Факторинг 6

–PAGE_BREAK–
Как видно из приведенных выше определений принципиального отличия они не имеют. Они лишь рассматривают факторинг с разных позиций и по разным критериям. Это свидетельствует о том, что разногласий в определении понятия факторинга в настоящий момент нет.

Проведя анализ определений факторинга, следует привести характерные черты факторинговой услуги и механизм ее совершения.

Авансируя экспортеру средства до наступления срока требований, факторинговая компания кредитует его. Величина ссуды колеблется от 70 до 90% суммы счета-фактуры в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10 – 30% после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на блокированный счет клиента. Средства этого счета служат для покрытия не принятых факторинговой компанией возможных коммерческих рисков (недостатки качества товаров, их некомплектность, споры о цене и т. д.). После оплаты долга покупателем компания ликвидирует блокированный счет и возвращает остаток клиенту.

При покупке требований факторинговая компания применяет обычно открытую цессию, т. е. извещает покупателя об уступке требований экспортеров, и реже – скрытую цессию, когда покупателю о ней не сообщается. Процент за факторинговый кредит обычно на 2-4% превышает официальную учетную ставку, обеспечивая высокие прибыли факторинговым компаниям. Несмотря на относительную дороговизну, экспортер заинтересован в факторинге, так как он сопровождается инкассовыми, доверительными и другими услугами. Срок кредита до 120 дней. Соглашение о факторинге повышает кредитоспособность фирмы-экспортера и облегчает ей получение кредита в банке. Таким образом, стоимость факторинговой услуги складывается из:

1.      Процента за пользование кредитом (выше рыночной ставки по кредитам соответствующей срочности на 2 – 3%).

2.      Платы за обслуживание (бухгалтерия, инкассирование долга и другие услуги): взимается как процент от суммы счета-фактуры, обычно в пределах 0,5 – 3% от суммы переуступленных счетов.

3.      При безоборотном факторинге (когда специализированная компания берет на себя кредитные риски, освобождая от них экспортера) – специальной надбавки за риск в размере 0,2 – 0,5% от суммы кредитования.

Фирма экспортер обязана передать все требования, связанные с реализацией товаров, факторинговой компании, которая, купив дебиторскую задолженность клиентов этой фирмы, ведет бухгалтерские счета должников и кредиторов. Благодаря факторинговому обслуживанию фирма имеет дело не с разрозненными покупателями, а с факторинговой компанией, которая регулярно направляет своему клиенту выписки по счетам, получая вознаграждение за услуги. Компания взимает заранее обусловленную комиссию (0,5-2% к сумме оборота клиента) в зависимости от надежности покупателей, вида услуг, качества долговых требований, а также проценты по ссудам под эти требования. Факторинговые компании тщательно проверяют приобретаемые требования с точки зрения платежеспособности покупателя с помощью своих справочных отделов и банков. Нередко эти компании принимают на себя риски неоплаты требований, в том числе финансовые риски, связанные с неплатежеспособностью импортера («дель-кредере»). Кроме кредитных и учетно-контрольных операций факторинговые компании оказывают юридические, складские, информационные, консультативные услуги. Они располагают значительной информацией о мировых рынках. Этому способствует тесные деловые связи с банками, которые обычно являются инициаторами их создания и оказывают им финансовую поддержку.

Схема классической факторинговой операции представлена на рис. 1.

Суть факторинга заключается в предоставлении торговым, производственным и сервисным компаниям-поставщикам трех видов услуг в обмен на уступку дебиторской задолженности:

·        финансирование поставок товаров;

·        покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний;

·        административное управление дебиторской задолженностью, включающее учет состояния дебиторской задолженности, регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, контроль за своевременностью оплаты и работу с дебиторами.

Рис. 1. Схема факторинга[2].
Так как объектом исследования является международный факторинг, то следует рассмотреть механизм осуществления международной факторинговой операции.

Механизм совершения международной факторинговой операции выглядит следующим образом:

1.      Заключается договор экспортного факторинга между экспортером и факторинговой компанией в стране экспортера.

2.      Факторинговая компания экспортера связывается с факторинговой компанией импортера и уведомляет ее о будущей поставке товара.

3.      Заключение договора купли-продажи.

4.      Поставка товара.

5.      Экспортер предоставляет своей факторинговой компании отгрузочные документы.

6.      Факторинговая компания экспортера финансирует его в объеме определенным договором.

7.      Факторинговая компания импортера предоставляет факторинговой компании экспортера одобрение кредитоспособноти иностранного дебитора.

8.      Импортер платит за приобретенный товар.

9.      В случае неплатежа импортера его факторинговая компания полностью оплачивает его задолженность.
Схема международного факторинга представлена на рис.2.

Рис. 2. Схема международного факторинга[3].

Таким образом, можно выявить отличия схемы международного факторинга от схемы классического:

1.      При международном факторинге экспортер и импортер являются резидентами разных стран, при классическом – одной страны.

2.      При классическом факторинге участвует лишь одна факторинговая компания, при международном могут участвовать две компании.

В данной главе были приведены предпосылки возникновения и развития международного факторинга, а также представлены его понятие и сущность, на основе анализа подходов к определению понятий факторинга. В результате было определено, что существенных отличий в подходах у разных авторов нет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время споров по поводу понятия факторинга нет, и все сходятся к единому мнению.   Кроме этого были представлены подробные механизмы осуществления международной и классической факторинговых операций и  выявлены их отличия друг от друга.
1.2. Сравнительная характеристика факторинга и других форм международного кредитования. Преимущества и недостатки международного факторинга

Международный кредит[4] – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

Существуют традиционные и нетрадиционные виды международного кредита. К традиционным видам относятся[5]:

1) Фирменный (коммерческий) кредит:

·                    вексельный кредит;

·                    кредит по открытому счету;

·                    кредит с авансовым платежом.

2) Банковский кредит:

·                    банковские кредиты по экспорту;

·                    банковские кредиты по импорту;

·                    синдицированный кредит.

3) Межгосударственный кредит:

·                    правительственный кредит;

·                    кредиты международных организаций;

·                    кредиты государственных банков.

Также выделяют нетрадиционные виды кредитования:

1) Лизинг

2) Факторинг

3) Форфейтинг

Для выявления отличий между факторингом и другими нетрадиционными видами международного кредитования проведем сравнительную характеристику между ними.

Лизинг[6] – это комплекс имущественных и экономических отношений между лизингодателем или лизингополучателем, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование и владение за определенную плату.

Как уже было сказано ранее, суть факторинга в связи с экспортом сводится к тому, что финансовый институт (фактор) соглашается освободить экспортера от финансового бремени экспортной сделки, в особенности от взимания выручки с зарубежных покупателей, с тем, чтобы он мог сосредоточиться на своей основной деятельности. По сравнению с факторингом форфейтинг обладает определенными преимуществами. Первый обычно используется для среднесрочного финансирования (90 — 180 дней), к тому же предоставляется в относительно небольшом количестве валют, и при этом всегда остается определенный риск для экспортера (финансовые институты обычно принимают только до 80% долга и требуют сохранения права регресса на экспортера в случае неплатежеспособности импортера). Недостатком факторинга является и то, что процент по нему обычно выше, чем при форфейтинговой форме финансирования. Наконец, в отличие от факторинговых операций при форфейтинге банк приобретает векселя на всю сумму и на полный срок, беря на себя все коммерческие риски и без права регресса, что также более выгодно для экспортера.

Форфейтинг, как и факторинг, является операцией по продаже дебиторской задолженности. Однако существуют и заметные различия между этими операциями. Суть операции форфейтинга заключается в следующем:

·                     Продавец, предоставляя отсрочку по платежам, может потребовать от покупателя выписать долговую расписку (вексель). По векселю продавец получает бесспорное право получения платежа по векселю при наступлении срока исполнения обязательства. Вексель с отсроченным платежом, называется векселем с оборотом. Для уменьшения риска продавец может требовать гарантий третьего лица исполнения обязательств по векселю. Гарантия третьего лица на векселе называется авалем, а вексель — авалированным.

·                     Вексель — вид ценной бумаги. По своим свойствам вексель можно квалифицировать, как частный случай бескупонной облигации. Вексель можно в любой момент продать третьему лицу (форфейтеру) надписав его. Передаточная надпись на векселе называется индоссаментом. Продавая вексель, его владелец переуступает форфейтеру право требования долга. Таким образом, продав вексель, поставщик может получить деньги до наступления срока платежа.

При продаже векселя его владелец не платит комиссии. Интерес форфейтера заключается в скидке, предоставляемой владельцем векселя, от номинала. Эта скидка называется дисконт, её размер оговаривается сторонами при заключении сделки и зависит от текущих процентных ставок и рисков.

Сравнительная характеристика факторинга, лизинга и форфейтинга представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика факторинга, лизинга и форфейтинга[7].

Основания для сравнения

Факторинг

Лизинг

Форфейтинг

Объект операции

Преимущественно счет-фактура.

Оборудование или имущество.

Преимущественно вексель (простой или переводной).

Срок кредитования

Краткосрочное кредитование (до 120 дней).

Долгосрочное кредитование (более 10 лет)

Среднесрочное кредитование (от 180 дней до 10 лет).

Метод финансирования

Фактор авансирует оборотный капитал кредитора 70-90% суммы долга. Остальные 10-30% поступают на счет кредитора только после погашения долга покупателем продукции за вычетом комиссии и процентов.

Лизингодатель оплачивает всю стоимость сделки продавцу, а арендатор платит лизингодателю арендные платежи в течение всего срока договора лизинга.

Форфейтор выплачивает сумму долга полностью за вычетом дисконта.

Риски

Фактор или оставляет за собой право регресса к кредитору или отказывается от этого права, но и в этом случае при экспорте товаров политические и валютные риски несет экспортер.

Риски может нести как арендатор, так и лизингодатель, в зависимости от договора лизинга.

Форфейтор несет все риски неоплаты долга, включая политические и валютные риски при экспорте товаров.

Дополнительные услуги

Операция может быть дополнена элементами бухгалтерского, рекламного, информационного, юридического, сбытового, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента).

Операция может быть дополнена сервисным обслуживанием, ремонтом, страховым и другого рода обслуживанием.

Не предполагает дополнитель-ного обслуживания.

Возможность перепродажи

Возможность перепродажи факторингового актива фактором не предусмотрена.

Существует возможность передать арендуемое оборудование другому арендатору.

Предусматри-вается возможность перепродажи форфейтором данного актива на вторичном рынке.

Гарантии

Не требуется поручительства от третьего лица.

Не требуется поручительства от третьего лица.

Требуется гарантия третьего лица или аваль.

Вид залога

Предполагает кредитование под уже существующее денежное требование, или под требование, которое возникнет в будущем, но четко обозначенное в договоре финансирования под уступку денежного требования.

Предполагает кредитование под арендуемое имущество.

Возможно кредитование под уступку финансового векселя, выпущенного с целью реализации иных целей не ограниченных торговыми.

Все три вида кредитования по-своему уникальны и востребованы экономиками разных стран.

Целесообразность использования того или другого вида определяется целью, которую преследует кредитор (продавец, экспортер):

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Этот метод еще более интересен для этих предприятий, так как дополняется элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента), что дает возможность клиентам сосредоточиться на производстве и экономить на издержках по оплате труда.

Форфейтинг и лизинг наиболее эффективны для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов.

Таким образом, проведя сравнение факторинга с другими видами международного нетрадиционного кредитования можно выделить ряд преимуществ, выгодно отличающих факторинг.

Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений представлены в таблице 3[8].
Таблица 3.

Преимущества и недостатки для каждого субъекта факторинга[9].

Субъекты

Преимущества

Недостатки

Экспортер

1) Финансирование поставок в форме досрочных платежей.

2)Увеличение финансирования по мере роста продаж.

3)Предоставление покупателям отсрочки платежа до 120 дней.

4)Возможность резкого увеличения роста продаж.

5)Административное управление дебиторской задолженностью.

6)Снижение рисков неплатежей.

7)Отсутствие кассовых разрывов в обороте.

8)Информационно-аналитическая поддержка экспортера

1) Достаточно дорогая услуга по сравнению с тем же кредитом. Однако, уплачивая более высокую ставку, клиент получает взамен целый набор услуг.

2) Дебиторы клиента должны отвечать критериям, которые диктует банк-фактор. Данное обстоятельство стоит относить к недостаткам только потому, что не всех дебиторов предприятию удастся перевести на факторинг, а также потому, что для предварительного изучения состояния дел банку требуется время. Первоначальный этап является длительным. Однако в итоге предприятие все равно выигрывает, так как все его дебиторы оказываются проверенными банком на предмет их платежеспособности.

3) Установление лимита финансирования на каждого дебитора на основании проведенного финансового анализа деятельности клиента и дебитора.

Импортер

1) Возможность получения отсрочки платежа для импортеров (товарный кредит).

2) Уверенность в отношениях с российскими покупателями для зарубежных экспортеров.

3) Увеличение объема закупок.

4) Возможность отходить от  использования аккредитивной формы расчетов.

5) Использование отсрочки платежа до 90 дней.

Факторинг не несет каких-либо недостатков, так как им по большому счету все равно кому платить.

Фактор

1)Расширение круга оказываемых услуг.

2) Дополнительные доходы.

1) Недостаток достоверной информации о клиентах банка, а значит существенный риск невозврата денежных средств.
    продолжение
–PAGE_BREAK–

В данном разделе была представлена сравнительная характеристика, по различным основаниям, факторинга и других форм нетрадиционного кредитования, таких как лизинг и форфейтинг, в результате чего были выявлены сходства и различия между ними, дающие преимущество тому или иному виду кредитования в зависимости от параметров сравнения.

Также были рассмотрены преимущества и недостатки международного факторинга для каждого субъекта факторинговых отношений, отражающие более полное представление о данном виде кредитования и мотивах его использования каждым из субъектов факторинговой сделки в тех или иных ситуациях.
1.3. Этапы развития международного рынка факторинговых услуг
Правоотношения, определяемые в настоящее время как «факторинг», представляют собой закономерный результат развития финансовых отношений между производителями товаров (работ, услуг) и их комиссионными агентами (именуемыми также факторами).

История факторинга исследователями трактуется по-разному. Некоторые ученые считают, что он возник лишь в 30-х годах прошлого столетия в США, другие обнаруживают следы факторинга в Древнем Вавилоне. Более предпочтительной точкой зрения является та, что факторинг — это экономическое явление, возникшее путем изменения английского института торгового посредничества средневековья с последующим приобретением специфических черт, присущих современному факторингу уже на американской земле.

В целом, в истории развития факторинговых операции можно выделить несколько основных этапов, имевших наибольшее значение в становлении факторинга в его современном виде, которые обобщены в таблице 4.

Таблица 4.

Этапы развития факторинга.

№ п
/п

Временной период

Этапы

1

Начало XVI в.

Зарождение факторинга

2

XVIII в.

Трансформация факторинга как инструмента финансирования

3

Середина XIX в.

Развитие факторинга в США

4

Конец XIX в. — 20-е годы XX в.

Преобразование факторов (агентов-посредников) в финансовые институты

5

30-е годы XX в. — 1963г.

Признание факторинговых операций видом банковской деятельности

6

1963г. — конец XX в.

Создание международных факторинговых ассоциаций, развитие факторинга в Западной Европе, а затем и во всем мире

7

XXI в.

Этап роста

Теперь рассмотрим характерные особенности каждого этапа более детально:

1) Зарождение факторинга:

Появился термин «фактор», который являлся синонимом «агента», «комиссионера» в английской торговле с колониями. В функции факторов входила реализация товаров, производимых принципалом, а также предоставление ему денежных авансов и кредитование его производства. Комиссионер продавал товары и выставлял счета от своего имени, не указывая имени принципала. Если он продавал в кредит, то принимал и риск, предоставляя за дополнительное вознаграждение гарантию получения платежа (делькредере). Использование данных агентов было необходимо по причине дальних расстояний между производителями и конечными покупателями и отсутствия информации об их платежеспособности.

2) Трансформация факторинга как инструмента финансирования:

На более позднем историческом этапе некоторые комиссионные агенты отказались от коммерческих функций и сосредоточились на финансовых сторонах обслуживания клиентов. Постепенно факторы перешли к прямой покупке у поставщика его платежных требований (выставленных покупателям счетов-фактур). В Англии в торговле с Восточной Индией стали использоваться собственно факторы, в обязанности которых входило не только оказание посредничества, но и получение авансов в счет будущих поставок товаров из Англии.

3) Развитие факторинга в США:

Факторинг развивался в США особенно интенсивно, чему способствовали большие расстояния между населенными пунктами США, а также различия в законодательствах штатов. Характерным для американских факторинговых компаний того времени было то, что они не только хранили запасы (в основном, текстиля, одежды и связанных с ними товаров) для европейских принципалов и продавали их от имени и по поручению последних, но и выступали в качестве агентов «делькредере» (принимали на себя риск неплатежа). Позже, по мере увеличения прибылей факторинговых компаний, у них появилась возможность досрочно, до погашения долгов покупателем, осуществлять выплаты в пользу своих принципалов. Факторинговая компания становилась единственным, надежным должником продавца вместо разрозненных покупателей с неопределенной платежеспособностью. По мере совершенствования коммуникаций у производителя отпала необходимость посылать товары торговому агенту на консигнацию: товары могли быть проданы по образцу, находящемуся у агента, и отгружены непосредственно покупателю. Однако принципалам было по-прежнему удобно полагаться на своих агентов, которые были им хорошо известны, пользовались доверием и оплачивали товары сразу после их отгрузки. Вследствие этого принципалы были заинтересованы в сохранении данного аспекта агентского обслуживания. Таким образом, была заложена основа факторинга в его современном понимании.

4) Преобразование факторов (агентов-посредников) в финансовые институты:

В 1890 г. в США введен таможенный тариф Маккинли, предусматривающий защитные таможенные пошлины на текстиль в размере 49,5% для сдерживания его импорта из Европы. Агентам, специализировавшимся на импортном товарном обеспечении, пришлось переориентироваться исключительно на внутренний рынок и отказаться от внешнеторговых операций. Резкое сокращение сферы деятельности агентов в начале XX в., а также возможность установления между производителями и обусловленная развитием укреплением материальной базы, привело к сокращению до минимума количества факторинговых компаний в США. В результате чего американские факторинговые компании поменяли форму своей деятельности. Они становятся не посредниками при продаже товаров, а преобразуются в учреждения, которые финансируют производителей товаров. С принятием «Factor’s Lien Act» факторинг вступил в новую веху развития. В соответствии с этим актом должник, отвечал своими товарными запасами и будущими товарными запасами и у факторинговых компаний, появилось право переуступленную задолженность через суд. Разработан способ финансирования, который включает в себя:

·        дисконт и исполнение денежный требований, полученных от клиентов;

·        принятие на себя финансовых рисков;

·        ведение бухгалтерии производителей;

·        внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрактов;

·        предоставление кредитов для покупки сырья и финансирования производства.

Таким образом, можно сказать, что в начале XX в. был разработан комплекс услуг, послуживший прообразом современного полного факторингового обслуживания.

5) Признание факторинговых операций видом банковской деятельности:

С начала XX в. факторинговая деятельность ограничивалась сферой торговли текстилем, в 20-30-е годы она распространилась на мебельную, бумажную промышленность, предприятия по производству электротоваров. Особенно важно отметить, что отраслью-родоначальницей для возникновения как товарного, так и финансового факторинга, была именно легкая промышленность. Данная отрасль удобна с точки зрения факторингового обслуживания тем, что сроки коммерческого кредита, предоставляемого покупателям, не превышают 180 дней.

Широкое развитие факторинга в начале XX в. было вызвано рядом объективных причин, таких как усиление инфляционных процессов после первой мировой войны и в период Мирового экономического кризиса с 1929 по 1933г. Это требовало ускорения реализации продукции и перевода капитала из товарной в денежную форму, что стало одной из причин вытеснения факторингом коммерческого кредита в вексельной форме. Наибольшее распространение подобные операции получили в США в 40 — 50-х годах, которые осуществлялись в основном крупными банками («Bank of America», «First National Bank of Boston»). Однако официально эти операции были признаны в США в 1963 г., когда правительственный орган по контролю над денежным обращением признал факторинговые операции законным видом банковской деятельности.

6) Создание международных факторинговых ассоциаций, развитие факторинга в Западной Европе, а затем и во всем мире:

Данный этап характеризуется приходом американских факторинговых компаний в Западную Европуисозданиеммеждународныхфакторинговыхорганизаций: International Factors Group, Heller International Group, Factors Chain International, Credit Factoring. Огромное значение в развитии факторинга в мире сыграли две из них International Factors Group и Factors Chain International. В целом, в Европе факторинговые операции стали проводиться в 60-х годах, и получили наибольшее распространение в конце 80-х годов. Пионерами в этой области явились английские банки. В Великобритании первая факторинговая компания была открыта в 1960г. Во Франции процедура факторинга введена с 1965г. В Германии в 1963г. Товариществом общего кредитного страхования и Дойче Банком был учрежден Дисконтбанк, который накопил значительный опыт проведения факторинговых операций и в настоящее время занимает ведущее место на европейском рынке данного вида услуг.

7) Этап роста:

Данный этап характеризуется устойчивым ростом отрасли, несмотря на различные негативные тенденции в мировой экономике. Так, количество факторинговых компаний в мире с 1998 по 2004 г. увеличилось на 297, а объемы факторинговых операций за этот же период выросли на 88% и достигли в абсолютном выражении 860215 млн. евро. Причинами интенсивного развития факторинга на данном этапе являются процессы глобализации, активная деятельность факторинговых ассоциаций, поиск банками и компаниями новых финансовых инструментов.

Анализируя этапы развития факторинга, можно отметить, что на первоначальных этапах факторинг использовался как инструмент страхования от риска неплатежа за поставляемую продукцию и инкассирования долгов, затем добавилась функция финансирования под переуступленные права требования, затем еще дополнительные услуги: ведение бухгалтерского учета дебиторской задолженности, контроль отгрузок покупателям, консалтинговые услуги.

Все эти изменения функций факторинга происходили под влиянием требований времени, внешних экономических и политических факторов. Состояние общества в любой промежуток времени определяется совокупностью общественных потребностей, которые и обуславливали развитие и изменение факторинга.

Итак, подводя итог первой главы можно сказать, что международный факторинг является относительно молодым, по сравнению с традиционными видами кредитования.  В настоящее время он становится все более популярным и, несмотря на кризис, начинает реализовывать свой значительный потенциал к росту. Кроме того, он имеет рад неоспоримых преимуществ перед другими видами кредитования, которые делают его более привлекательным инструментом инвестирования, как со стороны факторов, так и со стороны экспортеров.
2. Виды и модели международного факторинга

2.1.Общая характеристика основных видов и моделей международного факторинга

Рассмотрев понятие факторинга необходимо рассказать о существующих видах этого способа кредитования.

Видом является структурная и классификационная единица, отражающая те или иные особенности рассматриваемого явления или процесса, в зависимости от определенного признака. А модель является определенным способом осуществления данного явления, процесса или услуги (в частности международного факторинга).

Существуют различные виды факторинга в зависимости от сферы рынка, наличия регресса, осведомленности импортера и даты поступления платежей. Их классификация представлена в таблице 5.

Таблица 5.

Виды факторинга[10].

Признаки

Виды факторинга

1. Сфера рынка

Внешний и внутренний факторинг

2. Наличие права регресса

Факторинг с правом и без права регресса

3. По осведомленности импортера о наличии фактора

Открытый и закрытый факторинг

4. По дате поступления платежей

Финансирование с предварительной оплатой или оплаты требований к определенному сроку

1. Внутренний факторинг – если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

Внешний факторинг (чаще используется название международный) – если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности[11].

2. Факторинг с регрессом – факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования.

Безрегрессный факторинг – риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В развитых странах преимущественное развитие получила безрегрессная схема финансирования[12].

Обычно факторинговые компании принимают на факторинговое обслуживание без регресса более надежных дебиторов. При этом факторинг с регрессом обычно не предполагает уведомления дебиторов о переуступке прав денежного требования.

В мире внутренний факторинг чаще бывает с регрессом, чем внешний. В странах Восточной Европы 66% внутреннего и 35% внешнего факторинга заключено с регрессом.

3. Открытый факторинг – покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки.

Закрытый факторинг – покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора[13].

В мировой практике факторинг без регресса обычно бывает открытым, факторинг с регрессом как открытым, так и закрытым.

4. Дата поступления платежей: финансирование может быть в форме предварительной оплаты (до 90% переуступаемых денежных требований) или оплаты требований к определенному сроку.

В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.

Так как объектом исследования является международный факторинг, то ему и уделим наибольшее внимание.

В соответствии с Конвенцией о международномфакторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, сделка факторинга считается международной в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков[14]:

1.Наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований.

2.Ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации.

3.Инкассирование его задолженности.

4.Страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур — операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.

В международной торговле применяются четыре модели факторинга:

·        двухфакторный;

·        прямой импортный;

·        прямой экспортный;

·        “бэк-ту-бэк” (back-to-back).

Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели — обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.

Преимущество двухфакторного факторинга заключается в том, что для компании, обслуживающей импортера, долговые требования являются внутренними, а не внешними, как для факторинговой компании экспортера. Вместе с тем он достаточно громоздок и предполагает высокие издержки сторон.

Рис.3. Двухфакторная модель факторинга[15]
Операции при двухфакторной модели факторинга:

1.      Договор поставки.

2.      Обращение в факторинговую компанию в своей стране с просьбой о переуступке будущих требований.

3.      Обращение к другой факторинговой компании с просьбой об оценке платежеспособности импортера.

4.      Подгототовка заключения о платежеспособности.

5.      Передача заключения о платежеспособности.

6.      Заключение внешнеторгового контракта.

7.      Соглашение об уступке денежных требований.

8.      Соглашение о совместном денежном требовании в импортеру.

9.      Перевод денежных средств (80%).

10.  Предъявление денежных требований.

11.  Оплата.

12.  Перевод денежных средств.

13.  Перевод остатка.

При прямой импортной модели факторинга не участвует факторинговая компания в стране экспортера. Его главная цель — обеспечение платежей.

Прямой импортный факторинг имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с факторинговой компанией своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств.

В случае прямого импортного факторинга фактор – фирма страны – импортера заключает соглашение с экспортером о переуступке ей долговых требований по данной стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для факторинговой компании внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для факторинговой компании валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко.

Таким образом, прямой импортный факторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.

При прямой экспортной модели факторинга не участвует факторинговая компания в стране импортера. При этом факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований.

Для оценки риска или для перестрахования экспорт-фактор может подключить общество по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать себя гарантиями соответствующей государственной организации. При использовании этого варианта факторинга можно получить выгодные условия финансирования экспортных поставок при покрытии со стороны государственной страховой компании.

Модель «бэк-ту-бэк» (back-to-back) эквивалентна двухфакторной модели, но проводиться лишь для транснациональных корпораций.

В данном разделе были представлены основные виды и модели международного факторинга, преимущества и недостатки каждой из них, а также условия их применения. Представленная информация позволяет понять, почему компании пользуются тем или иным видом или моделью международного факторинга в различных ситуациях и от чего это зависит.
2.2. Особенности национальных моделей факторинга в разных странах.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.2.1. Особенности национальных моделей факторинга в западной Европе.

В настоящее время существуют некоторые различия в национальных моделях факторинга. Рассмотрим их сравнительную характеристику на примере стран западной Европы. Она представлена в таблице 6.

Таблица 6.

Сравнительная характеристика национальных моделей факторинга стран западной Европы.

Параметры сравнения

Великобри-тания

Италия

Франция

Германия

Преобла-дающие виды факторинга

Инвойс-дискаунтинг, регрессный, реверсивный

Инвойс-дискаунтинг, безрегрес-сный, реверсивный

Инвойс-дискаунтинг, безрегрес-сный, реверсивный

Инвойс-дискаунтинг, безрегрес-сный, междуна-родный, реверсивный

Структура междуна-родного факторинга

Экспортный

Импортный

Экспортный

Импортный

Экспортный

Импортный

Экспортный

>

Импортный

Лицензиро-вание

Совместно с банковской лицензией (на определен-ные виды факторинга)

Совместно с банковской лицензией (на определен-ные виды факторинга)

Совместно с банковской лицензией (на определен-ные виды факторинга)

Законода-тельно закреплен-ный вид операции

Торговая операция

Торговая операция

Торговая операция

Торговая операция

Уровень риска

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Объемы уступаемой дебиторской задолжен-ности

Значитель-ные

Значитель-ные

Значитель-ные

Значитель-ные

Из приведенной таблицы видны различия в структуре видов факторинга в разных странах, лицензировании, структуре международного факторинга. Все они обусловлены разным уровнем экономического развития, национальными традициями, внешнеторговыми отношениями и другими причинами, но так как эти страны являются членами Евро Союза, то следует рассмотреть их как единое целое (рынок факторинга западной Европы) и о роли в нем каждой из них.

В мировом обороте факторинга более 70 % приходится на европейские страны, следом идут страны Азии – около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12 %. Безусловный лидер на мировом рынке факторинга – Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. Тут насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться. Суммарный факторинговый оборот Объединенного Королевства в 2006 году составил почти 250 млрд. евро, то есть более 20% мирового.

Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС – Италия, Франция, Германия и другие.

Что касается международного факторинга, который обслуживает внешнеэкономические сделки резидентов, в Великобритании он составляет всего-навсего 2% общего оборота. Лидируют в этом направлении Германия. Вполне понятно, что чем меньше стоимость экспортного факторинга, тем большим будет спрос на него. В Германии – стране с самым большим оборотом международного факторинга – экспортер платит компании-фактору не более 0,6% от суммы экспортного контракта.

Рис.4. Мировой оборот факторинга.
В международной практике факторинг может рассматриваться как простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг – когда речь идет об инвойс дискаунтинге – либо как полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности – полный или классический факторинг. Классический факторинг имеет массу преимуществ: он предусматривает управление рисками, обслуживание дебиторской задолженности, изучение платежеспособности дебитора, оказание коллекторских и других услуг.

В то же время, стоимость полного факторинга значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях. Если, например, в Великобритании минимальная комиссия фактора по инвойс дискаунтингу составляет 0,35-1% от суммы сделки, то по классическому факторингу она равняется 0,75-2,5%. Во Франции, Германии и других европейских странах ставки несколько ниже, чем в Великобритании, но соотношение по ценам на различные виды факторинга остается приблизительно одинаковым. Инвойс дискаунтинг обычно обходится компаниям дешевле не только потому, что предполагает меньший спектр услуг. Этим видом финансирования пользуются преимущественно компании с большим торговым оборотом, что дает им возможность договориться с компанией-фактором о более низкой оплате ее услуг.

Также на Западе популярна услуга реверсивного факторинга, при котором один фактор работает со всеми дебиторами определенного поставщика. В отличие от России, Европа уже начинает использовать предпоставочное финансирование. В этом случае оплата товара осуществляется фактором в момент получения заказа, когда дебиторская задолженность, по сути, еще не возникла, так как продукция еще не была отгружена. Согласно конвенции УНИДРУА, может использоваться факторинг и без непосредственно финансирования дебиторской задолженности. При этом услуги фактора могут включать оценку платежеспособности покупателя, инкассацию долга, ведение его учета.

Статистика показывает, что сегодня в Европе преобладает безрегрессный факторинг (44,5%), следом за ним по объему оборота идут финансирование под уступку дебиторской задолженности – инвойс дискаунтинг – (30,7%) и факторинг с регрессом (22,3%). На коллекторские и другие услуги факторинговых компаний мира приходится всего 2,5% их оборота. В структуре международного факторинга по-прежнему лидирует экспортный факторинг, объемы которого превышают импортный факторинг почти в 4 раза.

В отдельных странах структура рынка факторинга может существенно отличаться. Это связано с особенностями платежной дисциплины и традициями проведения коммерческих сделок в этих странах. Доминирующее положение в Великобритании занимает инвойс-дискаунтинг, а в структуре полного факторинга преобладает регрессный. В Германии, Италии, Франции преобладают инвойс-дискаунтинг и безрегрессный факторинг, что связано с особенностями лицензирования. Право оказывать услугу регрессного факторинга, например, в Германии можно получить только вместе с банковской лицензией.

Рис.5. Структура европейского рынка факторинга

Таким образом, можно сказать, что в европейских странах факторинговая услуга имеет некоторые особенности в тех или иных странах. В первую очередь это связано со структурой экономики, что наглядно иллюстрирует Германия, где преобладает экспортный факторинг.

В настоящее время европейский рынок факторинга имеет весьма широкое распространение, значительный объем и устойчивую тенденцию к росту, что обусловлено длительным периодом существования этой услуги и высоким уровнем экономического развития.
2.2.2. Особенности национальной модели факторинга в России.
История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 9 последних лет можно по-настоящему считать годами развития рынка. Первые попытки внедрить факторинг на российский экономический рынок были предприняты в 1988 году. В 1992 году факторинг получил официальный статус банковской сделки (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»).

Тем не менее, в конце 90-х сами понятия факторинг, договор факторинга воспринимались в России как нечто экзотическое. Услуги по финансированию оборотных средств расценивались потенциальными потребителями лишь как возможность получить «легкие» деньги без залогового обеспечения. Коммерческие банки, обладающие необходимыми ресурсами, не стремились в свою очередь предлагать факторинг для малого и среднего бизнеса как из-за трудо- и капиталоемкости его внедрения, так и из-за своей консервативности.

Эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на сегодняшний день является лидером этой молодой отрасли российской экономики. Начало становления Компании можно отнести к 1999 г., когда в рамках АБ «ИБГ НИКойл» (с лета 2005 года ФК «Уралсиб») было организовано Управление факторинга, впоследствии преобразованное в Бизнес Направление Факторингового Обслуживания (БНФО).

2003 год стал определяющим для развития факторинга как независимого бизнеса. Факторинг был выделен из общей продуктовой линейки АБ «ИБГ НИКойл», а бизнес БНФО  переведен в самостоятельный специализированный Банк. В 2004 году НФК завершила беспрецедентный для российского факторингового бизнеса процесс внедрения полного цикла деятельности в качестве специализированной факторинговой компании. Таким образом, НФК стала первой компанией в России, профессионально занимающейся исключительно факторингом, как это принято в международной практике.

Факторинговый бизнес в России до кризиса развивался темпами, превышающими динамику всех других финансовых услуг, ежегодно он увеличивался в два раза. Однако его нельзя назвать сильно распространенной услугой: около половины отечественных предпринимателей вообще ничего о нем не знают, а пользуется этим видом финансирования и того меньше — чуть более 10% российских компаний.

У российского рынка факторинга также имеются свои национальные особенности, присущие развивающимся рынкам. Их классификация представлена в таблице 7.

Таблица 7.

Особенности национальной модели факторинга в России.

Параметры

Национальные особенности

Преобладающие виды факторинга

Внутренний

Структура международного факторинга

Экспортный

Лицензирование

Отдельно от банковской

Законодательно закрепленный вид операции

Кредитная операция

Объемы уступаемой дебиторской задолженности

Небольшие

Уровень риска

Высокий

Значения расчетной и фактической ставки факторинговых услуг

Отличаются друг от друга

Уровень доверия

Низкий

Как видно из таблицы 7, российский рынок факторинга имеет не самые положительные особенности, которые негативно сказываются на темпах его развития.

Несмотря на высокую потребность малых, и средних компаний в финансировании, существует ряд причин, снижающих популярность факторинга. В их числе эксперты называют разные факторы. Это относительно низкая финансовая грамотность руководителей компаний малого и среднего бизнеса, отличие расчетной ставки факторинговых услуг от фактической, отсутствие доверия к цифрам, озвучиваемым факторами. А также небольшие объемы уступаемой дебиторской задолженности, ограниченный круг покупателей, непрозрачность бизнеса, недостаточность кредитной истории и высокие управленческие риски.

Одним из существенных барьеров на пути развития факторинга в России являются законодательные препоны. Значительная помеха — ограничение круга лиц, которые могут предоставлять полный комплекс услуг факторинга, включая финансирование. Законом определены лишь банки и компании, имеющие лицензии на проведение операций по финансированию под уступку денежных требований. Вот только механизм получения лицензии отсутствует. Действующая норма Гражданского кодекса делает невозможным процесс рефинансирования активов компаний путем их секьюритизации, так как в этом случае в качестве финансового агента, как правило, выступает специализированная компания, созданная исключительно с целью привлечения финансирования путем секьюритизации активов и не являющаяся кредитной организацией. Участники рынка постоянно заявляют о необходимости внесения изменений в нормативные акты, которые могли бы способствовать еще более динамичному развитию факторинга.

Финансовый кризис также внес существенные поправки в процесс развития факторинга в России. Рынок факторинга в первом полугодии 2009 года сократился в два раза и составил 170 млрд. рублей. Главные причины — проблемы ресурсной базы факторов и ужесточение требований к клиентам и дебиторам.

У специализированных факторов возникли сложности с привлечением ресурсов: деньги стоят дороже, а доступ к ним снизился. У банков проблема в другом: ухудшение качества активов привело к необходимости досоздания резервов для обеспечения положительного прироста портфелей, но не все банки оказались к этому готовы. Другая причина сокращения объемов рынка в ужесточении требований факторов к клиентам и дебиторам, что привело к сужению клиентской базы. Большинство факторов прекратили сотрудничество с клиентами из таких высокорискованных отраслей как строительство, металлургия и др.

Бегство «к качеству» на рынке факторинга привело к выраженной сегментации рынка на низкорисокванный и высокорисковынный факторинг: в первом сегменте растет конкуренция и происходит снижение ставок, тогда как второй сегмент стагнирует, несмотря на большой спрос.

Приход новых игроков на рынок факторинга (ВТБ-факторинг, РФК и др.) и кризисные явления в экономике спровоцировали рост конкуренции за надежных клиентов, уже использующих факторинг. В результате стоимость услуги для таких клиентов падает вследствие ценовой конкуренции факторов (на 5-12 п.п.). В то же время рынок высокорискованного факторинга стагнирует, несмотря на огромный спрос – аппетит к риску у факторов ещё не проснулся. Если факторы и решаются на предоставление услуги таким клиентам, то ставки остаются запретительно высокими.

Клиенты тоже сменили подходы к работе с факторами. Если раньше было достаточно одной факторинговой компании, то сейчас они стремятся к диверсификации.

Уход с рынка ФК «Еврокоммерц» и МФК «Траст» в конце 2008 года негативно отразился на бизнесе их клиентов. Поставщики, которые уже однажды «обожглись», боятся зависимости от одного фактора. Теперь они стараются диверсифицировать источники своих пассивов – заключают договоры с двумя-тремя факторинговыми компаниями. Это становится ещё одной причиной роста конкуренции на рынке, потому что факторы стремятся фондировать все поставки дебиторам надежных клиентов. Такая ситуация вынуждает банки и специализированных факторов идти на уступки – снижать ставки.

Перераспределение сил на рынке: кризис привел к усилению конкурентных позиций банков.

При удорожании денег в экономике рынок факторинга стал преимущественно банковским (доля Факторов с банковской лицензией увеличилась на 23 п.п. с 65 до 88% рынка факторинга по объему уступленных требований). В условиях, когда для банков главная проблема в резервировании, а для специализированных факторов – в доступности и стоимости пассивов, идеальным вариантом становится ведение бизнеса через дочернюю специализированную компанию банка. С одной стороны нет требований по резервированию, с другой стороны есть доступ к дешевым пассивам головного банка.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что российский рынок факторинга имеет огромный потенциал к развитию. В настоящее время это развитие сдерживает ряд негативных национальных особенностей, а также мировой финансовый кризис, однако рано или поздно, эти проблемы будут преодолены и данный сегмент получит мощный толчок к развитию.

Таким образом, во второй главе были представлены различные виды и модели факторинга, каждая из которых имеет свои характерные особенности, применяемые в зависимости от различных экономических ситуации и целей компании.

Кроме того были приведены особенности национальных моделей факторинговой услуги в некоторых странах западной Европы и в Росси.  В результате можно сделать вывод о том, что в Европе рынок факторинговых услуг является крупнейшим в мире. В целом, среди рассматриваемых стран не было выявлено существенной разницы в национальных моделях, в отличии от российского рынка, который по всем параметрам отличается от рынка западной Европы в нелучшую сторону. Однако, российский рынок имеет гораздо больший потенциал к росту и темпы развития, о чем свидетельствуют приведенные данные за 2004 -2008 годы. Таким образом, можно предположить, что российский рынок факторинга в скором времени догонит по уровню развития своих западных соседей.
3. Анализ современного состояния и перспектив развития международного факторинга.

3.1. Выделение основных современных тенденций международного факторинга.
Анализируя мировой рынок факторинга, необходимо произвести подробное описание его субъектов, объемов, механизма ценообразования, стран с наибольшим удельным весом и т. д.

Просматривая общие тенденции рынка, можно заключить, что лидерство той или иной страны отнюдь не определяется большим количеством факторинговых компаний.

Приведем статистическую информацию о позициях стран на мировом рынке факторинга по различным основаниям. Она представлена в таблице 8.

Таблица 8.

Позиции стран на мировом рынке факторинга[16].

Также необходимо рассмотреть информацию о доли этих стран на мировом рынке факторинга. Здесь первое место занимает Европа. В первую очередь это связано с высокой концентрацией стран с высоким уровнем экономического развития, а также с тем, что рынок Европы имеет больший срок существования, а значит и степень развития. Наглядно это проиллюстрировано на рис. 6.

Рис. 6. Мировой рынок факторинга[17].
Что касается спроса на рынке факторинга, то про него можно сказать следующее: Во-первых, схема факторинга применима в таких отраслях торговли как оптовая торговля и необходима производителям, а также тем компаниям, которые принципиально работают на условиях отсрочки платежа. Во-вторых, факторинг выгоден, когда речь идет о любых регулярных поставках широкому кругу постоянных покупателей. Это могут быть продукты питания, товары народного потребления (бытовая химия, парфюмерия и косметика, бытовая техника и так далее), лекарства, расходные материалы для офисов, напитки и многое другое. Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью. В-третьих, факторинг применим к поставкам не только товаров, но и услуг (например, услуг связи, транспортных, туристических и других).

Факторинг выгоден для развивающейся компании, ведь при динамичном росте дополнительный доход от увеличения объемов продаж существенно превышает затраты на вознаграждение факторинговой компании.

Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом.

Таким образом, все упомянутые выше субъекты экономических отношений составляю спрос на рынке факторинга.

Структура спроса на сегодняшний день такова, что 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% — торговым. Такое неравномерное распределение, возможно, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.

На рис. 7 приведено распределение объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых компаний.

* Товары народного потребления
** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие

Рис. 7. Объем факторинговых сделок, заключенных с производственными компаниями следующих отраслей промышленности, млн. долл[18].

На рисунке 8 приведено распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов — промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

* Ювелирная промышленность; полиграфия; саженцы и горшечные растения
** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие
 

Рис. 8. Объем факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями следующих отраслей промышленности, млн. долл[19].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

·        Особенность структуры спроса на факторинговые услуги — наибольший сегмент  принадлежит производственным компаниям (81%), как среди производственных компаний, так и торговых доминируют компании пищевой отрасли и приборостроения;

·        Размер предприятия-клиента не оказывает существенного влияния на привлекательность для него факторинга. Для малых компаний факторинг является привлекательным поскольку позволяет им получать финансирование без залога, для средних в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью, крупным предприятиям факторинг позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов.

Также, при анализе рынка факторинга следует упомянуть о механизме ценообразования на рынке факторинговых услуг:

Поскольку правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон, в нем оговариваются вид факторинга, размер  факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит,  величина  комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.

На стоимость факторингового обслуживания в первую очередь влияют те услуги, которые входят в портфель клиентов. Кроме этого, влияние на уровень ставки оказывают величина бизнеса клиента и оценка качества передаваемой дебиторской задолженности.

Уплачивая более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. «В некоторых стоимость факторинга превышает стоимость кредита в 4 раза, но нельзя говорить о том, что это деньги стоят в 4 раза дороже». Во-первых, фактор берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию клиента о состоянии его дебиторской задолженности, благодаря чему освобождается соответствующий ресурс бухгалтерии клиента. Кроме того, фактор может предоставлять клиенту независимую информацию о платежеспособности его дебиторов. Оплачивать в комплексе все услуги получается дешевле, чем каждую в отдельности.

В соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказа­ние факторинговых услуг выделяются следую­щие три основных компонента:

1. Фиксированный сбор за обработку документов.

2.Фиксированный процент с оборота поставщика (комиссия).

Большая часть этого компонента комиссии представляет собой оплату оказываемых фактором услуг, а именно:

•  контроль за своевременной выплатой финансиро­вания;

•  контроль за своевременной оплатой товаров деби­торами;

•  работа с дебиторами при задержках платежей;

•  учет текущего состояния дебиторской задолженно­сти и предоставление поставщику соответствую­щих отчетов.

Кроме того, сюда также включается премия за принятые на себя фактором риски:

•  риск несвоевременной оплаты поставок (риск ликвидности);

•  риск неплатежеспособности дебиторов (кредит­ный риск);

•  риск резкого изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск).

В большинстве факторинговых компаний мира данный компонент факторинговой комиссии в зависимости от количества покупателей, оборота, частоты, поставок, находится в пределах от 0,5% до 5% от оборота.

3.Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика.

Факторинговая комиссия в процентах от общего объема финансирования с каждым годом сокращается, что, несомненно, повышает доступность факторинга.
     

Рис. 9.Объем факторингового вознаграждения и его доля в объеме предоставленного финансирования[20].

Уменьшение доли факторинговой комиссии от объема предоставленного финансирования связано, прежде всего, с быстрым ростом объемов финансирования, то есть эффектом масштаба, кроме того, с приобретением опыта отрабатываются схемы ведения этого бизнеса и находятся возможности оптимизации бизнес-процессов.

Таким образом, рассмотрев основные составляющие мирового рынка факторинговых услуг можно выделить следующие основные тенденции[21]:

1.      Увеличение потенциального спроса (в условиях обесценения оборотных средств для розничных потребителей стало практически невозможным закупать товар без товарного кредита, для поставщиков товарный кредит — единственная, в нынешних условиях, возможность существенно нарастить объем продаж, что невозможно без финансовой подпитки и организационно-административного обеспечения в виде факторингового обслуживания).

2.      Снижение рисков (достигается за счет значительной диверсификации, низкой концентрации риска и ряда особенностей технологии).

3.      Увеличение рентабельности (размер собираемой комиссии определяется лишь величиной торговой наценки, которая значительно увеличилась в последнее время).

4.      Увеличение скорости оборачиваемости денежных средств.

5.      Стандартизация продукта. До конца XX века было очень мало сетевых факторинговых компаний, т.е. компаний которые имели бы в разных странах своих офисы. Сейчас крупные компании начали скупать более мелкие за рубежом и открывать свои филиалы. Соответственно, вслед за зарубежной экспансией из основных центров факторингового мира происходит распространение знаний и ноу-хау. Факторинговый бизнес на сегодняшний день один из самых рентабельных, темпы роста по всему миру колоссальные. Факторинговые компании с мировыми именами сейчас активно осваивают рынки стран Восточной Европы. Эти компании большое внимание уделяет страновым рискам региона, в котором планируют создать дочернюю компанию.

6.      Появление неких ответвлений от стандартного факторингового продукта. Рынок факторинга, в котором ключевой услугой является финансирование под уступку денежного требования, в Западной Европе, можно сказать, уже поделен. Поэтому дальнейшее развитие происходит в двух направлениях. Первое — финансирование под другие активы. Это финансирование, например, под товары, оборудование, здания и так далее. Это отличается от кредитования тем, что здесь идет по-прежнему выкуп активов или покупка опциона на активы. А другое направление — это развитие других услуг, связанных с поставками товаров: страхование кредитных рисков, логистика. Факторинг применяется в разных странах мира, при этом степень его распространенности значительно колеблется. На Западную Европу приходится 70% факторингового рынка. В Восточной Европе факторинг развивается бурными темпами, но пока составляет всего 1,5% от Западной Европы. Рынок находится в начальной стадии развития. Наиболее конкурентоспособный из стран Центральной и Восточной Европы рынок в Польше и Чехии. В Соединенных Штатах Америки или Японии, которые являются экономически мощными странами, факторинг менее развит.
                        

Рис.10. Рост рынка факторинговых услуг в Европе.[22]
Ситуация с факторингом в разных странах Западной Европы различается. Разные продукты и услуги являются локомотивами, движущими силами. Есть страны, где международный факторинг превалирует над внутренним. Есть страны, где факторинг без регресса превалирует над факторингом с регрессом. В некоторых странах центральные услуги — страхование кредитов и рисков, в других, наоборот, центральные услуги — финансирование. Это связано с тем, что факторинг — молодая отрасль и во многом зависит от лидера рынка. В каждой из стран есть ярко выраженные одна-две-три компании, которые, в общем-то, ведут за собой всех остальных. ВВеликобритании— этоRoyal Bank of Scotland, Lloyds TSB, воФранции— Eurofactor, GE Factofrance.

7.      И последней важной тенденцией рынка является массовая оптимизация бизнеса и его автоматизация, связанная с высокой степенью информатизации банков. Банки-факторы уделяют большое внимание новым технологиям, что, несомненно, мотивирует независимые факторинговые компании не отставать от своих конкурентов.

Анализируя состояние самого рынка, следует подчеркнуть, что за последние несколько лет уровень факторингового сознания среди предпринимателей заметно вырос. Многим компаниям хорошо известна новая форма торгового финансирования. Сложнее дело обстоит с пониманием всех практических преимуществ, вытекающих из возможностей факторинга. Текущий финансовый кризис также должен положительно повлиять на увеличение популярности факторинга как важного источника финансирования деятельности компании. Ведь ограничение доступа предприятий к классическим кредитным продуктам влечет за собой увеличение интереса к более новым альтернативным продуктам, как, например, факторинг.

Таким образом, можно сказать, что все основные тенденции международного факторинга направлены на преодоление последствий кризиса, то есть снижение рисков, привлечение новых надежных клиентов и предоставление более широкого спектра услуг.
3.2. Проблемы развития международного факторинга.

Рассматривая мировой рынок факторинговых услуг, необходимо обратить внимание на такой немаловажный фактор, как существующие у него проблемы. В настоящее время существует целый ряд проблем, сдерживающих развитие международного факторинга. К ним можно отнести[23]:

1) Наличие в ряде стран неопределенности в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. Отмена лицензирования факторинговых операций изменит рынок факторинговых услуг, увеличится число его участников, а основными игроками на нем станут факторинговые компании. Эта проблема преодолевается очень просто – совершенствуется законодательная база исходя из опыта других стан.

2) Высокий уровень риска. В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования, как на поставщика, так и на его дебиторов, на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).

3) Недостаточная информационная открытость, достоверность финансовой отчетности компаний. Развитие факторинга возможно только при полной транспорентности компаний, понимания их структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств.

Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, можно решить путем обращения банка в кредитное бюро за досье заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о клиенте. Другим источником информации могут служить базы данных статистических служб, информационно-аналитических служб. От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).

4) Неразвитость рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых взносов.

5) Высокая доля неплатежей, плохая дисциплина платежей со стороны дебиторов, недостаточная компетентность банков в области финансового анализа, оценки кредитоспособности клиентов, управления рисками. Так, например, начавшийся мировой финансовый кризис спровоцировал волну неплатежей. Около 40% клиентов перестали платить[24]. Эту проблема решается с помощью диверсификации своего кредитного портфеля.

6) Недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.

Чтобы преодолеть это недопонимание необходимо сформулировать и законодательно закрепить наиболее четкое определение факторинговой услуги.

7) Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой высококлассного программного обеспечения как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости.

Итак, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития, мировой рынок факторинговых услуг столкнулся с целым рядом проблем. Эти проблемы в тандеме с финансовым кризисом значительно тормозят его развитие. Для их преодоления необходимо преодолевать путем повышения их качества, расширения сферы предоставляемых услуг, а также созданием общей нормативной базы в сфере международного факторинга.

3.3. Определение перспектив развития международного рынка факторинговых услуг
Перспективы развития фактора не ограничиваются предложением различных услуг исключительно под уступку дебиторской задолженности. Факторинг во всем мире становится частью более широкой индустрии небанковского финансирования, в основе которой лежит так называемая теория
финансирования под различные активы. Логика развития факторингового бизнеса предполагает, что в круг активов, под которые предоставляется финансирование, постепенно будут включены не только права денежного требования (дебиторская задолженность), но и товарно-материальные запасы, коммерческие контракты, оборудование и т. д.

Суть заключается в специфике управления рисками, которое в корне отличается от банковского риск-менеджмента. В коммерческом банке основная задача, стоящая перед «рисковиком», — оценить способность заемщика вернуть деньги. В компании небанковского финансирования основой является оценка способности этой компании распоряжаться активом, под который планируется финансировать. Прежде чем войти в эту индустрию, необходимо проделать очень большую работу по созданию технологий проведения операций с новыми видами активов. Для того чтобы выйти на этот рынок, необходимо инвестировать значительные ресурсы в создание инновационных лабораторий, занимающихся разработкой и внедрением новых продуктов, а также процессингового центра, который может обслуживать операции компании.

Однако при попытке управлять каждым новым видом уступаемых активов новоявленные компании будут всякий раз наталкиваться на теже барьеры, которые они видели перед собой при выходе на рынок факторинга, — прежде всего это инвестиции в бизнес-процессы и риск-менеджмент. Всем, кто хочет предлагать полноценные услуги небанковского финансирования, без качественного риск-менеджмента, специальной сети дистрибуции, отлаженных операционных процессов, дорогого IT-обеспечения не обойтись. Новые цели рождают новые стандарты, и, чтобы быть «в рынке», придется им соответствовать.

Для динамичного развития факторинговой компании (кредитной организации) необходимо осваивать регионы и привлекать на обслуживание средний и малый бизнес. Потенциальная емкость рынка факторинга — это объем рынка товарных кредитов, а также отсрочки платежа, которые поставщики смогут предоставить покупателям только благодаря использованию факторингового финансирования.

Важно отметить, что в настоящее время для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого, самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг — не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка.

Поэтому представляется необходимым увеличения доли специализированных факторинговых компаний, что подтверждает и опыт целого ряда стран. Приведем некоторые данные Всемирного банка о соотношении объемов продаж факторинговых услуг в разных странах мира и ВВП этих стран в 2008 г.:

Таблица 9[25].

Доля факторинга в ВВП.

Страна

Доля факторинга в ВВП

Австрия

1,2%

Германия

1,6%

Португалия

9,8%

Великобритания

10,5%

Италия

11,9%

В тех странах, где этот показатель высок, факторинг дальше всего от банковского бизнеса. В связи с этим было бы целесообразно создание органов регулирования или саморегулирования рынка факторинговых услуг.

Что касается прогнозов развития факторингового рынка, то, по оценке аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010 г. прогнозируется рост объема данного рынка. Наиболее оптимистичный прогноз, согласно исследованиям, находится в границах 5-10% роста рынка по отношению к 2009 г. На рынке факторинга останутся наиболее сильные и эффективные с точки зрения управления рисками участники[26].

Вероятнее всего, с рынка уйдут небольшие банки, в которых это направление было запущено еще до кризиса. Возможно, сократится количество неаффилированных с банками самостоятельных факторинговых компаний из-за отсутствия финансирования. В то же время можно рассчитывать на то, что банки, в которых факторинговое направление работает не один год и выделено в самостоятельное направление, будут сохранять и развивать его. Для достижения успеха факторинговым компаниям, кроме финансирования, необходимо научиться предоставлять клиентам качественные и гибкие услуги по защите от рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности, экспертизе дебиторов, обладать передовыми технологическими решениями.

Представляется, что до 2012 г. сохранятся трудности в сфере финансирования в финансовой системе, что скажется, конечно же, и на факторинговом рынке[27].

Таким образом, проанализировав современное состояние мирового рынка факторинговых услуг, и рассмотрев основные проблемы, сдерживающие его развитие, следует сказать, что основной перспективой развития международного факторинга является развитие в рамках специализированных компаний. Об этом свидетельствует и опыт ряда стран, где факторинг наиболее развит, и прогнозы аналитиков. И именно эти специализированные компании смогут оживить послекризисный рынок факторинговых услуг.
Заключение
Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы факторинговые услуги становятся неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Факторинг широко используется как на внутренних, так и на внешних рынках.

Мировая практика в области проведения факторинга выработала множества вариантов факторинговых соглашений, использование которых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов.

Также было выявлено, что основной предпосылкой обращения к факторингу, безусловно, является возникновение у компании необходимости в предоставлении ее клиентам товарного кредита. Частными случаями предпосылок возникновения потребности в факторинге становятся такие факторы, как появление новых продуктов, освоение новых рынков, высокая конкуренция, планы по увеличению объемов продаж и прибыли.

Кроме того необходимо отметить, что факторинг становится гибким и многообещающим финансовым рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему национального производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и специализированных компаний.

В ходе исследования было рассмотрено множество различных аргументов, говорящих в пользу использования факторингового обслуживания, для разных субъектов факторинговых отношений, каждый из которых предоставлял сторонам те или иные преимущества. Но наряду с ними он также имеет и недостатки. Так, например, факторинг является далеко не самым дешевым видом кредитования, и это обстоятельство заставляет лишний раз подумать, прежде чем  начинать факторинговое обслуживание.

Также было выявлено, что развитие факторинга столкнулось с множеством проблем, например, с высокой долей неплатежей, связанной с мировым финансовым кризисом. Если бы не это обстоятельство, то факторинговые компании и банки могут развиваться значительно быстрее.

Успех распространения этой формы торгово-финансовой деятельности, в дальнейшем будет зависеть не только от общей экономической ситуации в мире, но и от интенсивности исследовательского поиска в области методологии банковского дела, от того, насколько активно будут происходить популяризация и усвоение необходимых знаний.

Таким образом, факторинг, несмотря на все сложности, становится эффективным инструментом обслуживания дебиторской задолженности, но потенциал мирового рынка факторинговых услуг еще очень велик, что позволяет надеяться на дальнейший рост объема факторинговых операций и увеличения числа услуг, оказываемых факторинговыми компаниями.
Список использованной литературы
1) Батехин С.Л. Об ускорении движения финансовых потоков.//Финансы.-2004.-№12. – 134с.

2) Галицкая, Ольга. Тенденции мирового рынка факторинга // Сервер информационных технологий: www.raexpert.ru – М.: 2008. – URL: www.raexpert.ru/researches/factoring/factoring_1/part4.

3) Гвоздев Б.З. Факторинг.-М.: ЭКМОС,2000. – 327с.

4) Гришаев С.П. Договор факторинга.//Деньги и кредит.-2001.-№11. –  195с.

5) Грязнов А. Г. Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков/ Ред. коллегия Грязнова А.Г. М.: ИКК «ДеКА», 2005. – 468с.

6) Кавзанадзе И.К. Операции факторинга: их виды, регулирование, учет и анализ доходности // Деньги и кредит, № 11, 2001. – 376с.

7) Коробова Г. Г. Банковское дело / Под. ред. Г. Г. Коробовой – М.: Экономистъ, 2005. – 217с.

8) Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.

9) Кузнецова М.В. Статья: Факторинг — эффективный инструмент финансирования // Банковское кредитование. – 2005. – 98с.

10) Куликов А. Г. Деньги, кредит, банки. М.: ЗАО «Кно-Рус», 2009. – 512с.

11) Лабзенко А., Филипчук О. Роль факторинга в развитии бизнеса // Управление сбытом. 2004. – 241с..

12) Лаврушина О. И. Банковское дело/Под ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2005. -172с.

13) Лазарева Т.П. Нетрадиционные формы кредитования внешнеэкономической деятельности //Право и экономика, 2001. – 78с.

14) Майорова Е. Методика учета факторинговых операций банка // Бухгалтерия и банки. – 2005. – 107с.

15) Максименко, Олег. Рейтинг факторов по итогам 2008 года // Сервер информационных технологий: www.factoring.ru – М.: 2008. – URL: http://www.factoring.ru/static/ranking_table.

16) Москаленко, Андрей. Международный факторинг // Сервер информационных технологий: http://www.factoringpro.ru – М.: 2010. – URL: http://www.factoringpro.ru/index.php/menu_world/1356-vneshny-factor.

17) Никитин А. Ф. Экономический словарь / Сост., предисл., прилож. А. Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 672 с.

18) Печникова А. Банковские операции. – М., 2005. – 368с.

19) Пивоваров С. Э. Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э.Пивоварова. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 624 с.

20) Покаместов И.Е. Факторинг. Международный опыт. // Журнал управление компанией (ЖУК). – 2006. – 56с.

21) Покаместов И.Е. Рынок факторинга зарубежных стран. // Банковское кредитование. – 2007. – 239с.

22) Покаместов И.Е., Кожина Л. М. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций. // Страховое дело. – 2007. – 415с.

23) Пятанова В.И. Современные аспекты международного факторинга. // «Финансы и Кредит», № 5, 2000. – 274с.

24) Рудной К. В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. К.В.Рудного. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2004. – 400 с.

25) Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопелия. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. — 810с.

26) Русаков М.В. Договор финансирования под уступку денежного требования // «Законодательство», 2003. – 119с.

27) Склифасофский П.Ю., Орленко И.Н. Ростовская область: кому выгоден факторинг. ИА «Альянс Медиа» 20.05.2009. – 67с.

28) Степанян Т. Банки тормозят развитие факторинга // Банковское обозрение. – 2006. – 288с.

29) Тавасиев А.М. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 170с.

30) Тавасиев А. М. Основы банковского дела. – М.: Маркетдс, 2005. – 379с.

31) Трейвиш М.И. Управление ликвидностью при товарном кредитовании: роль и место факторинга // Аудит и финансовый анализ, 2008с. – 84с.

32) Федосова, Екатерина. Обзор мирового рынка факторинга // Сервер информационных технологий: www.factorings.ru – М.: 2010. – URL: http://www.factorings.ru/article/17.
–PAGE_BREAK–