Содержание
Введение
Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса
Глава 2. Влияние социологической концепции Тенниса наразвитие социологической науки
Заключение
Список литературы
Введение
Социология – наука озакономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп,личностей. Предмет социологии – социальная специфика развития общества.
По мнению ЭнтониГидденса, социология – это «изучение общественной жизни человека, изучениегрупп и обществ».
По мнению Ядова В. А.,социология – это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Основной целью социологииявляется «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком онискладываются в ходе социального взаимодействия».
Также, целью наукисоциологии является изучение общества как организованной формы существованиялюдей, отношений между индивидом и обществом в целом.
Задачи социологииразделяются на первичные и второстепенные. К первому классу принадлежат задачисоциального строения и роста. Ко второму – задачи социального процесса, законыи причины. Первичные задачи распадаются в свою очередь на две группы. Однагруппа состоит из задач описания. Ее содержанием являются элементы исовременная организация общества. Вторая группа состоит из задач истории,именно из задач о происхождении общества и о его эволюции до нашего времени.
В первой, илиописательной, группе первичных социологических задач мы видим все задачи осоциальном населении. Они включают задачи:
· агрегации;
· ассоциации и кооперации,или взаимопомощи;
· социальногохарактера населения;
· классов, накоторые население дифференцируется.
Дальше идут задачисоциального сознания, или социального разума, включая сюда общие воспоминания иидеи, общие стремления и желания. Социолог не будет при исследовании их входитьв подробный разбор археологии, мифологии и сравнительной религии или вподробности права и учреждений – всего того, в чем находит свое выражениесоциальный разум. Но он должен понять строй, происхождение и деятельность самогосоциального разума.
Социология исследуетобщественное сознание в его противоречивости. Социологи, изучая общественноесознание, сосредоточивают свое внимание:
· на общихзакономерностях и тенденциях развития общественного сознания;
· на характеристикахсознания и поведения социальных, социально-демографических исоциально-профессиональных групп (рабочие, крестьяне, предприниматели,студенчество, женщины и др.);
· на формахобщественного сознания: политического, экономического, экологического, правовогои др.;
· на выявленииособенностей общественного сознания и его компонентов на локальном уровне (вгороде, районе, отдельной организации);
· на такихспецифических видах сознания, как национальное и религиозное;
· на противоречивыхи амбивалентных тенденциях в развитии общественного сознания.
Таким образом,актуальность такого направления в науке, как социология, определила выбор темыданной работы, связанной с одним из известных социологических течений Ф.Тенниса.
Актуальность данной работы определена проблематикойсоциологического учения Ф. Тенниса, его многогранностью и разнообразием, атакже рядом философских, психологических и социологических вопросов.
Теоретическоезначение изучения Ф.Тенниса и его вклада в развитие социологического знания заключается в раскрытииаспектов влияния деятельности и взглядов данного ученого на становлениесоциологической науки, на ее развитие и совершенствование.
Объектомданного исследованияявляется социологическая концепция Ф. Тенниса.
Предметомисследования являетсяанализ социологической концепции Ф. Тенниса и раскрытие проблемных вопросовданной теории.
Цельюисследования являетсяформирование представления о социологической концепции Ф. Тенниса и ее роли вразвитии социологического знания.
Врамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задания:
1. Ознакомление положениямисоциологической концепции Ф. Тенниса.
2. Изучение аспектоввлияния рассматриваемой социологической концепции на становление и развитиесоциологического знания.
3. Рассмотрениеактуальности изучаемой социологической концепции на современном этапе развитиясоциологической науки.
4. Формированиецелостной картины проблематики исследования и соответствующих выводов.
Источниками информациидля написания работыпослужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические трудынаибольших мыслителей в данной области, результаты практических исследованийвидных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированныхи периодических изданиях, посвященных тематике социологических концепций,справочная литература, другие актуальные источники информации, что описано вразделе использованных источников информации.
Глава 1. Основныеположения социологической концепции Ф.Тенниса
В данной главе мырассмотрим теоретические и практические аспекты социологической концепцииФердинанда Тенниса, причины ее возникновения, ее сущность. Также в первой главенашей работы мы рассмотрим вопросы общности и общества, которые затрагивалФердинанд Теннис в своих трудах.
Итак, Фердинанд Теннис –немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии вГермании, основатель «понимающей социологии», сторонник «формальнойсоциологии».
Теннис являлся одним изсоздателей формальной школы, попытался одним из первых создать единую илогически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.
Теннис различал чистую,прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состояниистатики, вторая – динамики, третья исследует факты жизни современного обществана основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.
Выделял два типаобщества, два типа общественных связей – общинные и общественные, и три типаформ социальной жизни:
· социальныеотношения;
· группы;
· корпорации илиобъединения.
По главной концепцииТенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей иявляется, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выраженияволи объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.
Теннис различает «волю»двух типов:
· естественную –основу «гемейншафта» (общности);
· рациональную –основу «гезельшафта» (общества).
Первая характеризует,прежде всего, традиционное общество, а вторая – индустриальное. Такие обществаотличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.
«Общность»характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейныхотношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связибазируются на родстве, общности локуса и языка.
Такую организациюсовместной жизни можно назвать «естественным» обществом, базирующимсяна «естественной воле». «Общество» представлено всовременном индустриальном обществе, которое базируется на экономических,безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда ипотребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу иэкономическим соглашениям.
Это можно назвать деловойорганизацией, в которой преобладает «рациональная воля». Типология «гемейншафт-гезельшафт»применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнениисельских и городских общностей.
В систему основныхпонятий социологии Ф. Тенниса следует включить следующие:
· знание другогочеловека, знакомство – чуждость;
· симпатия –антипатия;
· доверие –недоверие;
· социальнаясвязанность;
· социальнаясущность, или социальная форма;
· сущностная воля иизбирательная воля;
· общность иобщество;
· естественная –искусственная, или социальная, или коллективная личность;
· естественное –социальное отношение, социальная совокупность, корпорация.
Методологическоепояснение, сделанное Теннисом в отношении понятий «сущностной воли» и«избирательной воли» заключается в следующем. Их следует понимать как«нормальные понятия», то есть как «идеальные типы, призванныеслужить масштабом для познания и описания реалий», обязательно применимотакже к понятиям «общности» и «общества».
Что имеется в виду? Содной стороны, в общностных отношениях проявляются тенденции к обобществлению,например, когда в семейные отношения вторгаются общественные в узком смыслеслова, и первые строятся по типу вторых, как это происходит, в частности, призаключении брачных контрактов. С другой стороны, в общественных отношенияхпроявляются тенденции к объединению в общности, например, семейственность,кумовство, землячество, дружеские и приятельские связи при образовании команд,группировок, клик в политике, экономике, культуре и других сферах.
Не удивительно, чтопонятия «общности» и «общества» оказались в центресоциологических размышлений других классиков германской социологии конца ХIХ –начала ХХ веков Г. Зиммеля и М. Вебера.
С учетом сказанногообщность, или общностные отношения, следует понимать в первую очередь кактесную сплоченность, солидарность, спаянность в единство. Согласно Теннису,наличие общности можно констатировать там, «где люди через свою волюорганично связаны друг с другом и положительно относятся друг к другу». Кпервичным формам общности Теннис относит родство, соседство и дружбу.
Вслед за Шопенгауэром онпридает особое значение симпатии, считая ее уникальной силой, способнойсплачивать людей в единое целое. Особенность ее в том, что она естественна исоциальна одновременно. Но то, что она «естественна», еще неозначает, что объединение людей происходит без их доброй воли к сплочению вобщность, а тем более к вхождению в общество.
Глава2. Влияние социологической концепции Тенниса на развитие социологической науки
В данной главе мыобратимся к конкретизации понятий теории Тенниса и их применимости всовременной социологической науке. Также рассмотрим вопросы формированияобщности и общества по Теннису, аспекты их существования на современном этаперазвития социологических знаний. Согласно Теннису, общность является носителемкачеств, которые высоко оцениваются как обыденным сознанием, так и многимиморальными системами: к ним относятся, прежде всего, человеческая близость,доверие, глубина чувств, готовность прийти на помощь и т.п. Общностнаясовместная жизнь, примером которой является общность матери и ребенка, не можетбыть сознательно организована, преднамеренно «устроена».
Общность – это всегдаестественно сложившееся единство. Из нее вырастают все формы человеческойсоциализации. Общностным социальным отношениям чужд «расчет»; те, ктов них включен, чувствуют себя в безопасности, защищенными, но в то же времясвязанными моральными обязательствами перед отдельными членами общности и всейобщностью в целом. Конфликты и временные разногласия, как правило, не всостоянии разрушить эмоционально-волевого единства и солидарности между членамиобщности.
Общность может строитьсяпо следующим основаниям:
· на географическойблизости (село, коммуна, приход, нация);
· напсихологической близости;
· накровнородственной близости (семья);
· на духовнойблизости (круг друзей и единомышленников).
Рассмотрим аспектыформирования системы понятий социологической концепции Ф. Тенниса. Понятия, ихзначение и значимость приведены в табличном виде (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Системапонятий социологической концепции ТеннисаПонятие Антипод в теории Сущность в концепции Ф. Тенниса Внутренняя мотивация Знакомость Чуждость Выявление различий между восприятием с близостью людей и чуждостью, аргументирование свидетельства поверхностного образа мыслей или способа выражаться Радостные или неприязненные переживания, желание отвергать или поддерживать, равнодушие или благодушие Симпатия Антипатия Инстинктивные восприятия, часто связаны с высшими, благородными, специфическими для человека чувствами. Чем более симпатия и антипатия инстинктивны, тем в большей степени они зависят от внешних явлений Опыт знакомства с чужими людьми, желание проявить себя, чувственность и отвержение незнакомого Доверие Недоверие Доверие в значительной степени овеществляется самим общением. Как правило, доверие легко и быстро возникает из симпатии. Личное доверие всегда существенно обусловлено личностью доверяющего Радость, благодушие, понимание. Досада, гнев, ожесточение, отвержение
Каким же образомприменимы аспекты общности и общественности к современному социологическомузнанию? Идея общества и общности, как упоминалось ранее, заключается впротивопоставлении понятий общинных отношениях и связей, с одной стороны, иобщественных – с другой.
Отношения первого родакоренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственнуюиндивидуальность как сознательно в силу следовании традиции, так ибессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общегоязыка.
«Я различаю, – писалТеннис,- следующие типы общественных отношений:
· родовыеотношения. Естественно, таковыми в первую очередь считаются собственно родовыеили кровнородственные отношения;
· отношениясоседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и вузком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкийсмысл;
· отношения дружбы,основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такоесознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни;они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общаярелигиозная принадлежность, как „община“.
Иной характер имеютотношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа –рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей.
Эти отношения,следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природыобмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношениячастично зиждутся на отношениях описанного ранее – общинного – типа, однако онимогут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами.
В качестве индивидов втаких отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы и дажесообщества и государства, рассматриваемые как формальные „лица“. „Сущностьвсех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности,которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого икоторую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такогорода имеют, следовательно, рациональную структуру“.
Эти два рода отношений исвязей – общинные и общественные – характеризуют не только отношения людей другк другу, но и отношения человека к обществу. В общине социальное целоелогически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целоескладывается из совокупности частей. Различие общины и общества – это различиеорганической и механической связи составляющих социальное целое частей.
Приведем в табличном видерассмотренные аспекты социологической теории Ф. Тенниса (табл. 2.2)
Таблица 2.2 Структурапонятий „общность“ и „общество“ в социологической концепцииФ. ТеннисаПонятие Содержание Принцип и основа в концепции Общность Основываются на географической близости, на психологической близости, на кровнородственной близости (семья), на духовной близости (круг друзей и единомышленников) Эмоциональность, привязанность, душевная склонности, собственная индивидуальность, сохраняющаяся как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка Общество
1. Родовые отношения
2. Отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием
3. Отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни Рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Такого рода взаимоотношения имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников
Начальная идеализация, накоторой основывал свою социологию Теннис, включала в себя два абстрактныхпонятия. В основе социологического мышления Тенниса лежит принцип понятийнойантиномии: как любое конкретное проявление социальной воли представляет собойодновременно явление воли и явление разума, так и любое социальное образованиесодержит в себе одновременно черты как общины, так и общества.
Община и обществостановились, таким образом, основным критерием классификации социальных форм.Вообще же Теннис стремился к выработке развернутой и упорядоченной системытаких критериев.
Так, общественныесущности или формы социальной жизни подразделялись на три типа:
· социальныеотношения;
· группы;
· корпорации илиобъединения.
Социальные отношениясуществуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковыеучаствующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в тоймере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников.Другими словами, социальные отношения – это отношения, имеющие объективныйхарактер.
Совокупность отношениймежду более чем двумя участниками представляет собой „социальный круг“.Социальный круг есть ступень перехода от отношения к группе. Группа образуется,когда объединение индивидов сознательно рассматривается ими как необходимое длядостижения какой-то цели.
Все эти детальные иразветвленные типологические построения носили бы абсолютно неисторический иабстрактный характер, если бы не постоянно проводимое деление на общинные иобщественные проявления буквально каждой из выделяемых форм.
Анализ социальныхфеноменов с точки зрения их развития Теннис именовал прикладной социологией.Методом прикладной социологии становится принцип понятийной антиномии.Диалектическое взаимодействие воли и разума, лежащее в фундаменте социальныхвзаимоотношений, развивается, по Теннису, в сторону преобладания разума, т.е.общественное развитие представляет собой процесс возрастания рациональности.Этим и определяется направление общественного развития: от общины к обществу.
Заключение
В социологии Тенниса былсделан шаг от характерных для предшествующего периода социально-философскихспекуляций к выработке объективной, научной социологии, чуждой предвзятыхценностных позиций, политический установок, чуждой философии историиморализаторской тенденции. Разумеется, „научность“ социологии Теннисаориентировалась на вполне определенный, а именно позитивистский образ науки. Кдостоинствам своей социологической концепции Теннис относил, во-первых,объективность, во-вторых, свойственную ей натуралистическую тенденцию,в-третьих, ее независимость от ценностных предпосылок и практической социальнойдеятельности.
Теннис одним из первых взападной социологии поставил проблему социальной структуры, которая именно стого времени стала рассматриваться как специфически социологическая,гарантирующая особый угол зрения, особый способ постановки проблемы. Идеяразработки формальной социологии, анализирующей свой предмет независимо от егосодержательных характеристик, была подхвачена Г. Зиммелем.
Далее, одной изсущественных сторон социологии Тенниса была его натуралистическая теориясоциального познания, во многих вариантах продолженная и развитая социологамиXX в.
Все же главным, чтооставил Теннис современной социологии Запада, стала идея выделения двух типовсоциальных связей и отношений, воплощенных в понятиях „община“ и „общество“.Эта идея была подхвачена Дюркгеймом, выделавшим общество с „органической“и „механической“ солидарностью. В переработанном виде эта типологияприменялась и продолжает приме6няться ныне многими социологами, философами иисториками для объяснения основного конфликта исторического развитиясовременности.
Списоклитературы
1. Гидденс Э.Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.
2. Ядов В. А.Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара:Издательство „Самарский университет“, 1995.
3. В.И. Добреньков,Л.П. Беленкова. Тексты по истории социологии XIX-XX веков, хрестоматия. –М.: Наука, 2003 г.
4. Социологическийсловарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. – М.: ЗАО „Издательство“Экономика», 2004.
5. TonniesF. Gemeinschaft und Gesellschaft: Abhandlungen des Communismus und desSocialismus als empirische Kulturformen, Leipzig, 1887
6. TonniesF. Gemeinschaft und Gesellschaft, 3. Aufl., Berlin 1920
7. Вебер М. Онекоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения.М.: Прогресс, 1990.
8. Вебер М. Онекоторых понятиях понимающей социологии // Вебер М Избранные произведения, М.:Прогресс, 1990.
9. TonniesF. A new evaluation: Essays and documents / Ed. and with introduction by W.J.Cahnman. Leiden: E.J.Brill, 1973.
10. Баньковская С. П.Теоретическая социология: Антология: В 2 ч., учебное пособие
11. Учебное пособиедля студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2005 г.
12. Кравченко А.И.,Тюрина И.О. Социология: фундаментальный курс
13. Ионин Л.Г.Социология культуры. М., 1996
14. Социология:Учебник/ Отв. Ред. П.Д. Павленок.- М.: Маркетинг,2002 г.