Доклад к выпускной работе студента 4 курса
факультета Международное право и международные отношения
Бакинского Государственного Университета
по специальности: Международное право
Багирова Галандара Рамиз оглы
на тему: «Эволюция системы европейской безопасности от СБСЕ к ОБСЕ».
В предлагаемой вниманию работе подробно рассматривается эволюция системы
европейской безопасности от СБСЕ к ОБСЕ. В работе проанализирована и
охарактеризована деятельность СБСЕ/ОБСЕ начиная Хельсинским процессом и
принятием «Заключительного акта» по сегодняшний день. Данная работа
является очень важной и актуальной, учитывая наличие целого ряда
неразрешенных конфликтов, а также и угрозы международного терроризма.
Данная работа представляет большой интерес также и потому, что в ней
имеется отдельная глава об участии Азербайджана в ОБСЕ и о деятельности
Минской группы по разрешению армяно-азербайджанского конфликта вокруг
Нагорного Карабаха. Выпускная работа состоит из введения, IV глав, заключения и библиографии.
В Главе I дается описание «Хельсинкского процесса» и совещаний в рамках
СБСЕ вплоть до 90-х годов. Эта глава состоит из 3 параграфов: История
создания СБСЕ, «Заключительный акт СБСЕ», а также Деятельность СБСЕ с 1975
по 1989 год. Глава II раскрывает деятельность СБСЕ в 90-х годах, включая и
преобразование данной организации из простых совещаний в полноценную
организацию. Данная глава состоит из 5 параграфов, из которых, первые
четыре показывают переход от СБСЕ к ОБСЕ, а также деятельность ОБСЕ по
сегодняшний день, пятый параграф посвящен структуре основных органов ОБСЕ.
Глава III посвящена участию Азербайджанской Республики в ОБСЕ, а также
деятельности Минской группы ОБСЕ. Глава IV затрагивает проблемы европейской безопасности в XXI веке. На рубеже веков крупными дестабилизирующими факторами на европейском
пространстве стали межэтнические противоречия и конфликты. Все более
заявляют о себе такие явления, как терроризм, распространение наркотиков,
организованная преступность. Наиболее надежный путь обеспечения безопасности и стабильности и
предотвращения конфликтов в Европе – это создание на континенте полноценной
архитектуры безопасности, основанной на сотрудничестве между различными
организациями на прочной основе уважения норм международного права,
принципов Устава ООН. Обсуждение модели общей и всеобъемлющей безопасности
началось на Совещаниях в Хельсинки, главным итогом которых стал принятый 1
августа 1975 года «Заключительный акт». 35 страны-участницы конференции
заявили о своей решимости “должным образом учитывать и выполнять положения
Заключительного акта Совещания” и продолжать многосторонний процесс путем
проведения новых встреч на различных уровнях . Деятельность СБСЕ в течении
многих лет основывалась только на созываемых каждые четыре года
конференциях. Эволюция СБСЕ из обычных совещаний в организацию приняла
активный характер с подписанием 21 ноября 1990 года в Париже «Хартии для
новой Европы», которая поставила точку в холодной войне и положила начало
превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно
функционирующую структуру. Дальнейшая эволюция СБСЕ проходила, с участием
новых членов стран Восточной Европы и Средней Азии. Региональный статус
Совещания был подтвержден на Хельсинкском саммите глав государств и
правительств государств-участников СБСЕ в 1992 году. Принятый на встрече глав государств и правительств в Будапеште 5-6
декабря 1994 г. Пакет документов – Политическая декларация “На пути к
подлинному партнерству в новую эпоху” и Будапештские решения – представляют
собой юридическую основу перехода к новому этапу деятельности СБСЕ как
международной организации. По решению Будапештской встречи с 1 января 1995
года СБСЕ переименовано в ОБСЕ – Организацию по безопасности и
сотрудничеству в Европе. Обсуждение модели безопасности для XXI в. продолжалось и на очередных
саммитах ОБСЕ. На Лиссабонском саммите ОБСЕ была принята Лиссабонская
декларация 1996 года о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы
XXI в. подтвердила центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и
стабильности. На Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году была принята «Хартия
европейской безопасности». Хартия считается своего рода “кодексом
поведения” государств-участников ОБСЕ, в основе которого – полная
приверженность всех государств-участников ОБСЕ Уставу ООН и Хельсинкскому
Заключительному акту. Она направлена на укрепление способности ОБСЕ
предотвращать конфликты, урегулировать их и восстанавливать жизнь людей на
территориях, пострадавших в результате войны и разрушений.
Изучив эволюцию данной организации рассматривая динамику развития и
деятельности СБСЕ/ОБСЕ на рубеже XX-XXI веков, автор пришел к следующим
выводам:
1. Первый этап деятельности ОБСЕ, первоначально имевшей название СБСЕ, пришелся на годы холодной войны. В сложных условиях блокового противостояния Организация служила постоянным каналом взаимного общения между представителями Востока и Запада. Она внесла элемент многосторонности в биполярную ситуацию. Совещание расширило сферу межгосударственных отношений, включив в нее новые области сотрудничества, самыми важными из которых были права человека и охрана окружающей среды. В заслугу СБСЕ можно поставить также снижение военной напряженности в Европе. В 70-80-е годы прошлого века СБСЕ принадлежала важная роль в укреплении безопасности и сотрудничества на европейском континенте, в преодолении идеологического раскола между государствами-участниками. К концу 80-х годов Совещание начало превращаться в универсальный механизм общеевропейского сотрудничества на основе разработки общих правил игры, в центре которых находятся десять принципов хельсинского Заключительного акта.
2. Второй этап деятельности ОБСЕ охватывает девяностые годы прошлого века. С принятием новых членов и активизацией деятельности данной организации. В этот период была создана широкая институциональная база, позволяющая решать широкий круг проблем, касающихся первого, второго и третьего измерений ОБСЕ. В своей практической деятельности
Организация тесно сотрудничала с другими международными институтами, среди которых ООН, НАТО, СЕ, ЕС, СНГ. ОБСЕ осуществляла посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровье, Косово и в других «горячих» точках Европе и Азии. Следует отметить и то, что к концу 90-х годов наметился географический и функциональный перекос в деятельности ОБСЕ, который грозил ослабить позиции Организации на международной арене, на это также повлияла пассивность Минской группы ОБСЕ по разрешению армяно-азербайджанского конфликта.
3. На протяжении третьего этапа деятельности ОБСЕ, охватывающего первые годы XXI столетия, ведется активная работа по устранению вышеобозначенных дисбалансов, адаптации повестки дня ОБСЕ к новым вызовам и угрозам безопасности, в том числе и международному терроризму, реформированию институтов для придания большей скоординированности их работе. Организация взяла на себя ответственность как важный инструмент по мирному урегулированию споров в своем регионе и одним из главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. Неразрешенность целого ряда конфликтов в Европе, включая и армяно-
азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха, показывает слабость
данной организации в миротворческой деятельности. Решения в рамках
организации принимаются на основе консенсуса. С одной стороны у такого
метода принятия решений имеется положительная сторона, потому что он
гарантирует равные права всем государствам-членам ОБСЕ, с другой стороны у
такого метода принятия решений имеется отрицательная сторона, свидетелями,
которой мы стали на примере голосования по Лиссабонскому документу, 20-й
параграф которого отражал интересы Азербайджана и был одобрен всеми
государствами, за исключением Армении, которая использовала право вето. Это
показывает недостаточность консенсусного принятия решений, которое в
дальнейшем можно было бы заменить на принятие решений большинством в ѕ
голосов.
Также недостатком Организации является отсутствие у нее формально
международно-правового статуса. Все ее решения – политически обязательны и
не имеют юридической силы. Этот вопрос, возможно, в будущем будет решен, в
настоящее время ведутся переговоры о придании правосубъектности и
правоспособности ОБСЕ.
И тем не менее на сегодняшний день не существует какой-либо реальной
альтернативы способной заменить данную организацию. Сейчас идет поиск новых
форм сотрудничества в рамках Организации, направленный на использование
потенциала Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с учетом
новых рисков и вызовов европейской безопасности, включая и угрозу
международного терроризма. В течении долгих лет эволюции Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как международно-правовой
институт от международной конференции – механизма многосторонних
межгосударственных переговоров и консультаций, проводимых в форме
регулярных встреч, – эволюционировало в международную организацию –
Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе(ОБСЕ) объединяющую в
своем составе 55 суверенных и независимых государств евроатлантического
пространства и считающуюся крупнейшей региональной организацией по вопросам
безопасности.