Глава 1. Европейский союз: уникальное межстрановое объединение. 1 История создания Европейского союза
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.
Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 года в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 году членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган. Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 году Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.
Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х годов, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 году (ЕЕА). ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.
С падением коммунистического режима в странах центральной и восточной Европы, европейцы стали ближе друг другу. Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС:
Экономический и валютный союз (ЭВС),
Общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ)
Общую политику в области внутренних дел и юстиции.
В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х годов были дважды пересмотрены и дополнены.
Амстердамский договор 1997 года подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.
Ниццский договор 2000 года стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:
внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
формировании общей внешней и оборонной политики Союза.
После 1993 года Евросоюз пережил три крупнейших расширения:
1 января 1995 года в состав ЕС вошли Австрия, Финляндия, Швеция.
1 мая 2004 года в состав ЕС вошли Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
1 января 2007 г. в состав ЕС вошли Болгария и Румыния.
К началу 2009 года в Евросоюз входило 27 государств.
Таким образом Европейский союз прошёл долгую дорогу от момента основания до того состояния, в котором это уникальное межгосударственное объединение находится сейчас. На протяжении 50 лет к процессу европейской интеграции подключались всё новые и новые государства, что несомненно указывает на престижность участия стран в общеевропейском процессе. Однако на протяжении всей истории в самом Евросоюзе возникали всё новые и новые проблемы, которые надо было решать с учётом мнения каждого из государств, что выявило ещё одну проблему – проблему реформации Евросоюза в соответствии с современной ситуацией. Так как к Евросоюзу подключились и страны Восточной Европы, следует придумать новый механизм в котором «старые страны» не остались ущемлёнными в своих правах, а «новые» не разочаровались в своём вступлении. Однако, наряду с проблемой реформации Евросоюза, существует ещё одна, не менее актуальная проблема – проблема расширения Европейского союза. Эту проблему следует рассматривать с двух сторон. Во — первых, это регулирование отношений со странами, которые желают подключиться к Евросоюзу, однако их попытки пресекаются какой либо из стран, входящих в состав Евросоюза, и во-вторых, это проблемы, возникшие в странах, не так давно присоединившихся к Евросоюзу. Для изучения этих проблем следует для начала определиться, каковы же критерии вхождения стран в Европейский союз, почему же так сложно вступить в ЕС и почему вступление как негативно, так и позитивно влияет на экономику страны, присоединившейся к Евросоюзу. Исходя из этих проблем, вытекает следующая задача: определить критерии и механизм вхождения страны-претендента в Европейский союз.
2 Вступление страны-кандидата в ЕС
Европейский союз является одним из мировых очагов культуры и цивилизации. По мнению некоторых ученых-правоведов, демократическое законодательство ЕС – одно из самых передовых в мире, если не самое передовое. роль ЕС в мире постоянно и неуклонно повышается, что доказывает, например, введение 1 января 2002 г. общеевропейской валюты – евро — конкурента американского доллара и создание общеевропейских Сил быстрого реагирования – прообраза будущей единой европейской армии, способной находиться вне структуры NATO. Де-факто ЕС стал не только экономическим, но и политическим конкурентом державы №1 в мире, постепенно выходя из орбиты влияния США, а в будущем, возможно, станет и самостоятельной военной силой. И самое главное – территория ЕС с момента своего создания постоянно расширяется, что не может не сказываться на его соседях, самым значительным из которых является Российская Федерация.
Одной из важных ступеней на пути к расширению Европейского союза стал Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.
Такая конференция была собрана в 2003 году, результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 года между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 года.
Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт, в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, новые стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в том числе Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии», которые были сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 году, где и были установлены условия принятия стран-кандидатов в ЕС.
В соответствии со ст. 49 Договора о Европейском союзе страна-кандидат должна быть по духу «европейской», то есть европейскими в данной стране должны быть культура, политические и правовые традиции претендента на вступление в ЕС. Перед вступлением в ЕС страна-кандидат должна привести в соответствие со стандартами Евросоюза свою политическую и экономическую системы, для того что бы выстоять на внутреннем рынке и стать полноправным членом. Что же касается географического положения в Европе, то оно желательно, но не обязательно, что подтверждает вхождение в Евросоюз Мальты, которая ближе к Африканскому континенту, чем к Европе, а так же Кипра, который географически расположен в Азии и определение на страну-кандидата Турции, которая так же располагается в Азии.
Демократичность страны так же является один из важнейших критериев для вступления в Евросоюз. В соответствии со ст. 6 Договора о ЕС страна-кандидат должна уважать демократические принципы конституционного строя, которыми являются свобода, демократия, права человека и гражданина, принцип правового государства. Существует некоторое количество требований, которые должна соблюдать каждая страна намеревающаяся вступить в Евросоюз, либо уже являющаяся членом союза. Это:
Уважение и защита меньшинств;
Стабильность, демократия и верховенство права, соблюдение прав человека;
Нормально работающая рыночная экономика и способность выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС;
Способность усвоить обязанности и цели, вытекающие из членства в ЕС. Это означает, что страны-кандидаты должны включить в национальное законодательство наработанный правовой массив, общую нормативно-правовую базу ЕС.
Нужно отметить, что одним из самых важных условий принятия в Евросоюз является достаточно высокий уровень экономического развития страны-кандидата, который должен быть сопоставим со средним уровнем ЕС. Здесь учитываются такие критерии, как ВВП, в том числе и на душу населения, национальный доход, приемлемый уровень инфляции, отсутствие бюджетного дефицита. Экономически слаборазвитое государство не имеет практически никаких шансов на вступление в Евросоюз, даже если и в остальном оно полностью соответствует предписаниям 49 статьи Договора о Евросоюзе.
Немаловажным условием так же является урегулирование страной-кандидатом территориальных споров с соседними государствами. Это означает, что государственная граница должна быть четко демаркирована и должны быть сняты все взаимные территориальные претензии. Данным критериям могут соответствовать далеко не все страны-кандидаты на вступление в ЕС и страны, желающие в какой-то временной перспективе войти в Союз, так называемые кандидаты на кандидатство в ЕС.
Так на Афинском саммите в ЕС приняли не все страны-кандидаты, определенные в Ниццком договоре. Болгария, Румыния и Турция пока не вошли в ЕС. Болгарии и Румынии дали время до 2007 года, чтобы эти страны свои национальные законодательства полностью привели в соответствие со стандартами ЕС и увеличили темпы реформ в экономике. Что касается Турции, то «камнем преткновения» являются низкий уровень демократии, в частности несоблюдение прав человека, высокая степень присутствия военных в органах власти, курдская проблема, проблема Северного Кипра, напряженность в отношениях с Грецией и Арменией, а также опасения некоторых политических сил Союза (в основном – правых) в отношении наплыва турецких эмигрантов (гастарбайтеров) в их страны, что может привести к опасным трениям с местным населением. У стран, ныне мечтающих войти в ЕС (Албания, Украина, Македония, Сербия, Грузия), по мнению многих аналитиков, практически нет никаких шансов это сделать в ближайшей перспективе. Главные проблемы этих стран, препятствующие получению ими статуса кандидатов – это низкий уровень развития экономики (за исключением, пожалуй, Украины), слабое развитие демократических институтов, нарушение прав человека и высокий уровень коррупции. А в Сербии и Грузии – это еще и территориальные проблемы (косовская и абхазская с осетинской соответственно). Таким образом, данная группа стран почти полностью не соответствует копенгагенским критериям и статьям 6 и 49 Договора об учреждении ЕС. Но с геополитической точки зрения (по чисто политическим причинам) и в соответствии с духом «европейской идеи от Атлантики до Урала» вхождение данных стран в состав ЕС выгодно самому Союзу и, по-видимому, такое вхождение только вопрос времени.
Сама процедура присоединения состоит из подготовительного и переговорного этапов.
Сначала государством, заинтересованным во вступлении в ЕС, подаётся соответствующая заявка в Совет Европы, который является главным законодательным орган Европы. До принятия решения Совет должен также провести консультацию с Еврокомиссией – главным исполнительным органом ЕС и получить согласие представительного органа – Европарламента. Эти действия и составляют подготовительный этап.
Однако переговорный этап намного сложнее. Он так же и намного более длительный. Этот этап составляет переговоры с страны-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а также проверяется выполнение кандидатом требований, предъявляемых для приема в Союз. Перед началом переговоров Комиссия делает по каждой стране/главе сравнительный анализ правовых, экономических и административных условий в странах-кандидатах и в ЕС (так называемый скрининг). Одновременно каждая из стран-кандидатов индивидуально определяется с соответствующей переговорной позицией. На основе этих данных государства-члены ЕС вырабатывают в Брюсселе общие позиции, которые будут обсуждаться при необходимости на многих раундах переговоров со странами-кандидатами вплоть до достижения предварительных результатов. Результаты одобряются по главам министрами иностранных дел ЕС на вступительных конференциях. Им предшествуют вступительные конференции на уровне заместителей министров иностранных дел. Как только обе стороны приходят к выводу о том, что потребность в дальнейших переговорах отпала, эти главы временно закрываются. В противном случае принимается решение вернуться к ним позже, поскольку поданы ходатайства о переходных правилах, необходимость и уместность которых можно оценить только в более поздней фазе переговоров или поскольку у ЕС существует дополнительная потребность в информации.
Источником права, на основании которого осуществляется вступление в Союз новых стран, служит договор о присоединении (последний – Афинский от 1.02.2003 года). Его заключают между собой действующие государства-члены ЕС, которые вместе выступают как одна страна, и одно или несколько стран-кандидатов.
Последний этап – это ратификация всеми государствами-членами Союза договора о присоединении, что происходит не быстро, например процесс ратификации Афинского договора 2003 г. растянулся более чем на год.
Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда политических, правовых и экономических условий требуется согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом – Европейского парламента.
Таким образом, для того чтобы присоединится к участию в общеевропейском процессе в качестве страны-члена Евросоюза, государство должно пройти долгий подготовительный и переговорный процесс. Не смотря на множество проблем связанных с расширением ЕС, процессы интеграции в странах Союза перешли на качественно новый уровень, создавая условия для трансформации в недалеком будущем конфедерации европейских стран (каковой, по сути, является нынешний ЕС) в полноценный Союз в федеративной форме. Не только лидеры государств, но и большинство населения стран связывают с вхождением в Евросоюз надежды на лучшую жизнь и искоренение негативных черт тоталитарных и авторитарных режимов.
Легче всего понять желание восточноевропейцев вступить в ЕС. Экономические преимущества чрезвычайно важны, но они перекрываются высокой политикой. Членство в ЕС ставит центрально- и восточноевропейские страны на их исторические позиции среди наиболее развитых индустриальных держав европейского континента. Однако важнее то, что членство в ЕС оказывает решающее воздействие на внутриполитическую ситуацию во всех странах Центральной и Восточной Европы, так как тем самым закрывает книгу тоталитаризма, как это было в Греции, Португалии и Испании. Членство в ЕС для стран, пока ещё не входящих в ЕС, закрепило бы существующие рыночные реформы и облегчило бы дальнейшие реформы.[3, стр. 26]
Однако не все так гладко в странах, присоединившихся к ЕС в последнее пятилетие. Членство в союзе для них носит как негативные, так и позитивные черты. Ведь соответствие евростандартам иногда не очень хорошо отражается на экономике стран, которые ещё недавно переживали реформацию в политической и экономической жизни, связанную с выходом из просоветского блока. Каковы же негативные и позитивные черты?
Глава 2. Проблемы и перспективы расширения Европейского союза.
1 Позитивные и негативные стороны вступления в Евросоюз.
Большое количество литературы по европейской интеграции называет внутреннее воздействие ЕС на присоединившиеся страны «европеизацией». [5, стр. 1]
С начала первого десятилетия XXI века этот процесс активно распространяется на территории государств, относящихся к центральной и восточной Европе. Желание восточноевропейских стран присоединиться к союзу, связанное с огромным количеством требований для вступления в ЕС, позволяет Евросоюзу оказываться беспрецедентное влияние на реструктуризацию государственных институтов и на ведение внутренней экономики и политики государства. Так, слежение за странами–кандидатами начинается задолго до их вступления в ЕС посредством Еврокомиссии, которая представляет ежегодные отчёты об основных показателях стран, желающих войти в ЕС.
Таким образом, при вступлении в Евросоюз многое в экономической и политической жизни страны меняется как в лучшую, так и в худшую сторону. Рассмотрим негативное и позитивное влияние вступления в ЕС на примере Польши, так как она является страной, соседствующей с Республикой Беларусь, а так же экономическим партнёром.
Оценивая экономические последствия присоединения Польши к ЕС, эксперты отмечают, что с одной стороны оно вызвало кратковременный шоковый эффект, повлиявший на развитие польской экономики в 2004 году, а с другой стороны – послужило толчком к преобразованиям долгосрочного характера. [7, стр. 22]
Уже в 2004 году произошёл заметный скачок в темпах роста экономики Польши с 3,8% до 5,4%. Другим важным позитивным результатом было то, что в Польше произошло ускорение динамики внешнеторгового обмена по ряду товарных групп. В частности, произошёл заметный рост поставок польских продуктов и услуг на внешние рынки, что произошло вследствие открытия границ и снятия таможенных барьеров. Экспорт в другие страны Евросоюза заметно увеличился, а дефицит в торговле с ними упал в более чем полтора раза. Однако многие польские эксперты опасались, что польский рынок может наводниться европейскими товарами, что окажет негативное воздействие на польский рынок, но их опасения практически не оправдались. Напротив, облегчился доступ польских товаров на европейский рынок при одновременном снижении транспортных расходов.
Единовременно улучшилось положение фермерских хозяйств, которые получили дополнительную поддержку в виде прямых дотаций в рамках общей аграрной политики ЕС. Присоединение Польши к ЕС сопровождалось активизацией инвестиционной деятельности, что связано, по мнению специалистов, прежде всего с общей динамизацией экономических процессов в стране. [3, стр. 23] Присоединение Польши к ЕС повлияло на положение в сфере государственных финансов, что было связано, с одной стороны, с финансовыми поступлениями из бюджета Евросоюза, а с другой стороны, необходимостью делать ежегодные членские взносы.
Однако, эксперты немецкой газеты «Франкфуртер Альгешайне Цайтунг», анализируя состояние и ближайшие перспективы развития польской экономики, утверждают, что членство Польши в ЕС пока не привело к ожидавшемуся устойчивому подъёму её экономики. Уровень безработицы в Польше по-прежнему высок, а экономический курс правительства, направленный на усиление вмешательства в экономику «отпугивает» иностранных инвесторов.[3, стр. 24] Так же показатели 2006 и 2007 годов по росту польской экономики не достигают среднего уровня по странам центральной и восточной Европы – участницам ЕС. Это объяснялось, во-первых, тем, что эйфория от вступления в ЕС прошла, а так же выборы нового парламента и президента породили в стране неуверенность в отношении перспектив её развития. Анализируя причины такой ситуации можно сказать, что такую большую страну, как Польша, труднее привести в движение, чем небольшие прибалтийские государства или Словакию. Но главной причиной является то, что надежда на создание коалиционного «правительства реформ» не оправдались. Хотя новое правительство и не отказалось от введения в стране единой европейской валюты, оно не называет дату перехода на евро.
Однако, существует так же большое количество общих проблем для стран–кандидатов и недавно вступивших в ЕС стран, связанных с необходимостью соответствовать общеевропейским критериям.
Как показывает опят, для многих стран-претендентов на вступление политические условия интеграции в ЕС трудновыполнимы. Так, состоявшийся в октябре 2003 года референдум об изменении ряда положений Конституции Румынии в соответствии с требованиями ЕС проходил с большим трудом, поскольку вводимые в соответствии со стандартами ЕС меры пока лишь понизили уровень жизни большинства населения, а внесённые в Конституцию поправки соответствуют интересам незначительных по численности слоёв. Не менее тяжёлыми могут стать долгосрочные последствия поспешно проводимых реформ, а в дальнейшем – условия взаимодействия новых стран с развитыми европейскими странами. Режим свободной торговли может принести странам региона больше вреда, чем пользы, особенно в сельскохозяйственном секторе.
Так же негативные последствия может нести и попытка ускоренного обуздания коррупции и теневой экономики. Поспешная ликвидация теневых структур может повысить и без того высокий уровень безработицы в странах центральной и восточной Европы. Вообще интересы новых и старых стран Европы могут не совпадать и по ряду других проблем, в том числе по регулированию миграции, присоединению к валютному союзу.
Но наиболее сложной и долговременной задачей для всех новых членов ЕС является достижение уровня конкурентоспособности с развитыми европейскими странами. Для этого нужно преодолеть значительное отставание в степени устойчивости экономического развития, в уровне его эффективности и инновационности. Так же в новых странах остаются проблемы высокой безработицы, низкой производительности труда, незавершенности структурной перестройки экономики, приватизации. При этом сохраняется низкопроизводительное отсталое сельское хозяйство и высокая доля государственного сектора и слабореформированных и неструктурированных базисных отраслях, значительные диспропорции в уровнях развития регионов, низкая конкурентоспособность продукции, нестабильность финансово – экономического положения предприятий и многое другое. Сохраняется так же и неравенство в европейской системе социального обеспечения. Польша, например, имеет преимущество над теми странами, которые позже вступили в Евросоюз, так как польское правительство быстрей начало реформирование недоразвитых отраслей. Но фактами не поспоришь, в результате последних расширений ЕС в значительной степени приобрёл территорию и население и в наименьшей степени – научно-технический потенциал. Вновь вступившие страны далеко отстают даже от самых бедных стран ЕС по валовому промышленному продукту на душу населения, а за годы либеральных реформ и нестабильности они растеряли от половины до трёх четвёртых научных кадров.
Расширение ЕС требует так же значительных преобразований не только в новых странах, но и в старых странах ЕС. Как показывает мировой опыт, например СССР или восточные районы Германии, объединение разных по уровню социально-экономического развития стран приводит к постоянному перераспределению ресурсов от государств – доноров к странам – бенефициарам.
Ещё одной проблемой является то, что с присоединением бедных восточноевропейских стран усилится зависимость ЕС от импорта энергии, так как присоединившиеся страны бедны собственными источниками энергии.
Обострилась и проблема занятости. В социалистической экономике явная безработица отсутствовала, каждый работник испытывал защищённость на своём рабочем месте. Сейчас же уровень безработицы варьируется от ниже среднего до выше среднего по ЕС. Безработица становится реальной травмой для общества. Причём гарантия занятости появилась как раз в то время, когда сама жизнь стала более динамичной, повысились требования к индивидууму, когда возникают и исчезают предприятия, постоянно изменяются потребительские цены, а так же можно потерять жильё за неуплату коммунальных платежей. Вызывает разочарование и у присоединившихся стран и нестабильность в политической сфере. Значительная часть населения постсоциалистических стран. Большинство населения этих стран считает, что многопартийность – это не условие для здоровой конкуренции, а возможность разнузданной борьбы за власть, обмана и пустых обещаний. Так же и велика доля населения, которая не испытывает доверия к своему парламенту. В этом факте видна существенная разница между 15 старыми и 12 новыми странами ЕС.
Таким образом, для стран Восточной Европы становится все более очевидным, что стремительное расширение на восток было, в первую очередь, политическим решением. Брюссель таким образом пытался поскорее подобрать остатки социалистического лагеря, пересмотреть европейский порядок. Однако и старым и новым странам предстоит приложить ещё много усилий для того, чтобы результаты такого обширного расширения ЕС на восток стали более очевидными. Несмотря на огромное количество, существующих на данный момент проблем внутри самого ЕС, постепенно преодолеваются трудности переходного периода. В принципе решение проблем устойчивого развития Европы и её нынешних составных частей на основе интеграции перспективно и логично. Важнейшими проблемами для ЕС сейчас является выравнивание политической, экономической, финансовой и социальной жизни в старых и новых странах, для того, чтобы в последствии не перешёл «перекос» с какую-либо из двух сторон, так как уникальность и единство ЕС заключается в силе его глубокой межстрановой интеграции.
2. 2 Перспективы расширения Европейского союза на Восток
Европейский Союз очень заинтересован в стабильности, надлежащем государственном управлении и экономическом развитии стран на своих восточных границах. В то же время, страны Восточной Европы и Южного Кавказа стремятся укрепить свои отношения с ЕС. Политика Союза по отношению к ним должна быть инициативной и однозначной: ЕС поддержит эти страны в их желании приблизиться к ЕС, предоставив помощь для проведения необходимых реформ в рамках особого восточного направления Европейской Политики Добрососедства.
Предложение Комиссии относительно нового Восточного Партнерства представляет собой пошаговые изменения в отношениях ЕС с такими странами как Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина.
Восточное Партнерство должно содержать продолжительное политическое послание ЕС о солидарности, готовности предоставить станам дополнительную ощутимую поддержку в проведении демократичных и ориентированных на рыночную экономику реформ и в укреплении их государственности и территориальной целостности. Это благоприятно отразиться на стабильности, безопасности и процветании ЕС, стран-партнеров и всего континента. Восточное Партнерство будет реализовываться наряду с стратегическим партнерством ЕС и России.
Европейская Политика Добрососедства уже поспособствовала сближению ЕС и соседних стран. Восточное партнёрство пойдет дальше. Основным принципом должно быть принесение максимально возможной выгоды для граждан каждой из стран-участников, учитывая политическую и экономическую ситуацию, а также уровень реформ в соответствующих странах. Существенным аспектом Восточного Партнерства будет обязательство ЕС сопровождать в индивидуальном порядке попытки стран проведения реформ. Восточное Партнёрство будет основываться на общих обязательствах относительно верховенства права, надлежащего государственного управления правления, уважения прав человека и защиты меньшинств, а также на принципах рыночной экономики и устойчивого развития. Уровень стремлений во взаимоотношениях ЕС и восточных партнеров будет зависеть от той степени, в которой отражены эти ценности в национальной практике и политике.
Так как объединенное участие имеет большое значение, обе стороны ВП будут иметь свой спектр обязанностей. Только при условии наличия большого политического энтузиазма, Восточное партнёрство достигнет своей цели – политического объединения и экономической интеграции.
Для достижения этих целей необходимо работать в одностороннем и многостороннем порядке. Двусторонний порядок сотрудничества будет проводиться между ЕС и каждой из стран-партнеров для того, чтоб в интересах обоих сторон способствовать стабильности и процветанию. Сюда будут относиться усовершенствования договорных отношений с перспективой ассоциированного членства; переговоры с целью создания широких и универсальных зон свободной торговли с каждой из стран и оказание большей поддержки для выполнения необходимых условий, чтоб создать сеть соглашений о праве свободной торговли, которая в дальнейшем сможет перерасти в Экономическое сообщество соседства (Neighbourhood Economic Community); постепенное ослабление визового режима в условиях, обеспечивающих безопасность; более тесное сотрудничество для обеспечения энергетической безопасности стран-партнеров и ЕС; поддержка экономической и социальной политики для устранения неравенства в каждой из стран-партнеров. Многостороннее сотрудничество обеспечит рамки для работы с общими проблемами. Кроме того многостороннее сотрудничество будет реализовываться путем создания ведущих инициатив, которые должны поддерживать цели Восточного Партнёрства и финансироваться за счет международных финансовых институтов и частного сектора.
Восточное Партнерство предусматривает значительный пересмотр политического участия, включая перспективы следующего поколения Договоров об Ассоциированном Членстве, масштабную интеграцию в экономику ЕС, упрощенный режима въезда на территорию ЕС для граждан, которые соответствуют всем требованиям безопасности, повышение уровня энергетической безопасности и более активную финансовую помощь. Для проведения реформ странами-партнерами ЕС предлагает более интенсивную и последовательную помощь в рамках новой Комплексной Программы Создания Организационной Инфраструктуры и нового многостороннего направления, которое объединит партнеров для работы с общими проблемами. Новое Партнерство включает в себя новые методы поддержки социального и экономического развития 6 стран, а также пять ведущих инициатив, которые станут конкретным доказательством поддержки ЕС.
Однако как среди Восточных, так среди и Средиземноморских партнёров существуют страны, которые бы хотели полностью интегрироваться с ЕС и стать его полноправными членами. На сегодняшний день это: Украина, Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Турция, Сербия. Однако на сегодняшний момент эти страны имеёт какие-либо проблемы, из–за которых все 27 стран, являющихся участниками евроинтеграции, никак не могут придти к согласию.
Как считает экс-президент Республики Сербской Радован Караджич, Сербия всегда была частью Европы. По его мнению было бы очень хорошо, если бы Сербия присоединились к Европе без этих унижений, бомбардировок, шантажа и попыток навязать неприемлемую цену за вступление в виде отказа от Косова. Во всем остальном Сербия разделяет все европейские ценности. Сербы живут по всей Европе. Они вполне интегрированы, и здесь нет культурных проблем. Они достигли высот в тех профессиях, которыми занимаются.
По мнению Германии и Франции, Сербии следует смириться с утратой бывшей провинции Косово. В частности, страны отметили, что населенное преимущественно албанцами Косово никогда не вернется в сферу влияния Сербии. Это является одним из главных условий для дальнейшего сближения между Сербией и Европейским союзом. Вопрос об отделении Косова от Сербии считается решённым во многих странах ЕС, признавших независимость края. Поэтому Сербии, для того, чтобы вступить в ЕС следует либо смириться с утратой края, либо забыть о евроинтеграции. Власти в Белграде исходят из того, что их страна может стать членом ЕС, но и после этого стремиться к возвращению Косово в состав Сербии. В частности, в Международный суд был подан иск с требованием осудить признание независимости Косово большинством стран ЕС, а также США, Японией и другими государствами. Таким образом Белград пытается доказать, что признание является нарушением норм международного права. В рамках ООН Сербия намерена добиться возобновления переговоров между Белградом и Приштиной о статусе Косово.
Именно отрицание Сербией факт независимости Косова и мешает им вступить в ЕС.
Украина так же хочет стать членом ЕС. В настоящий момент в отношении Украины действует Европейская политика соседства. Украина ведёт переговоры с ЕС о подписании договора об ассоциации предусматривающего упрощение визового режима и создание зоны свободной торговли. Однако многие политики в ЕС считают возможным членство Украины в ЕС. Например ещё в 2002 году Комиссар по расширению ЕС Гюнтер Ферхоген сказал, что «европейская перспектива для Украины не означает обязательное членство Украины в ближайшие 10-20 лет, хотя это возможно». Несколько влиятельных в ЕС руководителей в тот период высказались о поддержке улучшения связей с Украиной. Министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд 21 марта 2005 года заявил, что Польша при каких-либо условиях будет поддерживать евроинтеграционное стремление Украины. Кроме того он сказал: «На данном этапе мы должны сконцентрироваться на конкректных шагах кооперации вместо внешних разговоров про общую еврокооперацию». Опросы в шести самых больших странах ЕС показали благосклонность к приёму Украины в состав ЕС как полноценного члена. Однако последние несколько лет стремление Украины вступить в ЕС уменьшилось. В ближайшем будущем наиболее вероятно, что ещё более эффективные улучшения отношения Украины и ЕС будут осуществляться через посредников, наиболее верными среди которых являются ведущие политические силы соседней Польши, члена ЕС с давними историческими связями с Украиной.
На данном этапе функционеры ЕС подчёркивают, что должны быть оформлены стратегические отношения с Украиной как со страной-соседом.
Но стратегические цели, как считает президент Украины Виктор Янукович, они не меняются: Украина интегрируется в Европейский Союз… И как он говорил в Брюсселе, Украина будет интегрироваться в ЕС настолько, насколько готов к этому Европейский Союз. Однако членство Украины в ЕС ещё не видно в дальнейшей перспективе, так как Еврокомиссия даже не определила Украину, как страну с рыночной экономикой, а значит, многое ещё предстоит сделать руководству Украины, чтобы хотя бы стать претендентом на членство.
Однако не для всех претендентов на вступление отношения развиваются столь сложно.
Еврокомиссия получила «зеленый свет» на начало переговоров о вступлении в Евросоюз Македонии. Такая рекомендация дана накануне в ежегодном обзоре, посвященном расширению ЕС и прогрессу, достигнутом странами, претендующими на членство в сообществе.
Это решение должно стать сильным стимулом для правительства Македонии в решении спора вокруг названия страны. На изменении названия страны настаивает Греция, уже являющаяся членом ЕС, — с тем, чтобы Республику Македонию не путали с греческой областью Македония. Из-за нерешенности 18-летнего спора между Афинами и Скопье вокруг названия в прошлом году Греция заблокировала прием Македонии в НАТО.
Оптимистичный прогноз дан и Хорватии, которая начала переговоры по вступлению в ЕС осенью 2005году. Во многом сближению Хорватии с ЕС способствовало урегулирование территориального спора о морской границе в Пиранском заливе с соседней Словенией, которая ранее блокировала переговоры по приему Хорватии.
Как ожидается, переговоры по вступлению Хорватии будут закончены в 2010 году, а полноправным членом ЕС страна станет в 2012 году.
Турция, наряду с Хорватией и Македонией имеющая официальный статус кандидата на членство в ЕС, второй год подряд получает весьма низкую оценку своих достижений на пути в европейское сообщество. Анкару критикуют за отсутствие прогресса в решении кипрской проблемы и рекомендуют основательней заняться обеспечением свободы слова и религиозных свобод, а также улучшить ситуацию с правами женщин и профсоюзов.
В вопросе о приеме Турции есть и политический момент: против вступления этой преимущественно мусульманской страны активно выступают Германия и Франция.
Заявки на получение статуса кандидата подали также Албания, Черногория и Исландия. Исландия задумалась о членстве в ЕС лишь в этом году из-за финансового кризиса, сильно ударившего по экономике страны, но может быть принята в ЕС ускоренными темпами — по прогнозам, это произойдет в 2012 г.
Таким образом, у Европейского Союза существуют достаточно веские основания, как на включение, так и на невключение тех или иных стран в ЕС. Многие европейские политики начинают всерьёз опасаться, что такое стремительное расширение Евросоюза может серьёзно ухудшить его экономические показатели. К тому же, с увеличением количества членов, могут образовываться все новые и новые проблемы во взаимодействии стран-членов. Взять хотя бы исторические противоречия. Однако становится понятным, почему требования к странам, желающим войти в Евросоюз настолько строги. Этим Евросоюз защищает свою экономическую и политическую стабильность. Евросоюз вправе требовать от стран – кандидатов серьёзных экономических реформ – будь то борьба с коррупцией или соблюдение прав женщин, так как эти нормы давно считаются общепринятыми, если не обязательными. Понятна и мотивация стран вступить в ЕС. Ведь ЕС имеет сильнейшую репутацию, как наиболее удачный пример интеграции во всём мире. Конечно, на сегодняшний день, никто не знает, каковы же будут долгосрочные перспективы ЕС, и сможет ли себя оправдать евроинтеграция, но многие должны согласиться, что объединение – это самый верный шаг европейских государств за всю историю их существования.
Список использованных источников и литературы.
Decentralization: Conditions For success. United Nations. NY. 200c.
International relations and the European Union. Christopher Hill and Michail Smith, Oxford 2005, 496c.
The Europeasation of Central and Eastern Europe. Frank Schimmelfonig, Ulrich Sedelmeier. Cornell University press 2005, 256c.
Ю. А. Борко, Договоры обучереждении Европейских сообществ. Изд. Группа «Право» 1994, 390с.
Л. Ф. Евменов и др., Европа сегодня и завтра. Мн. 1996. 82с.
Медведев Л. А. История западноевропейской интеграции. Тверь 1998. 75с.
Новак Бартоломей, ЕС: от конгломерата позиций к единому интересу.
Как работает ЕС. Минск Принт Групп 2008.49с.
globalist.org.ua/?p=21965, Планы расширения ЕС на восток в 2010 году
www.imperiya.by/comments3-7591.html, Радован Караджич: «Никогда не говорю „никогда“»
www.dw-world.de/dw/article/0,,5277966,00.html, ЕС: Сербия должна смириться с утратой Косово
rus.ruvr.ru/2010/04/22/6769070.html, Янукович: Украина ищет себя в треугольнике ЕС-Россия-США
www.vedomosti.ru/politics/news/2009/10/15/861018, Македонию признали годной к ЕС
ru.wikipedia.org/wiki/Украина_и_Европейский_союз, Украина и Европейский союз
www.esia.gov.lv/rus/evropeiskii_souz/, Европейский Союз, История Европейского Союза
russian.people.com.cn/31520/6831658.html, Международный комментарий: ЕС вступил в новую эпоху