ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ПОЛИТИКЕ” Выполнил работу студент: Мустафаев Рамил Минулла Оглы группа: ХТОВ 31-З Проверил преподаватель по основам социологии и политологии: Гончарова Г.А. ГУБАХА 2009г. План: стр. 1.Введение….… 2.Понятие политики… 3.Субъекты и объекты политики… 4.Нации и этнические группы как субъекты политики………… 5.Конфессиональный состав населения
России… 6.Средний класс и религиозная вера (опрос)…….…… ………… 7.Этнополитические конфликты в России…….….… 8.Заключение… … 1. Введение Согласно библейскому сказанию о “Вавилонском столпотворении”, вначале люди жили в одном месте, составляли один народ и говорили на одном языке. Затем, возгордившись, они задумали построить город и башню с “главою до небес”. Разгневанный такой дерзостью Бог смешал их язык так, чтобы один не понимал речи другого, а людей рассеял
по всей Земле. Сколько было тогда образовано языков и народов, Библия не сообщает Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов (этносов) – наций и формирующихся в качестве наций общностей людей (потенциальных наций). Число же всех этнических (этнонациональных и этнолингвистических) групп достигает десяти тысяч. А государств – менее двухсот. Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией,
или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения, так или иначе, опосредуются государством и образуют единое политическое целое. На международной арене отношения между нациями выступают, прежде всего, как отношения между государствами и потому тоже носят политический характер. Политическое отношение предполагает как минимум двух субъ¬ектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. Как субъект политических отношений человек выступает в раз¬ных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов поли¬тики.
Это можно сделать по разным основаниям (признакам).  По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые, под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.  По правовому признаку субъектов политики делят на физичес¬ких (граждане, политические лидеры) и юридических
лиц (общественно-политические организации);  По направлениям политики ее носителей можно классифициро¬вать как субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализиро¬ванные органы, межгосударственные объединения). Субъектов политики классифицируют также по признаку пер¬вичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридичес¬ким статусом)
и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общест¬венно-политические организации и движения и межгосударственные объединения. 2. Понятие политики Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция). Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции,
властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды. Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом. Основными факторами политики выступают, прежде всего, большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.
Общество состоит из своеобразного комплекса взаимосвязанных, но и в значительной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социальной, политической и духовной. Политика во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические
институты, нормы и традиции – такова и политика в целом. В целом политика отражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического развития общества; определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комплекса национально-этнических отношений; зависит от характера общественного сознания и политической культуры; в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов. Основополагающая задача политики – интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска баланса интересов различных сил, диктуемых потребностями общества в целом, выработки и реализации передовой стратегии развития. Разработка и осуществление оптимального политического курса развития страны предопределяет ее успешное развитие на десятилетия вперед. 3. Субъекты и объекты политики
Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности»
направленной на объект политики. К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации. Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по
демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку; их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера. Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического», однако возрастают требования к качеству политики, как в государственной, так и в общественной сферах. 4. Нации и этнические группы как субъекты политики В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления
капитализма. Нация – это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского общества. Все эти социально-исторические общнос¬ти называют еще этническими группами. Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных при¬знаков. Национальное сознание имеет два уровня: обыденное сознание, изучаемое этнопсихологией, и теоретическое сознание. Нация – это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность
определенного индивида к той или иной этнической общности. А национальность – это субъективное отноше¬ние, юридическая принадлежность индивида к определенной нации. Ведущим этногенетическим признаком нации является общность экономической жизни, на основе которой формируются и закрепля¬ются остальные признаки, а также – единый национальный ин¬терес, который воплощается в национальном государстве. Государ¬ство – важный признак нации, однако сама по себе государствен¬ная
форма организации общества не предполагает нации (например, античные государства). Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институ¬том власти. Субъектами политических отношений выступают также конфессиональные группы. Конфессионализм это образ мыслей и посту¬пков, соответствующий догматам и требованиям определенного вероисповедания. Конфессиональные группы, с одной стороны, тесно связаны с этническими общностями, а с другой, с политикой. Конфессионализм придает межнациональным отношениям до¬полнительное измерение, усложняет спектр политических отноше¬ний. 5. Конфессиональный состав населения России Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился.
Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов,
чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков.
Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар, кабардинцев, долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов. Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 – 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России – Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются также православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 – Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1995 Российская православная свободная церковь вышла из подчинения
Русской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнему есть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви за границей. Приходы Российской православной церкви имеются в Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы
Русской православной церкви за границей – в Москве, Санкт-Петербурге, Ишиме и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские.
После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви – геннадиевская (или поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа
Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Краснодаре, Кисловодске, Барнауле, Иркутске и в других местах России. По этнической принадлежности большинство из них русские. Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп: “правильный путь ко спасению”, Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы,
“ревнители церкви”, “козловское подполье”, николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской,
Белгородской, Брянской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках
Мордовия, Чувашия, Татарстан, Коми, Адыгея. Большинство истинно православных христиан по национальности русские. От Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, св. 2 млн. чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др. Старообрядчество никогда не было единым течением.
Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).  В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви. Единоверческая церковь малочисленна. Ее последователи есть в Москве и Московской обл Иванове, Нижегородской области (в районе Арзамаса) и в некоторых других местах. Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия) – самая крупная организация старообрядцев-поповцев. Ее приверженцы, живущие в России, сосредоточены в Московской, Калужской, Брянской, Ярославской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Костромской, Астраханской,
Свердловской, Оренбургской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском, Краснодарском, Хабаровском и Приморском краях, Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане и в некоторых других регионах. Последователи Русской древлеправославной церкви живут в Нижегородской, Волгоградской, Брянской, Московской,
Курской, Саратовской, Самарской, Пермской, Свердловской, Оренбургской, Кемеровской, Читинской, Иркутской областях, Красноярском, Алтайском, Краснодарском краях, Удмуртии, Башкортостане, Бурятии и в ряде других мест. В Читинской области и Бурятии они образуют этнографическую группу русских, называемую семейскими. 
Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласия, филипповский и страннический толки. Последователи часовенного согласия живут преимущественно в Свердловской, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Курганской, Тюменской и Томской областях, Татарстане,
Башкортостане, Бурятии и Туве. Наиболее крупные группы поморцев сосредоточены в Новосибирской, Кемеровской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской, Ростовской, Московской, Новгородской, Псковской и Архангельской областях, Краснодарском,
Ставропольском и Алтайском краях, Республиках Адыгее и Коми, Москве и Санкт-Петербурге. Хотя духовным центром федосеевского согласия стала община при Преображенском кладбище в Москве, наиболее крупные группы федосеевцев находятся в других регионах: в Псковской, Новгородской, Кировской, Ульяновской и Тюменской областях, а также в Татарстане. Компактные группы спасовцев имеются в Саратовской области, их можно также встретить в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и других областях, в Мордовии и Алтайском крае. Численность филипповцев очень незначительна. Отдельные представители этого толка живут в Архангельской и Мурманской областях, Карелии, Вологодской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской и Орловской областях,
Москве, Республике Коми. Единственная же община филипповцев сохранилась в городе Кимры Тверской области. Бегуны живут в основном в Томской области, есть они также в Кемеровской, Пермской, Ярославской и Саратовской и областях. Помимо православных и последователей ответвившихся от православия сект в России живут сторонники других направлений христианства.
В частности, в России имеются католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (т.н. греко-католиков).  Католиками латинского обряда являются большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских.
В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс самые крупные их общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Калуге, Владимире, Самаре, Марксе (Саратовская область), Волгограде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Сочи, Перми, Оренбурге, Калининграде.  Католики византийского обряда представлены в стране
Российской греко-католической церковью. Эта церковь была образована после Февральской революции 1917, в советское время подверглась запрету, а с 1991 стала действовать вновь. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс причем подавляющее большинство их составляли жившие в России украинцы – выходцы из западных областей Украины. В последующие годы многие из них уехали на Украину. В стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму и т.д.  Лютеранство исповедуют часть живущих в России немцев, большинство финнов, эстонцев и латышей. В настоящее время основная часть действующих в России лютеранских приходов относятся к Евангелическо-лютеранской церкви (объединяющей преимущественно немцев) либо к
Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (прихожанами которой являются прежде всего ингерманландские финны). Численность лютеран в России – 170 тыс.  В России представлено и более радикальное течение протестантизма – кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства). Реформатства придерживается небольшая часть живущих в стране немцев, а также венгры – выходцы из Закарпатской области Украины. Общая их численность составляет всего 5 тыс. чел.
Есть сейчас в нашей стране и сторонники очень близкого к реформатству пресвитерианства, объединенные в несколько российско-корейских церквей. Свою миссионерскую работу они ведут не только среди живущих в России корейцев, но и среди представителей других национальностей.  Помимо лютеранства и кальвинизма в России представлено еще одно раннее протестантское течение – меннонитство. Российские меннониты образуют две основные группы: церковных и братских.
Они живут в Алтайском крае, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской и Оренбургской областях. Судя по всему, меннониты представляют собой особую этноконфессиональную группу.  Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине 19 в баптизм первоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группы баптистов появились и среди представителей других народов. В 1870-е гг. в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни. В 1944 евангельские христиане и подавляющее большинство российских баптистов объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 – Союз евангельских христиан-баптистов). В 1945 – 1947 в него вошли часть пятидесятников, а в 1965 – общины братских меннонитов. В 1961 от Союза откололся Совет церквей евангельских христиан-баптистов (к нему
отошла примерно 1/20 часть членов объединения). В 1992 Союз евангельскими христиан-баптистов был преобразован в Федерацию союзов евангельских христиан-баптистов, одним из членов которой стал Союз евангельских христиан-баптистов России. Самые крупные его общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Великом Новгороде,
Смоленске, Брянске, Туле, Орле, Курске, Белгороде, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Ставрополе, Грозном, Ижевске, Перми, Екатеринбурге, Уфе, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске. Продолжают действовать и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, а также их независимые общины.
Общая численность евангельских христиан-баптистов (вместе с детьми), входящих в разные организации, составляет в России около 500 тыс. чел. Среди них есть русские, немцы, украинцы и представители других национальностей.  В Российской Федерации представлено и сравнительно молодое (возникшее в 1901), но быстро увеличивающее ряды своих сторонников протестантское течение – пятидесятничество, подразделяющееся на ряд ветвей. Как и в большинстве других стран мира, в
России основную массу последователей этого течения составляют пятидесятники двух благословений. К этой ветви пятидесятников относятся христиане веры евангельской и некоторые другие, более мелкие группы. Пятидесятники-унитарии представлены евангельскими христианами в духе апостолов. Общая численность всех пятидесятников в стране составляет около 300 тыс. чел. Основные места их расселения – Сибирь, Урал, Московская, Тульская, Смоленская обл Краснодарский край и др. Особое положение в протестантизме занимают разные группы маргинальных протестантов, вероучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестантизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются среди такого рода конфессий – свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. чел.
С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Их малочисленные группы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Сочи, Владикавказе. Появились в стране и последователи Церкви объединения, или муниты (мунисты). Эту церковь причисляют к так называемым тоталитарным сектам: в ней поддерживается железная дисциплина,
имеет место беспрекословное подчинение установлениям основателя секты “преподобного Муна”. Небольшое число последователей имеют в России и такие группы маргинальных протестантов, как Христианская наука, полностью отвергающая существование материального мира, миссионерская группа “Семья”, допускающая большую свободу сексуальных отношений между ее взрослыми членами, церковь “Семья детей Бога”, признающая реинкарнацию. Вторая по численности последователей религия
Российской Федерации – ислам (ок. 13 млн. чел по другим оценкам, значительно выше). В России представлены обе основные ветви ислама – суннизм и шиизм, причем подавляющее большинство мусульман нашей страны – сунниты. Из четырех суннитских мазхабов (богословско-правовых школ) в России достаточно широкое распространение получили только два: ханафитский (наиболее либеральный изо всех мазхабов) и шафиитский (несколько более консервативный).  Ханафитского мазхаба в России придерживаются подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные из них, как уже отмечалось, исповедуют в основном православие), верующие башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, осетины-мусульмане (дигорцы), исповедующие ислам удмурты, марийцы и чуваши (численность мусульман среди представителей этих трех народов очень незначительна). Последователями ханафитского мазхаба являются также живущие в
России казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, крымские татары, каракалпаки.  Шафиитский мазхаб распространен среди представителей большинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей.  В последние годы в России появились и сторонники фундаменталистской секты ваххабитов. Их можно встретить в Дагестане и некоторых других районах. 
Численность шиитов в России незначительна. Они имеются в Дагестане (небольшая часть лезгин и даргинцев), городах Нижнего Поволжья (кундровские татары). Шиизма придерживаются и большая часть обитающих в нашей стране азербайджанцев. В ряде районов России имеется также значительное число последователей буддизма (ок. 900 тыс. чел.). Большинство из них – сторонники школы
Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живущие в Бурятии). В последние годы в некоторых городах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерово, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Ульяновске, Новосибирске, Иркутске,
Хабаровске, Белгороде, Туле, Перми, Ростове-на-Дону, Анапе и др.) появились малочисленные группы сторонников различных течений буддизма среди русских (школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различные школы направлений махаяна и тхеравада). В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргинальная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрикё. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятельность АУМ Синрикё в России была запрещена, хотя нелегально секта продолжает свою деятельность. Действует у нас и метабуддийская секта Вонбулбгё (т.н. вон-буддисты). В России есть и последователи иудаизма – подавляющее большинство верующих евреев. Численность их определить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. цифру, близкую к 600 тыс что вряд ли верно, поскольку значительная
часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годы уровень религиозности российских евреев заметно возрос). Кроме того, в 1990-е гг. около 200 тыс. евреев эмигрировали из страны. Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Самые многочисленные их группы сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде,
Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске. Иудаисты России делятся на две основные группы: ортодоксальных и прогрессивных (реформированных). Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине 18 в. Живет в России и небольшая группа приверженцев секты караимов. В последнее время в некоторых российских городах (Москве,
Санкт-Петербурге, Краснодаре и др.) среди русского населения появились сторонники неоиндуистского движения Харе Кришна (Сознание Кришны), которых обычно не совсем точно называют кришнаитами. Численность их определяется очень по-разному: от 100 тыс. до 700 тыс. (последняя цифра, безусловно, сильно преувеличена). Есть в России и последователи другой неоиндуистской секты – Тантра cангха. Новым явлением в религиозной жизни страны является и появление в некоторых ее городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге) небольшого числа приверженцев одной из китайских религий – даосизма. В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группы сторонников одной из т.н. новых религий – бахаизма. Часть южных алтайцев исповедуют бурханизм – появившуюся в 1904 синкретическую религию, сочетающую в себе элементы алтайского шаманизма и буддизма.
Последователи этой религии поклоняются богу Бурхану. В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составляют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных верований есть также среди эвенков и хантов.
Приверженцы традиционных верований имеются и среди некоторых народов Поволжья (в первую очередь марийцев, а также чувашей и удмуртов). Придерживающихся языческих верований марийцев обычно называют чи-мари, т.е. чистые марийцы. 6. Средний класс и религиозная вера (опрос) К традиционным характеристикам средних социальных слоев общества нередко относят более высокий уровень религиозности.
Однако в отношении современного российского среднего класса результаты исследований не подтверждают этого в полной мере. Структура мировоззренческих и конфессиональных предпочтений среднего класса в целом соответствует структуре предпочтений всех россиян (см. табл.) Конфессиональная принадлежность представителей среднего класса и остального населения, в % Православие Ислам Другая религия Внеконфессиональная религиозность Неверующие Средний класс 56,0 2,3 1,3 13,9 26,5 Остальное население 57,5 2,0 1,0 14,0 25,5 Так же, как и у россиян в целом, у представителей среднего класса участие в деятельности религиозных организаций (отправление обрядов, посещение богослужебных собраний) в шкале различных видов общественно-полезной деятельности занимает предпоследнее место, уступая лишь работе в местных отделениях политических партий. Так, в православной группе в целом данное занятие приоритетно для 1,8% респондентов, а в массиве
православных представителей среднего класса – для 1,5%. Примерно втрое выше данный показатель в мусульманской группе, хотя и здесь он невелик. Таким образом, для конфессионально ориентированных респондентов в значительной мере характерен пассивный тип религиозности, причем представители средних слоев не имеют ярко выраженных отличий. Невысок среди верующих из всех слоев населения и уровень доверия к духовным лицам.
По доверию к ним со стороны населения представители духовенства занимают одно из последних мест, уступая лишь политикам и представителям властей. Однако представители среднего класса все же опережают по данному показателю других представителей соответствующих конфессиональных групп, причем наиболее ярко это выражено у мусульман, где в целом духовным лицам доверяют 8,3% респондентов, а в массиве среднего класса – 18,8% (в православной группе данные показатели соответственно 8,5% и 9,5%).
Таким образом, мировоззрение и конфессиональные предпочтения среднего класса не имеют ярко выраженных отличий от предпочтений остальных россиян, а сама по себе религиозная вера не есть непременный атрибут российского среднего класса. Дело здесь, видимо, в следующем. В любом обществе средний класс, являясь носителем тенденций социальной стабильности, в наибольшей степени выражает приверженность ценностям, доминирующим в данном обществе. В традиционном обществе таковыми являются ценности религиозные, которые находят наибольшее число приверженцев именно в средних слоях. В советском обществе при господстве коммунистической идеологии для советского среднего класса была в наибольшей мере характерна безусловная вера в правоту идеологических формулировок, предлагавшихся сверху. В постсоветском российском обществе, несмотря на активные процессы религиозного возрождения, религиозная вера не стала главной идеологической доминантой.
Кроме того, сам постсоветский средний класс, включающий весьма разнородные элементы, не составляет единого целого и в духовном плане. Вследствие этого, структура мировоззренческих и конфессиональных предпочтений среднего класса не имеет ярко выраженных отличий от общества в целом. Специфическими особенностями обладает лишь мусульманская группа, в составе которой лица, относящиеся к среднему классу, в большей мере склонны к активной религиозной жизни.
Последнее объясняется и тем, что среди мусульман, принадлежащих к средним слоям, доминирующую роль играют семейные предпринимательские кланы выходцев с Северного Кавказа, из Закавказья, Средней Азии, отличительные черты, которых – высокая степень этнорелигиозной сплоченности. Особый вопрос, на котором также хотелось бы остановиться – насколько степень и характер приверженности демократическим ценностям зависят от мировоззренческой и конфессиональной ориентации
представителей среднего класса. Общее разочарование в идеях и ценностях демократии, характерное для последних лет, затронуло все конфессиональные группы: среди православных, внеконфессионально-религиозных и неверующих респондентов данную позицию разделяют около 30%. Однако среди представителей данных групп, принадлежащих к среднему классу, процент разочаровавшихся в демократических ценностях ниже: у православных и внеконфессионально-религиозных представителей среднего класса – в пределах 20%, а у неверующих – 25%. Таким образом, можно говорить, что внутри среднего класса религиозная вера в определенной мере влияет на сохранение приверженности демократическим ценностям. В целом можно отметить, что во всех мировоззренческих и конфессиональных группах удельный вес тех, кто не является приверженцами демократических ценностей, превышает половину респондентов, однако по массиву средний класс, в каждой группе данный показатель на 10-15% ниже.
Таким образом, на фоне общего разочарования в демократии, затронувшего все конфессиональные группы, представители среднего класса оказались менее затронутыми этим процессом, причем отчетливо это проявилось в группах религиозно ориентированных респондентов. Свои особенности в каждой конфессиональной группе имеет и степень приоритетности различных демократических ценностей, причем средний класс также обладает здесь определенными отличиями.
Так, в православной группе в целом на первом месте находится свобода слова (37,4%), за которой следуют свобода печати и выборов (по 35,5%), свобода вероисповедания (23,7%). Среди представителей среднего класса шкала демократических предпочтений идентична, однако процент поддержки наиболее приоритетных ценностей здесь выше: свобода печати – 42,3%, выборов – 41%, слова – 40,5%. Более высок и процент сторонников наличия частной собственности:
22,1% против 16,0% по всей группе. У мусульман поддержка свободы слова по сравнению с другими группами наивысшая (44,4%), за ней следует свобода печати (38,9%), далее со значительным отрывом – свобода выборов (27,8%) и вероисповедания (25,0%). Наличие частной собственности как обязательное условие демократии поддерживает лишь 11,1% мусульман – наименьший показатель среди всех мировоззренческих и конфессиональных групп. Однако в массиве средних слоев мусульманской группы шкала демократических предпочтений уже иная: на первое место выходит свобода выборов (43,8%), опережая свободу слова (37,5%) и печати (31,3%). Таким образом, в группах верующих респондентов представители среднего класса демонстрируют несколько большую поддержку демократических ценностей, тем не менее, свобода вероисповедания в их числе не выходит здесь на первое место, уступая свободе слова, печати, выборов. Такое отношение к демократическим ценностям парадоксальным образом сочетается с тем, что для всех конфессиональных
групп характерен довольно низкий уровень интереса к политике. Причем из конкретных общественно-политических проблем, приобретших остроту в последние годы, наибольшую тревогу вызывает высокий уровень бедности в стране: во всех конфессиональных группах эту проблему отметили не менее половины респондентов. Из других проблем наибольшую тревогу в православной группе вызывают рост численности нерусского населения в традиционно русских областях (37,6%), ситуация в
Чечне (24,4%), угроза ухудшения отношений с бывшими республиками СССР (11,8%). В мусульманской группе на первое место выходит ситуация в Чечне (33,3%), за которой следуют угроза ухудшения отношений с бывшими республиками СССР (19,4%) и рост численности нерусского населения (13,9%). Представители среднего класса демонстрируют в целом близкие к этим показатели.
Наиболее же ярко особенности отношения конфессиональных групп средних слоев к проблемам, стоящим перед страной, выявили ответы на вопросы, характеризующие их позиции по поводу такой острой проблемы, как регулирование миграционных потоков. В разных группах отношение к мигрантам существенно различается в зависимости от национальной принадлежности мигрантов и региона, откуда они прибывают в Россию. Наиболее благожелательное отношение, как в православной, так и в мусульманской группах встречают русские из республик бывшего СССР: за ограничение их въезда в Россию почти одинаково выступают в обеих группах около 14%. На втором месте – граждане Украины и Белоруссии: ограничить их въезд в страну требуют 31,9% православных и 25,0% мусульман. Гораздо негативнее отношение к мигрантам