Эволюция общественного и государственного строя в Афинах

Введение
Радикальныесоциально-экономические сдвиги ускорили процесс трансформации племеннойгосударственности в полисную организацию государства. Полис представлял собойгород-государство, базировавшийся на гражданской политической общине. Онвозникает в результате слияния нескольких племенных поселений в единый город.Полис развивался как демократическая республика. Утверждение республиканскогостроя связано с борьбой земледельческой аристократии против патриархальнойцарской власти. Она завершилась ликвидацией монархии в VIII в. до н.э. и передачей власти выборным должностнымлицам из аристократической среды. В VII-VI вв. аристократическое правлениесменяется периодом тирании. Тираны-диктаторы с неограниченными полномочиямибыли призваны для наведения порядка и прекращения социальных конфликтов. В тожевремя полис представлял собой рабовладельческую демократию со специфическимиобщественными отношениями. Полисная идеология основывалась на всемерной защитесвоих граждан, являвшихся таковыми благодаря своему происхождению. Полисобеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и нарабов и доступ к политической жизни. Остальные категории населения — неполноправные и рабы — социально-правовой защитой не пользовались. В конечномитоге это привело к кризису полиса, т.к. рост частной собственности, основаннойна эксплуатации рабского труда, приводят к разорению основной массыземлевладельцев-общинников, к их социальной деградации и уменьшению слоясвободных.

1. Государственныйстрой Древних Афин
 
Образование Афинскогополиса приписывается легендарному царю Тесею, который объединил четыре племени(филы). Со временем здесь складывается рабовладельческая демократическаяреспублика. Утверждение республиканского строя в Афинах связано с борьбой земледельческойаристократии (эвпатридов) против патриархальной царской власти. Эвпатридыликвидируют власть базилевсов (вождей) и передают полномочия по управлениюгосударством выборным из числа аристократии должностным лицам — архонтам. Советстарейшин был заменен ареопагом, в который входили бывший и действующие архонты.Однако вVI в. до н.э. афинское обществопережило глубочайший кризис, пошатнувший политическое господство аристократии.Великая греческая колонизация вызвала крупные социальные сдвиги в Афинах.Влиятельную социальную группу составили демиурги, разбогатевшие на ремесле иторговле. Миграция населения привела к увеличению слоя метеков — неполноправныхсвободных людей, которые не были связаны родовой организацией. Появилась новаякатегория населения — феты или шестидольники, т.е. зависимые крестьяне, попавшиев долговую кабалу и вынужденные отдавать 1\6 урожая кредиторам. Плутархотмечал, что « весь народ был в долгу у богатых». Это привело к концентрации землив руках аристократии. В результате в афинском обществе стали разрастатьсясоциальные конфликты, зазвучали радикальные требования раздела земли иизменения государственного порядка.
В 594 г. до н.э. надолжность архонта с правом законодательной деятельности был избран известныйпоэт и общественный деятель Солон. Он провел долговую реформу — сисахфию. Вседолги афинских граждан были аннулированы, долговое рабство отменено, апроданные за границу в долговое рабство афиняне подлежали выкупу государством.Реформа заложила экономические и правовые основы для развития частнойсобственности: разрешались свободная купля-продажа земли, дроблениеземлевладений и устанавливалась свобода завещаний. Цензовая реформа Солонаразделила граждан на четыре разряда по имущественному принципу. Каждый разряднаделялся определенным объемом политических прав: все разряды участвовали внародных собраниях, первые три разряда могли занимать общественные должности,первый разряд получал право на занятие должности архонтов. Государственныереформы Солона возродили народные собрания и придали им законодательныеполномочия. Функции государственного управления были переданы Советучетырехсот. Он формировался по родовому принципу на основе имущественногоценза: по 100 человек от каждой филы (племени) избиравшихся из первых трехразрядов. Появился новый судебный орган — гелиэя (суд присяжных), в которуюмогли избираться афинские граждане независимо от имущественного положения.
Следующим этапом встановлении афинского полиса стали реформы Клисфена (конец VI в. до н. э.). Административнаяреформа разделила государство на 100 фил — территориальных образований, каждаяиз которых включала в себя три тритии из разных частей страны (городскуюприбрежную и земледельческую). Филы подразделялись на демы — территориальныесамоуправляющиеся округа во главе с демархами. Государственная реформа Клисфеназаменила Совет четырехсот Советом пятисот. Совет пятисот формировался потерриториальному принципу: по 50 человек от каждой филы. Он осуществлял функциигосударственного управления. Для военного управления была создана коллегия 10стратегов: по одному представителю. Клисфен ввел процедуру остракизма — специального голосования народного собрания для определения лиц, представляющихопасность для государства. Подвергшиеся остракизму изгонялись за пределы полисана 10 лет. Реформы тиранов-законодателей — Солона и Клисфена — окончательноразрушили родоплеменную организацию Афин, завершили становление Афинскогополиса и заложили основы демократии.
Расцвет афинскойдемократии приходится на V в.до н.э., когда был усовершенствован государственный механизм. РеформаФемистокла заменила прямые выборы архонтов жребием, что позволило случайнымлюдям занимать эти должности. В результате из влиятельных лиц архонтыпревратились в исполнительный орган. В 462 г. до н.э. Эфиальт сокрушилпоследний оплот аристократии — ареопаг. Он лишался былой власти, и сохраняллишь религиозные функции и право суда по делам об убийствах.
Благодаря проведеннымреформам центр политической жизни переместился в народное собрание,воплощавшего принцип верховенства народа. Его компетенция включалазаконодательные права, издание постановлений по частным вопросам, избрание иконтроль должностных лиц, решение вопросов войны и мира, процедура остракизма ит.д. Правом на участие в народных собраниях обладали все полноправные гражданемужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Народное собрание являлосьцентром политической жизни. Собиралось 40 раз в год. Каждый гражданин обладалправом обсуждения предлагаемых решений, правом законодательной инициативы.Поэтому для политической жизни Афин характерно существование большогоколичества партий, возглавляемых демагогами. Функции государственногоуправления сосредоточивались в Совете пятисот. В его ведении находились внешняяполитика, управление финансами, регулирование торговли, контроль наддолжностными лицами, предварительное обсуждение законопроектов, выносимых нарассмотрение народного собрания. Гелиэя являлась высшим судебным органом,апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, а также дела огосударственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Решения,принятые народным собранием, становились законами лишь после одобрения их вгелиэе. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 судей и 100 запасных. Коллегииприступали к своим обязанностям по жребию.
Коллегия 10 стратегов в V в. до н. э. представляла собойгосударственный орган с административно-военными полномочиями. Стратегиобладали правом инициировать созыв Совета пятисот и народных собраний;распоряжались финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключалиперемирие и принимали капитуляцию противника; в чрезвычайных обстоятельствахполучали всю власть в государстве. В эпоху расцвета демократии должностьстратега стала комбинироваться с положением демагога.
Таким образом, в основугосударственного управления были положены следующие демократические принципы:
1.   фактического разделения властей(каждый государственный орган обладал четко очерченными полномочиями, недопускалось совмещение должностей);
2.   выборности (замещение должностейпроисходило по результатам открытого голосования, позднее по жребию);
3.   срочности (срок полномочийдолжностного лица устанавливался в 1 год, запрещалось принимать одну должность2 срока подряд);
4.   коллегиальности (все решенияпринимались коллективно при равноправии голосов);
5.   ответственности должностных лиц переднародным собранием, Советом пятисот, или гелиэей.
2.Общественный строй Афин в Vвеке до н. э.
Демократизациягосударственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальныхпротиворечий. Развитие частной собственности привело к значительнойимущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделяласьнебольшая группа крупных собственников, основную массу населения составлялабеднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частныхлиц, и рабы государственные. Рабский труд использовался достаточно широко. Рабычастных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. Загосударственными рабами признавалось право приобретать собственность ирасполагать ею. Полноправные афинские граждане (у которых и мать, и отец былигражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема.Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей.Наиболее существенными правами гражданина было право на свободу и личнуюнезависимость, право на земельный участок на полисной территории иэкономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право наношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства(участие в Народном собрании, выборных органах), право на почитание и защитуотеческих богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту ипокровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались втом, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельномучастке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайныхобстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках,повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественнойжизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честьгражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах,т.е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считалисьвоеннообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия — повинность в пользугосударства. Это было своего рода ограничение частной собственности в интересахвсего класса рабовладельцев. Чужеземцы не обладали правом гражданства. Они немогли приобретать недвижимость, браки чужеземцев с афинскими гражданамисчитались незаконными. Каждый чужеземец должен был выбрать себе простата — посредника между чужеземцами и правительственными учреждениями. С них взималасьособая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе. Кчужеземцам приравнивались вольноотпущенники. Государственный аппарат афинскойдемократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи,Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собраниеявлялось главным органом. Право участия в Народном собрании имели всеполноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста,независимо от их имущественного положения и рода занятий. Полномочия Народногособрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Народноесобрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностныхлиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало делапо продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственныйбюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народногособрания входило такое мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имелиправа Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальнаяколлегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия отНародного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственнымиорганами всех основных законов Афинского государства. Кроме того, любой членНародного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением огосударственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц,внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы.Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попытокизменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов.Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» сталоподлинной, основной опорой афинской демократической Конституции.
Народное собрание работалопо довольно демократически правилам. Выступить мог любой его участник. Но всвоей речи он должен был повторяться, оскорблять своего оппонента, и говоритьне по существу.
Созывалось оно весьмачасто. Четыре Народных собрания через 8-9 дней.
Кроме очередныхзаседаний, нередко по неотложным делам собрание созывалось вне очереди. Советпятисот, будучи одним из важнейших государственных институтов афинскойдемократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Советпятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигшихтридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могливойти представители всех разрядов населения. В компетенцию Совета входило многовопросов. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились наобсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключениедля вынесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынестипостановления по рассматриваемому вопросу. Кроме того, Совет следил заисполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всехдолжностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Советазаключалась в организации строительства флота.
Совет производил проверкудевяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всемиобщественными зданиями и распоряжался большинством общественных игосударственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имелправо привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных внеправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли бытьобжалованы в гелиэю. Под руководством и непосредственным наблюдением Советапятисот действовал весь административный и финансовый аппарат Афинскогогосударства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимымего ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.
Непосредственноповседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета. Ее членыежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовали в Народном собрании.
По истечении срокаполномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу. Повторное избраниеразрешалось только через несколько лет и лишь один раз. В системегосударственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. В негокооптировались на пожизненный срок представители афинской аристократии. В ходеборьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа былисильно ограничены. В V векедо нашей эры ареопаг выступал как судебная инстанция и наблюдал за состояниемнравов.
Среди органовисполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии — стратегов иархонтов. Коллегия стратегов. Стратеги занимали особое положение среди другихдолжностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами.Поскольку стратеги не получали жалованья, и потому занимать эту должность моглитолько весьма состоятельные люди. Война с персами требовала сосредоточениявласти в одних руках. Так выдвигается должность первого стратега, ставшего ипервым должностным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много летподряд. В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, атакже дела, касающиеся нравственности. Девять архонтов и секретарь избирались спомощью жребия. Затем все архонты, кроме секретаря, подвергались проверке вСовете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосованиепроисходило путем подачи камешков. Под руководством коллегии архонтовдействовал высший судебный орган — гелиэя. Помимо чисто судебных функций, онавыполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс.человек, ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправныхграждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебнымразбирательством. Участие в охране Конституции и законодательства придавалогелиэе большой политический вес. Она разбирала наиболее важные частные делаафинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и всеважные дела граждан союзных государств. Кроме гелиэи, в Афинах действовало ещенесколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела, — ареопаг,четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. Афинская демократия в V — VI вв. до н.э. представляла собой хорошо разработаннуюполитическую систему. Замещение государственных должностей строилось напринципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности,отсутствия иерархии.
Афинское государствопредставляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики.Эта демократия имела ограниченный характер. Она обеспечивала полноправие толькосвободного населения. И распространялась на тех, у кого родители были афиняне,предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, ктоимел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принималиактивное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне,которым сложно было добираться в Афины из горных районов. Из 43 тысячполноправных граждан на собрания являлись 2-3 тыс. Управление обществомосуществлялось партиями и их вождями — демагогами. К V в. до н. э вместо прежних партий сложились две:олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократиии богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов,наемных работников, моряков.
При всех недостаткахафинской демократии она имела для своего времени самое передовоегосударственное устройство, изучение которого имеет большое историческоезначение.

Заключение
Наиболее развитуюправовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права вАфинах был обычай. В 621 г. до н.э. появилось писаное право в виде ЗаконовДраконта. Драконт включил в Законы ряд существенных положений, которые отражалиновую социально-экономическую ситуацию. Например, отменялась кровная месть,вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частнойсобственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство начастную собственность.
В начале VI в. до н.э. большая законодательнаяработа в Афинах была проведена Солоном. В V-IV вв. до н.э.законы становятся главным источником права. Имущественные отношения. Афинскоеправо не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статуснедвижимости имел свои особенности. Среди вещных прав были известны владение исобственность, причем частная собственность считалась производной отгосударственной. Обязательственные отношения возникали либо из договора, либоиз деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания.Договоры заключали в основном в письменном виде, но обязательной формы не было.Формализм не был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития.До реформы Солона неисполнение договора влекло за собой личную ответственность должника.После реформы в качестве обеспечения договорных обязательств выступают задаток,договор и поручительство. Обязательства из деликтов возникают в случаепричинения имуществу любого вреда.
Семейное инаследственное право.Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, безбрачие не влеклонаказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи.
Наследованиеосуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очередиявлялись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновейумершего отца. Завещание считалось действительным, если при его составлениизавещатель находился в здравом уме и не подвергался насилию. Завещать имелправо лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола.
Уголовное право исудебный процесс.Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные,против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные инеосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилисьразличия между подстрекателем и исполнителем преступления.
Начинать судебные деламогли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнегодействовал глава семьи, за чужеземца — его простат, за раба — его господин.
Должностное лицо,получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этомобвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения противрассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимыедоказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначалсядень судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебныерешения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи былиокончательными и обжалованию не подлежали.

Списокиспользованной литературы
1.   Абдурахманова И.В. «Историягосударства и права зарубежных стран». Москва, 2002 г.
2.   «История государства и правазарубежных стран» под ред. К.И. Батыр. Москва, 2007 г.
3.   «Хрестоматия по истории государства иправа зарубежных стран» составитель Садиков В.Н. Москва, 2006 г.

Решениеказуса
Казус 5
Авилум Мардук-Мубаллитнанял строителя Эриб-Ураша для постройки дома. Когда дом был уже построен,обрушилась часть крыши дома. Под развалинами погиб малолетний сынМардук-Мубаллита. Мардук-Мубаллит потребовал у судьи казни Эриб-Ураша.
Какова будет санкция судана основании Законов Хаммурапи?
На основании § 230Законов Хаммурапи: «Если он (строитель), причинит смерть сыну хозяина дома, тодолжно убить сына этого строителя» следует, что санкция суда будет применена кЭриб-Урашу в виде убийства его сына, но не казни его самого.