Эволюция системы
образования
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального
института образования в современном индустриальном обществе, специфику
выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы
образования.
В примитивных, первобытных обществах образование являлось составной
частью социально-производственного процесса. В те далекие времена не
существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта,
знания, традиций участвовали все члены общества. “В жизни подрастающего
поколения не существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных
ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались
и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам
племени. Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение
профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне
со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия
труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков
занимались мужчины, а девочек – женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался
особой церемонии “инициации”, продолжающейся несколько дней, в
течение которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить
свои способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях,
танцах, обрядах и культовых действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного
разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства
начинается обособление института образования. Специальную подготовку и
обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых
семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить
школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей
благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию,
основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий
осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок
отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в
качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками,
искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть населения – крестьянство –
обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного
процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться более организованная
система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть
специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают
первые университеты – в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже
культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают
обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных
исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью
системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что
оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных
сословий. Подлинная революция в системе образования происходит в обществе
индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится
массовым, доступным для широких слоев населения. Такая радикальная
трансформация института образования была вызвана потребностями экономики,
научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В
XIX—XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы,
растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее
образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях
промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период
после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих
индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии
промышленности, науки и техники. Быстро
растет сеть высших учебных заведений – институтов, колледжей, университетов,
осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации. Так, в бывшем СССР
насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около 5 млн. чел. и
ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим образованием.
Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы высшего образования в
США, где общее количество студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн.
учатся в высшей школе, а 4,5 млн. – в двухгодичных колледжах, дающих
послешкольное специальное образование.
Не только массовость и общедоступность характеризуют
современную систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно
новых свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была
ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта
и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт
образования становится важнейшим фактором культурного и социального изменения.
Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной
революции по той причине, что система образования становится ключевым фактором
общественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира период
60-80-х годов ознаменовался крупными реформами в системе образования, задача
которых заключалась в повышении ее эффективности, упрочении
материально-технической базы на основе новых информационных технологий и
гуманизации образовательного процесса. Наиболее существенными особенностями современной
системы образования являются следующие моменты: превращение ее в
дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование)
систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее
знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышением
квалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования
окаэывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным
фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное
человеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии, который
зависит от полученного образования.
Подобно другим социальным институтам институт образования призван
обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его
функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных
фундаментальных потребностей общества – социализации его членов и подготовку их
к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в
обществе.
Функцию социализации выполняет в обществе также и институт
семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом
знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом
обществе требует систематического и длительного обучения. Именно эту
двойственную задачу и призван решать институт образования, организация которого
характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет
осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг
задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно
шире, наиболее важные из них с точки зрения общества – подготовка индивидов к
размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре
общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой
социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а
специальными учебными заведениями – училищами, техникумами, институтами,
университетами и др.
Список литературы
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.
Новоибирск, 1991. С.110, 111
Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути
модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51