Фактор среды в формировании личности

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академияэкологии, морской биологии и биотехнологии
Отделениеэкологии
Кафедраобщей экологии

ЖукАлександра Евгеньевна
ФАКТОРСРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Реферат
Владивосток
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ГЛАВА I.ЛИЧНОСТЬ                                                            3

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОДВЛИЯНИЕМ
ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ                             5

ЛИТЕРАТУРА              11

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА I
ЛИЧНОСТЬ
 
Личность  — это устойчивая  система  социально  значимых  черт,  которые  характеризуют индивида, продукт общественного  развития  и  включения  индивидов  в  систему  социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности –  это то,  что  сближает  индивидов  в  силу  общности  исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью  в  процессе освоения  социальных  функций   и   развития   самосознания, т. е. осознания  своей самотождественности и неповторимости как  субъекта  деятельности  и  индивидуальности,  но именно в  качестве  члена  общества.  Стремление  к  слиянию  с  социальной  общностью  (к идентификации  с  нею)  и  вместе  с  тем – к   обособлению,   проявлению   творческой индивидуальности  делает  личность  и  продуктом, и   субъектом   социальных   отношений и социального развития одновременно.
Формирование  личности  осуществляется  в процессах   социализации   индивидов и направленного воспитания: освоения  ими  социальных  норм  и  функций  (социальных  ролей) посредством овладения многообразными видами и формами  деятельности. Богатство которых определяет богатство личности.  Отчуждение  тех  или  иных  присущих  целостному  родовому человеку  видов  и  форм  деятельности   (вследствие   общественного   разделения   труда, закрепляемого   в   классово-антагонистическом   обществе   его   социальной   структурой) обусловливает  формирование   односторонне   развитой   личности,   которая   воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую.  Напротив,  присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и  форм  деятельности  каждым  индивидом  в обществе, лишенном  классово-антагонистических  противоречий, — непременная  предпосылка всестороннего  и  гармонического  развития   личности.   Помимо   общественных,   личность приобретает черты, вытекающие из специфики  условий  жизнедеятельности  особых  социальных общностей,   членами   которых   являются   индивиды,   т.   е.   классовых,    социально-профессиональных,  национально-этнических,  социально-территориальных  и   половозрастных. Освоение  черт,  присущих  этим  многообразным  общностям,  а  также   социальных   ролей, выполняемых  индивидами  в  групповой  и  коллективной  деятельности,  с  одной   стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а  с  другой  стороны, придает личности  неповторимую  индивидуальность,  так  как  эти  социально  обусловленные качества структурируются  в  устойчивую  целостность  на  основе  психофизических  свойств субъекта. В качестве  субъекта  социальных  отношений  личность  характеризует   активная   творческая деятельность, которая, однако, становится возможной  и  продуктивной  благодаря  овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА II
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ
Формирование личности человека — это последовательноеизменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду,другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенноважен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека — очень сложныйпроцесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутреннихсил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. Квнешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная исоциальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность поформированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним-биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка — не только сложный, нои противоречивый процесс — означает превращение его из биологического индивидав социальное существо- личность.
Человеческая личность формируется и развивается вдеятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различныевиды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает вобщение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этомприсущую ему активность, это содействует приобретению им особого социальногоопыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромноезначение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоитьчеловеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельностиребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личностиразвиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека — это процесс количественного и качественногоизменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущиесилы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так исоциальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей егожизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социальногоразвития личности находится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная средаи наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как этоспециально организованная система воздействия на подрастающего человека дляпередачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровеньразвития производства и характер общественных отношений определяют характердеятельности и мировоззрение людей.
Задатки — особые анатомо-физиологические предпосылки способностей кразным видам деятельности. Наука о законах наследственности — генетика — полагает наличие у людей сотни различных задатков — от абсолютного слуха,исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математическойи художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечиваютспособностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания иобучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений учеловека на основе задатков формируются способности. Задатки могутреализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной иприродной средой.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не толькосвоих родителей,  но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только емуприсущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределеннуюбиологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются егоиндивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется вжизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточнокачественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечиваетрастущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства непередаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности,однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннееразвитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, отусловий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самогомаленького человека.
На любом этапе своего развития человек являетсяприродным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Ноесли, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоихслучаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывносвязана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечествакак результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальныйхарактер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организмребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощьютаких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детскомколлективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физическиенагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использованиеперечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенкаи способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.  
Социальное и биологическое в человеке — не двепараллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности онинастолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основеразвития ребенка выделяют два важнейших фактора — наследственность и среду,которые являются и источниками, и условиями развития.
 В ходе эволюции человека, в процессе трудовойдеятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кораголовного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенностиголовного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству.Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь впроцессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческихнавыков. Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурнымиособенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, торазвитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях,когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергалисьискусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личностивозможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обученииповеденческим навыкам.
Развитие социального поведения ребенка происходит впроцессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полномсмысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствуетзакреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молокоми имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первогогода жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают всеновое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во второмполугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми,сохраняя по-прежнему привязанность к матери.
Развитие социального поведения ребенка раннеговозраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания.Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей иболее старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающимусловиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок,становится как правило, семейная микросреда — родители, бабушка, дедушка,братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу,лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботывзрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие.Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей отродителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими кнеблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторыхпсихопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима тасемейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношениюк нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественнострогость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли всемье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальностьхолодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляядостаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием,назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения,высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастаютнеуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой ипритязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только вдошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.
Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности иподдержки, имеют немало преимуществ — у них больше возможности для развитиясвоей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность,дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своихвзаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости,дефицита теплоты, ласки.
На здоровье ребенка и развитие у него личностныхособенностей большое влияние оказывает структура семьи и характервнутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешаютдлительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание“единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами,хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различнымисоматическими заболеваниями.
Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшаяастенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности,к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовыхфакторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.
В сложном процессе формирования личности участвуютмногие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательноевлияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка можетпривести к аномальному развитию личности и способствовать возникновениюнервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности ипредупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеетсоциально — экономическая структура общества, система государственных имедицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходитформирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития,его общественную сущность. 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
www.diadhilev.perm.ru/art/dokl/00010.htm
www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4972&page=3, 2003г.
soc-breeding.boom.ru/
www.referat.com/catalog/?download=3898.zip.0