавторов. Анализ изученных нами работ в области служебной и корпоративной этикипозволяет говорить о наличии всего нескольких, наиболее общих и фундаментальныхпринципов:
1.        Уважение к личности другогочеловека
2.        Доброжелательность
3.        Эффективность и профессионализм
4.        Соблюдение принципов законности иверховенства закона
5.        Ответственность
6.        Забота об окружающих
7.        Честность по отношению к себе идругим
8.        Самоотверженное служение обществу.
Иными словами, приосуществлении своих функций милиция (полиция) должна соблюдать личные праваграждан и не совершать произвольных или противоправных действий. Это являетсяосновополагающим принципом для правового государства и деятельности силовыхструктур в условиях демократии. Обеспеченное таким образом верховенство законав деятельности милиции должно фокусировать внимание не только на том, чтоделается, но и на том, как это делается. Это также предполагает, что те, ктосоздает, толкует или применяет закон, сами ему подчиняются. От милицииожидается, тем самым, что она будет показывать пример в подчинении законам,применение которых она обеспечивает.
С учетом изложенногонам представляется совершенно необходимым на уровне правительства приступить кизучению вопроса о ратификации таких фундаментальных программных документов вобласти работы правоохранительных органов, как «Декларация ополиции», принятая в мае 1979 г. Ассамблеей Совета Европы и «Европейский кодексполицейской этики», принятый Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001года.
Одновременнотребует своего разрешения вопрос о пересмотре Закона Украины «О милиции», гдебыли бы закреплены не только перечисленные выше основные принципы работымилиции в современном обществе, но и были бы четко закреплены права, полномочия,обязанности работников и условия их реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1.Glover J.Humanity, a moral history of the twentieth century. London: Jonathon Cape, 1999;
2. Braithwaite, J. Crime,Shame and Reintegration. Cambridge: Cambridge University Press, 1989;
3. Криминология. Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: ИНФРА М – НОРМА, 1997. –784 с.;
4.Neyroud P.,Beckley A. Policing, Ethics and Human Rights. Cullompton, Devon: WillanPublishing. 2001, 235 p.;
5.Pollock J.M.Ethics in Crime and Justice. 3rd ed. Belmont, California: Wadsworth,1998;
6. Kleinig J. Handled withDiscretion: ethical issues in police decision-making. Lanham, Maryland: Rowmanand Littlefield, 1996;
7. IASP. Ethics Training in Law Enforcement. 1999. http:// www.theiasp.org/pubinfo/ ethicstraining.html;
8. Delattre E.J. Character and Cops: ethics in policing. 1989.Washington D.C.:American Enterprise Institute for Public Policy Research.
9.Европейский кодекс полицейской этики. Серия «Права человека» — СПб.: СПб ОО«Гражданский контроль», 2003. – 76 с.
10. Строков І.В. Правові таморальні основи забезпечення справедливості й законності в слідчій діяльності:Автореф.  канд.юрид.наук: 12.00.12/ НАВСУ. – К., 1998. – 16 с.;
11.Зеленецький В.С., Кальман О.Г. Аналіз факторів, що обумовлюють менталітетправоохоронних органів // Вісті Кримінологічної асоціації України. Альманах.Випуск 1: Мат-ли наук.-практич.конференції “Економічна злочинність в Україні:причини та заходи протидії”, 19 червня 2004 – Х.: Нац. ун-т внутр. справ, 2004, С.68-72.;
12. Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву.– СПб., 1907-1908; 13. Mackenzie I. ‘The dynamics of integrity: managerial andpsychological perspectives’ in Williams S. and Williams G. (eds.) PolicingIntegrity. St.Catherine’s House Conference Report, 1999, No.69; 14. Beckley A. OperationalPolicing: Liabilities and Entitlements. London: Police Review Publishing Company.1997.