Федеральное агентство по образованиюРФ
Ульяновский государственныйуниверситет
Факультет гуманитарных наук исоциальных технологий
Кафедра педагогики профессиональногообразования и социальной деятельности
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Этнические особенности современнойсемьи в социальной работе
Ульяновск
2010
СодержаниеВведение
1. Теоретические основы этнических подходов к современнойсемье
1.1 Понятие этноса исемьи
1.2 Этническиеособенности семьи
2. Практические аспекты этнических основ современной семьи
2.1 Технологии деятельности этнических различий семьи всовременных условиях
2.2 Практическое исследование. Изучение этнических основсовременных семей
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Повышение пристальноговнимания ученых разных областей к семье в последние два десятилетия неслучайно, оно связано, с одной стороны, с необходимостью активизациичеловеческого фактора в условиях социально-экономического развития, с другой — с обострением некоторых проблем и противоречий, характеризующих состояниесемейных отношений в настоящий момент.
Несмотря на общеизвестныйфакт, что в изменяющихся условиях экономики, политики, культуры семьяутрачивает психологическую и социальную устойчивость, а также на возрастаниечисла кросскультурных исследований до настоящего временисоциально-психологические проблемы современной семьи остаются недостаточноизученными. Научный поиск механизмов стабилизации супружеских взаимоотношенийневозможен без изучения социально-психологических особенностей семей, которыеприобретают все большее значение в ситуации неопределенности, характерной длясегодняшнего дня. Исследование социально-психологических особенностей семейразных этносов является важным компонентом этого научного поиска.
В свете психологическихисследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могутвыглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однакоэто не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной смежэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых втой или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точкизрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполнеуспешной. Это дает основание предположить субъективно ощущаемое скрытое изачастую непонятное в своих причинах неблагополучие, что побуждает егоисследовать на первом этапе с помощью методов теоретического анализа. Если дляэтого использовать теории, сложившиеся за последнее столетие в отечественнойтрадиции, то, несмотря на различия между ними, непреложным остается факт: заоснову анализа процессов, имеющих место в диаде, следует брать процессы,происходящие в более широких, чем диада, социальных сообществах. Отношения вдиаде являются конкретными проявлениями этих процессов.
Семья занимает особоеместо в ряду социальных групп. Она имеет свои специфические проблемы,противоречия, конфликты, обусловленные не столько общественными явлениями,сколько личными качествами ее членов, характером их взаимоотношений. Вместе стем, пока еще являются редкими прикладные исследования в психологии конкретныхнародов России. Все это и обусловило выбор темы «Этнические особенностисовременной семьи в социальной работе».
Теоретико-методологическиеосновы межэтнических семей и браков советского периода представлены в работахтаких ученых, как: М. Арутюнян, Р.А. Ачылова, А.Г. Волков, А.И. Исмаилов, М.В.Мурзабулатов, О. Мусаев, А.А. Сусоколов, А.Г. Харчев и другие. Сегодня же вданной области работают такие ученые, как: Ф.Б. Бурханова, Л.М. Дробижева, И.Заянчковский, Н.Л. Крылова, С.В. Прожогина, Фотиева и другие.
Объектисследования: социально-психологические особенности семей в различных этносах.
Предмет исследования: этнические особенности современнойсемьи в социальной работе
Цель исследования: изучить специфику и проблематикумежнациональных браков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятиеэтноса и семьи.
2. Рассмотретьэтнические особенности семьи.
3. Рассмотретьтехнологии работы с семьей, супруги которой принадлежат различным этносам.
4. Изучитьэтнические особенности современной семьи.
Гипотеза: изучениеспецифики межэтнических семей будет способствовать выявлению факторов, влияющихна семейные отношения в такой семье.
В качестве методовисследования использовались метод теоретического анализа специальнойлитературы, анкетирование, наблюдение, беседа.
Данная дипломная работасостоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы иприложения.
Первая глава посвященатеоретическим основам этнических подходов к современной семье. В данной главераскрываются понятия этноса и семьи, аспекты и основные проблемы семьи, а такжеэтнические особенности семьи.
Вторая глава посвященапрактическим аспектам этнических основ современной семьи. В данной главераскрываются формы работы с межэтническими семьями, а также факторы, влияющиена семейные отношения в межэтнических семьях.
Глава 1. Теоретическиеосновы этнических подходов к современной семье
1.1 Понятие этноса исемьи
Этнос – слово греческое,его латинский аналог – «natio», русский аналог – «народ». Вгреческом языке есть и другие термины для обозначения народа: «лао» — «население», «демос» — «совокупность граждан», ноэти термины несут социальную нагрузку.
Энциклопедические словарисоветского времени обязательно сообщают, что этнос — социальная группа,определяемая общностью территории, совместным ведением хозяйства, языком.Однако на одной территории часто уживаются представители разных этносов. Иговорить представители разных этносов могут на одном языке [4, с.44].
Этнос — группа людей, объединённая общимипризнаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологиивключают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания,самосознание и другое.
На сегодняшний день можнообозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формысуществования самого человека и его культуры с учетом влияния природныхфакторов; во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей еезарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса егорасселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы(диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и других; проживая за пределамисвоей национальной государственности, относятся к своему этносу.
Генезис любого этносапредполагает значительную протяженность во времени. Формированиеисторико-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементовкультуры, например, языка или религии.
Основные условиявозникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают вкачестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и изразноязычных элементов. Дополнительными условиями сложения этнической общностимогут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношенииили наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, подвлиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природныхусловиях и других причин, формируются специфические для данного этноса чертыматериальной и духовной культуры, быта, групповых психологическиххарактеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место вкотором занимает представление об общности их происхождения. Внешнимпроявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима [4, с.45].
Сформировавшаясяэтническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийсяпутём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколениюязыка, культуры, традиций, этнической ориентации и так далее. Этносы подверженыизменениям в ходе этнических процессов — консолидации, ассимиляции и томупрочее. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своейсоциально-территориальной организации (государства).
Согласно Гумилеву, этносрождается в результате одновременного появления большого числа пассионариев.Этот старт Гумилев назвал этническим (или пассионарным) толчком. У него естьгипотеза, связывающая этот толчок с закономерностями астрофизическими (гипотезакрайне неубедительная). На сегодняшний день мы не знаем, почему возникаетпассионарный толчок — то ли и вправду астрофизика виновата, то ли какие-топриродные явления в пределах Земли, то ли Божья воля, — но он действительновозникает. А далее этнос проходит 5 основных фаз своей истории [17, с.12].
1. Фаза пассионарногоподъема.
Пассионарный подъемделится на скрытый и явный (или открытый) подъем. Скрытый подъем иногда уГумилева в статьях называется «инкубационным периодом». Но в позднихработах Гумилев считал, что это одна фаза.
Скрытым подъем называетсяпотому, что этнос еще не осознал себя как этническое единство, однако подъемуже идет, число пассионариев увеличивается, начинает работать механизмвнутриэтнической солидарности, стягивающий, склеивающий этнос, который сам ещеэтого не понял. В инкубационной фазе (или в скрытом подъеме) этнос представляетсобой «консорции» — группы людей, связанных именно общей судьбой. Чтоже касается групп людей, связанных общими интересами, то это — самые слабые,самые начальные звенья, называемые «конвиксиями». Конвиксии существуютв любом социуме.
2. Фаза пассионарногоподъема
Фаза этнического подъемасменяется пассионарным перегревом или акматической фазой, для которойхарактерен избыток пассионарности. Пассионариев по-прежнему меньше 1 %, ногде-то уже близко к 1 % (конечно, точных подсчетов нет), и им становится тесно.Данная ситуация чревата взрывом. Она способна привести к религиозной войне иливнутренней междоусобице, которая не разорвет страны, но может ее ослабить.Поэтому в акматической фазе выгоднее всего сбросить избыточную пассионарностьвовне. И не суть важно, что это будет — отвоевание чего-нибудь, завоеваниечего-нибудь, колонизация. Классические примеры сброса избыточной пассионарностифранцузов и немцев — первые Крестовые походы.
Однако в таком сбросетаится своя опасность — здесь требуется соблюсти меру и не уменьшитьпассионарности этноса больше, чем это допустимо.
3. Фаза надлома
Пассионарность, наконец,израсходована, и этнос вступает в третью фазу — фазу надлома. Пассионариевстало меньше, поэтому каждый из них обретает большее влияние на соплеменников.В результате, этнос довольно резко снижает внутриэтническую солидарность. Этоопасная фаза. В надломе этнос сильно открыт иноземным влияниям и можетповредить собственный этнокультурный вариант, собственную культуру. Именно вэто время чаще всего происходят революции. Как следствие, не все этносы выходятиз фазы надлома.
4. Фаза инерции
Если этнос благополучновышел из надлома, для него наступает фаза инерции, которая может продолжаться300-400 лет. Это эпоха благоденствия, когда достигается самый высокийкультурный уровень (хотя гениев уже мало) и самый высокий жизненный уровень.Именно в данный период обычно основываются империи, ибо империя — не грубыйзахват, а фундаментальная государственная работа, созидание. Так основали своиимперии римляне, персы. Фаза инерции — самая уютная фаза, поэтому никакихусилий не жалко для сохранения этнического баланса и жизни этноса.
5. Фаза обскурации
Наконец, после фазыинерции наступает фаза обскурации (100-150 лет), когда происходит утратавнутриэтнической солидарности и распад этноса. Люди же, составлявшие его,естественно, не распадаются, а поступают в качестве человеческого материала наформирование новых этносов.
Межличностные отношенияпредставителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленнымитенденциями [17, с.14]. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желаниепознакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремлениек разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъектачеловека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действиезащитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителяэтноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или,если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие вмежэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность кэтносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденцияможет усиливаться.
Семья́— социальная группа, обладающаяисторически определённой организацией, члены которой связаны брачными илиродственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание),общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью,которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовномвоспроизводстве населения.
Семья является важнейшейценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества,помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного иматериального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такойхарактеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья— это среда, вкоторой непосредственно складываются условия его физического, психического,эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семьяпредставляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малыйколлектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования[15, с.11].
Выделяют следующиеаспекты семьи:
· Семья каксоциальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами,санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующимиотношения между супругами, между родителями и детьми.
· Семьяэкономическая: объединяет лиц, связанных экономически— общим семейным бюджетом.
· Семьятерриториальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
· Биологическая:состоит из родителей и детей.
Социальный аспект в определении понятия семьидоминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том,что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей ипротиворечий, в которых движется общество». На разных исторических этапахразвития семейных отношений преобладали территориальный и экономическийаспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц,запирающихся на ночь за одним замком», а русская земская статистика припроведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя изтого, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц,постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка». Однакопри всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её отдомохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, несвязанных отношениями родства [5, с.9]. Точнотак же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим впонимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чистобиологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящимипотомками и престарелыми представителями старшего поколения [15, с.13].
Семья является одним из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей [5, с.10]. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [5, с.23].
Основные социальные проблемы семьи:
1. трудное материальное положение семьи;
2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;
4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.
Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:
· социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи;
· хозяйственно-экономические включают ведение хозяйства,
· бюджет;
· воспитательные отношения – социализация молодого поколения;
· социальные отношения – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшими;
· духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
· социально-статусные отношения — предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
· досуговые отношения – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
· эмоциональные отношения – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
Социальные функции семьи
1. функция сексуального регулирования. Семья — это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи — служащими подготовкой к браку. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин) [8, с.31].
2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества — воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.
3. Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.
4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и так далее. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.
5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и другое. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам [8, с.32].
6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.
7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности [8, с.33].
Важную роль играют семейные традиции. Семейные традиции— это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или фукнциональной (по определению Э.Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоление возникающих проблем [5, с.33].
Этнокультурные брачные и семейные традиции, так или иначе, преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.
Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Межэтническая семьяявляется плодотворным базисом для формирования идентичности тех, про когоговорят, что они этнические маргиналы. Этнические маргиналы, то есть люди,которые не усвоили ценности ни одной из этнических групп, являются, на взглядавтора, самыми активными агентами структурирующими социальную, в данном случаеэтническую, группу.
Поскольку межэтническаясемья предполагает неодинаковую этническую принадлежность родителей, то ребенококазывается объективно вовлечен в ситуацию межэтнического взаимодействия. Такимобразом, агент первоначально объективно вовлечен в ценностно-нормативноепространство этнических групп. Его окружают культурные артефакты, которыепредставляют определенную ценность для той или иной этнической группы. В случаеесли агент появляется на свет в межэтнической семье, то подобных артефактовстановится бесчисленное множество, причем символическое значение определенногоартефакта для этнических групп, к которым принадлежат родители, могут бытьочень разными. Таким образом, этнический маргинал попадает в ситуациюсвободного выбора, при котором ценность того или иного культурного артефактадля него определяется им самим. То есть, именно маргинальные типы, на взглядавтора, можно считать теми агентами, которые максимально интенсивно производятструктурацию этничности. Причем, в контексте данной работы, представляет интереспроцесс идентификации детей из межэтнической семьи, процесс становленияэтничности. Каким образом этническая структура представляет ребенку наборбазисных этнических ценностей через родителей. Каким образом ребенок ихсоотносит со своей ценностной структурой, и каким образом происходит процессвыбора этнической принадлежности.
Вполне реальна ситуация,когда ребенок из межэтнической семьи не может определиться со своей этническойпринадлежностью и в результате выбирает себе какую- то другую этническую принадлежность,либо никакой. В этом случае представляет интерес способ взаимодействия ссоциальной средой. Представляет интерес, каким образом агент действует вситуации, когда взаимодействие с другими индивидами строится на основеэтнической принадлежности. Какую именно этническую принадлежность агентпринимает на себя, когда это становиться необходимым. И каким образом данныйинтерсубъективный опыт этнического взаимодействия сказывается на его структуреценностей. Какое место в данной структуре начинают занимать этническиеценности. Каким образом новая ценностная структура способствует трансформацииэтничности агента. И насколько трансформировавшаяся этничность в сознанииагента, выливается в этническое поведение относительно трансформацииэтничности.
1.2 Этническиеособенности семьи
Россия являетсямногонациональным государством. На территории нашей страны проживают народы,исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство,ислам, иудаизм, буддизм.
Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия [38, с.40].
Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.
Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятии «менталитета».
Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX века известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования [13, с.32].
В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:
· О нормах мужского и женского полоролевого поведения;
· О смысле и содержании брака;
· О способах воспитания;
· О правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;
· содержание материнской и отцовской роли.
Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80% узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80% эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50% эстонцев допускают развод при наличии детей [13, с.33].
О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиций.
Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья – это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой, кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они представляют кандидата в привлекательном виде.
Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости. В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям [21, с.13].
По мнению Пезешкиана, за такого рода особенностями лежат различные концепции того, что составляет идентичность. На Западе в центре идентичности индивидуума находится его «Я», на Ближнем Востоке другая точка отсчета – семья является частью идентичности человека и определяет его чувство собственного достоинства.
Следует отметить, что «среднестатистическую» российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной семье. Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную, и западную ментальность [21, с.13].
Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением [21, с.14].
У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые «правила избегания», которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Следуя традиции, отец не может при посторонних (особенно старших) брать ребенка на руки, говорить и играть с ним. Нежные чувства к ребенку следует проявлять лишь в узком семейном кругу, без свидетелей. На территории России «правилам избегания» следуют, например, такие народы, как абхазы, осетины, кабардинцы и балкарцы. Во многом это определяется национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества, как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость и закрытость.
В русской традиции нет жестких правил, регулирующих взаимодействия отцов с детьми. В большей степени тип этих отношений определяется не столько национальной принадлежностью, сколько индивидуальными и социально-демографическими характеристиками родителя. В последнее время наблюдается тенденция более глубокого включения отца в эмоциональное и телесное общение с ребенком на все более ранних стадиях его развития [23, с.15]. Она проявляется в желании будущих отцов присутствовать при родах, в совместной подготовке семейной пары к родам, предполагающей установление особой коммуникации с плодом и тому подобное. В данном случае идеал мужского поведения начинает включать в себя традиционно женские черты, такие, как эмоциональная открытость, эмпатия, доброжелательность, способность к сотрудничеству, гибкость.
Принадлежность семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье. И. Кон, ссылаясь на данные кросс-культурных исследований У. Ламберта, который в своей известной книге «Ребенок и общество» говорит о существовании различий между американским и европейским стилем воспитания [2, с.52].
Американские родители более терпимы и либеральны, нежели европейские родители. Автор, в связи с этим, выдвигает следующее предположение. Люди, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижении, склонны больше опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании: в то же время они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими.
Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 2008-2010 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и так далее. С гражданами всех пяти континентов — Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора [2, с.57].
Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование особенностей межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.
В свете психологическихисследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могутвыглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однакоэто не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной смежэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых втой или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точкизрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполнеуспешной. Это дает основание предположить субъективно ощущаемое скрытое изачастую непонятное в своих причинах неблагополучие, что побуждает егоисследовать на первом этапе с помощью методов теоретического анализа. Если дляэтого использовать теории, сложившиеся за последнее столетие в отечественнойтрадиции, то, несмотря на различия между ними, непреложным остается факт: заоснову анализа процессов, имеющих место в диаде, следует брать процессы,происходящие в более широких, чем диада, социальных сообществах. Отношения вдиаде являются конкретными проявлениями этих процессов [11, с.221].
Межличностные отношенияпредставителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленнымитенденциями. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желаниепознакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремлениек разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъектачеловека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действиезащитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителяэтноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или,если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие вмежэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность кэтносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденцияможет усиливаться.
Влияние защитных,охранительных сил этноса ослабляется в двух случаях:
1) кризисные явления врамках того этноса, к которому субъект принадлежит;
2) кризисное состояниесамого субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителямисвоего этноса (в этом случае другой этнос, хотя бы на время, может показатьсяболее привлекательным) [11, с.222].
Кризисные явления врамках того этноса, к которому субъект принадлежит, могут приводить к массовыммежэтническим бракам и формированию новых этносов. Но происходит это лишь в томслучае, когда присущая этносу внутренняя способность к саморегуляции полностьюисчерпана. В молодом возрасте, когда в основном заключаются браки, у частимолодых людей может возникать ложное, преждевременное ощущение, чтоположительное значение их этноса полностью исчерпано. Это побуждает ихстремиться к интеграции в иной более успешный этнос или же делает для нихпривлекательной культуру космополитизма. Первым робко заявляющим о себепризнаком привлекательности культуры космополитизма является просто допущениена уровне сознания её для себя возможности. Ощущение того, что положительноезначение собственного этноса исчерпано, может субъективно ощущаться даже какпросто полное отрицание ценности своего этноса в прошлом, настоящем и будущем,как враждебное отношение к нему. Все это ослабляет влияние защитныхохранительных сил этноса и усиливает побудительную силу любопытства, желанияпознакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремленияк разнообразию [11, с.222].
Ощущение того, чтоположительное значение собственного этноса полностью исчерпано, можетприобретать форму характерного сочетания с состоянием влюбленности. В основесостояния влюбленности лежит неразрешенный внутренний конфликт между стремлениемчеловека к совершенному и несовершенством образа окружающего мира,формирующегося при взаимоотношениях с ним. Конструктивное разрешение этогоконфликта предполагает:
·признание несовершенства окружающего мира как факта;
·осознанное ипроизвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человекпоследовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и обретая союзников,пытается этот мир преобразовать.
Неразрешенность этоговнутреннего конфликта (который можно рассматривать как стадию в развитиимолодого человека или девушки) периодически обусловливает вовлечение субъекта всостояние влюбленности, при котором другому человеку приписываютсяположительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительныекачества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другомучеловеку, как носителю некоей принципиально иной по отношению к известномуокружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получаетзначительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда способенраспорядиться с пользой для себя и для другого. Отрицание положительнойзначимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своемуэтносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей другихэтносов и неразделенной любви. Персона из другого этноса ещё до встречи с нейстановится потенциально желанной, невозможность вступить с ней в брак уже довстречи восприниматься как трагедия, благодаря которой утрачивается смыслжизни. Так, например, в консультативной практике автору приходилосьсталкиваться с переживанием подростка, чьи предки с Кавказа, по поводу того,что он «черный», поэтому никакая русская девушка его, никогда неполюбит [11, с.224].
По мере того, как людистановятся более мудрыми, ложное, преждевременное ощущение того, чтоположительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может сменятьсяболее трезвыми и взвешенными оценками своего этноса и своего значения в нём.Защитные, охранительные силы этноса в этих условиях могут провоцировать чувствобеспокойства по поводу сложившегося брака, субъективно ощущаемогонеблагополучия, природу, причины которого человек зачастую понять не может.Психологическая защита от травмирующих переживаний в этом случае можетвыражаться в следующих явлениях:
1) человек стараетсяисказить реальность в том направлении, чтобы уменьшить в своих глазах и вглазах окружающих положительные черты и значимость того этноса, из которого онвышел;
2) человек становитсягорячим патриотом этноса своего брачного партнера, отрицая при этом проблемыданного этноса и связанные с ними недостатки;
3) человек становится всеболее горячим и некритичным патриотом этноса, откуда он вышел, пытается другогосупруга и своих детей максимально интегрировать в свой этнос.
Эти три формы психологическойзащиты связаны с чрезмерными обобщениями и искажениями значимой информации, онизатрудняют формирование объективной картины мира. С психологической защитой,видимо, связан также и тот феномен, что в межэтнических браках порой уделяетсябольше внимания бытовой культуре, чем в семьях моноэтничных. Для представителеймежэтнических семей гораздо более важно выглядеть для себя и окружающихблагополучной семьей, чем для членов моноэтнических семей. Однако связано этоможет быть с подспудным ощущением страдания, и осуществляется за счет глубиныобщения, в ущерб этой глубине [11, с.224].
Инициаторами проверкиэтносов на прочность путем межэтнических браков становятся люди, которыевследствие своей высокой чувствительности (и по этой причине невысокойвыносливости) острее, чем остальные, ощущают кризисные явления внутри своегоэтноса. Это чаще бывают женщины, чем мужчины. Готовность к межэтническим бракамявляется частным случаем эпатирующего поведения, когда индивид совершает сточки зрения сообщества абсурдные, нелогичные, отвергающие каноны поступки,являясь в этом случае своего рода юродивым — человеком, который через шутки инесуразности, «пощечины общественному вкусу» пытается обличитьнесовершенство сообщества, в котором он живет. Если этнос способен реагировать(в том смысле, чтобы меняться) на подобного рода поведение отдельных своихчленов, это говорит о том, что у него есть ресурсы для преодоления кризисныхявлений. Если нет — этнос продолжает разрушаться, а эпатирующее поведение имежэтнические браки в нём становится всё более частыми [11, с.225].
Если говорить прокризисное состояние субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях спредставителями своего этноса, побуждающее его воспринимать брак спредставителями другого этноса более привлекательным, то в массовом масштабеоно может быть спровоцировано кризисным состоянием самого общества. По мереразвития кризиса всё больше ситуаций становятся источниками долговременныхпсихологических травм чаще всего невысокой интенсивности, что приводит кбольшому количеству неврозов и невротических состояний, деструктивныхустановок, проявляющихся в общении. Если проблемы, связанные с этим не будутрешены, представителям такого этноса будет всё труднее общаться между собой,осуществлять совместную деятельность, что будет побуждать их к выходу запределы собственного этноса, в частности в межэтнические браки. В этом случаестабилизирующее значение иного этноса будет заключаться в его ярко выраженнойпсихотерапевтической функции. Но по мере того, как данная психотерапевтическаяфункция будет производить свой эффект, некогда травмированная личность будетвсе более приобретать сущностные характеристики подлинного бытия. На каком-тоэтапе в форме внутренних переживаний вновь заявят о себе охранительные силыэтноса, что может дестабилизировать брак, приводить к связанным с этимфеноменам, описанным выше [11, с.225].
Таким образом, увеличениестепени осознанности и произвольности поведения людей применительно креальности, связанной с межэтническими браками, способствует ощущениюблагополучия на субъективном уровне и позитивному эмоциональному климату всемье. Межэтнический брак следует рассматривать как элемент в процессесближения двух этносов. Этот процесс может длиться и довольно долгое время(столетиями) и зависит от степени интенсивности контактов между этносами. Есликонтакты редки, образуется инцидент, который со временем приобретаетисторическое значение, способствующее международным отношениям.
Глава 2. Практические аспекты этнических основ современной семьи
2.1 Технологии деятельности этническихразличий семьи в современных условиях
По статистике, впоследнее десятилетие каждая пятая российская невеста вышла замуж заиностранца. Каждый второй межнациональный брак разваливается после пяти-шестилет.
Для межэтнических семейхарактерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распадубрака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного изсупругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовноепреступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненныхобстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категориясемей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейныхвзаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
Важнейшей задачейдеятельности специалистов различного профиля является психологическая помощь в семейныхотношениях представителям различных этнических общностей. Она имеет цельюповышение социально-психологической компетентности людей в строительстве иукреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказаниепсихологических и других услуг [12, с.22].
Психологическая помощь,психокоррекция отношений между супругами — представителями разныхнациональностей — дело в нашей стране новое и недостаточно развитое, преждевсего потому, что не хватает профессиональных специалистов в данной области.Вместе с тем эта деятельность находит поддержку у правительственных органов ивызывает большой интерес у психологов и социальных работников [12, с.23].
Основными направлениямитакой помощи являются:
·проведение индивидуальных и групповых консультаций с лицами,обратившимися к специалисту с целью решения сложных жизненных проблем,приобретения психологических знаний или разрешения конфликтных ситуаций вовнутрисемейных отношениях;
·выявление семейс повышенной напряженностью в межэтнических отношениях и проведение с нимипсихоконсультативной работы;
·оказание помощисупругам — представителям разных национальностей в выявлении психогенныхотклонений и выборе адекватных форм их преодоления;
·обучениеобращающихся в консультацию лиц методам самоконтроля и саморегуляции своихэмоциональных состояний [25, с.15].
Для оказания правильной иэффективной помощи, психокоррекции и профилактической работы должнаосуществляться специальная постоянная социально-психологическая диагностикасемей, где супруги являются представителями разных национальностей. Этадиагностика должна отвечать определенным требованиям:
1. нормыпрофессиональной этики и специальная психологическая компетентность людей,занимающихся этой деятельностью, должны быть очень высоки, поскольку онивторгаются в чрезвычайно интимные стороны жизни людей и при этом должныучитывать особенности конкретных этнических общностей (известны, например,народы, информация о супружеских взаимоотношениях которых, а тем более изучениеих просто недопустимы);
2. необходимограмотное, профессиональное использование методик, тестов, опросников, анкет,специально предназначенных для этих целей.
Все методики должны бытьадаптированы к национальной специфике семейных отношений, ориентированы нанационально-психологические особенности членов семьи, так как совершеннонедопустимо, преступно нанесение вреда семье, отдельной личности какпредставителю той или иной этнической общности. Требуется постоянное уточнениесведений, подтверждение надежности, валидности, области и доз примененияметодик [25, с.17].
Возможно несколькоподходов к этнопсихологической диагностике семейных отношений.
Многоуровневыйподходпредполагаетобъединение взглядов разных школ в общую диагностическую схему и увязку анализаи коррекции многообразных сторон жизнедеятельности семьи. При разработкедиагностических схем главное внимание сосредоточивается на вопросе, какуюименно этнопсихологическую информацию о семье и в какой последовательностинеобходимо получить.
Все схемы в этом случаенацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения осемье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какойнациональности семья и с какой целью изучается. Во-вторых, сведения о семьях сэтнодифференцированным составом.
Проблемныйподходпредполагаетвыявление этноспецифических «слабых мест» семейных отношений иучитывает [30, с.24]:
·совокупность трудностей, отражающих развитие семьи;
·спецификусемейных отношений в рамках «родители — дети» и «братья— сестры»;
·национальноесвоеобразие интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях семьи сокружающим миром.
Факторныйподходориентируетна диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путемфакторного анализа, то есть метода математической статистики. Он позволяетполучать максимально полную информацию о семье.
При этнопсихологическойдиагностике семейных отношений требуется соблюдение определенных правил и норм.
Во-первых, необходимостремиться к полноте информации, а также к преодолению барьера интимности,который свойствен каждой семье, тем более национально своеобразной. С этойцелью исследователь должен на более или менее длительное время присоединиться ксемье, а для этого ему надо не только уметь снять с членов семьи излишнююнастороженность, возвратить ее на уровень привычного, фонового состояния, но иадаптироваться к их национальным традициям и привычкам, образу поведения идеятельности. Все это может достигаться профессиональной компетентностьюисследователя, надежностью сохранения им профессиональной тайны, умениембесконфликтно обсуждать самые щекотливые проблемы жизни и быта представителейконкретных этнических общностей [40, с.26].
Во-вторых, требуетсяпостоянное восполнение психологической информации о семейных отношениях. Дляэтого должны использоваться технические средства, позволяющие увидеть «своимиглазами» происходящее «за кадром». Необходимо также тщательноеобобщение результатов исследований, поступающих из различных источников, плюсих компетентный анализ.
В-третьих, для решенияпроблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия требуетсясоздание специальных экспериментальных ситуаций, позволяющих изучить поведениепредставителей той или иной этнической общности.
Сейчас созданыспециальные институты, изучающие воапрос межнациональных браков, существуеттематический раздел психологии – транскультуральная семейная психотерапия.
Терапиясемейных отношений:
·Важно осознать и принять тот факт, что раздражение супругов вмежнациональных семьях по поводу поведения друг друга;
·естественнаячеловеческая реакция, от которой не уйти.
·Следуетпонимать, что нет правильного и неправильного восприятия и видения событий иявлений представителями разных культур есть разное.
·Чтобы сохранитьлюбовь и брачные отношения, надо не молчать, накапливая раздражение, а говоритьо том, что кажется странным, неприятным в поведении супруга.- Нужно уважатьмнение близкого человека, стараться, чтобы не было даже намека на попытку егопристыдить или обвинить. Когда удалось уяснить для себя суть конфликта,необходимо договориться о поведении каждого. Это поможет достичь компромисса.
Духовноевзаимообогащение. Если супруги благополучно преодолели трудности — научились уважатькультуру, в которой был воспитан партнер, воспринимают друг друга такими, какиеони есть, и создали общие правила совместного проживания — то их союз будетобогащать обоих и приносить свои щедрые плоды.
Ведь ни для кого несекрет, что детям, рожденным в межнациональных семьях, часто передается вселучшее, что накоплено обоими народами. То есть в результате подобных браковпроисходит обогащение генофонда. И не только. Каждый человек привыкает видетьжизнь определенным образом, как бы через свое «окно». Привзаимодействии с представителем другой культуры появляется возможностьрасширить собственные горизонты.
Таким образом,особенности и привычки партнера оказываются весьма полезными. Например,заразительная эмоциональность одного позволит и второму стать чуть-чуть живее.А оригинальный взгляд на ситуацию второго поможет и первому к чему-тоотноситься проще или, наоборот, увидеть что-то шире и глубже.
2.2 Практическоеисследование. Изучение этнических основ современных семей
Межэтническая семья – этохарактерное явления в полиэтничном государстве. От факторов, влияющих на семьюво многом зависит появление, стабильность и сплоченность такой семьи. Изучениемежэтнических семей продиктовано необходимостью создать позитивное межэтническоеобщение, которое способствует развитию таких положительных качеств, кактолерантность, интернационализм, гражданственность, взаимопонимание и другое.
На данном этапеисследования семьям различной этнической принадлежности предлагалось заполнитьанкету (Приложение 1). В анкетировании принимали участие 20 семей.
На заполнение анкетыдавалось 15 минут. Супруги заполняли анкеты отдельно друг от друга.
Анкетирование былонаправлено на диагностику уровня взаимоотношений в семьях. В ходе проведенияданной методики все респонденты с интересом отвечали на предлагаемые вопросы.
По результатаманкетирования возраст мужчин был 30-45 лет, а возраст женщин – 30-43 года.
Качество семейныхотношений определяется множеством внешних и внутренних факторов.
Уровень образованияявляется одним из факторов, влияющих на семейные отношения. Отношения в семье сболее высоким образовательным уровнем характеризуются большей эгалитарностью,удовлетворенностью браком и более низкой конфликтностью, а также в таких семьяхболее плодотворно решаются вопросы этнического характера. Супруги с высшимобразованием чаще делят обязанности пополам, не всегда учитывая «женские»они или «мужские». Супруги со средне специальным или неоконченнымвысшим образованием чаще живут со своими родителями.
В результате проведенногоанкетирования сложились следующие показатели: наличие высшего образования средимужчин составило 33%, среди женщин – 25%; средне специального образования средимужчин – 57%, среди женщин – 59%; неоконченного высшего образования среди мужчин– 10%, среди женщин – 16%. Результаты уровня образования представлены вдиаграммах (приложение 2).
Стаж семейной жизниявляется важным фактором, влияющим на семейные отношения. Особенно важен данныйфактор в семейных отношениях межэтнической семьи. Чем больше супруги совместнопроживают, тем быстрее и эффективнее они решают внутрисемейные проблемы и вособенности этнические проблемы своей семьи.
По результатаманкетирования стаж семейной жизни супругов составляет 7-15 лет. Средиучастников исповедуют православие – 51%, мусульманство – 49% (Приложение 3).
Большинство женщинответили, что другая национальность мужа не мешает их семейным отношениям исовместному воспитанию детей. Доля таких женщин составляет 53%, в то время как,среди мужчин 52% ответили, что небольшие трудности все же возникают.
Вопрос вероисповеданияребенка в большинстве семей остается открытым. Об этом свидетельствуютрасхождения в ответах супругов. Лишь 15% среди мужчин и женщин ответили, чторебенок будет решать сам.
Влияние родителей назаключение межэтнического брака очень велико. Очень часто родители против такихбраков, они не одобряют выбор детей и принимают попытки помешать заключениюбрака. Не выдержав напора родителей, дети могут отказаться от свадьбы ирасстаться. С другой стороны дети могут окончательно поссориться с родителями ипрекратить общение с ними, что негативно сказывается на психологическомсостоянии всех участников конфликта. Но существуют ситуации, когда родителидоброжелательно относятся к выбору своих детей, поддерживают их и дают согласиена брак.
Среди 30% семей родителине противились данному браку, отнеслись к нему положительно, с радостью принялив свою семью супруга/супругу; 43% родителей отнеслись к браку скептически, нопереубеждать и противиться не стали; 27% родителей отнеслись к такому бракукрайне негативно, старались противостоять ему, не давали свое согласие(Приложение 3).
Семьи, в которых супругиразного вероисповедания – общемировая тенденция. Это явления экспертырасшифровывают как глобальное стремление человечества к мультикультурности имультирелигиозности.
По результатаманкетирования для 63% участников вероисповедание супруга(и) значения не имеет.
Все участникианкетирования ответили, что не будут против, если их ребенок выберет себе всупружеские отношения человека другой веры. Причины такого решения –собственный опыт. Респонденты утверждают, что примут выбор ребенка, поддержатего и не будут препятствовать развитию его личных отношений.
Религиозные праздникиобоих вероисповеданий отмечают 46%, совсем не отмечают – 25%; отмечают праздникодной из вероисповеданий – 29%.
В большинстве семей ихродные общаются, они устраивают совместные мероприятия, организуют совместныйдосуг и отдых.
Трудности в приготовлениипищи возникали в первые годы совместной жизни во время религиозных постов, нопостепенно супруги привыкли и в настоящее время такие трудности отсутствуют.Конечно, иногда споры по поводу меню возникают, но они незначительны и вконечном итоге супруги находят компромиссы.
На вопрос совместногоотдыха большинство участников ответили, что они проводят отдых с детьми. Многиесовершают выезды на пикники, организуют совместные походы, посещают киноцентрыи театры. Лишь 5% участников ответили, что предпочитают отдыхать поотдельности, либо провести весь день дома.
Участники, исповедующиемусульманство ответили, что наиболее благоприятный возраст для вступления вбрак для женщин 17-19 лет, для мужчин 29-30 лет. Участники, исповедующиехристианство считают, что наиболее благоприятный возраст для брака у женщин23-25 лет, у мужчин – 30 лет.
Смогли бы усыновитьребенка 35%, не смогли бы решиться на такой шаг – 47%, затрудняются ответить наданный вопрос – 18% респондентов.
По традициивероисповедания супруга свадьбу играли 50%, по традиции вероисповедания супруги– 45%, а 5% устроили свадьбу в традиции обоих вероисповеданий.
Среди мужчин 3 языкамивладеют 11%, 2 языками – 72%, только родным языком – 17%. Среди женщин 3языками владеют 9%, 2 языками – 70%, только родным языком – 21%.
По признанию респондентовбольшие трудности возникали в первые годы жизни. Сложно было придти к общемумнению. Но с годами совместного проживания в браке постепенно все острыеситуации решаются и находятся компромиссы. В настоящее время могут возникатьнебольшие разногласия в отношении детей и их воспитания.
Таким образом, вмежнациональных семьях возникает много ситуаций, касающихся вопросов этническойпринадлежности и национальности. Важную роль в такой семье играет умениенаходить компромиссы и договариваться, особенно это касается воспитания детей.
Заключение
Подводя итоги всеговышеизложенного, можно сказать следующее: брак и семья – это первооснова любогообщества, особенно, общества, которое сейчас претерпевает серьезные изменения,когда глобализация идет параллельно с процессом разжигания межнациональнойрозни, когда особенно остро проявляются проблемы разногласий между западныммиром капитализма и восточным миром традиционного ислама, и все это – на фонепопыток налаживания политических контактов и сотрудничества между странами.Именно в такой сложной ситуации семья обеспечивает взаимодействие личности иобщества, интегрирует и определяет важнейшие интересы и потребности человека. Всемье, как в капле воды, отражаются, воспроизводятся в специфической форме всеколлизии социума, в том числе и национальные. Конечно, реальная жизнь каждогочеловека с течением времени может вносить в эти взгляды определенныекоррективы, однако то, что заложено в человеке с детства, игнорировать нельзя.Наивно думать, к примеру, что нынешние межнациональные конфликты с применениеморужия не вызовут или уже не вызвали у детей противоборствующих сторон чувстванационального недоброжелательства к «врагам», желания мести запотерянных, быть может самых дорогих людей, членов родной семьи. Следует подчеркнуть,что все позитивное, присущее современной семье, ее воспитательный потенциалмогут служить в качестве консолидирующего фактора общества. Если семья здорова,если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании детей,формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнить рольисточника национального согласия и мира. Семье, в частностинационально-смешанной, принадлежит немаловажная роль в гуманизации общества,сохранении его стабильности и целостности, а дети этой семьи составляютсоциальную группу, объективным интересом которой является сохранениеполитической и экономической стабильности, поддержание интеграционныхпроцессов. Межнациональные семьи, уже в силу объективной социальной структуры,обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разныхнародов, формируют терпимость и уважение к национальной специфике, кположительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, языку,очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют личность, как взрослыхчленов семьи, так и детей. Образование смешанных семей открывает возможностипередачи информации между супругами и их друзьями, родственниками, как впределах поколения, так и между поколениями, то есть между детьми от смешанныхбраков. Следовательно, межэтнические семьи функционируют как канал, связующеезвено взаимной информации о культурных особенностях контактирующих этносов.Межнациональная семья играет в этнокультурных процессах не столько рольинициатора, сколько «катализатора», ускорителя уже идущих процессов.Смешанная семья является уникальной структурой, где на микроуровне происходитформирование не только межличностных, но и межнациональных отношений. Отстепени формирования в ней национального сознания и самосознания супругов, представителейразных национальностей, в определенной степени зависят не только особенностиличностных взаимоотношений супругов, но и специфика их межнациональных связей взначительно широкой, внесемейной социальной среде. Поэтому предотвращениемежнациональных конфликтов и создание благоприятной атмосферы на уровне такоймалой части общества как семья может оказать огромное влияние на жизнь обществав целом, и, исходя из этого, можно сказать, что гармоничная межнациональнаясемья – это первый шаг к гармонизации многонационального общества. А началеисследования была поставлена цель изучить специфику и проблематикумежнациональных браков. В результате проделанной работы цель была достигнута.
Литература
1. Аргайл М. Психология счастья. — СПб.; Изд-во Петрополис, 1990
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.; Изд-во Леандр, 1990
3. Барсков И.А., М.; Конфликты в семье//Семейная политика, 2001 – с. 18-23
4. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // Советская этнография, 1969, N 6. – с. 44-46
5. Бедный М.С., Семья–здоровье–общество. – М.; Просвещение, 1986
6. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.; Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001
7. Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах // Современные этнические процессы в СССР. – М.: Политиздат, 1977
8. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.– СПб.: Изд-во Петрополис, 1998
9. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – СПб.; Изд-во Прайм-Еврознак, 1994
10. Давлиев И.А., Я и моя семья. – М.: Изд-во Таткнигоиздательство, 1984
11. Елизаров А.Н. К концептуальной схеме анализамежэтнических браков // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурнойпсихологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. в 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. — Смоленск: Универсум, 2008. — Т. 1. — С. 221-225
12. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования// Социологические исследования. 1987. №1. – с. 22-26
13. Жэньер Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода; материалы семинара по проблемам семейной политики. – СПб.; 2005
14. Жукова Д.А. Культура семьи. – Волгоград, Изд-во КТ, 2003 г.
15. Земска М. Семья и личность. – М.; Прогресс, 1986
16. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни – М.; Прогресс, 1991
17. Кузмицкайте Л. К вопросу исследования этнического сознания и самосознания у подростков // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990. – с. 12-20
18. Литвинова Г.И. Под защитой государства. – М.; Наука 1989
19. Литвинова Г.И. Человек после развода. – М.; Наука 1993
20. Макаров М.В. Сильные духом. Библиотека Мошкова, 2002
21. Мид М. Модели поведения супругов в межнациональных семьях, журнал/ Семейная политика – М.: №3, 2004 – с.12-22
22. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М., Изд-во Дрофа, 1998
23. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М.; Прогресс, 1998
24. Романова М.А. Замуж за иностранца//Кризис современной семьи, сборник статей. Изд-во Флегг 2004
25. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.; Изд-во Цинтра, 1993
26. Социология: учебник для вузов/ В.Н. Лавритенко, Н. А., Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000
27. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М.; ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. – 78 с.
28. Сборник статей Культура семейных отношений. – М.; Изд-во Цинтра, 1995
29. Смелзер Н. Дж. Социология. // Социологические исследования. – М.: №10, 1992
30. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. – М.: №6, 1994
31. Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. – М.:1986. — №2.- 22-28 с.
32. Статистический комитет Содружества Независимых Государств. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Minneapolis, MN, 1993, т. 7, ч. 1
33. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М.; Прогресс, 1987. – с. 25-30
34. Терентьева Л.Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. М.; Политиздат, 1974
35. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. – Минск, Изд-во Минскиздат, 1990
36. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В.М. Фриче. – Смоленск: Русич, 2002
37. Харчев А.Г. Брак и семья. – М.; Наука, 1997
38. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М.; Наука, 1997
39. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. – М.; Наука, 1991.
40. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.; Наука, 1996. 41. Штарева С.А. Я – семья – СПб: Изд-во Логос, 2002 г
Приложение 1
Анкета
1. Пол
2. Возраст
3. Уровень образования
4. Где и кем выработаете?
5. Стаж супружеской жизни
6. Ваше вероисповедание?
7. То, что ваш(а)супруга(супруг) другой веры / национальности не мешает вашим отношениям иливоспитанию детей?
8. Какое вероисповеданиедадите ребенку или он будет решать сам?
9. Ваши родители не былипротив вашего выбора? Как родители отнеслись к выбору?
10. Имеет ли для Васзначение вероисповедание супруга(и)?
11. Верующий ли вычеловек?
12. Вы будете против,если Ваш ребенок выберет себе в супружеские отношения человека другой веры /национальности?
13. Отмечаете ли вырелигиозные праздники обоих вероисповедания?
14. При выборе имениребенка, чем Вы руководствуетесь?
15. Общаются ли Ваширодители между собой?
16. Возникают литрудности при приготовлении пищи?
17. Как проводите свободноевремя?
18. Какой наиболееподходящий возраст для брака по Вашему мнению?
19. Как Вы думаете, какойвозраст лучше всего для рождения ребенка?
20. Вы бы смоглиусыновить ребёнка?
21. По традициям чьейверы вы играли свадьбу и почему?
22. Сколько языков вызнаете?
Приложение 2
Уровень образования (%)
мужчины
/>
женщины
/>
Приложение 3
Мнение родителей поповоду межнациональных браков В (%)
/>