Евхаристическая община

Prof. Kurt Marquart. Lutheran Confessions – II Лютеранское Вероисповедание – часть 2 Евхаристическая община Преподаватель Проф. Курт Маркварт. Автор работы Сергей Глушков. Concordia Theological Seminary Fort Wayne 1999 План План 2 Предисловие 1. Верую 2. Тело Христово 3. Собрание верующих 9 3.
Евхаристическая община 5. Служение и служения 6. Миссия 22 Заключение 24 Предисловие Церковь – это собрание святых, в котором верно проповедуется Евангелие, и правильно распределяются Таинства Аугсбургское Вероисповедание, Артикул VII . Церковь, как евхаристическая община в центре внимания этой работы. Церковь, как община верующих, собранных вокруг Слова и
Таинства. Церковь, как общение веры, с одной стороны, и как Таинство Тела Христова Ефесянам 123, Римлянам 1215, 1 Коринфянам 1227 и др с другой. Евхаристическая сущность христианской общины проявляется во всех вопросах ортодоксальной экклесиологии и в учении о служении церкви, и в сакраментологии, и в миссиологии, и в эсхатологии. Безусловно, на этих страницах, лишь несколько слов на такую серьезную и сложную тему.
Вероятно, больше вопросов. чем ответов. Однако, для меня лично – это новый шаг к более глубокому пониманию того, во что верит христианская Церковь. Я стал яснее понимать слова третьего артикула Символа Веры Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в Воскресение тела и жизнь вечную. Аминь. 1. Верую я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что
Он силен сохранить залог мой на оный день 2 Тимофею 112 Первая часть Книги Согласия Книга Согласия. Фонд Лютеранское Наследие, Некоторые фрагменты из Книги Согласия были даны на лекциях в уточненном русском переводе. называется Три Вселенских Символа Веры. Первый из них – Апостольский, второй Никео-Цареградский, третий – Афанасьевский. Отцы реформации подтвердили свою веру в единую святую кафолическую апостольскую Церковь и свою верность древней богословской традиции, той традиции, которая идет от первых веков, которая формировалась в борьбе с ересями, через противостояние внешним и внутренним искушениям. В этом смысле, на самом деле, они не привнесли ни чего нового. Эта традиция сохраняла действительную ортодоксию, защищая христианскую
Церковь от сектантства, от ересей и фанатизма внутри общины и от давления извне, от влияния язычества, от секуляризации Секулярный – т.е. мирской, светский. Секуляризация – это стирание грани между миром и Церковью. Этот процесс иногда вызван внешними факторами, например со стороны государства или когда мирские традиции влияют на Церковь. Внутренние факторы можно обнаружить в слабости церкви перед миром, в либеральности
учений, в ложной открытости – когда богословы сами стремятся привнести в Церковь популярные философские, психологические или социально-политические идеи Позже эта богословская линия нашла свое продолжение и развитие в период лютеранской ортодоксии Период лютеранской ортодоксии – это 16-й – 17-й века. Важнейшие имена Хемниц, Герхард и др. Завершение этого периода исторически связано с появлением пиетизма
Шпенер, который был своеобразной реакцией на сухую схоластику, повторяющую ошибки католической школы а сегодня мы находим приемников этой традиции в конфессиональном лютеранстве. Слова Символа Веры – верую в Церковь – трудно вместить, трудно понять правильно, особенно, если мыслить о церкви, лишь с человеческой стороны, или с позиции современного постпротестантизма. Несомненны утверждения – Верую в Бога Отца верую в Иисуса Христа Но, эта странная вера в Церковь ни как не вмещается в рамки нового свободного независимого христианства. Почему Одна из причин тому популярный субъективизм, нашедший свое особое выражение и в современном христианстве. В центре такого индивидуально-религиозного мировоззрения Я сам, человек, персона. Что этот Я чувствует, что думает, чем живет, во что верит, в какую Церковь ходит Вера привычно стала восприниматься как нечто только внутреннего, нечто сугубо личное.
Верую в Церковь Важно пояснить, что мы верим в не просто абстрактно в Церковь, но под такой краткой фразой в этой работе всегда подразумевается третий артикул Символа Веры, с полным определением, где мы исповедуем, что Церковь – единая святая кафолическая Что это значит Возможно ли верить в Церковь, если она лишь собрание верующих людей, лишь группа единомышленников
Очевидно, что слова Символа Веры говорят не о людях, не о человеке прежде всего – но о Боге. Каждый артикул – это исповедание о Боге Он сотворил мир и продолжает творить, даруя нам жизнь. Сын Божий, Иисус Христос – умер за нас и воскрес. Через Него, теперь – это наша смерть, это наше воскресение и жизнь. Дух Святой – призывает нас через Евангелие к истинной христианской вере, к евхаристической церковной
жизни. Я верую, что не могу ни по собственному разумению, ни какими своими силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или прийти к Нему, но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами Своими, освятил и сохранил меня в истинной вере. Точно так же он призывает, собирает, просвещает, освящает всю христианскую Церковь на земле и сохраняет ее через единую, истинную веру в
Иисусе Христе. В Своей Церкви Он ежедневно щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в последний день Он воскресит меня и всех мертвых и дарует мне и всем верующим во Христа вечную жизнь. Это непреложная истина Краткий Катехизис Мартина Лютера Так Лютер поясняет третий артикул Символа Веры в Кратком Катехизисе. Так мы начинаем исповедовать свою веру в Церковь еще в катехизационном классе. Верую в Церковь, единую святую кафолическую Трудно найти видимые основания для такой веры. Ведь, в церковном собрании мы видим не только верных, но и лицемеров и неверующих. Иногда, и священник не верит в то, что говорит. Иногда, и прихожане воспринимают христианство лишь как старую добрую традицию или возможность встретиться и пообщаться с людьми. Несколько лет назад именно по этой причине я решил уйти из церкви
С 1991-го года, семь лет я был членом Библейской церкви, похожей на свободную евангелическую Стало не интересно Сначала я хотел вычеркнуть эту фразу, но – это честно, мне на самом деле стало не интересно. Сегодня в постротестантских общинах заинтересованность, полезность – один из основных критериев Стало как-то не во что верить, потому что надежды не оправдались и наступило разочарование в людях, которые казались по началу настоящими любящими христианами.
Но, я не ушл. Хотя это была не лютеранская община. После летних лекций в семинарии Конкордия 1994 и 1995 года я увидел Церковь с другой стороны, иначе. Важность и значимость Церкви по существу – не в людях, которые приходят в собрание, но в Личности Христа. Он дарует благодать, прощает грехи
Своим Словом в Своей Церкви. Именно Им едина Церковь. Поэтому, Павел говорит в послании Ефесянам умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы призваны к одной надежде вашего звания один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех,
Который над всеми, и через всех, и во всех нас Послание Ефесянам 41-5 Единство веры и Церкви 2. Тело Христово Осознание церкви, как Тела Христова стало для меня новым шагом в изучении экклесиологии в патристике первых веков христианства. На основании Священного Писания отцы ранней Церкви написали много книг на эту тему. С одной стороны, они находили в Библии очень яркий образ Церкви, как Невесты Христа Ефесянам 532 и др Это образ брачных отношений, образ семьи, образ любви, как в Книге Песнь Песней Книга Песнь Песней. Подобно святая святых Ветхого Завета, об отношении Бога и его народа. Эту книгу отцы Церкви часто цитировали, говоря об отношениях Христа и
Церкви С другой стороны – Тело Христово – образ глубокий и таинственный. Это Тело – едино во Христе. В этом Теле – особое значение приобретает христианское общение верующих. Жизнь этого его – в Крови Иисуса Христа. Господь дает жизнь, поддерживает и сохраняет Свой народ. В этом Теле мы собраны, прежде всего, не вокруг наших человеческих достоинств или недостатков, но именно вокруг Его Слова и вокруг Таинства в евхаристическом общении.
Говоря о Церкви, как о Теле Христа, мы с одной стороны подчеркиваем единство верующих В данном контексте выражение единство верующих и единство крещеных имеет то же значение, где каждый друг другу близок, как часть тела, как единый организм, а с другой стороны – мы видим Церковь собранную у Алтаря, вокруг Причастия. Этих людей собрал Господь, чтобы соделать их причастными Телу Его и Крови
Его. Таким образом, для нас, в образе Тела Христова открывается глубокая истина и о евхаристическом собрании, и об общении людей и о Таинстве Причастия. Христос живет в нас не только духовно, но и телесно – через переданное нам в Таинстве Тело и Кровь Христа Василий Великий. Слово и Таинство – это важнейшие понятия в определении церкви.
Чистая проповедь Евангелия и совершение Таинств, в соответствии с Божественным установлением – вот что определяет Церковь, которая есть Тело Христово Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII – VIII О Церкви. Христос обновляет Свою Церковь, являясь ее Главой. Он правит этой Церковью в Духе Святом. Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания
Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в вас, верующих по державной силе Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги
Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Ефесянам 115-23 именно это послание Апостола Павла цитируется и в Апологии. Мы вновь видим, что отцы реформации не говорили о Церкви ни чего принципиально нового. Что же нас делает живыми членами этого Тела Христова Среди страданий этого мира и человеческих заблуждений, вопреки неверию многих,
Господь собирает Свою Церковь, и Сам делает нас уже здесь и теперь причастниками вечных благословений, вечного утешения, вечной жизни и Святого Духа, и праведности, которая исходит от Бога – и сегодня, и вплоть до грядущего Пришествия Его. Он Сам причащает нас Телу Его. Он предстоит перед нами в лице священника. Его голос мы слышим в церковной проповеди. Его Кровь и
Плоть мы вкушаем в Таинстве Евхаристии. Он Сам творит нас живыми членами Его Тела. 3. Собрание верующих Церковь – это собрание святых и истинно верующих Аугсбургское Вероисповедание. Артикулы VII – VIII. 1530 г. Дополнительно Апология А.В. Артикул VII Аугсбургского Вероисповедания фактически является первым официальным догматическим определением церкви и ее единства, идущим дальше, чем Никейский Символ Веры. Древние споры о Церкви часто не касались догматической стороны экклесиологии. Много говорилось о структурах и об авторитетах. При этом, хотя и не было Соборных определений, отцы Церкви все же неоднократно говорили о верных признаках, определяющих христианскую общину. Во время же Реформации этот вопрос был одним из важнейших, учитывая противостояние католической
иерархии с одной стороны и радикального Здесь имеется ввиду крайние проявления – на примере анабаптистов и др. учения о Церкви с другой. Именно в такой обстановке формируются определения Аугсбургского Вероисповедания и появляются особые учения со стороны оппонентов. Таким образом, после никейской Никео-Цареградский Символ Веры. Первый и Второй Вселенские Соборы – 325, 381 г.г. от
Р.Х. экклесиологии первое официальное определение о Церкви дано лютеранами, после этого последовал ответ римо-католиков и ответ реформатов. Так что, теперь многие из существующих различных догматических определений о Церкви берут начало от времн Реформации, с 16-го века. Аугсбургское определение Церкви, безусловно шире, чем собрании верующих.
Оно говорит и о верной проповеди Евангелия и о совершении Таинств – как о признаках Церкви. В этой части моей работы я бы хотел внимательнее взглянуть на Церковь, именно как на собрание, потому что это видимая сторона. Современные В этом случае имеются ввиду постротестантские общины. формы церковности, внешне уже мало похожи на эти евхаристические собрания и мало отличаются от любых других социальных, общественных встреч.
Мне довелось это пережить изнутри. Семь лет я был в такой современной церкви. Что было в той общине и чего не было Было ли это собранием верующих Да, безусловно, это искренне верующие люди, читающие Библию и поддерживающие друг друга, как в вопросах веры, так и вообще, в делах окружающей жизни. Вы знаете, во время учебы в Семинарии мне пришлось многое переосмыслить в моем понимании церкви. Зачем я ходил в Церковь раньше Честно говоря, для того, чтобы услышать проповедь, полезную для жизни и чтобы поговорить с людьми, которые уже стали как родные, подобно одной христианской семье. А теперь, в американской обстановке совершенно иначе осуществляется моя церковность. Ввиду недостаточного знания английского языка – проповеди во многом остаются не понятыми и далкими. В общение с людьми трудно. Другая культура, другой язык.
Что говорить, я тут чужой человек. Что же осталось Святое Причастие. Более глубоко и ярко теперь я вижу значимость Таинства Евхаристии. Яснее становится и смысл слов собрание верующих. Не имея практически ни чего общего в повседневной жизни, здесь – у Алтаря – мы все вместе, мы собраны Господом, чтобы быть с
Ним, чтобы быть Причастным Его Телу. Здесь рушатся все преграды, все человеческие разделения и распри. Здесь нет тех, кто ближе или дальше, но все мы – нищие духом, пришедшие обрести прощение и жизнь. Он Сам объединяет нас. Он Сам сохраняет это единство и дает нам благодать с избытком Иоанн.1010, и далее Втор.304,9 Хотя бы ты был рассеян от края неба и до края неба, и от туда соберет тебя Господь А ты обратишься и будешь слушать гласа
Господа С избытком даст тебе Господь Церковь, по существу, является собранием святых и истинно верующих В конце этой цитаты стоит многоточие, потому что эти слова – лишь фрагмент из определения Аугсбургского Вероисповедания о Церкви. Артикул VII далее поясняет – каково же место тех людей в церкви, которые не являются верующими, но внешне неотличимо прибывают вместе со всей христианской общиной. В своей догматике лютеранские вероисповедания не разделяют
Церковь на видимую и не видимую, подобно кальвинистскому учению о двух церквях. С другой стороны, и не отождествляет внешнюю церковную организацию с той Церковью в которую мы верим. Что вс это значит Дело в том, что мы не видим единую святую христианскую Церковь, но мы верим в нее. Подобно тому, как в Евхаристии, мы не видим физически Тело и Кровь Христа, но мы верим, что сие есть истинная Кровь и истинное Тело. Таким образом, с верой в единую святую Церковь мы ожидаем конца истории, когда будет все явно и открыто. Ныне же, только Господь знает сердца людей в церковном собрании и ведает о чем они помышляют и какие цели преследуют. В Его руках – и суд и спасение. Для нас же есть внешние признаки Церкви, открытые в Писании, сохраненные Христом неизменно, действительные на протяжении веков, до наших
дней. В Апологии мы читаем, с одной стороны и о церковной организации и о внешних обрядах и о различных институтах управления, но с другой стороны евхаристическая община единство в христианской вере, исполненное Святым Духом. Где эта Церковь Где Слово Божие проповедуется чисто, и Таинства совершаются в соответствии с Евангелием – это несомненно есть Церковь и христиане Апология Аугсбургского Вероисповедания,
Артикулы VII – VIII . 3. Евхаристическая община В основание этой главы положена моя работа в семинарии по курсу Лютеранское Богослужение Природа самой Церкви – евхаристична Евхаристия. Архимандрит Киприан. Профессор православной богословской семинарии в Париже . Евхаристический характер церкви открывается не только во внешнем действии, но и внутренне, по существу. Одно из наиболее мких и глубоких определений поместной церкви – это евхаристическая община
О евхаристической общине говорят такие православные богословы, как Шмеман, Афанасьев и др Это община, собранная вокруг Слова и Таинства. Это община, живущая литургической жизнью. Как во времена апостольские, так и в последующие века – и на Востоке и на Западе, жизнь христианина была связана с церковным служением, вливалась в процесс
Богослужения, концентрировалась в Евхаристии. Святое Причастие в сознании христиан с самого начала было центром всей богослужебной жизни. Все священнодействия Литургии и различные обряды сосредотачивались именно вокруг Евхаристии, которая и предназначена быть сакраментальным Значит – таинственным, в таинстве. насущным хлебом для всех верующих. Мы находим не мало подтверждений этому и в ранней церкви. Дионисий Псевдо-Дионисий Ареопагит. называет Евхаристию таинством таинств. Семеон Солунский учит, что завершение всякого священнодействия и печать всякого божественного таинства есть священное причащение. Евхаристию, Святое Причастие, как основное церковное священнодействие выделяет и св. Григорий Палама и многие другие. Природа самой
Церкви – евхаристична. Церковь есть Тело Христово. Именно в Евхаристии нам предлагается Тело и Кровь Христа. В Божественной Литургии мы причастны этому Телу Христа, мы становимся живой частью Церкви, начиная в Крещении, а потом, продолжая нашу христианскую жизнь в Причастии. В Божественной Литургии Сам Бог обращается к нам со
Словом Примирения. Он прощает наши грехи, возрождает нас к новой жизни, утешает, укрепляет нас в вере. Без этого Слова Примирения, без Крещения и Причастия, без Божественного Служения нет ни какой церковности, ни христианской жизни вообще. Также как невозможно ограничить понимание церкви определением собрание верующих, так и понятие Литургия нельзя сводить лишь к порядку религиозных обрядов, к исторически сложившейся традиции и чинопоследованию.
Форма и литургический чин может отличаться в зависимости от времени и места, но сущность Богослужения остается прежней Господь Иисус Христос – дарует нам прощение и обновляет жизнь мы – верующие в Него, с благодарностью слушаем Слово Его и вкушаем Его Тело и Кровь. Это – благодать Божьего Слова и наше благодарение в ответ. И вы – Тело Христово 1 Коринфянам 1227. Это значит, что верующие уже теперь живут благодаря
Крови Христовой жизнью во Христе. Это – жизнь в Нем, в Его Слове и в Его Таинствах, в Его Церкви и в Его Литургии. Божественное Служение обнимает всю жизнь христианина, воспринимает всю его скорбь и радость, освещает его творчество, его дела и стремления. Наша Литургия не должна и не может быть сведена лишь к пассивному потребительскому отношению или только к энтузиазму нашего человеческого делания. Что это значит Прежде всего, Литургия – это Слово Благовестия и Таинство. Господь говорит. Его Слово рождает в нас веру и совершает наше освещение. Он дает нам дары, а мы с верой благодарим Его, через Иисуса Христа силою Святого Духа. Литургическая жизнь не ограничивается только присутствием и соблюдением богослужебного порядка, но мы молитвенно живм все происходящее, слушаем и отвечаем, принимаем прощение
и благодарим. Таким образом, Литургия – это диалог, в котором Бог говорит, а мы слушаем и отвечаем. Он – дарует благодать и прощение, а мы принимаем и благодарим Его. Слова о Церкви и слова о Литургии – удивительно схожи. В Литургии находит свое выражение и христианская теология и христианская доксология. Яркое описание такой литургической жизни мы находим в
Деяниях Апостолов. Жизнь апостольской церкви вращалась вокруг учения, общения, преломления хлеба и молитвы Деяния 242 и 1 Кор.1016. Что это Четыре отдельные части или что-то иное Попробуем взглянуть на эти слова как бы сквозь призму литургического богословия они постоянно пребывали в учении Апостолов – о чем это учение о Иисусе Христе общение – что это значит – это богослужение, литургия – в чем же выражается это общение в преломлении хлеба и в молитвах.
Преломление хлеба – это Евхаристия, а молитвы, это возможное указание на часть литургии, по существу – это вся молитвенная жизнь апостольской общины, в соответствии с тем образцом, который установлен Христом в молитве Отче наш. Изучая внимательнее Деяния 242 мы можем лучше понять – чем жила апостольская Церковь, что для нее было важно и значимо. О чем же учили Апостолы, о чем они рассказывали Прежде всего, о Личности
Христа Распятого и Воскресшего. Это учение готовило, предваряло участие в общении, т.е. в Божественной Литургии Слово готовит к Таинству. Что же такое евхаристическая община – Это община, собранная Христом вокруг Его Слова и Таинства. Читая лютеранские конфессиональные определения, важно обратить внимание на пассивную форму глаголов верно проповедуемое Слово, и правильно совершаемые Таинства. Кто может верно проповедовать Евангелие Кто может правильно совершать Таинства Об этом говорит Артикул XIV Аугсбургского Вероисповедания. Публично учить в Церкви и совершать Таинства может только тот, кто призван на это должным образом, т.е. так, как это установлено в Церкви. Из этого следует, что говоря о евхаристической общине и о
Церкви вообще, мы всегда имеем ввиду и священнослужителей, которые готовят и проводят Литургию. Именно из их рук, как из рук Самого Христа мы принимаем Чашу Причастия. Через их проповедь и через все Богослужение – Господь говорит к нам. Благословение священника – мы воспринимаем, как благословение Самого Христа. Именно поэтому древние христиане уделяли такое особое внимание епископу, т.е. предстоятелю
в церкви, предстоятелю в Божественном Служении. Известна знаменитая формула Киприана Карфагенского Церковь в епископе, и епископ в Церкви. Так и Игнатий Антиохский говорит – где епископ, там и Церковь За многовековую историю, христианская Церковь обрела богатейшее наследие – и в богословии и в литургических традициях. Вместе с тем, таким студентам-семинаристам, как я, в этом многообразии –
становится все труднее и труднее разобраться в богословских определениях и терминах. Одни богословские понятия дошли до наших дней неизменно, а другие – отчасти обрели новое значение. Например, как называть церковнослужителя Пастор, пресвитер, старейшина, епископ, предстоятель, священник, диакон Как различить верно в работах разных авторов что имеется ввиду, под определением служения епископа или диакона В рамках этой работы невозможно сделать даже краткий анализ этого круга проблем.
Однако, очевидно, что как и в апостольской церкви и в ранние века христианства, так и до сегодняшних дней – в евхаристическом собрании – Христа представляет священнослужитель, предстоятель общины. Но что мы имеем ввиду, когда говорим, что священнослужитель должен быть поставлен на служение должным образом Аугсбургское Вероисповедание. Артикул XIV Этот вопрос актуален также и в контексте спора о количестве Таинств и в вопросе кто может совершать Таинства. Строго говоря, в соответствии с лютеранским вероучением – Таинства в узком смысле – это только Крещение и Причастие О количестве и употреблении Таинств говорит Артикул XIII А.В. и, сответственно – Апология . Однако, в широком смысле, в соответствии с Апологией, рукоположение, т.е. ординацию мы можем назвать таинством, в силу того, что в этом церковном обряде осуществляется служение Слова. А там, где Слово – там говорит
Сам Господь. слово Мое, которое исходит из уст Моих оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал Его. Исаия 5511 5. Служение и служения Он признал меня верным, определив на служение 1Тим.112 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение Итак, мы говорим о евхаристической общине, в которой проповедуется
Слово и совершаются Таинства, служителями, призванными к этому должным образом Уместно сделать замечание, что об ординации особо говорится в Шмалькальденских артикулах В контексте утверждений предыдущей главы, закономерно возникает вопрос кто служит в церкви И более широко что такое христианское служение В этой теме вновь переплетаются вопросы и литургического характера, и о жизни в христианской общине,
и о личном благочестии, и о миссионерском призвании. Интересно, как в одной современной энциклопедии приводятся три основных типа понимания служения в христианстве. Католическое учение о служении, прежде всего говорит об иерархиях в церкви и об институтах ее управления. Реформатские Под реформатаством я имею ввиду кальвинизм и множество его современных разновидностей. теории учат о различных служениях, имея ввиду, прежде всего, христианскую этику вообще и проявление разного вида личного благочестия в христианской общине. И только Лютеранство говорит о служении догматически, подчеркивая, что по сути – это одно служение – Служение Христа. Церковное служение, по существу – это Служение Христа, Который и сегодня нест Евангелие в мир, Который дат Себя верующим, Который Духом Святым утешает нас, научает, воспитывает и сохраняет нас в
истинной вере. Это совершает Он Сам. Термин служение используется в богословии и в узком и в широком смысле. В широком смысле это слово означает любое провозглашение Евангелия или преподавание средств благодати, так, как это может быть осуществлено любым верующим христианином. Христианское служение, в узком смысле Вместо слов в узком смысле и в широком смысле можно сказать -конкретно и абстрактно предполагает существование поместных церквей, ибо оно осуществляется там, где
существует община и предстоятель. Шмалькальденские артикулы так раскрывают библейское учение по этому вопросу Когда Апостол Павел основал христианские общины на острове Крит, он велел Титу Тит.15 в каждом городе Вероятно, там где образовывались поместные церкви рукополагать пресвитеров, которых он также называет епископами Тит.17. Опять же, после того как Павел и Варнава основали поместные церкви в
Малой Азии, они рукоположили там пресвитеров к каждой церкви Деяния.1423. Рукоположенным пресвитерам было заповедано заботиться о Церкви Божией 1Тим.35, внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь, бодрствовать Деяния.2028-31, подавать пример 1Петр.53 и т.д. Эти пресвитеры, предстоятели церквей должны были служить
в своих общинах как верные священнослужители, призванные Самим Господом. Следовательно, у нас есть все основания говорить, что церковное служение пресвитера В протестантской терминологии, уместно говорить о служении пастора, служение епископа. осуществляется по Божьему установлению, по Божьей заповеди. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. 1 Тимофею 517 Рассуждая о церковном служении, по существу, мы говорим о Служении Слова. Именно поэтому Апология, цитируя Августина, утверждает, что Таинство – это видимое слово, обозначающее и дарующее тоже самое что и само Слово. Таким образом, действие обоих едино Апология, Артикул XIII. Апология Апология, Артикул XIII также говорит
Служение Слова совершается по заповеди Божьей и содержит в себе славные обетования. Герхард Герхард – один из крупнейших богословов периода лютеранской ортодоксии. пишет Служение Церкви является священным публичным служением, осуществляемым по Божию установлению. Гуттер говорит о служении так Служение Церкви было установлено Самим Богом Эти цитаты из Герхарда и
Гуттера приводятся в Христианской Догматике. Мюллер Христианское служение названо публичным не по месту, где оно совершается, но скорее, ввиду того, что оно осуществляется открыто, от имени Церкви, от Имени Христа. А там, где Церковь, там, по воле Божией, должны быть и официально поставлены, призваны на служение пресвитеры, которые от имени Церкви проповедуют Евангелие, отправляют
Таинства, и осуществляют Служение Ключей Имеется ввиду власть отпускать грехи и отлучать от церкви. См. Иоанн.20. Так, постепенно, раскрывается более объемное и подробное определение христианской церкви, в котором уже есть и евхаристический характер общины, и особая роль служителей, предстоятелей в евхаристическом собрании. Итак, служение одно – это Служение Слова, которое мы слышим Вера от слышания, а слышание от Сова Божьего – Римлянам.1017 и которое мы видим в
Таинстве Апология, Артикул XIII. Это Служение Христа для Церкви, в Церкви и через Церковь. Важно сказать также несколько слов и о лютеранском понимании священства. Действительно, слова о всеобщем священстве Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет 1Петра 29- относятся к каждому верующему. Но, все ли Апостолы См. 1Коринфянам.1227-31 Все ли учителя Все ли пророки Все ли епископы и пресвитеры Нет. Один Бог, производящий все во всех, но служения различны См. 1Коринфянам.124-11 Не разделяя Служение Слова, мы видим различия в служениях. У каждого из нас есть свое призвание в жизни, свой индивидуальный путь.
У каждого есть и свое положение в Церкви, в Теле Христовом, в живой христианской общине. При всм этом многообразии – мы едины во Христе. Это не только абстрактное единство в идеях и в общих целях, но и конкретное сакраментальное со-причастие Телу Христа. Это единство – и в Таинствах и во всем церковном священнослужении. Кто же служит в Церкви Предстоятель Христос Община –
Это единое служение. Кто является совершителем Таинств Может ли епископ или пресвитер совершать священнодействия без народа Божьего Может ли христианская община быть без предстоятеля Нет, и не было, и не может быть церкви без священника и священника без церкви. Есть одна Церковь Божия во Христе, как единое целое.
Невозможно разделить на части тело Христово. Да будут все едино как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино да уверует мир, что Ты послал Меня. Иоанн 1721 Отвечая на поставленный выше вопрос, кто является совершителем священнодействия в Церкви, важно не смешивать и не отождествлять служение предстоятеля и общины Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова –
Ефесянам 47. Хотя это служение и нераздельно, но все-таки различно, согласно Писанию Римлянам.123-8, Ефесянам.41-7, Евреям.24, 1Коринфянам.12 гл На евхаристическом собрании, как мы видим, каждый верный народа Божьего стоит перед Богом в своем священническом достоинстве. Таинства и священнодействия совершаются Церковью и в Церкви, т.е. это тоже Служение Христа, в котором открывается и Его сакраментальное действие и наше причастие к этому Служению, наше благодарение и жертва Римлянам.121. Воспринимая догматически христианское Служение, как единое действие, как единое Со-бытие во Христе, становятся на должное место учения о иерархиях и о наших различных призваниях.
Становятся на должное место все внутрицерковные структуры и функции и все признаки внешней церковной деятельности в мире. Для сего преклоняю колени мои перед Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные
в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Ефесянам 314-20 6. Миссия Служение Церкви – это
Служение Слова, это Служение Христа. Однажды, в воскресной проповеди я услышал историю о том, как в одной церкви был крест с изображением распятия Христа, но у Христа не было рук. На вопрос об этом странном изображении, священник ответил, что это распятие было найдено после войны в руинах разрушенной церкви. Сначала хотели отреставрировать его, но позже решили оставить так. Священник сказал, что в современном мире мы, как призванная
Господом Церковь, являемся руками Христа. Мы Его руки. Поэтому такое распятие, пострадавшее во время войны, теперь напоминает общине о христианском миссионерском призвании – идти в мир, осуществлять Христово служение Благовестия, служение Примирения. 2Коринфянам.516-20 Так, мы подошли к заключительной части определения церкви. Мы говорили о церкви, как о евхаристическом собрании верующих, как о Теле Христа, как о единстве предстоятеля и общины, как о церкви Слова и Таинства. Теперь же, продолжая тему Служение – важно сказать о христианской миссии. Христианская миссия начинается в Богослужении. Мы приходим в Церковь для Причастия Телу Христа, для исцеления нашей жизни, для возрастания 2
Коринфянам 1015 в познании Филимону 16, 1Тимофею.24, Колосянам 310 и в учении 1 Тимофею 4-я, 6-я главы, но для себя ли только мы обретаем эту благодать Евангелия Нет. Наше призвание – идти к людям, совершать Служение Слова во спасение мира Ибо явилась благодать Божия спасительная для всех человеков, научающая нас –
Тит.211-12. В богословском понимании субъект Богослужения – Сам Бог, а всякий приходящий становится объектом Божественной милости. При этом происходит не только утоление личной духовной жажды, не только удовлетворение личной религиозной нужды. Господь посылает нас в мир. Мы получаем призвание нести Благую Весть дальше – в свою семью, к своим соседям и друзьям, по всей
Земле. Это и называется – литургия после литургии. Таким образом, богослужение не уводит человека на время от мира, но посылает в мир с Евангелием и миссией. Богослужение – это проповедь Христа Распятого и Воскресшего, это свидетельство о Царстве Божием, о Благой Вести, о спасении и о новой жизни.
В таком понимании, оно само уже является присутствием и откровением Христа, откровением Спасения. Христианская миссия – это служение Церкви в мире, это служение Христа, Который, как и две тысячи лет назад идет в города, в дома к людям, приходит в жизнь общества и в жизнь каждого человека и приносит Евангелие, несет прощение грехов и Жизнь Вечную. Слово Божие растет и распространяется Деяния.67, 1224, 1920, дополнительно 931, 165 и 2831 – в Книге Деяний Апостолов трижды упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия апостольской церкви. Так мы говорим и о миссии современной церкви, потому что, по существу – как во времена Апостолов, так и сегодня – это Деяния Христа, это Служение Его Слова. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом
Деяния.165 Заключение Исследуя вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели на Церковь и богословски, с догматической стороны и с практической, так сказать – снизу. Мы видим, что евхаристическая община – это и собрание верующих и Тело Христово, здесь и общение святых и миссионерское призвание, и единство Служения и различение служений. Мы видим в церкви и паству, т.е. верующих, собранных во
Имя Христа и пастыря, в лице предстоятеля евхаристического собрания. Хотя и не полагается в заключении начинать новую тему, все-таки, я хотел бы сказать о эсхатологической перспективе христианской общины. Евхаристия – это Небо на земле, но при этом, Евхаристия – это и вознесение к Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь соединяется действие божественной благодати и человеческий отклик, молитвенный,
жертвенный ответ. Церковь – это осуществление эсхатологии здесь и теперь. Хотя и отчасти, но уже в этой жизни в Церкви нам доступны вечные дары благодати и спасения. Богочеловечество Христа не было лишь историческим событием, свершившимся две тысячи лет назад, но Он – в Евхаристии, в Своей Церкви – остался с нами во все дни до скончания века Матфей 2820 б. В этом наша жизнь в настоящем, в этом наша надежда – в будущее.
В этом – наша вера, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом Евреям 111. Так, в Церкви Христовой, совершается наше спасение См. Филиппийцам 212-13