Европейский Союз: этапы развития, проблемы, перспективы

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульскийгосударственный университет»
Кафедра мировой экономики
Экономическая теорияКУРСОВАЯ РАБОТА
«ЕвропейскийСоюз: этапы развития, проблемы, перспективы»
Тула 2009

Оглавление
Введение
1.Этапы развития Европейского Союза
1.1Этапы формирования ЕС
1.2Стадии развития интеграции
2.Проблемы развития Европейского Союза
2.1Проблемырегионального развития
2.2 Поддержка интеграции
2.3Проблема безработицы
3.Перспективы
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенноговремени – процесс объединения Европы. Идея «общеевропейского дома»существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали ещедревнеримские императоры. Весомый вклад в европейскую интеграцию внеслохристианство, ставшее важным объединяющим началом в жизни региона. Идею «Европыдля всех» в XIX в. пропагандировал В. Гюго. О перспективах «СоединенныхШтатов Европы» писал В.И. Ленин. В 1946 г. к образованиюОбъединенных Государств Европы призывал У. Черчилль. Послевоенный процессреального объединения стран Западной, а затем и Центрально-Восточной Европы в «общеевропейскийдом» стал одним из важнейших факторов развития региона. В результате 25марта 1957 г. в Риме был подписан договор об учреждении Европейскогоэкономического сообщества (ЕЭС).
Европейскоесообщество сегодня (с 01.11.93 г. Европейский Союз) – это средоточиесущественной части мирового экономического потенциала; образ жизни сотенмиллионов человек; феномен, задающий коренные импульсы новому политическомуустройству континента. Для Российской Федерации ЕС – это крупнейший торговый иодин из главных стратегических партнеров в мире.
Изучение взаимоотношенийпартнеров по Сообществу способствует более четкому представлению о современномсостоянии и перспективах развития интеграционной группировки, оно также важнодля выбора верной стратегии сотрудничества с ЕС. Анализ уникального опытапартнерства группы государств с широчайшей диверсификацией национальныхинтересов в рамках организации, основанной на понимании необходимостикоординации действий, объединения сил и средств, должен быть использован вкачестве примера для других интеграционных объединений.
Актуальность данной темы заключается в тойогромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз вмеждународных отношениях нового типа в XXI веке – как всоциально-экономической, так и в военно-политической сферах. Это объясняетсяцелым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаясякартина миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярнойсистемы, создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем– все это вместе взятое подвигло многие страны искать утеряннуюсбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономическогосотрудничества – так называемых региональных организациях. И одной из ярчайшихпримеров такой организации, безусловно, является ЕС. История имеет множествопримеров различного рода альянсов, союзов и т.п. Однако ЕС, без сомнения,образец абсолютно иных мотивов интеграции.

1. Этапы развития Европейского Союза
 
1.1 Этапы формирования ЕС
Европейский союз (ЕС) является крупнейшим региональныммежгосударственным интеграционным объединением с сильными элементаминаднациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики всферах торговли, сельского хозяйства, транспорта и других экономическихобластях. В рамках ЕС создан экономический и валютный союз, введена единаявалюта – евро, которая с 2002 г. полностью заменила национальные валютыподавляющего числа стран-членов. Интеграционные процессы в Европе достиглинаивысшего в мире уровня. В состав Евросоюза в настоящее время входят 27 странЕвропы и несколько стран являются кандидатами. История этого Союза началасьболее полувека назад.
Важно отметить, что с самого начала западноевропейскойинтеграции большое значение придавалось созданию прочной, детальноразработанной правовой базы, что явилось основополагающей предпосылкой ееуспешного развития.
Первой вехой многостороннего западноевропейскоговзаимодействия в Хозяйственной области стало образование в 1951 г.Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В его основе лежала выдвинутая втрудные послевоенные годы французским политическим деятелем Жаном Монне иминистром иностранных дел Франции Робером Шуманом идея об объединении угольнойи сталелитейной промышленности Германии и Франции под контролемнаднационального органа. В ЕОУС первоначально вошли Франция, ФРГ, Бельгия,Голландия, Люксембург и Италия.
Объединение было наделено статусом самостоятельногоюридического лица, обладающего правоспособностью в международных отношениях.Для управления им создавалась система институтов, основная схема которых былавпоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).
/>ЕОУС было первойорганизацией не только в Европе, но и в мире, создавшей наднациональныймеханизм, потенциал которого развивался и укреплялся по мере углубления ирасширения западноевропейской экономической интеграции. Этот потенциал оказалсяогромен, на создании наднациональной основы строился весь дальнейшийевропейский интеграционный процесс.
ЕОУС стало предвестником более широкого интеграционногообъединения западноевропейских стран еще и потому, что договор об егоучреждении помимо статей, посвященных практическим проблемам коллективногоуправления сталелитейной и угольной промышленностью, содержал пункты, которыеизлагали более широкие и далеко идущие цели, такие как содействиеэкономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровнянаселения; поддержание мирных отношений; создание экономического сообщества,которому надлежало стать основой для широкого и глубокого сообщества народов,долгое время разделенных кровавыми конфликтами и др.
Однако на начальном этапе интеграции эти цели оказалисьпреждевременными: попытки распространения интеграционного наднациональногопринципа на другие сферы межгосударственных отношений (в частности, на вопросыбезопасности) терпели неудачу в связи с чувствительностью национальныхгосударств к его практическому применению. Поэтому на много лет вперед главнымправилом западноевропейской интеграции стала постепенность и строгое соблюдениепервоочередности экономической интеграции как основы интеграции политической.
В 1955 г. министрами иностранных дел той же «шестерки»государств было принято решение о подготовке договора, предусматривающегорасширение сферы экономической интеграции, и резолюция о создании Общего рынка.Одновременно прорабатывался вопрос об интеграции атомной промышленности странЗападной Европы. В результате 25 марта 1957 г. в Риме был подписан Договороб учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), известный какРимский договор, а также Договор о создании Европейского сообщества по атомнойэнергии (Евратом). Целью последнего было объединение усилий стран-членов дляразвития ядерной энергетики в мирных целях. В Римском договоре подчеркивалисьего сугубо экономические цели. В политическом плане говорилось (в преамбуле)лишь о решимости стран-участниц заложить основы для более тесного союзаевропейских народов. Вместе с тем теперь можно с уверенностью сказать, что позамыслу авторов Римского договора развитие интеграционных процессов должно былопривести к последовательному образованию не только таможенного, но иэкономического, а затем и политического союза стран ЕЭС. Римский договорпредставлял собой последовательную программу экономической интеграции. При этомв качестве основной задачи предусматривалось создание Общего рынка путемликвидации национальных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочейсилы, услуг и капиталов.
Предполагался и постепенный переход к проведению единойполитики в различных областях экономической и социально-экономической жизнистран-участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налогообложение ипроч.). Переход к единой торговой политике должен был обеспечить согласованныедействия участников группировки во внешнеэкономической сфере и выступление ЕЭСкак единого целого в системе международных экономических отношений.
1.2 Стадии развития интеграции
 
Мировая практика показывает, что национальные хозяйствасближаются поэтапно, переходя от простой стадии интеграции к более сложной посхеме: зона свободной торговли → таможенный союз → общий рынок →экономический и валютный союзы → полная экономическая и политическаяинтеграция.
Зона свободной торговли
Первым импульсом для создания зоны свободной торговли, атакже общего рынка стал Парижский договор (1951 г.), установивший первуюформу секторального объединения, отнесенного к рынку угля и стали. Зонасвободной торговли, означающая упразднение таможен, а также нетарифногоограничения и двойного тарифного обложения в торговле между странами-членами,начала действовать только спустя восемь лет после подписания Парижскогодоговора, когда 1 января 1959 г. были снижены таможенные тарифы междустранами, входившими в состав Европейского экономического сообщества. Зонасвободной торговли создавалась до 1968 г., когда вступил в силутаможенный союз. В этот период в 1957 г. в Риме были подписаны договоры осоздании ЕЭС и ЕВРАТОМ, и в них описывался механизм про ведения объединения вдва этапа – таможенный союз и общий рынок. Созданию зоны свободной торговлиспособствовало (а точнее – ее упреждало) введение преференций в торговле,которые частично исключали таможенные сборы в торговом обороте вплоть дополучения конечного результата – нулевой таможенной ставки внутри ЕЭС, чтопроизошло по прошествии десяти лет от момента начала экономической интеграции.В этом случае можно вспомнить, что торговые преференции Европейских сообществтакже были применены в отношении новых стран – членом ЕС, в том числе и Польши,на основании объединительных договоров ЕЭС.
Пример возникновения зоны свободной торговли перед очереднымиформами европейской интеграции ясно указывает на то, что отношения между этимиэтапами не являются достаточно очевидными, а их сегментация по времени(схематичное представление: сначала или в первую очередь – затем – следующийшаг и т.д.) имеет характер модели, как и в упомянутой выше модели Б. Баласа.На самом деле различные фазы интеграции в неявном виде перекрывают друг друга,реализуются различные их элементы, которые в долгосрочной перспективе дополняютдруг друга.
С точки зрения общих целей экономической интеграции зонасвободной торговли служила кроме всего прочего снижению уровня цен. Какизвестно, таможенные сборы являются важным элементом ценообразования. С большойдолей обобщения и не вдаваясь в подробности микро- и макроэкономическогоанализа, можно сказать, что глобальный эффект этой фазы объединения выразился вросте общего благосостояния потребителя, решении вопроса выбора производителя ипри этом нашел выражение в увеличении уровня продукции (понижение стоимостипродукции) и уровня товарооборотов. Для Польши, например, особенно важнымявляется период 1992–2002 гг., когда в результате заключения ею соглашенийо зонах свободной торговли (особенно EACT/EFTA и ЦЕССТ/CEFTA) произошел скачок в ееразвитии. Наибольшее значение в данном случае имело Соглашение об объединенииЕЭС/ЕС: прирост торговли с ЕС в шесть раз больше, чем со странами ЕАСТ, и в 17раз больше, чем со странами ЦЕССТ.
Таможенный союз
Таможенный союз отличается от зоны свободной торговлиосновным элементом: если в зоне свободной торговли страны-участницы снижаюттаможенные сборы во взаимных товарооборотах, при этом они вольны сами определятьставки таможенных сборов в отношении третьих стран, конкурируя между собой навнешних рынках, то в случае таможенного союза страны-участницы согласовываюттаможенные тарифы в отношении третьих стран. Таким образом, они проводят общуюторговую политику на рынке третьих стран. Очень важно заметить, что наконкурентоспособность стран-участниц на рынках третьих стран в случае зонысвободной торговли решающее воздействие оказывала ставка таможенных сборов, ане очевидная стоимость производства товаров. В результате в странах –участницах возрастает производство, усиливается экономическое сотрудничество,углубляется взаимный торговый обмен. Торговля же с третьими странами отвечаетразличным модификациям или даже некоторым ограничениям в интересах интеграционногообъединения; углубляется производственная специализация, что в результатеприводит к росту предложения товаров и услуг (эффект производства),сочетающемуся с повышенной потребительской способностью отдельных клиентов(домашних хозяйств), а в конечном итоге наступает рост ВВП.
Основываясь на исследованиях результатов введения таможенногосоюза в ЕС, отметим, что он должен привести к росту ВВП на 4.3–6.4%, причемэтот рост наполовину обеспечивается исчезновением торговых барьеров, анаполовину – ростом конкуренции.
Можно сказать, что в настоящее время не подлежит сомнению:динамические эффекты таможенного союза многообразны и неоспоримы. В рамкахинтеграционной группы участие в таможенном союзе влияет на рост национальногодохода и рыночной конкуренции, а вместе с ростом производства наступаетснижение средней себестоимости. Это участие благоприятствует такжедемонополизации. Иначе говоря, торговая либерализация в условиях таможенногосоюза приводит к изменениям в существовании монопольного и даже олигархическогопроизводителя, т.е. способствует дроблению или ограничению деятельностимонополии. Если местный производитель не учел иностранной конкуренции в своейдеятельности, используя свое доминирующее положение на рынке, то в условияхтаможенного союза из-за снижения цен доходы производителя снижаются, постепенноон теряет свое привилегированное положение, а выигрывает потребитель.
Общий рынок
Общий рынок – определение очередного эта па евроинтеграции. Установление общего рынкакак одной из важных целей и одновременно очередного этапа интеграции былозаложено в ст. 2 Римского договора о создании Европейскогоэкономического сообщества. При этом было оговорено, что данный процесс долженпроходить эволюционно в течение 12 лет, т.е. до 1969 г. Однако самопонятие общего рынка определялось только в очень общих чертах, как некаятерритория (в конкретном разделе – территория государств участников интеграционногообъединения), в рамках которой осуществлена свобода перемещения факторовпроизводства или реализованы так называемые четыре свободы: перемещениякапиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Следствием размытости этого понятиябыл недостаток описания конкретных инструментов или установления способов осуществлениятакой формы интеграции. Фактически же не произошло создания общего рынка,процесс интеграции остановился на этапе таможенного союза. Кроме того, следуетсказать, что положение ст. 2 выражало некое руководящее направление иимело «рамочный», а не директивный характер.
Одним из главных инициаторов всех дел выступал тогдашнийпредседатель Еврокомиссии Жак Делор. По его инициативе комиссия подруководством лорда Кокфельда выпустила «Белую книгу». Этот документсодержал кроме всего прочего подробный анализ препятствий на пути созданияобщего рынка, в нем же был перечислен инструментарий для необходимых изменений.Одобренная Европейской комиссией и принятая на саммите в Милане в июне 1985 г.«Белая книга» послужила основой реальной программы создания общегорынка, совпавшей с реформой основополагающих договоров сообществ, главным образомРимского договора, которым и было положено начало создания ЕЭС. Принципыинституциональных и политических изменений и необходимых импульсов для развитиянашли окончательное выражение в Едином европейском акте, подписанном в 1986 г.всеми странами – членами Европейских сообществ (вступил в силу 1 июля 1987 г.).С нашей точки зрения, понятие общего рынка в этом акте было заменено понятиемвнутреннего рынка, который описывался как пространство без внутренних границ.Впоследствии на основании данного соглашения было принято около 280 правовыхактов, послуживших реализации этого рынка согласно принятому решению до 1992 г.В целом же потребовалось почти 30 лет, чтобы концепция общего рынка(внутреннего рынка) в полной мере стала реальностью.
Экономический и валютный союзы
Экономический и валютный союз.Согласно модели Баласа,данная разновидность союза является предпоследним (IV) этапом полнойинтеграции. Она означает такой уровень международной интеграции, который спомощью валютно-денежной унификации дополняет таможенный co юз, зону свободнойторговли и общий рынок.
В рамках ЕС экономический и валютный союз стали функционироватьс 1 января 1999 г. согласно Маастрихтскому договору (Договор о ЕвропейскомСоюзе). Начиная с 1 января 2002 г. союз стал полностью валютным союзом –как известно, общая валютная единица евро введена в обращение в 12 странах, вкоторых эта единица заменила национальные валюты. Однако директивное решениебыло принято в Гааге в 1969 г. (1–2 декабря). Если допустить, что введениеобщей валюты является последним элементом, венчающим всю многоуровневуюконструкцию валютного союза, то впору говорить о существовании 30 – летнегопериода строительства этого союза с различными последовательными фазами.

2. Проблемы развития Европейского Союза
 
2.1 Проблемы регионального развития
 
Для набирающей силу скептической точки зрения относительно дальнейшегорасширения ЕС определенное значение имеет экономический аргумент: заявки спросьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнемразвития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению сосреднеевропейским уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечаютустановленным в ЕС критериям принятия новых членов (так называемые критериивхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерногоразвития всех стран – членов ЕС становится все более проблематичным, а ценарасширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общегобюджета ЕС, что в результате будет оказывать сдерживающий эффект на темпыразвития ЕС в целом. В этом случае может начать играть более значимую рольпринцип «усиленного сотрудничества» (или «расширенногосотрудничества», как это трактует, например, Ниццский договор) стран – членовЕС с более высоким экономическим потенциалом. Тогда в полной мере проявит себяформула «разноскоростной интеграции», идеологами которой уже в 70-хгодах прошлого столетия были Вилли Брандт и Лео Тинденманс. В этом случаеследует принять во внимание существенную проблему: при большом количествестран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономическогоразвития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпаинтеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группахстран – членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие– медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении – быстреедостигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же – вболее худшем положении. Это не только проблема так называемого членства «второгосорта», или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного,особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованнойинтеграционной политики или их положения в институциональных органахЕвропейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете практическаяреализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собойфундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становитсяполовинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, чтоотдельные страны – члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будутучаствовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции, которыеописываются моделью Бела Баласа (Bela Balassa). В результате в долгосрочной перспективе достижениерегионального экономического объединения становится призрачным.
 
2.2Поддержкаинтеграции
 
Переломным событием в процессе европейской интеграции сталоподписание в 1985 году Единого европейского акта (ЕЕА), который обозначилначало её нового этапа, создание на основе существующих сообществ Европейскогосообщества и углубление компетенции ЕС в области координации не толькоэкономической, но и многих других областей внутренней и внешней политики.Маастрихтский Договор о Европейском Союзе (1992 г.) законодательнозакрепил озвученные в ЕЕА цели и ввёл общее европейское гражданство.
Эти изменения в настроении населения стали особенноболезненны для процесса европейской интеграции, поскольку начались именнотогда, когда ЕС вступил в наиболее активную фазу своего развития, при которойодобрение его европейскими гражданами становилось всё более важным. Если доМаастрихта интеграционный процесс касался лишь вопросов межгосударственногосотрудничества, то после него интеграция вызвала необходимость изменениявнутриполитической жизни каждой из стран и стала затрагивать жизнь простыхграждан непосредственно. Европейские граждане стали задаваться вопросамиотносительно политики совершенно разных уровней, начиная от регламентации ЕСпродажи отдельных продуктов питания и напитков и заканчивая общим характеромсистемы распределения. Но главным стал вопрос о том, в каком направлениидвижется европейская интеграция и кто находится у её руля. Как показывали опросы,в 1992 году только 14% граждан ЕС были удовлетворены уровнем «демократическоговлияния», доступного им в институтах ЕС. В том же году впервые былзафиксирован численный перевес граждан ЕС, которые были не удовлетворены тем,как работает демократия в их собственной стране (52% против 45%).
Со временем, когда европейское население стало привыкать кновым условиям, новый уровень интеграции воспринимался как данность, аполномочия Европарламента постепенно расширялись, показатель поддержкиевропейской интеграции среди граждан ЕС стабилизировался в рамках коридора от 48%до 56%. не опускаясь ниже достигнутой в 1996 году нижней планки, но и недотягиваясь до прежних высот. Таким образом, почти всеобщая поддержкаинтеграции, при которой основная масса населения не была посвящена в содержаниеевропейской политики, сменилась более прагматичным к ней отношением, аколичество граждан, удовлетворённых состоянием демократии в ЕС, увеличилось с 35%в 1997-м до 49% в 2005 году.
Однако, вне зависимости от колебаний поддержки интеграции вцелом европейским населением, всегда были те, кто поддерживал её больше, и те,кто меньше. Какие же социальные слои скорее поддерживают и какие скорее неподдерживают европейский интеграционный процесс?
Таблица 1 (Приложение) демонстрирует данные опросов оподдержке интеграции разными категориями населения как в период наиболеевысокой (до Маастрихта), так и в период наиболее низкой поддержки.
Мы видим, что разочарование в работе демократии и вообще вевропейской политике не сильно повлияло на соотношение сторонников ипротивников интеграции в каждой из выделенных социальных групп. И в 1991 году(до падения поддержки), и в 1996-м интеграцию в большей степени поддерживалиболее образованные, более обеспеченные и более молодые слои населения. При этомв первую очередь поддержка интеграции зависит от уровня образования исвязанного с ним уровня дохода.
Общее падение поддержки интеграции после Маастрихтапроисходит прежде всего за счёт её падения в менее образованных и менееобеспеченных слоях (зависимость этого падения от возраста не прослеживается),то есть среди тех, кто и раньше поддерживал её меньше остальных. Те жекатегории населения, которые и ранее лучше относились к интеграционномупроцессу (более образованные и обеспеченные), в большей степени, чем другие,поддержали и его новую стадию Маастрихтский договор. Это подтверждают и данныеопроса, проведённою в 1992 году в котором европейцев спрашивали, как они станутголосован” в случае референдума по вопросу о Маастрихтском договоре: 43%проголосовали бы «за» договор, 27% – «против» и 30% – неопределились с ответом. Распределение ответов в зависимости отсоциально-демографических характеристик (без учёта тех, кто не определился)показано в таблице 2 (Приложение).
Мы видим, что большое влияние на отношение к Маастрихтуоказывает вид деятельности: за новый уровень интеграции в большей степениголосуют менеджеры и в наименьшей – рабочие, а также непосредственно связанныйс ним уровень образования. Возраст, как и прежде, имеет наименьшее значение.
Каждый следующий этап интеграции, как в плане её углубления(от Европейского объединения угля и стали до разработки Евроконституции), так ив плане расширения числа участников (от Европы-6 до Европы-25 и далее),вызывает новое сопротивление населения, которое всё чаще задаётся вопросом,каковы границы интеграции. Вслед за рациональной оценкой того вклада, которыйона несёт для национальных экономик, граждане начинают опасаться, чтодальнейший процесс интеграции будет угрожать национальной идентичности. Ите,кто согласен с теперешним списком членов и теперешним уровнем интеграции, могутбыть против расширения его на культурно чуждую Турцию и дальнейшего углубления,способного привести к окончательной утрате национальных суверенитетов.
Эти настроения нашли своё выражение в отказе населенияФранции и Нидерландов принять конституцию, предусматривающую более глубокийуровень интеграции. При этом в 2005 году на референдумах можно было проследитьпрежнюю тенденцию распределения голосов между различными категориями населения.Среди наименее образованных поддержка Евроконституции была крайне низка, в товремя как среди лиц с университетским дипломом за неё было большинство.Евроконституцию поддержала социальная элита, и её отвергло большинство рабочихи пенсионеров.
Конституция 2005 года была неудачной попыткой сделать рывоквперёд, к более глубокому уровню интеграции. В своё время такой же попыткой, ноудавшейся, был Маастрихтский договор 1992 года. И если сравнить голосование воФранции по Маастрихтскому договору (он был одобрен 51% французов)” иголосование по Евроконституции, становится очевидно, что многие особенностисоциальной поддержки этих двух уровней и этапов интеграции не изменились. ВоФранции коммерсанты и руководители предприятий, поддержавшие Евроконституцию в2005 году, в 1992 году в большинстве своём голосовали против Маастрихта (51%).Но и в 1992 году поддержка интеграции лицами с университетским дипломом (71%) ипредставителями свободных профессий и интеллектуалами (70%) была гораздо вышесредней, а лицами без диплома (43%) и рабочими (42%) – ниже.
В 1992 году с трудом прошедший ратификацию Маастрихтскийдоговор был таким же смелым шагом вперёд, к неизвестному будущему, как и в 2005году не прошедшая Евроконституция. Но сейчас договор 1992 года стал уже нормой,частью привычного мира. И существующий уровень интеграции, созданный им,поддерживается значительно более широкими социальными слоями, чем в своё времяподдерживался сам Маастрихт.
Поддержка интеграции более образованными характерна не толькодля старых членов Европейского Союза. Схожая картина складывается из данныхопроса населения 13 стран-кандидатов в 2003 году. И в старых членах ЕС, и вновых на разных этапах интеграции проявляются некоторые постоянные тенденции.Поддержка интеграции тесно связана с образованием: она максимальна у наиболее иминимальна у наименее образованных. Поддержка интеграции выше у лиц свободныхпрофессий и интеллектуалов («по определению» наиболее образованных) иниже у рабочих, выше у наиболее обеспеченных и ниже у мало обеспеченных. Онамаксимальна в больших городах – сосредоточении интеллектуальной жизни – иминимальна в сельской местности.
2.3 Проблема безработицы
Высокая доля безработных в экономически активном населении –проблема всех стран ЕС, имеющая долговременный характер. Причины повышенногоуровня безработных кроются в демографической ситуации (рост численностирабочих-иммигрантов, высокая активность женщин, ускоренные темпы роста активногонаселения в районах, где проблема безработицы наиболее остра), а также зависятот конъюнктуры. В начале XXI в. среди стран, относительно благополучныхпо этому критерию, можно назвать Австрию, Великобританию, Ирландию, Нидерланды.Швецию (менее 5%). Самая большая безработица в Испании -11,3%, Франции – 9,7,Греции – 9,6, Финляндии – 9,0%. В табл. 3 (Приложение) приводится удельный весчисленности безработных в численности экономически активного населения.
Большой проблемой для ЕС является преодоление долгосрочнойбезработицы. Коэффициент так называемых «исключенных» (доля лиц,ищущих работу более года, в общем числе безработных) в Евросоюзе очень высок (49%).По абсолютной численности безработных в ЕС-25 лидируют Германия – 4,0 млн.,Польша – 3,3 млн., Франция – 2,6 млн., Италия – 2,1 млн., Испания – 2,1 млн.,Великобритания – 1,4 млн.
Страны Евросоюза представляют собой желанную цель для ищущихработу иммигрантов. По мнению немецких экономистов, важным условием устойчивогоразвития экономики в долгосрочной перспективе является прирост населения. Из-замедленных темпов его роста странам Европы трудно соперничать с СоединеннымиШтатами, экономика которых с 1960-х гг. развивалась быстрее, чем европейская. ВСША каждая женщина в среднем рожает двух детей, что обеспечивает по меньшеймере стабильную численность населения. В странах ЕС этот показатель недостигает и 1,5, поэтому, как считают специалисты, для пополнения рынка трудаЕвросоюз нуждается в иммиграции квалифицированной рабочей силы из третьих стран.Об этом свидетельствует нехватка рабочей силы в отдельных секторах экономикистран ЕС. Страны ЕС проводят различную иммиграционную политику, посколькуситуация на рынке труда в каждой из них имеет свои особенности (табл. 4 –Приложение).
В Австрии, где в послевоенные десятилетия ощущалась нехваткарабочей силы в низкооплачиваемых группах трудящихся, проводилась весьмалиберальная иммиграционная политика, следствием которой явилась самая высокая вЕС (не считая Люксембурга) доля иностранцев среди населения. Каждый год вАвстрии растет и доля иностранных рабочих в общем числе занятых.
Германия также привлекательна для многих ищущих работуиммигрантов. Согласно данным Федерального статистического ведомства ФРГ, в 2001 г.в страну въехало на 273 тыс. человек больше, чем ее покинуло, из них 84 тыс. – немцыи 188 тыс. – иностранцы. Большая часть из них пополнила экономически активноенаселение. В 2002 г., по оценке того же ведомства, приток населенияпревысил его отток более чем на 200 тыс. человек. В принципе германский рыноктруда открыт не только для жителей стран – участниц ЕС, но также и для гражданИсландии, Норвегии и Лихтенштейна.
В Великобритании с 1997 г. правительство почти в трираза увеличило число разрешений на занятие трудовой деятельностью для лиц, жившихза пределами ЕС, доведя их до 140 тыс. в год. Но и этого было недостаточно дляанглийской экономики, некоторые сектора которой испытывают нехватку рабочейсилы, несмотря на 5%-ную безработицу. Правительство намерено выдатьдополнительно еще 10 тыс. разрешений для иммигрантов, желающих работать впищевой промышленности и гостинично-ресторанном секторе. Будет рассмотренатакже программа, облегчающая процедуру иммиграции иностранным студентам,специализирующимся в области математики, естественных и инженерных наук.
Бельгия и Нидерланды, несмотря на официально провозглашеннуюограничительную политику, относительно доступны для иностранной рабочей силы,не в последнюю очередь для нелегальных иммигрантов, число которых трудноподдается оценке. Что же касается легальной иммиграции рабочей силы, то здесьпо-прежнему главную роль играет воссоединение семей. Но лидирует в ЕСЛюксембург, где в настоящее время 37% из 441 тыс. жителей являютсяиностранцами. Ими занято около 60% из имеющихся в стране 280 тыс. рабочих мест.Причем каждый день ее границу пересекают граждане Франции, Бельгии и Германии,приезжающие на работу в Люксембург. Почти автоматически разрешение на трудовуюдеятельность получают граждане третьих стран, если они могут подтвердить, чтоежемесячно зарабатывают в четыре раза больше люксембургской минимальной оплатытруда, которая составляет 1368 евро. Те, кто зарабатывает меньше, должны ждатьрешения комитета, занимающегося вопросами иммиграции. В 2002 г. быловыдано 4,6 тыс. разрешений на трудовую деятельность, около 60% из них – гражданамВосточной и Центральной Европы. В 2001 и 2002 гг. вид на постоянноежительство в Люксембурге получили около 3 тыс. черногорцев.
Испания проводит сравнительно либеральную по сравнению сдругими западноевропейскими странами иммиграционную политику. Большинствоиммигрантов прибывают сюда из стран Латинской Америки, поскольку в Испании уних нет языковых проблем. Иммиграция латиноамериканцев, владеющих некоторыминужными стране профессиями, даже поощряется. Более сложной является проблемаинтеграции жителей Северной Африки, образующих вторую по численности группуиммигрантов. Они находятся в Испании в основном нелегально, поэтому занимаютсятам наиболее низко оплачиваемой работой, например в сельском хозяйстве.
Правительство Франции в настоящее время стремится затруднитьиммиграцию. При этом оно не только принимает более жесткие меры противнелегалов, но и осложняет выдачу вида на жительство легальным иммигрантам. Онбудет в дальнейшем выдаваться только тому, кто проявит стремлениеинтегрироваться во французское общество и овладеть французским языком. Особеннотрудно устроиться на работу темнокожим африканцам, хотя французский язык всееще широко распространен в бывших колониях Франции.

3. Перспективы
 
После вступления в ЕС стран-новобранцев процессы углубленияинтеграции распространяются на всю новую территорию ЕС. По мнению российскихэкономистов О. Буториной и Ю. Борко, высказанному несколько летназад, «переход к Экономическому и валютному союзу сопряжен с такимитрудностями, требует таких усилий и расходов, что как раз на лом переходномэтапе расширение становится если не препятствием, то, по меньшей мере, тормозом».Теперь, после вступления 10 государств в ЕС, эта точка зрения выглядит ещеболее правомерной. Еврозона становится структурой, объединяющей меньшинствоучастников ЕС, причем итоги референдума в Швеции, надолго закрывшего путь квступлению страны в ЭВС, почти наверняка отодвинут сроки введения евро в двухдругих странах – Великобритании и Дании. Динамику ЕС в ближайшие 15–20 летможно представить следующим образом:
Ø   2010 г. – страны «десятки»завершают переходный период полностью интегрируются в единый внутренний рынокЕС с его «четырьмя свободами»; четыре государства – Венгрия, Мальта.Словения и Чехия – возможно, вступят в ЭВС; вероятно, к этому времени илинесколько раньше к ЭВС присоединятся также Великобритания и Дания;
Ø   2010–2015 гг. – вЭВС вступают остальные страны «десятки»; к концу периода завершаютпереходный период и полностью интегрируются в единый внутренний рынок Болгарияи Румыния; членом ЕС становятся Турция, Хорватия, Македония;
Ø   2015–2020 гг. –Болгария и Румыния вступают в ЭВС, Турция, Хорватия, Македония завершаютпереходный период и, возможно, также присоединяется к ЭВС; в ЕС вступают Сербияи Черногория, Албания, Босния и Герцеговина.
Все это время институтам ЕС придется решать задачу координациимакроэкономической политики трех групп государств: членов ЭВС, участниковединого внутреннего рынка и новичков, находящихся в процессе адаптации. И всеэто время одним из основных направлений политики ЕС будет содействие процессуреальной конвергенции трех десятков стран, который, по сути, начинается зановои займет, видимо, не меньше трех десятилетий. Цена этой политики будетизмеряться сотнями миллиардов евро.

Заключение
Объединяясь в ЕвропейскийСоюз, страны – участницы руководствовались не только меркантильными интересамии экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но воснове европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей иприсущее всем европейским политическим системам уважение прав и свободчеловека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическомпроцессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а ненекой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимуловк объединению.
Безусловно, последниерасширения ЕС внесли новые элементы в интеграционные процессы в этойгруппировке, они уже не будут такими, как они были до расширения. Еще до принятияновых членов в ЕС-15 стала очевидна разнородность Сообщества, что потребовалодифференциации при осуществлении отдельных видов политики. В частности, 15стран разделились на тех, которые участвуют в Экономическом и валютном союзе(12 государств), и тех, которые не участвуют (Великобритания, Дания, Швеция).Однако это пока считается «внешним исключением», и такое положение непривело к расколу группировки. В Сообществе, состоящем из 27 государств – а вперспективе количество членов еще возрастет, необходимость дифференциации ещеувеличится. Такая ситуация создает потребность изменений в интеграционныхконцепциях Евросоюза. Развитие «разноскоростной» интеграции, имевшееместо и в формате ЕС-15, принимает еще более ярко выраженные формы врасширившемся Европейском Союзе, где одним участникам отведена роль впередиидущих локомотивов, а другим – прицепных вагонов.

Список литературы
1.   Лопатников Д.Л. Экономическаягеография и регионалистика: учеб. пособие д/студентов вузов/ Д.Л. Лопатников.– М.: Гардарики, 2006. – 224 с.
2.   Международнаяэкономическая интеграция: учеб. пособие/под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.:Экономистъ, 2006. – 403 с.
3.   Сумароков В.Н. РасширениеЕвропейского союза и внешнеэкономические связи России/В.Н. Сумароков, Н.В. Сумароков.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.
4.   ДабровскиМ. Обновленный Европейский союз и СНГ: реалии экономического сотрудничества/М. Дабровски //Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2007. – №6 – с. 211–219
5.   ФурманЕ. Идея интеграции в ЕС и СНГ: социальная база и альтернативы/Е. Фурман //Современная Европа. – 2007. – №2 – с. 61–77
6.   КовальскийЕ. Нормативные основы динамики интеграционного процесса на пространствеобщеевропейского рынка/ Е. Ковальский // Государство и право. – 2008.– №8 – с. 36–46
7.   http://europa.eu.int/ – «Europa– The European Union On-Line»
8.   http://ru.wikipedia.org